Кто такой данко и какой подвиг он совершил

Образ Данко

сочинение по литературе 11 класса

Данко является одним из главных персонажей рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». О нём становится известно из легенды, которой Изергиль делится с рассказчиком в третьей части произведения. Данко можно назвать настоящим героем, который совершил подвиг во имя человечества, вот только спасённые им люди не оценили по достоинству его жертву.

Образ Данко

Образ Данко занял особенное место в мировой литературе. Это удивительный персонаж, поражающий своим умением самоотверженно любить и верить в других людей. Данко, прежде всего, переживал за судьбу и будущее окружающих, забывая о собственном благополучии. Он мечтал подарить свободу всем тем, кого любил, поэтому без раздумий отдал всего себя ради счастливой жизни для других. Он продолжал жертвовать собой даже тогда, когда все уже от него отвернулись. Истинное счастье для Данко заключалось в возможности жить для других.

Внешность и характер

Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Смотреть фото Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Смотреть картинку Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Картинка про Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Фото Кто такой данко и какой подвиг он совершил

Все люди племени отличались своей красотой и силой, а Данко был лучшим представителем своего народа. В его мужественном взгляде не гаснет живой огонь, а чистое сердце смогло осветить путь заблудившимся во тьме людям.

Характер у Данко был мужественным и неустрашимым. Данко не боялся погибнуть ради благополучия своего племени. Кроме того, он был очень отзывчивым и милосердным юношей, который оказался готовым взвалить на свои плечи тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей. Он умеет убедить окружающих в своей правоте, именно поэтому они поверили и пошли за ним следом.

Подвиг

Чтобы осветить путь своему племени, Данко пожертвовал собственной жизнью. Он понял, что без его помощи, людям грозит неминуемая гибель. Поэтому пожертвовал ради их спасения самым дорогим, что у него было – своей жизнью. В порыве бескрайнего милосердия к ближнему Данко вырвал сердце из собственной груди, которое засияло ярче солнца и стало «факелом великой любви к людям». Сделав это, он обрёк себя на неминуемую гибель, и смог продолжить путь, только благодаря неукротимому желанию спасти остальных. Данко умирает счастливым, осознавая, что он смог спасти свой народ, выбравшись из непроглядного леса. Его самопожертвование – это настоящая победа, он смог добиться поставленной цели, выполнил данное другим обещание.

Благодарность за подвиг

Подвиг Данко принялся окружающими как должное. В тот момент, когда умирающий герой упал на землю, народ радовался и веселился, а храброе сердце было растоптано «осторожным» человеком. Во всём этом и заключается суровая правда жизни. Общее озлобление против Данко – это всего лишь пример трусливости низких людей, которые всегда обвиняют кого-то другого в своих несчастьях. А принёсший в жертву свою жизнь герой всегда очень быстро забывается теми, кого он спас.

Люди уважительно относились к Данко только до тех пор, пока им угрожала опасность. Как только они избавились от неё, их отношение резко изменилось. Никто не испытывал благодарности к смелому и решительному вожаку, который вывел своё племя из леса.

Данко представляет собой решительного и смелого человека, способного спасти в одиночку большое количество людей, даже если ради этого ему придётся пожертвовать своей жизнью. В его образе олицетворено революционное начало, характерное для России того времени. Под племенем М. Горький подразумевал крестьян, которых принудили находиться в непригодных для жизни условиях, а Данко – это луч света в их серых буднях, надежда на светлое будущее.

Источник

Сочинение: Подвиг Данко в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.04.2020 · Обновлено 09.04.2020

(438 слов) Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» печален, мелодичен и красив. Легенды о Ларре и Данко поражают воображение читателя. История о подвиге Данко печальна и светла. Данко принес в жертву себя, чтобы спасти остальных, не требуя ничего взамен. Горячее сердце юноши спасло целое племя. Его подвиг — это романтический идеал писателя, который проливает свет на истинное предназначение человека в мире.

Данко — это юный и самоотверженный романтический герой, который был не понят обществом, но не пошел против него, а напротив, помог ему. Он переживал не только за себя, но и за окружавших его людей. Захватчики вытеснили его племя в непроходимую чащу. Данко захотел вывести своих соплеменников из темного леса на простор. Он стал предводителем племени, ведь стремился выбрать пригодное для жизни людей место. Сначала попутчики уважали его и ценили. Кроме Данко, никто не хотел взять ответственность за их будущее. Однако блуждая в потемках, люди устали и озлобились. Никто не знал, куда дальше идти. Свет не проникал в чащу леса. Герои стали злиться и обвинять Данко в своих бедах. Они называли своего лидера «ничтожным и вредным» человеком. Против него восстало все окружение. Общество заурядных и напуганных людей хотело смерти того, кто был не таким как все, а значит, идеальной мишенью для ропота и упреков.

Данко не понимал, почему все люди ополчились против него, ведь он был единственным, у кого оказались смелость и мужество, чтобы повести соплеменников сквозь темный лес. Вместо ответного гнева и ярости, герой совершил самоотверженный подвиг. Данко разорвал себе грудь и вынул из нее свое сердце. Сердце загорелось и осветило непроглядную чащу леса. Данко нес высоко над головой горящее сердце и показывал путь другим. Этот поступок стал стимулом для окружающих, подал им надежду на избавление от невзгод. Двигаясь вслед за Данко, люди вышли из сумрака и увидели пригодное для жизни место. Но силы Данко иссякли. Он упал и не проронил ни слова упрека. Но никто не пришел ему на помощь. Наоборот, один из его спутников затоптал догорающее сердце.

Максим Горький в своем рассказе «Старуха Изергиль» затронул много важных тем, в том числе и тему настоящего подвига. По его мнению, он заключается в самопожертвовании во имя общей идеи и общего блага. Рассказывая о подвиге Данко, Горький хотел показать, что если у человека горящее сердце, то он вправе повести за собой людей. Жаль только, что окружающие не чествовали и не берегли своего героя.

Благодаря таким людям, как Данко, человечество не стоит на месте. Читая о жертвенном подвиге Данко, мы ощущаем сострадание и восхищение. Невольно наворачиваются слезы от осознания того, как часто человечество гонит своих спасителей. История про благородного избавителя Данко обостряет лучшие чувства у читателя. Поступок Данко, безусловно, можно назвать подвигом. То, что Данко ценой жизни вывел народ из «смрадного леса», заслуживает уважения.

Источник

Почему осторожный человек наступил на пылающее сердце Данко?

Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Смотреть фото Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Смотреть картинку Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Картинка про Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Фото Кто такой данко и какой подвиг он совершил

История создания рассказа

Образ юнца, который смог спасти людей от когтистых лап деревьев и болот, появился у Горького, поскольку он был под впечатлением от странствий по Бессарабии и Румынии. Автор побывал там за четыре года до написания своего сочинения.

Имя главного героя, по предположениям Георгия Богача, позаимствовано из цыганского языка и означает «младший сын». Исследовательница творчества Максима Горького, Ирина Гуйс, думает, что предшественником персонажа был Прометей, который дал людям огонь.

Но вскоре сам писатель рассказал, что образ героя был списан с образом шведского литератора Августа Стриндберга.

Кроме того, одним из кумиров Максима Горького является болгарский поэт Пенчо Славейков, который в своих произведениях изображал сильных духом людей.

Сюжет произведения

Жило одно племя на земле, которое с четырёх сторон было окружено дремучим лесом, а с четвёртой — была бескрайняя степь. Народ этот был забавный, могучий, свободолюбивый и храбрый. Но однажды пришла к ним беда: откуда-то издалека прибыли враждебные племена и выгнали их в непроходимый лес.

Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Смотреть фото Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Смотреть картинку Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Картинка про Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Фото Кто такой данко и какой подвиг он совершил

В лесу были плохо пахнущие болота и темнота, поскольку ветки деревьев так переплелись, что едва ли лучик солнца мог пробиться сквозь них. Люди стали погибать друг за другом. Плакали женщины и дети, а мужчины задумались и погрустнели. Этот народ был силён, и могли они пойти сражаться до самого конца с захватчиками, но они хранили заветы, а если умрут люди, то умрут и заветы.

Поэтому они всё время сидели и думали, но ничего на ум не приходило. Только идти обратно и стать рабами врагов. Но вдруг появился Данко и сказал, что если сидеть и ничего не делать, то умрут все. Надо действовать. И повёл их юноша сквозь лес мрачный.

Шли по дороге долго и всё никак выйти не могли. Начали нападать на Данко и обвинили во всём произошедшем. Злые, голодные, павшие духом, говорили, что ничтожен и вреден он для народа и должен погибнуть. Не давая отступить, окружили, кричали и рычали, словно дикие звери. Это были не благородные люди, а беспощадные твари.

Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Смотреть фото Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Смотреть картинку Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Картинка про Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Фото Кто такой данко и какой подвиг он совершил

Но не злился на них юноша и не испугался, а только пожалел, ведь без него погибнут они. Негодование вскипело в душе. Тогда разорвал свою грудь и вырвал Данко сердце, подняв над головой. Оно светилось, словно солнце, и лес теперь был освещён.

Побежал Данко вперёд, и остальные ринулись за ним. Продолжили свой путь, и вдруг лес расступился и остался позади, а народ оказался в степи под открытым небом. Картина была поистине захватывающая.

Рассмеялся парень, и упало на землю бездыханное тело. Но племя не заметило его смерти и не видели, как горит храброе сердце рядом с трупом.

Лишь один из них увидел это и наступил на него. Рассыпалось, как пепел, и погасло сердце героя Данко.

Сопоставление двух героев

Литераторы утверждают, что главы о Ларре и Данко не зря были в одном произведении. Персонажи сочетаются друг с другом, как Инь и Янь. Про Ларру, сына орла, можно сказать следующее:

Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Смотреть фото Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Смотреть картинку Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Картинка про Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Фото Кто такой данко и какой подвиг он совершил

Данко — это воплощение любви и обаяния. Для Ларры нет наказания хуже, чем одиночество. Но и Данко был одиноким человеком.

Юноша был не понят и убит обществом, хотя вырывал ради них сердце и, можно сказать, отдал им.

Он сделал всё, что было в его силах, но они растоптали и не отнеслись с должным уважением к герою.

Смерть Данко

Данко видит все недостатки своего племени, не замечает злых слов в его сторону, не злится. Спасая других, он не думает о себе. Он герой, спасший жизнь своего народа, освободив от рабства и смерти, и является образцом для всех людей:

Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Смотреть фото Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Смотреть картинку Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Картинка про Кто такой данко и какой подвиг он совершил. Фото Кто такой данко и какой подвиг он совершил

Данко буквально мог «чувствовать сердцем». Он подчинил своему сердцу волю, ум, рассудок. Его сочетание доброго сердца и благоразумия дали внутреннюю гармонию, и с её помощью юноша смог сотворить чудо. Герой готов принести себя в жертву любимым, не задумываясь, зачем он это делает и что может случиться вскоре с ним.

Этот поступок заканчивается несчастьем. Почему-то люди не заметили смерти Данко, только лишь один из них решил избавиться от пылающего сердца, раздавив его. Оно погасло, напомнив о храбром герое в последний раз.

Возможно, осторожный человек боялся пылающего сердца, думал, что народ вспомнит, кто именно спас их от смерти, и жизнь кардинально изменится. Ему хочется не менять свои приоритеты, а всего лишь спокойно существовать. Это ужасная безликость, эгоистичность, равнодушие людей, которые были неспособны понять героя.

Самопожертвование — это главная тема произведения. Таким образом, юноша получил вечную жизнь. Огонь пылающего сердца не испарился бесследно, он воссоединился со Вселенной.

Источник

Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

Данко — это сильный и самоотверженный юноша, который в древние времена спокойно и беззаботно жил со своим племенем на земле. Но вдруг на их территорию явились захватчики. Они вытеснили людей с их прежнего места обитания в непроходимый лес, жить в котором человеку было невозможно. Когда соплеменники Данко были на грани отчаянья, юноша предложил стать их проводником. Он решился повести людей за собой через лес в спасительные степи, и они, вдохновленные этой идеей, пошли за ним.

Но дорога была очень сложна и опасна, поэтому люди устали и отчаялись идти дальше. Им было стыдно признавать свое бессилие, и оттого они ополчились против Данко. Юноша быстро понял их «думу», и она «родила в нем тоску». Но от того его пламенное сердце загорелось лишь сильнее, и он вырвал его из груди своей и осветил этим «факелом великой любви к людям» дорогу к спасению. А выведя свой народ из леса, юноша погиб, но соплеменники настолько были поглощены своей радостью, что не заметили этого. А один человек даже наступил на его «гордое сердце», и вот оно, «рассыпавшись в искры», погасло.

Такова грустная и одновременно романтичная легенда о Данко. Подвиг этого юноши действительно вдохновляет, ведь заключается он не столько в том, что Данко пожертвовал жизнью ради спасения своего народа, сколько в том, что молодой человек сделал это, видя истинную сущность людей, окружающих его.

Когда на юношу обрушился гнев соплеменников, «в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Этот герой оказался способен простить все их пороки, поскольку любовь его была искренна и бескорыстна. Именно желание спасти людей во что бы то ни стало и вдохновило Данко на подвиг, и в глазах юноши «засверкали лучи того могучего огня».

Для Горького рассказ о самоотверженном поступке Данко — это не просто легенда. Писатель говорит о том, что и в обычной человеческой жизни «всегда есть место подвигам». Эти слова он вкладывает в уста своей героини Изергиль — женщины, вовсе не являющейся эталоном нравственности, но тем не менее тоже способной жертвовать собой во имя любви.

Чтобы спасти своего возлюбленного Аркадэка, Изергиль одна, рискуя жизнью, отправилась вызволять его из плена. И сделала женщина это несмотря на то, что Аркадэк бросил ее и предал ее чувства, да и вообще, по словам Изергиль, был «лживой собакой». Это сравнение с животным у Горького неслучайно, ведь в легенде о Данко соплеменники юноши тоже были «как звери».

Таким образом, для писателя Данко — это носитель важной нравственной идеи. Заключается она в том, что вся жизнь человека должна быть озарена светом любви и смысл нашего существования состоит в служении людям.

Юноша с добрым и храбрым сердцем по имени Данко ценой собственной жизни подарил людям мир, наполненный светом, теплом и радостью. создал романтичный образ, заставляющий задуматься, в чем смысл бытия и ценность поступков человека.

История создания

Ранняя творческая биография Максима Горького наполнена произведениями с романтическими мотивами. Повесть «Старуха Изергиль» встала в ряд с рассказами «Челкаш» и «Максим Чудра», в которых авторское восхищение силой человеческой личности достигло апогея. На создание очередного произведения писателя вдохновили путешествия по Южной Бессарабии, где он оказался весной 1891 года. «Старуха Изергиль» даже начинается со слов

«Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

Скорее всего, рождение литературного труда пришлось на осень 1894 года. Уже через несколько месяцев он был представлен на суд читающей публики в «Самарской газете», растянувшись на три номера.

Композиция рассказа сложная и интересная. Автор смешал две легенды (о Ларре и о Данко), которые объединены главным персонажем – старухой Изергиль. Максим Горький выбрал для произведения «сказовую» манеру написания. Впрочем, этот прием, позволяющий вызвать у читателя чувство реалистичности происходящего, он уже успел опробовать раньше.

Древняя старуха выступила в роли героини-рассказчицы, повествующей о легендах, а заодно и о своих любимых мужчинах, с которыми довелось повстречаться на жизненном пути. Две полярные концепции бытия, скрытые в легендах, обрамляют идеологический центр рассказа. Автор попытался определить ценность человеческой жизни, ответить на вопросы о границах свободы личности.

Сюжет

Персонаж второй истории – Данко, в глазах которого «светилось много силы и живого огня». В аллегорической повести люди, заточенные в темном лесу, следуют за юношей, пообещавшим им теплое место с ярким солнцем и чистым воздухом. Заплутавшее по пути племя стало обвинять Данко в своих бедах и усталости. Но молодой человек не сдался – вынул из разорванной груди горящее сердце и, освещая им дорогу, вывел путников к цели. Подвиг умершего во имя людей Данко так никто и не оценил.

Валерия Безрукова, 12 лет

В чем смысл человеческой жизни? Наверное, этот вопрос задает себе каждый человек. В разговорах взрослых я часто слышу фразу: «Ах, если бы можно было все вернуть, я бы сделал по-другому…»

Очень ярко тема смысла жизни раскрывается в произведении М. Горького «Старуха Изергиль». Здесь представлены несколько человеческих судеб. В чем же заключается смысл их жизни? В индивидуализме и гордости Ларры или в беззаветном и чистом служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями, яркую и эмоциональную жизнь, как старуха Изергиль? Но когда темпераментная, уже немолодая женщина оглянулась назад, то увидела, что ее судьба сложилась бесцельно и пусто, любовные приключения не принесли плодов, она осталась наедине с собой, в полном одиночестве. Это собирательный образ женских грехов, страданий и приобретенной мудрости. Прожитые годы забрали у нее былую красоту, потушили блеск ее глубоких глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Выбор всегда остается за нами. Как потратим бесценное время, оставим след и благодарность или же будем жалеть о бесцельно прожитых годах? Я сделала свой выбор. Если мы будем хоть чуточку добрее, сердечнее, отзывчивее, помогать тому, кто нуждается, то мир наверняка изменится, обязательно изменится к лучшему. А жизнь настоящего человека, дарящего людям душевную теплоту и уважение, можно назвать прекрасной и имеющей истинный смысл.

Образ и прототип

Составляя характеристику Данко, Максим Горький противопоставил героя эгоистичному персонажу первой сказки. Автор наделил его богатым внутренним миром, отвагой и стойкостью, сделал идеалом чести, мужества и совершенства. Способность к самопожертвованию помогла победить тьму. Прекрасные качества дополнены красивой внешностью. Гордый смельчак, как о персонаже отзывался сам автор, задавал главный вопрос:

А умерев, заставил читателя размышлять о нужности добрых дел, о том, достойно ли человечество жертв «идеальных индивидуалистов».

Но все эти утверждения считаются предположениями. «Подтвержденным» прообразом является только Август Стриндберг, шведский поэт, захвативший внимание интеллигенции в конце 19 века. Алексей Максимович сам признавался, что Данко очень похож на знаменитого шведа. Персонажа и литератора объединила важная миссия – они «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе».

Горький также слыл фанатом поэта Пенчо Славейкова. Болгарин тоже внедрял в массы читателей мысль о том, что будущее – за личностями с сильной волей. В списке поэм литератора значится произведение «Сердце сердец», где погибшего романтика Шелли сжигают в огне. Между этим образом и Данко с горящим сердцем легко провести параллель.

Цитаты

«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется».

«Сердце пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».

«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать».

«Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого…»

«Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно».

«Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».

«Ничто не изнуряет тело и душу людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум».

Однако влияние фольклора не сводится только к заимствованию Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы и воспринимаются как легенды, даже сказки, потому что отображают идеалы народа, его мечту о прекрасном.

«Старуха Изергиль» — настоящий рассказ, куда автор включает реалистические подробности непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, что в Бессарабии делает сам рассказчик. Реалистически дан и настоящий облик старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие, потрескавшиеся губы».

Героиня рассказывает свои легенды вполне в реальной обстановке, и это как бы сближает их с жизнью, подчеркивая тесную связь между героической романтикой и настоящей жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить автору идеал и антиидеал.

Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует доведенный до крайности индивидуализм, себялюбие. Легенда о Данко, наоборот, воплощает идеал, выражающий наивысшую степень любви к людям — самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как будто во время, предшествующее началу истории, в эпоху первотворений. Поэтому в реальности имеются следы, напрямую связанные с той эпохой: тень Ларры, которую видит только старуха Изергиль, голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко.

Сердце Данко вспыхнуло и сгорело, чтобы рассеять тьму не столько лесную, сколько душевную. Именно поэтому образ Данко раскрывается у Горького с помощью изображения огня, горящего сердца, солнечного блеска: «В его очах засверкали лучи того могучего огня…. Сердце его пылало так ярко, как солнце и ярче солнца…»

Эти образы солнца и огня призваны подчеркнуть героическую устремленность юноши, придавая всему произведению эмоциональную напряженность. Его любовь к людям горячее желание бескорыстно служить им, его высокие устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые — всегда смелы». Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.

Сам красавец-юноша — подлинный герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на «гордое сердце», упавшее возле них, а один осторожный человек, заметив его, наступил ногой на догоравшее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.

Чего опасался этот человек, осталось загадкой самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свою трактовку этого поступка. Образ же самого Данко долгое время ассоциировался с вожатыми, педагогами и остальными людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы повести за собой, нужно обладать по-настоящему горящим сердцем, пусть и в метафорическом смысле.

Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся такой идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Не случайно каждый второй вожатский отряд в детском лагере или в школе назывался «Данко», доказывая право выводить детей из тьмы невежества и безразличия.

Идеал гуманиста, воплощенный в образе смелого юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок — это подвиг. Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение — словом, такие чувства, которые переполняют сердце каждого читателя, представившего себе юношу с пламенеющим взором, который держит в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям.

Когда это было, никто и не вспомнит. Никто и не скажет, была ли это правда или так, сказка о невозможном.

Данко — герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во имя благих целей.

Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей. Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.

Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других. За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»

Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим — жизнью, чтобы освятить путь людям. Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование — это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.

В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко — лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.

Вариант 2

Творческое наследие Максима Горького огромно. В него входит большое количество разноплановых текстов. Особое место занимают ранние романтические рассказы. В частности текст с названием «Старуха Изергиль». Это текст с особой композицией по принципу «Рассказ в рассказе». А именно от лица Изергиль читатель узнает две красивых древних легенды: о Ларре и Данко.

Данко – это самоотверженный человек, которому не жалко отдать самое дорогое – жизнь, в обмен на благополучие и счастье рода людского.

Если рассказать историю Данко вкратце, то она такова: в неком месте обитало людское племя. В один прекрасный момент их выгнали с обжитых земель более сильные. Племя ушло в местность, непригодную для проживания. Стали люди болеть, умирать. Тогда Данко выбрали они своим предводителем, потому что видели в нем мужество и силу духа.

И Данко решился вести племя человеческое через глухой лес. Но, как обычно бывает, Данко старался делать как лучше, а получилось как всегда. Начались волнения в племени людском. Тогда Данко, чтобы спасти племя человеческое вырвал из собственной груди сердце и осветил им путь людям…

Данко Горький одаривает такими эпитетами, как «сильный, веселый, смелый». Поэтому немудрено, что такой человек способен на самопожертвование ради счастья и благополучия других. Получилось так в данной ситуации, что те, кого он вел за собой, спасовали, а именно дорога оказалась для племени слишком сложной. Чтобы не брать ответственность на себя люди обвинили во всех своих неудачах Данко. Они в конце пути своего обнажили звериное начало, а значит, не могли быть преданными своему предводителю, которого сами же и выбрали.

Следующий эпизод лишний раз подчеркивает способность на благое дело ради своего народа. Это когда Данко ощущает в себе силы сделать что-то светлое и радостное для людей. Он жертвует своим сердцем, жизнью ради человечества. Тогда происходит чудо: тьма отходит и это означает, что побеждает доброта, духовная сила над страхами и ничтожеством человека перед стихией.

Да, Данко умер в конце легенды, но голубые искры от его сердца живы. Это говорит о том, что у людей есть надежда на спасение в смутные периоды истории.

Евгений Халецкий, 12 лет

Данко делает им добро, ничего не получая взамен. Его не волнует, оценят его поступок или нет. Эта любовь жертвенна, она бесценна! Он не спрятал любовь в сердце, а зажег огонь божественной любви! Эта связь с нашим Спасителем Иисусом Христом, который отдает свою любовь людям.

А в наше время нужен такой герой, как Данко? Я думаю, да, именно сейчас, сегодня. Такие люди, как Данко, не предают, не обманывают, делают людей сильными духом! Они совершают подвиги, чтобы спасти, сделать счастливыми людей, помогают людям поверить и победить себя. А победа над собой — это главная, самая трудная задача! Мне кажется, что только настоящая, бескорыстная, истинная любовь спасет мир.

Сочинение о Данко

В своем произведении «Старуха Изергиль» Горький рассказывает две легенды, которые услышал он от старой рассказчицы. В этих повествованиях противопоставляются два разных героя. Оба они – люди сильные. Но, один из них действует только ради собственного удовлетворения, а другой же жертвует собственной жизнью ради людей. Это – Данко.

Происходили эти события очень давно. Жило племя людей. Но, однажды пришли на их землю те, кто оказался сильнее, и выгнали они их. Племя ушло в лес к болоту. Там стали они болеть и умирать один за другим, так как от болота исходил ужасный отравляющий смрад.

Люди не знали, что им делать. Пойти назад и отвоевать свою землю у врага они не могли, потому что боялись нарушить завет. А идти вперед через страшный лес в поиске новой земли они боялись. И, чем больше думали они о предстоящих тяготах, тем сильнее становился их страх, и все больше иссякали их силы.

Совсем недавно эти люди боялись предстоящего пути и не находили в себе сил проделать его. А, идя за Данко, словно стадо овец за пастухом, они и ответственность всю сложили на него. Перед читателем предстает толпа людей безвольных. Трудности пути их настолько утомили, что они и рады бы остаться на месте. И, хоть и согласились они идти сами, обвиняют во всем того, кто вел их. Никто и не думал о том, что потерь нельзя было избежать. А страх и безволие все больше поглощали их, порождая в сердцах неверие и бессилие.

Тут бы и бросить Данко их. Но, он был человеком самоотверженным. Поэтому он, вместо того, чтобы оставить тех, ради которых он тщетно старался, приносит себя в жертву ради их спасения. Он вырывает из своей груди сердце.

Этот момент с особенным восторгом описывает автор. Сердце Данко горело, горело силой, отвагой и любовью к людям. А они, зачарованные таким зрелищем, без особого труда завершают свой путь. Теперь они уже не роптали.

А когда вышел народ из леса, он был так рад этому, что и не заметил даже того, что спаситель их лежал мертвым под их ногами.

Таисия Захарова, 13 лет

В жизни… всегда есть место подвигам. М. Горький

В чем заключается человеческое счастье?

Конечно же, в служении людям! Отдать свою жизнь за людей — вот величайшее счастье, данное человеку. Эту мысль подтверждает легенда о Данко, который приносит себя в жертву ради народа. Всепоглощающая любовь к людям могла позволить ему простить упреки и осуждения соплеменников. Любой на его месте сдался бы, видя такое неблагодарное обращение. Однако непоколебимым подспорьем его подвига стала любовь к людям, которая когда-то заставила и Христа взойти на Голгофу.

А вот равнодушие и гордость никогда не приводят человека к счастью. Ларра презирает людские законы и относится безразлично к человеческим чувствам, которых не испытывает. Он никого не уважает, он слышит только себя и свои желания, за это он обречен на вечное страдание от одиночества.

Та же старуха Изергиль, свободолюбивая и независимая, жившая только для себя, никогда не мирившаяся с людскими недостатками и слабостями, жизнерадостная и энергичная, любившая помогать людям — но в жизни ее не было настоящего смысла, высокой, одухотворенной цели. Поэтому она тоже одинока и никому не нужна.

Я думаю, что только та человеческая жизнь, в которой было служение людям и подвиг, поистине может считаться счастливой…

Горькийдетская редакцияЖивая классикаМаксим Горький 150

Главная › Материалы проектов › Данко и зона комфорта. «Старуха Изергиль» глазами школьников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *