Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Боги древних славян. Дед Мороз

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

П ерсонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ Мороза косвенно отражён во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и поговорках).

У восточных славян представлен сказочный образ деда Мороза — богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными» морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с «калить»); сходные представления отражены в чешских и сербскохорватских фразеологических оборотах и обычаях, связанных с кузнецами.

Возможно, что сказочный образ Мороза (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом Мороза, живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему.

На древней Руси Бога Зимы и Морозов знали и под другими именами: Зимник, Студенец, Дед Трескун и Корочун (Карачун). Корочун — Бог, который повелевает морозами. Хотя Корочуна иногда называют отдельным божеством. И Корочуна и деда Мороза иногда относят к одной из ипостасей Бога Велеса, а иногда к Божествам из свиты Велеса. Так что выходит, если Карачун и дед Мороз — это не одно лицо, то очень сильно связаны и хозяйничают в холодную зимнюю пору вместе.

Возможно, он не такой уж добрый дядька, которого мы привыкли видеть в Новый Год, потому что Зима сама по себе не совсем благоволит людям. Однако, смею напомнить, что в «язычестве» нет злых и ненавистных Богов. Дед Мороз, хоть и является Богом и покровителем стужи, всегда служит этому миру, является одним из важных Богов в этом мире и может помогать людям.

Представлялся он в виде могучего старика-волшебника с посохом, в богатой и тёплой шубе (именно синего цвета, а не красного), седыми волосами, седой длинной бородой и суровым характером. Характерными чертами деда Мороза является то, что зачастую он представал босой и с непокрытой головой. Существовало поверие, что если в селение заходит такой старик — босой, с непокрытой головой, с длинными седыми волосами, то ожидай жестокую стужу. В его бороде живёт вьюга, а главными его полномочиями является сковывать реки льдом, наметать снежные сугробы.

По другому описанию, Морозко — это старичок низенького роста с длинной бородой, который бегает по полям и лесам и стучит по деревьям. От этого стука происходят трескучие морозы, когда деревья очень громко трескают. Когда Мороз ходит по деревне, то бьёт своей палкой-посохом по избам и от этого трескаются брёвна по углам дома. Дед Мороз живёт в Нави в ледяной избушке, и попасть туда можно только пройдя через колодец.

Супруга Морозко — сама Зима (предположительно Марена). Зимнему Богу служат стаи голодных волков и медведи, которые зимой превращаются в снежные бури и метели.

Так как Русь находится на такой широте, что половину года здесь царит зима, Зимние Боги являются не менее важными и чтимыми, чем Летние. Славяне нашли в этом выгоду, а Бог Корочун помогает своим детям не только справится со стужей и холодом, но и поставить их себе на выручку. Вспомните известные войны и битвы, которые проходили в холодное время года и тем самым стали для нас победоносными: Ледовое побоище, война с Наполеоном, Великая Отечественная Война и т.д. Уж не Бог ли Зимы Морозко пришёл на выручку своему народу!?

Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранялись у восточных славян в ритуале кормления Мороза накануне Рождества и в Велик день. В каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить Морозу ложку киселя или кутьи со словами: «Мороз, Мороз! приходи кисель есть; Мороз, Мороз! не бей наш овёс!»; затем следовало перечисление растений и злаков, которые Мороз не должен был побить.

Источник

Как славянский злобный Корочун превратился в новогоднего добряка: История Деда Мороза

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Славянский Морозко

Наши предки поклонялись богам, которые, как верили древние, помогали людям в земледелии, охоте, рыбалке. Многим прекрасно известно о древнегреческих, индийских, дальневосточных Богах. А какие же Боги были у славян? Как раз одним из них был наш любимый Дедушка Мороз.

Еще в древних славянских сказках встречается этот персонаж. Там его описывают, как Бога Зимы и Мороза. В произведениях ему в основном давали имя Морозко — дух-повелитель зимних холодов. Его представляли низкорослым седым стариком с бородой. Считалось, что он бегает по лесам, полям, селам и стучит. А от стука его наступают трескучие морозы, реки сковывает лед, на окнах появляются узоры. Считалось, будто с ноября по март он такой силы набирается, что в гневе может устроить лютую стужу, от которой даже ломалось железо. Однако, несмотря на суровый характер, наказывал он только провинившихся.

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

У восточных славян Бог Зимы и Мороза представлен, как богатырь, сковывающий воду «железными» морозами. В народе их называли калинниками от слова «калить». Все это пошло от обычаев, связанных с кузнецами.

Бог Корочун

Благодаря тому, что Русь всегда располагалась в полосе, где полгода длились холода, Боги Зимы были очень важны для людей. Славяне верили, что Бог Корочун помогает им выстоять в битвах, с помощью холодов и мороза. А ведь и правда, смогли бы мы пройти достойно Великую отечественную войну, Ледовое побоище, войну с Наполеоном, не будь у нас таких суровых зим?

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Обряды и традиции

На Руси существовал обряд кормления Бога Мороза. Суть его заключалась в следующем — накануне Рождества старший сын должен был выйти на крыльцо или выглянуть в окно и предложить отведать ложку киселя или кутьи. При этом нужно приговаривать: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес!». Затем перечисляли весь урожай, который Мороз не должен бить. Также задабривали его дарами и угощениями, которые выставляли на порог своего дома.

По славянским языческим традициям новый год наступал не в январе, как мы привыкли, а в марте. Связано это было с тем, что люди жили в единении с природой и начинали отсчет нового года весной, когда земля просыпалась от зимней спячки, начинались новые сельскохозяйственные работы. Однако, с принятием христианства на Руси новый год начали отмечать осенью, так как, согласно Библии Бог создал наш мир в сентябре.

Жертвоприношения славянскому Богу

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Из Бога в фольклорного персонажа

В ХIХ веке Дед Мороз был больше фольклорным персонажем. Детям родители говорили, что подарки им приносит Иисус или же признавались, что подарки от них. Церковь не одобряла языческого Морозко, а дети после жутких историй боялись этого старика. После революции в 1917 году большевики решили убрать народные зимние гуляния. В 1929 году Рождество стало обычным рабочим днем.

Советский Дед Мороз

В 1935 году приняли решение устроить для детей праздничные новогодние елки, заменив всю религиозную атрибутику на советскую. Звезду Вифлеема заменили на красную советскую, традиционные ряженья — на карнавал, а Рождество стало тихим семейным праздником. Единственной проблемой была боязнь детей Деда Мороза. Для смягчения образа, ему придумали внучку Снегурочку. Чтобы усилить эффект их часто сопровождали лесные зверюшки. А, чтобы совсем реабилитировать Деда Мороза, придумали его противостояние со злыми персонажами, такими, как Кощей, Леший, Баба-Яга и другие. Со временем Дед Мороз стал положительным персонажем, как Санта-Клаус на западе. Единственное, что было неизменным, так это цвет шубы нашего Советского Дедушки Мороза. Она все так же была под цвет снега в сумерках — белая и синяя. Однако сейчас и тут произошли изменения, все чаще Дед Мороз является в красном наряде.

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

В итоге все, что осталось неизменным в нашей культуре и традициях, это новогодние елки — символ бессмертия (вечнозеленое дерево), вождение хороводов (обрядовый танец, символизирующий солнце) и, конечно, разыгрывание борьбы между добром и злом (как наши предки боролись с холодом за право пережить еще одну зиму).

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Дед Мороз — сложный мифологический персонаж

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Нет никаких сомнений в том, что образ Деда Мороза пришёл к нам и глубокой древности, из языческих воззрений праславян на природу.

Совершенно очевидно, что Дед Мороз был героем древнеславянских языческих легенд и мифов, его возраст более 2000 лет. В славянской мифологии Хозяина снежных полей и лесов Деда Мороза, восточнославянского духа Зимней стужи и холода называли Студенец, Трескун, Морозко, Снежный Дед, Карачун, Зимник но чаще его называли с уважением Мороз Иванович или Мороз Васильевич.

Дед Мороз — сложный мифологический персонаж, созданный конгломератом древних языческих культур, поэтому у него много эволюционирующих точек происхождения.

Подумайте, что Дед Мороз мог значить для наших ранних предков. Он символизировал столкновение человека с зимними трудностями, с надеждой на защиту, изобилие, щедрость и радость возрождения нового Солнца.

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Вплоть до 18 века слово «Дед» означало «умерший предок», а старшего мужчину в семье называли «дедушка», «дедко».
Языческий обряд жертвоприношения ПЕРВОМУ покровителю рода — ПРАДЕДУ, патриарху, представлял собой связь с предками и обращение к их благосклонности и покровительству над всем родом.

В Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине его называют «Deda Mraz»,
в Белоруссии —«Дзед Мароз», «Святы Мікалай», «Зюзя»,
в Болгарии — «Дядо Коледа» или «Дядо Мраз»,
в Литве — «Kalėdų senelis» (Каледу сянялис — рождественский дедушка) или «Senelis Šaltis» (Сянялис Шальтис — дедушка мороз),
в Латвии — «Ziemassvētku vecītis» (=Зима-праздничный Отец) или «Salavecis»
в Румынии и Молдавии — «Moş Crăciun» (Moş — праотец, Крэчун — Карачун). Он очень похож на русского Деда Мороза.
на Украине — «Дід Мороз» или «Святий Миколай»,
в Польше —«Dziadek Mróz» или «Święty Mikołaj»,
в Ирландии — «Daidí na Nollaig»,
в Шотландии — «Daidaín na Nollaig».

В древности не Дед Мороз раздавал подарки, а наоборот, ему должны были оставлять подарки и задабривать, чтобы он не унёс в мешке малых детишек — этот сюжет есть во многих традициях, рассказывающих о встрече детей с Дедом Морозом. Хозяин дома тоже чувствовал себя малым ребёнком, по отношению к своему предку, поэтому он всячески задабривал и приглашал патриарха Деда Мороза в дом на трапезу, и угощал его ритуальной пищей — блинами, кутьёй и овсяным киселём, и призывал души умерших предков для покровительства дома и семьи.

«Кликанье мороза» – обряд зазывания мороза на трапезу и угощение его ритуальной пищей. На Святки мороз кликали в канун Рождества, в Васильев вечер, в Крещенский сочельник.

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Обряд «кликанье мороза» исполнял хозяин или хозяйка, вынося для Деда Мороза «угощение» овсяный кисель, кутья, блины, и произнося «заклички». «Кликали мороз» в полночь, перед трапезами в Сочельник и в Святки, утром, после пасхального разговления; после приготовления обрядовой пищи в Чистый четверг или днём, во время праздничного обеда в Пасху. Хозяин или хозяйка в «кликали» мороз в открытое окно или выходили на порог, крыльцо или в огород:

«Дед‑Мороз, Дед‑Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй»

Если обряд совершался до трапезы, то морозу отдавали первую ложку кутьи или киселя; если же по окончании – то выносили остатки обрядового блюда. Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплескивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда кликанья мороза в «задабривании» деда Мороза:

«Мороз, мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь (пшеницу),
А на посконь* воля твоя».

Великолепное описание характера и облика Деда Мороза, как древнерусского былинного богатыря, дал русский поэт Николай Некрасов в стихотворении «Мороз-воевода», представляющее небольшой отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», написанной в 1863 году.

В поэтических строчках Некрасова Мороз-воевода не только могучий, храбрый и удалой воин, вооружённый палицей, но он и воевода («ведущий войско») — предводитель своего морозного войска, состоящего из метелей, снегов, льда, заботливо украшающего пышным снегом и сияющим хрусталём льда всё сказочное царство Зимы.
Некрасовский Мороз-воевода даже «хвастливую песню поёт», похваляясь красотой и богатством своего сияющего на солнце Царства и гордится особо строгим порядком в своих владениях.
Мороз-воевода рачительный и щедрый хозяин, он строит «дворцы изо льда» и у него ещё много планов: «построю мосты ледяные, каких не построит народ». Мифический герой поэзии не только необычайно щедр, но и сказочно богат и добр к людям, и чем больше он раздаёт даров, тем больше богатств прибавляется в его сказочном царстве:

«Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро

Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Начиная с самой длинной ночи, после которой день прибавляется «на воробьиный скок» и «Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз» — время зимнего солнцестояния и рождение нового Солнца, т.е. это был праздник «возрождения» умирающего солнца.

Средневековые германцы ожидали возрождения Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, согревавшего замёрзшую землю, пробуждавшего к жизни семена, спящие всю долгую зиму в лоне земли. На полях разжигали костры, как символы солнца, и просили у всемогущих сил природы богатого урожая на полях и в садах, распивая пьянящий напиток эль (пиво) или сидр.

Современные рождественские традиции, несомненно, связаны с древним языческим 12-дневным праздником середины зимы. У исторических германских народов этот зимний праздник в честь самой длинной ночи в году назывался — Йоль или Юлетид, и длился 12 дней.

В древнеисландском языке: jól-mánuðr — «yule-month», был третьим месяцем зимы, который длился с середины декабря до середины ЯНВАРЯ. Именно в этом зимнем месяце и отмечали 12-дневный праздник.

В скандинавских странах Деда Мороза называют именем связанным праздником зимнего поворота Солнца, зимними ГУЛяньями — Йоль:
в Исландии — Йола-свейнарнир — jólasveinarnir или Йоласвейнар — jólasveinar.
в Дании — «Julemanden» (Юлеманден — Рождественский Муж) или Юлениссе (швед. Julenissen — Дед Мороз).
в Швеции — Юлтомтен («Jultomten») страшный, сутулый дед Мороз с красным носом и карлик Юлениссе оставляли подарки детям на подоконниках.
в Финляндии — Йоулупукки (фин. Joulupukki = «Рождественский козёл»)
в Эстонии — Йыулувана и он похож на финского «Йоулупукки».

«Viðurr at vígum» — «Видур в боях» («ВОЕВОДА»);
«Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» — «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира». (Из Перечня имён Одина в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира»).

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Йоль- jól , как один из эпитетов ОдинаJolnir или Jolfadir, то есть отец зимнего солнцеворота. Посвященные Одину волки могли означать губительное владычество зимы, с её туманами, снежными тучами и вьюгами, а вороныносители живой воды — олицетворяли весну, с её дождевыми ливнями.

В скандинавской мифологии Один считался всеведущим богом, два чёрных ворона — Хугин и Мунин, всегда сидели рядом с ним на троне и рассказывали Одину обо всём, что происходит на свете. Эти два ворона подслушивали у дымохода на крыше, чтобы рассказать Одину о хорошем и плохом поведении смертных. Викинги искренне верили, что Один всегда следил за ними с помощью всё ведающих птиц.

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Один неустанный искатель мудрости, он жертвует своим глазом, ради приобретения мудрости из священного источника, и девять дней висит на древе жизни без еды и питья, ради того, чтобы получить знания о рунах.

Один бог войны, вооружённый копьём (палицей — ваджрой) и магическим молотом бога Тора Мьёльниром, был частым получателем человеческих жертв, особенно королевской семьи, дворян и вражеских армий. Одним из способов для воина завоевать благосклонность Одина в бою было бросить копьё на своих врагов с криком: «Один владеет всеми!» (Старый норвежский: Óðinn á yðr alla).

Один мало заботится об общественных ценностях, таких как справедливость, или уважение к закону и условностям. Один в германо-скандинавской мифологии божественный покровитель правителей, а также преступников.

Один — бог поэзии, он говорит только в стихах, этот дар и способность сочинять стихи он украл мёд поэзии в первобытном источнике, и получил умения красиво и убедительно говорить и писать. С тех пор Один раздаёт поэтический дар некоторым богам и людям, которых он считает достойными этого.

Древнескандинавское название мёда — Óðrœrir, «Мешалка из Órr», где —«-órr» — «ЯРость, Ор, экстаз, вдохновение», также является корнем имени Одина. Мёд — опьяняющий напиток, наподобие священного медового напитка Сома (Амрита), дарует силу и бессмертие, и переполняет пьющего экстазом.

Историк одиннадцатого века Адам Бременский (Adam of Bremen) считает, что имя «Один»- Óðrœrir, переводится, как «Яростный» (это же наш ЯРИЛО — бог весеннего солнца).

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Исследователи скандинавской мифологии связывают языческий праздник середины зимы Йоль в честь Одина, с приданиями о Дикой охоте, в которой участвует группа призраков, воинов-всадников-охотников, во главе со своим «воеводой» Одином, вышедшие на охотничий гон со сворой собак.

На Рождественские Святки Один выезжает на белом коне и начинает дикую охоту против демонов зимы.

В средние века миф о Дикой Охоте стал популярным фольклорным мотивом в германо-скандинавской мифологии, древних сказаниях Германии, Ирландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Великобритании.

Призрачные воины-охотники в разных версиях мифов, могли быть эльфами, феями, умершими в боях воинами, и возглавлял Дикую охоту сам воевода призрачного войска — Один (*Wōđinaz — «водиназ»).
Согласно скандинавским легендам, бог Один со своей призрачной свитой во время «Дикой охоты» носится по воздуху над землёй, собирая души воинов, убитых на поле битвы, в своё призрачное войско и уносит их в своё небесное царство Асгард (Ас-град). Если кто-либо встретит на своём пути Дикую охоту, то попадёт в иной мир, а если осмелится заговорить с ними, то может погибнуть.
Согласно некоторым версиям легенды о Дикой охоте, призраки наказывают порочных и ленивых людей за их грехи. Если оставить жертвенную пищу на пороге дома перед дверью, то призраки съедят её, но пища снова появится, прежде, чем войско двинется дальше.

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Волшебным образом Jolnir или Jolfadir — Один летал по небу на своём белом коне и по ночам во время праздника Йоль он тайно проникал в дома, чтобы оставить подарки для детей. В ожидании возвращения Одина с Дикой Охоты в скандинавских странах дети оставляют свои ботинки, набитые соломой, у очага (камина). Проснувшись утром, дети находят вместо соломы сладости и подарки, оставленные Дедом Морозом (Jolnir или Jolfadir — Одином).

Дарение подарков на Рождество во время римских сатурналий — 17 — 19 декабря, было традицией римлян.

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

В Финляндии и в других холодных северных землях, граничащих с скандинавским царством родины викингов, во время праздника главным атрибутом Рождественского («весёлого») деда — Йоулупукки был козёл или человек в козлиной шкуре, такой же, как наши ряженые, он ездил на козе и дарил детям подарки на Рождество Христово.

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Итак, мы видим, что 12-дневный праздник зимнего солнцестояния в германо-скандинавской мифологии, посвящён громовику Тору — богу Грома, и его отцу Одину — важному мифическому персонажу Jolnir или Jolfadir — Деду Морозу.

Празднование рождения нового солнца было самым большим и светлым праздником — Новым годом, готовившим всех к холодной тёмной северной зиме.

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Йольский светильник — древний символом Йоля.

Йольскому полену из ЯСЕНЯ отводилось главное место в 12-дневном празднике зимнего солнцестояния. По традиции йольское полено должно быть взято с земли владельца дома или принято в подарок, но ни в коем случае не куплено. Полено приносили в дом и устанавливали в камине, украшая ветками вечнозелёной ели, и поливая сидром или элем и посыпая мукой. Йольский светильник должен был гореть всю длинную ночь и тлеть ещё 12 дней праздника Йоль.

Ясень — священное Мировое дерево Жизни в германо-скандинавской мифологии, его называют Иггдрасиль (Yggdrasil). Ветви Yggdrasil простираются далеко в небеса, и дерево покоится на трёх корнях.

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

Традиции объединяют разные народа.

Во время 12-дневного языческого праздника зимнего солнцестояния проводятся обряды, связанные с верой в рождение (циклическое создание) Нового и смерть (разрушение) старого Солнца. Многие обрядовые традиции этого праздника сохранились до наших дней в мифах, легендах, сказаниях, песнях многих народов Европы.

Древние языческие традиции перешли в христианские традиции Рождества в Европе.

1.Ночь Рождества — магия волшебства, надежд и ожидание праздничных чудес.

2.Рождественские колядки и колядования — пожелания здоровья и добра хозяину дома и всей семье и одаривание подарками колядующих, ряженых в шкуры животных.

3.Языческие жертвенные дары духам предков и рождественские подарки и сладости для всех детей с пожеланиями здоровья.

4.Языческие моления о будущем урожае, и почитание богинь материнства и плодородия; в христианстве почитание Девы Марии на Рождество.

Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Смотреть картинку Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Картинка про Кто такой дед мороз в славянской мифологии. Фото Кто такой дед мороз в славянской мифологии

5.Языческие венки и огненное колесо — символ солнца. Одна из традиций Йоля заключалась в том, чтобы сделать большие колеса из сосновых веток, зажечь их и скатить огненное колесо с холма в честь новорождённого солнца. Круглая форма венков также изображала циклическую природу времен года древних языческих представлениях о Вселенной и времени.

6. Возжигание священного огня в печах и каминах. На празднике Йоля викинги сжигали большие дубовые бревна, на которых были написаны руны, для удачи в следующем году. Дуб — самое твёрдое дерево, поэтому дубовые бревна горели долго и жарко всю ночь, чтобы радовать всю семью в праздник и прогонять зимний холод и тьму.

7. Языческие пиршества и частые застолья, когда пили хмельные напитки — медовуху, брагу, пиво, сидр в течении 12-дневного праздника зимнего солнцестояния, остались и в христианских традициях празднования Рождества и Нового года.

8.Рождественские ёлки стали прототипом языческих традиций украшать деревья едой, подарками и небольшими резьбой по дереву (игрушками — вотивными дарами).

9.Традиция зажигания светильников и свечей на светлый праздник Рождества.

10.Языческая традиция подавать свинину, ветчину восходит к языческому обычаю клятвы на голове дикого кабана, и сегодня свинина традиционное рождественское блюдо праздника.

11.В Новый год многие люди дают клятвы начать новую жизнь, покончить со старыми привычками. Язычники считали, что клятва во время празднования новорождённого солнца доходит до самого бога плодородия Фрейра, священным животным которого был дикий кабан (=свинья на праздничном столе).

12. В день зимнего солнцестояния язычники просили у новорождённого Солнца всех благ, здоровья, достатка, хорошего урожая в предстоящем году. В современных традициях остались загадывание заветного желания в Новогоднюю ночь и письма с просьбами подарков, адресованные деду Морозу, живущего во Ледяном дворце в Царстве снега (Асгарде)

13.Языческий зимний карнавал (carne-vale — “говядина, прощай!”) — Масленица.

Праздники — это времена, когда традиции наших предков сводятся к нашим современникам в смешанных формах, возникающих от того, что люди, живущие рядом друг с другом, видят сходство в различных религиях, культурах и идеологиях, и вместо того, чтобы обращать внимание на различия, в конечном итоге смешиваются и объединяются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *