Кто такой дьяк в церкви
Степени священства
В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).
Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.
Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.
Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.
Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.
Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).
Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.
Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.
За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.
Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.
Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.
Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.
На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.
На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.
Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.
Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.
Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».
К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»
Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.
Диакон: служитель
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Как известно, в Православной Церкви три степени священства: диаконы, священники епископы. Самая первая, низшая степень — диаконы. Они помогают в совершении Таинств священникам и архиереям, но не могут совершать их самостоятельно.
На вспомогательную и, казалось бы, несамостоятельную роль диаконов указывает и этимология этого слова. По-древнегречески ὁ διάκονος (diakonos) значит «слуга», «служитель». Оно является однокоренным с глаголом διακονέω (diakoneō) — «служить», «делать для кого-либо что-либо», и существительным ἡ διακονία (diaconia) — «служба», «служебная обязанность», «прислуживание».
Во время богослужения диакон совершает каждение (обходит весь храм с кадилом, которое разжигается при помощи раскаленного угля. На уголь который кладется ладан — душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым — фимиам), дает определённые указания молящимся, читает вслух Евангелие. Возможна служба и без диакона, когда все эти действия совершает сам священник, но все же Церковь стремится к тому, чтобы диаконы принимали участие в богослужениях.
Это стремление объясняется тем, что диаконат на самом деле не является лишь промежуточной ступенью, которую нужно как можно быстрее пройти, чтобы достичь чина священства. То есть, в церковной иерархии диаконская роль помощников и служителей имеет самостоятельное значение. Интересно, что диаконов на богослужениях сравнивают с летающими ангелами, которые поддерживают связь мира горнего и дольнего. Это сравнение особенно наглядно потому, что во время пения ектений (молитвенное прошение на богослужении) диаконы поднимают вверх свой орарь (принадлежность богослужебного облачения диакона — длинная узкая лента, которую он носит через левое плечо), что напоминает «трепетанье ангельских крыльев, несущих на себе молитвы к Богу». Великий русский писатель Н. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» пишет, что «званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание».
В древней Церкви одной из главных обязанностей диаконов были занятия благотворительностью, то есть распределение милостыни и провизии среди нуждающихся. Тем самым они давали священникам возможность беспрепятственно заниматься пастырским служением. О самых первых диаконах рассказывают «Деяния апостолов» в шестой главе. Апостолы, чтобы их ничто не отвлекало от проповеди Слова Божия, призывают выбрать из народа «семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости», чтобы те «заботились о столах» (Деян. 6, 2-3). Апостолы возложили на избранных руки и поставили их на службу, сказав про себя: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6, 4). Со временем, особенно после легализации Церкви, когда умножилось число даяний и благотворителей, диаконы стали заведовать своего рода «социальными центрами» при храмах.
Хотя в святоотеческой литературе нет ни одного сочинения, посвященного теме диаконата, из «Деяний апостолов» мы видим, что диакония — самый древний чин в Церкви после апостольского.
И самый первый мученик в истории Церкви — это Стефан, один из тех самых «семи мужей», рукоположенных апостолами «печься о столах». История его мученичества описана в седьмой главе «Деяний апостолов». Стефан, как и апостолы, проповедовал в Иерусалиме Слово Божие, за что был привлечен к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги.
Интересно также, что в древней Церкви были и диакониссы — «служительницы», которые ухаживали за больными женщинами и помогали готовить женщин к Крещению. Со временем их служение в Церкви полностью прекратилось.
Однако в начале 20 века вопрос о возрождении института диаконисс был поднят и в нашей Церкви. В 1911 году даже собирались открыть первую общину диаконисс в Москве. Этот вопрос обсуждался и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917-18 гг., но никакого решения Собор так и не принял.
Православная Жизнь
Кроме богослужений есть ещё часть жизни, которую прихожане замечают редко.
Немного теории
Диакон — это первая ступень священства в Церкви. Все священники сначала были диаконами. Диакон отличается от священника тем, что не может самостоятельно служить литургию и совершать таинства. При хиротонии он становится на одно колено, это образ того, что на него возлагается не полное священнослужение, а только часть его: он имеет право служить при Святых Тайнах, но не может их совершать.
Диакон украшает службу своим голосом и помогает священнику. Он провозглашает ектении, читает Священное Писание — Евангелие, а если на службе два диакона, то и Апостол, — участвует в каждении и совершении некоторых богослужебных действий. Большинство диаконов обладает хорошим голосом и слухом. Особенно это касается тех, кто служит при архиерее: во время архиерейских богослужений много песнопений, которые поют в алтаре, поэтому, чтобы служба была красивой, надо хорошо и грамотно петь.
Помимо своих богослужебных обязанностей, диакон отвечает за чистоту в алтаре, благообразие службы, сохранность церковных сосудов и утвари. В алтаре есть места, которых пономари не могут касаться — это Престол, он находится в центре, на нём лежит антиминс, и Жертвенник — он расположен в стороне, на нём совершают проскомидию. К ним могут прикасаться только священники и диаконы, на которых лежит ответственность за чистоту этих священных мест.
Диакон помогает только во время богослужений?
У диакона могут быть послушания и помимо службы. В зависимости от места служения, он — помощник священника или архиерея. Также диакон может заниматься административной работой на приходе, волонтёрской деятельностью, преподаванием в воскресной школе. Всё зависит от его талантов и нужд прихода. Лично я служу при архиерее, поэтому у меня специфические обязанности. Я — сотрудник канцелярии Горловской епархии, а ещё ризничный Богоявленского кафедрального собора, что напрямую связано с моим диаконским служением: я отвечаю за убранство храма.
Вы наверняка обращали внимание, что все праздники в нашей Церкви имеют свой цвет: Пасха — красный, Рождество — белый, Троица — зелёный, Богородичные праздники — голубой, и так далее. Накануне праздничного богослужения в алтаре всё украшают в положенный цвет. Я отвечаю за это, а также за то, чтобы всё в соборе было чисто и аккуратно. Помимо перечисленного я несу послушание фотографа: снимаю праздничные богослужения, архиерея и священников нашей епархии. Когда есть необходимость — выполняю обязанности иподиакона. Иподиаконы помогают во время службы архиерею: держат книги, подают специальные подсвечники — трикирий и дикирий, — и так далее. Я старший над иподиаконами, отвечаю за то, чтобы всё было в порядке, но могу и сам при необходимости заменить их.
Диакон помогает священнику не только на богослужениях, но и на требах. Как и священники, мы несём седмицу — в течение недели дежурим в храме с утра до вечера.
Как и священники, диаконы имеют определённые степени. Как я уже говорил, первая ступень священства — это собственно диакон. Если он хорошо исполняет свои обязанности, преданно служит Церкви, его по решению архиерея могут наградить — возвести в протодиаконы. Протодиакона отличает двойной орарь (орарь — узкая лента, которую диакон носит на левом плече).
Чтобы быть диаконом, нужно учиться?
Чтобы стать диаконом, в первую очередь нужно иметь желание послужить Матери-Церкви, а всё остальное решается на собеседовании с архиереем. Мы знаем случаи, когда не хватало священнослужителей, и человек становился диаконом, а потом уже шёл учиться в семинарию заочно. Но мне кажется, что всё-таки лучше обучаться на дневном отделении. Конечно, знания можно получать разными путями, и в этом вопросе всё зависит от человека. Если он хочет, то будет учиться. Однако священнослужителю желательно иметь классическое духовное образование. Как правило, диакон рано или поздно становится священником, мало кто до конца своей жизни несёт диаконское служение. Так что знания получать нужно — чтобы разбираться в своей вере и адекватно с людьми общаться, знать, что ответить на их вопросы.
Обязательно ли диакону становиться священником?
Диакону становиться священником не обязательно. Если человек этого не хочет, его заставлять никто не будет. Перед тем, как стать священником, диакон пишет прошение на имя архиерея: «Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства рукоположить меня в сан иерея для служения Богу и Церкви». Понятно, что, если он не напишет, никто за него этого не сделает.
Архиерей может предложить диакону рукоположение, но это не значит, что нельзя отказаться. Обычно такие вопросы решаются в личной беседе с архиереем, который имеет большой опыт общения с людьми в целом и священнослужителями в частности и потому видит, кто готов к окормлению паствы, а кто ещё нет. Священник много времени проводит с прихожанами, его задача — уметь найти подход к разным людям, подобрать для каждого нужные слова. Диакон же в большей степени помогает священнику, нежели общается с прихожанами.
Какие качества характера должны быть у человека, желающего быть диаконом?
Нужно обладать теми же качествами, что и священники, потому что по сути это одно и то же служение. Если отталкиваться непосредственно от задач, то диакон должен любить порядок и чистоту. Чистота в алтаре — это наша главная забота, потому что он — это святая святых. Если диакону не свойственна чистоплотность и он всё время себя заставляет делать то, что делает, то рано или поздно произойдут какие-то ошибки, случатся упущения.
Ещё в нашем служении важны дисциплинированность, порядочность, образованность. Надо уметь помочь людям мудрым и добрым словом, поддержать их в разных ситуациях. Очень важно хорошо знать Священное Писание, постоянно изучать его. Очень некрасиво, когда ты — служитель алтаря, ходишь в подряснике, но не можешь ответить людям на их вопросы. Словом, диакон — это особое служение, которое требует постоянного развития, а также ответственности по отношению к себе и людям.
Диакон
Диа́кон (греч. διάκονος – служитель) – первая степень священнослужителя в Церкви, следующая перед пресвитером и епископом.
Диакон есть первая ступень в священной иерархии (священноначалии).
Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме Крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне).
Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение.
протоиерей В. Г. Певцов (Лекции по церковному праву)
«По постановлению древней вселенской Церкви, обязанностью диаконов при богослужении было наблюдать за его порядком и благочинством, заведовать церковной утварью, готовить все необходимое для священнодействий, помогать епископам и пресвитерам совершать некоторые богослужебные действия, главным образом – побуждением присутствующих к молитве (ектенье) и чтением Слова Божия. Вне богослужения диаконы, по назначению епископа, раздавали из церковных средств вспомоществования бедным, надзирали за низшими клириками и исполняли разные другие поручения епископа, были ближайшими его служителями (по выражению некоторых церковных учителей, – были очами, ушами, устами, сердцем, десницей епископа)».
Чин диакона – апостольского происхождения. В него производят через хиротонию (рукоположение, таинство священства). Канонический возраст диаконской степени – не ниже 25-тилетнего. Неженатый диакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения. Степень диакона – предварительная степень для пресвитерского служения. Диаконский чин имеет следующие правительственные степени – протодиакон и архидиакон (старший иеродиакон).
1. История установления чина
Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили избрать семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, возложили на них руки» ( Деян.6:1-6 ). Таким образом – через избрание, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов – были хиротонисуемы первые диаконы.
Со времен святых апостолов священнослужение диаконское непрерывно сохраняется в Православной Церкви как низшая степень Священства.
Сообразно первоначальному избранию их «служить трапезам» в обязанность диаконов входит помогать пресвитеру и епископу при богослужении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Посему диаконы, по преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). В соответствии с этим назначением диакона указывается, что при богослужении, а равно и вне богослужения, диакон не благословляет, но приемлет благословение от епископа и пресвитера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Вселенского собора).
В древности круг обязанностей диакона включал в себя, кроме перечисленных выше, еще попечение о бедных; диаконы должны были разносить Евхаристию больным и тем христианам, которые не могли прийти на богослужение, и выполнять по поручению епископа другие служебные функции. Подобно первым диаконам Стефану и Филиппу ( Деян. 7, 8 5, 12, 34–40), диаконы в последующие века проповедовали слово Божие при богослужении. Так поступали, будучи диаконами, святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Великий. Иногда диаконы были доверенными лицами патриарха или митрополита в некоторых делах: например, святой Афанасий Александрийский в сане диакона был на Первом Вселенском соборе и вместо святого епископа, от его лица, обличил и осудил Ария. Иногда диаконам поручалось наблюдать за сохранностью церковного имущества, испытывать поведение лиц, желавших стать служителями Церкви, а также заботиться о вдовах и сиротах (Св. Вас. Вел., прав. 89).
Согласно обычаям древней Церкви рукоположение во диакона совершается после предварительного испытания хиротонисуемого, очищения грехов молитвою, постом и покаянием, при условии однократного вступления его в христианский брак.
2. Схема чинопоследования хиротонии во диакона
Возглашение: «Повели…, повелите…, повели, преосвященнейший Владыко»
Архиерейское благословение
Троекратное шествие вокруг престола
Пение тропарей
Преклонение правого колена пред святым престолом
Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
Архиерейское благословение
Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать…»
«Кирие элеисон»
Две молитвы
Мирная ектения
Разрешение препоясания
Возгласы: «Аксиос»
Возложение ораря и надевание поручей
Вручение рипиды
Целование с диаконами
Причащение Святых Таин
Ектения: «Прости, приимше…»
Потребление Святых Даров.
3. Идейный смысл священнодействий чина рукоположения во диакона
Приведение рукополагаемого к алтарю выражает призвание Божие и свидетельствуется клиром, народом и святителем, согласие которых вопрошают диаконы, возглашая: «Повели, повелите, повели преосвященнейший Владыко».
Троекратное обхождение вокруг престола совершается в честь Пресвятой Троицы и знаменует готовность ставленника навсегда посвятить себя служению у престола Божия. Целование углов престола означает благоговение рукополагаемого к святости и горячую любовь его к Богу. Целованием омофора, палицы и руки архиерея он выражает сыновнюю покорность, благодарность и почтение к архиерею, через которого Сам Христос низводит на него благодать Божию.
В алтаре у престола совершается венчание рукополагаемого с Церковью и посвящение на особенное ей служение, поэтому во время троекратного обхождения вокруг престола поются те же самые тропари, что и при совершении Таинства Брака. В первом тропаре: «Святии мученицы» призываются страстотерпцы, утвердившие и распространившие Церковь, которые увенчались венцом небесным. При диаконской хиротонии этот тропарь являет новопосвящаемому образ мучеников, подобно которым он должен обречь себя на служение христианским Таинствам с самопожертвованием, как архидиакон и первомученик Стефан.
Второй тропарь «Слава Тебе, Христе Боже…» возвещает рукополагаемому, что, по примеру апостолов и мучеников, проповедью его должна прославляться Единосущная Святая Троица.
В третьем тропаре: «Исаие, ликуй…» возвеличивается один из главнейших догматов Православной Церкви – воплощение Сына Божия, основателя новозаветного Священства, от Пресвятой Девы Марии. Хиротонисуемому внушается постоянно иметь в уме и сердце этот догмат и всей жизнью своей свидетельствовать почитание Спасителя и Богородицы.
Преклонение на одно колено означает, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их.
Словами тайносовершительной молитвы исповедуется, что человек слабый и немощный сам по себе, с помощью благодати Божией, которая восполняет оскудевающее, через святительское руковозложение делается способным к служению Церкви в меру даруемой каждой степени священства благодати.
При возложении на его плечо ораря и вручении рипиды архиерей громко возглашает: «Аксиос» (Достоин), и хор повторяет следом за ним: «Аксиос». Этим возглашением объявляется, что рукоположенный достоин быть облаченным в видимые знаки своего сана и служения (орарь, поручи, рипида) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался достойным совершать священнослужение.
Орарь возлагается на левое плечо, по толкованию святого Симеона Солунского, потому что диакон принадлежит к низшему чину. Когда же будет поставлен в пресвитеры, тогда и на правое плечо получит его, как получивший благодать служить и совершать Таинства. Возложение ораря на плечо диакона означает, кроме того, что он получает способность служить у престола Божия, то есть занимать более высокую должность, чем иподиакон, который был только препоясан орарем. Подобно херувимам, которые пред величием Божиим, по словам пророка, крыльями своими закрывают «лица своя» (Исаии. 6:2), а по выражению Церкви, «не смеют (чини ангельстии) взирати», диакон во время молитв, произносимых им при богослужении, как бы закрывает лицо свое, всегда держа конец ораря своего против глаз своих, поучая и других благоговеть и молиться пред Господом.
Поручи, надеваемые на руки посвящаемого, служат видимым знаком особенной силы и помощи Божией для преемлющего Священство, потому что они, по толкованию Симеона Солунского, изображают и «всезиждительную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови», а равным образом и «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату».
Рипида, вручаемая диакону, знаменует крылья ангелов, херувимов и серафимов, которые на ней изображены, «во образ тех, которые были во времена закона и осеняли кивот и так называемое святое святых. Ибо, если ангелы были тогда, когда была тень, тем более им следует быть здесь, при открытой Истине. И действительно, здесь присутствует множество ангелов, как многие из отцов наших и видели их, наполняющих храм Божий» (Симеон Солунский).
Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея в знак благодарности за получение через архиерея благодати Священства и становится около левой стороны престола, держа рипиду над дискосом до возгласа «Святая святым», то есть до времени Причащения. Он причащается первым из диаконов (вслед за протодиаконом), ибо в нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.
По окончании Причащения народа и перенесения чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению «Прости, приимше», показывая народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения и призывать собравшихся к молитвам и молениям, вознося их к Богу».