Кто такой бог шива кратко

Кто такой Шива, Бог богов, Махадев

Шива Бог богов или Махадев — один из самых сложных для описания богов индуизма. Он Разрушитель и Преобразователь, Он щедрый Боленатх, повелитель Вселенной — Вишванатх и грозный Рудра, он аскет и семьянин. Само имя — Шива означает — благой. Не просто в одной статье описать, кто такой Шива, как невозможно описать Вселенную. Но давайте попробуем.

Кто такой бог шива кратко. Смотреть фото Кто такой бог шива кратко. Смотреть картинку Кто такой бог шива кратко. Картинка про Кто такой бог шива кратко. Фото Кто такой бог шива кратко

Внешность Шивы

На протяжении веков люди романтизировали образ Господа Шивы.

Покрытая пеплом фигура, обернутая в тигровую шкуру. На голове полумесяц, змея обвивает шею, третий глаз в центре лба, густые спутанные волосы, река Ганга, стекающая с волос.

В то время как боги украшают себя золотом и драгоценностями Его украшения — это гирлянда из черепов (символ перерождений) или бусины рудракши. Он может иметь две, четыре или больше рук, в одной трезубец, барабан дамару в другой. Шива танцует космический танец Тандаву или сидит неподвижно в состоянии медитации.

Чтобы по-настоящему понять Шиву, важно знать, что он не ограничен тремя вещами: именем, формой и временем. Что ещё более важно, Шива — это не человек, сидящий в каком-то определённом месте или на небе.

Шива (शिव, śiva) на санскрите значит Благой, Приносящий счастье.

Шива — это Ш(а) + И + Ва
«Ша» означает Шарира или тело,
«И» означает Ишвара, или энергию дающую жизнь.
«Ва» означает Вайю или движение.

Таким образом, Шива представляет тело наполненное жизнью и движением.
Если убрать «И» из Шива, имя превратится в слово шава (ша + ва).

Шава означает безжизненное тело. Шива обладает потенциалом жизни, тогда как «шава» безжизнен.

Это подводит нас к более глубокому пониманию того, что Шива — это жизнь, Шива — это потенциал для жизни, Шива — это всё — вселенская душа или сознание. Осознание и познание этого принципа (таттва) Шивы ведёт к состоянию, которое называется — Ананда (блаженство).

Формы Шивы

В древние времена люди знали о возвышенной природе Шивы и определили три её состояния:

Арупа — вне формы.
Рупа-Арупа — бесформенная форма.
Сарупа — обладающий формой.

Арупа — это состояние, в котором нет формы, образа или цвета, оно выходит за пределы пространства и времени, нет ничего на что можно было бы опереться в попытке описать состояние арупы. Это проявление возможно только когда Вселенная ещё не создана.

Состояние арупа Шивы — это то, что находится за пределами проявленного.

Шесть искажений не действуют в этом состоянии:
Адхи — Антха (начало и конец).
Санкоча — Вистара (сокращение и расширение).
Прасарана — Абхисарана (распространение и сосредоточение)
Эти характеристики применимы только для проявленного Творения.

Состояние арупа выражает Шиву как Чайтанья или чистое сознание, которое существует, но не проявлено и находится в покое. Это состояние является источником всего Творения, и все божества обязаны своим происхождением этому состоянию. Отсюда и имя Махадева — источник всех божеств, Бог богов.

Рупа-арупа — это бесформенное проявление в форме или форма, возникающая из другой формы. Переходное состояние от сукшма (тонкого) к стхула (грубому).

Сарупа — это то состояние, в котором Шива проявляется в разнообразных формах. Са означает «с» или «в сопровождении». Таким образом, сарупа означает «с формой» или в проявленном состоянии.

Кто такой Шива

Шива Сахасранама (1008 имен Господа Шивы) включает в себя такие имена:

Рудра — тот, кто побеждает печаль.

Пашупати — властелин всех живых существ.

Махадева — великий Бог, обладающий великой божественной силой.

Боленатх — сострадательный и щедрый.

Натараджа — царь танца, танцующий танец Тандава.

Махакала — тот, кто управляет временем.

Ишвара — верховный бог

Махайоги — великий аскет, который символизирует высшую форму сурового покаяния и медитации, ведущей к спасению.

Шива Пурана в главе 3, Шатарудра Самхита, Раздел 17, рассказывает о Рудре (одна из форм Господа Шивы). Согласно Шветашватара-упанишаде Кришны Яджурведы, Рудра — это всё, личность, Брахман, Рудра неповторим.

Рудра действительно един; ибо знающие Брахмана не допускают существования второго, только Он управляет всеми мирами Своими силами. Он обитает как внутреннее «Я» каждого живого существа. Создав все миры, Он, их Защитник, возвращает их в Себя в конце времен. — [Шветашватара Упанишада 3.2]

Он, всеведущий Рудра, создатель богов и дарователь их сил, опора вселенной, Тот, Кто вначале дал жизнь Хираньягарбхе — пусть Он наделит нас ясным разумом! [Шветашватара Упанишада 3.4]

Рудра — это тот, кто создает, защищает и снова растворяется в себе. Он создатель времени, всемогущий, всезнающий, тот, кто породил золотое яйцо, из которого возникла вселенная. Он — состояние «существования, сознания и блаженства» — Сатчидананда.

Тайтария Араньяка из Яджурведы в 10.23, 24 также говорит о Рудре как об абсолютной реальности, Верховном Брахмане.

Верховный Брахман, Абсолютная Реальность, превратился в андрогинную Личность в форме Умамахешвара, темно-синего и красновато-коричневого оттенка, абсолютно целомудренной и обладающей необычными глазами. Приветствие только Тому, Кто есть Душа вселенной или чья форма — вселенная. Все это поистине Рудра. Мы приветствуем Рудру, который таков. Мы снова и снова приветствуем это Существо, Рудру, который единственный есть свет и Душа созданий. Материальная вселенная — сотворенные существа и все, что много и обильно создано в прошлом и в настоящем в форме мира, — все, что действительно является этим Рудрой. Приветствую Рудру, который таков.

Шива — это состояние чистого сознания. Он — Господь души и природы. От Него происходит изменение жизни и освобождение, заключение во времени и свобода в вечности.

Насколько велик Шива

Хотя Шива не личность, но если нужно увидеть, насколько велико сознание Шивы, то можно сказать: «Брахмананда вьяпта деха».

Тело Шивы выходит за пределы галактик. Вся Вселенная — его тело. Все звезды, туманности составляют волосы, тысячи Солнц вместе — глаза. Вода — живот. Змея олицетворяет разум. Мир наполнен миллионами неповторимых вибраций, связанных с разумом, планетами и даже пищей. Всё взаимосвязано.

В >Рудраштакам говорится:

Namaam-Iisham-Iishaana Nirvaanna-Ruupam
Vibhum Vyaapakam Brahma-Veda-Svaruupam |
Nijam Nirgunnam Nirvikalpam Niriiham
Cidaakaasham-Aakaasha-Vaasam Bhaje-[A]ham |

Приветствия Ишане (другое имя Шивы), форма которого является состоянием высшей нирваны (прекращение всех желаний и страстей, высочайшее блаженство),
Кто проявляет себя в форме, хотя, по сути, Он проникает всюду; и Его форма воплощает в себе высшее знание Брахмана, присутствующее в основе Вед.
Кто постоянно пребывает в Своём собственном Я, которое находится за пределами трех гун (саттва, раджас и тамас), и которое находится за пределами любых викальп (изменение и многообразие), и которое свободно от любого движения (из-за желаний и т. Д.),
Кто пребывает в небе Чидакаша (Духовное небо); Я почитаю этого Ишану (Шиву).

Почему Шива разрушитель?

В концепции индуизма каждый из троицы (тримурти) Богов выполняет определённые задачи для существования Мироздания: Брахма — создатель миров и живых существ, Вишну — тот, кто управляет и поддерживает миры, Шива — разрушает и растворяет их материальное проявление.

С периодичностью в несколько милионов лет в точке Маха-Пралайя, всё проявленное Творение уходит обратно в Великую Пустоту. Это происходит когда Шива начинает свой космический танец Тандава.

Всякий раз, когда Шиву называют Разрушителем, это означает, что Он разрушает зло и невежество, открывает начало новому. Шива выполняет задачу растворения и преобразования.

Он разрушает грубую форму — отождествление с Эго, так что происходит возвращение к источнику, в котором когда либо зародилась каждая живая душа и откуда начала своё путешествие творя и познавая мир и себя. И душа снова сливается с абсолютным Блаженством, называемым самим Шивой.

Как познать Шиву

Для познания и понимания Шивы учителя в направлении Трика кашмирского шиваизма рекомендуют четыре шага:

Анавопая — дисциплинирование эго
Анава — медитация
Сактопая — развитие внимания в тишине
Самбавопая — освобождение от мыслей

Так способы понимания Шивы требуют обращения к духовному и медитации.

Это подчеркивается в описании Шивы:

«Шивам Шантам Адвайтам Чатуртам Маньянте са Атма Са виннейаха»

(То бытие, которое находится за пределами трех состояний бодрствования, сновидения и сна и которое пронизывает их все, — это Шива, и это то, что стоит знать.)

Поскольку это состояние находится за пределами нашего понимания или не имеет формы, которую можно познать и воспринимать, оно сродни бесформенности. Его также можно называть арупа или турия авастха — четвертое состояние. В этом состоянии тело отдыхает, а ум находится в высшей степени осознанности.

Шива Бог богов, Махадев — это тот источник, откуда всё пришло, который всё поддерживает и в который всё возвращается. Это Шива или Шива-таттва. Вы не можете оказаться вне Шивы, потому что Творение создано из Шивы. Ваш ум, тело, всё создано из Шива-таттвы. Поэтому Шиву называют «Вишварупа» — вся Вселенная является его формой.

Источник

Таинственный и противоречивый Шива — один из основных индийских богов

Индуизм — достаточно распространенная по всему миру религия, в ее основе, согласно мифологии, лежат традиции арийских народов Древней Индии. В начале первой половины первого тысячелетия нашей эры, в индуизме выделились два течения — вишнуизм и шиваизм, названные так по имени божеств, которым поклонялись адепты этих религий — бога Вишну и Шивы.

Эти два божества входят в тройку самых почитаемых богов Индии — Брахма, Вишну и Шива. Считается, что они одинаковы по своей силе, но направление их деятельности разное. Брахма имеет созидательную направленность, т.е. создатель мира, Вишну считается хранителем мира, а Шива призван разрушить старый мир, чтобы наступило его обновление.

Разрушающий человеческие иллюзии в жизни, Шива предстаёт не только гневным, но и всепрощающим, милостивым, дающим надежду и покровительство. Он — борец с демоническими силами, один из его подвигов заключался в том, что он разрушил три города, созданные демонами-асурами.

Под давлением, Брахма дал согласие на возведение трех городов-крепостей сыновьям демона Траки. Они построили по одному — на небе, в воздухе и на земле, укрепив колдовством так, что их можно было истребить только единственным выстрелом стрелы. Демоны, почувствовав свою силу и неуязвимость, решили победить богов и занять их место. Шива одним выстрелом сжег три города, тем самым, воспрепятствовал победе зла над добром.

Считается, что при возникновении нового периода в жизни человечества, Шива своим танцем создает его, а во время завершения этого периода, его танец способствует его разрушению.

Первыми Шиве стали поклоняться дравиды, которые населяли Индию еще до арийской цивилизации. Он стал верховным божеством в пантеоне богов, которым они поклонялись. По их верованию, именно Шива управлял всем миром, так как достиг полного самосовершенствования и самореализации.

Именно в ее честь проходит третий день индийского праздника Дивали.

Легенды о рождении Шивы

Существует несколько легенд о том, как появился на свет Шива, и они разнятся в своем повествовании.

Символы-атрибуты Шивы

Кто такой бог шива кратко. Смотреть фото Кто такой бог шива кратко. Смотреть картинку Кто такой бог шива кратко. Картинка про Кто такой бог шива кратко. Фото Кто такой бог шива краткоВ соответствии со своими воплощениями, Шива изображается с различными атрибутами, символизирующими силу именно этого образа:

Легенды о супругах Шивы

У Шивы было три супруги: Сати, Парвати и Ганга.

Символ Шивы в индуизме

Кто такой бог шива кратко. Смотреть фото Кто такой бог шива кратко. Смотреть картинку Кто такой бог шива кратко. Картинка про Кто такой бог шива кратко. Фото Кто такой бог шива краткоЛегенда о силе символа Шивы лингама изложена в шиваитском мифе и описывает следующие события. Лежащий посреди мирового океана на огромной змее бог Вишну наслаждался покоем и негой. В это время из его пупка появился цветок лотоса, с сидящим в центре его богом Брахмой. Боги начали спор о том, кто из них могущественнее, и кто первым создал вселенную. Прервал их спор столб яркого света в виде огромного лингама — символа Шивы. Удивившись и заинтересовавшись, боги решили узнать, где начинается лингам и где заканчивается.

Брахма лебедем взлетел вверх, а Вишну, превратившись в кабана, отправился вниз. Они встретились только через тысячу лет, так и не достигнув своей цели. Они оба признали превосходство силы Шивы над своими способностями, и до сих пор культ Шивы — один из самых популярных в религии современной Индии.

Поэтому символом Шивы в храмах часто является лингам. Он является важной, почти основной формой образа бога.

Лингам — это фаллический символ мужского начала, он изображен вместе с йони, которая является символом женской сексуальности.

Этот символ может изображаться в виде столба или конуса, которые сделаны из камня, дерева или глины. Нижний конец лингама уходит в йони, которая изображается в виде овального камня или треугольной призмы.

Легенда о создании символа «лингам-йони» гласит о том, как гуляющий обнаженным по лесу Шива, привлек внимание жены мудреца. Разозленный мудрец обратился к богине Парвати — жене Шивы, с просьбой найти место для его лингама. Тогда Парвати и спрятала лингам у себя в йоне, поэтому они всегда изображены вместе. Эти символы имеют для индусов сакральную ценность, являясь неизменным атрибутом религиозного культа Шивы.

Существует три вида лингамов — джайортилингам, мануш и свайямбху.

Кто такой бог шива кратко. Смотреть фото Кто такой бог шива кратко. Смотреть картинку Кто такой бог шива кратко. Картинка про Кто такой бог шива кратко. Фото Кто такой бог шива краткоСамая большая скульптура Шивы в Индии, в Мурудешваре.

Легенда о джайортилингаме гласит, как Шива, влюбленный в красавицу Мохини, погнался за ней. Во время погони Шива обронил свое семя двенадцать раз на землю, оно проявилось светом, который стал двенадцатью лингамами, наделенными сакральной силой. В местах, где упало семя, от Гималаев до Рамешварамы, появились религиозные центры с храмовыми комплексами, где проводятся различные ритуалы. Центры до сих пор являются местами паломничества. Каждый из двенадцати джайортилингамов имеет свое имя.

К лингамам относятся и свайямбху — это природные образования, напоминающие форму мужского детородного органа — выступы и обломки скал, формы деревьев и др. С каждым из таких сотворенных самой природой изображений связано множество легенд и сказок.

Лингамы мануш — это рукотворные творения фаллоса, на них иногда присутствует лик бога, изображенного по сторонам света. Мануши делятся по своим предназначениям, им поклоняются для получения потомства или мужа, отпущения грехов и т.д.

Основные школы философии Древней Индии: ортодоксальное и неортодоксальное направление.

В 1947 году был утвержден Индийский флаг. О том как он видоизменялся смотрите здесь: https://indianochka.ru/india/history/flag.html

В настоящее время в Индии не перестают поклоняются символам сексуальности Парвати и Шивы — они тесно связаны с человеческими отношениями и плодовитостью семьи.

По преданиям, любимое место нахождения Шивы — это Гималаи, гора Кайлас, там он может погрузиться в себя и почувствовать отрешенность от всего мира.

О Шиве сложено много легенд и преданий, которые все невозможно собрать вместе. Но, ясно одно, что вера индусов и всех приверженцев этой религии в его силу — неизменна.

Какая интересная и великая страна! К большому сожалению не могу позволить себе своими глазами увидеть все достопримечательности Индии, но всегда с большим интересом узнаю об Индии, ее истории, традициях и людях. С удовольствием прочла об истории индийских богов!

Наталья полностью с тобой солидарна тоже с друзьями ездили в Индию правда давно это было, но вот красоту их храмов и почитаемость Богов трудно позабыть. Настолько это все красиво и живописно выглядело когда то жаль что теперь это беднейший город.Спасибо автору за дежавю по Индии.

Самое интересное, что до сих пор самая древняя религия сохранилась только в Индии. По Ведическим знаниям воспитываются дети, которые приобретают истинные знания. Отсюда вытекает, то, что индусы умеют сохранить семейный очаг. И нам у них многому надо бы поучиться!

Индия находится под знаком Рака. По крайней мере часть территории Индии. Отсюда качества астрологического знака Рака присущие Индии: хранение домашнего очага, традиций — духовных, религиозных, культурных. Россия, например, находится под знаком Водолея и для россиян главное — свобода. Также для россиян характерно стремление к новому, открытия, освоение.

Кроме Индуизма есть Духовные учения насчитывающие несколько тысячелетий, дошедшие до наших дней.

Мне нравится отношение индусов к сексу. Это для них также естественно, как дышать. Нет ничего стыдного, запретного. То, что приносит удовольствие — можно и нужно. Шива — олицетворение секса. Идеология индуистской религии тесно связана с плотской любовью в отличие от других современных религий мира. Ее философия мало поменялась с течение времени. Удивительно, древнейшая религия и актуальна сегодня.

Он правильно говорит. Всякая распущенность, в том числе сексуальная, есть деградация и путь тамаса не только у шиваитов, но и…внезапно тантриков.

Вы очень правильно уловили суть вопроса.

Наталья, вы очень тонко уловили суть вопроса.

Посоветуйте документальный фильм, пожалуйста. Желательно с переводом на русский)

Индия интересная страна и вызывает мой интерес. Но не нужно забывать их регилия — идолопоклонение, поклонение демонам

В вашем понимании идол и демон — это одно и тоже?
А ничего так, что Господа Иисуса изображения есть? И иконы и скульптуры?
Только в исламе нет изображения Всевышнего.
И насколько мне известно, нет святых мест, где молились бы Куберу. Если если ему кто-то и поклоняется, то это совсем не значит, что религия это приветствует. Есть сатанисты, у которых присутствует культ поклонения Люциферу, и вы хотите сказать, что христиане поклоняются Сатане? Явный маразм.

)) Какая только я начинаю что-либо утверждать, я чувствую, как ко мне приходит демон)

Ув. Аноним, Индуизм включает в себя всеобъемлющую философскую систему и духовные практики ведущие к освобождению. Ортодоксальных философских школ шесть — от натурфилософии до абсолютного монизма. Их несколько поскольку они направлены к людям разного духовного уровня.
Ув. Аноним, Вы какую философскую школу изучили, чтобы давать оценки Индуизму? Или может быть Вы на завершающей стадии духовной практики?

Индия — единственная страна, в которой сохранились истинные пути почитания Бога. И в Индии нет такого христианского фанатизма и демонизма, который есть в России. И давайте все вместе попросим Шиву оградить нас от невежества и демонизма в России. А если и будем болтать далее как и сейчас, то ждите момента, когда всех нас насильно сделают рабами и запретят вообще выезжать в Индию, чтобы оградить нас от общения со святыми.
В Белорусии вот уже налог ввели за тунеядство. Разумеется, там ни один садху аскет не выживет…

Мне казалось, что истинный путь человека в самом нём есть, ну, или нет) Странно как-то: пересек границу появился путь, не пересек- пути нет. Тут мысль надо уточнить по точнее

)) Только что вернулся из музея Принца Уэльского или Chhatrapati Shivaji, под впечатлением читаю комментарии. И размышляю: Шива, Вишну, Брахма и весь пантеон без человека они все ничто. Просто ничто! Их нет. И тогда уж, кто кому больше нужен))) Кто-то приглашает к себе Шиву, кто-то Будду, кто-то Христа в гости)

Классна скоро я тоже полечу туда. Индию я люблю с детства интересуюсь.

Храм в Триччи. Храм Джамбукешвара. Линга Воды! В этом храме смывалось, водой и перепрограммировать водой. Все ощутили что в храме, ты находишься какбы в воде, стихия воды, все отличительно и даже, поклонение лингаму, происходит отличительным образом. У всех было состояния, блаженства, легкости и мягкого перепрограммирования.

Источник

Кто такой бог шива кратко

Шива — верховный бог, вечный и неизменный источник Знания, дарующий благо Освобождения, сопровождающий по Пути духовного самосовершенствования, устанавливающий правила и законы Вселенной и завершающий цикл космического Творения в преддверии наступления нового этапа существования. Ничто в этом мире не происходит без его Воли.

Имя бога «Шива» (санскр. शिव) с санскрита переводится как «всеблагой», «милостивый», «доброжелательный» и «благодушный». Корень «шиву» трактуется в значении «благословлять», «облагораживать», «обогащать». Само слово «шива» в Веде гимнов «Ригведе» упоминается как эпитет в значении «благой», «добрый», которым описывают многих богов ведического пантеона. Всеблагой Шива, не обладающий ни одним из мирских качеств, является воплощением неизмеримой благости.

Он суть Ниргуна — существующий вне влияния гун материальной природы. Он — создавший Вселенную своим желанием как Высшая Душа этого мира. Шива есть изначальная форма Абсолютной Истины. Он есть совершенная Истина, сокрытая в каждом живом существе. Проявивший свою суть в форме всего мироздания и за его пределами, он пребывает в уме и вне ума.

Всё в мире явлено по воле Шивы — он проявил себя в многочисленных формах творения и сам пребывает в своём творении как творец в сотворённом. Шива соединяет в себе два качества, две природы, одна — светлая, благая, умиротворяющая сила, другая — разрушающая, устрашающая. Он объединяет в себе два этих аспекта, противостоящих друг другу. Он суть поддерживающий Майю, но свободный от её влияния, поэтому его величественный образ — вне сравнения

Кто такой бог шива кратко. Смотреть фото Кто такой бог шива кратко. Смотреть картинку Кто такой бог шива кратко. Картинка про Кто такой бог шива кратко. Фото Кто такой бог шива кратко

Шива — божество, олицетворяющее силы преобразующего разрушения

Шива, согласно пуранам, один из богов могущественного Тримурти — божественной Триады высших сил мироздания, которую составляют Брахма — бог, ответствующий за сотворение мира, Вишну — хранитель мироздания, поддерживающий его в течение существования оного, и сам Шива, являющий собой разрушающую силу Вселенной, предваряющую её воссоздание на новом витке Творения. В «Брахма-самхите» говорится, что нет разницы между Вишну, Брахмой и Шивой, который есть бог, сотворивший, поддерживающий и уничтожающий Вселенную, действующий посредством проявления своей материальной энергии.

Шива, пробуждая к духовному прозрению, разрушает страсти и чувства, препятствующие на Пути к осознанию своего внутреннего изначального света, сокрытого под покровом Майи, облачающей ограниченное материальным миром сознание. В «Шива-пуране» он предстаёт как беЗсмертный повелитель всех душ и пятиликий уничтожитель пяти великих грехов, пребывающий одновременно внутри и вовне, подобно эфиру. Он всегда исполненный радости, «белый и чистый как камфора».

Вселенная следует циклическому спиральному пути развития, поэтому каждому творению неизменно предшествует разрушение старого, дабы освободить место для нового. Иначе не было бы эволюционного роста сознания всех живых существ в этом мире, и всё существующее остановилось бы в развитии.

Разрушение Вселенной Шива совершает с той лишь целью, чтобы возродить её на более высоком уровне, чем прежде. Всё в мироздании следует законам развития и эволюции. В этом суть всего Творения. Как раз Шива и есть олицетворение той силы, которая движет мир ввысь по спирали эволюционного восхождения. Он разрушает мир материальных форм, властвующих в нём чувств, страстей и умственных концепций, тем самым прокладывая путь новому миру, — в этом состоит его преобразующая миссия.

В момент разрушения Вселенной Шива исполняет космический танец «Тандава» (его женский вариант — Ласья, исполняемый супругой Шивы Парвати, символизирует созидание).

В этом же аспекте он также предстаёт в Ведах как разрушающее божество Рудра — прообраз Шивы. Во многих гимнах-обращениях «Ригведы» о нём упоминается как о лучшем из богов, об отце Рудр, добром, сильнейшем и самом радостном для сердца, сияющем словно яркое солнце (I.43), как о беЗсмертном, властвующем над мужами, щедром (I.114), как об отце марутов, самом блистательном из всего рождённого, мягкосердечном, самом исцеляющем из целителей, сильнейшем среди сильных (II.33), как об обладающем высшей властью, наблюдающем за земным и небесным родом, благожелательном и несущем жизнь (VII.46).

В гимне-обращении к Рудре «Атхарваведы» (VII.92.1) к нему взывают как к Повелителю существ, который пронизывает всё сущее: он в огне и в воде, в травах и растениях, он тот, кто придал форму всем живым существам.

«Атхарвашира-упанишада» говорит: «Всё есть Рудра — высшая сущность всего мироздания»

Кто такой бог шива кратко. Смотреть фото Кто такой бог шива кратко. Смотреть картинку Кто такой бог шива кратко. Картинка про Кто такой бог шива кратко. Фото Кто такой бог шива кратко

В «Шива-пуранах» о нём сказано как о причине творения, добром защитнике и справедливом судье. В «Махабхарате» Шива предстаёт под такими именами-эпитетами, как Стхану (Незыблемый, Могучий), Трайямбака (Трёхглазый), Шанкара (Благосклонный, Дарующий счастье и благополучие), Пашупати (Покровитель животного царства природы), Бхава (Сущий), Гириша (Обитатель гор), Бхагаван (Всевышний), Махадева (Великий бог), Шамбху (Дарующий счастье). «Махабхарата» также относит Шиву к хранителям стран света, которых всего восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.

Самым ранним источником знания, в котором почитается Рудра-Шива, является «Шветашватара-упанишада» (400–200 лет до н. э.). Здесь он предстаёт как Верховный бог, Всевышний, Творец мироздания, всепроникающий владыка, пребывающий во всём сущем. Он есть движущая сила всего существующего, Великий властитель, освобождающий души от перерождения.

Он суть Махакала — верховный бог времени. Он — создавший все миры, вечный владыка всех существ, неистовый Шива, окружённый тысячами духов (бхутов).

Он сам Махешвара, Парамешвара — высшее «Я», вездесущий, всемогущий, безграничный и вечный бог. Ишана — нетленный и вечный. Вишванатха — владыка Вселенной. Он пронизывает

всё мироздание и является воплощением благодати. Он же Махадэв — бог богов, величайший среди дэвов.

В «Шатарудрии» — «Гимне ста Рудрам» («Яджурведа») перечислено сто величественных имён Рудры-Шивы. В этом же гимне есть мантра почитания Рудры: «Oṁ namo bhagavate rudrаya», что означает: «Ом. Всевышнему Богу Рудре — поклонение!»

Он также почитается как избавитель от смерти — Мритьюнджая. В VII книге «Ригведы» приводится гимн, известный как Махамритьюнджая-мантра, защищающая от преждевременной смерти:

Om tryambakaṃ yajāmahe sugandhiṃ puṣṭivardhanam
urvārukamiva bandhanān mṛtyormukṣīyamāmṛtāt

«Почитаем Трёхокого Бога, Благоухающего, Несущего благо! Как созревший огурец от стебля, так и нас да избавит Он от уз смерти ради БеЗсмертия!»

Кто такой бог шива кратко. Смотреть фото Кто такой бог шива кратко. Смотреть картинку Кто такой бог шива кратко. Картинка про Кто такой бог шива кратко. Фото Кто такой бог шива кратко

Великий Гуру Шива — покровитель йогов

Он Адийоги (первый йог) или Махайоги — Великий Йог и покровитель йогов и всех людей, вставших на Путь познания Истины и стремящихся к духовному самосовершенствованию. Он сам является совершенным полным Знанием. Он духовный наставник трёх миров, правитель всех воплощённых существ, Верховный Гуру, поскольку он считается создателем учения Йоги. Как Гуру он явлен в форме Дакшинамурти (dakṣiṇā — юг, правая сторона; mūrti — лик) — «ликом обращённый к югу (на правую сторону)», когда он предстаёт как Великий Учитель в окружении мудрецов, получающих от него Высшее Знание.

Он Шарва — избавляющий от невежества, порождения сил тьмы, препятствующего возвышению сознания и единению со Всевышним. Огненная ипостась Шивы как всепоглощающий очищающий огонь, являющийся в конце цикла проявленного существования Вселенной, также отражает его образ, символизирующий огонь просветления, ярким пламенем возносящий сознание к вершинам познания светлых Истин бытия.

«Бхагавата-пурана» описывает его как величайшего среди богов, духовного учителя всего мира, лучшего среди смиренных, милостивого, дающего защиту и благо всем.

Шива считается создателем священного слога ОМ. Величественный божественный звук ОМ на заре мироздания изошёл из наивысшего из богов, создателя миров, Шивы, которого, согласно «Шива-пуране», и именуют как «ОМ».

Маха-мантрой, почитающей Шиву, является «Ом Намах Шивайя» (oṃ namah śivāya), которая впервые встречается в Ведах в гимне Яджурведы «Шатарудрия» и считается формой пранавы, т. е. божественного слога «ОМ».

Бог Шива в Индии

Шива — божество, широко почитаемое не только в Индии, но и во многих других странах: Непале, Шри-Ланке, Индонезии.

Несмотря на то, что индийский бог Шива единственный почитается как Нишкала, что значит безатрибутный, то есть не имеющий формы, он также почитается как Сакала — имеющий явленные формы. Он одновременно и имеющий форму и не обладающий ей. В аспекте Нишкала Шива явлен в форме лингама — символа плодородия и неиссякаемой божественной энергии. Лингамы расположены в храмах Шивы. Сам лингам представляет собой столб цилиндрической формы, установленный на особом месте для подношений. Двенадцать главных объектов поклонения Шивы-Лингараджа именуются как Джьотирлингамы («джьоти» (санскр. ज्योतिस्, jyótis) — ‘свет’) — места почитания его божественного проявления в форме лингамов света, расположенных в разных местах Индии. Самой известной формой поклонения, помимо лингамов, является его изображение в образе повелителя танца — Натараджа (Нартака и Нитьянарта). Танец, исполняемый Шивой в форме Натараджи, олицетворяет собой Великую Истину и является символом избавления от невежества и страданий.

Традиционно в индуизме Шиву почитают в определённые дни, которые называются Шиваратри, главный из которых — «Великая ночь Шивы» — Махашиваратри («ратри» (rā́tri — ‘ночь’; mahā — ‘великая’), отмечаемый в феврале-марте в ночь перед новолунием. В этот день в храмах зажигают множество светильников, совершают пуджи (обряды почитания), воспевают мантры Шиве.

Кто такой бог шива кратко. Смотреть фото Кто такой бог шива кратко. Смотреть картинку Кто такой бог шива кратко. Картинка про Кто такой бог шива кратко. Фото Кто такой бог шива кратко

Основными атрибутами бога Шивы, почитаемого в явленной форме, как правило, присутствующими на большинстве его изображений, являются следующие:

— трезубец Шивы-Тришулдхары как символ трёх аспектов мироздания: энергии, сознания и материи, либо трёх миров, подвластных ему как Трилокинатхе (Владыке трёх царств), подчинившего ум, чувства и волю. Также в различных версиях трактовки это могут быть три гуны материальной природы, три времени (прошлое, настоящее и будущее), три цикла существования Вселенной (создание, поддержание, разрушение);

— кобра, обвивающая кольцами его шею, является олицетворением разрушающей силы, освобождающей место для нового (как змея обновляет свой покров, сбрасывая старую кожу). Змеи украшают Шиву в форме Бхуджангабхусаны. Змея есть символ мудрости и беЗконечности времени. Помимо этого, её образ означает контроль внутренней энергии;

— изображается Шива в форме Крутаваса («Носящий тигровую шкуру»), как правило, сидящим на тигровой шкуре и облачённым в неё, что символизирует управление чувствами,

— в пуранах также сказано, что Шива восседает на подстилке из травы дарбхи в медитативной позе, являющей собой олицетворение обретения духовной силы;

— чётки из 108 бусин рудракши (семян дерева Рудракши, название которого трактуется как «слеза Шивы», или «глаз Шивы») обвивают его ожерельем, олицетворяя простую аскетичную жизнь отшельника, проживаемую им в духовных исканиях и медитации;

— маленький барабанчик дамару, имеющий форму песочных часов, ритм изначального звука, издаваемый которым, есть олицетворение гармоничного звучания мироздания — этот звук суть биение сердца нашей Вселенной. Это первая вибрация созданного мира, которой было проявлено всё Творение. Также дамару олицетворяет течение времени, которое ведёт к неизбежному уничтожению всего сущего на определённой стадии развития;

— в его руках пылает божественное пламя Агни;

— серебряный лук Пинака, сделанный из горы Сумеру, когда Шива предстаёт в форме лучника Трипурантаки, уничтожающего тройные крепости асуров.

Шива может изображаться в образе Натараджи, исполняющего Тандаву в огненном круге, символизирующем цикличность существования Вселенной. В этой форме он представлен как попирающий ногой Апасмара — символа майи, иллюзии бытия.

Шива изображается с четырьмя руками, в которых он в различных вариациях изображений может держать барабан дамару, трезубец, священный пламень Агни, лук и стрелы, две другие руки сложены в жестах благословения и защиты. Согласно «Шива-пуране», у Шивы десять рук.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *