Кто такой бернар арно
«Бернар Арно вдохновляет меня», — говорит Шерон Барбер. 38-летний дизайнер аксессуаров из Лос-Анджелеса прилетел в Париж в разгар осенней Недели моды и отправился в роскошный флагманский магазин Louis Vuitton на Вандомской площади, чтобы воздать должное главе группы компаний LVMH. Барбер сразу приковывает к себе внимание. Он выкрасил волосы в ярко-розовый и желтый, а затем черной краской с помощью трафарета нарисовал на них несколько знаков доллара. На зубах дизайнера — зеленые грилзы, а шею обвивает массивная стальная цепь из замков от сумок Louis Vuitton. «В прошлом году я потратил пару сотен тысяч на вещи от Louis Vuitton», — добавляет Барбер. Он зарабатывает на жизнь кастомизацией одежды и аксессуаров для звезд хип-хопа, например для трио Migos и рэпера Post Malone. В видеоклипе на песню Saint-Tropez Post Malone носит бронежилет, который Барбер изготовил из сумки Louis Vuitton и черной кожи. Дизайнер из Калифорнии убежден, что Бернар Арно в одиночку сформулировал современное определение понятия «роскошь».
«Это самый необычный дом Louis Vuitton. Здесь можно увидеть всю вселенную бренда», — говорит Арно с ярко выраженным французским акцентом, описывая открытый два года назад флагманский магазин Louis Vuitton. Сам магазин представляет собой что-то среднее между музеем и закрытым клубом. В сверкающих витринах — вещи Louis Vuitton во всем многообразии. Мраморная лестница со стеклянными балюстрадами ведет в частное ателье на четвертом этаже, где шесть портных создают на заказ платья для таких знаменитостей, как Леди Гага и Эмма Стоун. «Я принимал непосредственное участие в создании магазина», — подчеркивает Арно.
«В чем кроется секрет успеха таких брендов, как Louis Vuitton и Christian Dior? Все дело в двух аспектах, которые могут противоречить друг другу: эти бренды существуют вне времени и при этом современны как никогда, — говорит Арно. — Это словно огонь и вода».
Хищник в дорогих доспехах
Начало карьеры Арно на промышленном севере Франции было далеко не таким роскошным. Первой любовью миллиардера была музыка, но ему не хватило таланта, чтобы стать выдающимся пианистом. В 1971 году, получив инженерное образование в элитном французском вузе, он начал работать с отцом в строительной компании, основанной в городе Рубе еще его дедом.
В том же году в разговоре с таксистом в Нью-Йорке Арно почерпнул важный урок, который впоследствии привел его во главу империи LVMH. Арно спросил таксиста, знает ли он президента Франции Жоржа Помпиду. «Нет, — ответил американский водитель. — Но я знаю Кристиана Диора».
В 25 лет Арно возглавил семейный бизнес. После того как в 1981 году президентом Франции стал социалист Франсуа Миттеран, Арно переехал в США и попытался создать там подразделение семейной компании. Но его амбиции выходили далеко за рамки строительства. Ему нужен был проект, который он мог бы масштабировать, — бизнес с французскими корнями и международным присутствием.
Следующей целью Арно стало парфюмерное подразделение Dior, которое принадлежало конгломерату Louis Vuitton Moët Hennessy. Руководители брендов LVMH постоянно соперничали между собой, и Арно решил извлечь из этого выгоду. Сперва он подружился с главой компании Louis Vuitton, основатель которой создавал специальные сундуки еще для императрицы Евгении, жены Наполеона III. Арно помог главе Louis Vuitton свергнуть директора алкогольного подразделения Moët Hennessy — только чтобы впоследствии избавиться и от него тоже. К 1990 году при поддержке Lazard Frères и с помощью денег, полученных от продажи предприятий Boussac, он получил контроль над конгломератом, в который входили знаменитый французский производитель шампанского Moët & Chandon и французский производитель коньяка Hennessy, основанный в 1765 году.
«Бернар Арно — хищник, а не творец», — говорит банкир, знающий о деталях сделки по спасению Boussac.
Но не во всех начинаниях миллиардеру сопутствовала удача. В 2001 году он проиграл своему главному конкуренту Франсуа Пино борьбу за контроль над легендарным итальянским домом моды Gucci — средства массовой информации прозвали их битву «войной сумок». В течение следующего десятилетия LVMH, позаимствовав тактику хедж-фондов, тайно скупала акции Hermès — компании с 182-летней историей, выпускающей шелковые шарфы и культовые сумки Birkin. Действуя таким образом, компания Арно собрала пакет в 17%. Но в затяжной войне с руководством Hermès, которая продолжалась до 2017 года, LVMH потерпела поражение и отказалась от большей части своей доли.
Арно выглядит так, будто облачен в своего рода доспехи, когда мы встречаемся в пасмурное пятничное утро в конце сентября. Миллиардер носит продукцию нескольких брендов LVMH: костюм в тонкую полоску от Celine, темно-синий галстук от Loro Piana, черные кожаные туфли от Berluti и белая рубашка под запонки от Dior c вышитыми на ней инициалами. Он поддерживает форму, играя в теннис четыре часа в неделю, иногда со своим другом Роджером Федерером. «Как видите, я стараюсь не растолстеть и часто занимаюсь спортом», — подчеркивает француз.
Теннис для него единственный способ отдохнуть от работы. Рабочий день Арно обычно начинается в 6:30 утра. Сейчас он живет в особняке XVII века в VII округе Парижа на левом берегу Сены. Каждое утро миллиардер, слушая классическую музыку, просматривает новости модной индустрии и переписывается с членами семьи и руководителями брендов. «Я каждый день думаю о том, что через десять лет изделия наших брендов должны быть так же желанны, как сегодня. Это ключ к успеху», — утверждает Арно. К 8 часам утра он приезжает в офис на авеню Монтень, где работает до 21:00. Иногда он делает перерыв на 20-30 минут, чтобы поиграть на рояле Yamaha в одном из залов на девятом этаже здания.
«Он работает 24 часа в сутки. Даже когда он спит, ему снятся новые идеи», — рассказывает 44-летняя Дельфина Арно, старшая дочь Арно от первого брака и исполнительный вице-президент Louis Vuitton.
По субботам Арно ездит по розничным магазинам брендов LVMH и дает продавцам-консультантам рекомендации по оформлению витрин. За одно утро он посещает до 25 бутиков — и не только свои, но и магазины конкурентов. «Это его ритуал», — считает 25-летний сын Арно Фредерик, который работает в часовой компании TAG Heuer, входящей в LVMH.
Как минимум раз в месяц Арно летает на своем Bombardier в отдаленные уголки своей модной империи. В октябре он посетил небольшой техасский городок Кин, где вместе с президентом США Дональдом Трампом торжественно открыл первую из двух новых фабрик Louis Vuitton. В течение следующих пяти лет там планируется создать 1000 рабочих мест. В США у бренда уже есть два подобных предприятия — в Калифорнии.
«Я здесь не для того, чтобы осуждать его политический курс. Я далек от политики», — сказал Арно журналистам на вопросы о Трампе. Тем не менее это событие повлекло за собой оживленные дискуссии среди сотрудников его компании. Креативный директор женской линии Louis Vuitton Николя Гескьер написал в Instagram: «Я — модельер. Я отказываюсь от подобных ассоциаций». Он также добавил хештеги #trumpisajoke и #homophobia. Арно не отреагировал на высказывания Гескьера.
География присутствия LVMH впечатляет: 4590 магазинов в 68 странах мира. Но вопрос открытия новых магазинов или закрытия старых зачастую зависит не только от традиционных показателей вроде продаж на квадратный метр, но и от шестого чувства Арно и местоположения магазина. В Китае, на одном из самых важных рынков для его конгломерата, Арно специально ограничивает количество магазинов Louis Vuitton, чтобы контролировать темпы роста LVMH.
В прошлом году руководство Louis Vuitton закрыло магазин в флоридском Форт-Лодердейле, потому что соседние магазины и рестораны не были достаточно привлекательными. Арно несколько раз приезжал на Елисейские поля, прежде чем утвердить появление нового бутика Dior возле Триумфальной арки. Несмотря на данные о низких продажах у предыдущего арендатора, миллиардер все же одобрил эту площадку. «Он давит своим авторитетом, чтобы посмотреть, действительно ли его подчиненные полностью уверены в успехе предприятия. Он бросает им вызов, это его тактика», — говорит Беккари.
«Коллекционер брендов»: Бернар Арно и его империя роскоши LVMH
Обозреватель vc.ru изучил биографию французского предпринимателя Бернара Арно, с помощью недружественных поглощений собравшего крупнейший в мире конгломерат по производству предметов роскоши LVMH Moët Hennessy — Louis Vuitton.
Некоторые предприниматели, такие как Джобс или Маск, начинали свое дело с нуля и постепенно наращивали обороты — другие инвестировали в компании или наследовали семейное дело. Есть и и те, кто приобрел известные бренды на грани разорения и вдохнул в них новую жизнь — такие, как богатейший человек Европы Бернар Арно.
Детство и юность. Отцовский бизнес и переезд в США
Бернар Арно родился в 1949 году во Франции. У его отца была успешная строительная компания Ferret-Savinel, а мать была талантливой пианисткой. Об учебе Бернара в школе известно немного, источники ограничиваются стандартными фразами о блестящих способностях и целеустремленности. После школы Арно поступил в École Polytechnique, одно из лучших французских заведений для подготовки инженеров. Отец предпринимателя получил эту же профессию — вероятно, Бернара с детства готовили к продолжению семейного дела.
В 21 год у Арно был диплом престижного заведения, и он стал работать одним из руководителей семейной компании, а позже стал полноправным компаньоном отца. Приблизительно через пять лет тот передал бизнес Бернару, и скоро компания обогнала своих ближайших конкурентов. Пять лет, пока Бернар возглавлял компанию, у нее не было особых проблем.
Все изменило начало 1980-х годов с приходом к власти социалистов: их реформы создали бизнесу сложности. Арно принял единственно правильное, по мнению многих исследователей, решение — продать отцовское дело. Самая распространенная версия гласит, что Бернар продал компанию, не посоветовавшись с отцом. Встречается и другая информация — что тот сам помогал сыну искать потенциального покупателя. Еще один вариант — Арно продал только строительный бизнес, сохранив риэлторское направление.
Отдельно нужно назвать версию, что предприниматель ничего не продавал, а просто покинул Францию, чтобы открыть филиал Ferret-Savinel в США. В 1981 году Бернар вместе с первой женой и детьми действительно оказался в США. По данным некоторых исследователей, Арно заявил отцу, будто едет учиться инвестировать и вести бизнес по-американски.
Политическая платформа правящей партии изменилась, и сложились хорошие условия для ведения бизнеса. Продав имущество в Штатах, Арно вернулся на родину. По его словам, главный урок, который он получил в Америке, — не мечтать, а делать.
Возвращение во Францию. Захват контроля над LVMH
Оказавшись во Франции в 1984 году, Арно нашел новую нишу на рынке. В это время постепенно разваливался текстильный конгломерат Boussac, принадлежавший частным акционерам и французским властям. Такая форма организации объясняется тем, что в Boussac входило одно из достояний страны — бренд Christian Dior. Арно стал приобретать акции конгломерата, которые почти ничего не стоили, причем есть информация, что ему помогла жена, чьи родственники также владели акциями Boussac.
Поглощение конгломерата шло не так гладко, как кажется на первый взгляд. Есть сведения о том, что Арно пришлось конкурировать с крупным брендом Louis Vuitton. Его акционеры были не прочь получить Christian Dior, и только хватка Бернара и его связи этому помешали. Некоторые источники говорят, что Арно позже сознательно мстил акционерам LVMH, отбирая у них компанию. Другие говорят, что предприниматель не переносит личные счеты на бизнес.
Есть мнение, что правительство продало акции Boussac именно Арно потому, что тот обещал не закрывать большую часть направлений, — но обещание в итоге не выполнил. Часть источников вообще склонны считать, что предприниматель собирался разбить холдинг на части и продать, но передумал. Некоторые считают, что сделка произошла еще до переезда Бернара в США, но это противоречит дальнейшему ходу событий.
Арно еще в США понял, что при торговле роскошью дело не только в качестве продукции, но и в том, что она значит для людей: пользоваться продукцией Christian Dior означает принадлежать к отдельному классу. Благодаря такому позиционированию, кадровой перестановке и достаточным денежным вливаниям предприниматель вскоре добился выхода компании из кризиса.
В 1989 году очередь дошла до Louis Vuitton Moet Hennessy. Этот конгломерат был создан в 1987 году, в него вошло несколько крупных брендов, в том числе Moet&Chandon — производитель вина, появившийся в 18 веке. Конгломерат в перспективе мог бы претендовать на мировое лидерство, но с руководством были проблемы: в совете директоров тлел конфликт между Анри Рекамье и Аленом Шевалье. Именно это использовал Арно для захвата LVMH. Он знал, что происходит в совете директоров конгломерата, и, похоже, воспользовался правилом «Разделяй и властвуй».
Популярна такая версия событий: первым, кто обратился к Бернару за помощью, был Анри Рекамье, глава бренда Louis Vuitton, которому нужны были деньги Lazard Frères. Арно исподтишка вел переговоры с обоими сторонами конфликта и убедил их продать ему, по разным оценкам, до 43% акций. В ходе переговоров он обещал помочь в борьбе и прижать оппонентов. Противоборствующие стороны заключили тайные сделки и стали ожидать, как Арно поставит соперников на место.
В 1989 году на совет директоров Бернар пришел с отцом и объявил его председателем. Акционеры схватились за головы, а Рекамье даже подал в суд, но изменить уже ничего не мог. Сделка была честной, а за иллюзии акционеров Арно осудить не могли.
Есть еще одна версия событий: Арно пришел в LVMH, чтобы помочь Рекамье победить его соперника, и никаких переговоров за спиной не вел. Обеспечив Рекамье победу, Бернар не остановился и захватил контрольный пакет конгломерата, сместив недавнего союзника с должности генерального директора. Для этого Арно пришлось пройти через целую серию судов.
В глазах многих людей обычный бизнесмен превратился в рейдера. Сам же он начал наводить в LVMH собственные порядки, увольняя топ-менеджеров и дизайнеров. По мнению Арно, если бы он не провернул эту сделку, LVMH была бы обречена на разделение из-за конфликта в совете директоров.
Во главе конгломерата LVMH
Арно показал, что понимает особенности управления подобными компаниями. Он отметил, что неудачи Dior связаны с потерей творческой составляющей и превращением в обычного производителя одежды и аксессуаров. В модный дом вернулся креатив. Речь идет не столько о дизайнерах, сколько о всей команде, которая должна была творчески подходить к каждому аспекту работы. В топ-менеджмент подбирали креативных людей, которые бы любили бренд и умели думать собственной головой — а не ждали команды сверху и не боялись отступиться от традиций.
При этом творчество не должно было вредить бизнесу: Арно точно знает, когда нужно остановить дизайнеров и как сделать, чтобы их работа приносила прибыль. В конгломерате царит жесткая дисциплина. Если кто-то не справляется с работой, то надолго он не задержится даже с учетом заслуг.
В 1996 году именно Арно решил взять на работу Джона Гальяно вместо Джанфранко Ферре. Ферре пришел в Dior в 1989 году и, по общему мнению, воскресил бренд. В 1997 году дизайнер перестал соответствовать требованиям Арно, и контракт с ним не был продлен. Многие отнеслись к этому негативно, но Джон Гальяно в итоге помог вдохнуть в Dior новую жизнь. Впрочем, когда в 2011 году за эксцентричные высказывания Гальяно обвинили в антисемитизме, он был немедленно уволен: все его достижения и хорошие отношения с Арно не помогли.
По мнению Бернара, при организации компании главное — это баланс. Не должна перевешивать ни творческая сторона, ни коммерческая. Арно сообщает креативным директорам, на каких рынках он хочет добиться большего влияния в этом году, задавая направления деятельности дизайнерам домов мод. Далее они свободны в своих решениях и могут работать без постороннего вмешательства.
Арно часто лично контролирует деятельность отделений и направлений. Когда конгломерат выходил на азиатский рынок, предприниматель как минимум трижды в год отправлялся туда с инспекцией, а более близкие отделения контролируются еще жестче.
В начале 1990-х годов Арно совершил около десяти крупных поглощений: алкогольные бренды, производители люксовых часов и парфюма, глянцевые журналы. При этом корпорация начала наращивать свое присутствие по всему миру. Были приобретены такие бренды, как Givenchy, Marc Jacobs, Guerlain, Sephora, Tag Heuer и десятки других. В прессе о предпринимателе отзывались как о безумце, пускающем деньги на ветер. Многие утверждали, что нельзя собирать в одном конгломерате всевозможные бренды, ведь это мешает сосредоточиться на одном направлении, а часть компаний и вовсе друг с другом конкурируют.
Арно тем временем сделал, то чего главы люксовых компаний раньше опасались, — изменил ценовую политику. Предприниматель сделал бренды доступными не только для сверхбогатых клиентов, но и для представителей среднего по европейским меркам класса. Продажи выросли, а остальное было неважно — в том числе мнение представителей фэшн-индустрии, что привычный мир моды медленно умирает.
Арно знает, как зарабатывать на недовольных: для них начали выпускать дорогие лимитированные серии одежды и аксессуаров. Таким образом критики предпринимателя сами же и попадаются на его уловки. Успехи конгломерата позволили Арно расширить масштабы: в 1997 году он принялся за создание штаб-квартиры в США, причем опыт в строительной сфере позволил контролировать процесс лично. LVMH Tower была официально открыта в 1999 году.
В конце 1990-х годов, перед кризисом доткомов, предприниматель заинтересовался интернетом. Он сделал серию соответствующих вложений, среди которых был, например, Boo.com. Это не принесло больших дивидендов, но, учитывая кризисные потери других бизнесменов, Арно еще легко отделался. Была и успешная инвестиция: глава LVMH стал одним из первых, кто вложил деньги в Netflix. Сам Арно отмечает, что уверен в будущем шампанского Dom Perignon, но вот каким будет интернет и как изменится отрасль — нужно спрашивать у других.
В конце 1990-х годов у предпринимателя были дела поинтереснее, чем инвестиции в интернет. Одной из крупных покупок стал бренд Fendi, контрольный пакет которого Арно приобрел в союзе с Prada. Судя по всему, этот альянс был вынужденной мерой предосторожности: как только Fendi начала приносить прибыль, Арно поспешил сосредоточить контрольный пакет в своих руках.
Конгломерат LVMH в 21 веке. Личность Бернара Арно и его семья
На традиционных рынках было бы сложно продвигаться из-за кризиса, и Арно обратил внимание на Индию, Китай и Японию. Он зашел в эти регионы еще в середине 1990-х годов, но теперь начал быстрее наращивать присутствие своих брендов, открывая магазины для среднего класса.
В приобретении брендов для Арно важны не только их ценность и популярность, но и кадровый потенциал. Так произошло с Marc Jacobs: в 1997 году Марк Джейкобс возглавил Louis Vuitton. К началу 2000-х годов бренд произвел переворот, выпустив коллекцию для молодой аудитории: в ней были, например, сумки с рисунками в виде граффити.
Согласно самой популярной версии событий, Бернар уже владел 34% акций Gucci и хотел полностью поглотить этот бренд. По слухам, Доминик Де Соле об этом знал и решил затребовать сумму гораздо выше реальной стоимости. Бернар не пошел на переговоры и приступил к враждебному поглощению. Де Соле же выстроил всем известную стратегию по уменьшению доли акций Арно в Gucci, размыв их до 20%.
Стоит подробнее рассказать о семье Арно. Предприниматель женат вторым браком на Элен Мерсье-Арно, у пары трое детей. От первого брака у Бернара есть сын Антуан и дочь Дельфин, которые работают в отцовском бизнесе. Дельфин не так давно стала вице-президентом Louis Vuitton, а до этого успешно работала в Dior. Антуан занимает должность PR-директора Louis Vuitton и возглавляет бренд Berluti. Он был одним из создателей рекламной кампании Core Values и уговорил поучаствовать в ней, наряду с другими знаменитостями, и Михаила Горбачева.
Бернар Арно предпочитает не выступать публично — по словам близких, это вызвано тем, что он много думает. Арно редко повышает голос — это пригодилось ему в работе с дизайнерами, которые предпочитают, чтобы на них не кричали. Впрочем, вряд ли холодное замечание, что новая коллекция не подходит бренду, лучше полуторачасовой выволочки. Еще две характерные черты предпринимателя: он не терпит фамильярности и очень редко смеется. Знакомые говорят, что Арно можно рассмешить, только если упомянуть о громких проколах его соперников.
По многочисленным сведениям, Арно требует, чтобы даже родственники и близкие друзья обращались к нему исключительно на «вы», и сам поступает так же. У него узкий круг друзей, куда входит несколько известных французских предпринимателей и политических деятелей. Среди них, например, Николя Саркози и Антуан Бернхайм. Предприниматель коллекционирует живопись и играет на фортепиано, причем, по мнению его знакомых, он мог бы добиться в музыке весомых успехов, если бы провалился на предпринимательском поприще.
Модельер Карл Лагерфельд, сын предпринимателя Антуан Арно и модель Наталья Водянова
Основной бизнес, как и прежде, пополнялся новыми брендами и демонстрировал доход в 17 млрд евро. Продолжалась настойчивая интеграция LVMH в Китай и другие страны Азии, а также в Россию. По словам Арно, он работает вопреки глобализации: выпускает продукцию в Европе и везет ее в Китай.
По оценкам аналитиков, развивающиеся рынки становятся главной нишей для продажи предметов роскоши, что означает сверхдоходы для империи вроде LVMH. В 2011 году Бернар Арно снова отметился попытками враждебного поглощения, решив захватить компанию Hermès. Действовал он в собственной манере — неожиданно приобрел около 17,2% акций. Владельцы Hermès вскоре забили тревогу и поспешили превратить компанию в холдинг, собрав команду специалистов, — в общем, последовали примеру Gucci. Общественность поддерживала Hermès, но помочь ничем не могла.
В 2012 году между сторонами началась судебная тяжба: LVMH обвиняла оппонента в шантаже и недобросовестной торговле, а Hermès вменяла конгломерату инсайдерскую торговлю. Длительная борьба ничего не дала, и в 2014 году стороны пошли на мировую. Бернар был вынужден уступить весомую часть своих акций семейству Эрме и подписал документ, что пять лет не будет делать попыток поглотить холдинг.
В 2013 году действия предпринимателя вызвали скандал. Он собирался получить бельгийское гражданство из-за ужесточения французского законодательства: с доходов выше миллиона евро год начали взимать налог в 75%. Общественность подняла волну недовольства, и Арно замял тему. В последующих интервью он оправдывался, что просто хотел развивать дело в Бельгии, но не поддался на предложения перевести туда бизнес.
К 2015 году Арно собрал в конгломерате LVMH коллекцию из 70 брендов: известные дома мод, производители алкоголя, парфюмерии, драгоценностей, издательские группы, отельный бизнес и более 2500 тысяч розничных магазинов во всем мире. Благотворительная деятельность, направленная в том числе на развитие искусства, принесла ему пять наград — как французских, так и международных.
Музей Louis Vuitton
Бернар Арно — холодный человек с репутацией корпоративного рейдера — создал одно из крупнейших состояний мира. Для индустрии роскоши он выглядел выскочкой, который не понимает, во что ввязался, но в конце концов соперники были вынуждены признать: Арно обладает почти безупречным вкусом и умеет находить общий язык с экстравагантными и креативными дизайнерами. Хотя общественность осуждает методы, с которыми Арно ведет дела, благодаря нему всемирно известные бренды переживают очевидный рост, а индустрия роскоши перешла на качественно новый уровень.
Бернар Арно — король роскоши, гламура и блеска
Буквально на днях акции холдинга LVMH подорожали на 43%, благодаря чему 70-летний Бернар Арно увеличил свой капитал на 32 млрд долларов и стал владельцем активов на сумму 100,1 млрд USD. Таким образом, собственник LVMH — гигантской империи роскоши — занял 3-е место в рейтинге Forbes после Джеффа Безоса (157 млрд) и Билла Гейтса (102,9 млрд).
Причины известности Бернара Арно
В деловых кругах господина Арно из-за его деловой хватки и жёстких правил ведения бизнеса в утончённом мире роскоши прозвали волком в кашемире. Инженер-строитель по образованию объединил под эгидой Louis Vuitton Moët Hennessy (LVMH) более 70 брендов — от люксового Louis Vuitton и миллезимного шампанского Dom Perignon до разветвлённой парфюмерной сети Sephora и сверхточных швейцарских часов TAG Heuer.
У Бернара Арно рациональное отношение к громким именам принадлежащих ему модных домов, часовых и ювелирных мастерских, винокурен, для него это такой же бизнес, как для других — добыча нефти, выплавка стали, строительство, только порой более прибыльный
Восхождение к богатству и успеху Бернар начал в 1980, когда вдвоём с партнёром выкупил почти обанкротившуюся текстильную фабрику Boussac, в активах которой находился модный и прославленный Christian Dior.
Природное чутьё помогло Арно разглядеть в молодом Джоне Гальяно будущего короля китча и авангарда, который, заменив Джанфранко Ферре, вернул былую славу Christian Dior.
LVMH то и дело рискует, привлекая к руководству модными брендами своенравных новичков — того же Гальяно или эпатажного британца Александра Маккуина, обыгравшего на подиуме тему изнасилования
После головокружительного успеха с Dior молодой Арно принялся скупать все именитые марки, в том числе акции коньячного дома Hennessy и французской ТМ Louis Vuitton. В 1987 эти старейшие бренды объединились и образовали мощную группу на рынке роскоши — LVMH. Её-то и возглавил в 1989 основной держатель акций Бернар Арно.
Оказалось, даже торгуя предметами роскоши, есть возможность экономить, чем и занялся Бернар Арно: фото того периода демонстрирует человека серьёзного и уверенного в себе
С тех пор LVMH совершила множество успешных сделок для укрупнения капитала методом слияния либо выкупа компаний, среди которых была итальянская Bulgari, обменявшая за 3,75 млрд EUR 50,4% своих ценных бумаг на 3% акций LVMH.
Арно не покупает бренды лишь потому, что они ему нравятся: приобретение бессмысленно, если не меняет целую нишу, что подтверждает покупка Bulgari, которая обошлась дорого, но позволила нанимать лучших профессионалов и растить собственные таланты
На сегодняшний день LVMH является крупнейшим поставщиком предметов роскоши и владельцем элитной коммерческой недвижимости по всему миру. Семья Арно имеет 47,4% акций, а капитализация холдинга в 2018 составила 144 млрд USD. В конгломерат входят такие марки и производители элитной продукции, как:
Видео: Бернар Арно, видеоистория успеха
Жизненный путь короля гламура
Третий по состоянию богатейший человек планеты не слишком разговорчив. Он знает, что молчание — золото, особенно в бизнесе, чтобы о твоих планах не узнали конкуренты. Такое жизненное кредо, а также расчётливость, желание познавать новое и применять в своём бизнесе легли в основу успеха миллиардера.
Родился Бернар Арно 05 марта 1949 года в старинном центре фландрского ткачества — городке Рубе (округ Лилль), расположенном на севере Франции недалеко от бельгийской границы. И это неудивительно. Франция была, есть и остаётся главным вдохновителем мировой моды, поэтому где, как не здесь, должен был родиться будущий продавец роскоши и владелец многих прославленных брендов.
Родина Арно — город Рубе на севере Франции — старинный центр шерстяной и хлопчатобумажной промышленности, а также производства кружев
Его семья на тот момент владела небольшой, но прибыльной строительной фирмой Ferret-Savinel, и Бернара с детства готовили к преемству в семейном бизнесе. Мать мальчика была талантливой пианисткой. Юный Арно мог бы пойти по её стопам и стать музыкантом. Но небеса рассудили иначе, хотя свою вторую жену Элен Мерсье он покорил, виртуозно сыграв двенадцатый этюд Шопена.
Элен Мерсье-Арно влюбилась в своего мужа, когда услышала, как он играет на пианино — музыка раскрыла в Бернаре сверхчувствительного человека, который очень контрастировал с его привычным образом несгибаемого бизнесмена
В 1971 году после окончания Политехнической школы с инженерной степенью Бернар начал трудовую деятельность на руководящей должности в компании отца. Деловая хватка Арно проявилась быстро. Он принимал грамотные решения, не боялся кардинальных изменений, был скуп на слова, но буквально фонтанировал идеями, благодаря чему в 1976 семейный бизнес полностью перешёл под его личный контроль.
Следующие пять лет ознаменовались для Ferret-Savinel небывалым подъёмом. Компания завоевала авторитет на строительном рынке, оставив конкурентов далеко позади. В это время Бернар Арно заработал свой первый миллион, решив не останавливаться на достигнутом.
Однако далекоидущим планам молодого предпринимателя помешала большая политика. Франсуа Олланд ввёл 75% налог на всех, у кого годовой доход превышал 1 млн евро, и Франция стала непривлекательной для развития бизнеса. Тогда Бернар принял единственно верное в сложившихся обстоятельствах, но рискованное решение. Он продал семейный бизнес Ротшильдам и переехал во Флориду (США).
В Америке Бернар пошёл по проторенной дороге и открыл собственную строительную компанию. Спрос на строительство жилых комплексов в Штатах тогда был необычайно велик, что помогла Арно за 4 года заработать 20 млн USD. Попутно он изучал тонкости ведения бизнеса, особенности процедур слияния и поглощения компаний.
Четыре года молодой Арно учился в США бизнесу и в совершенстве освоил процедуры слияний и поглощений, перенимая американские приёмы враждебного захвата компаний
Но французская душа звала миллионера домой, и после смены власти Арно вернулся во Францию.
Начало создания империи роскоши
Оказавшись на родине с багажом знаний и немалым состоянием, Бернар решил вложить деньги в недавно обанкротившуюся корпорацию Boussac, которой де-факто управляло правительство. Его привлёк модный дом Christian Dior, входивший в текстильный холдинг. Государство активно искало нового хозяина осиротевшей компании, и предложение бизнесмена пришлось как нельзя кстати.
В активе Бернара на тот момент было 15 миллионов USD, на которые он стал приобретать акции Boussac. Первая жена бизнесмена — Анна Деваврен — приходилась кузиной бывшим владельцам. Воспользовавшись этим, Бернар недорого по-родственному скупил сохранившиеся у них акции и с помощью друга и партнёра Антуана Бернхайма выкупил основной пакет у правительства.
Анна Деваврен вышла замуж за бизнесмена в 1973 году, а в 1990 они расстались: о первой жене магната неизвестно практически ничего, за исключением того, что она поддерживала мужа в то время, когда он только начинал покорять фэшн-индустрию
Сделка обошлась в 95 млн USD и обещанием сохранить традиции проданного бизнеса, что не заставило новых владельцев отказаться от реконструкции погибающей компании. Они продали все предприятия, входящие в Boussac, кроме Christian Dior, а на вырученные 400 миллионов стремительно приобрели новые бренды, исповедующие идею роскоши и шика.
Воплощение мечты
Действуя по американской модели, основанной на быстроте и жёстком захвате, Бернар заменил главного дизайнера дома Dior Джанфранко Ферре ультрасовременным модельером Джоном Гальяно, чем возмутил модный Олимп. Но креативный дизайнер не только не погубил бренд, а вдохнул в него новую жизнь. Буквально через год прибыль модного дома выросла во много раз.
Вскоре в руки Арно попалась компания Louis Vuitton Moët Hennessy, которая и стала основой будущей империи. Она тоже не избежала апгрейда. После приобретения 43% акций Бернар сменил ведущих менеджеров. Бернар пригласил в компанию Марка Джейкобса, который возглавил линию готовой одежды, и японского художника Такаши Муроками, перекрасившего в яркие цвета скучный логотип и создавшего коллекцию сумочек, имевшую бешеный успех.
Уйдя из Louis Vuitton, Джейкобс не ушёл из LVMH, скорее, их отношения вступили в новую фазу: дизайнер и его партнёр при поддержке Бернара Арно (у которого в Marc Jacobs 96% акций) готовят новые модные коллекции к публичному показу
А Ив Карсель (одарённый управленец и будущий глава Louis Vuitton) разработал прогрессивную методику продвижения LVMH через открытие фирменных магазинов в крупных городах мира, что вполне соответствовало тогдашней эпохе, когда роскошь вошла в моду.
Видео: 15 минут с Louis Vuitton
Технология поглощения — частичный или полный выкуп предприятий — неспроста считается высшим пилотажем ведения бизнеса. Это невероятное сочетание многогранности, виртуозности, лёгкости, непредсказуемости и скорости принятия решений, чем сполна был наделён Арно.
Финансовые показатели LVMH волнуют Арно гораздо меньше, чем престиж компании и умение создавать тренды
Он своевременно и правильно рассудил, что управление одной структурой обходится гораздо дороже, чем концентрация отдельных компаний под единым руководством, поэтому продолжал скупать элитные бренды и вводить их в состав LVMH.
Так в империю вошли Céline и Givenchy, гиганты по производству часов — TAG Heuer SA и Zenith International SA, Chateau d’Yquem — легендарное винодельческое хозяйство с многовековой историей, Kenzo и прочие. В наши дни империя Арно насчитывает более 70 компаний с громкими именами.
Скандалы и неудачи
Но американская напористость иногда давала сбои, как это случилось с Gucci. Итальянский производитель элитной одежды в середине 80-х оказался на грани упадка. Бернар решил приобрести компанию, но его не устроила запрошенная цена. Поторговавшись и не придя к соглашению, Арно пошёл ва-банк и подал судебный иск на недобросовестное управление компанией. В ответ владельцы Gucci выпустили дополнительные акции на 20 миллионов, что «разводнило» капитал и вдвое обесценило долю Бернара, а затем продали 40% давнему конкуренту Арно — Франсуа Пино.
Арно имел возможность заполучить Gucci, но поначалу он шансом не воспользовался, а со второго раза запустил жёсткое поглощение, однако долю матёрой акулы сперва искусственно размыли, а потом и вовсе продали контрольный пакет главному конкуренту Бернара — Франсуа Пино
Вторым проколом бизнесмена стала попытка создать собственный лейбл Christian Lacroix, нацеленный на выпуск моделей от кутюр. Но эта идея оказалась провальной, и в 2005 году Арно продал компанию, которая через пару лет всё-таки разорилась, что навсегда отбило у магната охоту лично создавать бренды с нуля.
Как живёт бизнесмен сегодня
Нынешняя жизнь магната навевает тоску даже на самых прожжённых папарацци. Он не заводит никаких романов, не напивается виски и не буянит, не выносит публичных выступлений и крайне редко даёт интервью. Бернар говорит мало, зато много думает, что и позволило ему достичь небывалых высот.
У него пятеро детей, четверо из которых уже взрослые. Тем не менее Арно не собирается отходить от дел и надеется руководить LVMH ещё лет 20.
Арно ни на миг не забывает о специфике той вселенной, в которой добывает золотые слитки — невзирая на миллиарды и дружбу с богатыми и влиятельными людьми, он открыто преклоняется перед подчинёнными мастерами, поощряет их творчество, подчёркивает превосходство высокого искусства над интересами бизнеса
В свободное время он общается с давним другом Антуаном Бернхаймом и приятелем Клодом Бебеаром, играет в теннис, занимается верховой ездой. Любит посидеть часок за роялем, увлекается живописью, что немудрено, так как в его роду были портретисты эпохи Возрождения, коллекционирует предметы искусства и занимается благотворительностью. Он спонсор художественных галерей, выставок и аукционов.
Живопись — слабость Арно, он является наследственным коллекционером картин: изысканный художественный вкус передался ему с генами, поскольку среди предков Арно были художники эпохи Возрождения
Именно через его аукционный дом Philips был продан «Чёрный квадрат» Малевича за 15 млн долларов, часть из которых пошла на поддержку талантливых инвалидов из Академии искусств.
Арно не страшат неудачи. Недавно прогорела одна из его фирм по продаже спорттоваров через интернет, но, несмотря на это, Арно увеличивает финансирование холдинга Europatweb, куда входят около 60 компаний с интернет-маркетингом.
Он пережил последствия терактов, периоды экономической рецессии, мировую паранойю из-за птичьего гриппа. Закалился в корпоративных битвах и создал команду креативно мыслящих менеджеров, заглядывающих далеко вперёд.
Видео: Louis Vuitton, московская выставка 2019
Литература и фильмотека о Bernard Arnault
Хотя Арно владеет крупной радиостанцией, несколькими СМИ и 10% телеканала TF1, однако литературы и фильмов о выдающемся бизнесмене на удивление мало. Видимо, сказывается его непубличность.
Из книг, пожалуй, заслуживают внимания «Арно Бернар — владелец Louis Vuitton Moët Hennessy» авторства Ю. Петровой и Е. Спиридоновой, а также сборник его цитат и высказываний. Сам же Арно при случае перечитывает «Мысли» Блеза Паскаля. Из фильмов интересна документальная лента «Диор и я» и запись его концерта классической музыки в Москве (2017), где дирижировал маэстро Спиваков и на который съехался весь французский и отечественный бомонд.
Видео: Бернар Арно и Владимир Спиваков
Помимо управленческой хватки господина Арно, успех жемчужины империи Louis Vuitton Moët Hennessy кроется в способности команды обращать всеобщее внимание на тот либо иной бренд, делать его узнаваемым. Для этого в ход идут разные приёмы, например, использование символов Франции в аксессуарах или исторических экскурсов для продвижения элитного шампанского. Все они являются неотъемлемой частью стратегии LVMH, которая сделала Бернара Арно самым богатым в Европе и одним из богатейших в мире.
Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)
Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».
Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.
Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.