Кто такой донателло в истории
Донателло: биография, творчество, лучшие скульптуры художника
Донателло (Donatello; родился в 1386 году — умер в 1466 году) — величайший итальянский скульптор XV века, выдающийся мастер изобразительного искусства эпохи Раннего Возрождения. Творческое наследие Донателло включает групповые и индивидуальные скульптурные композиции, бюсты, барельефы, надгробия и конные статуи. Наряду с классическими шедеврами гениальный ваятель также создавал глубоко реалистические скульптурные образы.
Донателло, как и подобает великому художнику, мастерски работал с различными материалами. До наших дней сохранились многочисленные произведения скульптора из бронзы, дерева и натурального камня.
Биография Донателло
Донателло (настоящее имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди) появился на свет во Флоренции приблизительно в 1386 году в семье зажиточного местного ремесленника — чесальщика шерсти. Точная дата рождения мастера неизвестна, не сохранилось никаких сведений и о раннем детстве будущего гения.
Азам изобразительного искусства Донателло изначально учился в мастерской Лоренцо ди Биччи (Lorenzo di Bicci), а позже у другого флорентийского художника — Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti). Последний также обучил молодого скульптора тонкостям бронзового литья.
В 1404-1407 годах Донателло вместе со своим товарищем Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) отправился в Рим, чтобы поближе познакомиться со скульптурными работами античных мастеров. Во время пребывания в Вечном городе друзья увлеклись археологическими раскопками.
По возвращении из Рима Донателло на первых порах продолжил трудиться в мастерской Лоренцо Гиберти и помог своему учителю закончить несколько скульптурных проектов. В 1408 году молодой художник создал свое первое самостоятельное произведение — мраморную статую Давида. В ней еще отчетливо просматриваются античные традиции скульптурного искусства.
Следующая работа молодого ваятеля — «Святой Иоанн Богослов» принесла ему широкую известность. Именно после ее создания во Флоренции заговорили о появлении нового талантливого скульптора. Донателло становится востребованным, ему поступают многочисленные заказы на художественное оформление церквей и соборов, изготовление погребальных памятников и барельефов.
Первый флорентийский период творчества мастера продлился более 35 лет, а его вершиной стало создание знаменитого бронзового Давида в 1432 году. Художник изваял очень смелое для той эпохи произведение с изображением голого тела библейского героя.
В 1444 году Донателло пригласили в Падую для создания величественного памятника Гаттамелате. Этот шедевр на несколько столетий стал образцом идеальной конной скульптурной композиции. Жители Падуи не хотели отпускать назад великого мастера и постоянно предлагали ему щедрые заказы. В этом городе Донателло прожил следующие 12 лет.
В 1456 году 70-летний метр вернулся в родную Флоренцию. До глубокой старости он работал в своей мастерской, но шедевры последней декады жизни ваятеля полны скорби и трагизма.
13 декабря 1466 года, будучи в весьма преклонном возрасте, Донателло умер и был похоронен в храме Сан-Лоренцо. Фасад этой церкви и сегодня украшен многочисленными работами гениального флорентийского мастера эпохи Ренессанса.
Самые знаменитые произведения Донателло
Наиболее известные работы Донателло по праву считаются шедеврами мировой скульптуры. Большинство из них находится во Флоренции, на родине великого гения. Среди них особо выделяются:
Донателло оставил после себя человечеству множество великолепных скульптурных работ и оказал огромное влияние на развитие мирового искусства.
Портал Very Important Lot предоставляет возможность всем желающим принять участие в аукционах и приобрести уникальные антикварные скульптуры. На сайте также можно недорого купить скульптуры современных художников напрямую у автора.
Донателло
Биография
Донателло, как принято называть великого художника и скульптора эпохи флорентийского Возрождения, родился в окрестностях Флоренции в 1386 году. Его отец, богатый чесальщик шерсти Никколо ди Бетто Барди, мог бы дать сыну образование. Но глава семейства скончался, когда пареньку не было еще и пятнадцати лет.
Портрет Донателло
Сначала Донателло, вынужденный зарабатывать на жизнь собственным трудом, поступил в обучение к ювелиру и работал подмастерьем в небольшом городке в пригороде Флоренции. Начиная с 1403 года в течение четырех лет будущий великий скульптор трудился в литейной мастерской Биччи ди Лоренцо, освоив технику бронзового литья, чем и положил начало своей блестящей биографии.
Плату за обучение юноши внес богатый покровитель и меценат, флорентийский банкир Мартелли, увлекающийся высоким искусством. Учителем Донателло и его ровесника Филиппо Брунеллески, впоследствии ставшего известным архитектором, стал Лоренцо Гиберти. Эти двое так и остались лучшими друзьями ваятеля на всю жизнь, а пути их не раз пересекались после окончания учебы.
Творчество
Статуя Донателло «Мраморный Давид» и барельеф «Благовещение»
В последующие годы скульптор работает над заказами города, создавая скульптуры и барельефы для различных общественных зданий и религиозных сооружений. Так, для фасада церкви Орсанмикеле, выстроенной на пожертвования прихожан в знак благодарности за избавление от чумы, Донателло создал скульптурные изображения сидящего Иоанна Евангелиста и стоящего святого Марка.
В 1415-1416 годах скульптор работал над статуей святого Георгия, предназначенной для того же собора. В фигуре Георгия-Победоносца уже отчетливо прослеживаются отчетливые черты реализма, изящные пропорции фигуры, явное воспевание красоты человеческого тела в горделивой осанке, сияющем отвагой лице юноши. Эти особенности творчества Донателло связаны с его увлеченностью античным искусством и мастерством древнегреческих и древнеримских мастеров.
Статуя Донателло «Святой Георгий»
Традиционно Георгия было принято изображать на коне, с копьем в руках, чаще всего в момент, когда отважный воин пронзает дракона или змея, с которым тот сражался. У Донателло молодой и прекрасный святой запечатлен в момент спокойствия и осознания собственной победы, он, стоя, опирается на щит и уверенно смотрит вперед.
В период с 1416 по 1432 годы ваятель работал над заказами города, создавая одну за другой статуи пророков. В ранних работах мастера еще отчетливо прослеживаются позднеготические традиции: статичность фигур, плотные складки одежды, скрывающие тела, типичные, невыразительные черты лиц.
Статуи Донателло «Пророки»
С каждой последующей статуей Донателло все больше приближается к реализму античности и позднего Возрождения, сквозь мрамор словно проступают реально существовавшие люди, а не библейские легенды и канонические типажи. Уже в чертах святого Георгия проскальзывает портретность, индивидуальность, а дальнейшие работы становятся еще пластичнее, фигуры и позы – естественнее, складки одежды облегают тела, вторя их изгибам и движениям.
Следующим шедевром Донателло стало надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII. В сотрудничестве с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо он создал своего рода образец для дальнейшего оформления захоронений ведущих католических священнослужителей. Резцу Донателло принадлежит лежащая фигура папы, а над гробницей работал Микелоццо.
Надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII, созданное Донателло
В 1420 году художник вернулся к технике бронзового литья, отлично усвоенной им еще в годы ученичества. С 1422 по 1429 год Донателло создал несколько бронзовых шедевров, положивших начало целому течению в скульпторе эпохи Возрождения. Он работал над крупными статуями и мелкими фигурками, в том числе и для баптистерия в Сиенне.
Вершиной творчества Донателло в технике бронзового литья считается отлитая им в 1430-1432 годах вторая статуя Давида. Победитель Голиафа изображен в расцвете молодости и славы. Юноша в пастушеской шапке, полностью обнаженный, стоит, поставив ногу на голову поверженного великана. Революционность шедевра Донателло заключается в том, что Давид стал первым свободно стоящим изображением обнаженной натуры, рассчитанным на круговой осмотр, со времен античности.
Некогда Давид стоял на колонне во дворе Палаццо Медичи во Флоренции, затем, после свержения Медичи, был перенесен во двор Синьории. Шедевр Донателло стал своего рода символом борьбы Флоренции за независимость, а сегодня его можно увидеть в музее Барджелло.
Бронзовая статуя Донателло «Давид»
Помимо статуй скульптор работал и с барельефами, коренным образом изменив существующие традиции и техники. Стремясь придать изображением реалистичность, Донателло тщательно вытачивал фигуры переднего плана, придавая им объем и пластичность, фоновые персонажи делал графичными, «сплющенными». Придание глубины живописным рельефам мастер реализовывал с помощью архитектурного приема, сводя линии в одну точку на «горизонте».
В 1432-1433 годах Донателло вновь предпринял путешествие в Рим, где встретился со своим другом, римлянином Брунеллески, и вплотную занялся изучением античных шедевров зодчества и скульптуры. Итогом стали последующие работы мастера, в которых проявилась классика античности, выраженная в простых линиях, реалистичных фигурах, портретных, ясных лицах с четкими индивидуальными чертами.
Личная жизнь
О личной жизни мастера практически ничего не известно, зато историки сохранили подробности творческой биографии Донателло, считающегося родоначальником традиций Возрождения в скульптуре.
Мастерство зрелого флорентийца проявилось в созданных им в 40-х годах рельефах «Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом» и «Вознесение на небо».
Рельеф Донателло «Вознесение на небо»
В композициях вместо спокойствия и статики появилось движение, драматизм, обострение психологических характеристик персонажей и глубина образов.
В 1443 году Донателло уехал в Падую, где спустя четыре года отлил конную статую Эразмо де Нарни, венецианского кондотьера по прозвищу Гаттамелата. Всадник и конь, стоящие на пересечении улиц, объединены в стройную композицию, подчеркнутую диагональю, образованной мечом и жезлом рыцаря.
Статуя Донателло «Эразмо де Нарни»
По возвращении из Падуи, где из-под резца мастера вышли еще несколько чудесных рельефов и церковный алтарь, Донателло работал уже не столь много и продуктивно. Начиная с 1453 года он проживал в родной Флоренции и, по-видимому, тяжело болел. Мысли о смерти, болезни, страданиях, тщете земного существования отражены в работах мастера позднего периода.
Смерть
Некоторые искусствоведы называют последний период творчества Донателло упадочным, возвращением к готическим традициям и говорят о преобладании духовной экспрессии, надлома, трагизма в ущерб реалистичности классической скульптуры.
Статуя Донателло «Мария Магдалина»
Скончался великий скульптор в 1466 году, оставив потомкам немало великолепных шедевров.
Биография Донателло
Донателло происходил из достаточно зажиточной семьи. Его отец по профессии был растяжчиком шерсти, однако потерял состояние и умер довольно рано. Поэтому с юности скульптору приходилось зарабатывать на жизнь своим трудом.
Портрет Донателло
25 ноября 1406 года имя Донателло появляется в документах, связанных со строительством собора Санта-Мария дель Фьоре.
Статуя полна жизни и изящества. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. В последующих произведениях мастер, ощущая свою неуверенность, ограничивает себя более простыми задачами, в первую очередь изучением человеческой фигуры.
Статуя сидящего «Иоанна евангелиста» была выполнена около 1409-1411 годов для украшения фасада собора Санта-Мария дель Фьоре и ныне находится в музее собора.
Статуя Донателло «Мраморный Давид» и барельеф «Благовещение»
Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411-1413 годов «Св. Марка». Идеальная по пропорциям статуя стоящего в спокойной позе евангелиста и поныне украшает предназначенную для нее нишу.
Статуя «Святого Георгия» создана для ниши цеха оружейников на Ор Сан-Микеле. Большинство исследователей относит ее исполнение к 1415-1416 годам.
Донателло создал статую, отвечающую тому глубокому и многозначному смыслу, который вкладывали в образ святого современники мастера. Тема святого Георгия часто встречалась в искусстве до Донателло. Его обычно изображали всадником в рыцарских доспехах в момент подвига, когда он поражает дракона копьем, фиксируя внимание только на внешнем облике.
Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый подход к решению пластических задач. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Подобно Мазаччо, Донателло противопоставил стилевым изыскам своих предшественников энергию натурных изысканий. Такая лепка рук, сведенных бровей могла возникнуть только при самостоятельном, не зависимом ни от каких образцов исследовании натуры. Флорентийские мастера начала XV века, по примеру обожаемых ими греков и римлян, предались штудиям живой модели в разных позах и поворотах. Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло».
Статуя Донателло «Святой Георгий»
Создав «Святого Георгия», Донателло становится любимым скульптором Флоренции. Правитель Козимо Медичи оказывает ему неизменное покровительство.
Еще не успев закончить работу над скульптурой «Георгия», скульптор получил новый, не менее важный заказ на изготовление статуй пророков для колокольни собора. Эта работа заняла с перерывами свыше двадцати лет.
Донателло не только выполнил самостоятельно четыре статуи, а еще две в соавторстве, но также руководил всеми работами. Создав статуи пророков, Донателло открыл новый этап в истории итальянской пластики. Аналогии индивидуальных образов пророков можно найти в искусстве не ранее второй половины XV столетия.
В середине двадцатых годов, благодаря своему новому компаньону Микелоццо ди Бартоломео, скульптор получает заказ на монументальное надгробие папы Иоанна XXIII во Флорентийском баптистерии.
Примерно в то же время Донателло создает ряд произведений для ансамбля купели баптистерия в Сиене. В бронзовой композиции «Пир Ирода» (около 1425), обращаясь к драматическому моменту, скульптор не просто рассказывает, но стремится разработать психологический подтекст события и показать реакцию каждого из присутствующих.
Статуи Донателло «Пророки»
Из работ того периода должна быть также отмечена бронзовая статуя мальчика, это произведение называют «Амур-Атис». Донателло изобразил полуобнаженного ребенка. Он стоит, подняв вверх руки, и улыбается.
Уже в 1447 году мастер осуществил его литье. Тем же годом датируется и сооружение постамента. Однако чеканка памятника заняла несколько лет и была завершена в 1450 году. Установка статуи на постамент была осуществлена еще через три года.
Вероятно, в процессе создания монумента скульптор обращался к своим римским впечатлениям от конного памятника древнеримскому императору Марку Аврелию.
История жизни Донателло
Кроме того, Донателло сознательно укоротил ноги Гаттамелаты, чтобы они не свешивались за пределы корпуса лошади, что позволяет подчеркнуть массивность ее тела. Ноги лошади слегка утолщены, чтобы снизу они не казались слишком тонкими.
Надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII, созданное Донателло
Не подлежит сомнению, что мастер мог оставаться и дальше в Падуе. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. И все же, создав в Падуе ряд шедевров, художник предпочел в 1453 году возвратиться на родину, во Флоренцию.
В конце пятидесятых годов Донателло получил от Козимо Медичи заказ на исполнение монументальной бронзовой группы, изображающей Юдифь с Олоферном.
Бронзовая статуя Донателло «Давид»
В этой композиции скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна Юдифи. Последняя решительна и напориста. Ее фигура удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Выразительное лицо Юдифи не только прекрасно, но и величественно.
Вазари так рассказывает о последних днях великого скульптора «Он оказался настолько разбитым параличом, что работать уже никак не мог и был непрерывно прикован к постели в бедном домике, который он имел на Виа дель Кокомеро, поблизости от женского монастыря Сан-Никколо, где, хирея изо дня в день и постоянно угасая, и преставился 13 декабря 1466 года».
Статуя Донателло «Мария Магдалина»
Донателло
Донато ди Никколо ди Бетто Барди
Содержание
Ранние годы
Донателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 гг. в семье чесальщика шерсти, учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, изображающий Благовещение.
Два стиля скульптора
Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 года, находится во флорентийской Крестильнице). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков.
Св. Иоанн Креститель
Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.
Работа в Падуе
В 1444 году был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.
Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 году работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434 году, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno.
Бюсты
Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.
Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.
Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.
Донателло исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.
Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.