Кто такой был эзоп
Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, а первого его хозяина звали Ксанф. Но эти данные извлечены из более раннего рассказа Геродота путём ненадёжных умозаключений (например, Фракия как родина Эзопа навеяна тем, что Геродот упоминает об Эзопе в связи с фракиянкой гетерой Родопис, бывшей также в рабстве у Иадмона).
Спустя век это утверждение героев Аристофана повторяется уже как исторический факт. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа.
Важнейшим памятником этой традиции стал анонимный позднеантичный роман (на греческом языке), известный как «Жизнеописание Эзопа». Роман сохранился в нескольких редакциях: древнейшие его фрагменты на папирусе датируются II в.н.э.; в Европе с XI в. получила хождение византийская редакция «Жизнеописания».
Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Лютер в XVI веке впервые поставил его под сомнение. Филология XVIII века обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX века довела его до предела: Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи.
В XX веке отдельные авторы допускали возможность существования исторического прототипа Эзопа.
В I веке вольноотпущенник императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом (многие басни Федра оригинального происхождения), а Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом; в Средневековье басни Авиана, несмотря на их не очень высокий художественный уровень, пользовались большой популярностью.
Латинские версии многих басен Эзопова сборника, с добавлением более поздних сказок, а затем и средневековых фаблио, составили так называемый сборник «Ромул». Около 100 н. э. живший, по-видимому, в Сирии Бабрий, римлянин по происхождению, изложил эзоповы басни греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260-1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев.
Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И.А. Крыловым.
В СССР наиболее полный сборник басен Эзопа в переводе М. Л. Гаспарова был издан издательством «Наука» в 1968 году.
В западном литературоведении басни Эзопа (т.наз. «эзопика») принято идентифицировать по справочнику Эдвина Перри (см. Perry Index), где 584 сочинения систематизированы, главным образом, по языковому, хронологическому и палеографическому критериям.
Басни Эзопа:
Белая Галка
Бык и Лев
Верблюд
Волк и Журавль
Волк и Пастухи
Вороны и другие птицы
Вороны и Птицы
Ворон и лисица
Галка и Голубь
Голубь и Вороны
Грач и Лиса
Два друга и Медведь
Два рака
Две лягушки
Дикая Коза и виноградная ветка
Дикая Собака
Заяц и Лягушки
Зевс и Верблюд
Змея и Крестьянин
Кабан и Лиса
Коза и Пастух
Крестьянин и его сыновья
Курица и Ласточка
Курица и Яйцо
Куропатка и Курицы
Ласточка и другие птицы
Лев и Ишак
Лев и Коза
Лев и Комар
Лев и Медведь
Лев и мышка
Лев с другими животными на охоте
Лев, Волк и Лиса
Лев, Лиса и Ишак
Летучая мышь
Лиса и Аист
Лиса и Баран
Лиса и Голубь
Лиса и Дровосек
Лиса и Осёл
Лисица и виноград
Лошадь и Ишак
Львица и Лисица
Лягушка, Крыса и Журавль
Лягушки и Змея
Мухи
Мышь и Лягушка
Мышь из города и Мышь из деревни
Обе курицы
Обе лягушки
Олень
Олень и Лев
Орёл и Галка
Орёл и Лиса
Орёл и Черепаха
Осёл и Коза
Осёл и Лиса
Осёл и Лошадь
Осёл, Грач и Пастух
Павлин и Галка
Пастух и Волк
Пастух-шутник
Петух и Диамант
Петух и Прислуга
Собака и Баран
Собака и Волк
Собака и кусок мяса
Старый Лев и Лиса
Три быка и Лев
Тростник и Оливковое дерево
Хвастливый пятиборец
Человек и Куропатка
Черепаха и Заяц
Юпитер и Змея
Юпитер и Пчёлы
Ягнёнок и Волк.
Кто такой был эзоп
Содержание
Биография в античной традиции
Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Первое известие о нём находим у Геродота, который сообщает (II, 134), что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 до н. э.) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона.
Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, а первого его хозяина звали Ксанф. Но эти данные извлечены из более раннего рассказа Геродота путём ненадёжных умозаключений (например, Фракия как родина Эзопа навеяна тем, что Геродот упоминает об Эзопе в связи с фракиянкой гетерой Родопис, бывшей также в рабстве у Иадмона). Аристофан («Осы», 1446—1448) уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Спустя век это утверждение героев Аристофана повторяется уже как исторический факт. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крёзе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов.
Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Лютер в XVI веке впервые поставил его под сомнение. Филология XVIII века обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX века довела его до предела: Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи.
В XX веке отдельные авторы допускали возможность существования исторического прототипа Эзопа.
Наследие
Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.
В III веке до н. э. его басни были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 — ок. 283 до н. э.). Это собрание было утрачено после IX в. н. э.
В I веке вольноотпущенник императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом (многие басни Федра оригинального происхождения), а Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом; в Средневековье басни Авиана, несмотря на их не очень высокий художественный уровень, пользовались большой популярностью. Латинские версии многих басен Эзопова сборника, с добавлением более поздних сказок, а затем и средневековых фаблио, составили так называемый сборник «Ромул». Около 100 н. э. живший, по-видимому, в Сирии Бабрий, римлянин по происхождению, изложил эзоповы басни греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев.
Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.
Мартин Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания».
Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым.
На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 году.
Некоторые басни
Цитаты
Литература
Тексты
Переводы
Эзоп. История жизни. VI век до н.э.
Эзоп VI век до н.э. Эзоп (Эсоп) считается родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний – эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времен до наших дней.
История жизни
В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что у него в арсенале был эзопов язык – оно могло выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб.
Дополнительно про св. Иоанна Златоуста читайте здесь.
С помощью басен Эзоп преподал человечеству азы мудрости. «Используя зверей в том виде, в каком они и по сей день запечатлены на геральдических гербах, древние передавали из поколения в поколение великую правду жизни… – писал Гилберт Честертон. – Если рыцарский лев свиреп и страшен, он и впрямь свиреп и страшен; если священный ибис стоит на одной ноге, он обречен стоять так вечно.
На этом языке, устроенном наподобие огромного звериного алфавита, выведены древнейшие философские истины. Подобно тому как ребенок учит букву «А» на слове «аист», букву «В» на слове «бык», букву «В» на слове «волк», человек учится простым и великим истинам на простых и сильных существах – героях басен».
И это никогда не умолкавшее человечество, столь многим обязанное Эзопу, до сих пор точно не знает, существовал ли такой человек в действительности, или же это собирательное лицо.
По преданиям, Эзоп родился в VI веке до н.э. во Фригии (Малая Азия), был рабом, а затем вольноотпущенником. Некоторое время жил при дворе лидийского царя Креза в Сардах. Позднее, находясь в Дельфах, был обвинен жреческой аристократией в святотатстве и сброшен со скалы.
Сохранилась целая книга забавных рассказов о его жизни и приключениях. Несмотря на то что Эзоп, по легендам, был уродлив и горбат, к тому же и сквернослов, он сделался настоящим героем народных преданий, повествующих о его смелых выступлениях против богачей и знати, о посрамлении им ложной мудрости правящих верхов.
В книге немецкого археолога, историка и искусствоведа Германа Хафнера «Выдающиеся портреты античности» (1984) представлен рисунок на сосуде для питья, изготовленном в V веке до н.э. в Афинах (хранится в Ватикане). На нем гротескно изображен горбун визави с лисицей, которая, судя по жестам, о чем-то ему рассказывает. Ученые полагают, что на рисунке изображен Эзоп.
В этой же книге Хафнер утверждает, что в Афинах во время правления Деметрия Фалерского (317-307 годы до н.э.) статуя Эзопа, созданная Лисиппом, была помещена рядом с группой «Семь мудрецов», что свидетельствует о высоком почитании баснописца и два века спустя после его смерти. Считается, что при Деметрии Фалерском появилось и собрание басен Эзопа, составленное неизвестным нам лицом. «В таком составителе, по-видимому, было что-то великое и человечное, – как справедливо заметил Честертон, – что-то от человеческого будущего и человеческого прошлого…»
Под именем Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозаическом изложении. Среди них встречается много знакомых нам сюжетов. Например «Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя они еще зелены». Или «Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал «Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!»
Басням из этого сборника писатели разных эпох придавали литературную форму. В I веке н.э. этим прославился римский поэт Федр, а во II веке – греческий писатель Вабрий. В средние века басни Эзопа и Федра выпускались специальными сборниками и были очень популярны. Из них черпали сюжеты баснописцы нового времени Лафонтен во Франции, Лессинг в Германии, И.И. Хемницер, А.Е. Измайлов, И.А. Крылов в России.
Из русских прозаиков наиболее виртуозно владел эзоповым языком М.Е. Салтыков-Щедрин. Его сказки «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Орел-меценат» и другие – прекрасный образец эзопова мастерства.
Высказывания, цитаты и афоризмы Эзопa
Если у вас есть что добавить, или у вас есть свой опыт по теме этой статьи, то обязательно оставьте свой комментарий ниже. Ваше мнение важно автору сайта.
А если эта статья была вам полезна, то будьте щедрым – нажмите лайк для своих друзей в соц. сетях
Легенды об Эзопе, первом баснописце Античности
Его авторству приписывают сборник басен. Само имя Эзопа обросло легендами, а его жизнь стала основой для поучительной истории.
Легенды об Эзопе
Геродот упоминает Эзопа вскользь в рассказе о гетере Родопис. Они оба, Родопис и Эзоп, были рабами самосца по имени Иадмон. Геродот пишет, что, когда жители Дельф решили заплатить выкуп за убийство Эзопа, получателем денег стал внук Иадмона.
Позже появилось имя другого хозяина Эзопа — философ Ксанф. Предполагали, что у баснописца менялись хозяева в разное время. В «Жизнеописании Эзопа» Иадмон вообще отсутствует.
Исходя из того, что Родопис была фракиянкой, Эзопа тоже считали выходцем из этого народа. Об этом, в частности, пишет историк 5-го века до н. э. Евгатон. Другие античные авторы полагали, что родиной баснописца была Фригия (область в Малой Азии), а сам Эзоп жил на острове Самос — сначала как раб, затем как свободный гражданин.
Аристотель в «Риторике» приводит пример участия Эзопа в политической жизни Самоса. Так, фригиец с помощью басни защитил от гнева сограждан политика-демагога. Эзоп рассказал поучительную историю о лисице, которая упала в обрыв и страдала от кусавших её клещей. Проходивший мимо ёж предложил ей помощь в избавлении от кровососов, но лиса отказалась, объяснив своё решение тем, что эти клещи уже напились крови, а новые принялись бы терзать несчастную лису с удвоенной силой.
К 5-му в. до н. э. относится первое изображение баснописца. Аттическая ваза изображает его уродливым мужчиной, беседующим с лисицей. Эзоп на этой вазе пузат, тонконог, имеет непропорционально большую голову и длинный нос.
В «Осах» Аристофана один из героев начинает рассказ о том, как дельфийцы обвинили Эзопа в краже, а он в качестве ответа начал рассказывать басню о жуке. У более поздних авторов этот сюжет изложен подробнее. Дельфийцы подбросили баснописцу кубок из святилища, обвинили в краже и приговорили к казни. После беззаконного суда и казни Эзопа Аполлон покарал город, в разных версиях, чумой или голодом. Бедствие кончилось, когда дельфийцы поставили алтарь в честь Эзопа и принесли ему первые жертвы.
Сюжет об убийстве поэта и мести за него бога был популярен в Греции. Такие легенды рассказывали не только об Эзопе, но и об Орфее, Гесиоде, Архилохе.
Иллюстрация к басне Эзопа, 1485 г. Источник: wikipedia.org
Роман об Эзопе
Завершением легенды о баснописце стало создание романа «Жизнеописание Эзопа». Предположительно, произошло это в 4-м в. до н. э. Это произведение дошло до наших дней в трёх редакциях, созданных уже в Византии. Также сохранились небольшие отрывки жизнеописания, относящиеся к рубежу старой и новой эр.
Эллинистическая биография баснописца могла предварять сборник приписываемых Эзопу басен. Текст включал новые эпизоды, о которых не писали авторы 5-го в. до н. э. Например, разговор Эзопа с царём Крезом, в котором баснописец с помощью очередной истории убеждает правителя Лидии отказаться от завоевания Самоса.
В жизнеописании Эзоп представлен как немой раб безымянного хозяина. Однако божественное вмешательство героя от немоты. Излечившегося Эзопа продают самосскому философу Ксанфу — основная часть текста посвящена жизни баснописца в доме нового господина.
Текст полон шуток, часто весьма скабрезных, о том, как хитрый раб издевается над своими хозяевами. Здесь очевидно влияние восточного сюжета о мудреце Ахиакаре, относящийся к 5-му в. до н. э. Ахиакар был советником ассирийских царей Синнахериба и Асаргаддона и благодаря своей мудрости не раз выручал их. Бездетный вельможа усыновил своего племянника Надана и наставлял его в мудрости и нравственности.
Увы, Надан оказался плохим учеником. Он оклеветал дядю, которого царь приговорил к смерти. Палач, когда-то спасённый Ахиакаром, пощадил мудреца и спрятал его. Чтобы вернуть расположение царя, Ахиакар разгадал загадку, которая спасла монарха о непосильного финансового бремени.
Сюжет о мудреце, к чьим советам прислушиваются цари, стал основой для соответствующих глав в жизнеописании Эзопа. Благодаря этому тексту образ Эзопа как хитрого и остроумного человека, с чьим мнением считаются сильные мира сего, зажил отдельной жизнью.
Общие сведения
На сегодняшний день есть две точки зрения относительно личности известного сочинителя. По одной из них Эзоп являлся реальным человеком, по второй — он лишь собирательный образ. Это связано с тем, что практически вся информация, известная на данный момент, носит противоречивый характер и никак не подтверждается исторически.
Единственное упоминание о нем имеется в записях Геродота. А вот Мартин Лютер Кинг, наоборот, категорически отрицал эту информацию и склонялся к тому, что сборник эзоповых басен принадлежит нескольким авторам. А образ Эзопа исключительно плод «поэтического сказания».
Несмотря на эти противоречия, можно отметить, что его творчество внесло существенный вклад в литературное наследие. Афоризмы и цитаты пользуются популярностью и в настоящее время. Но сейчас книжки выпускаются с иллюстрациями, а рассказы пишутся, как ироничные стихи, поэтому их чаще приобретают для детей.
В старые времена у людей не возникало сомнений в его существовании. Есть даже версия о том, как выглядел автор поучительных рассказов — небольшого роста с резкими чертами лица и приметным горбом. Кроме этого, известно, что у него был удивительный дар слова, острый ум и особый талант, благодаря которому он и сочинял свои увлекательные басни. По другим данным, он был хитрым, изворотливым и сварливым. А вот какой-либо информации о его родителях не осталось.
Биография автора
По некоторым версиям баснописец Эзоп родом из Малой Азии, что соответствует характеру его имени. Первым хозяином болтливого и бесполезного раба был Ксанф из Самоса. Древнегреческого философа буквально поразила разговорная речь и остроумные ответы поэта, поэтому он решил его купить. Позднее он ни разу не пожалел о своем приобретении.
Имя Ксанф известно до сих пор благодаря сочинительствам его раба, так как тот часто упоминал его в своих шутках и мудростях. Существует даже предание, когда хозяин попросил его купить к празднику «все самое лучшее», что есть на земле. Эзоп принес языки, приготовленные по разным рецептам, и пояснил удивленному философу, что ничего лучше языка нет, так как именно с его помощью устанавливаются законы, договора, а мудрецы выражают свои мысли.
Ксанф задумался, а на следующее утро приказал рабу принести «всего самого худшего», баснописец вновь принес языки и поведал, что не существует ничего хуже них, ведь именно ими люди лгут, ссорятся и конфликтуют. Хозяину ничего не оставалась делать, как признать правоту своего работника.
Еще одна история, описанная историками, рассказывает о том, как во время застолья пьяный хозяин Эзопа похвастался, что может выпить целое море. С утра он вспомнил свое обещание и с ужасом понял, что наговорил лишнего. Но его снова спас от позора умный раб. Он посоветовал поставить условие, при котором соперник должен перекрыть все впадающие в него водоемы, так как философ не договаривался, что выпьет еще и их. Таким образом, Ксанф смог выкрутиться из сложной ситуации и при этом не опозориться перед людьми.
Согласно легенде, Эзоп неоднократно просил дать ему свободу, но хозяин не желал терять мудрого и хитрого раба. Но все изменил один случай, его также автор описал в одной из своих притч. Однажды во время заседания в комнату залетел огромный орел и схватил клювом государственную печать. А после подлетел к баснописцу и отпустил ее к нему за пазуху. Присутствующие умы попросили разъяснить случившееся.
На что раб пояснил: он отметил, что не подобает простому невольнику давать советы людям со столь высоким социальным статусом, и если те хотят и дальше слушать его, то его необходимо освободить.
Позднее поэт объяснил, что на самом деле орел является царской птицей, а это означает, что вскоре царь нападет на город с войной. Испуганные жители решили отправить Эзопа к правителю за примирением. Умный проситель настолько полюбился царственной особе, что он дал ему при дворе несколько должностей:
После этого поэт много путешествовал. Он побывал в вавилонском царстве и египетском, встречался с местными мудрецами, о чем написал много поучительных басен, коротких стихов и интересных сказок.
Творчество писателя
На самом деле Эзоп известен написанием не только притч, знаменитых цитат и басен. Имеются данные о том, что он слыл отличным стихоплетом. Именно он считается родоначальником жанра короткого стихотворного рассказа с поучительным содержанием. В качестве персонажей могут выступать не только герои, но и животные, а также растения. Но в их действиях обязательно должны высмеиваться людские пороки. Именно такие скрытые подтексты произведения принято считать эзоповым языком.
В список самых известных сочинений автора входят:
В настоящее время сохранились книги из Древней Греции с краткими рассказами, авторство которых приписывается именно Эзопу. Современные читатели могут их узнать, по произведениям в обработке следующих писателей:
Многие школьники изучают эту литературу в 5 классе. По некоторым сведениям, древнегреческим баснописцем при написании своих рассказов было задействовано примерно 80 представителей животного мира, 30 богов, а также других мифических созданий и людей разной профессии.
Пожалуй, самым популярным и поучительным рассказом Эзопа стала басня про осла, который перевозил мешок с солью через реку, но не удержался на мосту и упал. Естественно, соль растворилась в воде, животному стало легче и он легко смог выплыть. В следующий раз, когда он перевозил тюк с шерстью, он решил повторить ситуацию и уже намеренно спрыгнул в речку. Но шерсть разбухла и утянула его на дно. Мораль и смысл сказания заключаются в том, что непродуманная хитрость может быть губительной.
Темой его историй всегда являлись пороки людей, такие как алчность, жадность, зависть. Смысл этих сочинений в том, чтобы заставить людей посмотреть на свои недостатки со стороны.
Именно эти народные мудрости, надежды на справедливость, описанные в остроумной форме, и сделали его творчество бессмертным и великим. А жизнеописание Эзопа и портрет, написанный художником Диего Веласкесом, только убеждают поклонников его таланта в том, что удивительный и талантливый человек существовал в реальности.
Интересные факты
Эзоп по некоторым писаниям состоял в любовной связи с некой Родопис, которая проживала во Франки и по легенде была рабыней Иадмона.
Позднее ее жизнеописание легко в основу сказки о Золушке. В пересказе Страбона, во время купания у красавицы Родопис похитил сандалию пролетавший орел, который потом сбросил ее перед царем. Изумленный правитель приказал найти хозяйку потерявшейся туфельки и пообещал взять ее в жены.
Что касается даты смерти, то события можно восстановить по Гердоту и Аристофану. По легенде баснописец умер в Дельфах из-за собственного злословия. Якобы он разозлил несколько человек, которые и решили ему отомстить. Дельфийцы похитили из храма золотую чашу, а затем подбросили ее в дорожный мешок Эзопа.
После того как пропажа была обнаружена в вещах поэта, то его решили казнить. Вначале ему предложили броситься со скалы, но он категорически отказался это делать, тогда было решено забить его камнями, что и было исполнено. А уже после кто-то доказал его невиновность и потомкам убийц пришлось уплатить виру. Ее получил внук Ксанфа, который считался первым и последним хозяином Эзопа.
Особенность всех произведений заключается в наличии небольшой сцены с обязательным подтекстом: быстроногий заяц обязательно проиграет медлительной черепахе в забеге, если по пути ляжет отдохнуть.
При чтении этих рассказов каждый человек вспомнит о главных ценностях в жизни труде, морали и добродетели. Ведь не зря баснописец использовал выражение, что истинное сокровище людей — умение трудиться!
- Кто такой был щелоков
- Кто такой былинный герой