Кто такой даута юлтыя
Даут Юлтый родился 18 апреля 1893 года в деревне Юлтыево Оренбургской губернии в бедной крестьянской семье. Чтобы иметь возможность учиться, батрачил, уходил на заработки. Затем учил в своей деревне детей.
Вместе с братьями Даут Юлтый познал, что представляют собой слякотные окопы первой мировой и сущность самой войны. Именно здесь родились его стихи «Сумка» и «Кровопролитие», раскрывающие социальную подноготную этой антагонистической битвы. И когда грянула Октябрьская революция, он уже был готов принять ее.
Пафос революции, публицистичность и ясность мысли несут в себе лучшие стихи поэта в те годы.
В 1921 году Даут Юлтый начинает работать редактором газеты «Башкортостан».
Яркой страницей в биографии писателя и общественного деятеля молодой Башкирской республики стала встреча с Владимиром Ильичом Лениным в конце 1921 года. Ленин посоветовал, как лучше освещать в печати сложные стороны общественной жизни, помог с обеспечением газеты «Башкортостан» бумагой.
Первая книга Даута Юлтыя вышла в 1921 году, но талант его раскрывался и креп в буднях великих строек-пятилеток. После учебы в Москве, в институте красной профессуры, Даут Юлтый редактирует журнал «Октябрь», участвует в создании Союза писателей Башкирии.
Из-под пера поэта в эти годы выходят яркие, наполненные пафосом борьбы и труда поэма «Сказка о нефти», «Айхылу», «Мэйсара». Как прозаик Даут Юлтый ярко показал себя в романе «Кровь», замечательных рассказах «Маленький Кутуш», «Камиля» и др.
Даут Юлтый был видным драматургом. Его пьесы, начиная с «Карагула», написанной в 1920 году, были поставлены на сценах многих театров. Писателем и общественным деятелем Башкирии написано много интересных и ценных статей по вопросам истории и теории башкирской литературы и народного творчества. Вот почему глубок и неизгладим след в национальной культуре сына крестьянина, одного из основоположников башкирской литературы и одного из организаторов печатного дела в республике Даута Юлтыя.
Пятиэтажный каменный дом, на котором в теплый августовский полдень была укреплена мемориальная доска, широко известен в столице. Это один из первых и лучших домов, построенных в 1933-35 годах. В первом подъезде этого дома, в седьмой квартире, и жил писатель.
Решением Уфимского горисполкома от шестого декабря 1977 года именем Даута Юлтыя в Октябрьском районе столицы названа улица (бывшая Магаданская). Она проходит от улицы Шота Руставели до улицы Хабаровской.
История и Культура Башкортостана
Даут Юлтый
Даут Юлтый – один из основоположников башкирской литерагуры. Многочисленные поэтические произведения, роман «Кровь», десягки лучших рассказов и очерков, около десяти драматических произведений и популярная пьеса «Карагул» – основное литературное наследие этого писателя.
Даут Юлтый родился в 1893 году в ауле Юлтый Оренбургской губернии в бедной многодетной крестьянской семье. Отец и мать всю жизнь были батраками у помещика. И маленькому Дауту очень рано пришлось испытать трудности подневольного труда
Начальной грамоте Даута научил отец, он же пробудил в мальчике негасимую любовь к книгам. Несколько лет учился Даут в родном ауле, затем в соседнем Сорочинском медресе. Способный к учёбе, Даут стремился попасть в большое медресе Оренбурга или Уфы, но нищета не дает ему возможности осуществить свою мечту. С целью дальнейшей учебы он на некоторое время уходит на заработки в Казахстан, а потом работает учителем в родном ауле.
Размышления молодого Юлтыя о судьбе обездоленного народа вызывали в нём чувство страдания. «Горькую печаль выпивая, стонет моя душа и днем и ночью», – с тоской писал он в стихотворении «Мглистые дни». Но поэт не впадал в отчаяние, он верил в силы народа и с надеждой смотрел в будущее. В стихотворении 1909 года «Собирайтесь, друзья» он пишет:
Первая мировая война внесла большие перемены в жизнь и творчество Д. Юлтыя. Осенью первого года войны его мобилизуют в армию, и вскоре он попадает на фронт. Три года окопной жизни, несомненно, сказались на мировоззрении и творчестве поэта. Он выступает против империалистической войны. В 1915 году он пишет стихотворение «Кровавый базар». Поэт осознаёт, что эта бойня не нужна простому человеку, что эта война – кровавый торг Он ещё не называет тех, кто наживается на человеческой крови, но уже правильно понимает суть войны, верно ставит вопросы: «Трагичен базар тот кровавый. Но кем он открыт? Для кого? Для чьей же наживы и славы Товар здесь со света всего?»
К февральской революции Даут Юлтый пришел идейно закаленным. А после февральских событий он активно включается во фронтовые политические дела: участвует в создании военных комитетов, формировании мусульманских рот, выборах солдатских делегатов, в проведении различных собраний и митингов.
В начале 1918 г. Юлтый возвращается в родные края. Он полон сил и надежды, веры в счастливое будущее народа. Он призывает своих земляков к борьбе за лучшую жизнь. Страстный голос поэта особенно сильно звучит в стихотворении «Седлай коня, батыр». Образ солдата из этого произведения, представшего отважным всадником с острой саблей в руке, по существу, был тесно связан с идеальным героем народа – батыром с алмазным мечом в руке, оседлавшим белого коня – Акбузата.
Даут Юлтый искренне желал служить народу. Когда в 1918 году его упрекнули в том, что он печатает свои произведения в самых разных изданиях, а не только в газете большевиков, он ответил, что поэт должен служить народу, а не какой-либо партии. Но, как известно, судьба распорядилась иначе – служить народу без служения партии большевиков было невозможно.
Даут Юлтый активно участвует в создании новых общественных отношений. В 1919-1920 годах он одновременно работал редактором газеты «Кызыл батыр» в городе Стерлитамаке, инструктором школьного отдела политуправления Башкирского военного комиссариата, литературным консультантом Башкирского государственного театра драмы, заведующим отделом издательства в Башкирском обкоме партии. Его литературное творчество было тесно связано с многогранной общественной и журналистской деятельностью.
В 1921 г. Д. Юлтый назначается редактором газеты «Башкортостан», организует издание журналов «Яны юл» («Новый путь»), «Белем» («Знание»).
В том же 1921 г. в Стерлитамаке Башкирское государственное издательство выпустило в свет первую книгу Даута Юлтыя «Мелодии Урала».
Мысли и чаяния трудового народа, пафос созидания составляют основной мотив поэзии Даута Юлтыя 20-х годов. Он упорно старается поднять идейно-эстетический уровень поэзии: вводит новые темы, новых героев, настойчиво ищет соответствующие эпохе поэтические формы. Он пишет о молодежи, отдающей все свои силы борьбе за новый мир, мечет разящие сатирические стрелы в пережитки старого, особенно яростно клеймит религию; не оставляет без внимания ни одно важное событие, происходящее в стране и на международной арене.
Естественно, что в процессе поисков были не только удачи, но и промахи. Было написано немало «проходных» стихов. Позднее Д. Юлтый об этом говорил: «Когда я приехал в Стерлитамак и ушёл с головой в газетную работу, мои стихи вновь обрели «кампанейский» характер. В то время проводились бесчисленные политические кампании. А к каждой кампании требовалось выпустить специальный номер. По обычаю тех лет присутствие стихотворения в таком номере – закон. Если под рукой не окажется соответствующего произведения, то сам, не боясь уронить свое редакторское достоинство, прямо в типографии садишься писать стихи.
Вскоре поэзия Даута Юлтыя зазвучала более эмоционально: в гулах заводов и фабрик, в звуках развернувшегося над страной трудового утра поэт слышит мощную победную симфонию; он радуется дуновению ветра, принёсшего с полей запахи изобилия; любуется воодушевленной работой молодого рабочего, поздравляет хлебороба с отличными результатами его труда. Восхищается тем, что мощные тракторы вытесняют с пашен старинную соху, веками мучившую крестьянина и землю. Сквозной темой поэзии Юлтыя стал свободный труд, заметно обогативший его палитру реалистическими деталями и разнообразными средствами изобразительности. Особенно стихотворение «Прочь с дороги, старая соха, – трактор идет», близкое по стилю народному кубаиру, обрело популярность у башкирского населения и вошло в обиход наравне с произведениями устно-поэтического творчества народа, а отдельные его строки стали крылатыми выражениями. Однако с усилением реалистических тенденций в поэзии Юлтыя не исчезли свойственные его поэтической манере романтические черты. Наоборот, романтизм в его творчестве, обретая новые качества и формы, становится более органичным.
В сборниках стихов и поэм Юлтыя «Современная поэма» (1932), «Сегодня» (1933), как видно и из самих названий, центральное место занимает тема современности – строительство нового общества в Башкирии. Революционная романтика поэзии Юлтыя, одухотворенная героикой и энтузиазмом первых пятилеток, органично входит в новый творческий метод. Идейно-эстетические установки и творческие устремления Даута Юлтыя в освещении темы современности более успешно были реализованы в его поэмах созданных в 30-е годы.
Новые герои пятилетки впервые получили живое воплощение в поэме «Майсара» (1930), где автор в картинах ударного труда одного крупного завода сумел передать творческий энтузиазм Салмана и Майсары – типичных представителей рабочего класса. Поэма «Сказка о нефти» (1932) является вдохновенным откликом поэта на первый нефтяной фонтан близ небольшого башкирского аула Ишимбай. В начале 1933 г. Юлтый завершает поэму «Айсылу», в которой отражена борьба в деревне в годы коллективизации.
Даут Юлтый искренне верил в созидательные силы народа, главным делом для него была борьба за освобождение народа от гнёта. «Народ должен быть свободным и счастливым» – это сквозная мысль всех его произведений. Однако служение народу, к сожалению, не являлось достоинством для тех, кто руководил страной в ту историческую эпоху. В 1938 году Даут Юлтый был расстрелян. (По Г Хусаинову.)
К Дню памяти жертв политических репрессий. Судьба писателя Даута Юлтыя
Сегодня, 30 октября, в России — День памяти жертв политических репрессий, установленный в 1991 году. В стране и республике проходят траурные акции и митинги. По сведениям центра «Мемориал», в России около 800 тысяч человек было репрессировано. В это число входят и дети, оставшиеся без родителей. В Башкирии было репрессировано более 50 тысяч человек. Есть мнение, что пострадавших от репрессий было гораздо больше.
Одним из тех, чью жизнь перечеркнули политические репрессии, был писатель Даут Юлтый. В этом году исполнилось 125 лет со дня его рождения и 80 лет со дня трагической смерти. Даут Юлтый (Даут Исхакович Юлтыев) был репрессирован как башкирский буржуазный националист и расстрелян в Уфе 10 июля 1938 года.
Выдающийся башкирский писатель Даут Юлтый родился 18 апреля 1893 года в деревне Юлтыево Оренбургской губернии в бедной крестьянской семье. Начальной грамоте обучил его отец. Окончив медресе в родной деревне, продолжил обучение в Сорочинском медресе. Чтобы иметь возможность учиться, юный Даут батрачил, уходил на заработки. Затем сам учил в своей деревне детей.
Даут Юлтый участвовал в Первой мировой войне, там родились его стихи «Сумка» и «Кровопролитие», впечатления легли в основу будущей книги «Кровь». В жизни Даута Юлтыя была Гражданская война — в Красную Армию он вступил добровольцем. Был редактором газеты «Кызыл юлдуз» («Красная звезда»), партийным секретарем канткома на Туксуране в Оренбуржье, писал стихи. В 1921 году Даут Юлтый начинает работать редактором газеты «Башкортостан». В том же году принимает участие в работе IX Всероссийского съезда Советов.
Яркой страницей в биографии писателя и общественного деятеля молодой Башкирской республики стала встреча с В.И. Лениным в конце 1921 года. Ленин посоветовал, как лучше освещать в печати сложные стороны общественной жизни, помог с обеспечением газеты «Башкортостан» бумагой.
Первая книга Юлтыя «Уральские мелодии» («Урал мондары») вышла в 1921 году. В годы пятилеток он написал поэмы «Сказка о нефти», «Айхылу», «Мэйсара».
Как прозаик Даут Юлтый особенно ярко показал себя в романе «Кровь», построенном в виде дневника, изображающего солдатский быт. В этом писатель следует примеру Анри Барбюса, давшего роману «Огонь» подзаголовок «Дневник взвода».
После учебы в Москве, в институте красной профессуры, Даут Юлтый редактирует журнал «Октябрь», газету «Эдэби удар» («Литературный удар»), работает в научно-исследовательском институте национальной культуры, участвует в создании Союза писателей Башкирии.
Даут Юлтый был и видным драматургом. Его пьесы ставились на сценах многих театров. Трагедия «Карагул», написанная в 1920 году, заложила основы историко-бытовой драматургии.
Даут Юлтый, как и многие деятели культуры Башкортостана того времени, был репрессирован в 1937 году и расстрелян 10 июля 1938 года в Уфе. На доме №2 на улице Ленина, где он жил, установлена мемориальная доска. Именем Даута Юлтыя названа улица в Октябрьском районе Уфы.
18 апреля 1893 года родился Даут Юлтый – башкирский писатель, внесший вклад в становление национальной литературы, печати и искусства. Даут Исхакович родился в деревне Юлтый Бузулукского уезда Оренбургской губернии (ныне село Юлты Красногвардейского района Оренбургской области).
В творчестве писателя и общественного деятеля Даута Юлтыя отразились яркие страницы истории башкирской национальной культуры.
Даут Юлтый видный драматург, чьи пьесы, начиная с «Карагулас», поставлены на театральных сценах республики. Из-под пера поэта выходят яркие, наполненные пафосом борьбы и труда, поэма «Сказка о нефти», «Айхылу», «Мэйсара». Как прозаик Даут Юлтый ярко показал себя в романе «Кровь», рассказах «Маленький Кутуш», «Камиля» и др.
В августе 1978 года в Уфе на стене пятиэтажного каменного дома № 2 по улице Ленина, построенного в 1933-35 годах, в торжественной обстановке состоялось открытие мемориальной доски в память о Дауте Юлтые. В первом подъезде этого дома, в седьмой квартире, и жил писатель вместе с семьей. Выдающейся балериной стала дочь писателя Нинель, заслуженная артистка РСФСР, известный педагог и балетмейстер. Решением Уфимского горисполкома в 1977 году именем Даута Юлтыя в Октябрьском (ныне Орджоникидзевском) районе столицы названа улица (бывшая Магаданская).
Предлагаем для чтения избранные произведения Даута Юлтыя на башкирском языке, куда вошел в том числе и роман «Кровь» («Кан»), который построен по принципу дневника, где последовательно изображается солдатский быт на войне.
Информация собрана из открытых источников.
Юлтый, Даут
Содержание
Биография
Даут Юлтый [1] родился в 1893 году в деревне Юлты (ныне Красногвардейский район Оренбургской области) в бедной крестьянской семье. Учился в Сорочинском медресе. Участвовал в Первой мировой войне и в Гражданской войне (на стороне красных).
С 1921 года Даут Юлтый работал редактором газеты «Башкортостан». В конце 1921 года встречался и беседовал с В. И. Лениным.
Окончил Институт красной профессуры (1926). Работал в структуре ВКП(б), также активно занимался литературной, журналистской и издательской деятельностью.
Незаконно респрессирован, расстрелян. Посмертно реабилитирован.
Труды
Память
В 1978 году в Уфе на ул. Ленина д. 2 состоялось открытие мемориальной доски, посвященной Дауту Исхаковичу Юлтыеву (Дауту Юлтыю).
Именем Даута Юлтыя в Октябрьском районе Уфы названа улица (бывшая Магаданская).
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Юлтый, Даут» в других словарях:
Юлтый Даут — Юлтый, Юлтыев Даут [6(18).4.1893 ‒ 1938], башкирский советский писатель и общественный деятель. Родился в деревне Юлты, ныне Красногвардейского района Оренбургской области Член КПСС с 1919. Участник 1 й мировой и Гражданской войн. В 1926 окончил… … Большая советская энциклопедия
Юлтый Даут Исхакович — (Юлтыев) (1893 1938), башкирский писатель. Стихи (сборники «Уральские мелодии», 1921, «Сегодня», 1933) и поэмы («Сказка о нефти», 1932; «Айхылу», 1933); историко революционный роман «Кровь» (кн. 1 2, 1934 36; опубликован в 1970), историческая… … Энциклопедический словарь
ЮЛТЫЙ Даут Исхакович — ЮЛТЫЙ (Юлтыев) Даут Исхакович (1893 1938) башкирский писатель. Стихи и поэмы, посвященные колхозникам и рабочим нефтяникам; историко революционный роман Кровь (кн. 1 2, 1934 70), историческая драма Карагул (1920). Репрессирован; реабилитирован… … Большой Энциклопедический словарь
ЮЛТЫЙ Даут Исхакович — ЮЛТЫЙ (Юлтыев) Даут Исхакович (18931938), башкирский советский писатель. Чл. КПСС с 1919. Драма «Карагул» (1920, отд. изд. 1925). Сб. стихов «Уральские мелодии» (1921), «Мои памятки» (1925), «В деревенской глуши» (1929), «Сегодня» (1933).… … Литературный энциклопедический словарь
Юлтый — Юлтыев Даут [6(18).4.1893 1938], башкирский советский писатель и общественный деятель. Родился в деревне Юлты, ныне Красногвардейского района Оренбургской области Член КПСС с 1919. Участник 1 й мировой и Гражданской войн. В 1926 окончил… … Большая советская энциклопедия
Юлтый (Юлтыев) Даут Исхакович — (18931938), башкирский писатель. Стихи (сборники «Уральские мелодии», 1921, «Сегодня», 1933) и поэмы («Сказка о нефти», 1932; «Айхылу», 1933); историко революционный роман «Кровь» (кн. 12, 193436, опубликован 1970), историческая … Большой Энциклопедический словарь
Башкирия — (Республика Башкортостан), в Российской Федерации. 143,6 тыс. км2. Население 4111,3 тыс. человек (1998), городское 64,8%; башкиры 21,9%, русские, татары и др. 54 района, 21 город, 40 посёлков городского типа (1998). Столица Уфа. Западная часть… … Энциклопедический словарь
Башкирский театр драмы — им. М. Гафури, основан в 1919 в Стерлитамаке, с 1922 в Уфе, с 1935 академический. * * * БАШКИРСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ БАШКИРСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ имени М. Гафури (см. ГАФУРИ Мажит Нурганиевич), основан в 1919 в Стерлитамаке, с 1922 в Уфе, с 1935… … Энциклопедический словарь