Кто такой дирижер для детей
Кто такой дирижер?
Дирижером называют человека, который управляет игрой оркестра или ансамбля, пением хора или оперной труппы. С первого взгляда может показаться, что дирижер абсолютно ничего не делает, только стоит и размахивает руками, а оркестр (или хор) исполняют музыку сами, на самом деле все не так. От дирижера зависит то, как будет исполнена музыка. Благодаря ему все инструменты оркестра вступают и заканчивают играть вместе, дирижер показывает, в какой динамике следует играть ту или иную часть произведения, он показывает вступления отдельных групп инструментов.
Перед дирижером на специальной подставке (пульте или пюпитре) лежит партитура, где расписаны партии каждого инструмента оркестра.
Инструмент дирижера
У дирижеров оркестра в руках находится специальный инструмент (дирижерская палочка). Этот инструмент был не всегда, создал его великий дирижер Л. Шпор только в 19 веке. До этого времени в руках у дирижера находилась довольно большая и увесистая палка, которой он стучал по сцене, отбивая ритм. Оркестр ориентировался на стук и не сбивался с ритма и темпа. Кроме того, дирижер стоял спиной к музыкантам, а лицом к зрительному залу. В то время концертные залы посещали только самые знатные люди, поэтому поворачиваться к ним спиной считалось крайне неприличным и неуважительным. Все изменилось в начале 19 века.
Реформа дирижирования
Великий музыкант, исполнитель и дирижер Р. Вагнер, на премьере своего произведения повернулся лицом к оркестру (в этот день он держал в руках дирижерскую палочку, а не палку).
С этого момента искусство дирижирования стало развиваться, появилась целая система знаков, при помощи которых дирижер «давал указания» музыкантам. Крупнейшими дирижерами, которые развивали искусство дирижирования, были Вагнер, Лист, Берлиоз, Рахманинов. Зал был возмущен, этот поступок вызвал настоящий скандал, тем не менее, за Вагнером последовали все дирижеры, так как такое положение позволяло лучше управлять игрой музыкантов.
Конспект музыкального занятия «Дирижер — душа оркестра»
Вера Бутина
Конспект музыкального занятия «Дирижер — душа оркестра»
«ДИРИЖЕР – ДУША ОРКЕСТРА»
Бутина В. А., музыкальный руководитель, МБОУ «Паратунская СШ», группы дошкольного образования, с. Паратунка, Камчатский край
Цель: увлечь детей новыми познаниями, укреплять интерес; создать условия для стимула к дальнейшему стремлению ребенка к музыке; формировать потребность в музыкальных впечатлениях; развивать желание музицировать, самостоятельно выразительно пользоваться звуками, совершенствовать способы звукоизвлечения; развивать общие музыкальные способности.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (М. Р.).
Есть в Паратунке родной всем нам дом,
Легко и свободно живется нам в нем.
Ребята вприпрыжку туда все бегут,
И чудо, и радость от нас они ждут.
И вот чудо – к нам пришла посылка! Посмотрим от кого? (Читает, удивляется) От главного дирижера России! Открываем…. Дирижерская палочка! Вот это сюрприз! Вот это радость! Кто такой дирижер вы уже знаете, а настоящую его дирижерскую палочку еще не видели. Дирижерская палочка – это верная помощница дирижера. Рассказывают, когда замечательный русский композитор Александр Константинович Глазунов приехал в Англию, где должен был дирижировать оркестром, то, не зная английского языка, он выучил всего одну фразу. С ней он и обратился к музыкантам: «Господа, прошу вас сыграть то, что я нарисую концом этой палочки» (м. р. дирижирует в две, три, четыре четверти палочкой.) Дирижер – это душа оркестра.
Ребята, здесь письмо. Читаем?
«Дорогие ребята, я очень рад, что вы крепко дружите с музыкой. В подарок посылаю вам свою дирижерскую палочку. Она будет послушной в тех руках, у кого хороший музыкальный слух и кто справится с моими музыкальными заданиями. Ваш Главный дирижер».
Первое задание про музыкальные звуки:
Звуки разные бывают,
Их красиво сочетают.
Разгадай сплетенье звуков
Будет вам своя наука.
Музыкальный руководитель проводит игру со звуками, дети на слух определяют интервалы, аккорды, лад (Д7, тоника, Ум7., мажор, минор, терция, секунда, квинта)
К какому оркестру относится тот или иной инструмент?
Игра «Три оркестра» (народный, симфонический или духовой) Выбираются три дирижера, остальные дети собирают из картинок им оркестры. Потом все вместе анализируют.
Ритм за мной ты повтори,
Приготовься… раз, два, три.
Дети играют ритмами через дирижерскую палочку.
М. Р. Как вы сказали, оркестры разные бывают. А в каком оркестре мы играем? (в оркестре детских музыкальных инструментов)
Игра оркестром:
4. «Полька та-ра-рам», Б. Печерский.
5. «Итальянская полька», С. Рахманинов.
6. «Ливенская полька».
Музыкальный руководитель обыгрывает дирижерскую палочку. Самый лучший музыкант «дирижирует» оркестром, со сменой пьесы меняются и маленькие дирижеры.
Решение с детьми: записать видео с выступлением своего оркестра и послать Главному дирижеру страны, или тем, кому будет интересно на нас посмотреть и послушать
Фотоотчёт о том, как мы с ребятами ходили на концерт народного оркестра Не так давно мы с ребятами старшей и подготовительной группы ходили в Миасский Государственный колледж искусства и культуры (МГКИиК). Для.
«Музыкальные инструменты русского народного оркестра» Конспект музыкальной деятельности по слушанию музыки для детей подготовительной группы на тему: «Музыкальные инструменты русского народного.
Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Приобщение детей к истокам.
Конспект занятия «Вся семья вместе, так и душа на месте» Задачи: • Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата; • Дать детям новые понятия:.
Конспект занятия «Коли семья вместе, так и душа на месте» в старшей группе по развитию речи Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Коли семья вместе, так и душа на месте». Программное содержание: 1. формировать у.
Посещение Калининградского симфонического оркестра В воскресенье 3 марта к нам в город во Дворец культуры «Неман» приехал симфонический оркестр из г. Калининграда под управлением заслуженного.
Проектная деятельность музыкального руководителя «Инструменты симфонического оркестра» Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам.
Материал для презентации детского оркестра Материал может быть использован для презентации детского оркестра или на любом празднике перед выступлением оркестра. Дети с инструментами.
Конспект НОД «Труд дирижёра» (старший дошкольный возраст)
Земфира Хамзиновна Алексашина
Конспект НОД «Труд дирижёра» (старший дошкольный возраст)
Цель: Формирование системных знаний о трудовом процессе взрослых, как ценности общества.
1. Познакомить детей с содержанием профессионального труда «Дирижёра», со значимостью каждого компонента трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
2. Развитие интереса к трудовой деятельности взрослых, внимания, памяти, речи, активизация словаря.
3. Воспитание ценностного отношения к труду.
Материал. Билеты в театр; предметные картинки с изображением струнных, духовых, ударных музыкальных инструментов; план рассадки оркестра; картинка с изображением оркестра и дирижёра; видеозапись, аудиозапись выступления оркестра; «Модель структуры трудового процесса».
Предварительная работа. Знакомство детей с музыкальными инструментами на музыкальном занятии.
Ход занятия
Перед занятием проводится сюжетно-ролевая игра, в которой дети приобретают билеты в театр.
Занятие проводится в театральной студии детского сада.
Воспитатель. Ребята, сегодня я вас приглашаю в театр послушать музыку, в котором будет выступать оркестр под руководством известного дирижёра В. Спивакова. Рассаживайтесь на свои места, ряд и место указаны в ваших билетах. Пока музыканты готовятся к выступлению, я расскажу вам, чем же они занимаются в оркестре, и кто ими управляет.
В оркестре играют много музыкантов, и каждый играет на каком-либо музыкальном инструменте. Давайте мы сейчас их рассмотрим. (Дети рассматривают предметные картинки с изображением струнных, духовных, ударных музыкальных инструментов, называют их.)
Воспитатель. Перед выступлением оркестра музыканты в зависимости, на каких музыкальных инструментах они играют, рассаживаются на свои места. (Дети рассматривают план рассадки оркестра. Проводится беседа.)
Когда в оркестре музыканты играют на своих инструментах, то ими управляет дирижёр. Дирижёр стоит лицом к оркестру, потому что ему нужно хорошо видеть и слышать всех музыкантов.
В правой руке у него тонкая костяная палочка. Её называют дирижёрская палочка. Взмах дирижёрской палочкой показывает музыкантам, когда и кому нужно играть. От дирижера зависит темп музыки (быстрый или медленный). Он может «приказать» играть оркестру громко, очень громко, или тихо, едва слышно. Одним взмахом палочки он может поднять бурю и мгновенно успокоить её.
Перед музыкантами и дирижёром стоит подставка для нот, она называется пюпитр. На пюпитре лежит партитура – нотная запись оркестрового произведения. Музыканты смотрят в партитуру, чтобы не допустить ошибки, в звучании музыки. Дирижёр смотрит в партитуру и следит за игрой каждого музыканта.
Дирижёра можно назвать главным музыкантом оркестра.Не случайно говорят: «Я слушал дирижёра.», хотя сам дирижёр во время выступления ни на чём не играет.
Музыканты уже готовы играть. Давайте мы внимательно послушаем музыку и посмотрим, как дирижёр управляет своим оркестром.
(Просмотр видеозаписи выступления оркестра под руководством дирижёра В. Спивакова.)
(Затем воспитатель предлагает детям импровизацию игры в оркестр. Одному из детей дается роль «Дирижёра», остальным роль «музыкантов». «Музыканты» рассаживаются на свои места, включается аудиозапись выступления оркестра. Дети импровизируют.)
Воспитатель. Аплодисменты нашему оркестру! Уважаемые музыканты, расскажите нам, на каких музыкальных инструментах вы играли? Понравилось ли вам, как управлял оркестром дирижёр? (Ответы детей.)
Дирижёр (имя ребенка) понравилось ли тебе управлять оркестром? Почему? (Ответ ребенка.)
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами были в театре, много интересного узнали об оркестре и работе дирижёра и сейчас я предлагаю вам рассказать о труде «Дирижёра», опираясь на модель структуры трудового процесса. (Детям предлагается «Модель структуры трудового процесса», дети составляют рассказ, опираясь на модель.)
Воспитатель. Ребята, вам понравилось сегодня в театре?
Что понравилось? Почему?
Что не понравилось? Почему?
Что было бы, если бы не было дирижера в оркестре? (Ответы детей.)
Нетрадиционный подход в ознакомлении младших дошкольников с трудом взрослых. Форма работы «Творческая гостиная». Тема «Знакомство с профессией швея» Цель: расширять знания детей в целостном освоении трудового процесса – пошив перчаток (от постановки.
Создание педагогических условий для развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о создании хлеба Ведущая идея опыта – создание предметно-развивающей среды для формирования у детей представлений о процессе создания хлеба, пополнении методической.
Дирижер – это руководитель музыкального коллектива
Дирижер, в понимании обывателя, далекого от музыки, – это человек, стоящий спиной к зрителям и зачем-то размахивающий руками на выступлениях симфонического оркестра. Но люди искушенные понимают, что без его координирующих действий невозможно добиться слаженного звучания музыкального коллектива.
Итак, кто такой дирижер на самом деле. Формально это человек, который при помощи движений рук, пальцев и головы руководит репетициями и выступлениями группы музыкантов, а также доносит до них свое прочтение исполняемого музыкального произведения. А по сути, он объединяет творческую энергию всех оркестрантов и направляет ее в единое русло для реализации замысла композитора.
История профессии
Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.
В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.
Можно выделить два основных вида дирижирования:
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
На каких специальностях лучше учиться
Теперь рассмотрим вопрос, как стать дирижером. Для этого нужно получить высшее образование по одной из специальностей:
Чтобы поступить на эти направления, необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. Но основное и самое сложное – это пройти творческое и профессиональное испытание, а также собеседование.
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
Обязанности на работе
Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:
Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.
Кому подходит
На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:
Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:
Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.
К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.
Сколько получают
По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.
Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2018 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.
В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.
Как построить карьеру
Стать дирижеров весьма непросто, для этого нужно пройти длинный путь. Все начинается с обязательной музыкальной школы, после чего необходимо поступать либо в музыкальное училище, где можно стать только мастером по управлению хоровым коллективом, либо в высшее учебное заведение (консерватория, институт культуры или академия), дающее право управлять симфоническим оркестром.
Искать себе работу желательно уже со студенческой скамьи, подрабатывая по специальности в профессиональных коллективах, поскольку на сайтах трудоустройства вы таких вакансий не найдете. Большинство начинает свою деятельность в детских музыкальных школах, филармониях, провинциальных театрах. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, то есть перехода в более престижный коллектив, необходим талант, опыт, хорошее портфолио, положительные отзывы зрителей, настойчивость и везение.
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Автор: Алексей Кузнецов
План-конспект занятия «Дирижер и оркестр»
Тема занятия : «Дирижер и оркестр». Знакомство с понятиями оркестр и дирижер.
Цель: Знакомить детей с оркестром и дирижером. Продолжать знакомить детей с шумовыми инструментами. Создать условия для самостоятельной музыкальной импровизации. Игровое обучение совместному исполнению музыки.
учить детей понимать дирижерские жесты;
учить детей чувствовать партнера;
развивать способность слушать и наблюдать;
развивать способности детей к организованной игре в ансамбле, под управлением дирижера;
развивать творческое воображение и слуховую фантазию;
воспитывать интерес к музыке через игровое творчество и совместное исполнение.
Вид занятия: занятие – сказка.
Форма организации: групповое занятие.
«Паровоз-Букашка» муз. А. Ермолова, сл. А. Морозова
«Танец маленьких утят» муз. Т. Вернера;
«Турецкое рондо» В. А. Моцарт.
Дети заходят в музыкальный класс и садятся на скамеечки.
Педагог: Ребята, давайте поздороваемся нашей песенкой.
Упражнение для развития звуковысотного слуха «Здравствуйте».
Педагог: Ребята, у нас с вами сегодня интересное путешествие в сказку. Вы готовы ехать?
Педагог: Тогда становитесь все друг за другом и мы поедем на нашем паровозике.
Педагог: Ну что же, мы на месте. Садитесь на свои скамеечки и внимательно слушайте.
Педагог: В одном большом городе был магазин музыкальных инструментов. В магазине на полках стояли и лежали самые различные инструменты со всего мира. (Педагог демонстрирует инструменты). Днем инструменты сидя на своих полках очень скучали, потому что на них никто не играл. Зато ночью, когда продавец выключал свет, закрывал двери на ключ и уходил домой, в магазине начиналась настоящая дискотека под названием «Тарарм-шурум-бурум». Все инструменты спрыгивали со своих полок и начинали звенеть, шуметь, стучать, стараясь показать друг другу, кто лучше. А было это примерно так. (Педагог раздает детям инструменты).
Музыкальная импровизация «Дискотека»
Педагог: Но когда наступало утро все инструменты садились на свои полочки и как ни в чем не бывало продолжали скучать на своих местах…..
Однажды в магазин зашёл очень известный в городе дирижёр, который управлял большим оркестром. Кто из вас знает, что такое оркестр? А кто такой дирижер?
Педагог: Оркестр – это когда музыканты играют на разных музыкальных инструментах одну мелодию. А главный в оркестре – дирижёр, он держит в руках дирижёрскую палочку, управляет оркестром и показывает жестами какой инструмент будет играть, а какой молчать, когда громко играть, а когда тихо, быстро или медленно. Так вот, дирижёр пришел в магазин, чтобы купить новые инструменты для своего оркестра и пополнить его новыми звуками. Но инструментов было так много, что он даже растерялся и не знал, что ему выбрать. Тогда он решил познакомиться с каждым инструментом поближе и предложил показать, на что способен каждый инструмент, как он звучит, чтобы потом выбрать самый лучший. А как проходило его знакомство мы с вами сейчас узнаем. У вас в руках инструменты, до кого дотронется дирижёрская палочка, тот сыграет на своем инструменте и споет такие слова, например: «Здравствуйте, я барабан» и т. д.
Игра–импровизация «Музыкальное приветствие»
Педагог: Похвалив все инструменты дирижер предложил сыграть в интересную игру «Карусель».
Ритмическая игра на сохранение темпа и ритма «Карусель»
Дети стоят по кругу, у каждого в руке инструмент. Ребенок исполняет на своем инструменте только один звук – «бусинку». Дети играют строго по очереди, педагог дирижирует в центре круга, читая стих, при этом темп постепенно ускоряется.
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Вот и кончилась игра!
Педагог: Дирижер поблагодарил инструменты за хорошую игру и хороший звук, но он так и не смог выбрать лучшего, он решил купить все инструменты и пригласил их на репетицию оркестра.
С самого утра инструменты были уже на месте, они сели полукругом, как полагается сидеть в оркестре. Пришел дирижёр, он был строгий и сразу попросил тишины. Репетиция началась. Инструменты внимательно слушали и выполняли все команды дирижёра.
Игра с динамикой и жестами «Шорох и тишина»
Утром проснулся ветерок. (сделать едва заметное колебание пальцами)
И пошевелил травинку. (очень тихо)
Травинка задела соседние, (пошевелить пальцами более заметно)
И вот уже по лесу полетел легкий шорох.
Ветерок поднялся выше, (медленно поднять кисть верхней руки)
И вот уже задышали кусты. (отпускать руку в ритме дыхания, маленькое крещендо и диминуэндо)
Ветерку надоело сидеть внизу, (резко развести руки на большое расстояние вертикально)
И он залетел на самые верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю. (сделать энергичное тремоло кистями «очень громко»)
Но вдруг он снова решил пошутить, (резко сомкнуть ладони без движения)
Спрятался на земле под листочками и затих. (тишина, пауза,)
Потом ветерок решил забраться наверх постепенно, как по лесенке, (постепенное крещендо руками, разводя их)
Но добравшись до середины, упал. (полная тишина, конец)
Педагог: Репетиция прошла успешно и дирижёр пригласил всех сыграть в его оркестре.
Оркестр детских музыкальных инструментов «Турецкое рондо»
Педагог: Вот так и остались инструменты у дирижёра в оркестре т играют разные мелодии до сих пор.
3. Подведение итогов
Педагог: А что вы поняли из нашего занятия? Что такое оркестр? Кто главный в оркестре?
Педагог: Молодцы! А теперь как всегда попрощаемся нашей песенкой.
Список источников и литературы
Ветлугина И. Музыкальные занятия в детском саду /Ветлугина И. Дзержинская И., Комисарова Л. – Москва: Просвещение, 1984. – 208 с.
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.– Москва мозаика – синтез, 2005.
Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая, и подготовительная группа [Текст] / М.А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2006. – 240 с.
Лунева Т.А. Музыкальные занятия. Разработки и тематическое планирование. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.
Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом или полет в другое измерение. Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения. – СПб. : Издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 68 с.
Тютюнникова Т. Уроки музыки система обучения К.Орфа. – Москва: ООО АСТ, 2001. – 94 с.