Кто такой девятаев биография
Побег третий, неудачный: предатель выдает тайны трех мордвинов
Неизвестная биография Героя Девятаева
Владимир Алифанов
Встреча с рузаевским пилотом
Первые дни плена Михаил Девятаев провел в забытьи. По всем законам физики, анатомии и здравого смысла он вообще должен был разбиться! И иногда жалел, что этого не случилось…
Немцы свозили пленных авиаторов в большое кирпичное здание с дверями, окованными железом, — не то склад, не то сарай. Михаил был настолько плох, что у него не отнимали доску, на которую он опирался вместо костыля. Но о побеге начал думать сразу же — и не он один. В сарае Девятаев встретил земляка — Сергея Вандышева, рузаевского летчика-штурмовика. Откуда-то появился слух, что предыдущую партию пленных летчиков немцы пытались увезти в Германию по воздуху, но самолет удалось захватить и повернуть назад. Вот только фашистский радист успел передать сигнал тревоги, «мессершмитты» догнали их и сожгли.
Девятаева приговаривали к смерти не раз, но он прожил долгую жизнь и обрел могилу в любимом городе. Фото: Станислав Красильников / Столица С
Мордвин не стал скрывать, сколько немцев он сбил
…Похоже, угон все-таки имел место. Иначе с чего бы немцам сковывать пленных наручниками и укладывать на пол «юнкерса»? С польского аэродрома их на грузовике провезли через Варшаву в какое-то райское место: ни колючей проволоки, ни вышек, яблоневый сад, чистенькие корпуса — правда, без мебели внутри… Летчики еще не знали, что здесь была психбольница, пациентов которой гитлеровцы предусмотрительно расстреляли.
Девятаев вызвал у немцев немалое замешательство. Летал на «кобре» — значит, подчиненный Покрышкина. Но почему он отрицает это, и откуда у него потрепанные документы санитарной авиации? Неужели русские перебросили подо Львов еще одну часть на «кобрах»? И с чего это бесстрашный пленный даже не думает скрывать, сколько самолетов сбил, зато упрямо приписывает себе какую-то странную национальность — мордвин?
Предателей не нашлось
А немцы вдруг стали проявлять к «сталинским соколам» странное уважение. Их повели в столовую, где накормили вполне сносным обедом. Летчикам вернули ордена, пообещали отдать личное оружие… У всех этих любезностей была лишь одна цель — приручить. Но хитрый план немецких психологов потерпел крах. Как только представилась возможность, двое из пленных ушли в ночь. На рассвете их вернули — грязных, в изодранной одежде… Следом ворвались эсэсовцы и зверски избитых пленных, которых не давно так «уважали», повезли в Лодзь, в специальный лагерь для летчиков.
«Домом» Девятаева стал барак сожженных евреев
Всех заключенных из Лодзя перевели в лагерь под Клейнкенигсбергом. В его бараках валялись детские и женские вещи. «Здесь были евреи. Мы их сожгли», — с явным удовольствием поясняли немцы.
Пленному врачу Алексею Воробьеву разрешили лечить товарищей. Когда-то Девятаев не раз возил его в партизанские отряды на санитарном «кукурузнике». В лагере Воробьев прооперировал Девятаева. Вскоре Михаил узнал, что надежным людям Воробьев может «сделать» любую болезнь, чтобы их перевели в медицинский блок. Девятаеву даже симулировать не требовалось…
Три мордвина стали организаторами побега
Стараниями Воробьева в местной «больнице» подобрались пленные, на которых можно было положиться. Во главе группы встали Девятаев и двое, которые пытались сбежать в Варшаве: Сергей Кравцов и рузаевец Сергей Вандышев. Михаил встретил даже одноклассника Василия Грачева, которого не видел со школы!
«Дурачок» укрепил торбеевца в мысли о побеге
В Заксенхаузене юный партизан Тимофей Сердюков как-то рассказал Михаилу, что некоторых пленных возят работать на авиазавод, около которого есть аэродром. За несколько месяцев до Девятаева в Заксенхаузене был какой-то дурачок. Он корчил рожи, скакал, кукарекал на столе петухом, рассказывал сказки лошадке, на которой возил воду, — словом, всячески потешал немцев. Сам, будто случайно, крутился около самолетов. Фашисты не видели в нем никакой угрозы — убогий, безобидный… Да и быт скрашивает…
А потом «дурачок» вдруг оказался в кабине самолета, куда набилась еще пара десятков пленных. Он сумел оторвать машину от земли — но под весом пассажиров самолет рухнул и взорвался…
Сортиры и «оркестр Шульженко»
Зачинщиков побега жгли в карцере
«Каждый из вас умрет»
Но даже в этом пекле нашелся человек, который приносил Михаилу хлеб и воду! Рабочий-венгр из Будапешта, мобилизованный насильно, ничего не знал о родстве финно-угров. Им двигало другое родство — человеческое, Это участие было важнее воды и пищи, оно давало пленнику силы свысока смотреть на гитлеровских истязателей.
Так ничего и не добившись, Михаила с товарищами отправили в концлагерь Заксенхаузен неподалеку от Берлина. Отсюда можно было выйти лишь на небеса, в виде дыма из непрестанно чадящей трубы крематория.
Заксенхаузен был безотходным концлагерем. Волосы заключенных шли на щетки, кисти и матрацы, кожа — на сумочки, пепел от сожженных тел — на удобрение для немецких полей. Гитлер обещал сделать немцев расой богов, а сделал — расой людоедов, и русская зола до окончания времен будет хрустеть на их зубах.
Девятаев становится «учителем Никитенко»
«Топтуны»
Сначала «учитель Никитенко» работал на производстве кирпича. Через какое-то время он попал в команду «топтунов» — так называли заключенных, которые испытывали обувь немецких фирм. Весь день они ходили кругами по мраморным плитам, песку, гравию… Тех, кто падал, еще живыми уносили в крематорий. Те, кто выживал, получали за счет обувной фирмы дополнительную хлебную пайку — 50 граммов. Обычный рацион состоял из 200 граммов хлеба, трех картофелин и кружки баланды. Неизвестно, сколько бы выдержал Девятаев, но на 57-е сутки пребывания в Заксенхаузене его перевели из 13-го барака штрафников в другой, для «исправившихся».
Позднее Девятаев утверждал, что в Заксенхаузене действовало хорошо законспирированное подполье под руководством Алексея Бушманова. Говорили, что он полковник… Подполье старалось сберечь людей, на которых можно будет опереться, когда придет черед восстания. В этом помогал писарь комендатуры Франц — тоже заключенный, но из немцев. Именно Франц, рискуя своей жизнью, внес в бумаги записи об «исправлении штрафника Никитенко». При этом писарь пожал руку Девятаеву и улыбнулся.
Немцы хоронят останки людей, которых их деды замучили в концлагерях по приказу бесноватого фюрера. Фото: из личного архива семьи Девятаевых
С людей сдирали кожу на сумочки
К концу войны немцам неоткуда было брать новых рабов. Тех, кто находился в лагере, решили пока не сжигать…
15 ноября 1944 года 500 пленных заставили раздеться до пояса и пройти перед незнакомыми штатскими, главной среди которых была статная женщина в черном пальто. Женщина выбирала из потока худых тел те, что были покрыты татуировками. «Ведь я по Волге ходил, мог бы татуировками обзавестись», — посетовал про себя Михаил. Вдруг этих счастливчиков женщина заберет в свое поместье, откуда сбежать не в пример легче?
Татуированные пленные, полные надежд, пошли в одну сторону, еще не зная, что с них сдерут кожу на абажуры и кошельки. Девятаева и еще несколько сотен человек повели в другую… И вновь, в который уже раз, — вагон-тюрьма. Когда людей набивали внутрь, как селедку в бочку, казанский татарин Фатих придержал Михаила за руку: «Не лезь, зайдем последними». Вскоре узники в глубине вагона стали умирать от удушья. Мертвецам, которых оказалось больше половины, было некуда падать, и они стояли вместе с еще живыми. Те же, кто добрался до пункта назначения живым, тоже были обречены на уничтожение. Потому что это был САМЫЙ ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ КОНЦЛАГЕРЬ фашистской Германии…
Побег на секретном самолете, допросы и ревнивая жена: судьба Михаила Девятаева
Трудное детство и проблемы с законом
Михаил родился 8 июля 1917 года в Тамбовской губернии. Помимо него в семье было 12 братьев и сестер. Он был младшим. Михаил окончил 7 классов. Как-то в поселке приземлился самолет. Девятаева это настолько потрясло, что он решил во что бы то ни стало освоить профессию летчика. В 17 лет он собирал колосья пшеницы в поле. Парня заметили. Ему грозила тюрьма за хищение колхозной собственности. Он был вынужден бежать из дома.
Перепутали документы
Оказавшись в Казани, Михаил подал заявление в авиационное училище. Однако из-за путаницы с документами его зачислили в речной техникум. Парень окончил его, но от своей мечты не отказался. Он ходил в местный аэроклуб, а потом поступил в Чкаловское авиационное училище.
Потеря родных
Мальчики и девочки в многодетной семье страдали от недоедания, часто болели. К началу войны из 12 братьев и сестер Девятаева в живых остались только восемь. Четыре старших брата Михаила отправились на фронт. Все они погибли. Остальные дети тоже ушли из жизни, не дожив до преклонных лет. Так что из многодетной семьи остался только Михаил.
Война
Молодой человек попал в действующую армию в первый день войны. Уже через два дня он сбил свой первый бомбардировщик. За первые месяцы Великой Отечественной Девятаев уничтожил девять самолетов противника. Отважного летчика наградили орденом Красного Знамени. После ранения его перевели в санитарную авиацию. Только в мае 1944 года Михаил добился, чтобы его вновь определили в истребители.
13 июля 1944 года самолет Девятаева был подбит в районе Львова, над территорией врага. Михаил успел спрыгнуть с парашютом, но при падении ударился головой. В бессознательном состоянии он был пленен.
Дважды обманул смерть
Летчик попал в Лодзинский лагерь, откуда уже через месяц попытался сбежать. В итоге его объявили смертником и отправили в лагерь Заксенхаузен. Советский офицер-танкист, который числился при лагере парикмахером, помог ему избежать гибели. Он подменил нашивной номер на лагерной робе. Девятаев сменил статус смертника на статус штрафника и стал Степаном Григорьевичем Никитенко.
Побег
8 февраля 1945 года советский летчик и еще девять человек угнали немецкий бомбардировщик «Хейнкель». Фашисты выслали следом своего самого опытного пилота Гюнтера Хобома, но тот даже не смог обнаружить самолет с беглецами. В тот день Девятаеву повезло еще один раз. Их встретил воздушный ас Вальтер Даль. Он получил приказ уничтожить самолет. Однако тот возвращался с задания и у него не осталось ни одного снаряда.
Девятаев пролетел триста километров. На линии фронта ему пришлось посадить немецкий самолет из-за плотного обстрела советскими зенитными установками. Это произошло на территории Польши.
Михаил Петрович Девятаев
Фото Все
Видео Все
Михаил Девятаев. О чем рассказал легендарный летчик перед смертью? Эксклюзивное интервью
Ровно 75 лет назад летчик Михаил Девятаев организовал побег с секретной фашистской базы.
Легенды армии Михаил Девятаев
Михаил Девятаев — биография
Михаил Девятаев – летчик-истребитель, гвардии старший сержант. Вместе с девятью узниками концлагеря угнал самолет, и сбежал из плена. Получил звание Героя Советского Союза.
История героизма пленных, сбежавших из концлагеря, захватив самолет, до сих пор будоражит воображение. Спустя много лет после угона фашистского «Хейнкеля» поступок легендарной «десятки» выглядит еще более отважным, и при этом неправдоподобным. В Великую Отечественную войну случилось множество славных, героических, удивительных поступков, совершенных советскими воинами, и наряду с ними особое место занимает подвиг летчика Михаила Девятаева.
Детство
Родина будущего Героя Советского Союза – небольшой рабочий поселок Торбеево Тамбовской губернии. Именно там, в семье мастерового человека Петра Девятаева и его жены домохозяйки Акулины и родился сын Михаил, их тринадцатый ребенок. Национальность Девятаева – мордвин-мокшанин. Отец трудился на помещика, мама занималась хозяйством и воспитанием детишек.
Учился Миша хорошо, но как у всех мальчишек, у него страдало поведение. Одна встреча сыграла в биографии мальчишки большую роль. В их поселке появился летчик, и Михаил проявил необычный интерес к этому человеку и роду его занятий. Он спросил у пилота, где обучают летному мастерству, и что для этого нужно. Ему ответили, что в первую очередь, нужна хорошая учеба и железная дисциплина, а еще смелость, отличное здоровье и спортивная форма.
Михаил Девятаев в молодости
Михаил начал более серьезно относиться к учебе, заниматься спортом. По окончании седьмого класса он уехал в Казань, именно там парень собирался учиться в авиационном техникуме. Девятаев подал документы в техникум, и уже в мечтах видел себя в небе. Однако произошла путаница с документами, и вместо авиационного, Михаил оказался в речном техникуме. Он решил ничего не менять, но от мечты не отказался. Молодой человек начал посещать занятия в казанском аэроклубе.
Бывали случаи, когда Миша до поздней ночи находился в самолетном или моторном классе аэроклуба, а утром следующего дня торопился на занятия в техникум. Наконец-то настал тот день, когда Михаил оказался в небе первый раз в своей жизни. Во время первого полета его сопровождал инструктор, но от этого впечатления оказались не меньшими, чем, если бы он летал сам.
После окончания речного техникума в 1938 году, некоторое время трудился в качестве помощника капитана баркаса на Волге. В том же году получил повестку Свердловского РВК Казани, и отправился на службу в Красную Армию. Учился в Первом Чкаловском военном авиационном училище летчиков им. Ворошилова, которое окончил в 1940-м. Михаила распределили на службу сразу в Торжок, потом отправили в Могилев.
В самом начале войны из тринадцати детей семьи Девятаевых осталось восемь, и все без исключения работали на победу. Четыре брата Михаила не вернулись с фронта, остальные его братья и сестры умерли достаточно рано, одному ему повезло дожить до старости.
Военная служба
В действующую армию Девятаев попал в первый же день войны – 22 июня 1941 года, а уже 24 июня он открыл счет сбитым самолетам противника. В боях под Минском, Михаил блестяще расправился с пикирующим бомбардировщиком Junkers Ju 87. Спустя некоторое время всех, кто отличился в бою, вызвали из Могилева в столицу. Вместе с другими пилотами Девятаев получил орден Красного Знамени. 10 сентября 1941-го расправился еще с одним «Юнкерсом». С 23 июня по 16 сентября 1941-го сто восемьдесят раз поднимался в воздух, счет сбитых самолетов противника дошел до девяти единиц.
23 сентября 1941-го Девятаев возвращался с очередного боевого задания под Киевом. Его самолет атаковали немецкие истребители. С одним Михаил справился, но и сам был ранен в ногу. Попал в госпиталь, после выписки из которого уже не смог вернуться на прежнее место службы, оказался в тихоходной авиации по настоянию врачей. Девятаева перевели в ночной бомбардировочный полк, потом он продолжил службу в санитарной авиации. Вернуться в истребительный полк Михаилу Девятаеву удалось только в 1944 году, благодаря помощи Александра Покрышкина.
Михаил попал в 104-й гвардейский истребительный авиационный полк 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Служил на 1-м Украинском фронте. В звании гвардии старшего лейтенанта Девятаев был командиром звена. 13 июля 1944 года он вступил в бой с FW-190, сбил его неподалеку от украинского городка Горохова. В этом бою отважного летчика сбили, он оказался в плену.
Группа истребителей, которой командовал майор Бобров, отражала вражескую атаку. Они приняли бой недалеко от Львова. В этом сражении Девятаева и подбили, его самолет загорелся, командир приказал прыгать с парашютом. Во время прыжка Михаил ударился о стабилизатор, потерял сознание. Приземлился на территорию, захваченную фашистами, и попал в плен.
Бежать с острова не представлялось возможным, все понимали, что рано или поздно их все равно казнят, поэтому заключенные начали готовить новый побег.
Девятаев обладал недюжинными организаторскими способностями, и именно он начал подбирать группу, с которой собрался бежать. Отбор велся тщательно, чтобы не допустить утечки информации и предательства.
Самолет на котором был совершен побег Михаила Девятаева с 9 пленниками
8 февраля 1945 года десять советских военнопленных во главе с Девятаевым, захватили фашистский бомбардировщик «Хейнкель 111», и сбежали из плена. Пилотировал Михаил. Немцы не сразу поняли, что произошел побег, а когда кинулись, то выслали вдогонку за ним истребитель, за штурвалом которого был один из прославленных летчиков Третьего Рейха – обер-лейтенант Гюнтер Хобом, награжденный двумя Железными крестами и Немецким крестом в золоте. Опытный летчик не смог найти беглецов, так как не знал, какой курс они выбрали. Самолет с узниками концлагеря обнаружил полковник Вальтер Даль, настоящий ас авиации. Он как раз возвращался с очередного задания, и услышал по рации приказ об уничтожении одинокого «Хейнкеля». Выполнить этот приказ он не смог, после боя у него не осталось боеприпасов.
Девятаеву удалось пролететь 300 км, посадить машину на территории Польши, где располагалась артиллерийская часть советской 61-й армии. Мало того, что он спас жизни девятерым узникам концлагеря, так еще и рассказал, где находится остров и лагерь, передал точные координаты стартовых установок, которые уже успели расположить вдоль берега. Эти сведения незамедлительно проверили, они оказались достоверными. Спустя некоторое время остров Узедом накрыли с воздуха.
Несмотря на ценность доставленной информации, Девятаев все равно оказался в проверочно-фильтрационном лагере НКВД, где его много раз допрашивали и проверяли. В конце марта победного 45-го семеро из десяти сбежавших на самолете из плена снова попали на фронт. В апреле 1945 года шестеро из десяти беглецов погибли, троих из них – Девятаева, Кривоногова и Емца отправили в ОКР «СМЕРШ» первой Горьковской запасной стрелковой дивизии, где они и оставались до победы, в ожидании подтверждения их воинских званий.
В сентябре 1945-го состоялась встреча Сергея Королева и Михаила Девятаева. Известный конструктор сам нашел героического пилота и позвал на аэродром, откуда тот сумел угнать самолет. Прибыв на место, Михаил рассказал об этом месте все, что знал, показал, где производили детали ракет. За угон самолета и оказанную помощь в передаче секретных сведений, в 1957 году Девятаев получил Золотую звезду Героя Советского Союза.
После войны
После увольнения в запас в ноябре 1945-го, Девятаев, как бывший пленный, долго не мог найти работу. Потом его взяли на должность дежурного по вокзалу Казанского речного вокзала, затем он получил профессию капитана-механика. С 1949-го Михаил трудился помощником капитана на баркасе «Огонек», спустя три года стал его капитаном. В 1955-м Девятаева назначили капитаном теплохода. В 1957 году подвиг Михаила Девятаева стал известен благодаря публикациям Яна Винецкого, корреспондента издания «Советская Татария».
Герой Михаил Девятаев
К концу 50-х бывший военный летчик провел испытания первого советского судна с подводными крыльями – «Ракеты».
Личная жизнь
Судьба особо не баловала Михаила Девятаева. Может быть, в качестве компенсации за все пережитое, ему повезло в личной жизни. Он встретил женщину, которую, как сам сказал, не променял бы ни на какую другую, даже самую красивую. Свою личную жизнь отважный летчик связал с девушкой по имени Фаина. В этом браке родилось трое детей – два сына и дочка. Супруги жили счастливо, но после того, как имя Девятаева стало известно на весь Союз, супруга часто устраивала ему сцены ревности. Михаилу тогда приходило много писем, в частности и от женщин, и это обстоятельство вызывало ревность жены.
Михаил Девятаев с женой
Старший сын Алексей родился в 1946-м. Он стал медиком, трудился на должности врача-анестезиолога глазной клиники, защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата медицинских наук. В 1951 году в семье родился еще один сын – Александр, тоже посвятивший себя медицине.
Спустя шесть лет родилась девочка, ее назвали Нэлей. Она выбрала себе творческую профессию, училась в Казанской консерватории. После ее окончания преподавала музыку студентам театрального училища.
Михаил Девятаев с семьей
В 1972 году Михаил Девятаев издал свою первую автобиографическую книгу «Полет к солнцу», в 1988-м вышла еще одна книга под названием «Побег из ада». В ней автор делится своими воспоминаниями о концлагере, о том, как готовился побег. На обложке этого издания фотография автора, пересеченная колючей проволокой.
Смерть
Михаил Девятаев до самой смерти жил в Казани. Он не оставлял работу, трудился по мере сил. В 2002 году он побывал на том же аэродроме, откуда ему удалось сбежать, встречался с тем немецким летчиком, которого послали на его перехват. В то время на аэродроме шли съемки документальной ленты о подвиге отважного советского пилота.
Девятаев умер 24 ноября 2002-го года. От чего скончался бывший летчик неизвестно, возможно, преклонный возраст (почти 86 лет), а может быть болезни. Местом его упокоения стало Арское кладбище в Казани, на территории мемориального комплекса воинов ВОВ.
Память о смелом пилоте живет в нескольких документальных лентах — «Не факт. Подвиг советского летчика», «Догнать и уничтожить», и одном художественном фильме – «Девятаев», который вышел на экраны в 2021 году. Роль главного героя в этой ленте досталась популярному актеру Павлу Прилучному, который был вынужден сбросить 15 кг, как того требовал сценарий.
Ссылки
Новое в блогах
Подлинная история летчика Девятаева
В прокат вышел широко разрекламированный фильм «Девятаев».
Но некоторые искушенные зрители отмечают, что киношная версия подвига героя грешит неточностями, созданными в угоду зрелищности.
Любой вымысел делает из исторической основы дешевую поделку, лубок. Стоит лишь приврать, приукрасить, населить сюжетную линию вымышленными персонажами, как вся история превращается в художественную мистификацию.
К сожалению, такие фильмы смотрят школьники, а потом из этого художественного вымысла в их головах складывается «историческая» картина мира.
Но давайте разберемся, как было на самом деле.
А также включаем логику.
На привокзальной тумбе Михаил прочитал объявление о наборе в техникум речного судоходства. Смышленый юноша решил испытать судьбу, вступительные экзамены он сдал успешно. Дали койку в общежитии и Девятаев стал постигать азы новой науки.
Михаил Девятаев с женой. Источник изображения: fotoload.ru
Воевал летчик истребитель Девятаев геройски. Уже 24 июня 1941 года он сбил над Минском фашистский бомбардировщик «Юнкерс-87». За подвиг был награжден орденом Красного Знамени.
10 сентября 1941 года лейтенант Девятаев сбил еще один немецкий самолет (Ю-88), 24 сентября 1941 года Девятаев сбивает еще один немецкий истребитель, но пулеметная очередь противника прошила кабину советского пилота.
В воздушном бою Девятаев ранен, попал в госпиталь. После излечения был определен в тихоходную авиацию, где служил до тех пор, пока в 1944 году не встретил знаменитого героя Покрышкина (по другой версии, бывшего командира полка) и не напросился снова в истребительную авиацию. Просьба его была удовлетворена.
13 июля 1944 года в воздушном бою гвардии старший лейтенант Девятаев сбивает еще один самолет противника (всего за 180 боевых вылетов летчик сбил 10 самолетов противника). Но при этом был сбит и сам. На парашюте приземлился на территорию противника, (со слов Девятаева, в бессознательном состоянии) был взят в плен.
Плен. Лагерь. И вот тут есть некоторые странности. Со слов биографов Девятаева, Михаил, с группой пленных советских летчиков, пытался совершить побег. Но беглецы изловили, а Девятаева от гибели спас лишь тот факт, что тюремный парикмахер перешил на его робе номерной знак, который принадлежал другому узнику (ранее выбывшему Степану Никитенко).
Вы можете представить себе картину, в которой гитлеровцы оттягивают разбирательство с русскими пленными, совершившими побег?
А потом НЕ находят одного из пойманных беглецов, потому что ему перешили номер на робе?
По свидетельству многих очевидцев, с беглецами расправлялись без суда и следствия. Не церемонились.
А в этом случае просто рaccтреляли бы весь барак. Или каждого третьего, методом указания пальца старшего офицера СС.
В следующий (штрафной) лагерь Заксенхаузен Девятаев прибывает под своей фамилией, Девятаев. Именно она и зафиксирована в учетной карточке под номером 11024.
Это документ, а НЕ домысел, поэтому версию со Степаном Никитенко отбрасываем.
Из Заксенхаузена наиболее крепких заключенных переправили в лагерь Карлсхаген 1, для работ на соседнем военном аэродроме (Пенемюнде) (рядом находился и немецкий секретный полигон по работе с ракетами ФАУ).
Заключенный Девятаев с товарищами привлекался на аэродромных работах. И мечтал совершить побег, угнав один из немецких бомбардировщиков, стоявших в ангарах аэродрома.
Девятаев не имел опыта управления этим типом самолета. С его слов, он изучал немецкие таблички на разбитых приборах, когда с группой военнопленных убирался на свалке при аэродроме. Также, по словам Михаила Петровича, он подсмотрел последовательность действий пилота по запуску двигателя, когда счищал снег с крыльев немецкого бомбардировщика.
Охрана аэродрома была значительно ослаблена. Все сильные и крепкие мужчины воевали на фронте. В тылу оставались лишь ослабленные и не годные к строевой немцы. Но узники, бывшие советские военнопленные, были ослаблены и истощены еще больше (они едва передвигали ноги).
По госпитальной справке, выданной позже, Девятаев весил 38 кг.
8 февраля 1945 года Михаил Девятаев и группа его товарищей, советских военнопленных, обезвредили охранника железным прутом, и захватили самолет. А потом обнаружилось отсутствие аккумуляторов в кабине. И это был почти провал. Самолет не мог взлететь. Его даже запустить не получилось.
От отчаяния у Девятаева отказали ноги, он пополз к люку и прокричал, чтобы остальные срочно искали аккумуляторы. Повезло. Товарищи нашли аэродромную аккумуляторную тележку, служащую для быстрого запуска двигателей и подкатили ее к самолету. Только с ее помощью удалось завестись.
Девятаеву удалось выполнить правильную последовательность действий, он прогрел двигатель, вырулил на взлетную полосу, самолет разбежался.
А вот поднять Хейнхель в воздух сразу не удалось. Просто не хватило сил.
Шло время обеда. Лет.состав люфтваффе, обслуга и рота охраны трапезничали. Никому и в голову не пришло глянуть на взлетную полосу, на которой совершал странные маневры бомбардировщик.
He-111 разворачивается на взлетной полосе и идет в разгон в противоположную сторону. В этот раз на штурвал навалились все, кто был в кабине.
Общими усилиями получилось взлететь.
Немцы не сразу обнаружили пропажу. За беглецами была послана погоня, но поздно. Немецкий летчик Гюнтер Хобом не сумел догнать одинокий «Хейнхель», под управлением русских.
Девятаев не сумел включить приборы навигации (не разобрался). Летел по Солнцу, в направлении востока. Михаил Петрович не сумел убрать шасси и весь путь самолет летел с выпущенными шасси.
Вспоминает Михаил Мамай, который беседовал с М. Девятаевым позже, уже в мирное время:
Но немец просто отвалил и помчался догонять свою группу...»
Немецкому бомбардировщику, управляемому Девятаевым, удалось пересечь линию фронта. Фронтовая зенитная советская артиллерия обстреляла немецкий самолет и беглецам пришлось совершить жесткую посадку в районе польской деревни Голина, где дислоцировались артиллерийские части Красной армии.
Когда красноармейцы подбежали к немецкому самолету и увидели заключенных в полосатой робе, их удивлению не было предела. Истощенных советских заключенных (офицеры Девятаев, Кривоногов и Емец, красноармейцы Соколов, Кутергин, Урбанович, Сердюков, Олейник, Адамов, Немченко) повели в госпиталь. Позже Девятаев и товарищи были переданы в армейский отдел СМЕРШ для дальнейшего разбирательства.
М.Девятаев вспоминает:
После побега мною, моими друзьями по экипажу особо не восторгались. Скорее наоборот. Мы подверглись довольно жестокой проверке. Длительной и унизительной.
Из протокола допроса И.Кривоногова:
Аэродром был большой. На нём в основном проходили испытания новых моделей самолётов и летающих снарядов «Фау-1», «Фау-2», были самолёты «Хе-111», «Ю-88», «До-217», истребители «Фокке-Вульф», реактивные истребители… Самолётов на аэродроме было штук 30…
Из протокола допроса М.Девятаева:
…я с командой в количестве 500 человек был направлен на остров Неер в г. Свинемюнде, что севернее г. Берлина примерно в 200 км, для работы на аэродроме…
Из рапорта начальника отдела СМЕРШ 61-й армии полковника Мандральского (гриф Сов.секретно):
Допросы задержанных ведём в направлении изобличения их принадлежности к разведывательным органам противника. Наибольший интерес из числа прилетевших представляет лётчик, пилотировавший «Хейнкель-111», Девятаев.
Красноармейцев после проверки отправили на фронт. Офицеры оставались на спецпроверке до конца войны. Изобличить бывших военнопленных контрразведке не удалось.
Существует множество досужих версий газетчиков о том, что Девятаев принимал какое-либо участие в работе советских ученых над захваченными образцами гитлеровских ФАУ.
Но открытых документальных данных об этом нет.
Кроме признания Девятаева в 2002 году:
Из центрального советского концлагеря меня привезли на остров Узедом, и 12-14 сентября 1945 года я попал в распоряжение Сергея Павловича Сергеева (как позже выяснилось, Королёва). На острове был ракетный институт Вернера фон Брауна. Мы с Королёвым осматривали ракеты «Фау-2″...
Доподлинно известно, что в ноябре 1945 года гвардии старший лейтенант ВВС Михаил Девятаев был уволен в запас (сведений о его нахождении в советских концлагерях нет, ни приговора, ни срока).
В мирной жизни ему пришлось не сладко. В личном деле Девятаева фигурировали отметки о нахождении в немецком плену, на работу никуда не брали.
Несколько лет пришлось работать докером (грузчиком) в порту.
И только в 1949 году Девятаеву удалось вернуться в речной флот.
Зато доверили «Метеор» и «Ракету», катера на подводных крыльях.
Ходил Девятаев по маршруту «Казань-Горький».
В конце пятидесятых годов, после развенчания культа личности Сталина, стране требовались новые герои. Была проведена большая работа по изысканию тех, кто пострадал невинно и не был награжден за свои подвиги в годы войны.
Журналист «Советской Татарии» Ян Винецкий искал материал по бывшим военнопленным в военкомате г.Казани и случайно узнал историю побега Девятаева с товарищами.
Журналист узнал домашний адрес Девятаева, разыскал Михаила Петровича, и вскоре по мотива разговора написал большую статью.
Ян Винецкий, Михаил Девятаев и Николай Стуриков (автор книги о подвиге Девятева «Сотый шанс» Источник: http://rt-online.ru/kak-lyotchik-lyotchiku/
Статья возымела ошеломительный успех. Девятаева вызвали в Москву, к министру речного флота. Министру история Михаила Петровича понравилась, он доложил о ней в Президиум ЦК КПСС. Официальные инстанции пришли в движение.
А 15 августа 1957 году Михаилу Девятаеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Заслуженно!
К сожалению, не все его товарищи дожили до светлого дня Победы.
На территории фашистской Германии шли тяжелые бои.
Ничего удивительного.
На яндексе черпают инфу только ээээ. неприлично, не буду.
Вот тут почитайте, как на действительно дело было и почему Девятаева (Никитенко) отправили работать в эту команду.
до германии по частям добирался? )))
За весь период своей деятельности организация «Молодая гвардия» выпустила и распространила в городе Краснодоне более пяти тысяч антифашистских листовок
В ночь на 7 ноября 1942 года, в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, молодогвардейцы водрузили восемь красных флагов
В ночь с 5 на 6 декабря 1942 года, в День Конституции СССР, молодогвардейцы устроили поджог здания немецкой биржи труда
это полный перечень того что сделала подпольная организация.
6 участников стали героями СССР
3 участника «Молодой гвардии» награждены орденом Красного Знамени, 35 — орденом Отечественной войны I степени, 6 — орденом Красной Звезды, 66 — медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1960 года молодогвардеец Виктор Третьякевич посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.
вот такова история поджога сарая в котором размещалась биржа труда.
Кашмар Гайдпаркa # ответила на комментарий evgenii_dushakov 3 июня 2021, 16:54 весной 1943 года в Краснодон направляют специальную государственную комиссию ЦК ВЛКСМ для сбора материалов о возникновении и деятельности «Молодой гвардии». Впоследствии для исследования деятельности «Молодой гвардии» не раз создавались специальные комиссии, на различных уровнях всесторонне исследовавшие деятельность как самой «Молодой гвардии»,
Написанная в 1961 году участником Великой Отечественной войны, собственным корреспондентом и первым заместителем главного редактора газеты «Комсомольская правда» Кимом Прокофьевичем Костенко по материалам судебного следствия над изменником Родины Василием Подтынным, служившим во время войны заместителем начальника краснодонской полиции, документальная повесть «Это было в Краснодоне» (ID 4257570) пролила свет на многие долго остававшиеся неизвестными обстоятельства трагической гибели отважных молодогвардейцев.
В частности, на основе изученных секретных документов из архивов КГБ СССР Ким Костенко выяснил, что первым комиссаром «Молодой гвардии», сплотившим вокруг себя комсомольцев, был не Олег Кошевой, а Виктор Третьякевич.