Кто такой добчинский и бобчинский в ревизоре
Сходства персонажей
Персонажей комедии Гоголя объединяют не только похожие фамилии. Их имя и отчество одинаковые: их обоих зовут Иван Петрович. Такой прием использован писателем для придания еще большего комического эффекта. Чтобы еще больше усилить его, приводится описание, согласно которому эти двое еще и похожи друг на друга внешне. Вот в чем проявляются сходства героев:
Наконец, Бобчинский и Добчинский любят совать свой нос, куда им не следует, а во время разговора используют скороговорки. Из других черт характера можно выделить:
Два персонажа обожают стоять под дверью и подслушивать чужие разговоры. Кажется, будто они готовы на все, лишь бы добыть свежие сплетни. Они чуть ли не бегают за горожанами, чтобы добиться своей цели. При этом они готовы пользоваться как честными, так и не самыми чистоплотными способами.
Но, как и любые другие чиновники, Бобчинский и Добчинский очень гостеприимно относятся к лицам, стоящим выше их по должности. По отношению к ним они всегда радушны. Примечательно то, что герои «Ревизора» не только похожи друг на друга, но и имеют кое-какие отличия.
Ключевые различия
Иван Бобчинский является человеком более шустрым, живым. Кажется, словно у него нет никаких запретов, когда дело доходит до поисков слухов и сплетен. Он самый настоящий проныра. Иван Петрович Добчинский чуть более серьезный, также он немного более высокого роста. У него имеется двое детей. Одного сына, который рожден до брака, он признал как своего.
Супруга не хранит ему верность и встречается с судьей Амосом Ляпкиным-Тяпкиным. При этом все окружающие видят, как эти двое крутят шашни. Добчинский приходится кумом городничему.
Роль героев в комедии
Главные персонажи произведения вносят значительную путаницу в историю с приездом ревизора. Причиной этому стала их способность узнавать городские сплетни и распространять их с небывалой быстротой. Им становятся известны незначительные факты, но при этом они решают, что ревизором является не кто иной, как Хлестаков. Они решают, что об этом непременно должны узнать чиновники. Результатом становится ситуация, которую приходится расхлебывать высшему руководству города.
Хлестаков вместе с тем оказывается небывалым подлецом. Он не признается, кем является на самом деле, и начинает подыгрывать двум сплетникам. Таким образом, Бобчинский и Добчинский становятся основными комичными героями в этой комедии. Именно из-за них начинается вся эта забавная история. Каждый из этих персонажей вносит свою лепту в развитие сюжета.
Помимо звучных фамилий, можно отметить и характерные для них яркие образы. Главные герои не получают жалованья, и их судьба никоим образом не зависит от управляющего городом. Они не имеют отношения к чиновничеству. Несмотря на это, им кажется, что они должны знать все о делах государственной важности. Они то и дело приходят в государственные инстанции и отвлекают чиновников от их обязанностей, а все ради того, чтобы сообщить им очередную сенсацию. Своим поведением два героя добавляют невероятной оригинальности произведению.
Поведение в присутствии городничего
Сообщая очередную весть, герои постоянно перебивают друг друга. Таким образом, они словно пытаются «перетянуть на себя одеяло», стараясь обратить внимание на собственную персону. История рассказывается от начала и до конца, разбирается подробным образом. Если проанализировать психологию такого поведения, то в герои таким образом пытаются заполнить пустоту своего существования. Они так занимают себя, торжествуют, когда находят очередную занимательную историю и пытаются растянуть ее до бесконечности.
Чувствуется, что они пересказывают ту или иную новость с очевидным удовольствием. Также чувствуется между ними и конкуренция, так как Бобчинский пытается акцентировать внимание на проблемах с дикцией у Добчинского. Так он хочет превратить себя в единоличного рассказчика. Последний также пытается конкурировать с оппонентом, бросая короткие, но эффектные фразы в отдельных моментах, а также активно жестикулируя. Но тот моментально подхватывает его слова и продолжает рассказ с еще большим воодушевлением.
Оба героя демонстрируют речь и действия, которые в полной мере соответствуют их личности. Ничто в их поведении не вызывает удивления. Напротив, в комедии «Ревизор» всё отличается логичностью. Герои абсолютно уверены в том, что молодой человек из Петербурга и является тем самым ревизором. Они, хоть и конкурируют во время разговора друг с другом, все же с уверенностью подтверждают этот факт. От их слов городничий приходит в ужас, но пытается спасти себя от неизбежного пустыми вопросами.
Бобчинский и Добчинский из кожи вон лезут, чтобы доказать правдивость собственной догадки. Они приводят факты, что, мол, тот самый молодой человек является придирчивым, отличается внимательностью и наблюдательностью. Они заметили, что ему было интересно заглядывать в каждый уголок, детально осматривать тарелки, к тому же он спрашивал у людей, что они едят. По мнению рассказчиков, именно наблюдательность является характерной особенностью проверяющего чиновника.
Особенности речи
На самом деле Бобчинский и Добчинский являются представителями дворянского рода. Несмотря на такое благородное происхождение, они предпочитают обособиться от этого мирка и вести подлое существование. По этой причине Гоголь изобразил их пустышками. Они превратили себя в призраков, которые ходят между представителями чиновничьего общества, нашептывая знакомым лживые слухи.
Многое может рассказать то, как персонажи строят собственную речь. Она у них достаточно непоследовательная. Бобчинский не может отделить главное от второстепенного, преподнося новость. Стоит ему дать слово, как он старается высказать всё, что успел узнать, и сделать это мгновенно. Это отражается на его речи: он строит короткие фразы, которые не всегда окончены, а лишь связаны между собой союзами. Вполне справедливо сделать вывод, что такая скупость языка обусловлена его нравственной деградацией.
Гоголь выставляет персонажей нелепыми, смешными, комичными. Вместе с тем четко чувствуется, что персонажи сбиты с правильного пути и исповедуют неправильные ценности.
Они словно потерялись в жизни, что вызывает к ним безусловную жалость. Их желание достучаться до власти объясняется намерением принимать непосредственное участие в жизни родного города. Даже несмотря на отсутствие необходимости в этом, они бегут дать взятку псевдоревизору, чтобы подчеркнуть важность своего положения в городе.
Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор»: образ, характеристика, описание
Бобчинский и Добчинский. Художник П. Боклевский |
Помещики Бобчинский и Добчинский являются яркими второстепенными персонажами комедии «Ревизор» Гоголя.
Гоголь о Бобчинском и Добчинском
«. Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский, городские помещики. «
«. Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками.
Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского. «
Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор»: образ, характеристика, описание
«. житель здешнего города, Петр Иванов сын Бобчинский. «
«. двое каких‑то коротеньких человека ели семгу и еще много кой‑чего. «
«. Небольшого роста… во фраке… Кто ж это? а? Ну да, Добчинский, теперь я вижу. «
«. Бобчинский с пластырем на носу. » (Бобчинский разбивает себе нос в начале пьесы. потому что подслушивает под дверью)
«. Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые. » (слова городничего)
«. Только рыскаете по городу да смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые. «
«. Бобчинский: Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку‑та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки. «
«. дверь обрывается и подслушивавший с другой стороны Бобчинский летит вместе с нею на сцену. «
«А впрочем, народ гостеприимный и добродушный.»
«Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные.»
Характеристика Добчинского
«. Я у вас крестила вашего Ванечку и Лизаньку. «
Добчинский. «Ревизор».
Художник Д. Кардовский«. Судья поведения самого предосудительного как только этот Добчинский куда‑нибудь выйдет из дому, то он там уж и сидит у жены его, я присягнуть готов… И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья. «
«. Я осмеливаюсь попросить вас относительно одного очень тонкого обстоятельства Дело очень тонкого свойства‑с: старший‑то сын мой, изволите видеть, рожден мною еще до брака То есть оно так только говорится, а он рожден мною так совершенно, как бы и в браке, и все это, как следует, я завершил потом законными‑с узами супружества‑с. Так я, изволите видеть, хочу, чтоб он теперь уже был совсем, то есть, законным моим сыном‑с и назывался бы так, как я: Добчинский‑с. «
Это была цитатная характеристика Бобчинского и Добчинского в комедии «Ревизор» Гоголя: описание помещиков в цитатах.
Бобчинский и Добчинский
История персонажа
Бобчинский и Добчинский — персонажи гоголевской комедии «Ревизор». В начале книги именно эти персонажи становятся виновниками переполоха, указав на Ивана Хлестакова как на предполагаемого ревизора.
История создания персонажей
Николай Гоголь в наставлениях актерам, которые собираются сыграть «Ревизора», указывал, что для того, чтобы понять образы Бобчинского и Добчинского, нужно заболеть «сапом любопытства» и «чесоткой языка». Характеристика героев как завзятых сплетников, любопытство которых двигает сюжет, требовала, чтобы исполнители их ролей были подобраны «особенно хорошо»: им предстояло изобразить не просто любителей поболтать, а людей, наслаждающихся таким образом жизни и видящим в этом свою главную цель.
Фамилии героев не содержат скрытых значений. Комический эффект достигается их рифмованным созвучием и тем, что они похожи на трезвон: «боб-доб, боб-доб». Есть также мнение, что Добчинский —– это от слова «добавить», поскольку герой непрестанно перебивает и дополняет речь приятеля.
Во времена автора ударения в обеих фамилиях ставились на второй слог, а не на первый, как сейчас, — этим акцентировалось их польское происхождение. Этот факт подтверждается стихотворением Петра Вяземского «Хлестаков», ритм и рифма которого требуют именно такого ударения.
Биография и образ Бобчинского и Добчинского
У Бобчинского и Добчинского совпадают имена и отчества — обоих зовут Петрами Ивановичами. Кроме этого, они еще и очень схожи внешне, разве что Добчинский немного «длиннее» и с намечающейся лысиной: оба невысоки ростом, полноваты и круглолицы, опрятно одеты, с приглаженными волосами.
Герои — обеспеченные помещики. Принадлежность к дворянскому сословию позволяет им вести относительно независимую жизнь, но в глубине души они хотели бы быть «сливками общества» и принадлежать к чиновничьей верхушке, чтобы пользоваться большим уважением сограждан. Впрочем, финансовое положение Бобчинского и Добчинского далеко от благополучия: когда Хлестаков нагло требует у них «взаймы рублей тысячу», оба едва наскребают по всем карманам 65 рублей.
Добчинский, в отличие от друга, семейный человек, но его брак не кажется благополучным: согласно цитатам других героев произведения, его жена тайно встречается с судьей Ляпкиным-Тяпкиным, которому даже приписывается отцовство его детей. Впрочем, сам Петр Иванович едва ли это замечает — он настолько поглощен слухами и сплетнями, что задумываться о моральном облике семьи ему некогда.
Оба помещика отличаются невероятной болтливостью. Их тяга к сбору и образному пересказу сплетен скрашивает жизнь провинциального городка, однако масштабов им не хватает. Заветная мечта Бобчинского — чтобы о его существовании узнали сам «государь император» и «разные вельможи» в столице. То, каким он предстанет в их глазах, героя не волнует — сам факт того, что о нем будут знать, захватывает воображение героя и делает его значимой личностью в собственных глазах.
Бобчинский и Добчинский, рисунок Петра Боклевского, 1910 год | Wkipedia.org
То, до какой степени глупы Петр Бобчинский и Петр Добчинский, подчеркивается сценами их общения с мнимым ревизором. Оба они смотрят на Хлестакова снизу вверх и докучают ему невероятными просьбами: доложить о них императору, «легализовать» незаконнорожденного сына. Кроме того, они приносят ему взятку, хотя, не будучи чиновниками, не нуждаются в благосклонности ревизора.
Персонажей отличает схожая манера разговаривать — эмоционально, скороговоркой, с преувеличенной жестикуляцией. Оба героя не просто собирают слухи, а еще и щедро добавляют им красок, деталей и предположений. Их истории пестрят ненужными подробностями, доказывая, что и Бобчинский, и Добчинский — невежественные обыватели, жадные до новостей, обсуждения чужих пороков и недостатков. Безграничным многословием их речи писатель подчеркивает, что оба помещика — до крайности пустые люди, которые сами не в состоянии определить, что важно, а что нет.
Принося очередную новость, герои чувствуют себя на высоте и наслаждаются общественным вниманием. Без этого отношение других действующих лиц к ним довольно пренебрежительное. Чувствуя это, Бобчинский и Добчинский заискивают и лицемерят изо всех сил.
Бобчинский и Добчинский и Иван Хлестаков (отрывок из театральной постановки)Несмотря на то, что разговорчивые помещики воспринимаются как единый персонаж, а их фамилии читатель всегда припоминает вместе, характеры героев не идентичны. Добчинскому не чужда некоторая солидность; распространение слухов он считает серьезной работой, что повышает его ценность в собственных глазах. Бобчинский же привык к роли клоуна, а из-за большей живости он «берет верх» над напарником и даже в некоторой степени управляет им.
Оба героя вместе изучают, рассказывают и наблюдают, но по ходу повествования становится ясно, что они больше соперники, чем друзья. Чтобы первым передать чиновникам весть о приезде проверяющего, они готовы перегрызть друг другу глотки. В сцене, когда персонажи объясняют городничему, что Иван Хлестаков — и есть тот самый ревизор, они без конца перебивают и критикуют друг друга: каждый хочет насладиться минутой внимания, ощутить свою ценность.
При описании этих двух характеров проявляется вся тонкость типологического мастерства Гоголя. Они похожи, но не тождественны; их несходство и соперничество сыграло принципиальную роль в роковом самообмане чиновников уездного городка. В каком-то смысле можно даже утверждать, что если бы не эти два болтливых сплетника с едва уловимыми различиями в характерах, событий пьесы просто не случилось бы.
Цитаты
Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение…
Характеристика и образ Добчинского в комедии Гоголя Ревизор сочинение
Говоря о Петре Ивановиче Добчинском, невозможно не упомянуть и не провести сравнение с Петром Ивановичем Бобчинским. Да, Гоголь дал этим персонажам одинаковые имена, отчества и даже похожие фамилии. Это два помещика, которые никак не связаны с государственной властью, и которых ревизор, приезжающий в город, совсем не должен волновать. Однако, на волне всеобщего помешательства и суетливой истерики, и они несут взятку ревизору, сами не понимая, зачем.
Отличительной чертой Добчинского от Бобчинского является то, что он более сдержанный. Что касается внешности, то они оба низенькие и невзрачные. Гоголь вводит этих персонажей для того, чтобы в его городе, как и во всех городах Руси, были сплетники и шуты, они всегда нужны, чтобы веселить публику. Добчинский и Бобчинский – это два главных сплетника города, которые услышат про что-то, перефразируют это с уже утрированной информацией и доложат всему городу. Отличием в этом плане Добчинского является то, что он свои сплетни докладывает с неким почётом, не начинает рассказывать ничего впопыхах, пока не войдёт полностью в комнату.
Этим двум персонажам необходимо знать свою нужность, поэтому многие ими помыкают и пользуются. Добчинский, кроме всего, выглядит солиднее, доказательством тому служит, например, ситуация, когда Бобчинский первый успел доложить Городичному о прибытии ревизора, но к Хлестакову Городичный едет с Добчинским, говоря, что так и солиднее будет, и приличнее.
Если вернуться к взятке, которую они оба несут ненастоящему ревизору, то можно сказать, что таким образом они и хотели казаться важными и нужными, даже потратив свои сбережения, хотя люди они были богатые. Возможно, они думали, что если все чиновники хотят давать взятку, то чтобы быть на их уровне, наши герои тоже должны принести взятку. Возможно, это просто эффект стадного инстинкта, потому что их ревизор никак не мог задеть или повлиять на их зажиточность, однако они всё равно пошли заниматься коррупцией.
Наличие этих персонажей делает комедию смешной, их схожесть внешне и именами вызывает эффект комичности, чего и добивался Гоголь. Несмотря на свою похожесть, персонажи разные: Добчинский более солидный и серьёзный, что и делает его индивидуальностью, а не копией Бобчинского.
История создания персонажей
Николай Гоголь в наставлениях актерам, которые собираются сыграть «Ревизора», указывал, что для того, чтобы понять образы Бобчинского и Добчинского, нужно заболеть «сапом любопытства» и «чесоткой языка». Характеристика героев как завзятых сплетников, любопытство которых двигает сюжет, требовала, чтобы исполнители их ролей были подобраны «особенно хорошо»: им предстояло изобразить не просто любителей поболтать, а людей, наслаждающихся таким образом жизни и видящим в этом свою главную цель.
Фамилии героев не содержат скрытых значений. Комический эффект достигается их рифмованным созвучием и тем, что они похожи на трезвон: «боб-доб, боб-доб». Есть также мнение, что Добчинский —– это от слова «добавить», поскольку герой непрестанно перебивает и дополняет речь приятеля.
Во времена автора ударения в обеих фамилиях ставились на второй слог, а не на первый, как сейчас, — этим акцентировалось их польское происхождение. Этот факт подтверждается стихотворением Петра Вяземского «Хлестаков», ритм и рифма которого требуют именно такого ударения.
Вариант 2
Одним из героев восхитительной комедии «Ревизор» написанной Н.В. Гоголем является Петр Иванович Добчинский. Он трудится на посту городского помещика. Когда в городок приехал ревизор он сильно старался сделать так, что б ему все понравилось.
Добчинский – это состоятельный и богатый помещик. Он никогда не упускает возможности предстать в хорошем свете перед людьми, которые выше его по рангу. Он очень с ними обходителен и услужлив. Добчинский крайне сильно переживает по поводу приезда ревизора в город. Он хочет, что б все прошло хорошо и гладко. Петр Иванович хочет показать чиновникам, что может решить любой вопрос. И таким образом доказать им свою значимость. Именно поэтому он принимает решение дать взятку ревизору.
Петр Иванович представляет собой зрелого и взрослого мужчину. Он обладает далеко не спортивным телосложением. У него имеется большое пузо. Мужчина уже давно стал лысым. Добчинский имеет не высокий рост. Но, несмотря на свой возраст и крупное телосложение он остается шустрым мужчиной. В целом его образ выглядит серьёзно и солидно. Он в меру эмоциональный человек. Во время разговора он привык сильно жестикулировать. Петр Иванович всегда разговаривает быстро, будто куда-то сильно торопится. Иногда его речи напоминают скороговорки.
У Добчинского есть супруга. Они занимаются воспитанием двоих совместных детей. Еще Петр Иванович считается кумом самого городничего. Подобными связями мужчина очень гордится.
Добчинский очень любопытный человек. Он всегда знает все сплетни и городские новости. Помимо этого он и сам часто распространяет различные слухи. Его можно назвать наблюдательным человеком, он замечает каждую мелочь. Добчинский не всегда бывает адекватным. Однажды он ошибочно подумал, что ревизором является Хлестаков. Эту новость Петр Иванович быстро распространил среди чиновников, и началась ненужная суета. Во всей этой неразберихе и впопыхах он хотел дать взятку не настоящему ревизору.
Добчинский является комичным персонажем. Автор сделал его образ немного нелепым, суетливым и беспомощным. Когда Петр Иванович старается услужить чиновникам и доказать свой вес в обществе, он постоянно попадает в нелепые ситуации. Гоголь Н.В. собрал в образе Добчинского все качества, с помощью которых можно высмеять поведение помещиков. Напримем, коррумпированность, излишняя суетливость, алчность, жадность и чрезмерное желание выслужиться перед вышестоящим начальством.
Биография и образ Бобчинского и Добчинского
У Бобчинского и Добчинского совпадают имена и отчества — обоих зовут Петрами Ивановичами. Кроме этого, они еще и очень схожи внешне, разве что Добчинский немного «длиннее» и с намечающейся лысиной: оба невысоки ростом, полноваты и круглолицы, опрятно одеты, с приглаженными волосами.
A post shared by Антикварный магазин (@farforio) on Nov 29, 2018 at 4:10am PST
Герои — обеспеченные помещики. Принадлежность к дворянскому сословию позволяет им вести относительно независимую жизнь, но в глубине души они хотели бы быть «сливками общества» и принадлежать к чиновничьей верхушке, чтобы пользоваться большим уважением сограждан. Впрочем, финансовое положение Бобчинского и Добчинского далеко от благополучия: когда Хлестаков нагло требует у них «взаймы рублей тысячу», оба едва наскребают по всем карманам 65 рублей.
Добчинский, в отличие от друга, семейный человек, но его брак не кажется благополучным: согласно цитатам других героев произведения, его жена тайно встречается с судьей Ляпкиным-Тяпкиным, которому даже приписывается отцовство его детей. Впрочем, сам Петр Иванович едва ли это замечает — он настолько поглощен слухами и сплетнями, что задумываться о моральном облике семьи ему некогда.
Оба помещика отличаются невероятной болтливостью. Их тяга к сбору и образному пересказу сплетен скрашивает жизнь провинциального городка, однако масштабов им не хватает. Заветная мечта Бобчинского — чтобы о его существовании узнали сам «государь император» и «разные вельможи» в столице. То, каким он предстанет в их глазах, героя не волнует — сам факт того, что о нем будут знать, захватывает воображение героя и делает его значимой личностью в собственных глазах.
Бобчинский и Добчинский, рисунок Петра Боклевского, 1910 год | Wkipedia.org
То, до какой степени глупы Петр Бобчинский и Петр Добчинский, подчеркивается сценами их общения с мнимым ревизором. Оба они смотрят на Хлестакова снизу вверх и докучают ему невероятными просьбами: доложить о них императору, «легализовать» незаконнорожденного сына. Кроме того, они приносят ему взятку, хотя, не будучи чиновниками, не нуждаются в благосклонности ревизора.
Персонажей отличает схожая манера разговаривать — эмоционально, скороговоркой, с преувеличенной жестикуляцией. Оба героя не просто собирают слухи, а еще и щедро добавляют им красок, деталей и предположений. Их истории пестрят ненужными подробностями, доказывая, что и Бобчинский, и Добчинский — невежественные обыватели, жадные до новостей, обсуждения чужих пороков и недостатков. Безграничным многословием их речи писатель подчеркивает, что оба помещика — до крайности пустые люди, которые сами не в состоянии определить, что важно, а что нет.
Принося очередную новость, герои чувствуют себя на высоте и наслаждаются общественным вниманием. Без этого отношение других действующих лиц к ним довольно пренебрежительное. Чувствуя это, Бобчинский и Добчинский заискивают и лицемерят изо всех сил.
Бобчинский и Добчинский и Иван Хлестаков (отрывок из театральной постановки)
Несмотря на то, что разговорчивые помещики воспринимаются как единый персонаж, а их фамилии читатель всегда припоминает вместе, характеры героев не идентичны. Добчинскому не чужда некоторая солидность; распространение слухов он считает серьезной работой, что повышает его ценность в собственных глазах. Бобчинский же привык к роли клоуна, а из-за большей живости он «берет верх» над напарником и даже в некоторой степени управляет им.
Оба героя вместе изучают, рассказывают и наблюдают, но по ходу повествования становится ясно, что они больше соперники, чем друзья. Чтобы первым передать чиновникам весть о приезде проверяющего, они готовы перегрызть друг другу глотки. В сцене, когда персонажи объясняют городничему, что Иван Хлестаков — и есть тот самый ревизор, они без конца перебивают и критикуют друг друга: каждый хочет насладиться минутой внимания, ощутить свою ценность.
При описании этих двух характеров проявляется вся тонкость типологического мастерства Гоголя. Они похожи, но не тождественны; их несходство и соперничество сыграло принципиальную роль в роковом самообмане чиновников уездного городка. В каком-то смысле можно даже утверждать, что если бы не эти два болтливых сплетника с едва уловимыми различиями в характерах, событий пьесы просто не случилось бы.
Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.
– такую характеристику даёт этим своим героям сам Гоголь (см. его краткую биографию) во вступлении к «Ревизору» (см. его полный текст, краткое содержание и анализ).
Бобчинский и Добчинский, герои «Ревизора»
Оба этих настолько сходных друг с другом человека носят одно и то же имя – Петр Иванович. «Говорящая» фамилия Бобчинский, вероятнее всего, образована Гоголем от псковского словечка «бобыч» – «глупый бестолковый человек». Фамилия Добчинский выдумана просто по близости с Бобчинским.
Эти два почти одинаковых персонажа, по словам Гоголя, «словно были произведены на свет какой-то машиной, штампующей людей…». Различия между ними минимальны и касаются больше одежды, а не душевных качеств. (В редакции первого издания «Ревизора» можно прочесть о них: «Добчинский в широком фраке бутылочного цвета, Бобчинский в прежнем гарнизонном мундире».)
В отличие от прочих персонажей «Ревизора» они не чиновники, не исполняют никаких должностей. Они – просто живущие в городе помещики.
На сцене Бобчинский и Добчинский появляются в 3 явлении 1 действия пьесы – прибегают, запыхавшись на собрание, где городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (см. его характеристику) объявляет подчинённым о скором приезде в город ревизора.
Речевая характеристика их с самого появления ясна и однозначна. В разговоре Бобчинского и Добчинского сразу бросаются в глаза суетливая торопливость, бестолковщина, густая примесь ненужных второстепенных деталей (хотя оба уверяют, что рассказывают «всё по порядку»). Спеша и путаясь, они перебивают друг друга – и часто с колкой, обидной раздражительностью:
Добчинский. Непредвиденное дело: приходим в гостиницу… Бобчинский (перебивая). Приходим с Петром Ивановичем в гостиницу … Добчинский (перебивая). Э, позвольте, Петр Иванович, я расскажу. Бобчинский. Э, нет, позвольте уж я… позвольте, позвольте… вы уж и слога такого не имеете… Добчинский. А вы собьетесь и не припомните всего. Бобчинский. Припомню, ей-богу, припомню. Уж не мешайте, пусть я расскажу, не мешайте! Скажите, господа, сделайте милость, чтоб Петр Иванович не мешал.
Бобчинский и Добчинский сообщают, что во время обеда в гостиничном трактире они видели молодого человека, который напоминает повадками ревизора. Это их предположение основано, однако, на странных и вздорных догадках – более всего на перепуге.
Добчинский (перебивая). [Молодой человек] недурной наружности, в партикулярном платье… Бобчинский. Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего. Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: «Здесь что-нибудь неспроста-с». Да. А Петр-то Иванович уж мигнул пальцем и подозвали трактирщика- с, трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому родила, и такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир. Подозвавши Власа, Петр Иванович и спроси его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой человек?» – а Влас и отвечает на это: «Это», – говорит… Э, не перебивайте, Петр Иванович, пожалуйста, не перебивайте; вы не расскажете, ей- богу не расскажете: вы пришепетываете; у вас, я знаю, один зуб во рту со свистом… «Это, говорит, молодой человек, чиновник, – да-с, – едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и не копейки не хочет платить». Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило. «Э!» – говорю я Петру Ивановичу… Добчинский. Нет, Петр Иванович, это я сказал: «э!» Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э! – сказали мы с Петром Ивановичем. – А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию?» Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник. Городничий. Кто, какой чиновник? Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получили нотицию, – ревизор. Городничий (в страхе). Что вы, господь с вами! это не он. Добчинский. Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов. Бобчинский. Он, он, ей-богу он… Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу, – больше потому, что Петр Иванович насчет своего желудка… да, так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.
Отсюда понятно также, что Бобчинский и Добчинский необычайно подхватчивы ко всем местным слухам и сплетням, все их досконально знают. Сбор таких сплетней – их главное жизненное занятие.
Во втором действии комедии оба они приезжают вместе с городничим в гостиницу к «ревизору». Добчинский вместе с Антоном Антоновичем заходит в комнату к Хлестакову (см. его характеристику), Бобчинский выглядывает из дверей и время от времени в испуге прячется. В конце разговора дверь обрывается, и Бобчинский летит вместе с ней на сцену. Хлестаков спрашивает, не ушибся ли Бобчинский. Тот в ответ лопочет:
Ничего, ничего-с, без всякого-с помешательства, только сверх носа небольшая нашлепка! Я забегу к [лекарю] Христиану Ивановичу: у него-с есть пластырь такой, так вот оно и пройдет.
«Уж и вы! не нашли другого места упасть! И растянулся, как черт знает что такое», – с укоризной шепчет Бобчинскому городничий.
Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 1
Добчинского городничий посылает с запиской к жене, чтобы она приготовила угощение к приезду «ревизора». Прибежав в дом Антона Антоновича, Добчинский, по обыкновению запыхавшись и махая руками, взахлёб описывает Хлестакова Анне Андреевне и её дочери Марии Антоновне:
Анна Андреевна. Ну, да кто он такой? генерал? Добчинский. Нет, не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки-с. Анна Андреевна. А! так это тот самый, о котором было писано мужу. Добчинский. Настоящий. Я это первый открыл вместе с Петром Ивановичем… Молодой, молодой человек; лет двадцати трех: а говорит совсем так, как старик: «Извольте, говорит, я поеду и туда, и туда…» (размахивает руками) так это все славно. «Я, говорит, и написать, и почитать люблю, но, мешает, что в комнате, говорит, немножко темно.» Анна Андреевна. А собой каков он: брюнет или блондин? Добчинский. Нет, больше шантрет, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят.
Приехав в дом городничего, Хлестаков, запьяневший после завтрака в богоугодных заведениях Земляники (см. его характеристику), разливается в хвастливых рассказах о том, каким важным сановником он служит в столице. Вместе со всеми прочими Бобчинский и Добчинский легко принимают эти выдумки за чистую монету и обмениваются почтительными замечаниями (действие 3 явление 7):
Бобчинский (Добчинскому). Вот это, Петр Иванович, человек-то! Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии столь важной персоны, чуть не умер со страху. Как вы думаете, Петр Иванович, кто он такой в рассуждении чина? Добчинский. Я думаю, чуть ли не генерал. Бобчинский. А я так думаю, что генерал-то ему и в подметки не станет! а когда генерал, то уж разве сам генералиссимус. Слышали: государственный-то совет как прижал? Пойдем расскажем поскорее Аммосу Федоровичу и Коробкину.
В четвёртом действии, оба они, как и все прочие чиновники, идут в порядке очереди в комнату только что проснувшегося Хлестакова, чтобы сунуть ему взятку (явление 7). Однако до них туда входит попечитель Земляника. Он делает «ревизору» донос на ход городских дел, попутно вскрывая некоторые интимные, семейные тайны Добчинского:
Судья… который только что был перед моим приходом, ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак и поведения, если признаться пред вами, – конечно, для пользы отечества я должен это сделать, хотя он мне родня и приятель, – поведения самого предосудительного. Здесь есть один помещик, Добчинский, которого вы изволили видеть; и как только этот Добчинский куда-нибудь выйдет из дому, то он там уж и сидит у жены его, я присягнуть готов… И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья…
После Земляники к Хлестакову идут Бобчинский с Добчинским. «Ревизор», вспомнив падение Бобчинского с дверью, интересуется: «Что, как ваш нос?» – «Слава богу! не извольте беспокоиться: присох, теперь совсем присох», – угодливо отвечает Бобчинский.
Хлестаков просит у них «взаймы рублей тысячу». Они начинают мяться. Особой нужды давать взятку у них нет. Они не чиновники, не управляют никаким заведением, и ревизия им не грозит.
Бобчинский. Такой суммы, ей-богу, нет. А нет ли у вас, Петр Иванович? Добчинский. При мне-с не имеется, потому что деньги мои, если изволите знать, положены в приказ общественного призрения. Хлестаков. Да, ну если тысячи нет, так рублей сто. Бобчинский (шаря в карманах). У вас, Петр Иванович, нет ста рублей? У меня всего сорок ассигнациями. Добчинский. (смотря в бумажник.) Двадцать пять рублей всего. Бобчинский. Да вы поищите-то получше, Петр Иванович! У вас там, я знаю, в кармане-то с правой стороны прореха, так в прореху-то, верно, как-нибудь запали. Добчинский. Нет, право, и в прорехе нет. Хлестаков. Ну, все равно. Я ведь только так. Хорошо, пусть будет шестьдесят пять рублей.
Пользуясь случаем, Добчинский подобострастно обращается к «ревизору» насчёт «дела очень тонкого свойства»: его старший сын был рождён им ещё до брака, хотя
все это, как следует, я завершил потом законными-с узами супружества-с. Так я, изволите видеть, хочу, чтоб он теперь уже был совсем, то есть, законным моим сыном-с и назывался бы так, как я: Добчинский-с.
«Хорошо, пусть называется!» – соглашается Хлестаков и спрашивает, не имеет ли чего сказать и Бобчинский. Ответ Бобчинского показывает, что даже этому живущему самыми скудными побуждениями человеку не чуждо некоторое честолюбие, желание славы.
Бобчинский. Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский. Хлестаков. Очень хорошо. Бобчинский. Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский. Хлестаков. Очень хорошо.
В пятом действии Бобчинский и Добчинский, как всегда суетливо проталкиваясь через других, поздравляют городничего и его жену «с благополучным происшествием» – сватовством «столичного вельможи» к их дочери (5 явление). При этом они так быстро лезут целовать ручку Марьи Антоновны, что даже сталкиваются лбами:
Добчинский. Марья Антоновна! (Подходит к ручке.) Честь имею поздравить. Вы будете в большом, большом счастии, в золотом платье и ходить и деликатные разные супы кушать; очень забавно будете проводить время. Бобчинский (перебивая). Марья Антоновна, имею честь поздравить! Да бог вам всякого богатства, червонцев и сынка-с этакого маленького, вон энтакого-с (показывает рукою), что можно было на ладонку посадить, да-с! Все будет мальчишка кричать: уа! уа! уа.
Чуть позже их голоса с поздравлениями чете Сквозник-Дмухановских звучат из общей толпы:
Голос Бобчинского. Сто лет и куль червонцев! Голос Добчинского. Продли бог на сорок сороков!
Но почтмейстер Шпекин (см. его характеристику) приносит распечатанное им письмо Хлестакова Тряпичкину, откуда следует, что приезжий юноша был вовсе не ревизором, а обычным молодым повесой «без царя в голове».
Разъярённый городничий грозно вопрошает: «Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего – и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор?»
Все указывают на Бобчинского и Добчинского, которые слабо отнекиваются. Все хором клянут их в самых сильных выражениях:
Лука Лукич. …Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит…» Нашли важную птицу! Городничий. Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые! Артемий Филиппович. Чтоб вас черт побрал с вашим ревизором и рассказами! Городничий. Только рыскаете по городу и смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые! Аммос Федорович. Пачкуны проклятые! Лука Лукич. Колпаки! Артемий Филиппович. Сморчки короткобрюхие! Все обступают их. Бобчинский. Ей-богу, это не я, это Петр Иванович. Добчинский. Э, нет, Петр Иванович, вы ведь первые того… Бобчинский. А вот и нет; первые-то были вы.
В завершающей немой сцене, после известия о прибытии настоящего ревизора, Бобчинский и Добчинский стоят «с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами».
© Автор статьи – Русская историческая библиотека.