Кто такой бухгалтер техник
Бухгалтер
Бухгалтер – это специалист, который ведет бухгалтерский учёт в компании, занимается документооборотом, подготовкой и отправкой бухгалтерской и налоговой отчетности в контролирующие органы.
Специалист по бухгалтерскому учету должен владеть нормативной базой, знать отраслевое законодательство и постоянно повышать квалификацию.
Должностная инструкция бухгалтера
В каждой организации существует своя должностная инструкция для бухгалтера.
Так как стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции нет, все компании самостоятельно формируют описание той или иной должности. Поэтому документ из одной компании не может подойти другой.
В этом локальном документе прописаны производственные полномочия и должностные обязанности специалиста, которые варьируются от сферы деятельности фирмы, структуры финансово-экономического департамента, а также от участка, который предстоит вести конкретному специалисту.
С должностной инструкцией кандидата знакомят перед подписанием трудового договора. Документ разрабатывается кадровым работником или руководителем подразделения вместе с юристом. После, инструкцию утверждает руководство, имеющее такие полномочия.
Обычно документы составляются в трех экземплярах. Первый экземпляр должностной инструкции на каждого работника хранится в отделе кадров, второй — у руководителя подразделения, третий — у работника.
Основные обязанности бухгалтера
Как правило, бухгалтер выполняет ряд должностных обязанностей, а именно:
осуществляет работу с первичной документацией, которая заключается в приеме, контроле и обработки первичных документов (актов, товарных накладных, товарно-транспортных накладных, кассовых и кадровых документов, договоров с контрагентами и т.д.);
производит расчёт, начисление, а также перечисление налогов по отчётным периодам;
принимает участие в расчетах с клиентами, поставщиками;
осуществляет фиксацию на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных денежных средств, а также товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
проводит финансовые операции по закупке, а также реализации продукции предприятия (составление приходных документов, сверка расчетов себестоимости продукции);
ведет учет имущества организации, основных средств, обязательств;
производит начисление заработной платы сотрудникам компании и НДФЛ;
осуществляет выплаты по гражданско-правовым договорам и другие предусмотренные законом выплаты;
выдает справки работникам о заработной плате;
осуществляет организацию налогового и управленческого учета;
занимается подготовкой и сдачей бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды РФ.
Кроме этого, в работе бухгалтера могут быть и другие должностные обязанности, предусмотренные спецификой деятельности компании.
Так, например, к дополнительным обязанностям бухгалтера может относиться:
взаимодействие с банками;
участие в инвентаризации и составление соответствующих инвентаризационных описей;
работа с импортом и экспортом.
Отметим, что перечень того, чем занимается бухгалтер, во многом зависит от компании.
Если бухгалтер в организации один, то ему приходится совмещать сразу несколько направлений работы и еще быть главным бухгалтером.
Если же в компании несколько бухгалтеров, то должностные обязанности будут распределены между ними.
Так, например, в компаниях, которые содержат в штате нескольких специалистов по бухгалтерскому учету, то бухгалтера работают по определенным направлениям.
Один бухгалтер отвечает за ведение кассы и начисление зарплаты, второй бухгалтер работает с валютными операциями, третий бухгалтер занимается складом и готовой продукцией, и т.д. За всю бухгалтерию и ее правильное ведение здесь отвечает главный бухгалтер.
Требования к бухгалтеру
Приведем основные требования к бухгалтеру, предъявляемые работодателями:
Высшее профильное образование;
Знание российского законодательства в области налогообложения и бухгалтерского учета;
Уверенное владение ПК, знание офисных программ и 1С;
Опыт работы от 1-2 лет;
Если предстоит работа в международных компаниях, то требуется знание МСФО (международной системы финансовой отчетности);
Если работодатель осуществляет внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), то требуется знание валютного, таможенного законодательства, а также документов по ВЭД.
Места работы бухгалтера
Места работы бухгалтера:
Любые государственные организации различных отраслей хозяйства (промышленность, строительство, сельское хозяйство, сфера услуг и т.д.);
Предприятия малого и среднего бизнеса;
Страховые и рекламные агентства;
Банки, инвестиционные фонды.
Карьера бухгалтера
Рядовой бухгалтер может стать заместителем главного бухгалтера, а потом и главным бухгалтером (главбухом) компании, а также финансовым директором.
Преимущества работы бухгалтером
Преимущества работы бухгалтером заключаются в следующем:
Работа бухгалтером – это востребованная профессия. Высококвалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета необходимы каждой организации.
У бухгалтеров, как правило, нормированный рабочий день.
Достойная заработная плата. Размер заработной платы бухгалтера выше средних по стране показателей.
Перспективы карьерного роста для квалифицированных специалистов.
Возможность получить дополнительный доход в рамках удаленной работы (фриланс) или вести бухгалтерию мелких предприятий.
Недостатки работы бухгалтером
Недостатки работы бухгалтером заключаются в следующем:
Широкий круг должностных обязанностей;
Наличие стрессовых ситуаций;
Ответственность перед руководством компании и контролирующими органами за допущенные ошибки в бухгалтерском учете;
Бухгалтер не в любое удобное для него время может пойти в отпуск. Например, бухгалтер не может пойти в отпуск в период, когда сдается бухгалтерская или налоговая отчетность.
Сложный, скрупулезный рабочий процесс с постоянной бумажной волокитой.
Монотонная рутинная работа с цифрами.
Необходимость постоянно развиваться и повышать свою квалификацию.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Главный бухгалтер Gameloft Россия о том, какие есть пути профессионального развития у бухгалтера в нашей стране.
Работа бухгалтера — сложна и временами монотонна. Но если изменить к ней свое стереотипное отношение, окажется, что и в этой сфере может быть увлекательный карьерный рост, разнообразный профессиональный опыт, нестандартные задачи и решения.
Ольга Тужикова, лектор «Главбух РФ» имеет более 15 лет бухгалтерского стажа. Сегодня она — главный бухгалтер российского подразделения Gameloft (международный издатель и разработчик видеоигр), до этого занимала ту же должность в управленческом консалтинге The Boston Consulting Group, трудилась на позиции старшего бухгалтера SKOLKOVO.
В интервью Ольга поделилась с читателями, какие навыки и знания необходимы, чтобы стать востребованным специалистом, почему важно знать международные стандарты учета, как подготовиться бизнесу к проверкам и многое другое.
Стереотипы о работе бухгалтера
Чаще всего люди представляют себе бухгалтера неким счетоводом, утонувшем в рутинной, монотонной работе: оплата счетов, обработка первичной документации, сдача отчетности. И так бесконечно по кругу. Никакой самодеятельности и нестандартных задач.
На самом деле, с однообразием можно столкнуться только в начале карьеры. Молодому специалисту действительно нужно вникнуть в работу, разобраться с устройством бухгалтерии предприятия. Обычно ему доверяют самую «бумажную» работу — обработку «первички», занесение ее в базу, оплату счетов.
На более высоких позициях (контролер, старший бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, главбух) задачи возникают уже более сложные и интересные : оптимизация, планирование, формирование отчетности, взаимодействие с фискальными органами и т.д.
В современных реалиях изменилось и само отношение к бухгалтеру в бизнесе. Этот специалист сейчас воспринимается не как «помеха» успешным сделкам, а скорее как финансовый и налоговый консультант, стратегический директор. К его мнению прислушиваются учредители и руководители, а топ-менеджмент обращается за советом перед совершением любой крупной сделки.
Soft и hard skills бухгалтера
Какими навыками и знаниями должен обладать бухгалтер, чтобы быть востребованным специалистом?
К софт-скиллам (т.е. личным качествам и социальным навыкам) можно отнести гибкость мышления, любознательность, желание развиваться. Работа с цифрами требует внимательности к деталям, аккуратности, умения фокусироваться на поставленной задаче.
Не обойтись, конечно, без здоровой доли оптимизма и стрессоустойчивости. Так как главный бухгалтер одна из ключевых фигур любой организации, важно также уметь выстраивать отношения с коллективом и контрагентами, поддерживать партнерство и дружественные связи.
Хард-скиллы (профессиональные умения и навыки) — это, прежде всего безупречное знание бухгалтерского учета, налогового, валютного, трудового законодательства. Кроме того, специалист обязательно должен разбираться в компьютерных программах, понимать, какие процессы можно упросить и ускорить с их помощью.
Если чувствуете, что навыков, необходимых для карьерного роста, у вас недостаточно, их можно «прокачать» на курсе «Современная бухгалтерия», который ведет на учебной платформе Laba Ольга Тужикова. Курс рассчитан на специалистов с опытом работы от 1 года.
Должностные обязанности
Круг обязанностей бухгалтера может отличаться в зависимости от крупности компании-работодателя и специфики ее деятельности. Как правило, чем больше организация, тем более узкая специализация у каждого работника. Например, на крупных предприятиях отдел бухгалтерии может включать следующие структурные подразделения:
В субъектах малого бизнеса бухгалтер часто один и заниматься всеми задачами сразу: от управленческого и налогового учета до кадрового делопроизводства.
Оптимально, сразу на собеседовании уточнить круг обязанностей у работодателя и принять решение, готовы ли вы справляться с ними.
От младшего помощника до главбуха
Затем следуют должности среднего звена и (при наличии у специалиста лидерских качеств и мотивации) следующая ступень — руководящие позиции: старший бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, главбух, директор финансово-экономической службы и т.д.
Не важно с какой должности и в какой организации вы начнете свой путь по карьерной лестнице. Все зависит от желания развиваться, учиться новому, оптимизировать бизнес, который вы сопровождаете.
Ошибки молодых специалистов
1. Пытаться объять необъятное
2. Не обращаться за помощью к старшим коллегам
Есть определенные задачи, с которые младший бухгалтер не может справиться без помощи наставника. И это нормально: для начала новичку нужно получить максимум информации от более умудренных коллег, набраться опыта, а затем уже браться за работу посложнее.
3. Быть слишком уверенным в себе
Не прислушиваться к мнению руководителей, а апеллировать к данным полученным из книг, статей, иных источников — тоже не всегда верно.
Роль МСФО
Термин «МСФО» расшифровывается как международные стандарты финансовой отчетности. Данный свод правил можно назвать мировым языком бухгалтерского учета. В них указывается, как конкретные виды операций и других событий должны отражаться в финансовой отчетности.
В некоторых странах МСФО приняты на законодательном уровне и обязательны к применению всеми субъектами бизнеса. В странах СНГ большинство национальных стандартов разработаны уже в соответствии с требованиями МСФО, и дальше эта тенденция будет только возрастать.
Тем специалистам, которые хотят углубиться в тему управления финансами может быть полезен соответствующий курс на учебной платформе Laba. Программа охватывает комплексно информацию от разбора основных финансовых отчетов до планирования финансов предприятия на год.
В чем сложности сотрудничества с иностранным бизнесом
Если Вам по роду своей бухгалтерской работы придется взаимодействовать с иностранными контрагентами, будьте готовы к некоторым сложностям (скорее даже к особенностям).
При чем излишние бюрократические препоны возникают не на стороне иностранного государства, а чаще — на стороне РФ. Бухгалтеру предстоит объяснять зарубежным контрагентам, зачем для выполнения одной, даже небольшой операции требуется так много сопроводительных документов: договор, спецификации, счет, акт или накладные с приложениями — на двух языках, с подписями и печатями. Иностранцы обычно обходятся одним инвойсом.
2) Разница в часовых поясах
Для обмена почтовой корреспонденцией и письмами email разница во времени не играет никакой роли. Но проводить встречи и делать телефонные звонки придется в более или менее уместное для обеих сторон время. Бывают случаи, что это затягивает процесс согласования и исполнения сделок.
3) Культурные особенности
Как пережить налоговую и аудиторскую проверку
Пожалуй, все новички больше всего переживают за прохождение налоговых и аудиторских проверок. Но спешу вас успокоить: если бухгалтер качественно выполняет свою работу, правильно и в срок оформляет документы, то причин бояться проверяющих органов нет.
ФНС проверяют корректность ведения налогового учета: правильность расчета обязательных платежей, своевременность и правильность отчетности.
Онлайн-курс «Главный бухгалтер» поможет эффективно организовать бухгалтерию в любой компании. Не только систематизировать бухгалтерскую, налоговую и управленческую отчетность, но и выстроить слаженную работу всей команды. Ведет курс Ольга Тужикова.
Как работать на аутсорсе
Работодателю, который приглашает бухгалтера на условия аутсорсинга, важно понимать, насколько специалист соответствует заявленной квалификации. Пригодятся рекомендации с прошлых мест работы, а также тесты по проверке знаний.
В одной из организаций я проработала ровно три дня. Оказалось, что все сотрудники в ней не оформлены официально. А самым первым поручением директора для меня стало: «Свести к минимуму все налоговые платежи — любыми путями».
Полезные программы для бухгалтера
Какие инструменты являются must-have для бухгалтера, без чего в работе точно не обойтись.
Она позволяет вести бухгалтерский учет по локальным стандартам. Удобно, что одним нажатием кнопки можно сформировать точный и развернутый отчет практически под любой запрос. Программисты обычно адаптируют и дорабатывают 1С под конкретные потребности организации, с учетом специфики бизнеса и его внутренней структуры.
Стандартная программа Microsoft, но без нее специалист не сможет структурировать данные, проверить работу — свою и подчиненных.
В помощь специальный курс «Excel для финансов», разработанный специалистами Laba.
Дает возможность визуализировать управленческую отчетность (например, бухгалтерского баланса) и представить бухгалтерские итоги руководству наглядно, в виде понятных диаграмм.
Как правило в крупных компаниях с целью обеспечения конфиденциальности используются собственные инструменты для проведения бизнес-встреч и обмена документами.
Я пользуюсь Wunderlist, но вы можете подобрать то, что будет удобно вам. Такие инструменты позволяют структурировать список задач, распределить их по приоритетности, и не держать миллион дел в голове.
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.