Кто такой ботаник в школе
Кто такой ботаник? Это иностранное слово сегодня часто произносится в повседневной жизни. Но при этом оно употребляется скорее в шутливом, переносном смысле. А иногда носит и обидный, уничижительный оттенок. Чем же вызваны негативные отзывы о ботаниках? Об этом, а также о нескольких толкованиях данного слова, будет рассказано в статье.
Ученый и учитель
В словарях дано несколько значений «ботаника». Вот два из них, довольно близких друг к другу по смыслу:
Что такое ботаника?
Далее расскажем о знаменитых ученых, которые стояли у истоков этой науки.
Первобытные ботаники
Оказывается, первобытные люди были в какой-то степени ботаниками. Ведь они имели множество сведений о растениях, так как это диктовалось жизненной необходимостью. Ведь им постоянно приходилось сталкиваться и с пищевыми, и с лекарственными, и с ядовитыми растениями. Таким образом, знание о них было, по сути, вопросом выживания.
Первые книги, в которых были описаны не только полезные для человека растения, были написаны греческими учеными-натуралистами. Философы рассматривали растения как часть природы и пытались разобраться в их сущности и систематизировать их.
Аристотель
До Аристотеля исследователей интересовали в основном лекарственные растения и те, что представляли хозяйственную ценность. Тогда как этот ученый грек в IV в. до н. э. впервые задумался об их месте в природе вообще.
Из тех немногочисленных материалов, затрагивающих тему растений, что дошли до нашего времени, видно, что Аристотелем признавалось существование двух царств окружающего мира: живой и неодушевленной природы.
Растения он относил к живому царству. Ученый считал, что они обладают душой, хотя и находящейся на более низкой ступени развития, чем у животных и человека. Аристотель видел в природе животного и растительного мира общие свойства. Так, например, он писал, что относительно некоторых морских обитателей трудно наверняка сказать, что это – растение или животное.
Отец ботаники
Это высокое звание относится к ученику Аристотеля Теофрасту. Его труды рассматриваются как сведение в одну систему познаний, присущих практикам сельского хозяйства, медицины, а также работ ученых Античности.
Теофраст явился основателем ботаники, выделив ее в самостоятельную науку. Описывая способы применения растений в медицине и хозяйстве, он занимался и теоретическими вопросами. Влияние трудов этого ученого на развитие ботаники в будущем было огромным в течение многих столетий.
Ни одному ученому Древнего мира не удалось подняться выше его ни в описании форм растений, ни в понимании их природы. Конечно, если судить с точки зрения современного уровня знаний, некоторые положения Теофраста были наивными и ненаучными.
Ведь в то время ученые не обладали высокой техникой исследований, не ставили научных экспериментов. Но при этом нельзя отрицать, что уровень знаний, которого достиг «отец ботаники», был очень значительным. В качестве стройной системы знаний о растениях ботаника была сформирована к XVII-XVIII векам.
Другие значения
Нужно отметить, что в словарях указываются и другие значения слова «ботаник», которое употребляется как жаргонное, имеющее переносный, пренебрежительно- шутливый смысл. Здесь есть два варианта:
Боевой ботаник: как себя правильно поставить в классе и жизни
Я не часто получал от одноклассников. Белой вороной тоже не был. А вполне мог бы – но вовремя понял один секрет, которым поделюсь с тобой в этой статье. Он поможет стать «невидимым» для злобных гопников в школе, а потом – занять лидирующее положение.
Прикол в том, что когда ты дойдешь до уровня альфы, в классе или любой другой группе, тебе этого уже не захочется.
Ведь есть вещи поинтереснее.
Кто такой ботаник?
Еще раз пробегись по списку, любой из пунктов – это мишень для травли. Пресловутая «белая ворона», хотя походит скорее на серого воробышка. Которого регулярно окунают в сортир, опускают перед всеми и весело гоняют после школы.
Только тебе почему то совсем не смешно.
Почему становятся ботаниками?
Нет навыков социализации, а по-человечески – не умеют связать двух слов, мычат и стесняются.
Чаще всего зерна ботанизма закладываются в раннем детстве, когда добрая бабуля кудахчет и просит съесть еще одну ложечку «за маму». И родители обхаживают так, как будто их дитя новый мессия, которого надо оберегать от каждого чиха. Так они превратили тебя в терпилу.
Ну ладно, в стеснительного человека.
А за гопниками никто не присматривал. Росли как трава в поле, делали что хотели и учились: считывать эмоции окружающих, чтобы уворачиваться от пинков пьяного бати, находить общий язык и сбиваться в банды, вычислять слабого и вытряхивать из него деньги на завтраки.
В таких делах они даже не профессора, а академики. Обыграть их на этом поле – дохлый номер, даже не пытайся.
Бывают и другие случаи, когда в семье все нормально и родные в адеквате, но человек по каким-то причинам получил страшную психологическую травму:
Этого хватит, чтобы закрыться в себе и возненавидеть людей на всю дальнейшую жизнь. Даже если это произошло 10/20 или 40 лет назад. Иногда дерьмо не смывается.
Твои перспективы, если останешься ботаником
В текущем моменте: будешь объектом для насмешек и штатным изгоем.
В будущем: …лучше не станет.
Если ничего не делать, ничего и не изменится, и через несколько лет ты обнаружишь себя в той же роли, только в рабочем коллективе или в собственной семье. Хотя большинство ботанов семьи не создают и не оставляют потомства, а жаль, у них могли бы получится умные и талантливые дети.
Чтобы не сгущать краски – есть малюсенький шанс, что выберешься из этого «случайно», просто повзрослеешь и все пройдет. Оценим его в 0,1% из 100.
Что будет, когда перестанешь ботанить и выйдешь в реальный мир?
Посмотри на Билла Гейтса, Илона Маска или Стивена Кинга – классические вчерашние ботаники, которые скинули кокон и развернулись во всей красе. Где они, а где те, кто над ними насмехался?
Все из-за интеллекта, у них, да и у тебя, он зашкаливает. И если использовать эту силу правильно, если не заниматься самоедством, переживаниями и бесполезными страхами – тогда начнутся стремительные изменения, и больше ты никого бояться не будешь.
А вчерашние обидчики будут называть тебя по имени-отчеству и заискивающе хихикать. Как они обычно и делают перед высшим руководством.
Что нужно делать?
Теперь обо всем поподробнее.
Жалость к себе – самое бесполезное чувство. Круче него только депрессия, неврозы и постоянный страх неудачи, кстати, все это идет опять же из жалости и самоедства.
Многим невдомек, что им гораздо привычнее быть жертвой. Плохо, зато знакомо. Надеюсь, ты не из таких.
Для начала перестань ссутулиться, победители не ходят с горбатой спиной. Для этого периодически походи к стенке и выравнивай осанку по ней. Если не помогает – купи в аптеке спец.прибор для улучшения осанки, это что-то вроде корсета, который надо носить 1-2 месяца.
Забудь про бегающий взгляд и опущенные глаза при разговоре. Всегда смотри прямо в глаза. Но не перегибай палку – бесстрашно смотреть на пьяных отморозков в темной подворотне не надо, надо убегать. А вот научиться держать контакт с глазами одноклассников/коллег/родных тебе необходимо. Оптимально – 3-5 секунд, потом отводишь взгляд на 1-2 секунды и снова повторяешь контакт. Так ты показываешь себя уверенным человеком, который умеет внимательно слушать.
Научись связно выражаться. Бекать и мекать могут дети, когда только начинают говорить, но ты уже не ребенок. Сначала обдумай мысль, ты знаешь как это делается, затем говори четко и в меру громко. В меру – значит не ори, но и не шепчи, а то потеряешь весь эффект.
Сопротивляйся… звучит пафосно, но это так. Прежде всего нужно оградить себя от попыток «одомашнивания», этим чаще всего занимаются родные. «Промолчи, потерпи, ты ведь умнее» — знакомо, правда? Я скажу так – терпеть вредно. Особенно когда тебя бьют и унижают.
Как сопротивляться?
Для начала смени имидж, сними дурацкие очки с толстыми стеклами и примерь линзы. Обнови гардероб, причем с мамой ходить по магазинам не надо, она снова оденет тебя как ботаника, попроси сходить с тобой на шопинг знакомую девушку. Нет такой? Тогда хотя бы подругу сестры.
Начинай мыться каждый день, а лучше два раза, и регулярно меняй одежду. Люди очень чувствительны к запахам и если ты подваниваешь, то уважения и нормального отношения не жди.
Не смотри бестолковые сериалы, смени эти таймкиллеры на познавательные книги и видео. Привычка учиться – одна из самых полезных в жизни. Только учиться надо правильным вещам.
Теперь, когда привел себя в порядок, можно поразмышлять как быть дальше.
Штука в том, что даже если ты станешь поход на Бреда Питта и научишься проявлять интеллект не хуже Эйнештейна, все равно, прежнее окружение будет смотреть на тебя как на терпилу. Человеческое мышление регидно, и видеть тебя победителем никто не захочет.
Вывод простой: меняй окружение. Переходи в новую школу, смени работу – ищи места, где тебя не знают. Гораздо проще изначально поставить себя по-новому, чем долго и трудно убеждать всех в том, что ты изменился.
А если живешь в деревне и сделать это совсем никак — тогда приготовься к тому, что твой новый образ будут воспринимать с трудом. Тогда не спеши и меняйся постепенно, чтобы люди могли привыкнуть.
Поэтому действовать прямой силой нельзя. Это просто глупо.
Мимикрируй. Есть известное выражение: не можешь победить – возглавь. Оно настолько прекрасно, что можно больше ничего не писать, но я все-таки вставлю пять копеек:
Ты стал тем, кто ты есть благодаря окружению – дома и везде, где появляешься. Люди повлияли на тебя, хотели они этого или нет. А теперь тебе, дружище, пора влиять на них;
Подумай, сколько времени тебе еще находиться в этом коллективе. На это время нужно слиться с ним – не отличаться от других, но только внешне и по поведению. Думай и действуй как хочешь, это уже твое дело, главная задача — перестать быть мишенью;
Со временем ты даже можешь выбиться в вожаки, своих всегда выталкивают наверх. И смешно, и грустно… Если такой момент наступит: думай и еще раз думай! Чаще всего разумнее просто свинтить и заниматься тем, что тебе интересно, а не продолжать бегать с этими упырями, только теперь во главе стаи. Твой потенциал намного, намного больше.
На мой взгляд, мимикрия – это не уступка, а подстройка под обстоятельства. Нельзя всегда плыть против течения, нельзя плевать против ветра, иногда нужно согласиться, но поступить по-своему. Рассматривай это как передышку перед решительным броском к новой жизни.
По итогу:
P.S. Через несколько лет ты можешь случайно столкнуться с давними обидчиками. Насколько же жалкими они выглядят… Смотришь на них, и думаешь, — Неужели меня могли тронуть такие ничтожества?
Пора отменитьПочему прозвище «ботаник» стоит оставить в прошлом
Учиться — это нормально
Английским словом nerd или его русской версией «ботаник» пренебрежительно называют людей, сосредоточенных преимущественно на учёбе, трудолюбивых и часто показывающих хорошие результаты — будь то оценки, школьные олимпиады и интеллектуальные игры. Предполагается, что такой человек не уделяет должного внимания своей личной жизни, не следит за внешним видом и сутками проводит время за книгами, не имея дополнительных интересов или имея строго определённые: ролевые игры, фэнтези и комиксы. То есть интересуется всякими скучными вещами, до которых «нормальным» людям нет никакого дела. Сразу возникает несколько вопросов. Во-первых, что плохого в том, чтобы увлекаться учёбой и реализовывать себя таким образом? А во-вторых, почему вполне поп-культурные развлечения до сих пор приписывают узкому интересу одной группы людей? И есть ли вообще смысл поддерживать этот стереотип? Пытаемся разобраться.
Согласно Оксфордскому словарю, слово nerd впервые было опубликовано в статье в Newsweek 1951 года: «In Detroit, someone who once would be called a drip or a square is now, regrettably, a nerd» («В Детройте человека, которого раньше назвали бы занудой или лохом, сегодня скорее назовут ботаником»). И хоть мы знаем, в какой момент слово стало популярным, нельзя однозначно сказать, откуда оно взялось. Джим Берроуз, который создал целый сайт, посвящённый слову «nerd», предположил, что оно происходит от аббревиатуры. Компания Northern Electric в Оттаве создала лабораторию исследований и разработок под названием Northern Electric Research and Development Laboratories, а все её работники получили карманные протекторы с логотипом «N.E.R&D». Но какой бы красивой ни была теория, она вряд ли соответствует действительности. Лаборатория появилась только в 1959 году, что никак не объясняет первое публичное употребление слова в газете Newsweek за восемь лет до этого. Также есть версия, что «nerd» — это слово «drunk», если читать его с конца, якобы ботаник — противоположность тусовщику. Но и эту версию Оксфордский словарь ставит под сомнение, так как она не объясняет правописание слова — почему не «knurd»?
Так или иначе слово «nerd» широко распространилось в 50-х, а его русская версия «ботаник» и вовсе заменила более архаичный, но не менее пренебрежительный вариант — «зубрила». У этих терминов немного разное буквальное значение, но близкая негативная коннотация. «Зубрить» — значит учить наизусть, не особо погружаясь в смысл текста. Также для зубрилы не характерен целый список интересов и развлечений, который приписывают ботаникам. Следуя стереотипной логике, у таких людей в принципе нет интересов, так как они неспособны уловить смысл предмета и могут только повторять слова, не понимая значения. Хоть это и разные слова, адресуются они зачастую к одним и тем же людям и у них одна и та же цель — унизить, высмеять и пристыдить человека, погружённого в учёбу.
«Я не так уж далёк от поколения взрослых, которые полагали, что самые талантливые дети будут заниматься юриспруденцией или бизнесом. Карьера же, связанная с точными науками, в основном рассматривалась как занудная или недостижимая, — пишет учёный Маршалл Шеферд, выражая беспокойство по поводу слова «ботаник». — Дети ясно понимают негативный смысл слова „ботаник“. Я считаю, что многие делают свой выбор, основываясь не на своих желаниях, а из-за давления, которое вынуждает их быть „крутыми“, „приемлемыми“ и ни в коем случае не ботаниками».
Дети ясно понимают негативный смысл слова «ботаник». Многие делают свой выбор, основываясь не на своих желаниях, а из-за давления, которое вынуждает их быть «крутыми», «приемлемыми» и ни в коем случае не ботаниками
Преподавательница Кэрри Энн Филбин тоже считает, что школьницы не стремятся становиться программистками не потому, что им не даётся предмет (как раз наоборот), а потому что вокруг людей, всерьёз увлекающихся информатикой и проводящих время за компьютером, множество негативных стереотипов. «Каждый год я прошу учеников и учениц восьмого класса (им 12–13 лет) написать, что, как им кажется, значит быть учёным, работающим в сфере информационных технологий. Ответы включают как положительные стереотипы, вроде высокого заработка и ума, так и отрицательные, про которые чаще пишут именно девочки и которые для них перевешивают все плюсы: отсутствие друзей, социальная изоляция и занудство. На самом деле информатика — очень творческий предмет. Он помогает учащимся лучше понимать мир вокруг, который становится всё более цифровым, и бросает вызов представлениям о возможностях. Однако за последнее десятилетие взрослые не смогли донести до девочек широту и глубину предмета», — пишет она для The Guardian. По иронии, увлечённость науками, которая едва ли способствует популярности в школе, в будущем может привести к одной из самых прибыльных профессий. Будь то карьера в IT-секторе или медицинской сфере, где, в какую бы отрасль вы ни отправились дальше, придётся сдавать вступительные экзамены по биологии и химии.
Можно было бы предположить, что обидные прозвища — нормальная часть взросления и на них можно просто не обращать внимания. Однако не стоит забывать, что школа — одно из первичных мест социализации и чаще всего её устройство иерархично. От статуса, диктуемого отношением сверстников, часто зависит не только базовый комфорт, но и ментальное и физическое здоровье ребёнка. В итоге учащиеся либо и вовсе отказываются от своих интересов в пользу репутации, либо вынуждены скрывать собственное трудолюбие и усердность: «Я ничего не учил», «Полистал перед уроком», «Списал на перемене». И это формирует уже новую, но не более пригодную для существования реальность: картину мира, где есть «талантливые» люди, которым всё даётся легко, и усердные «неудачники», которым «просто не дано». Правда, конечно же, где-то посередине. У нас действительно могут быть разные способности, а что ещё важнее — сферы интересов, в которых мы хотим реализовываться, однако трудиться придётся всем. Решение рабочей задачи, увы, нельзя списать у коллеги.
Прозвище «гик», которое синонимично «ботанику», было оскорбительным вплоть до 1980-х. Но всё изменилось благодаря развитию технологий: бывшие изгои, увлечённые компьютерами, стали широко востребованы обществом, а их профессиональная сфера — одной из самых прибыльных. «Демонстрация знаний или преданности увлечениям стала „формой социальной валюты“», — отмечает соавтор исследования Джессика Маккейн. Что же касается гиковской культуры — сферы интересов, некогда приписываемой условным «ботаникам», — то она давно перестала быть субкультурным феноменом и заняла устойчивое место в массовой культуре. По супергеройским комиксам снимают многомиллионные блокбастеры, которые становятся лидерами в кассовых сборах, а сериалы вроде «Теории Большого взрыва» разлетаются на цитаты и крепко застревают в массовом сознании. Поэтому сегодня скорее уместно говорить о культуре в целом: популярной и, возможно, более нишевой — если она ещё существует в эпоху быстрого и доступного интернета.
Значение слова «ботаник»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БОТА’НИК, а, м. Ученый — специалист по ботанике.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бота́ник I
1. человек, имеющий образование в области ботаники или профессионально занимающийся этой наукой ◆ И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав, и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867–1869 г. ◆ Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой. Тургенев, «Отцы и дети», 1862 г. ◆ Понятие о борьбе и термин «борьба за существование» были введены в науку довольно давно, по преимуществу ботаниками. И. И. Мечников, «Очерк вопроса о происхождении видов», 1876 г.
2. школьн. учитель ботаники ◆ Временно заведующий школой Кочерыгин заменял отсутствующего ботаника. Л. А. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания», 1928–1931 г. (цитата из НКРЯ)
3. жарг. перен. шутл. человек, не имеющий представления о чем-либо ◆ В поэзии я полный ботаник.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подтянуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ребенок стал «ботаником». Радоваться или бить тревогу?
Удивительный вопрос, не правда ли? Разве не мечта каждого ребенка отлично учиться? И не этого ли ожидают и требуют от него родители? В том-то и парадокс, что стоит любимому чаду проявить свои способности на школьном поприще, как начинаются другие проблемы, например, – в общении с одноклассниками. Почему же так происходит?
Обычно ботаникам легко даются школьные науки, они любят учиться, им нравится узнавать новое, причем в большем объеме, чем требует школьная программа. Поэтому учеба занимает больше времени, чем у обычного исполнительного середнячка и тем более троечника. И, как следствие, дружеские отношения даже с приятелями постепенно ослабевают, интересы мало-помалу расходятся, вместе проводить свободное время, общаться тянет все меньше. Но ведь для ребят, может быть даже в большей степени, чем для взрослых, важен социальный комфорт, нормальные взаимоотношения. Одиночество среди сверстников дети переносят очень тяжело.
Многие родители боятся закомплексованности, отсутствия внутренней независимости от мнения окружающих, которым страдают отличники. Все-таки примерные дети ориентированы на одобрение значимых для них людей. Сделал все правильно, как от него ожидали, – получил одобрение. Нет одобрения, похвалы, значит, что-то неверно. Начинается поиск мнимых допущенных ошибок, которых вовсе и нет. Но разве занимают люди с такими сомнениями ответственные должности? Нет, конечно. Поэтому у родителей и возникают опасения: так ли хорошо быть ботаником? А объединить отличные достижения и смелость принятия рискованных решений удается редко.
Также существует страх, что затравленный одноклассниками отличник может просто перестать учиться и, чтобы отомстить обидчикам, свяжется с дурной компанией. Его действительно будут бояться (но это еще не значит «уважать»), однако обычных душевных, приятельских отношений все-таки он будет лишен.
К тому же у некоторых отличников появляется и чувство превосходства над одноклассниками, которым не все так просто дается или вообще не дается. Естественно, им отвечают таким же отношением. И ботаник становится изгоем в классе, его не любят, норовят каким-нибудь образом обидеть. Отношения сводятся к «Дай списать», «Подскажи». А они далеки от дружеских.
Как ни странно, активно способствуют нелюбви к ботаникам или хорошистам учителя и родители не столь успешных учеников. Они беспрестанно ставят одних в пример другим, чем вызывают ненависть и озлобленность у ребенка. Зачем это делать? Ну не может любимое чадо решать задания по математике как умница Петров или забывает применять правила при написании по русскому языку как делает Сидорова.
Все дети разные, нужно найти талант своего ребенка. Зачем сравнивать? Для чего подчеркивать, что одни ученики не дотягивают по знаниям, стараниям, умениям до других? Разве дети должны быть совершенно одинаковыми? Каждый ребенок глубоко индивидуален. Нужно давно запретить эту вредоносную практику сравнивания. А если бы самих учителей и родителей сравнивали? Им бы понравилось? Признали бы они это справедливым? «Вот у преподавателя Петрова этот класс учился на «четыре» и «пять», а у Вас на «тройки». Наверное, вы плохо, недоходчиво учите». Или: «У Ивановых ребенок умный, талантливый, а вашему столько же лет, сколько и ему, ходит в тот же класс, а растет недисциплинированным, несобранным троечником. Значит, Вы недостаточно уделяете ему внимания». Почему же взрослых сопоставлять друг с другом нельзя, а детей стравливать таким образом позволительно?
Как же сделать так, чтобы и ребенок был отличником, и с одноклассниками у него были хорошие, приятельские отношения? По-видимому, ребятам с выдающимися способностями, любящими учиться, предпочтительно получать образование в специализированных школах для одаренных. Там он будет, как рыба в воде. И поговорить на одном языке и уровне имеется возможность, и база для развития лучше, и программа сильнее. И зависти ни у кого не возникает.