Кто такой берендей в переславле
«Дом Берендея»
в Переславле-Залесском
«Дом Берендея» представляет собой высокое сооружение, возведенное из натуральных деревянных материалов и привлекающее взгляд яркими наличниками, изготовленными с помощью специальной техники резьбы. Он обращает на себя внимание прохожих не только ярким внешним видом, а и красочно оформленным крыльцом. В этом тереме находится множество изделий, изготовленных переславскими умельцами в области фигурной резьбы по дереву. Это симпатичные матрешки, забавные фигуры, изображающие людей и зверушек, свистушки и многие другие увлекательные вещи.
«Дом Берендея» является своеобразным местом, где взрослые и дети смогут окунуться в сказочную атмосферу и, вместе с тем, узнать о славянских традициях, культуре и старинных ремеслах. Гостям предлагается поучаствовать в мастер-классах и попробовать свои силы в создании оригинального сувенира.
«Дом Берендея» на google-панораме
Музей «Дома Берендея» в Переславль-Залесском
В Доме-музее царя Берендея ежедневно проходят экскурсии. Некоторые из них доступны в составе группы, другие — только для индивидуальных туристов. Во время экскурсии в сказочную горницу гости смогут узнать историю царя Берендея, посидеть на его троне, примерить царский костюм. Продолжительность программы 30 минут.
В ходе экскурсии «Мастерская подарков» можно не только ознакомиться с многовековой техникой росписи народной игрушки, а и принять активное участие в создании яркого подарка. Можно собрать стеклянные бусы или выбрать понравившуюся деревянную заготовку и самостоятельно ее расписать.
Все экспонаты, представленные здесь, изготавливаются только вручную по старым традициям ярославских мастеров. Приобрести готовые сувениры на память можно в местном магазинчике. Во дворе стоит красивый резной столб с указателями, где вырезаны имена друзей царя и расстояния до их места жительства.
Регулярно в берендеевых палатах проходит праздник «Царский разгуляй» с большим количеством веселых и увлекательных мероприятий. Царь всегда рад гостям, он устраивает для них грандиозные праздники с народными русскими забавами и песнями. Помощницы хозяина заводят веселый хоровод и устраивают разные испытания: пронести коромысло с ведрами на скорость, сплясать танец и т. д. В конце праздника царь приглашает всех в свою горницу и рассказывает увлекательные истории. «Царский разгуляй» продолжается 1,5 часа.
В течение года на все большие праздники в «Доме Берендея» устраиваются тематические мероприятия и фестивали. Например, на окончание учебного года поздравить детей съезжаются сказочные герои со всех уголков страны. В празднике участвуют Баба Яга, Снегурочка, Водяной, Василиса Премудрая, Царь Горох и многие другие персонажи. На Масленицу помощницы царя — веселые берендейки развлекают гостей песнями и хороводами. Устраиваются бои подушками, баталии и различные конкурсы. В конце праздника по традиции разводят костер и сжигают чучело Масленицы. На Новый год у Берендея припасены самые интересные сюрпризы и развлечения. На праздник к нему приезжают не только Дед Мороз со Снегурочкой, а и совсем неожиданные гости.
О предстоящих событиях в центре сохранения и развития народных традиций имеется информация на его официальном сайте.
Трапезная
Есть на территории Берендеева царства трапезная, где после веселых соревнований и экскурсий можно недорого подкрепиться и отдохнуть. Здесь представлен богатый выбор блюд и напитков традиционной русской кухни: блины с разными начинками, запеченная рыба, щи, чай из самовара и т. д. При желании можно заказать постную еду. Есть возможность организации банкетов, шведского стола, пикников. Завтрак в трапезной обойдется от 100 рублей, комплексный обед — от 150 рублей, фуршет — от 400 руб./чел.
Интерьер трапезной оформлен в стиле помещений средневековых царских палат: беленые стены и потолок, деревянные столы и лавки, маленькие полукруглые окошки. В столовой возможно разместить группу численностью 50–60 человек.
В трапезной тоже проходят мастер-классы, на которых учат печь блины по рецептам сказочных героев.
Как добраться до «Дома Берендея»
Добраться до достопримечательности можно на городском транспорте, идущем через остановку «Красный химик». Здесь останавливаются автобусы № 104, 118 и 501. От остановки следует двигаться по улице Урицкого в сторону дома № 38.
Чтобы доехать на такси, удобно будет воспользоваться услугами следующих компаний: «Яндекс. Такси», «888», «Водолей», «Зеленоглазое», «Фаворит», «Экспресс».
Переславль-Залесский. Берендеи, Александр Невский и Петр: как их помнит город? Часть 1
Переславль-Залесский — один из самых старинных русских городов, входящий в Золотое Кольцо. Древний, ухоженный, и даже с пробками.
Но начать хочется не с самого города, а с болот. Берендеевых. Которые в первые годы Советской власти начали разрабатывать, да в погоне за торфом потеряли кучу артефактов. Зато не потеряли тайну.
Берендеево царство — сказка
Антти Аматус Аарне был финским ученым, исследователем фольклора. Учился, как и положено, в Санкт-Петербурге, докторская диссертация называлась «Сравнительное изучение сказок».
Впоследствии этот список был дополнен, в этом участвовали и советские ученые. По сей день указатель сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона является важным трудом в международной науке.
Под номером 1362 в этом указателе идет сюжет о «снежном ребенке». В средневековом варианте это был мальчик: моряк возвращается из плавания, а дома его встречает не только жена, но и новорожденный сын, который родился от того, что ждущая жена съела снежинку. Моряк растит ребенка, потом забирает его в поездку, продает в рабство, а по возвращении объясняет женщине, что мальчик растаял.
Этот жутковатый сюжет вошел в фаблио — средневековые французские стихи. Он появляется в рукописном сборнике XI века «Кембриджские песни». В немецких преданиях есть Schneekind.
А под номером 703 значится сюжет об искусственном ребенке, которого делает для себя бездетная пара из дерева, из снега Указывается, что подобный сюжет проходит в литовских, сербских и русских сказках.
Образ Снегурочки часто связывают с другим персонажем русского фольклора — Костромой. Той самой, которую сжигают на костре при проводах зимы. Вспомним, что Переславль-Залесский находится по пути в город Кострому. Более того, имение Александра Островского — автора «Снегурочки» — находилось в Костромской губернии (сейчас там музей). И на флаге Островского района Костромской области изображена Снегурочка, и день рождения ее там празднуется. Флаг Островского района Костромской области, Россия
Фото: ru.wikipedia.org
Поселил свою героиню гениальный драматург в деревню берендеев. Известно, что эта идея пришла ему в голову именно по дороге в свое имение Щелыково близ Костромы, как раз на участке пути Переславля-Залесского.
Это теперь «берендеевы царства» расплодились по всей России, главным образом, в качестве элитных поселков. А тогда сохранившиеся названия указывали на конкретную географическую древность и историческую тайну.
Вероятно, Островского тоже заворожили эти названия — слобода Берендеево, Берендеево болото. Эти названия и сейчас сохранились.
Берендеево царство — реальность или «лепшие мужи в черных клобуцех»
К театральной постановке пьесы Островского писал музыку П. Чайковский. Впоследствии написал оперу Римский-Корсаков. Опера имела мировой успех. Островский и Римский-Корсаков возвели Снегурочку в ранг значимых образов мировой культуры. И теперь Snegurochka живет своей жизнью, сама по себе. Н. К. Рерих, «Снегурочка», эскиз костюма к драме
Фото: museum.clipartmania.ru
Декорации к различным постановкам делали самые знаменитые художники — В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих. На эскизах театральных костюмов Н. Рериха мы видим далеко не славянскую, а восточную тематику. Здесь славянская мифология переплетается с исторической правдой. В. М. Васнецов, «Берендейки», 1885 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Что же это был за народ — берендеи, о котором гласят русские летописи? Те, кого на Руси называли «свои поганые»? (В слове «поганый» здесь нет никакого оскорбительного оттенка, это прямое заимствование латыни — «язычник», которое встречается во множестве европейских языков.) Язычники, но свои, кочевники, но свои. Целиком и полностью свои. И это не случайно.
Берендеи, как и печенеги — тюркского происхождения. Известно и еще название — «торки», которое сохранилось в топонимике многих мест. Одно из самых распространенных наименований берендеев и прочих торков — «черные клобуки» (то есть высокие черные шапки). Именно поэтому часто говорят о том, что современные каракалпаки (тоже в переводе «черные шапки») — могут быть если не прямыми потомками берендеев, то все же отдаленными родственниками. Печенеги убивают Святослава Игоревича, средневековый манускрипт
Фото: ru.wikipedia.org
Сами же берендеи, теснимые своими другими прямыми родственниками — половцами, искали на Руси убежища. И они его получили, взамен участвуя во всех битвах русских с половцами. Иногда войско могло состоять только из берендеев, за исключением возглавляющего его князя («Глеб же посла брата своего Михаила и с ним переяславець сто, а берендеев полторе тысячи»).
С половцами берендеи бились отчаянно, ибо при поражении их ожидало в лучшем случае рабство. Да и изгнания из родных степей они половцам не забыли.
Так торки и берендеи и селились в приграничных районах, сначала в Киевской Руси, где их было больше всего, затем в Северо-Восточной (но, возможно, что и наоборот). Стали полукочевниками, а местами и оседлыми, мало ассимилировались, но служили в целом верно и преданно. На Руси они жили свободными людьми, сохраняя свою полную самобытность.
Нарождающиеся русские княжества смогли отстоять свою независимость от угрозы из степи, в том числе, и с помощью берендеев — черных клобуков.
Те прекрасно знали обычаи и военное искусство своих противников, были прекрасными всадниками и разведчиками. В авангарде войска или в погоне черные клобуки были незаменимы. Пришлось берендеям поучаствовать и в междоусобных войнах русских князей. Переславль-Залесский
Фото: Галя Константинова, личный архив
В Переславль-Залесский и в целом во Владимиро-Суздальской земле берендеи поселились во времена неизвестные, но тоже, вероятно, в XI веке. Вокруг Берендеева болота сохранились деревни с тюркскими названиями.
Последний раз берендеи упоминаются в XIII веке, причем уже в других источниках. Знаменитый персидский государственный деятель и ученый Рашид ад-Дин пишет о нашествии Батыя:
«царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа черных шапок и в девять дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев)».
Началась другая эпоха.
Черные клобуки частично погибли, частично были взяты плен, частично ассимилировались с Золотой Ордой, частично ушли на территории современной Венгрии.
А нам пора вспомнить человека, родившегося чуть позже в Переславле-Залесском — Александра Невского.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Расскажу о берендеях, о коих мне известно более всего, ибо мой род имеет отчасти и эти корни. И меня конечно занимал вопрос: кто мы? Ведь в некоторых учёных трактатах берендеев называют тюрками.
Однако ничего тюркского или татарского (а татары наши соседи) в нашей традиции я никогда не замечал. Хотя не удивительно, что в татары или мордву записывали славян и русских, коли они были по тогдашним раскладам язычниками.
Многие сразу вспомнят Берендеево царство из сказки Александра Николаевича Островского. Всем памятны прекрасный пастух Лель, Снегурочка — дочь Деда Мороза и Весны, а также Купава, купец Мизгирь…
Это герои древней легенды, которую сей драматург и поэт записал в наших местах близ своей усадьбы в деревне Щелыково, что в Заволжье под Костромою. А мои предки Асовы — из Завражья и Борисоглебского, что в пятнадцати верстах от той усадьбы А.Н. Островского. Там и сейчас бьет незамерзающий Снегуркин Голубой ключик на Ярилиной поляне в Берендеевом лесу.
И мой старый дом, в котором я родился, совсем недалече, — в селе Сокольском, куда Асовы переехали в 50-х годах прошлого века, где и теперь немало моих родственников и где наше родовое кладбище, и где есть могилы Асовых.
Конечно, мы — берендеи, вовсе не выдумка поэта. У нас есть история, традиции, живые поныне. Приезжайте на экскурсию в Щелыково, на «родину Снегурочки», где проходят праздники, и вы сами это увидите.
Так кто же мы – берендеи? Перелистаем летописи, заглянем и в дощечки новгородских волхвов, послушаем старые предания…
Древнейшие сведения о берендеях есть в «Велесовой книге». И они показывают, что наш корень уходит не только на Волгу. Древнейшие летописные сведения о берендеях относятся ко временам Русколани — царства, процветавшего более тысячи лет назад в Причерноморье и у северных отрогов Кавказа, также на Азове.
Среди родов, населявших Русколань, «Велесова книга» упоминает и берендеев. Имя это легко читается по-славянски. «Бер» — это медведь (сравни: «берлога» — логово бера). «Дей» — от «деяти», делать (сравни: «чародей» — делающий чары, чудеса). Берендеи — это те, кто делаются бером-медведем. Замечу, медведь и поныне – символ России. И там же, в дощечках, рассказывается о том, что во времена Буса у берендеев был вождь — Асень.
Между прочим, в поздних приписываемых берендеям легендах (попавших в XVII веке в «Мазуринский Летописец») упоминается древний русский князь Асан вместе с князьями Авесханом и Великосаном, которые совершали походы вплоть до земель Египта, показали страх великий «в Иерусалимских странах и в варварах», а также «храбростью и мудростью многих превзошли».
Династия князей Берендеев
«Русские Веды» упоминают и князей Берендеева царства. Так «Велесова книга» поминает жившего во Времена Бусовы берендея «Гредня, который умер, тридцать лет правив нами. А после Гредня мы имеем Асеня, который был мудр и силён. И так он владел нами двадцать лет. А после него был Сильномир.» (Бус. II, 1:11)
Восстановить династию князей берендеев помогает «Ярилина книга». Согласно упоминающейся в ней берендеевской династии, кою легко сопоставить с сарматской династией князей Боспора, получается, что основал династию сам царь Берендей, умерший в 284 г. Ему наследовал внук его Волганя (сын Вольги Берендеича) (286—308), правивший в Боспоре, а одновременно с ним в Поволжье правил его брат Гредень (284—315). Другой брат Радим Сидень правил в Боспоре, после гибели Вольги, под именем Радамсад с 309 по 319 годы.
От имени Гредня Берендеевское княжество получило также имя Греднецкое, затем Городецкое, под сим именем оно существовало до XIII века. После Гредня правили с 313 по 335 годы Асень Мудрый, сын Гредня, и его племянник Волгар Находчивый. Затем берендеями правили братья Сильномир на Волге и Млад Асень в Боспоре (335—368).
После княжество перешло под власть гуннов Буримира, имевшего также и берендеевские корни. Буримир правил гуннами с 333 года, а берендеями с 368 по 380 год. Далее берендеи входили в Булгарское царство, после падения коего была восстановлена его независимость.
Потом городчан-берендеев поглотило соседнее Нижегородское княжество, но правили берендеями на Волге всегда и свои князья из рода Асеней (также, надо полагать, и из рода Асовых — как «кормчие Золотого корабля»).
И так берендеи правили и воевали в Поволжье и доходили вплоть до отрогов Северного Кавказа, где они стали известны как беленджеры (в Дагестане), помнившие, кстати, о своих русских (казачьих) корнях, хотя потом и перешли на тюркский язык; а также они известны как правители сарматской династии в Боспоре.
Но не только воинским искусством были славны берендеи. Уже в «Велесовой книге» сказано: « Наши жрецы о Ведах заботились и говорили, что их у нас никто украсть не должен, если мы имеем берендеев наших и Бояна» (Бус I, 2:2). Здесь берендеи названы хранителями веры.
Берендеи в Киевской Руси
После ухода Буса и падения Русколани после войн с гуннами (конец IV в. н.э.) часть берендеев откочевала от Кавказа к Приднепровью вместе с торками, печенегами и черкасами. Откочевавшие в Приднепровье торки, печенеги, черкасы и берендеи по-прежнему жили как вольные воины. Из-за чёрных папах, которые они носили, их тогда именовали также «чёрными клобуками». Берендеями был основан город Переяславль (ныне Переславль-Хмельницкий) недалеко от Киева. Они по-прежнему несли пограничную службу, отражали нашествия неприятелей, охраняли новую столицу Руси.
Когда в Киеве победило византийское христианство, торки и берендеи отделились от Руси и основали Алыберское царство, названное по имени священной горы Алабырь, или Алатырь. Потом берендеи-ольберы вместе с торчинами вошли в Киевскую Русь. В летописях их стали именовать «своими погаными», то есть язычниками, подданными Киеву. В русском былинном эпосе есть богатыри из земли Алабырской, такие как Саур Ванидович, Демьян Куденович, Сухан. Они ничем не отличаются от иных русских богатырей, так же служат Владимиру, так же сражаются со степняками, только имена носят особые.
Летописи также сообщают, что берендеи сопровождали князя Владимира в походе против волжских болгар («пошел Владимир на болгар и берендочи с ним»).
Однако, несмотря на поддержку военных походов киевских князей, взаимоотношения с Киевом у берендеев становились все более сложными. Киевские князья, подстрекаемые византийским духовенством, время от времени устраивали походы на Переславль с целью «обратить язычников». Тогда большая часть берендеев бежала далеко на север, в глухомань, в леса вятичей и финно-угров. Берендеи и другие славяне, бежавшие от междоусобиц к вятичам, принесли с собой великую и древнюю ведическую культуру, а затем хранили её в рождающейся Владимирской Руси.
Берендеи в Руси Владимирской
Тогда здесь поднялись города – Ростов, Суздаль, Тверь, Ярославль, Углич и иные. Берендеями, ушедшими из Днепровского Переславля, были построены города Переславль-Залесский (ныне Переславль) и Переславль-Рязанский (ныне Рязань). Берендеи-язычники верно служили всем владимиро-суздальским князьям. Так, Юрию Долгорукому говорили: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь!» (Лаврентьевская летопись, 1155).
Ведическая традиция в крае не угасала. При сыне Юрия Долгорукого князе Андрее Боголюбском, а потом и при Всеволоде, строились многие храмы, среди которых – храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Они были украшены рельефами не только с христианскими, но и с древними ведическими сюжетами.
Последнее летописное упоминание о берендеях есть в Лаврентьевской летописи за 1206 г., где рассказано о том, как Всеволод Черемный отправился воевать с Галичем, «и берендичи идоша с ним». Затем имя берендеев исчезает из летописей, место их занимают казаки. И замечу, что именно из-под Галича (Костромского) происходят все мои родственники по линиям Высоцких и Горских, да и Асовы – костромские волжане.
Здесь следует напомнить историю нашего края, поскольку не все знают, что ведическая традиция продолжала жить здесь и после Крещения Руси.
Берендеи в Поволжье
Области берендеев и старинных обитателей края в Поволжье образовали в начале I тыс. н.э. известное по сказкам Берендеево княжество со столицей в Большом Китеж-граде у озера Светлояр.
Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне — город Городец на Волге. Об этом, между прочим, сообщает Супрасльская летопись: «И сыпа город Кидешьку (Малый Китеж) той же Городец на Волзе» (Полное Собрание Русских Летописей, т. XVII, с. 2). А само древнее Берендеево княжество стало тогда именоваться Городецким княжеством.
Области близ Большого Китежа у Светлоярова озера, а также близ Городца (Малого Китежа) вошли в Нижегородское княжество после их разгрома Батыем в 1238 году. Тогда и град Китеж стал невидим. А известная по летописям языческая Пургасова Русь (столицей коей почитается град Алатырь на юге Нижегородчины) была разделена между Нижегородским княжеством, а также Золотой Ордой, после сражений с князем Пургасом в 1229 году, по Лаврентьевской летописи.
Нижегородское княжество, объединенное с Русью Пургасовой и землями берендеев (Городецким княжеством), и потом сохраняло ведическую веру наравне с православной. Ведическая вера объединяла волжан тогда в союз с единоверной Золотой Ордой, вплоть до принятия татарами ислама в 1312 году. После сего союз распался. К тому же Золотая Орда ослабла под ударами среднеазиатского тирана Тамерлана.
Нижегородское княжество с подвластными язычниками-русами из родов пургасов на юге, берендеев на севере и иных откололось от Золотой Орды и номинально перешло под власть князя московского (1392 год). Но это не помешало нижегородцам отразить поход московских ратей в 1410 году, кои желали утвердить новую власть и крестить «поганых». Окончательно же пургасы, берендеи с нижегородцами вошли в Московскую Русь только после разгрома Золотой Орды Иваном Грозным в 1552 году.
Последующая отмена вечевой власти, закрепощение (отмена Юрьева дня при Борисе Годунове), а также христианизация края, сопровождавшаяся переводом многих угодий, священных лесов в собственность церкви, а также отписанием целых деревень монастырям, – привели к восстаниям, разинщине, а затем и пугачевщине. Разгром повстанцев и последующий погром капищ, вырубка священных рощ, истребление жречества подорвали основу существования средневековой ведической культуры (в том числе и ведорусской литературы) в крае. Но это был уже XVII век.
И потому очень знаменательно, что именно благодаря берендеям по сию пору сохранилась ведическая православная традиция Руси. Родом из берендеевских мест, из Рязани, был А.И. Сулакадзев — один из последних хранителей «Велесовой книги», «Боянова гимна», дошедших до нас, а также многих недошедших: «Белой книги», «Китовраса», «Перуницы» и иных.
Я знаю многих берендеев из Переславля-Залесского, рядом с которым стоит знаменитое село Берендеево. Знаю и топонимику этого края (здесь есть Ярилина гора, Перунова плешь, Мокошино, Синий Камень). Окрестности Переславля — это также заповедный славянский край.
И по сию пору здесь на Купалу и Коляду собираются потомки берендеев — те, кто воскресил в себе древнюю веру Ведической Руси.