Кто такой биржан сал
Биржан-сал
Содержание
Биография
Последние годы жизни Биржан-сала были омрачены межродовыми распрями, в которые он был втянут вне своей воли. Преследования и вызванная ими болезнь ускорила кончину. [2]
Семья
Творчество
Ведущее место в творчестве Биржан-сала занимала тема любви, ей посвящены песни «Айтбай», «Ғашығым», «Ғашық жар», «Ләйлім-шырақ» и другие, отличающиеся неподдельным лиризмом, искренностью и глубиной чувств. Гордым скакунам, обгоняющим ветер в бескрайней степи, посвящены его песни о любимых конях «Телқоңыр», «Ақсеркеш» и другие. Верную спутницу домбру Биржан-сал воспевает в песне «Орынбор әні». [2]
Будучи глашатаем народа Биржан-сал в своих песнях также обличал произвол степных руководителей, таких, как волостные Жанбота и Азнабай (по чьему приказу у Биржан-сала во время визита в Степь генерал-губернатора Александра Дюгамеля в 1865 году сломали домбру за неподчинение). Гнев и презрение звучат в песнях «Жанбота», «Адасқақ» и других. Печатью трагизма отмечены песни последних лет жизни «Жамбас сипар», «Теміртас» и другие, проникнутые безысходностью и печалью. Благодаря ученикам и последователям Биржан-сала сохранилось свыше сорока его песен, среди которых такие признанные шедевры, как «Біржан-сал», «Алтын балдақ», «Ақтентек», «Жаймашу-ақ», «Бұрылтай» и другие. [2]
Песня «Жамбас сипар» стала основой «Казахской рапсодии» для народного оркестра композитора Зиновия Компанейца, широко использованы песни Биржана в операх Евгения Брусиловского, многие песни Биржана обработаны для оркестров и хоров. Песни Биржана исполняли все известные певцы Казахстана.
Биржан-сал – создатель кочующего театра
Биржан сал (1831 – 1894 гг.) — один из ярких представителей устной музыкальной традиции казахского народа. Обладая выдающимися вокальными данными, и мастерски играя на домбре, Биржан обрел широкую известность в народе. Он впервые создал самостоятельный кочующий театр, объединив вокруг себя творческую молодежь.
Биржан родился в Енбекшильдерском районе ныне Акмолинской области, в ауле Кожагул. С юношеских лет увлекался пением, и скоро красивый голос и блестящий импровизаторский дар сделали его желанным гостем в каждом ауле. Слава Биржана разнеслась по всему Казахстану, что и определило его дальнейший жизненный путь. Биржан происходил из зажиточной семьи, но вопреки настояниям родных заняться общепринятыми делами, избрал для себя беспокойную и изменчивую судьбу профессионального певца.
Он создал неповторимые музыкально-поэтические произведения, много ездил по аулам, участвовал во многих состязаниях. Собрав вокруг себя талантливую молодежь, поэт создал самостоятельный кочевой театр. Поэты, путешествуя по аулам, поднимали дух и настроение людей, исполняя свои произведения то в одиночку, то дуэтом и даже хором.
Основное место в творчестве Биржана занимает тема любви. Ей посвящены песни: «Айтбай», «Гашыгым», «Гашык жыр», «Жамбас сипар» и др., наполненные высокими чувствами, переживаниями, искренностью и неподдельным лиризмом.
Песни Биржана подняли национальное песенное искусство на более высокий уровень, внесли разнообразие и оригинальный художественный стиль в исполнение песен и айтысов. Жизнь творчество Биржана легли в основу одной из лучших казахских опер «Биржан и Сара». В ней широко использованы его песни.
Народ, высоко оценивший поэтико-музыкальную одаренность Биржана, дал ему дополнительное имя — сал. Биржан сал оставил после себя известных учеников, таких как Акан сери Корамсаулы, Жаяу Муса Байжанов, Асет Найманбаев, Балуан Шолак Баймурзин, Доскей Алимбаев, Култума Сармуратов.
В 1950 году на могиле Биржан-сала сооружен обелиск, в 1994 произведена реконструкция. Территория всего комплекса вымощена квадратными бетонными плитами, ограждена низкой ажурной оградой. После реконструкции вместо обелиска на цельном прямоугольном в сечении блоке из красного гранита установлен бюст Биржан сала в национальной одежде, правая рука прижата к сердцу, левой он держит домбру. Это место паломничества традиционных исполнителей, музыкантов-импровизаторов, акынов.
Мемориально-культовый комплекс на могиле Биржан сала в Енбекшильдерском районе предложен для включения в сакральную карту Казахстана от Акмолинской области.
Кожагулулы Биржан Сал (1834–1897 гг.)
Биржан сал Кожагулулы — видный казахский поэт, композитор, родился в окрестностях Кокшетау. Биржан как талантливый певец, прекрасно владеющий домброй, рано стал известен в народе. Он создал неповторимые музыкально-поэтические произведения, много ездил по аулам, участвовал во многих состязаниях. Собрав вокруг себя талантливую молодежь, поэт создал самостоятельный кочевой театр.
Биржан сал выступал против господствовавших патриархальных обычаев. Жизнь поэта была полна трудностей и лишений. Подвергшись преследованиям, став жертвой межродовых столкновений, он заболел и умер в 1897 году.
В произведениях Биржана главное место занимает тема любви. Среди таких произведений можно назвать «Ғашығым», «Ғашык жар», «Ләйлiм-шырақ» и др. В песне «Орынбор әнiнде» поэт воспевает домбру, своего духовного спутника. В песнях «Жанбота», «Адасқақ» поэт разоблачает таких волостных как Азнабай и Жанбота, притесняющих народ. Стихи поэта «Жамбас сипар», «Темиртас» и другие полны печали и тоски. До наших дней дошли свыше 40 стихотворений Биржана. Известно, что он был большой мастер в искусстве поэтических состязаний. К лучшим проявлениям творчества в этом жанре относится его состязание с Сарой Тастанбековой, для встречи с которой он специально приезжал в Жетысу. Стихотворения Биржана подняли национальное искусство на новый уровень. Народ, высоко оценивший поэтико-музыкальную одаренность Биржана, дал ему дополнительное имя — сал. Сал в своем творчестве объединил песенные, поэтические, драматические жанры искусства. Биржан сал оставил после себя известных учеников, таких как Акан сери Корамсаулы, Жаяу Муса Байжанов, Асет Найманбаев, Балуан Шолак Баймурзин, Доскей Алимбаев, Култума Сармуратов.
Поэты, путешествуя по аулам, поднимали дух и настроение людей, исполняя свои произведения то в одиночку, то дуэтом и даже хором.
Летний солнечный месяц 1865 года. На зеленой траве у подножья Кокшетау поставлены белые юрты, занимающие огромную площадь. Причиной тому был ожидавшийся приезд генерал-губернатора из Омска, тогдашней столицы Сары Арки. Эта весть достигла всех ближайших поселений, народ день-деньской был
в хлопотах. Особенно беспокоились волостные и старшины. Каждому хотелось выглядеть не хуже других, поставить юрту как следует, оказать гостям торжественный прием. Среди всех волостных этого края особо выделялись Азнабай и Жанбота. Азнабай — сын известного бая Коныркожи, а Жанбота, по словам Биржана сала, «самый важный чин из восьми волостных».
После обеда со стороны юрт Жанботы послышалось пение. Все люди, узнав голос Биржана сала, устремили в ту сторону взоры и слух. Не только простые люди, а все, особенно молодые парни и девушки, стали стекаться туда. Это не понравилось волостному Азнабаю, который хотел быть во всем «выше» Жанботы. Азнабай попробовал было уговорить Жанботу, что это, мол, ты затеял развлечения раньше, чем приехал генерал — губернатор? Соперничавший с ним Жанбота уперся: «Я здесь не причем. Биржан сал поет по просьбе молодежи». Посредники пробовали обратиться к хозяину юрты, где находился Биржан. «Пусть Биржан подождет приезда генерал-губернатора». Но тот тоже не соглашался: «Народ собрался, ждет. Что же им пыль пускать в глаза вместо песен?» Разозлившийся Азнабай послал вестового, известного своей грубостью и рукоприкладством, с требованием остановить Биржана. Вестовой попытался отнять у него домбру. Биржан не отдал домбру, на что вестовой ответил ему ударом плетки. Все это закончилось дракой. Биржан, достоинство, которого было задето, тут же, как крик души, сымпровизировал песню «Жанбота», В которой укорял Жанботу, что тот не защитил честь поэта, хотя сам же и пригласил его на торжество. Но даже после этого призыва Жанбота по принципу «ворон ворону глаз не выклюет» не предпринял никаких мер, чтобы заступиться за Биржана. Тогда Биржан написал свою знаменитую «Адасқақ», в которой говорится о том, что в этом мире нет справедливости, не надо угождать и пресмыкаться ни перед кем, каждый должен жить, уважая другого за знания и талант.
После этого события Биржан сал стал ездить по аулам, обошел все уголки казахской земли, как он сам пел: «Я — Биржан, объездил все три жуза». Он был красой и душой любого праздника, везде, где он был, оставлял сочиненные тут же вдохновенные стихи, которые составляют немеркнущую сокровищницу народа. Исполняемые ныне песни «Ләйлiм шырақ», «Teмipтac», «Жайма шуақ», «Айтбай», «Бурылтай», «Айбозым», «Асыл-Ақық», «Керкекiл», «Ақ серкеш», «Мәтi-Дәулен», «Алтын балдақ», «Телқоңыр», «Аққошқар», «Көкек» и другие — это произведения, которые будут жить вечно. Если раньше эти песни исполнялись сольно, то компoзитop Мукан Толебаев использовал многие из них в опере «Биржан — Сара». Также бессмертным народным достоянием является песенное импровизированное состязание великого поэта Арки Биржана и поэтессы Сары, прозванной жетысуйским соловьем.
Великий Абай, лично слушавший Биржана, посвятил его творчеству целый ряд бессмертных стихов.
Биржан Кожагулов
Биржан родился в 1831 году в Енбекшилдерском районе Кокчетавской области, в ауле Кожагул. Умер в 1894 году. Раннее детство он провел у своего дяди Кожагула, отсюда и его фамилия. С юношеских лет увлекался пением и скоро сильный, красивый голос и блестящий импровизаторский дар сделали его желанным гостем в каждом ауле, в каждой юрте. Слава Биржана разнеслась по всему Казахстану, что и определило его дальнейший жизненный путь. Биржан происходил из зажиточной семьи, но вопреки настояниям родственников заняться «делом», избрал для себя беспокойную и изменчивую судьбу профессионального певца.
Песни Биржана отражают несгибаемость его духа, его протест и борьбу против бесправия и насилия. Стихи его это не отвлеченные образы и лирические раздумья, а непосредственный отклик на конкретные события, выраженный в поэтической трепетной, экспрессивной форме.
Странствуя по просторам казахской степи, Биржан побывал во всех ее уголках, везде находя источники поэтического вдохновения. Как-то, заехав в аул бая Ак-тентека и увидав его дочь Ажар, он посвятил ей лирическую песню «Тентек». Так же родилась другая песня «Жаймашуак«. А встреча с девушкой Айтбай вызвала к жизни одну из лучших его песен. «Айтбай» наиболее полно раскрывает вдохновенно-поэтический характер певца, эта музыкальная характеристика возвышенных черт девушки и в то же время своеобразное обобщение любви к родному краю.
В ее звучании ощущается бесконечность степи, исполненной красоты и поэзии. В зрелом возрасте повстречался Биржан с известной в Семиречье певицей и поэтессой Сарой. Их поэтическое и песенное состязание состоялось в местечке Ешки-Ульмес. Это состязание еще больше укрепило славу певца. Социальная, гражданская тема получает свое яркое выражение в песне «Биржан-сал». Пылкая поэтическая натура Биржана, нашедшая выражение в его талантливом творчестве, слилась с понятием «сал», что означает «избранник народа».
Восхищенный абаевской поэзией, Биржан сочиняет песни на его стихи. По-видимому, в это же время состоялась встреча Биржана с известным казахским певцом Ахан-серы. Биржан встречался и со многими другими выдающимися деятелями народного искусства. Неоднократно участвовал он в айтысах.