Кто такой дьяк в церкви

Степени священства

Кто такой дьяк в церкви. Смотреть фото Кто такой дьяк в церкви. Смотреть картинку Кто такой дьяк в церкви. Картинка про Кто такой дьяк в церкви. Фото Кто такой дьяк в церкви

В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).

Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.

Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.

Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.

Кто такой дьяк в церкви. Смотреть фото Кто такой дьяк в церкви. Смотреть картинку Кто такой дьяк в церкви. Картинка про Кто такой дьяк в церкви. Фото Кто такой дьяк в церкви

Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.

Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).

Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.

Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.

За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.

Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.

Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.

Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.

На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.

На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.

Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.

Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.

Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».

К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»

Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.

Источник

Диакон: служитель

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Кто такой дьяк в церкви. Смотреть фото Кто такой дьяк в церкви. Смотреть картинку Кто такой дьяк в церкви. Картинка про Кто такой дьяк в церкви. Фото Кто такой дьяк в церкви

Как известно, в Православной Церкви три степени священства: диаконы, священники епископы. Самая первая, низшая степень — диаконы. Они помогают в совершении Таинств священникам и архиереям, но не могут совершать их самостоятельно.

На вспомогательную и, казалось бы, несамостоятельную роль диаконов указывает и этимология этого слова. По-древнегречески διάκονος (diakonos) значит «слуга», «служитель». Оно является однокоренным с глаголом διακονέω (diakoneō) — «служить», «делать для кого-либо что-либо», и существительным διακονία (diaconia) — «служба», «служебная обязанность», «прислуживание».

Во время богослужения диакон совершает каждение (обходит весь храм с кадилом, которое разжигается при помощи раскаленного угля. На уголь который кладется ладан — душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым — фимиам), дает определённые указания молящимся, читает вслух Евангелие. Возможна служба и без диакона, когда все эти действия совершает сам священник, но все же Церковь стремится к тому, чтобы диаконы принимали участие в богослужениях.

Это стремление объясняется тем, что диаконат на самом деле не является лишь промежуточной ступенью, которую нужно как можно быстрее пройти, чтобы достичь чина священства. То есть, в церковной иерархии диаконская роль помощников и служителей имеет самостоятельное значение. Интересно, что диаконов на богослужениях сравнивают с летающими ангелами, которые поддерживают связь мира горнего и дольнего. Это сравнение особенно наглядно потому, что во время пения ектений (молитвенное прошение на богослужении) диаконы поднимают вверх свой орарь (принадлежность богослужебного облачения диакона — длинная узкая лента, которую он носит через левое плечо), что напоминает «трепетанье ангельских крыльев, несущих на себе молитвы к Богу». Великий русский писатель Н. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» пишет, что «званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание».

В древней Церкви одной из главных обязанностей диаконов были занятия благотворительностью, то есть распределение милостыни и провизии среди нуждающихся. Тем самым они давали священникам возможность беспрепятственно заниматься пастырским служением. О самых первых диаконах рассказывают «Деяния апостолов» в шестой главе. Апостолы, чтобы их ничто не отвлекало от проповеди Слова Божия, призывают выбрать из народа «семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости», чтобы те «заботились о столах» (Деян. 6, 2-3). Апостолы возложили на избранных руки и поставили их на службу, сказав про себя: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6, 4). Со временем, особенно после легализации Церкви, когда умножилось число даяний и благотворителей, диаконы стали заведовать своего рода «социальными центрами» при храмах.

Хотя в святоотеческой литературе нет ни одного сочинения, посвященного теме диаконата, из «Деяний апостолов» мы видим, что диакония — самый древний чин в Церкви после апостольского.

И самый первый мученик в истории Церкви — это Стефан, один из тех самых «семи мужей», рукоположенных апостолами «печься о столах». История его мученичества описана в седьмой главе «Деяний апостолов». Стефан, как и апостолы, проповедовал в Иерусалиме Слово Божие, за что был привлечен к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги.

Интересно также, что в древней Церкви были и диакониссы — «служительницы», которые ухаживали за больными женщинами и помогали готовить женщин к Крещению. Со временем их служение в Церкви полностью прекратилось.

Однако в начале 20 века вопрос о возрождении института диаконисс был поднят и в нашей Церкви. В 1911 году даже собирались открыть первую общину диаконисс в Москве. Этот вопрос обсуждался и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917-18 гг., но никакого решения Собор так и не принял.

Источник

Православная Жизнь

Кроме богослужений есть ещё часть жизни, которую прихожане замечают редко.

Немного теории

Диакон — это первая ступень священства в Церкви. Все священники сначала были диаконами. Диакон отличается от священника тем, что не может самостоятельно служить литургию и совершать таинства. При хиротонии он становится на одно колено, это образ того, что на него возлагается не полное священнослужение, а только часть его: он имеет право служить при Святых Тайнах, но не может их совершать.

Диакон украшает службу своим голосом и помогает священнику. Он провозглашает ектении, читает Священное Писание — Евангелие, а если на службе два диакона, то и Апостол, — участвует в каждении и совершении некоторых богослужебных действий. Большинство диаконов обладает хорошим голосом и слухом. Особенно это касается тех, кто служит при архиерее: во время архиерейских богослужений много песнопений, которые поют в алтаре, поэтому, чтобы служба была красивой, надо хорошо и грамотно петь.

Помимо своих богослужебных обязанностей, диакон отвечает за чистоту в алтаре, благообразие службы, сохранность церковных сосудов и утвари. В алтаре есть места, которых пономари не могут касаться — это Престол, он находится в центре, на нём лежит антиминс, и Жертвенник — он расположен в стороне, на нём совершают проскомидию. К ним могут прикасаться только священники и диаконы, на которых лежит ответственность за чистоту этих священных мест.

Диакон помогает только во время богослужений?

У диакона могут быть послушания и помимо службы. В зависимости от места служения, он — помощник священника или архиерея. Также диакон может заниматься административной работой на приходе, волонтёрской деятельностью, преподаванием в воскресной школе. Всё зависит от его талантов и нужд прихода. Лично я служу при архиерее, поэтому у меня специфические обязанности. Я — сотрудник канцелярии Горловской епархии, а ещё ризничный Богоявленского кафедрального собора, что напрямую связано с моим диаконским служением: я отвечаю за убранство храма.

Вы наверняка обращали внимание, что все праздники в нашей Церкви имеют свой цвет: Пасха — красный, Рождество — белый, Троица — зелёный, Богородичные праздники — голубой, и так далее. Накануне праздничного богослужения в алтаре всё украшают в положенный цвет. Я отвечаю за это, а также за то, чтобы всё в соборе было чисто и аккуратно. Помимо перечисленного я несу послушание фотографа: снимаю праздничные богослужения, архиерея и священников нашей епархии. Когда есть необходимость — выполняю обязанности иподиакона. Иподиаконы помогают во время службы архиерею: держат книги, подают специальные подсвечники — трикирий и дикирий, — и так далее. Я старший над иподиаконами, отвечаю за то, чтобы всё было в порядке, но могу и сам при необходимости заменить их.

Диакон помогает священнику не только на богослужениях, но и на требах. Как и священники, мы несём седмицу — в течение недели дежурим в храме с утра до вечера.

Как и священники, диаконы имеют определённые степени. Как я уже говорил, первая ступень священства — это собственно диакон. Если он хорошо исполняет свои обязанности, преданно служит Церкви, его по решению архиерея могут наградить — возвести в протодиаконы. Протодиакона отличает двойной орарь (орарь — узкая лента, которую диакон носит на левом плече).

Чтобы быть диаконом, нужно учиться?

Чтобы стать диаконом, в первую очередь нужно иметь желание послужить Матери-Церкви, а всё остальное решается на собеседовании с архиереем. Мы знаем случаи, когда не хватало священнослужителей, и человек становился диаконом, а потом уже шёл учиться в семинарию заочно. Но мне кажется, что всё-таки лучше обучаться на дневном отделении. Конечно, знания можно получать разными путями, и в этом вопросе всё зависит от человека. Если он хочет, то будет учиться. Однако священнослужителю желательно иметь классическое духовное образование. Как правило, диакон рано или поздно становится священником, мало кто до конца своей жизни несёт диаконское служение. Так что знания получать нужно — чтобы разбираться в своей вере и адекватно с людьми общаться, знать, что ответить на их вопросы.

Обязательно ли диакону становиться священником?

Диакону становиться священником не обязательно. Если человек этого не хочет, его заставлять никто не будет. Перед тем, как стать священником, диакон пишет прошение на имя архиерея: «Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства рукоположить меня в сан иерея для служения Богу и Церкви». Понятно, что, если он не напишет, никто за него этого не сделает.

Архиерей может предложить диакону рукоположение, но это не значит, что нельзя отказаться. Обычно такие вопросы решаются в личной беседе с архиереем, который имеет большой опыт общения с людьми в целом и священнослужителями в частности и потому видит, кто готов к окормлению паствы, а кто ещё нет. Священник много времени проводит с прихожанами, его задача — уметь найти подход к разным людям, подобрать для каждого нужные слова. Диакон же в большей степени помогает священнику, нежели общается с прихожанами.

Какие качества характера должны быть у человека, желающего быть диаконом?

Нужно обладать теми же качествами, что и священники, потому что по сути это одно и то же служение. Если отталкиваться непосредственно от задач, то диакон должен любить порядок и чистоту. Чистота в алтаре — это наша главная забота, потому что он — это святая святых. Если диакону не свойственна чистоплотность и он всё время себя заставляет делать то, что делает, то рано или поздно произойдут какие-то ошибки, случатся упущения.

Ещё в нашем служении важны дисциплинированность, порядочность, образованность. Надо уметь помочь людям мудрым и добрым словом, поддержать их в разных ситуациях. Очень важно хорошо знать Священное Писание, постоянно изучать его. Очень некрасиво, когда ты — служитель алтаря, ходишь в подряснике, но не можешь ответить людям на их вопросы. Словом, диакон — это особое служение, которое требует постоянного развития, а также ответственности по отношению к себе и людям.

Источник

Диакон

Диа́кон (греч. διάκονος – слу­жи­тель) – первая сте­пень свя­щен­но­слу­жи­теля в Церкви, сле­ду­ю­щая перед пре­сви­те­ром и епи­ско­пом.

Диакон есть первая сту­пень в свя­щен­ной иерар­хии (свя­щен­но­на­ча­лии).

Кто такой дьяк в церкви. Смотреть фото Кто такой дьяк в церкви. Смотреть картинку Кто такой дьяк в церкви. Картинка про Кто такой дьяк в церкви. Фото Кто такой дьяк в церкви

Диакон имеет бла­го­дать непо­сред­ственно участ­во­вать в совер­ше­нии свя­щен­ни­ком или архи­ереем таинств, но не может совер­шать их само­сто­я­тельно (кроме Кре­ще­ния, кото­рое могут при необ­хо­ди­мо­сти совер­шать и миряне).

Во время бого­слу­же­ния диакон при­го­тав­ли­вает свя­щен­ные сосуды, воз­гла­шает екте­нии и т.п. Постав­ле­ние в диа­коны совер­ша­ется архи­ереем через руко­по­ло­же­ние.

про­то­и­е­рей В. Г. Певцов (Лекции по цер­ков­ному праву)

«По поста­нов­ле­нию древ­ней все­лен­ской Церкви, обя­зан­но­стью диа­ко­нов при бого­слу­же­нии было наблю­дать за его поряд­ком и бла­го­чин­ством, заве­до­вать цер­ков­ной утва­рью, гото­вить все необ­хо­ди­мое для свя­щен­но­дей­ствий, помо­гать епи­ско­пам и пре­сви­те­рам совер­шать неко­то­рые бого­слу­жеб­ные дей­ствия, глав­ным обра­зом – побуж­де­нием при­сут­ству­ю­щих к молитве (екте­нье) и чте­нием Слова Божия. Вне бого­слу­же­ния диа­коны, по назна­че­нию епи­скопа, раз­да­вали из цер­ков­ных средств вспо­мо­ще­ство­ва­ния бедным, над­зи­рали за низ­шими кли­ри­ками и испол­няли разные другие пору­че­ния епи­скопа, были бли­жай­шими его слу­жи­те­лями (по выра­же­нию неко­то­рых цер­ков­ных учи­те­лей, – были очами, ушами, устами, серд­цем, дес­ни­цей епи­скопа)».

Чин диа­кона – апо­столь­ского про­ис­хож­де­ния. В него про­из­во­дят через хиро­то­нию (руко­по­ло­же­ние, таин­ство свя­щен­ства). Кано­ни­че­ский воз­раст диа­кон­ской сте­пени – не ниже 25-тилет­него. Неже­на­тый диакон уже не имеет право всту­пить в брак после посвя­ще­ния. Сте­пень диа­кона – пред­ва­ри­тель­ная сте­пень для пре­сви­тер­ского слу­же­ния. Диа­кон­ский чин имеет сле­ду­ю­щие пра­ви­тель­ствен­ные сте­пени – про­то­ди­а­кон и архи­ди­а­кон (стар­ший иеро­ди­а­кон).

1. Исто­рия уста­нов­ле­ния чина

Звание диа­кона в хри­сти­ан­ской Церкви уста­нов­лено апо­сто­лами, кото­рые для слу­же­ния тра­пезе в Иеру­са­лим­ской общине пред­ло­жили избрать семь чело­век «изве­дан­ных, испол­нен­ных Свя­того Духа и муд­ро­сти». Избран­ных поста­вили пред апо­сто­лами, и те, «помо­лив­шись, воз­ло­жили на них руки» ( Деян.6:1-6 ). Таким обра­зом – через избра­ние, постав­ле­ние пред апо­сто­лами, молитву и руко­по­ло­же­ние от святых апо­сто­лов – были хиро­то­ни­су­емы первые диа­коны.

Со времен святых апо­сто­лов свя­щен­но­слу­же­ние диа­кон­ское непре­рывно сохра­ня­ется в Пра­во­слав­ной Церкви как низшая сте­пень Свя­щен­ства.

Сооб­разно пер­во­на­чаль­ному избра­нию их «слу­жить тра­пе­зам» в обя­зан­ность диа­ко­нов входит помо­гать пре­сви­теру и епи­скопу при бого­слу­же­нии, при управ­ле­нии паст­вой и нази­да­нии ее. В Поста­нов­ле­ниях Апо­столь­ских гово­рится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, серд­цем и душою анге­лом и про­ро­ком епи­скопа и пре­сви­тера». Посему диа­коны, по пре­да­нию апо­столь­скому, суть как бы «слу­жеб­ные духи, посы­ла­е­мые на слу­же­ние для тех, кото­рые имеют насле­до­вать спа­се­ние» ( Евр.1:14 ). В соот­вет­ствии с этим назна­че­нием диа­кона ука­зы­ва­ется, что при бого­слу­же­нии, а равно и вне бого­слу­же­ния, диакон не бла­го­слов­ляет, но при­ем­лет бла­го­сло­ве­ние от епи­скопа и пре­сви­тера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Все­лен­ского собора).

В древ­но­сти круг обя­зан­но­стей диа­кона вклю­чал в себя, кроме пере­чис­лен­ных выше, еще попе­че­ние о бедных; диа­коны должны были раз­но­сить Евха­ри­стию боль­ным и тем хри­сти­а­нам, кото­рые не могли прийти на бого­слу­же­ние, и выпол­нять по пору­че­нию епи­скопа другие слу­жеб­ные функ­ции. Подобно первым диа­ко­нам Сте­фану и Филиппу ( Деян. 7, 8 5, 12, 34–40), диа­коны в после­ду­ю­щие века про­по­ве­до­вали слово Божие при бого­слу­же­нии. Так посту­пали, будучи диа­ко­нами, святые Иоанн Зла­то­уст, Ефрем Сирин, Гри­го­рий Вели­кий. Иногда диа­коны были дове­рен­ными лицами пат­ри­арха или мит­ро­по­лита в неко­то­рых делах: напри­мер, святой Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский в сане диа­кона был на Первом Все­лен­ском соборе и вместо свя­того епи­скопа, от его лица, обли­чил и осудил Ария. Иногда диа­ко­нам пору­ча­лось наблю­дать за сохран­но­стью цер­ков­ного иму­ще­ства, испы­ты­вать пове­де­ние лиц, желав­ших стать слу­жи­те­лями Церкви, а также забо­титься о вдовах и сиро­тах (Св. Вас. Вел., прав. 89).

Согласно обы­чаям древ­ней Церкви руко­по­ло­же­ние во диа­кона совер­ша­ется после пред­ва­ри­тель­ного испы­та­ния хиро­то­ни­су­е­мого, очи­ще­ния грехов молит­вою, постом и пока­я­нием, при усло­вии одно­крат­ного вступ­ле­ния его в хри­сти­ан­ский брак.

2. Схема чино­по­сле­до­ва­ния хиро­то­нии во диа­кона

Воз­гла­ше­ние: «Повели…, пове­лите…, повели, прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко»
Архи­ерей­ское бла­го­сло­ве­ние
Трое­крат­ное шествие вокруг пре­стола
Пение тро­па­рей
Пре­кло­не­ние пра­вого колена пред святым пре­сто­лом
Воз­ло­же­ние края омо­фора на главу хиро­то­ни­су­е­мого
Архи­ерей­ское бла­го­сло­ве­ние
Воз­ло­же­ние руки архи­ерея на главу посвя­ща­е­мого
Тай­но­со­вер­ши­тель­ная молитва: «Боже­ствен­ная бла­го­дать…»
«Кирие эле­и­сон»
Две молитвы
Мирная екте­ния
Раз­ре­ше­ние пре­по­я­са­ния
Воз­гласы: «Аксиос»
Воз­ло­же­ние ораря и наде­ва­ние пору­чей
Вру­че­ние рипиды
Цело­ва­ние с диа­ко­нами
При­ча­ще­ние Святых Таин
Екте­ния: «Прости, при­имше…»
Потреб­ле­ние Святых Даров.

3. Идей­ный смысл свя­щен­но­дей­ствий чина руко­по­ло­же­ния во диа­кона

При­ве­де­ние руко­по­ла­га­е­мого к алтарю выра­жает при­зва­ние Божие и сви­де­тель­ству­ется клиром, наро­дом и свя­ти­те­лем, согла­сие кото­рых вопро­шают диа­коны, воз­гла­шая: «Повели, пове­лите, повели прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко».

Трое­крат­ное обхож­де­ние вокруг пре­стола совер­ша­ется в честь Пре­свя­той Троицы и зна­ме­нует готов­ность став­лен­ника навсе­гда посвя­тить себя слу­же­нию у пре­стола Божия. Цело­ва­ние углов пре­стола озна­чает бла­го­го­ве­ние руко­по­ла­га­е­мого к свя­то­сти и горя­чую любовь его к Богу. Цело­ва­нием омо­фора, палицы и руки архи­ерея он выра­жает сынов­нюю покор­ность, бла­го­дар­ность и почте­ние к архи­ерею, через кото­рого Сам Хри­стос низ­во­дит на него бла­го­дать Божию.

В алтаре у пре­стола совер­ша­ется вен­ча­ние руко­по­ла­га­е­мого с Цер­ко­вью и посвя­ще­ние на осо­бен­ное ей слу­же­ние, поэтому во время трое­крат­ного обхож­де­ния вокруг пре­стола поются те же самые тро­пари, что и при совер­ше­нии Таин­ства Брака. В первом тро­паре: «Святии муче­ницы» при­зы­ва­ются стра­сто­терпцы, утвер­див­шие и рас­про­стра­нив­шие Цер­ковь, кото­рые увен­ча­лись венцом небес­ным. При диа­кон­ской хиро­то­нии этот тро­парь являет ново­по­свя­ща­е­мому образ муче­ни­ков, подобно кото­рым он должен обречь себя на слу­же­ние хри­сти­ан­ским Таин­ствам с само­по­жерт­во­ва­нием, как архи­ди­а­кон и пер­во­му­че­ник Стефан.

Второй тро­парь «Слава Тебе, Христе Боже…» воз­ве­щает руко­по­ла­га­е­мому, что, по при­меру апо­сто­лов и муче­ни­ков, про­по­ве­дью его должна про­слав­ляться Еди­но­сущ­ная Святая Троица.

В тре­тьем тро­паре: «Исаие, ликуй…» воз­ве­ли­чи­ва­ется один из глав­ней­ших дог­ма­тов Пра­во­слав­ной Церкви – вопло­ще­ние Сына Божия, осно­ва­теля ново­за­вет­ного Свя­щен­ства, от Пре­свя­той Девы Марии. Хиро­то­ни­су­е­мому вну­ша­ется посто­янно иметь в уме и сердце этот догмат и всей жизнью своей сви­де­тель­ство­вать почи­та­ние Спа­си­теля и Бого­ро­дицы.

Пре­кло­не­ние на одно колено озна­чает, что на диа­кона воз­ла­га­ется не полное свя­щен­но­слу­же­ние, а только часть его: слу­же­ние при Святых Тайнах, но не совер­ше­ние их.

Сло­вами тай­но­со­вер­ши­тель­ной молитвы испо­ве­ду­ется, что чело­век слабый и немощ­ный сам по себе, с помо­щью бла­го­дати Божией, кото­рая вос­пол­няет оску­де­ва­ю­щее, через свя­ти­тель­ское руко­воз­ло­же­ние дела­ется спо­соб­ным к слу­же­нию Церкви в меру дару­е­мой каждой сте­пени свя­щен­ства бла­го­дати.

При воз­ло­же­нии на его плечо ораря и вру­че­нии рипиды архи­ерей громко воз­гла­шает: «Аксиос» (Достоин), и хор повто­ряет следом за ним: «Аксиос». Этим воз­гла­ше­нием объ­яв­ля­ется, что руко­по­ло­жен­ный достоин быть обла­чен­ным в види­мые знаки своего сана и слу­же­ния (орарь, поручи, рипида) и что он, полу­чив бла­го­дать Свя­того Духа, сде­лался достой­ным совер­шать свя­щен­но­слу­же­ние.

Орарь воз­ла­га­ется на левое плечо, по тол­ко­ва­нию свя­того Симеона Солун­ского, потому что диакон при­над­ле­жит к низ­шему чину. Когда же будет постав­лен в пре­сви­теры, тогда и на правое плечо полу­чит его, как полу­чив­ший бла­го­дать слу­жить и совер­шать Таин­ства. Воз­ло­же­ние ораря на плечо диа­кона озна­чает, кроме того, что он полу­чает спо­соб­ность слу­жить у пре­стола Божия, то есть зани­мать более высо­кую долж­ность, чем ипо­ди­а­кон, кото­рый был только пре­по­я­сан орарем. Подобно херу­ви­мам, кото­рые пред вели­чием Божиим, по словам про­рока, кры­льями своими закры­вают «лица своя» (Исаии. 6:2), а по выра­же­нию Церкви, «не смеют (чини анге­льстии) взи­рати», диакон во время молитв, про­из­но­си­мых им при бого­слу­же­нии, как бы закры­вает лицо свое, всегда держа конец ораря своего против глаз своих, поучая и других бла­го­го­веть и молиться пред Гос­по­дом.

Поручи, наде­ва­е­мые на руки посвя­ща­е­мого, служат види­мым знаком осо­бен­ной силы и помощи Божией для пре­ем­лю­щего Свя­щен­ство, потому что они, по тол­ко­ва­нию Симеона Солун­ского, изоб­ра­жают и «все­зи­жди­тель­ную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками совер­шил свя­щен­но­дей­ствие соб­ствен­ного Тела и Крови», а равным обра­зом и «те узы, в кото­рых, по пре­да­тель­ству, Спа­си­тель был веден к Пилату».

Рипида, вру­ча­е­мая диа­кону, зна­ме­нует крылья анге­лов, херу­ви­мов и сера­фи­мов, кото­рые на ней изоб­ра­жены, «во образ тех, кото­рые были во вре­мена закона и осе­няли кивот и так назы­ва­е­мое святое святых. Ибо, если ангелы были тогда, когда была тень, тем более им сле­дует быть здесь, при откры­той Истине. И дей­стви­тельно, здесь при­сут­ствует мно­же­ство анге­лов, как многие из отцов наших и видели их, напол­ня­ю­щих храм Божий» (Симеон Солун­ский).

Взяв рипиду, руко­по­ло­жен­ный целует руку и плечо архи­ерея в знак бла­го­дар­но­сти за полу­че­ние через архи­ерея бла­го­дати Свя­щен­ства и ста­но­вится около левой сто­роны пре­стола, держа рипиду над дис­ко­сом до воз­гласа «Святая святым», то есть до вре­мени При­ча­ще­ния. Он при­ча­ща­ется первым из диа­ко­нов (вслед за про­то­ди­а­ко­ном), ибо в нем совер­ши­лось обнов­ле­ние и испол­не­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати.

По окон­ча­нии При­ча­ще­ния народа и пере­не­се­ния чаши со Свя­тыми Дарами на жерт­вен­ник ново­по­став­лен­ный диакон про­из­но­сит екте­нию «Прости, при­имше», пока­зы­вая народу, что он постав­лен слу­жи­те­лем Бога и полу­чил от Него бла­го­дать тво­рить про­ше­ния и при­зы­вать собрав­шихся к молит­вам и моле­ниям, воз­нося их к Богу».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *