Кто такой большой тылль
Большой Тылль
Большой Тылль (тж. Большой Тылл, Суур Тылл, эст. Suur Tõll ) — персонаж эстонской мифологии, живший на острове Сааремаа; великан-земледелец, богатырь, сражавшийся с врагами своего народа.
Содержание
Сюжеты преданий
Большой Тылль жил в деревне Тыллусте со своей женой — великаншей Пирет и занимался тем, что возделывал землю на собственной мызе и ловил рыбу, как все жители деревни, хотя был местным правителем. Он часто навещал своего брата Лейгера, такого же великана, на соседнем острове Хийумаа. Тылль был такой большой, что мог ходить пешком по дну моря, а его посох, сделанный из ствола ели, был длиной в 5 саженей, около десяти с половиной метров. Он любил капусту, пиво и баню. Нрав у Тылля был горячий, но душа добрая, и он всегда приходил на помощь людям и защищал их.
Однако и у него был главный враг — исполин Нечистый (ванапаган), который всегда старался навредить ему, где только мог. Однажды, когда великан отлучился, Нечистый разрушил его дом. Жена Тылля, увидев это, умерла. В конце концов Тылль расправился со зловредным бесом.
Когда на остров напали рыцари-захватчики, Тылль пошёл с ними биться, но врагов было слишком много, и их главарь сумел отрубить великану голову. Поддев голову на свой меч (по другой версии, взяв под мышку), Тылль пошёл умирать, но перед смертью пообещал встать из могилы и помочь людям, если враги опять пойдут на них войной, — пусть только позовут его. Но озорные дети решили подразнить великана и крикнули: «Тылль, Тылль, вставай, на дворе война!» Великан встал, рассердился, увидев, что его зря позвали, и лёг обратно, поклявшись, что больше уж не вернётся.
Корни и мотивы
В первую очередь легенда о Большом Тылле относится к этиологическим мифам, объясняющим в олицетворённой форме появление различных природных объектов или культурных особенностей. В образах главных героев и сюжетных линиях явно прослеживается мотив первородного камня. Ванапаган забрасывает камнями поле Тылля, Тылль бросает камни с эстонского берега на финский, состязается в метании камней с другим великаном Калевипоэгом, хоронит окаменевшую жену в каменном саркофаге и сам после смерти окаменевает, превращается в два холма (туловище и отрубленная голова).
Так возникают объяснения географических объектов. Помимо упомянутых холмов, на острове можно увидеть валун Пиретикиви («Камень Пирет»). Когда Пирет собирала камни для бани, она уронила один себе на ногу, да так больно, что заплакала, и со злости швырнула его, что было сил. Там он и лежит с тех пор, причём земля вокруг него всегда мокрая. Есть история и у полуострова Харилайд на северо-западе Сааремаа. Ванапаган строил мост, по которому человеческие души должны были отправляться к дьяволу, и, убегая от Тылля, бросил там горсть песка — так получился Харилайд. По преданию, косу Сааре, соединяющую острова Хийумаа и Сааремаа, строил Лейгер с сыновьями, чтобы брат ходил к нему в гости посуху. А из того места, куда попало брошенное Тыллем копьё, забил прозрачный, холодный родник.
Большой Тылль в наше время
На Сааремаа проводятся экскурсии по местам, связанным с Большим Тыллем. В деревне Лилби, расположен туристический комплекс Суур Тылл («деревня отдыха»). В деревне Нинасе стоят две переделанные из ветряных мельниц фигуры Пирет и Тылля в национальной одежде, к которым приходят новобрачные.
В 1959 году книгу о Тылле написал Эно Рауд.
В честь Большого Тылля назван ледокол «Суур Тылл».
Большой Тылль (мультфильм)
Хейки Эрнитс, Айн Сильбаум, Вальтер Уусберг
главный художник Юри Аррак
«Большой Тылль» (тж. Большой Тылл, эст. Suur Tõll ) — мультфильм эстонского режиссёра Рейна Рамаата по мотивам эстонских народных сказаний о Большом Тылле. Награждён первым призом МКФ в Варне (1980), первой премией Всесоюзного кинофестиваля в Вильнюсе (1981) и первой премией Международного фестиваля мультипликационных фильмов в Оттаве (1982).
Содержание
Сюжет
На суровом острове Сааремаа жил богатырь огромного роста по имени Большой Тылль, и всё у него было такое же огромное: и жена Пирет, и дом, и конь. Как-то раз он мирно пахал землю, но его враг страшный Нечистый забросал всё поле камнями. Между тем на остров напали датские рыцари, и многие жители полегли в бою. Тогда уцелевшие пришли к Тыллю звать его на помощь. Велел Тылль жене развести огонь, а сам пошёл на соседний островок за капустой для щей, чтобы перед битвой подкрепиться, и увидел в бушующем море перевернутую рыбачью лодку. Тылль, которому глубокое море не доходило и до пояса, спас тонущих рыбаков.
Пообедав, оставил он печальную жену и пошёл сражаться с врагом. Повсюду лежали трупы погибших островитян, а вдали продолжалась жестокая битва. Наконец пришла подмога, но многие погибли. Тылль стал размахивать колесами и так побил множество врагов.
Тем временем к дому великана подкрался Нечистый и разрушил его, и жена, не выдержав такого горя, умерла. Тылль вернулся на развалины и решил поквитаться с Нечистым. После долгой погони загнал его в море, оно схватило беса и утянуло на дно.
Художественные особенности
Фильм создан в примитивистской манере. Раамат обратился к художнику Юри Арраку с предложением сотрудничества, и тот в короткий срок создал ряд эскизов, сумев избежать каких бы то ни было фольклорных клише. Снимать начали в технике вырезной перекладки для экономии времени и денег, но затем группа получила дополнительные средства, и съёмки продолжились уже в обычной технике рисованной мультипликации. Однако, как говорит Раамат, аниматоры намеренно оставили некоторую громоздкость фигур, отказавшись от свободных линий, чтобы тем самым придать героям большую монументальность и весомость.
Однако фильм не избежал упрёков в излишней жестокости. Сцены убийств, массовых кровопролитий вызвали осуждение критиков и зрителей, многие из которых называли мультфильм очень страшным. Крис Робинсон, писатель и художественный директор международного фестиваля мультипликационных фильмов в Оттаве, в своей книге «Эстонская анимация: между гением и полной безграмотностью» рассказывает, что Раамата вызывали к начальству для объяснений, почему в его фильме так много красной краски. «Кровь есть кровь, — смеётся Аррак, — не молоко же льется, когда отрубают голову!» [4]
Идеологический подтекст
Книга
В 1982 году по мотивам мультфильма была издана детская книга. Она состоит из 28 крупных иллюстраций Юри Аррака с кратким пересказом сюжета.
Влияние на культуру
Кто такой большой тылль
Data: 13.01.2011 02:49 | Автор: Administrator
Большой Тылль (тж. Большой Тылл, Суур Тылл, эст. Suur Tõll) — персонаж эстонской мифологии, живший на острове Сааремаа; великан-земледелец, богатырь, сражавшийся с врагами своего народа.
Источник: эстонский героический эпос
Большой Тылль жил в деревне Тыллусте со своей женой — великаншей Пирет и занимался тем, что возделывал землю на собственной мызе и ловил рыбу, как все жители деревни, хотя был местным правителем. Он часто навещал своего брата Лейгера, такого же великана, на соседнем острове Хийумаа. Тылль был такой большой, что мог ходить пешком по дну моря, а его посох, сделанный из ствола ели, был длиной в 5 саженей. Он любил капусту, пиво и баню. Нрав у Тылля был горячий, но душа добрая, и он всегда приходил на помощь людям и защищал их.
Однако и у него был главный враг — исполин Нечистый (ванапаган), который всегда старался навредить ему, где только мог. Однажды, когда великан отлучился, Нечистый разрушил его дом. Жена Тылля, увидев это, умерла. В конце концов Тылль расправился со зловредным бесом.
Когда на остров напали рыцари-захватчики, Тылль пошёл с ними биться, но врагов было слишком много, и их главарь сумел отрубить великану голову. Поддев голову на свой меч (по другой версии, взяв под мышку), Тылль пошёл умирать, но перед смертью пообещал встать из могилы и помочь людям, если враги опять пойдут на них войной, — пусть только позовут его. Но озорные дети решили подразнить великана и крикнули: «Тылль, Тылль, вставай, на дворе война!» Великан встал, рассердился, увидев, что его зря позвали, и лёг обратно, поклявшись, что больше уж не вернётся.
Корни и мотивы
Большой Тылль воплощает гиперболизированный образ народного старейшины. Возможно, что в древности существовал его реальный прототип, человек очень высокого роста. По-видимому, отдельные сюжеты уходят ещё в языческие времена, тогда как истории о борьбе Тылля с ванапаганом сформировались уже после христианизации, поскольку в образе Нечистого отчётливо проступают черты христианского чёрта.
В первую очередь легенда о Большом Тылле относится к этиологическим мифам, объясняющим в олицетворённой форме появление различных природных объектов или культурных особенностей. В образах главных героев и сюжетных линиях явно прослеживается мотив первородного камня. Ванапаган забрасывает камнями поле Тылля, Тылль бросает камни с эстонского берега на финский, состязается в метании камней с другим великаном Калевипоэгом, хоронит окаменевшую жену в каменном саркофаге и сам после смерти окаменевает, превращается в два холма (туловище и отрубленная голова).
Так возникают объяснения географических объектов. Помимо упомянутых холмов, на острове можно увидеть валун Пиретикиви («Камень Пирет»). Когда Пирет собирала камни для бани, она уронила один себе на ногу, да так больно, что заплакала, и со злости швырнула его, что было сил. Там он и лежит с тех пор, причём земля вокруг него всегда мокрая. Есть история и у полуострова Харилайд на северо-западе Сааремаа. Ванапаган строил мост, по которому человеческие души должны были отправляться к дьяволу, и, убегая от Тылля, бросил там горсть песка — так получился Харилайд. По преданию, косу Сааре, соединяющую острова Хийумаа и Сааремаа, строил Лейгер с сыновьями, чтобы брат ходил к нему в гости посуху. А из того места, куда попало брошенное Тыллем копьё, забил прозрачный, холодный родник.
Большой Тылль в наше время
На Сааремаа проводятся экскурсии по местам, связанным с Большим Тыллем. В деревне Лилби, расположен туристический комплекс Суур Тылл («деревня отдыха»). В деревне Нинасе стоят две переделанные из ветряных мельниц фигуры Пирет и Тылля в национальной одежде, к которым приходят новобрачные.
Известна установленная в Курессааре скульптурная группа Тауно Кангро, где бронзовые герои легенды несут лодку, полную рыбы. В 2004 году прошла выставка скульптора «Стародавнее войско в камне и металле», многие экспонаты которой были посвящены сааремскому великану: «Вот богатырь аппетитно хлебает капустный суп, а вот его жена Пирет вяжет для мужа огромный шерстяной носок. Тылль — мастер — он строит и пашет, Тылль — силач — он спасает рыбаков вместе с лодкой из бурного моря, Тылль — воин — с колесом от телеги выходит он на жестокую битву. Тылль и Пирет — любящие супруги, и чуткие пальцы Тауно запечатлели минутку их нежности».
В 1959 году книгу о Тылле написал Эно Рауд.
Но больше всего прославил Тылля мультфильм эстонского режиссёра Рейна Раамата и художника Юри Аррака «Большой Тылль» («Таллинфильм»), вышедший в 1980 году и получивший первую премию на Всесоюзном кинофестивале, хотя сюжет и рисунки вызвали неоднозначную реакцию у публики. Впоследствии была опубликована книга с пересказом мультфильма и крупными иллюстрациями того же художника.
В честь Большого Тылля назван ледокол «Суур Тылл».
Большой Тыэллах
Большой Тыэллах | |
---|---|
Характеристика | |
Длина | 59 км |
Бассейн | Северного Ледовитого океана |
Бассейн рек | Колыма |
Водоток | |
Устье | Колыма |
Расположение | |
Страна |
Водный реестр России | |
---|---|
19010100112119000005912 | |
Код бассейна | 19.01.01.001 |
Код по ГИ | 119000591 |
Том ГИ | 19 [1] |
Большой Тыэллах — река на крайнем северо-востоке России.
Общая протяженность реки составляет около 59 км. Площадь её водосборного бассейна насчитывает 1040 км². Река замерзает в октябре и остаётся под ледяным покровом до мая — начала июня. Питание реки происходит в основном за счёт таяния снега и летних дождей. Впадает в реку Колыма справа на расстоянии 2059 км от устья.
В реке водятся виды рыб: окунь, ёрш, пескарь, налим и др.
Большой Тылль (мультфильм)
Хейки Эрнитс, Айн Сильбаум, Вальтер Уусберг
главный художник Юри Аррак
«Большой Тылль» (тж. Большой Тылл, эст. Suur Tõll ) — мультфильм эстонского режиссёра Рейна Рамаата по мотивам эстонских народных сказаний о Большом Тылле. Награждён первым призом МКФ в Варне (1980), первой премией Всесоюзного кинофестиваля в Вильнюсе (1981) и первой премией Международного фестиваля мультипликационных фильмов в Оттаве (1982).
Содержание
Сюжет
На суровом острове Сааремаа жил богатырь огромного роста по имени Большой Тылль, и всё у него было такое же огромное: и жена Пирет, и дом, и конь. Как-то раз он мирно пахал землю, но его враг страшный Нечистый забросал всё поле камнями. Между тем на остров напали датские рыцари, и многие жители полегли в бою. Тогда уцелевшие пришли к Тыллю звать его на помощь. Велел Тылль жене развести огонь, а сам пошёл на соседний островок за капустой для щей, чтобы перед битвой подкрепиться, и увидел в бушующем море перевернутую рыбачью лодку. Тылль, которому глубокое море не доходило и до пояса, спас тонущих рыбаков.
Пообедав, оставил он печальную жену и пошёл сражаться с врагом. Повсюду лежали трупы погибших островитян, а вдали продолжалась жестокая битва. Наконец пришла подмога, но многие погибли. Тылль стал размахивать колесами и так побил множество врагов.
Тем временем к дому великана подкрался Нечистый и разрушил его, и жена, не выдержав такого горя, умерла. Тылль вернулся на развалины и решил поквитаться с Нечистым. После долгой погони загнал его в море, оно схватило беса и утянуло на дно.
Художественные особенности
Фильм создан в примитивистской манере. Раамат обратился к художнику Юри Арраку с предложением сотрудничества, и тот в короткий срок создал ряд эскизов, сумев избежать каких бы то ни было фольклорных клише. Снимать начали в технике вырезной перекладки для экономии времени и денег, но затем группа получила дополнительные средства, и съёмки продолжились уже в обычной технике рисованной мультипликации. Однако, как говорит Раамат, аниматоры намеренно оставили некоторую громоздкость фигур, отказавшись от свободных линий, чтобы тем самым придать героям большую монументальность и весомость.
Однако фильм не избежал упрёков в излишней жестокости. Сцены убийств, массовых кровопролитий вызвали осуждение критиков и зрителей, многие из которых называли мультфильм очень страшным. Крис Робинсон, писатель и художественный директор международного фестиваля мультипликационных фильмов в Оттаве, в своей книге «Эстонская анимация: между гением и полной безграмотностью» рассказывает, что Раамата вызывали к начальству для объяснений, почему в его фильме так много красной краски. «Кровь есть кровь, — смеётся Аррак, — не молоко же льется, когда отрубают голову!» [4]
Идеологический подтекст
Книга
В 1982 году по мотивам мультфильма была издана детская книга. Она состоит из 28 крупных иллюстраций Юри Аррака с кратким пересказом сюжета.