Кто такой директор дивизиона

Что такое дивизионная структура управления: разбираемся

Узнайте, зачем крупные предприятия делят на подразделения

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

Дивизионная структура управления — это структура управления предприятием, в которой управленческие функции распределены по отдельным направлениям, продуктам или услугам, которые предоставляет компания.

Содержание

Основная задача дивизионной структуры управления компанией — это создание сбалансированной комбинации централизованного и децентрализованного управления. Такая система подразумевает разделение деятельности предприятия на крупные автономные производственно-хозяйственные подразделения. Каждое подразделение имеет полномочия принимать самостоятельные решения в рамках своей зоны ответственности. Вопросы, которые касаются предприятия в целом, руководитель подразделения согласовывает с высшим руководством компании.

Давайте узнаем, зачем нужно использовать такой подход в управлении предприятием.

Преимущества и недостатки дивизионной структуры управления

Такая структура управления имеет следующие плюсы:

Дивизионная структура управления имеет и некоторые недостатки:

Давайте узнаем, по каким принципам разделяют такую структуру управления.

Виды дивизионной структуры управления

Предприятие делят на подразделения по следующим критериям.

Поздравляем, теперь вы знаете, что такое дивизионная структура управления, ознакомились с ее плюсами и минусами.

Также искали с «Дивизионная структура управления»

Оценка: 4 / 5 (5)

Источник

Дивизиональная структура управления

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

Дивизиональная структура управления

Именно дивизиональная структура управления лучше всего подходит для многопрофильных предприятий и многопроектных компаний. В этой статье мы объясняем почему, а также рассказываем, в чём особенности такой структуры.

Понятие дивизиональной структуры управления

Дивизиональной называется такая организационная структура, в рамках которой создаются автономные подразделения, или дивизионы. Их руководство самостоятельно планирует свою работу, решает текущие вопросы и отвечает за результаты своей деятельности и за получение прибыли. При этом все дивизионы подчинены общему руководству компании, хоть это и не умаляет их производственной самостоятельности, ответственности. Однако это уменьшает нагрузку на высший организационный уровень.

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

Стоит отметить, что дивизионная структура управления применяется относительно недавно. Предпосылки к её появлению возникли в начале ХХ века, когда рыночные отношения получили бурное развитие, а производственные процессы стали усложняться. В таких условиях большие предприятия начали наделять свои подразделения определёнными полномочиями по планированию и ведению работы. Благодаря этому сами руководители предприятий могли уделить больше времени продумыванию стратегии развития, инвестиционной политике и т. д.

Впервые дивизиональную организационную структуру управления использовала корпорация «General Motors» в 1920-хх гг. Спустя 30–40 лет модель стали перенимать на Западе, и примерно в 1980-е гг. она стала популярна среди большинства крупнейших компаний мира. Прежде всего, это объясняется тем, что такая структура является одной из самых лучших структур, базирующихся на иерархическом типе.

Принципы структуризации компании по дивизионам

Отделения обычно создаются по одному из критериев.

В качестве примера компании с дивизиональной структурой управления можно считать «Microsoft». У корпорации несколько подразделений, каждое из которых ориентировано на производство отдельного типа продукции или обслуживание определённой группы покупателей. Отдельно есть исследовательский дивизион, который отвечает за ведение разработок, призванных помочь в ведении деятельности всем остальным подразделениям.

При этом у каждого дивизиона есть руководство, которое принимает важные для него управленческие решения: поиск партнёров, использование бюджета и пр. В то же время глобальные вопросы решаются в штаб-квартире корпорации.

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

Особенности такой структуры

Анализируя эту модель, можно выделить её преимущества:

Но есть у структуры и недостатки. Прежде всего, это увеличение трат на функционирование, поскольку каждый дивизион следует укомплектовать нужными специалистами, в частности управленческим аппаратом. Кроме того, следует позаботиться о производственных мощностях, помещениях для разных отделений.

Наконец, если сами подразделения небольшие, это может сказываться на профессиональном развитии сотрудников. А внутри самих дивизионов могут наблюдаться недостатки, свойственные компаниям с линейно-функциональными структурами управления, в частности большая нагрузка на руководителя.

Типы дивизиональных структур

В зависимости от принципа структуризации по дивизионам выделяют несколько типов структур.

Ниже на схеме изображена дивизиональная структура управления с дивизионами, структурированными по продуктовому признаку и работающими на международный рынок.

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

Интересно, что иногда выделяют ещё и гибридную структуру: это когда создаются дивизионы для производства определённых продуктов на определённых территориях. Такой вариант часто используют американские транснациональные корпорации, чтобы минимизировать недостатки отдельных видов структур управления.

Использование дивизиональной структуры на практике

Учитывая особенности, которыми характеризуется дивизиональная структура управления, её применение целесообразно в случаях, когда:

Наконец, создавать отдельные подразделения есть смысл и тогда, когда нужно оптимизировать расходы на логистику.

Выводы

Как и каждая модель, дивизиональная структура имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому, прежде чем использовать её, их необходимо тщательно изучить. Впоследствии это позволит убедиться, что такая система действительно поможет бизнесу извлечь из неё пользу для его развития.

Источник

Дивизиональная структура управления

Что такое дивизиональная структура управления

Широко распространенные ранее линейно-функциональные структуры сегодня можно наблюдать лишь в небольших организациях. Крупные компании чаще делают выбор в пользу дивизионального типа. Поэтому в теоретических материалах ему уделяется особе внимание.

Дивизиональная структура — система, при которой компания делится на департаменты или дивизионы.

Каждый из дивизионов рассчитан на определенный целевой рынок, имеет значительную автономию от центрального офиса, может самостоятельно принимать решения по текущим оперативным вопросам. При этом выбор стратегических направлений для компании в целом остается прерогативой головного органа управления.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Типы структур

Разделение предприятия на дивизионы выполняется в соответствии с особенностями производимой продукции, по географическому расположению либо в зависимости от целевой аудитории.

Можно выделить три типа структур:

По мере развития и разрастания большие компании превращаются в международные дивизиональные структуры, а затем — в глобальные. Обычно такие организации отличаются ориентацией на международный рынок, приуменьшением значимости операций, проводимых в рамках национального рынка.

Как строятся организационные структуры

Дивизионально-продуктовые

Каждый тип имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Так, в дивизионально-продуктовой структуре ответственным за основной продукт назначается руководитель дивизиона. Управляющие всех служб предприятия находятся у него в подчинении, обязаны вовремя предоставлять сгенерированную их подразделениями информацию по продукту.

Плюсом структуры является возможность быстрой реакции, минусом — дублирование видов работ, создание однотипных функциональных подразделений в каждом дивизионе.

Дивизионально-региональные

В компании, поделенной на дивизионы по территориальному признаку, складывается другая ситуация. Эта структура облегчает учет особенностей местного законодательства, соблюдение обычаев, анализ социально-экономической среды региона. Ее преимущество — обоснованность дублирования функциональных подразделений, недостаток — консервативность, основанная на специфике местности.

Ориентированные на потребителя

Структуры, ориентированные на потребителя, создают подразделения вокруг отдельных целевых групп. Достоинством типа является способность удовлетворять запросы конкретного потребителя на высоком уровне. Недостатком — то же дублирование работ, что наблюдается в дивизионально-продуктовой структуре.

Ярким примером ориентированной на потребителя структуры являются большие издательства. Они имеют отделения, занимающиеся выпуском книг для детей, учебников, научной или художественной литературы.

Преимущества дивизиональных структур

Если сравнить дивизиональную структуру любого типа с классической линейно-функциональной версией, можно выделить следующие преимущества:

Кроме того, в таких организациях наблюдается развитие широты мышления руководителей отдельных департаментов, повышение гибкости, адаптивности менеджмента.

Недостатки дивизиональных структур

Вне зависимости от разновидности, дивизиональные структуры имеют и свои недостатки. К ним относятся:

В качестве значимого недостатка экономисты выделяют затруднение вертикального контроля, возникающее из-за сложной иерархии внутри самих дивизионов.

В каких условиях лучше использовать дивизиональную структуру управления

Наиболее эффективным считается внедрение дивизиональной структуры в крупных компаниях, реализующих объемные производственные, хозяйственные проекты. За такой тип организации могут выступать руководители предприятий с широкой номенклатурой продукции, а также управляющие организаций с диверсифицированным производством.

В последние годы наблюдается рост компаний, внедряющих принципиально новые типы организационных структур, экспериментирующих с комбинациями уже известных. В связи с этим в скором времени можно будет говорить о дивизиональном типе не как о самостоятельной разновидности, а как о составляющей системы нового типа.

Источник

Особенности организационных структур дивизионного типа

Содержание

Организационная структура

Распределение задач между подразделениями и должностными лицами, распределение полномочий и ответственности должны оставаться стабильными на протяжении некоторого времени, чтобы обеспечивать воспроизводство и поддержание стратегии. Поэтому структура задаёт статические системные свойства управления предприятием.

В тех случаях, когда меняется стратегия, или структура признаётся неэффективной с точки зрения задач стратегии или экономичности, происходит реорганизация. Реорганизация может менять принцип построения структуры и носить глобальный для предприятия характер, так и решать локальные проблемы отдельных подразделений и их взаимоотношений. Любая реорганизация должна способствовать повышению упорядоченности и эффективности структуры. Что, к сожалению, бывает не всегда.

Одновременно структура постоянно подвергается своего рода деградации и коррозии, неоправданно упрощающей и размывающей распределение задач, полномочий и ответственности. Тем самым параллельно с процессом организации и повышения эффективности в структуре происходит процесс дезорганизации и разрушения. Поэтому любая формальная организационная структура всегда отличается от фактической структуры. И любая реорганизация требует анализа как формальной структуры, так и фактической, и их сопоставления.

Возникновение структур дивизионного типа

В начале прошлого века в связи с усложнением производственных процессов и развитием рыночных отношений возникла необходимость в новых способах управления. Крупные компании начали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством обязанность заниматься стратегиями развития, научно- исследовательскими разработками, финансовой и инвестиционной политикой и т.д. Так появилась новая разновидность модели иерархического типа – дивизиональная (дивизионная) структура управления.

Впервые дивизионные структуры управления стали применяться в конце 20-х годов ХХ века на предприятиях General Motors, в 60-70-е годы они получили распространение на Западе, а к середине 80-х годов, по разным оценкам, 95% компаний из числа самых крупных в мире стали использовать эту модель управления на своих предприятиях.

Особенности структуры

Дивизионная система управления включает в себя крупные автономные производственно-хозяйственные подразделения (дивизионы), имеющие оперативно-производственную самостоятельность и несущие ответственность за получение прибыли.

Понятие дивизиональной структуры пришло из армии, как и многие понятия теории управления. Особенностью дивизии, как армейского подразделения, является наличие в нём набора подразделений, относящихся к разным родам войск. Также и в дивизиональной организационной структуре в каждом дивизионе присутствует набор разных функциональных подразделений: НИОКР, производство, маркетинг, финансы, МТС, кадры и т.д., позволяющих каждому дивизиону вести самостоятельную хозяйственную деятельность и являться центром прибыли.

Главная идея дивизионной системы – отделить оперативный уровень управления от стратегического путем перераспределения двух составляющих содержания управления: ответственности и полномочий. Для этого дивизионам предоставляется хозяйственная и автономная самостоятельность и возлагается ответственность за производство и сбыт продукции. Ответственность и полномочия в дивизионной системе переходят от руководителей централизованных функциональных подразделений организации к руководителям дивизионов, что дает возможность высшему руководству сосредоточиться на решении стратегических задач.

Типы структуры

Дивизионная система управления является следствием усложнения организаций в плане производимого продукта, дифференциации потребителя и географии деятельности. Это стало основанием для создания трех основных типов дивизионных структур управления: продуктовой, потребительской и региональной. Существует также смешанная дивизионная структура управления, которая сочетает в себе элементы трех основных типов.

Дивизионная продуктовая структура управления занимается вопросами производства продукта: технологией изготовления, закупкой и транспортировкой сырья, хранение готовой продукции и т.д. В большой компании, производящей большое количество разных продуктов, ответственность за выпуск каждого из них возлагается на определенный дивизион, а руководители центральных подразделений переходят в частичное подчинение к руководителям дивизионов, поскольку дивизион представляет собой центр прибыли.

Дивизионная потребительская структура управления группируется вокруг определенных типов потребителей. Так, например, в банках это могут быть индивидуальные клиенты, корпоративные клиенты, другие банки, прочие финансовые учреждения.

Дивизионная региональная структура управления используется в том случае, когда управлять деятельностью организации из единого центра сложно из-за того, что деятельность компании происходит в регионах, значительно отличающихся друг от друга по территории, традициям, языку и т.д.

В российской практике дивизиональная структура является актуальной моделью, ее часто называют «внутренним холдингом». Введение такой модели оказалось современным и правильным решением, поскольку это помогло устранить многие противоречия, оставшиеся от ранее использовавшихся «советских» систем управления. В данном случае дивизионная структура разбивает сложную неповоротливую организацию на отдельные блоки, в которых на ином уровне и быстрее решаются локальные задачи.

Дивизиональная (дивизионная) структура управления предприятия

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

Преимущества и недостатки структуры

Преимуществами дивизионной структуры управления можно считать:

— отделение оперативного управления от стратегического, что дает менеджменту возможность сконцентрироваться на стратегическом управлении;
— упрощается иерархия наверху организационной пирамиды;
— у дивизионов появляется возможность сконцентрироваться на продукте, потребителе или регионе, что позволяет приблизить сложную организацию к ее внешней среде;
— дивизионы ориентируются на результат вследствие четкого осознания особенностей продукта, потребителя или региона;
— улучшаются коммуникации внутри дивизиона;
— появляется возможность личного роста руководителей дивизионов вследствие расширения меры их ответственности и полномочий.

Но в то же время критики отмечают противоречивость дивизионной структуры управления и указывают на ее довольно серьезные недостатки:

— упрощение иерархии наверху организационной пирамиды является теоретическим допущением, но на практике приводит к усложнению иерархии вследствие создания промежуточных уровней менеджмента для координации работы дивизионов;
— возможность возникновения конфликта целей высшего менеджмента и дивизионов, так как интересы высшего руководства и дивизионов никогда не совпадают;
— возможность возникновения конфликтов между дивизионами, особенно в случае дефицита ресурсов, которые распределяются централизованно;
— в организации ослабляются горизонтальные связи, и деятельность дивизионов координируется только вертикально, т.е. высшим менеджментом;
— увеличение издержек на менеджмент, которые возникают вследствие увеличения численности управленческого персонала в дивизионах, дублирования одних и тех же функций в разных дивизионах, общего повышения затрат на содержание управления;
— усложнение иерархии внутри дивизиона, поскольку расширяется число его функций и полномочий;
— ограничение личного роста специалистов внутри дивизионов.

Ссылки

Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник

Дивизиональная структура управления предприятием

Дивизиональная структура управления представляет собой структуру, которая основывается на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений, а также уровней управления, которые им соответствуют, с предоставлением таким подразделениям полной самостоятельности в проведении операций. Помимо этого, подразделения переносятся на этот уровень ответственности для того, чтобы увеличивать прибыль.

Особенности структуры

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

На сегодняшний день дивизиональная структура управления считается наиболее совершенной разновидностью современных организационных структур, которые преследуют иерархическую систему работы. Такие структуры характеризуются тем, что руководители отличаются полной ответственностью за результаты деятельности тех подразделений, которые они возглавляют. В связи с этим самое важное место в компании, которой используется дивизиональная структура управления, занимает не тот человек, который руководит функциональным подразделением, а те люди, которые курируют отделения производства.

Какие бывают виды?

Структуризация компании по отдельным дивизионам осуществляется по одному из трех основных принципов. В частности, по продуктовому принципу осуществляется с учетом особенностей выпускаемой товарной продукции или же услуг, в зависимости от ориентации на того или иного потребителя, а также по региональному принципу в зависимости от того, какую именно территорию обслуживает данная компания.

В связи с этим существует три основных вида, на которые подразделяется дивизиональная структура управления:

Дивизионально-продуктивная

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

Такая дивизиональная структура управления предприятием предусматривает передачу всех полномочий специалистов, связанных с руководством сферой производства и сбыта определенной товарной продукции или же услуги конкретно одному человеку, который становится ответственным за всю линейку продукции. Все остальные руководители функциональных служб уже, в свою очередь, будут предоставлять детальную отчетность перед управляющим по данному продукту.

Компании, в которых используется такая структура, смогут быстрее реагировать на какие-либо корректировки в условиях конкуренции, а также внедрении новых технологий и изменении покупательского спроса. Работа по производству того или иного товара курируется одним человеком, в связи с чем обеспечивается улучшение координации работы всех сотрудников.

Возможным недостатком такой структуры является то, что присутствует большее количество затрат, так как одни и те же виды работ используются для разных видов продукции. В каждом отдельном продуктовом отделении формируются собственные функциональные дивизионы.

Организационная

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

Дивизиональная организационная структура управления, которая ориентирована непосредственно на клиента, предусматривает группировку подразделения вокруг определенных групп клиентов. Целью данной структуры является полноценное удовлетворение потребностей со стороны конкретных потребителей так же идеально, как это делает компания, которая обслуживает только одну группу людей.

Таким образом, дивизиональная организационная структура управления предусматривает максимальную эффективность и индивидуальный подход к каждому отдельному клиенту для достижения предельно высокого результата и развития прибыльности компании.

Дивизионально-региональная

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

Если деятельность компании распространяется на несколько регионов, но при этом в каждом из них нужно использовать индивидуальную стратегию, то в таком случае лучше всего, чтобы использовать дивизиональная структура, которая основывается на территориальном принципе.

Когда используется такая дивизиональная структура управления организации, все сотрудники в определенном регионе подчиняются одному руководителю, который уже несет, в свою очередь, непосредственную ответственность перед высшим руководящим составом компании. Такая структура позволяет значительно упростить решение различных проблем, которые могут быть связаны с местными обычаями, особенностями действующего законодательства и, конечно же, социально-экономической среды. Территориальное деление позволяет подготовить также управленческий персонал отделений непосредственно на месте работы.

Конкретные структуры

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

Есть несколько конкретных технологий, которые активно используются компаниями на действующем рынке, при этом своими преимуществами и недостатками отличается каждая отдельная дивизиональная структура управления. Пример таких структур вы увидите далее, рекомендуется ознакомиться со всеми и выбрать наиболее оптимальную для себя в соответствии с потребностями и особенностями работы компании.

Глобально-ориентированная продуктовая структура

Такая структура основывается на дивизиональной структуре, в которой подразделения распределяются по продуктовому признаку, и при этом каждое из них по отдельности функционирует на всем мировом рынке. Использование такой структуры является достаточно распространенным явлением среди компаний с сильно диверсифицированной продукцией, то есть теми товарами, которые значительно различаются между собой по используемой технологии производства, технологиям маркетинга, а также каналам реализации и еще целому ряду других признаков.

В первую очередь такая дивизионально-функциональная структура управления используется в тех компаниях, для которых различия между несколькими выпускаемыми продуктами являются более важными по сравнению с различиями между разнообразными территориями, в которых осуществляется реализация данной продукции. Такой вид структур обеспечивает более эффективную международную ориентацию компании, но в то же время для него является характерной более низкая координация между отдельными подразделениями, а также увеличение дублирования их деятельности. Таким образом, здесь есть преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления, поэтому ее использование может осуществляться далеко не во всех ситуациях.

Глобально-ориентированная региональная структура

В данном случае также используется в качестве основы дивизиональная структура, но в то же время присутствует географический принцип построения. При этом стоит отметить, что в данном случае национальный рынок рассматривается руководством в качестве одного из региональных подразделений. Наиболее актуальным является использование данного формата структур со стороны тех компаний, для которых уже более важны именно региональные различия между клиентами, чем различия в выпускаемой продукции. В преимущественном большинстве случаев использование таких систем встречается в сферах, в которых технологически медленно изменяется продукция, таких как автомобильное производство, нефтепродукты и множестве других.

К преимуществам, которыми отличается такая система, можно отнести то, что здесь присутствует максимально тесная взаимосвязь между несколькими географическими регионами, а также достигается максимально возможная координация деятельности в их рамках. Недостатками же является довольно слабая координация работы отдельных подразделений, а также дублирование работы.

Смешанная структура

В такой системе, параллельно с акцентом на какой-то определенный продукт, добавляются также связи функционального и территориального типа. Такой формат структур появился в связи с тем, что каждая отдельная из вышеперечисленных структур имеет как свои преимущества, так и недостатки, которые значительно ограничивали возможности их применения, и не существует такой дивизиональный тип структуры управления, который можно было бы назвать идеальным. Организационная структура должна выстраиваться в полном соответствии с конкретными условиями работы компании. Такие условия у достаточно крупных объектов являются довольно сложными и разнообразными. Им не может соответствовать ни одна организационная структура, выполненная в первоначальном виде.

В последнее время использование смешанной системы является достаточно распространенным явлением в различных компаниях, которые функционируют на территории США.

В чем преимущества и недостатки всех таких систем?

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

Учитывая всю изложенную выше информацию, можно выделить следующие минусы и достоинства дивизиональной структуры управления.

Преимущества

Недостатки

Что выбрать?

Кто такой директор дивизиона. Смотреть фото Кто такой директор дивизиона. Смотреть картинку Кто такой директор дивизиона. Картинка про Кто такой директор дивизиона. Фото Кто такой директор дивизиона

В качестве наиболее развитых дивизиональных структур управления на сегодняшний день можно выделить те системы, которые основываются на использовании стратегических единиц бизнеса. Использование такой структуры часто встречается в компаниях, у которых есть большое количество самостоятельных подразделений, являющихся достаточно близкими друг к другу по профилю деятельности. В данном случае для того, чтобы скоординировать их между собой, используются специализированные промежуточные управленческие органы, которые размещаются между высшим руководством и отделениями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *