Кто такой болеро в балете
Кто такой болеро в балете
Хореографическая поэма на музыку Мориса Равеля в одной картине. Балетмейстер Б. Нижинская, художник А. Бенуа, дирижер М. Равель.
Премьера состоялась 22 ноября 1928 года в труппе «Балет Иды Рубинштейн», Париж.
Действие происходит в одном из кабачков Барселоны в 20-е годы XX века.
Ида Рубинштейн (1983—1960) не получила полноценного хореографического образования. Природная одаренность и частные уроки у Михаила Фокина позволили ей с успехом участвовать в парижских «Русских сезонах» в ролях Клеопатры («Клеопатра», 1909) и Зобеиды («Шехеразада», 1910). Позже выступала как драматическая актриса на французской сцене. В 1928 году решила создать свою труппу «Балет Иды Рубинштейн», в которой выступала как балерина. Состав труппы был неровен, мадам была по балетным меркам немолода и малотехнична, но благодаря высоким гонорарам новые балеты сочинили для труппы Игорь Стравинский («Поцелуй феи» и мелодрама «Персефона»), Морис Равель («Болеро»), Анри Соге («Давид»), Жорж Орик («Чары феи Альцины»), Артур Онеггер («Амфион» и «Семирамида»), Жак Ибер («Диана де Пуатье»). Декорации рисовал Александр Бенуа, балеты ставили Бронислава Нижинская, Леонид Мясин, Михаил Фокин. Орден Почетного легиона был вручен Рубинштейн «за вклад в культуру Франции», но этот весомый вклад скорее относится не к хореографии, а к музыке. Все балетные постановки труппы (за одним исключением) не имели художественного успеха, в то время как партитуры пополнили не только французское, но и мировое музыкальное искусство.
Единственным исключением было «Болеро». Рубинштейн обратилась к Равелю с просьбой аранжировать для задуманной ей испанской сценки какую-либо пьесу испанского композитора (например, «Иберию» Исаака Альбениса). Равель, хорошо знакомый с самобытным искусством Испании, решил написать оригинальное сочинение. В своей автобиографии композитор писал: «В 1928 году я по просьбе Иды Рубинштейн сочинил „Болеро» для оркестра. Это танец в умеренном движении, постоянно одинаковый как в мелодии и гармонии, так и в ритме, который непрерывно отбивает барабан. Единственный элемент изменения привносится сюда лишь оркестровым нарастанием». В основу сочинения положена мелодия из двух частей: одна часть строга и сурова, другая — по-восточному прихотлива. Первая часть мелодии носит баскский колорит, вторая — мавританско-андалузский. Мелодия эта необычайно длинна (34 такта) и обладает неистощимым разнообразием оттенков. Эта мелодия проводится поочередно различными инструментами оркестра (включая саксофон), достигая в кульминации огромной выразительной силы и яркости звучания. Существует легенда, что на написание «Болеро» Равеля вдохновило посещение им литейного цеха, где он увидел медленно вытекающую раскаленную сталь. Не склонный к похвалам чужих сочинений Сергей Прокофьев назвал «Болеро» «чудом композиторского мастерства».
Сама «испанская сценка», задуманная Брониславой Нижинской и видимо самой Рубинштейн, была несложной. Действие происходило в мрачном кабачке с темными стенами и сводами. Почти всю сцену занимал огромный стол-платформа, над которым свисала яркая лампа с абажуром. Александр Бенуа одел танцоров в одежду, «подсмотренную» им на офортах Франциско Гойи. На столе танцевала Ида Рубинштейн, изображавшая экзотическую испанскую плясунью. За ее страстными движениями жадными глазами наблюдали окружившие стол мужчины. Музыка нарастала, чувственная атмосфера танца сгущалась. В финале на стол вспрыгивал молодой испанец (превосходный танцовщик еще «петербургского закала» Анатолий Вильтзак), и впечатляющий дуэт завершал этот пятнадцатиминутный спектакль.
«Болеро» имел большой успех, балет показывали в Париже и на гастролях. В 1932 году Нижинская в своей труппе «Театр танца Нижинской» показывала то же «Болеро» в декорациях Натальи Гончаровой. Здесь все действие происходило на фоне звездного неба. Среди мужчин выделялась девушка в розовом платье, поверх которого белела кружевная мантилья. В 1934 году для тех же исполнителей в труппе Рубинштейн новую постановку «Болеро» сделал Фокин. В начале XXI века в американском Окленде с помощью Нины Юшкевич, работавшей некогда с Брониславой Нижинской, реконструировали оригинальное «Болеро». В 2007 году на основе этой постановки балет был реконструирован в Москве Андрисом Лиепой в рамках проекта «Русские сезоны XXI век». Главную партию исполняла известная танцовщица Большого театра Илзе Лиепа.
Из наиболее известных хореографических трактовок «Болеро» Равеля по популярности выделяется постановка Мориса Бежара (1961, «Балет XX века»). В ней, так же как у Нижинской, в центре на столе танцевала женщина. Стол окружала нервная толпа, от которой практически были видны только руки поклонников своего идола. Премьеру танцевала Душанка Сифниос. На гастролях труппы Бежара в Москве в 1978 году с блеском солировала Майя Плисецкая. Практически без перемен в хореографии Бежара солистом-кумиром толпы мог быть и мужчина — прежде всего несравненный Хорхе Донн.
Остроумным «фокусом» на ту же тему кумира и толпы предстало «Болеро», сочиненное в 1962 году Вахтангом Чабукиани. На гастролях грузинской труппы в Ленинграде зал заполнили бывшие поклонники выдающего танцовщика, желавшие увидеть новую роль своего кумира. Открылся занавес, всю сцену занимала лестница, по которой вверх и вниз ходили разодетые дамы и кавалеры, слегка пританцовывая на ходу. Музыка нарастала, зал кипел от нетерпения. И лишь с последними аккордами музыки на верхней площадке появился Чабукиани, успевший сделать лишь пару испанских движений. Занавес упал, и зал взвыл от возмущения и восторга.
В большинстве постановок «Болеро» все-таки решающую роль играла завораживающая танцоров и зрителей музыка Равеля. Видимо, истинное место «Болеро» — на концертной эстраде, где оно исполняется часто и с неизменным успехом. Ленинградцы старшего поколения вряд ли забудут своеобразные «спектакли» Евгения Мравинского, когда именно «Болеро» Равеля заканчивало его концерты со своим знаменитым оркестром.
А. Деген, И. Ступников
История создания
Начало 1928 года Равель, уже всемирно известный композитор, провел в гастрольной поездке по США. Еще до отъезда он получил заказ от Иды Рубинштейн (1885—1960), богатой, талантливой и очень своеобразной танцовщицы-любительницы, иногда выступавшей в Русском балете Дягилева. Не обладавшая классической техникой, она отличалась артистизмом и изумительной внешностью, позволявшей ей блистать в таких ролях, как Шехеразада или Клеопатра. По словам художника В. Серова, написавшего ее портрет, «сам Египет и Ассирия каким-то чудом воскресли в этой необычайной женщине». Ида Рубинштейн захотела, чтобы композитор написал балет специально для ее уникальных данных.
Возвратившись из Америки в конце апреля, Равель принялся за работу, и довольно быстро партитура балета, названного «Болеро», была закончена. Равель представлял себе действие на открытом воздухе, у завода, где выходящие с работы рабочие и работницы присоединялись бы к танцу. Хотелось ему также, чтобы там был какой-то намек на бой быков и любовная трагедия в духе «Кармен» Бизе: героиню балета Марилену, увлекшуюся тореадором должен был заколоть кинжалом ревнивец. В этом замысле сказалось пристрастие композитора как к любимой Испании, так и к индустриальным пейзажам. Завод, который он имел в виду, существовал на самом деле. Он не раз показывал его, гуляя со знакомыми по дороге в Везине. Однако Ида Рубинштейн, а также приглашенная ею в качестве хореографа Бронислава Нижинская (1890—1972), сестра знаменитого Вацлава Нижинского, известная как танцовщица, режиссер и балетмейстер, и художник спектакля Александр Бенуа избрали другой сценарий (имя автора неизвестно). 22 ноября 1928 года в театре Grand Opera состоялась премьера, прошедшая с огромным успехом. Впоследствии балет шел со сценарием Равеля, ставился и с другими сценариями. На протяжении XX века его ставили неоднократно как в варианте Нижинской, так и М. Фокина, С. Лифаря, М. Бежара.
Сюжет
«Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танец. Гуляки не обращают на нее внимания, но понемногу начинают прислушиваться, оживляются. Подымаются, приближаются к столу; потрясенные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление» (воспоминания современника).
Музыка
«Болеро» отличается уникальным единством. Композитор писал: «Это — танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо». «Болеро» — оркестровые вариации, в основе которых краткая мелодия народно-танцевального характера. Четкая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном со скупым сопровождением альтов и виолончелей пиццикато, открывает пьесу. Она будет звучать непрерывно на протяжении всего балета. Извилистая, упругая мелодия четко делится надвое, причем вторая ее часть приобретает страстно-страдальческий характер. Эта мелодия, переходя от инструмента к инструменту, приобретает все большую мощь. Неуклонное оркестровое крещендо приводит к грандиозной кульминации в конце. В высшей точке кульминации все резко обрывается.
История постановок «Болеро» Мориса Равеля
Болеро — национальные испанские танцы, введенные в балет. Наиболее любимые и известные болеро: качуча, аррагонская хота, мадрилена, оле, халео дехерес. Эти танцы исполняются двумя или несколькими танцующими, некоторые же (оле) исполняются одной балериной. Танцующие болеро одеваются в андалузские костюмы. Шумная музыка к большинству танцев болеро исполняется оркестром и имеет быстрый темп. Во время пляски танцоры бьют в такт кастаньетами. При исполнении болеро в народе поют как танцоры, так и зрители, танцы сопровождаются игрой на гитаре и тамбуринах (старинных барабанах).
По некоторым данным, болеро был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года. С начала XIX века танец стал исполняться и на сцене и был включен в оперы Карла Вебера, Франсуа Обера, Гектора Берлиоза, балеты «Лебединое озеро» Петра Чайковского и «Коппелия» Лео Делиба.
Наибольшую известность получило «Болеро» французского композитора Мориса Равеля (1875-1937). Произведения было написано в 1928 году по заказу известной танцовщицы, солистки русского балета Иды Рубинштейн, которая задумала исполнить на сцене Гранд-Опера в Париже хореографическую композицию на музыку уже тогда написанного «Вальса» Равеля. Одной этой оркестровой пьесы для того, чтобы представить ее в театральном спектакле, было недостаточно. И тогда Ида обратилась к Равелю с просьбой, чтобы он написал еще одно произведение для этой постановки.
По построению «Болеро» Равеля представляет собой цепь вариаций, в основе которых — небольшая мелодия народно-танцевального характера, близкая сложившемуся в XVIII веке испанскому танцу болеро, но с ритмом баскского танца сортсико.
Равель представлял себе действие балета на открытом воздухе, у завода, где выходящие с работы рабочие и работницы присоединялись бы к танцу. Ему также хотелось, чтобы там был какой-то намек на бой быков и любовная трагедия в духе оперы «Кармен» Жоржа Бизе: героиню балета Марилену, увлекшуюся тореадором, должен был заколоть кинжалом ревнивец. В этом замысле сказалось пристрастие композитора как к любимой Испании, так и к индустриальным пейзажам.
Завод, рисовавшийся Равелю в «Болеро», существовал в действительности и находился неподалеку от того места, где композитор приобрел небольшой дом под Парижем, названный им Бельведером.
Однако Ида Рубинштейн, а также приглашенная ею в качестве хореографа Бронислава Нижинская (1890-1972), сестра знаменитого танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского, и режиссер, балетмейстер и художник спектакля Александр Бенуа избрали другой сценарий, автор которого остался неизвестным.
22 ноября 1928 года в театре Grand Opera состоялась премьера, прошедшая с огромным успехом.
Действие было перенесено в одну из таверн Барселоны 1920-х годов, где в темноте за столиками вдоль стен угощаются гуляки. Посреди комнаты, на большом столе танцовщица начинает свой танец. Постепенно она завоевывает внимание гуляк, собирает их, потрясенных, вокруг стола и с триумфом завершает выступление.
На протяжении XX века балет ставили неоднократно как в варианте Нижинской, так и русского и американского хореографа Михаила Фокина, русского и французского балетмейстера Сержа Лифаря. В разное время произведение ставили хореографы Морис Бежар, Алексей Ратманский, Нина Юшкевич, Валентин Елизарьев и другие.
В 1938 году дирекция парижской Град-Опера, ставя «Болеро» уже после смерти Равеля, поручила художнику, скульптору и декоратору, близкому другу композитора Леону Лейритцу оформление спектакля. Макет декораций был продемонстрирован в Салоне художников-декораторов еще при жизни композитора и получил полное его одобрение. Серж Лифарь, балетмейстер «Русских сезонов» Дягилева, на момент этой постановки бывший главным балетмейстером театра, решительно протестовал против изображения завода на декорации. Но брат композитора Эдуард Равель, хорошо знавший художественные намерения автора, пригрозил, что, в противном случае, не даст разрешения на постановку.
Это было гениальное болеро…
Здесь Майе Плисецкой … 50 лет.
Для меня балет «Болеро» — это самое гениальное, что она станцевала, хотя как можно выделить что-то одно гениальное в по сути гениальном творчестве в целом?? Даже впечатлений своих описывать не хочу, чтобы никому не мешать воспринимать в чистом виде, — настолько гипнотически это было станцовано и великолепно поставлено, а уж о музыке Равеля и вовсе умолкаю: импрессионизм в музыке воздействует так же, как и импрессионизм в живописи — берет наши чувства в плен и не отпускает до самого конца. К тому же мимика Майи Плисецкой в этом балете заслуживает просто отдельного фильма!
Эта постановка отключает меня от внешнего мира и погружает в чистые эмоции. Непередаваемые ощущения…
И у каждого они будут свои…
Название: Морис Равель — Болеро
Оригинальное название: Maurice Ravel — Bolero
Год выпуска: 1975
Жанр: Фильм — балет
Продолжительность: 00:21:12
Режиссер: Морис Бежар
Композитор: Морис Равель
В ролях: Майя Плисецкая
О Фильме: Балет Мориса Бежара «Болеро» на музыку М. Равеля (одна из первых постановок великого французского хореографа, осуществленных им в Бельгии для его знаменитой, ныне прекратившей существование труппы «Балет ХХ века») Майя Плисецкая числит среди вершинных достижений
хореографического искусства ушедшего столетия. Эротичный, но абсолютно не приземленный танец, исполняемый как некий ритуальный обряд, завладел всеми ее помыслами, едва лишь она его увидела. Плисецкая написала М. Бежару о своем желании танцевать этот балет, и уже через год, в 75-м, ей
удалось выступить в нем: ее пригласили в Брюссель в Театр де ла Монне участвовать в съемках «Болеро» для телевидения.
Майа Плисецкая вспоминала об этой работе :
«Нет, я не смогла бы это сделать. Я должна была сдаться. Ты не можешь выучить тысячу движений в головокружительно повторяющемся ритме всего за одну неделю. Я должна была сдаться. Анжела Альбрехт подошла утешить меня, сказала, что она выучила болеро за три месяца. О! если бы у меня было еще три дополнительных дня! Но премьера уже завтра… «Я буду стоять в проходе в глубине зала»,- сказал Бежар. «В белом свитере. На меня направят прожектор. Я подскажу тебе…»
«Болеро» же в исполнении любимицы Бежара, почти фанатичной перфекционистки в технике, французской балерины Сильви Гиллем (Sylvie Guillem) вместе с Токийским Балетом я считаю самым технически безупречным. Узор хореографии подтанцовки выполнен в более восточных лаконично-японских мотивах. Для большего удовольствия советую выставить HD качество на видео. Там ну даже при огромном желании придраться не к чему 🙂 Мне кажется, что именно к этому исполнению очень точно подошли бы стихи известного мастера хайкай периода средних веков Моритакэ (1473—1549):
Тут тебе и боязно,
тут тебе и радостно,
идя к жениху,
перейти в вечерней мгле
по бревну ручей.
Вот такой вот дзэн-импрессионизм получился!)
Не меньше впечатляет и мужское исполнение этого балета (Бежар изначально придумал хореографию как для женщины, так и для мужчины). Здесь блестяще станцовано Николя Ле Ришем (Nicolas le Riche) в Париже в 2012 году. http://www.youtube.com/watch?v=4OPJq_R7Qjw Вообще не перестаю удивляться и восхищаться гением Бежара: так выстроить хореографию, что только от пола исполнителя абсолютно меняется энергетика всего балета (в женском исполнении — соблазняющее, дикое и необузданное женское начало, заигрывающее и сливающееся в конце с мужским, а вот в мужском исполнении присутствия женщины я вообще не ощущаю — там только пробуждающаяся, мощная, завораживающая и накаляющаяся до предела сила мужского проявляется. И это в одной и той же хореографии! Гениально, маэстро!)
Одним из последователей Мориса Бежара стал Миша Ван Хук (Misha Van Hoecke), который работал в труппе «Балет XX века» около 25 лет.
Болеро (исп. Bolero) Мориса Равеля — произведение для оркестра, первоначально задуманное как музыка для балетной постановки. Было написано в 1928 году и впервые исполнено 22 ноября 1928 года в парижской «Гранд Опера», в ходе вечера балерины Иды Рубинштейн. Как отмечает Александр Майкапар, «Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты». Длительность звучания «Болеро» составляет около 15 минут, хотя при исполнении в постоянном темпе, без ускорения, как этого требовал композитор, может достигать и 18 минут.
Морис Равель посвятил это произведение Марлен Дитрих после их совместной работы в театре Нью-Йорка.
РИТМ: малый барабан повторяет 169 раз (4056 ударов), эти два размера d’ostinato дают Bol?ro Равеля равномерный и неизменный ритм.
Болеро (балет)
«Болеро» (фр.: Bolero) — балет на музыку французского композитора Мориса Равеля.
Время создания: 1928 г.
Содержание
[править] История создания
[править] Музыка
Морис Равель к этому времени был уже известным композитором [2] — Ида Рубинштейн и не собиралась обращаться к малоизвестному.
Произведение «Болеро», по мнению Александра Майкапара, обладает огромным гипнотическим воздействием [3] ; эти 15 минут звучания так эмоционально воздействуют на слушателя, что полностью вбирают его в себя, в свой музыкальный строй.
Музыка оказалась столь блистательна, что существует сама по себе, отдельно от хореографии, и рассматривается как самостоятельное музыкальное произведение.
В «Болеро» Равеля очень мало общего с подлинным испанским танцем, с настоящим испанским болеро [4] — название танца которого он взял.
Музыка М.Равеля к «Болеро» независимо от балета многократно использовалась для различных других произведений. Этому способствует ритмичность, создающая определенное настроение вихря движения.
[править] Премьера
[править] Следующая постановка
Следуюшая постановка состоялась почти через пять лет, в 1932 году, когда Бронислава Нижинская возобновила этот спектакль-танец для себя в парижском театре «Опера Комик».
На этом жизнь этой хореографии закончилась, но начались другие.
[править] Другие постановки
Музыка М. Равеля продолжала жить и привлекать внимание, в том числе, и балетмейстеров.
Среди хореографических постановок на музыку «Болеро»:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Морис Равель.Балет «Болеро»
Морис Равель. Балет «Болеро»
Морис Равель
Испания! Я вновь тобою пьян!
Цветок мечты возвышенной взлелеяв,
Опять твой образ предо мной горит
За отдаленной гранью Пиренеев!
Увы, замолк истерзанный Мадрид,
Весь в отголосках пролетевшей бури,
И нету с ним Долорес Ибаррури!
Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец.
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!
Николай Заболоцкий
Балет на музыку Мориса Равеля в одной картине.
Действующие лица
Действие происходит в одном из кабачков Барселоны в наши дни (20-е годы XX века).
История создания
Начало 1928 года Равель, уже всемирно известный композитор, провел в гастрольной поездке по США. Еще до отъезда он получил заказ от Иды Рубинштейн (1885—1960), богатой, талантливой и очень своеобразной танцовщицы-любительницы, иногда выступавшей в Русском балете Дягилева. Не обладавшая классической техникой, она отличалась артистизмом и изумительной внешностью, позволявшей ей блистать в таких ролях, как Шехеразада или Клеопатра.
Ида Рубинштейн
По словам художника В. Серова, написавшего ее портрет, «сам Египет и Ассирия каким-то чудом воскресли в этой необычайной женщине». Ида Рубинштейн захотела, чтобы композитор написал балет специально для ее уникальных данных.
Возвратившись из Америки в конце апреля, Равель принялся за работу, и довольно быстро партитура балета, названного «Болеро», была закончена. Равель представлял себе действие на открытом воздухе, у завода, где выходящие с работы рабочие и работницы присоединялись бы к танцу. Хотелось ему также, чтобы там был какой-то намек на бой быков и любовная трагедия в духе «Кармен» Бизе: героиню балета Марилену, увлекшуюся тореадором должен был заколоть кинжалом ревнивец. В этом замысле сказалось пристрастие композитора как к любимой Испании, так и к индустриальным пейзажам. Завод, который он имел в виду, существовал на самом деле. Он не раз показывал его, гуляя со знакомыми по дороге в Везине. Однако Ида Рубинштейн, а также приглашенная ею в качестве хореографа Бронислава Нижинская (1890—1972), сестра знаменитого Вацлава Нижинского, известная как танцовщица, режиссер и балетмейстер, и художник спектакля Александр Бенуа избрали другой сценарий (имя автора неизвестно). 22 ноября 1928 года в театре Grand Opera состоялась премьера, прошедшая с огромным успехом. Впоследствии балет шел со сценарием Равеля, ставился и с другими сценариями. На протяжении XX века его ставили неоднократно как в варианте Нижинской, так и М. Фокина, С. Лифаря, М. Бежара.
Государственный ансамбль танца «РУССКИЕ СЕЗОНЫ».
Сюжет
«Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танец. Гуляки не обращают на нее внимания, но понемногу начинают прислушиваться, оживляются. Подымаются, приближаются к столу; потрясенные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление» (воспоминания современника).
Музыка
«Болеро» отличается уникальным единством. Композитор писал: «Это — танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо». «Болеро» — оркестровые вариации, в основе которых краткая мелодия народно-танцевального характера. Четкая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном со скупым сопровождением альтов и виолончелей пиццикато, открывает пьесу. Она будет звучать непрерывно на протяжении всего балета. Извилистая, упругая мелодия четко делится надвое, причем вторая ее часть приобретает страстно-страдальческий характер. Эта мелодия, переходя от инструмента к инструменту, приобретает все большую мощь. Неуклонное оркестровое крещендо приводит к грандиозной кульминации в конце. В высшей точке кульминации все резко обрывается.
Л. Михеева
Рубрики: | Композиторы Балет |
Метки: Композиторы балет Равель
Процитировано 33 раз
Понравилось: 15 пользователям