Кто такой д ойстрах
Биография Давида Ойстраха
В 2008 году исполнилось 100 лет со дня рождения Давида Ойстраха –- выдающегося музыканта ХХ столетия. Он был прирожденным педагогом, великолепным дирижером, замечательным альтистом и остался непревзойденным скрипачом.
Д. Ойстрах родился музыкантом с исключительным природным дарованием. Разве может обычный ребёнок прекратить свои шалости из-за того, что ему грозит не пойти с мамой в театр и не услышать оркестра, звучание которого буквально завораживало?
Мечта сбылась довольно скоро. Гастрольные странствия Ойстраха – концертирующего солиста – начались, когда ему едва исполнилось 16 лет. Свои первым и единственным учителем музыки Давид Федорович называл выдающегося скрипичного педагога Петра Столярского, создателя знаменитой школы – настоящей фабрики талантов. Учитель в свою очередь вспоминал, что его лучший ученик «с детства проявлял исключительно блестящие способности и почти с головокружительной быстротой двигался по пути овладения трудным скрипичным мастерством».
Потом была знаменательная встреча с Александром Константиновичем Глазуновым и приглашение выступить в Ленинграде. И, наконец, переезд в Москву, где предстояло завоевывать авторитет и имя. Огромная творческая воля, желание и умение работать, жажда самосовершенствования привела его к блестящей победе на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Отсюда, в 1937 году, началась международная слава Ойстраха. Тогда по всему миру разнеслась весть о «появлении скрипача мирового масштаба».
В Москве Ойстрах бывал в классах виднейших профессоров-скрипачей Московской консерватории – Льва Цейтлина, Абрама Ямпольского и Константина Мостраса, слушал выступления множества советских и иностранных исполнителей, но, учась у всех, он в своем движении к вершинам творческой зрелости был обязан самому себе.
Технических трудностей для Ойстраха не существовало, при этом никто не помнит, чтобы он репетировал по 25 часов в сутки. Его скрипичный репертуар был громаден, но предпочтение он отдавал крупным полотнам – концертам Бетховена, Чайковского, Брамса, Сибелиуса, Глазунова и Шостаковича. В этом был выбор не столько виртуоза, сколько художника-философа. Его созидательная мысль рождала все новые и новые трактовки сочинений, игранных им бесчисленное множество раз. Не случайно, по признанию самого Ойстраха, он не любил слушать свои записи, чтобы те не мешали ему двигаться вперед. С особенной силой интеллект и мощный темперамент включались, когда Ойстраху предстояло играть премьеру нового, современного сочинения. Для него была написана, можно сказать, «библиотека» сочинений, увенчанная такими шедеврами, как Соната С. Прокофьева, Концерты Д. Шостаковича и А. Хачатуряна.
Никогда – даже в детстве – Ойстрах никому не подражал. И это при том, что в это время рядом с ним, на международном музыкальном Олимпе были Фриц Крейслер, Яша Хейфиц, Иегуди Менухин, Жозеф Сигети, Джордж Энеску, Исаак Стерн, Мирон Полякин и многие другие.
60 лет он не выпускал из рук скрипку, исколесил всю Европу и Северную Америку, Японию, Австралию и Новую Зеландию, выступал с лучшими оркестрами планеты, и самые именитые его коллеги отдавали ему пальму первенства. «На сцене Ойстрах производит впечатление колосса, – писал выдающийся американский скрипач Исаак Стерн. – Он крепко стоит на земле, он гордо держит скрипку, он творит музыку, изливающуюся в бесконечном потоке красоты и изящества».
Д. Ойстрах – это целая эпоха в музыке, которая, помимо непрерывных триумфов, ознаменовалась и расцветом российской скрипичной школы. Г. Кремер, Л. Исакадзе, В. Климов, И. Ойстрах, О. Каган, В. Пикайзен… И это еще не все знаменитые воспитанники Мастера.
Те, кому посчастливилось знать лично Давида Федоровича, непременно вспоминают особый микроклимат любви, доверия, уважения и вдохновенного труда, который царил в классе маэстро.
Ойстрах-педагог искренне радовался каждой встрече с истинным талантом и бережно охранял творческую индивидуальность своих учеников. К педагогической деятельности относился очень серьезно, полагая, что польза от общения с молодыми музыкантами обоюдная.
Своих воспитанников Давид Федорович напутствовал следующими словами: «Стремитесь больше знать. Узость кругозора, ограниченность интересов могут сделать немощным любой талант. Избегайте узости репертуара. Пусть блеск виртуозных пьес не затмит для вас многие сокровища музыкальной мысли, подчас облаченные не в столь эффектный наряд».
Мечту о дирижерском пульте Д. Ойстрах вынашивал долгие годы. Первый раз он встал за пульт, когда ему уже перевалило за 50…
Я пришел к дирижированию не случайно. Это мечта раннего детства. Я всегда воспринимал дирижера как мага, чародея, который вызывает к жизни неземные звуки. Мне казалось великим счастьем подчинить себе стихию оркестрового звучания. И при всей моей любви к скрипке, неизменной на всю жизнь, мне хотелось властвовать над теми красками, которые может дать лишь оркестр.
Привлекает в дирижерской деятельности и радость психологического контакта с артистами оркестра, то неуловимое душевное тяготение, которое возникает всякий раз во время совместной работы.
Я глубоко уверен, что у дирижера может получиться лишь то, что нравится оркестру; иными словами, лишь та трактовка, которая отвечает художественным стремлениям коллектива. И в этом, мне кажется, разгадка того, почему один дирижер добивается успеха в своей работе, а другой – нет.
Дирижер как врач. Если что-то не ладится, он должен очно гадать болезнь и найти путь к выздоровлению. Работая с оркестром, мне нужно видеть глаза каждого музыканта. Пока мне везет: я всегда вижу во взгляде понимание и желание помочь. Участники репетиций приходят с желанием отдать все лучшее, что у них есть, надо только их не разочаровывать… Для того, чтобы быть хорошим педагогом, прежде всего нельзя скучать; то же правило применимо к дирижерскому искусству.
Конечно, в этом искусстве существуют свои проблемы технического мастерства. Но пусть меня простят дирижеры, они все же значительно проще, чем те, которые стоят перед инструменталистами. Надо лишь уметь замечать свои недостатки.
Что еще бесконечно привлекает меня в дирижировании – так это необозримое число первоклассных произведений, созданных для оркестра…
Дирижирование для меня больше чем удовольствие, больше чем отдых от привычного. Оно расширяет горизонт, ставит новые задачи, открывает новые миры! А что может быть прекрасней, чем продолжать познавать новое и на старости лет?
Особой страстью Д. Ойстраха была ансамблевая игра.
Игра с достойными партнерами воспринималось им как одна из форм интеллектуального и одновременно сердечного общения.
Многие годы существовал удивительно гармоничный дуэт Давида Ойстраха с пианистом Львом Обориным и знаменитое трио, когда к ним присоединился виолончелист Святослав Кнушевицкий. Несмотря на интенсивную сольную концертную деятельность и работу в консерватории, они старались как можно чаще собираться для совместных репетиций.
Из рецензии о гастролях трио в Лейпциге:
Ойстрах вовлек в орбиту «ансамблевого общения» будущую мировую звезду – Святослава Рихтера. Игорь Ойстрах вспоминал позднее, что отец не раз приводил в пример игру Святослава Рихтера, который проявлял чудеса ансамблевой чуткости. Впоследствии к ансамблю присоединился Мстислав Ростропович.
Читая воспоминания современников или рассматривая замечательный фотоальбом Эвелины Рихтер и Эрнста Краузе, невольно начинаешь завидовать тем, кто имел счастье общаться с Давидом Федоровичем Ойстрахом. Благородство, доброжелательность, умение дружить, доступность – эти качества Ойстраха-человека не менее ценны для нас, чем его творчество.
Еще одно ценнейшее качество Ойстраха как Художника и Человека – обостренное чувство долга. До последней минуты перед очередными гастролями он находился в консерватории, так чувствовал огромную ответственность за своих воспитанников.
Для него не существовало понятия – «отмена концерта». Ведь люди купили билеты, пришли на встречу и встреча во что бы то ни стало должна состояться!
Жизненный и творческий график Давида Ойстраха всегда был чрезвычайно плотным, но даже, несмотря на постоянные перегрузки, находилось место для шутки. «Провел в Москве несколько трудных дней между двумя труднейшими поездками, – пишет он сыну. – Не хватает ни времени, ни сил. Одним словом – горю! Но красивым огнем».
Как и положено одесситу, он умел рассказывать анекдоты, увлеченно играл в шахматы и теннис, любил книги: художественную литературу, книги по искусству и истории, обожал свой «жигуленок» и интересовался техническими новинками… Всегда находил время написать письмо своим самым близким людям.
Ойстрах, Давид Фёдорович
Содержание
Биография
С пяти лет обучался игре на скрипке и альте у Петра Столярского, сначала частным образом, а с 1923 года — в Одесском музыкально-драматическом институте (консерватории), который окончил в 1926 году. В консерватории Д. Ойстрах изучал специальную гармонию и полифонию под руководством композитора Н. Н. Вилинского. Ещё будучи студентом, Ойстрах выступал с Одесским симфоническим оркестром как солист и как дирижёр.
В годы войны музыкант активно участвовал в военно-шефской работе, выступал как солист на мобилизационных пунктах, в госпиталях, в блокадном Ленинграде, перед моряками Северного флота. С 1943 года играл в ансамбле с пианистом Львом Обориным и виолончелистом Святославом Кнушевицким. Этот ансамбль просуществовал до кончины Кнушевицкого в 1963 году.
После войны Ойстрах начал активную концертную деятельность. В 1945 году большой интерес публики вызвало его исполнение в Москве двойного концерта Баха совместно с Иегуди Менухиным (первым зарубежным исполнителем, приехавшим в СССР после войны). В 1946—1947 годах Ойстрах организовал цикл «Развитие скрипичного концерта», в котором исполнил концерты Сибелиуса, Элгара, Уолтона и написанный специально для него концерт Арама Хачатуряна. Ойстраху же посвящён Первый концерт для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича, исполненный на его первых гастролях в Нью-Йорке в 1955 году.
С 1934 года Ойстрах преподавал в Московской консерватории (с 1939 — профессор), где среди его учеников были его сын Игорь, победитель Первого конкурса имени Чайковского Валерий Климов, Виктор Пикайзен, Семён Снитковский, Олег Каган, Михаил Готсдинер, Леонарда Бруштейн, Леонид Фейгин, Лиана Исакадзе, Гидон Кремер, Олег Крыса и другие выдающиеся скрипачи. Ойстрах был бессменным председателем жюри в номинации «скрипка» на первых пяти (с 1958 по 1974 годы) конкурсах имени П. И. Чайковского.
Музыкант умер от сердечного приступа 24 октября 1974 в Амстердаме (Голландия) через несколько часов после очередного концерта. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награды и звания
Творчество
Ойстрах — один из наиболее выдающихся представителей отечественной скрипичной школы. Его исполнение отличалось виртуозным владением инструментом, техническим мастерством, ярким и тёплым звучанием инструмента. Неоднократно Ойстрах выступал в качестве дирижёра. В его репертуар входили классические и романтические произведения (исполнение Ойстрахом скрипичных сонат Бетховена совместно со Львом Обориным до сих пор считается одной из лучших интерпретаций этого цикла), но он также с большим энтузиазмом играл и произведения современных авторов, например, редко исполняемый Скрипичный концерт Хиндемита. Писал статьи, в т.ч. автобиографические записки «Мой путь» («СМ», 1958, No 9). Ойстраху посвящён ряд сочинений С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского, М. С. Вайнберга. Многочисленные записи музыканта доступны на компакт-дисках.
Фильмография
Память
Интересные факты
Библиография
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Ойстрах, Давид Фёдорович» в других словарях:
Ойстрах, Давид Фёдорович — Давид Фёдорович Ойстрах. ОЙСТРАХ Давид Фёдорович (1908 74), скрипач, педагог. Игра Ойстраха отличалась пластичностью, классической ясностью и точностью выражения, сочетала лирическую задушевность с мужественным, волевым началом. Обширный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Ойстрах Давид Фёдорович — (1908, Одесса 1974, Амстердам), скрипач, педагог, дирижёр, народный артист СССР (1953). Из семьи музыкантов. В 1926 окончил Одесскую консерваторию. С 1928 в Москве. С середины 1930 х гг. получил мировую известность (1 я премия на… … Москва (энциклопедия)
Ойстрах Давид Фёдорович — (1908 1974), скрипач, народный артист СССР (1953). Один из создателей отечественной скрипичной школы. С 1932 (с перерывом) солист Московской филармонии. Выступал также в трио с Л. Н. Обориным и С. Н. Кнушевицким. Профессор Московской… … Энциклопедический словарь
Ойстрах Давид Фёдорович — Давид Фёдорович (Фишелевич) Ойстрах (17 (30) сентября 1908, Одесса 24 октября 1974, Амстердам) советский скрипач, дирижёр и педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР. Давид Ойстрах родился в Одессе 17 (30) сентября 1908… … Википедия
Давид Фёдорович Ойстрах — Давид Фёдорович (Фишелевич) Ойстрах (17 (30) сентября 1908, Одесса 24 октября 1974, Амстердам) советский скрипач, дирижёр и педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР. Давид Ойстрах родился в Одессе 17 (30) сентября 1908… … Википедия
Ойстрах, Давид — Давид Фёдорович (Фишелевич) Ойстрах (17 (30) сентября 1908, Одесса 24 октября 1974, Амстердам) советский скрипач, дирижёр и педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР. Давид Ойстрах родился в Одессе 17 (30) сентября 1908… … Википедия
Ойстрах, Давид Федорович — Давид Фёдорович (Фишелевич) Ойстрах (17 (30) сентября 1908, Одесса 24 октября 1974, Амстердам) советский скрипач, дирижёр и педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР. Давид Ойстрах родился в Одессе 17 (30) сентября 1908… … Википедия
Ойстрах Давид Федорович — Давид Фёдорович (Фишелевич) Ойстрах (17 (30) сентября 1908, Одесса 24 октября 1974, Амстердам) советский скрипач, дирижёр и педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР. Давид Ойстрах родился в Одессе 17 (30) сентября 1908… … Википедия
ОЙСТРАХ — Давид Фёдорович (1908 74), скрипач, педагог. Игра Ойстраха отличалась пластичностью, классической ясностью и точностью выражения, сочетала лирическую задушевность с мужественным, волевым началом. Обширный репертуар включал классические и… … Современная энциклопедия
ОЙСТРАХ — 1. ОЙСТРАХ Давид Фёдорович (1908 1974), скрипач, народный артист СССР (1953). Ученик П. С. Сто лярского. С 1932 (с перерывом) солист Московской филармонии. Выступал также в трио с Л. Н. Обориным и С. Н. Кнушевицким. Первый исполнитель посвящённых … Русская история
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
*Первая скрипка мира*. Давид Ойстрах
30 сентября исполняется 113 лет со дня рождения легендарного советского скрипача, народного артиста СССР Давида Ойстраха. За рубежом его виртуозное музыкальное мастерство оценивали очень высоко, называя «первой скрипкой мира» и «царем Давидом», а на родине ему довелось пережить немало трудностей: хотя он никогда не вступал в открытые конфликты с властями, в 1930-х гг. жил в ожидании ареста, а в 1960-х гг. стал заложником ситуации, которая привела к криминальной истории и стала сюжетной основой романа братьев Вайнеров «Визит к Минотавру» и одноименного фильма.
Давид Ойстрах родился в Одессе 30 сентября 1908 г. Его отец был мелким торговцем, но увлекался музыкой, играл на скрипке и мандолине, а мать пела в хоре оперного театра. Поэтому с самого детства Давид слушал оперы и не представлял своей жизни без музыки. Он был одаренным ребенком, и на его способности обратил внимание известный педагог, скрипач П. Столярский, музыкальную школу которого в Одессе называли «фабрикой талантов». С 5 лет Ойстрах начал посещать его занятия, а когда началась Первая мировая война и его отец ушел на фронт, педагог продолжал с ним заниматься бесплатно.
В 1923 г. Давид Ойстрах поступил в Музыкально-драматический институт, а спустя год дал свой первый сольный концерт. После окончания учебы он начал гастролировать с концертами по разным городам СССР. В 1928 г. скрипач переехал в Москву, в 1935 г. одержал победу на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде, спустя 2 года завоевал первую премию на Международном конкурсе скрипачей в Боюсселе. С 1934 г. Ойстрах преподавал в Московской консерватории.
Хотя вторая половина 1930-х гг. была очень успешным периодом в его музыкальной деятельности, об этом времени Давид Ойстрах всегда вспоминал с ужасом. Даже спустя десятилетия он очень скупо делился воспоминаниями со своими учениками и рассказывал полушепотом: «Мы с женой пережили 37-й год, когда вся Москва по ночам ждала арестов. В многоэтажном доме, где мы жили, в подъезде в конце концов только моя квартира и квартира напротив, через площадку, оставались нетронутыми. Все остальные жильцы были арестованы. Я ждал ареста каждую ночь, и у меня для этого случая были приготовлены теплое белье и еда на несколько дней. Вы не можете себе представить, что пережили мы, слушая по ночам приближающийся шум автомобилей и стук парадных дверей.
Королева Бельгии Елизавета была поклонницей Ойстраха с 1937 г.
Во время Великой Отечественной войны скрипач постоянно концертировал, выступая на мобилизационных пунктах, в госпиталях, в тылу и на фронте. В 1942 г. он дал концерт в осажденном Ленинграде, о чем писали в прессе: «Концерт еще не был окончен, как объявили воздушную тревогу. Никто не покинул залу. После окончания концерта артиста горячо приветствовали. Овация особенно усилилась, когда было оглашено постановление о присуждении Д. Ойстраху Государственной премии. ».
Виртуозную игру на скрипке Ойстраха по достоинству оценивали и на родине, и за рубежом. Он стал лауреатом множества почетных премий и званий: был членом Королевской академии музыки в Лондоне, Американской академии наук и искусств в Бостоне, Национальной академии «Санта Чечилия» в Риме, доктором Кембрижского университета и т. д. В 1953 г. ему присвоили звание народного артиста СССР, кроме того, он был лауреатом Ленинской премии и Государственной премии СССР. Ойстрах стал первым исполнителем большинства скрипичных концертов, созданных советскими композиторами, многие из которых писали свои произведения специально для него.
Друг скрипача, композитор Дмитрий Шостакович говорил о нем: «Замечательное искусство Ойстраха завоевало мир. Ойстрах и скрипка, Ойстрах и музыка – эти понятия стали неразрывны. Сочетание огромного таланта и непрестанного труда, соединение вдохновения и отточенного мастерства принесли ему славу короля скрипачей».
Виотти. Концерт для скрипки с оркестром №22
12:36 II. Adagio (Kadenz: Ferdinand David)
21:47 III. Agitato assai
Но несмотря на невероятный успех и признание на родине и за рубежом, скрипачу не раз доводилось опасаться за собственную безопасность. В 1968 г. 60-летний юбилей Ойстраха был проигнорирован властями и прессой. Сын музыканта Игорь Ойстрах видел причины в следующем: «В начале 1968-го во время гастролей по США Давиду Ойстраху сообщили, что по возвращении в Москву он должен будет поставить свою подпись под документом, осуждающим правительство Израиля, которое призывало евреев всего мира поселиться на своей исторической родине. Возвратившись в феврале в Москву, Ойстрах отказался подписать сфабрикованное письмо евреев – видных деятелей культуры. Потому, когда полгода спустя у отца был юбилей, он нисколько не удивлялся тому, что эту дату наверху просто-напросто «спустили на тормозах». Однако никто не мог предположить худшего».
Когда в том же году скрипач находился на гастролях в Италии, его квартиру ограбили. Вынесли деньги, драгоценности, дорогостоящую звукозаписывающую технику, грамзаписи, привезенные из-за границы, подаренные королевой Бельгии шахматы с серебряными и золотыми фигурами, фотоаппараты и коллекцию старинных часов. Самое ценное – скрипки – грабители не тронули, не подозревая об их настоящей стоимости.
В мировой прессе по этому поводу поднялся такой шум, что уже спустя 3 месяца все похищенные вещи были найдены и возвращены владельцу. Официальной версии о незадачливых грабителях сын скрипача не поверил – он был убежден в том, что случившееся было наказанием Давида Ойстраха за отказ участвовать в антиизраильской кампании.
Сен Санс. Рондо Каприччиозо
По мотивам этой нашумевшей истории браться Вайнеры в 1972 г. написали роман «Визит к Минотавру». Давид Ойстрах стал прототипом главного героя – скрипача и педагога Льва Полякова. По сюжету, в его отсутствие грабители вынесли из квартиры старинную скрипку работы Антонио Страдивари. На самом деле это было плодом фантазии авторов, но каково же было удивление публики, когда через 9 лет после экранизации их романа воры, воспользовавшись сюжетом фильма как руководством к действию, действительно похитили скрипку Страдивари, подаренную Ойстраху королевой Бельгии и переданную после его смерти в музей.
Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром №1, часть 1
Давид Ойстрах не видел экранизации этого романа – она вышла уже после его смерти, и не узнал об этом преступлении, которое будоражило общественность еще долгое время. Настоящая история кражи скрипки Страдивари: Как фильм «Визит к Минотавру» подал ворам идею преступления.
Процитировано 3 раз
Понравилось: 15 пользователям
Кто такой д ойстрах
David Oistrakh
Советский Союз издавна славится скрипачами. Еще в 30-е годы блестящие победы наших исполнителей на международных конкурсах поразили мировую музыкальную общественность. О советской скрипичной школе заговорили как о лучшей в мире. Среди созвездия блистательных талантов пальма первенства уже тогда принадлежала Давиду Ойстраху. Завоеванное положение он достойно сохраняет до сих пор.
Об Ойстрахе написано множество статей, пожалуй, на языках большинства народов мира; о нем созданы монографии, очерки и кажется уже не найти слов, которые не были бы сказаны в адрес артиста почитателями его прекрасного таланта. И все же о нем хочется говорить вновь и вновь. Пожалуй, ни в ком из исполнителей-скрипачей не отразилась так полно история скрипичного искусства нашей страны. Ойстрах развивался вместе с советской музыкальной культурой, глубоко впитывая в себя ее идеалы, ее эстетику. Его «сотворил» как художника наш мир, бережно направляя развитие большого таланта артиста.
Есть искусство, которое подавляет, рождает тревогу, заставляет переживать жизненные трагедии; но есть искусство иного плана, которое приносит успокоение, радость, врачует душевные раны, способствует утверждению веры в жизнь, в будущее. Последнее в высшей степени присуще Ойстраху. Искусство Ойстраха свидетельствует об удивительной гармоничности его натуры, его духовного мира, о светлом и ясном жизневосприятии. Ойстрах — художник ищущий, вечно неудовлетворенный достигнутым. Каждый этап его творческой биографии — «новый Ойстрах». В 30-е годы — это мастер миниатюры, с уклоном в мягкий, обаятельный, светлый лиризм. В ту пору его игра увлекала тонким изяществом, проникновенными лирическими оттенками, рафинированной законченностью каждой детали. Прошли годы, и Ойстрах превратился в мастера крупных, монументальных форм, одновременно сохраняя и прежние качества.
На первом этапе в его игре преобладали «акварельные тона» с уклоном в переливчатую, серебристую гамму красок с незаметными переходами от одной к другой. Однако в Концерте Хачатуряна он вдруг показал себя в новом качестве. Он словно создал упоительную красочную картину, с глубокими «бархатистыми» тембрами звукового колорита. И если в концертах Мендельсона, Чайковского, в миниатюрах Крейслера, Скрябина, Дебюсси он воспринимался как исполнитель сугубо лирического дарования, то в Концерте Хачатуряна предстал как великолепный жанрист; его трактовка этого Концерта стала классической.
Новый этап, новая кульминация творческого развития изумительного артиста — Концерт Шостаковича. Невозможно забыть впечатления, оставленного премьерой Концерта в исполнении Ойстраха. Он буквально преобразился; его игра приобрела «симфоническую» масштабность, трагедийную силу, «мудрость сердца» и боль за человека, которые столь присущи музыке великого советского композитора.
Характеризуя исполнительство Ойстраха, нельзя не отметить его высокое инструментальное мастерство. Кажется, еще никогда природа не создавала столь полного слияния человека с инструментом. При этом виртуозность ойстраховского исполнительства особая. В ней есть и блеск и эффектность, когда этого требует музыка, но не они составляют главное, а пластичность. Изумляющая легкость, непринужденность, с какими артист выполняет самые головоломные пассажи, не имеет себе равных. Совершенство его исполнительского аппарата таково, что получаешь истинное эстетическое наслаждение, когда смотришь, как он играет. С непостижимой ловкостью движется левая рука по грифу. Нет резких толчков или угловатых переходов. Любой скачок преодолевается с абсолютной свободой, любое растяжение пальцев — с предельной эластичностью. Смычок «сцеплен» со струнами так, что трепетный, ласкающий тембр скрипки Ойстраха не скоро забудешь.
Годы прибавляют все новые и новые грани к его искусству. Оно делается все глубже и. все проще. Но, эволюционируя, непрестанно идя вперед, Ойстрах остается «самим собой» — художником света и солнца, лиричнейшим из скрипачей современности.
Ойстрах родился в Одессе 30 сентября 1908 года. Отец его, скромный служащий, играл на мандолине, скрипке, был большим любителем музыки; мать, профессиональная певица, пела в хоре одесского оперного театра. С четырех лет маленький Давид с увлечением слушал оперы, в которых пела мать, а дома разыгрывал спектакли и «дирижировал» воображаемым оркестром. Его музыкальность была столь очевидной, что им заинтересовался известный педагог, прославившийся в работе с детьми, скрипач П. Столярский. С пяти лет у него стал учиться Ойстрах.
Грянула первая мировая война. Отец Ойстраха ушел на фронт, но Столярский продолжал безвозмездно работать с мальчиком. В то время он имел частную музыкальную школу, которую в Одессе называли «фабрикой талантов». «У него была большая, горячая душа художника и необыкновенная любовь к детям», — вспоминает Ойстрах. Столярский привил ему и любовь к камерной музыке, заставлял музицировать в школьных ансамблях на альте или скрипке.
После революции и гражданской войны в Одессе открылся Музыкально-драматический институт. В1923 году сюда поступает Ойстрах, и, конечно, в класс Столярского. В 1924 году он дает первый сольный концерт и быстро овладевает центральными произведениями скрипичного репертуара (концерты Баха, Чайковского, Глазунова). В 1925 году он совершает первую концертную поездку в Елизаветград, Николаев, Херсон. Весной 1926 года Ойстрах с блеском заканчивает институт, исполнив Первый концерт Прокофьева, сонату Тартини «Трели дьявола», Сонату для альта и фортепиано А. Рубинштейна.
Обратим внимание, что главным экзаменационным произведением избран Концерт Прокофьева. В то время на такой смелый шаг мог решиться не всякий. Музыка Прокофьева воспринималась немногими, с трудом пробивала себе признание у музыкантов, воспитанных на классике XVIII — XIX века. Стремление к новизне, быстрое и глубокое постижение нового осталось характерным для Ойстраха, по эволюции исполнительства которого можно написать историю советской скрипичной музыки. Не преувеличивая можно сказать, что большинство скрипичных концертов, сонат, произведений крупной и мелкой формы, созданных советскими композиторами, впервые исполнены Ойстрахом. Да и из зарубежной скрипичной литературы XX века со многими крупными явлениями познакомил советских слушателей именно Ойстрах; например, с концертами Шимановского, Шоссона, Первым концертом Бартока и др.
Конечно, в пору юности Ойстрах не смог достаточно глубоко разобраться в музыке прокофьевского концерта, о чем вспоминает сам артист. Вскоре после окончания Ойстрахом института в Одессу приехал с авторскими концертами Прокофьев. На вечере, организованном в его честь, 18-летний Ойстрах исполнил скерцо из Первого концерта. Композитор сидел у самой эстрады. «Во время моего исполнения, — вспоминает Ойстрах, — лицо его делалось все более и более мрачным. Когда же раздались аплодисменты, он не принял в них участия. Подойдя к эстраде, не обращая внимания на шум и возбуждение публики, он попросил пианиста уступить ему место и, обратившись ко мне со словами: «Молодой человек, вы играете совсем не так, как нужно», начал показывать и объяснять мне характер своей музыки». Много лет спустя Ойстрах напомнил Прокофьеву об этом случае, и тот заметно смутился, узнав кто был «несчастный молодой человек», которому так от него досталось.
В 20-е годы большое влияние на Ойстраха оказал Ф. Крейслер. С его исполнением Ойстрах познакомился по грамзаписям и был покорен своеобразием его стиля. В огромном воздействии Крейслера на поколение скрипачей 20—30-х годов обычно усматривают и положительные и отрицательные моменты. Видимо, Крейслер был «повинен» в увлечении Ойстраха мелкой формой — миниатюрами и транскрипциями, в которых значительное место занимали крейслеровские обработки и оригинальные пьесы.
Увлечение Крейслером было всеобщим и мало кто оставался равнодушным к его стилю и творчеству. От Крейслера Ойстрах перенял некоторые приемы игры — характерное глиссандо, вибрато, портаменто. Быть может, «школе Крейслера» обязан Ойстрах и изяществу, непринужденности, мягкости, богатству «камерных» оттенков, которые пленяют нас в его игре. Однако все, что он заимствовал, было необычайно органично переработано им еще в ту пору. Индивидуальность молодого артиста оказалась столь яркой, что преобразовывала любое «приобретение». В зрелом же периоде Ойстрах ушел от Крейслера, поставив и выразительные приемы, некогда от него воспринятые, на службу совсем иным целям. Стремление к психологизму, воспроизведению сложного мира глубоких эмоций привело его к приемам декламационного интонирования, природа которого прямо противоположна изящной, стилизованной лирике Крейслера.
Летом 1927 года по инициативе киевского пианиста К. Михайлова Ойстрах был представлен А. К. Глазунову, приехавшему в Киев дирижировать несколькими концертами. В гостинице, куда привели Ойстраха, Глазунов проаккомпанировал на фортепиано молодому скрипачу свой Концерт. Под управлением Глазунова Ойстрах дважды исполнил Концерт публично с оркестром. В Одессе, куда возвратился Ойстрах вместе с Глазуновым, он познакомился с гастролировавшим там Полякиным, а через некоторое время с дирижером Н. Малько, пригласившим его в первую поездку в Ленинград. 10 октября 1928 года Ойстрах успешно дебютировал в Ленинграде; молодой артист приобретал популярность.
В 1928 году Ойстрах переехал в Москву. Некоторое время он ведет жизнь гастролера, разъезжая с концертами по Украине. Большое значение в его артистической деятельности имела победа на Всеукраинском конкурсе скрипачей в 1930 году. Он завоевал первую премию.
Молодым музыкантом заинтересовался П. Коган, директор концертного бюро государственных оркестров и ансамблей Украины. Великолепный организатор, он представлял собой примечательную фигуру «советского импресарио-просветителя», как его можно назвать по направлению и характеру деятельности. Он был настоящим пропагандистом классического искусства среди масс, и добрую память о нем хранят многие советские музыканты. Коган сделал очень много для популяризации Ойстраха, но все же главная сфера концертирования скрипача находилась вне Москвы и Ленинграда. Лишь к 1933 году Ойстрах начал прокладывать себе дорогу и в Москве. Его выступление с программой, составленной из концертов Моцарта, Мендельсона и Чайковского, исполненных в один вечер, явилось событием, о котором заговорила музыкальная Москва. Об Ойстрахе пишут рецензии, в которых отмечается, что его игра несет в себе лучшие качества молодого поколения советских исполнителей, что это искусство здоровое, доходчивое, жизнерадостное, волевое. Метко подмечают критики и основные черты его исполнительского стиля, которые были ему свойственны в те годы — исключительное мастерство в исполнении произведений мелкой формы.
Вместе с тем в одной из статей встречаем следующие строки: «Преждевременно, однако, считать, что миниатюра — его жанр. Нет, сфера Ойстраха — музыка пластических, изящных форм, музыка полнокровная, оптимистическая».
В 1934 году по инициативе А. Гольденвейзера Ойстраха приглашают в консерваторию. Отсюда берет начало его педагогическая деятельность, продолжающаяся по настоящее время.
30-е годы — время блистательных триумфов Ойстраха на всесоюзной и мировой эстраде. 1935 год — первая премия на II Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде; в том же году, через несколько месяцев — вторая премия на Международном конкурсе скрипачей имени Генрика Венявского в Варшаве (первую получила Жинетт Невэ, ученица Тибо); 1937 год — первая премия на Международном конкурсе скрипачей имени Эжена Изаи в Брюсселе.
Последний конкурс, в котором шесть из семи первых премий завоевали советские скрипачи — Д. Ойстрах, Б. Гольдштейн, Е. Гилельс, М. Козолупова и М. Фихтенгольц, был оценен мировой прессой как триумф советской скрипичной школы. Член жюри конкурса Жак Тибо писал: «Это — замечательные таланты. СССР — единственная страна, которая позаботилась о своих молодых артистах и обеспечила полную возможность их развития. С сегодняшнего дня Ойстрах приобретает всемирную известность. Его хотят слушать во всех странах».
После конкурса участники его выступили в Париже. Конкурс открыл дорогу Ойстраху к широкой международной деятельности. На родине Ойстрах становится популярнейшим скрипачом, успешно конкурируя в этом отношении с Мироном Полякиным. Но главное — его обаятельное искусство приковывает к себе внимание композиторов, стимулируя их творчество. В 1939 году создается Концерт Мясковского, в 1940 — Хачатуряна. Оба концерта посвящены Ойстраху. Исполнение концертов Мясковского и Хачатуряна было воспринято как крупное событие в музыкальной жизни страны, явилось итогом и кульминацией предвоенного периода деятельности замечательного артиста.
Во время войны Ойстрах непрерывно концертировал, играя в госпиталях, в тылу и на фронте. Подобно большинству советских артистов он полон патриотического подъема, в 1942 году выступает в осажденном Ленинграде. Его слушают бойцы и рабочие, матросы и жители города. «Оки пришли сюда после тяжелого трудового дня послушать Ойстраха — артиста с «Большой земли» — из Москвы. Концерт еще не был окончен, как объявили воздушную тревогу. Никто не покинул залу. После окончания концерта артиста горячо приветствовали. Овация особенно усилилась, когда было оглашено постановление о присуждении Д. Ойстраху Государственной премии. ».
Война окончена. В 1945 году в Москву приезжает Иегуди Менухин. С ним Ойстрах играет двойной Концерт Баха. В сезон 1946/47 года он исполнил в Москве грандиозный цикл, посвященный истории скрипичного концерта. Этот акт напоминает собой знаменитые исторические концерты А. Рубинштейна. Цикл включал в себя такие произведения, как концерты Элгара, Сибелиуса и Уолтона. Он определял то новое в творческом облике Ойстраха, которое становится с тех пор его неотъемлемым качеством — универсализм, стремление к широкому охвату скрипичной литературы всех времен и народов, включая современность.
После войны перед Ойстрахом открылись перспективы широкой международной деятельности. Первый его выезд состоялся в Вену в 1945 году. Примечательна рецензия на его выступление: «. Лишь душевная зрелость его всегда стильной игры делает его вестником высокой человечности, действительно значительным музыкантом, место которому в первом ряду скрипачей мира».
В 1945—1947 годах происходят встречи Ойстраха с Энеску в Бухаресте, с Менухиным в Праге; в 1951 году он назначается членом жюри Международного конкурса имени бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе. В 50-е годы вся зарубежная пресса оценивает его как одного из величайших скрипачей мира. Будучи в Брюсселе, он выступает с Тибо, дирижирующем в его концерте оркестром, играя концерты Баха, Моцарта и Бетховена. Тибо полон глубокого восхищения талантом Ойстраха. В рецензиях на его выступление в Дюссельдорфе в 1954 году подчеркивается проникновенная человечность, одухотворенность его исполнения. «Этот человек любит людей, этот художник любит прекрасное, благородное; способствовать тому, чтобы люди испытали это, — его профессия».
В этих отзывах Ойстрах предстает как исполнитель, достигающий глубин гуманистического начала в музыке. Эмоциональность, лиризм его искусства психологичны, и именно этим воздействуют на слушателей. «Как резюмировать впечатления от игры Давида Ойстраха? — писала Е. Журдан-Моранж. — Общеупотребительные определения, как бы дифирамбичны они ни были, недостойны его чистого искусства. Ойстрах — наиболее совершенный скрипач, которого я слышала, и не только по своей технике, которая равна технике Хейфеца, но в особенности потому, что эта техника полностью обращена на служение музыке. Какая честность, какое благородство в исполнении!».
В 1955 году Ойстрах едет в Японию и Соединенные Штаты. В Японии писали: «Аудитория в этой стране умеет ценить искусство, но склонна к сдержанности в проявлении чувств. Здесь же она буквально обезумела. Потрясающие аплодисменты слились с криками «браво!» и, казалось, способны были оглушить». Успех Ойстраха в США граничил с триумфом: «Давид Ойстрах — великий скрипач, один из действительно великих скрипачей нашего времени. Ойстрах велик не только потому, что он виртуоз, а подлинный одухотворенный музыкант». На концерте в Карнеги-холле Ойстраха слушали Ф. Крейслер, Ц. Франческатти, М. Эльман, И. Стерн, Н. Мильштейн, Т. Спиваковский, П. Робсон, Э. Шварцкопф, П. Монте.
«В особенности взволновало меня присутствие в зале Крейслера. Когда я увидел великого скрипача, сосредоточенно слушающего мою игру, а затем стоя аплодирующего мне, — все происходящее представилось каким-то чудесным сном». Ойстрах встречался с Крейслером во время вторичного приезда в США в 1962—1963 годах. Крейслер был в это время уже глубоким стариком. Среди встреч с великими музыкантами следует отметить еще встречу с П. Казальсом в 1961 году, оставившую глубокий след в сердце Ойстраха.
Ярчайшая линия в исполнительстве Ойстраха — камерно-ансамблевая музыка. Ойстрах принимал участие в камерных вечерах еще в Одессе; позднее играл в трио с Игумновым и Кнушевицким, сменив в этом ансамбле скрипача Калиновского. В 1935 году у него возник сонатный ансамбль с Л. Обориным. По рассказу Ойстраха, это произошло так: они поехали в Турцию в начале 30-х годов, и там пришлось сыграть сонатный вечер. Их «чувство музыки» оказалось столь родственным, что пришла мысль продолжить это случайное объединение.
Игру трио отличала редкая слаженность. Замечательная густая кантилена Кнушевицкого своим звуком, бархатистым тембром прекрасно сочеталась с серебристым звуком Ойстраха. Их звучание дополнял пением на рояле Оборин. В музыке артисты раскрывали и подчеркивали ее лирическую сторону, их игра отличалась задушевностью, от сердца идущей мягкостью. В целом исполнительский стиль ансамбля можно назвать лирическим, но с классической уравновешенностью и строгостью.
Ансамбль Оборина — Ойстраха существует и поныне. Их сонатные вечера оставляют впечатление стилевой цельности и законченности. Поэтичность, свойственная игре Оборина, сочетается с характерной логикой музыкального мышления; Ойстрах в этом плане превосходный партнер. Это ансамбль изысканного вкуса, редкой музыкальной интеллигентности.
Ойстраха знают во всех странах мира. Он отмечен многими званиями; в 1959 году Королевская академия музыки в Лондоне избрала его почетным членом, в 1960 году он стал почетным академиком музыкальной Академии св. Чечилии в Риме; в 1961 — членом-корреспондентом Немецкой академии искусств в Берлине, а также членом Американской академии наук и искусств в Бостоне. Ойстрах награжден орденами Ленина и «Знак Почета»; ему присвоено звание народного артиста СССР. В 1961 году ему присуждена Ленинская премия, первому среди советских музыкантов-исполнителей.
В книге Ямпольского об Ойстрахе сжато, кратко запечатлены черты его характера: неукротимая энергия, работоспособность, острый критический ум, умеющий подметить все характерное. Это видно из суждений Ойстраха об игре выдающихся музыкантов. Он всегда умеет указать на самое существенное, набросать точный портрет, дать тонкий анализ стиля, подметить типическое в облике музыканта. Его суждениям можно верить, так как они большей частью беспристрастны.
Ямпольский отмечает и чувство юмора: «Он ценит и любит меткое, острое слово, способен заразительно смеяться, рассказывая забавную историю или слушая комический рассказ. Как и Хейфец, он может уморительно копировать игру начинающих скрипачей.» При той колоссальной энергии, которую он затрачивает ежедневно, он всегда подтянут, сдержан. В повседневной жизни любит спорт — в молодые годы играл в теннис; прекрасный автомобилист, страстно увлекается шахматами. В 30-е годы его партнером по шахматам являлся С. Прокофьев. До войны Ойстрах в течение ряда лет был председателем спортивной секции Центрального Дома работников искусств и мастером по шахматам первого разряда.
На эстраде Ойстрах держится свободно; ему не присуще волнение, столь омрачающее эстрадную деятельность огромного числа музыкантов-исполнителей. Вспомним, как мучительно волновались Иоахим, Ауэр, Тибо, Губерман, Полякин, сколько нервной энергии у них уходило на каждое выступление. Ойстрах любит эстраду и, по его признанию, только значительные перерывы в выступлениях вызывают у него волнение.
Творчество Ойстраха выходит за рамки непосредственно исполнительской деятельности. Он очень много внес в скрипичную литературу как редактор; например, превосходна его редакция (совместно с К. Мострасом) скрипичного концерта Чайковского, обогатившая и во многом исправившая редакцию Ауэра. Укажем и на работу Ойстраха над обеими скрипичными сонатами Прокофьева. Ему скрипачи обязаны тем, что Вторую сонату, первоначально написанную для флейты со скрипкой, Прокофьев переделал для скрипки.
Ойстрах постоянно работает над новыми произведениями, являясь их первым истолкователем. Список новых сочинений советских композиторов, «выпущенных» Ойстрахом в свет, огромен. Назовем лишь некоторые: сонаты Прокофьева, концерты Мясковского, Ракова, Хачатуряна, Шостаковича. Ойстрах иногда выступает со статьями по поводу сыгранных им произведений, и его анализу может позавидовать иной музыковед.
Великолепны, например, разборы скрипичного Концерта Мясковского и особенно — Шостаковича.
Ойстрах — выдающийся педагог. Среди его учеников лауреаты международных конкурсов В. Климов; его сын, в настоящее время видный солист-концертант И. Ойстрах, а также О. Пархоменко, В. Пикайзен, С. Снитковецкий, Ж. Тер-Меркерян, Р. Файн, Н. Бейлина, О. Крыса. В класс Ойстраха стремятся попасть многие зарубежные скрипачи. У него учились французы М. Буссино и Д. Артюр, турчанка Э. Эрдуран, австралийская скрипачка М. Берил-Кимбер, Д. Бравничар из Югославии, болгарин Б. Лечев, румыны И. Войку, Ш. Георгиу. Педагогику Ойстрах любит и работает в классе с увлечением. Его метод основан главным образом на собственном исполнительском опыте. «Высказываемые им замечания по поводу того или иного способа исполнения всегда лаконичны и исключительно ценны; в каждом слове-совете он выказывает глубочайшее понимание природы инструмента и приемов скрипичного исполнения».
Он придает большое значение непосредственному показу на инструменте педагогом пьесы, которую изучает ученик. Но только показ, по его мнению, полезен главным образом в период разбора учеником произведения, ибо далее он может стеснить развитие творческой индивидуальности ученика.
Ойстрах умело развивает технический аппарат своих учеников. В большинстве случаев его питомцы отличаются свободой владения инструментом. Вместе с тем для Ойстраха-педагога отнюдь не характерно особенное внимание к технике. Его гораздо сильнее интересуют проблемы музыкально-художественного воспитания своих учеников.
В последние годы Ойстрах увлекается дирижированием. Его первое выступление как дирижера состоялось 17 февраля 1962 года в Москве — он аккомпанировал сыну Игорю, исполнившему концерты Баха, Бетховена и Брамса. «Манера дирижирования Ойстраха проста и естественна, как и его манера игры на скрипке. Он спокоен, скуп на излишние движения. Он не подавляет оркестр своей дирижерской «властью», а предоставляет исполнительскому коллективу максимальную творческую свободу, полагаясь на артистическую интуицию его участников. Обаяние и авторитет большого артиста действуют на оркестрантов неотразимо».
В 1966 году Ойстраху исполнилось 58 лет. Однако он полон активной творческой энергии. Его мастерство по-прежнему отличается свободой, абсолютным совершенством. Оно лишь обогатилось художественным опытом большой прожитой жизни, безраздельно отданной любимому искусству.