Кто такой еретик в православии
Еретик – это враг верующих?
Что такое ересь в христианстве
«Ересь» переводится с греческого языка как «направление», “школа” или «выбор». Так называется утверждение или учение, противоречащее христианским догматам (богооткровенным истинам). Это намеренное искажение подлинного вероучения и отклонение от Истины. Еретик – это сознательный сторонник еретической идеологии.
По словам святителя Игнатия Брянчанинова, когда люди начали массово принимать христианство, дьявол понял, что тщетны попытки вернуть их в идолопоклонство. Поэтому он способствовал возникновению ложных христианских учений:
«Посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, дьявол не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством» («О ереси и расколе»).
Ересь нельзя путать с отступничеством от веры, то есть полным отказом от неё. Ересь – это не отречение от христианства, а его искажение. Также нужно отличать ересь от раскола. Будучи нарушением церковного единства, раскол, как правило, не затрагивает вопросы догматики. Он является следствием обрядовых, канонических и дисциплинарных противоречий внутри Церкви.
История ересей
Ересь – что это изначально? В иудео-греческой культуре понятие «ересь» использовалось для нейтрального обозначения различных религиозных и философских направлений. Однако в посланиях святых апостолов термин обретает иной смысл. Для них ересь – это не просто какое-либо учение, а именно отрицающее Божественное Откровение. Это идеология, противоположная Истине и лишающая человека спасения.
Апостол Пётр предостерегал:
«Будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет.2:1).
Апостол Павел по степени духовной пагубности уподобляет ересь колдовству и идолослужению (Гал.5:20).
Первые ереси возникли на заре христианства. Эти течения можно разделить на иудействующие (назареи, евионитство) и язычествующие (гностицизм, манихейство). Первые стремились соединить христианство с иудейской верой, максимально вернуть верующих в рамки ветхозаветной религии. Вторые пытались смешать учение Спасителя с языческим мировоззрением и различными философскими размышлениями.
Еретик — это постоянный спутник христианства
Последующие ереси образовались непосредственно на почве христианства. Например, антитринитаризм (монархианство), отвергавший учение о Троичности Единого Бога. Или возникшее в 4 веке арианство, отрицавшее Божественность Иисуса Христа. Тогда же появилась ересь духоборчества (македонианство), которая отрицала личность и Божество Святого Духа, считая Его лишь освящающей силой. Несторианство, монофизитство и монофелитство образовались уже на основе более древних ересей. Все они заблуждались в вопросах человеческой и Божественной природ Христа.
В Византии 8 века возникла ересь иконоборчества. Кто такие еретики-иконоборцы? Они, опираясь на заповедь о запрете создания кумиров, приравняли почитание икон к идолопоклонству. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что эта ересь косвенно отвергает воплощение Сына Божьего:
«Если Сын Божий был облечен плотью, то имеется полная возможность Его, неизобразимого по Божественному естеству, изображать как человека. Если можно изображать Его, то изображения Его должны быть особенно почитаемы» («Агиографические и апологетические сочинения»).
К наиболее известным ересям, возникшим на Руси, относятся: жидовствующие (15 век, отрицание Троичности Бога и Христа как Спасителя), беспоповство (17 век, учение о воцарившемся антихристе и прекращении церковной иерархии), молоканство (18 век, отрицание почитания икон, креста, святых, крестного знамения и церковной иерархии).
Борьба Церкви и государства с ересями
Святая Церковь сохраняла чистоту учения и боролась с ересями на протяжении всей своей истории. Она решительно обличала лжеучения и противопоставляла себя любым искажениям христианства. В связи с этим уже во 2 веке возник термин «Православие», то есть «правильная, истинная вера». Среди наиболее известных обличителей ересей были св. Ириней Лионский, Ориген, святитель Епифаний Кипрский, блаженный Аврелий Августин и другие. С 3 века Церковь начала осуждать ереси на поместных и вселенских соборах (собраниях христианских иерархов). Также на соборах постепенно утверждались догматы христианства.
В первые века христианства еретиков карали отлучением от Церкви. Наказания (от ссылок до смертной казни) начали применяться в христианском Риме и Византии с 4 века. Как правило, этим занималась не Церковь, а светские власти. Законы также ограничивали возможности еретиков проповедовать своё учение, проводить собрания и владеть церквями.
Физическое уничтожение еретиков достигло своего пика в Западном христианстве, в период инквизиции. Наиболее активно этот карательный орган католической Церкви действовал с 13 по 16 век. Казни еретиков практиковались и на Руси, но по инициативе государства и в значительно меньших масштабах. Для защиты и популяризации подлинной веры организовывались православные братства с больницами, школами, типографиями.
Еретик – это враг верующих?
Еретики – кто это для христиан? Следует помнить, что еретики не являются врагами верующих. Врагом Церкви является только дьявол. Именно он ведёт войну против Православия, используя духовно неокрепших людей. Поэтому осуждать следует только лжеучение, но не заблуждающегося человека. Ещё в первые века христианства святитель Иоанн Златоуст учил:
«Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» («Творения»).
Святитель Иоанн увещевает единоверцев обличать еретика «без ненависти, но оказывая искреннюю любовь к нему». Протоиерей Олег Стеняев отмечает:
«Нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия».
Отношение Православия к еретикам
В Западном и Восточном христианстве сложились различные подходы к миссионерству и противодействию еретикам. В католицизме считались допустимыми и даже обязательными принуждение к вере и суровые наказания еретиков (Крестовые походы, инквизиция и т.д.). Благой целью католики оправдывали любые жестокие средства.
Но отстаивая внешнее благочестие, они забыли о подлинных христианских идеалах. По словам апостола Павла, христианство не стремится к «власти над чужой волей» (2Кор.1:24), то есть не принуждает к вере. Поэтому метод меча и огня в Православии был не правилом, а исключением. Церковь всегда стремилась орудовать именно наставлениями, обличениями и отлучениями. Практика западной инквизиции так и не прижилась на Руси.
В наше время Русская Православная Церковь отделена от государства и она самостоятельно решает свои внутренние проблемы. К еретикам применяются лишь меры воспитательного характера. Еретик это заблуждающийся человек. Например, заблуждающегося стараются переубедить беседой с архиереем. Если еретик упорствует, его на некоторое время отлучают от Причастия. Священнослужителям временно запрещают служить или извергают из сана.
Наконец, в крайнем случае еретика могут предать полному отлучению от Церкви – анафеме. Таким образом констатируется тот факт, что человек сам отделил себя от Истинной Церкви. Но даже анафема является воспитательной мерой. Вопреки распространённому заблуждению, это вовсе не проклятие, навсегда лишающее возможности вернуться в лоно Церкви. Анафема может быть отменена, если еретик принёс искреннее покаяние.
Итак, подлинное христианство борется не с личностями-еретиками, а с самими ересями – опасными духовными болезнями. Особенно актуальное в наше время сравнение ереси с вирусом привёл святитель Василий Великий, живший в 4 веке:
«Как во время моровых поветрий и те, которые со всею тщательностью берегут свое здоровье, занемогают наравне с прочими, заражаясь от одного обращения с больными, так и ныне все мы стали подобны друг другу; овладевшая нашими душами страсть к спорам всех увлекает в соревнование худому» («Творения»).
Что такое раскол?
Грех противления законной власти крайне тяжел, по словам пророка Самуила: «якоже грех есть чарование, тако грех есть противление: и якоже грех идолопоклонение, тако грех непокорение» (1 Цар. 15: 23).
Епископ Виссарион (Нечаев) [1]
События последних лет наглядно показывают нам, какие горькие последствия для Церкви имеет грех раскола и попытки его легализации.
Почему люди отказываются видеть свое раскольническое состояние? – Потому что многие просто не знают, что такое раскол
Мы видим чудовищную раздвоенность сознания, когда принявшие в общение украинских раскольников говорят, что никакого «Киевского патриархата» не существовало (и это правда!), а принятые ими служат панихиды по «патриарху Владимиру» (Романюку).
Почему люди отказываются видеть свое раскольническое состояние? Помимо духовных причин, судить о которых надлежит пастырям, дело еще и в том, что многие просто не знают, что такое раскол.
В этом мы и предлагаем разобраться.
Первое определение раскола находится в правиле 1 святителя Василия Великого:
«Раскольниками [древние называли] разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание».
В качестве примера святитель Василий приводит «кафаров, енкратитов, идропарастатов, и апотактитов», – все они не только откалывались от Церкви, но и держались некоторых еретических мнений.
Во втором смысле раскольники описываются правилами 13–15 Двукратного Собора:
«Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде собораннаго оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».
Такое, подтверждаемое многими случаями церковной практики, определение ставит перед нами следующие вопросы:
Область послушания
По существу, ее задает уже вышеозначенное правило святителя Василия, говорящее о «мнениях о предметах церковных». Более подробно описать это довелось российскому Синоду в постановлении 1721 года.
Постановление говорит, что помимо вещей, для христианина обязательных, и других, для христианина неприемлемых, есть еще и третьи вещи – средние [4] :
«Средние же вещи отсюда познаются: аще что от Священных Писаний и важных в Церкви святой соборов и от известных преданий древних ни узаконено, ни отвержено».
Именно такие средние вещи и подлежат перемене и управлению церковным священноначалием: их устанавливают и отменяют «крайние духовные пастыри, соборы или соборные правительства с изволением церковных властей».
Само это постановление ближайшей целью имело объяснить, в чем состоит старообрядческий раскол и почему книжная справа Никона была законной. Но нетрудно видеть, что и нынешние расколы, вызываемые националистическими чувствами или ревнительскими порывами, никак не могут претендовать на то, что их ослушание касается «узаконенного от Писаний и важных соборов».
Законная церковная власть
Канонические правила ясно обозначают, что внутри епархии власть принадлежит епископу. Кто стоит над епископом?
Все каноническое право пронизано принципом, который называется синодальностью
Многие ответят, что над епископом стоит патриарх. Это не совсем точно. Все каноническое право пронизано принципом, который называется синодальностью, и сводится к тому, что суждения на уровнях больших, чем епархия, выносятся не единолично (Апост. 34):
«Но и первый [из епископов области] ничего да не творит без рассуждения всех».
Важно подчеркнуть, что правила предполагают участие всех епископов, а не всех верных вообще.
В тех Церквах, где главой является митрополит (например, в Польской Церкви, в Церкви Чешских земель и Словакии, а также де-факто в Церкви Кипра, хотя ее предстоятель носит титул архиепископа), решения принадлежат Собору епископов митрополии.
В патриарших Церквах над митрополитами стоит еще патриарх и его синод или полный Архиерейский Собор (ср.: I Всел. 6, IV Всел. 9 и пункты 5, 6, 17 главы III Устава РПЦ). До создания стройной системы патриархатов митрополиты судились соседними митрополитами – так, чтобы принцип синодальности не был нарушен (III Всел. 1, ср.: Карф. 11).
Наконец, над патриархами и всеми Поместными Церквами стоит Церковь Вселенская. Как пишет святитель Мелетий (Пигас), патриарх Александрийский,
Этот принцип распространяется на все Церкви, и, вопреки утверждениям римо-католиков, в первом тысячелетии (пока запад был православным) первенство Римской кафедры восточными и большинством западных отцов рассматривалось именно в рамках данного принципа.
Так, блаженный Августин, рассказывая о суде римского папы Мильхиада и его синода над донатистами, говорит:
«Положим, те епископы, которые в Риме осудили вас, были плохими судьями; но ведь остается всеобщий Собор всей Вселенской Церкви, где можно было бы судиться с этими самыми судьями, с тем, чтобы, если обнаружится, что они судили плохо, отменить их приговор» [6] .
То, что на патриарха трудно «найти управу», и стало одной из причин упразднения в России патриаршества и учреждения Синода. «Духовный регламент», определивший жизнь Российской Церкви на двести лет, выражался довольно откровенно [8] :
«От чего деется, что на злаго таковаго единовластителя нужда есть созывати Собор Вселенский, что и с великою всего отечества трудностию, и с не малым иждивением бывает, и в нынешния времена (когда восточные Патриархи под игом Турским живут, и Турки Нашего Государства вящше, нежели прежде опасаются) отнюдь мнится быти невозможно».
Архиерейский Собор для Поместной Церкви является высшей инстанцией, а над ней стоит только мнение всей Вселенской Церкви
Итак, Архиерейский Собор для Поместной Церкви является высшей инстанцией, а над ней стоит только мнение всей Вселенской Церкви. Таким образом, для канонической территории РПЦ законной церковной властью являются наши епископы, которые не осуждены ни Архиерейским Собором, ни совокупным решением Поместных Церквей. Напротив того, осужденные епископы и бывшие епископы вроде Филарета (Денисенко), Диомида (Дзюбана), а недавно и Симеона (Шостацкого), уже не имеют никакой канонической власти, став раскольниками.
Последствия раскола
Первое и наиболее очевидное последствие раскола – раскольник отпадает от Церкви.
«Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего», – предупреждает священномученик Игнатий Богоносец еще в начале II века (Фил. 4).
Ученик ученика апостолов, священномученик Ириней Лионский, говорит:
Очень ярка проповедь святителя Иоанна Златоуста:
Соответственно, молитва (и тем более – евхаристическое общение) с раскольниками воспрещается. Вопрос о наказании за вступление в молитвенное или литургическое общение с раскольниками в канонах обособленно не рассматривается, однако данная ситуация является частным случаем более общей – молитвы или евхаристического общения с отлученными от общения и изверженными из сана:
Нарушение апостольского завета – вступление в общение с раскольниками – привело к нынешним неурядицам в мировом Православии
Мы видим, что именно нарушение этого апостольского завета – вступление в общение с раскольниками – привело к нынешним неурядицам в мировом Православии. С другой стороны, доведенный до крайности, принцип не-сомоления с еретиками и раскольниками нередко используется для оправдания новых расколов.
Так, порой можно услышать: «кто молится с еретиком – сам еретик!» или «кто молится с раскольником – сам раскольник!». Принцип этот звучит соблазнительно просто – и все же он неверен.
Обратившись к Апостольским правилам 10 и 11, мы увидим, что в этих правилах, с одной стороны, говорится о том, что виновный должен быть «отлучен» и «извержен», а с другой – перед этими словами стоит повелительное «да будет», что в каноническом праве указывает на необходимость вынесения законного решения соответствующим церковным судом.
Второе правило Антиохийского Собора дает основания разорвать общение с вступившим в общение с раскольниками или еретиками епископом, но при этом вина вступившего в общение с отлученным формулируется как «произведение замешательства в чине церковном», а отнюдь не «раскол». Заметим, что в правиле 3 Антиохийского Собора точно такой же формулировкой («бесчиние») названа ситуация, когда пресвитер или диакон покинул приход и не возвращается по требованию архиерея; а в правиле 13 – священнослужение и устроение церковных дел епископом в другой епархии без согласия ее архиерея. Очевидно, что эти случаи никак не могут быть приравнены к расколу.
Защищая Максима, святитель Амвросий, безусловно, допустил ошибку. Но не будет ли слишком смело говорить, что он отпал в раскол?
Таким образом, при всей суровости канонических санкций за сомоление с еретиками и раскольниками, они не вызывают «цепную реакцию». По этой причине Русская Церковь, по правилам ограждаясь от общения с сослужившими раскольникам, справедливо сохраняет общение с теми Поместными Церквами (и даже отдельными иерархами), которые сослужат этим сослужившим (не имея общения с самими раскольниками).
О разделениях
Следует заметить, что порой «расколом» расширительно называются и такие ситуации, когда обе разделенные стороны остаются в единой Церкви.
Таким образом, здесь на самом деле речь идет не о «расколе», а о «разделении», когда две стороны находятся в канонически ненормальном отношении: между равными нет евхаристического общения, у зависимого нет поминовения или послушания. Но по этому поводу нет решения законной церковной власти.
К числу таких разделений справедливо отнести и размежевание в нашей Церкви в довоенный период между патриархом Сергием и так называемой «правой оппозицией». Каноничность избрания патриарха Сергия была неочевидна. Когда же его место занял при явном согласии большинства епископов Алексий I, то священноисповедник Афанасий (Сахаров) отреагировал на это так [15] :
«Никакой законной высшею иерархическою властью патриарх Алексий не осужден. Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, и бывшие со мною иереи, не поминавшие митр. Сергия, узнали об избрании и настоловании патриарха Алексия, мы, обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как кроме патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха Русской Поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя патриарха Алексия как патриарха нашего, что я и делаю неопустительно с того дня».
Понятно, почему святитель Афанасий здесь говорит о признании «всеми Вселенскими патриархами». Потому что совокупно они выражают голос той Вселенской Церкви, которая и служила для патриарха Алексия I, как и для любого патриарха или папы, «законной высшею иерархическою властию».
Подчинение законной церковной власти важнее любых политических разногласий
Можно только представить себе, каково было это писать епископу, претерпевшему узы за свои убеждения. Святитель Афанасий не был, собственно, в расколе. И все же, надеемся, его пример может что-то сказать тем жителям Украины, которые, увы, пребывают в расколе, о важности подчинения законной церковной власти, которое важнее любых политических разногласий.
Что такое ересь и еретики в православии?
В народном сознании понятие «ересь» означает «абсурд», «ложь», «искажение истины» (всем известна фраза «о какой ереси идет речь?»), А еретики ассоциируются с фильмом герои, которых инквизиторы безжалостно истязали и сожгли на костре. В Православной Церкви этому термину придают совершенно иное значение.
Что такое ересь?
«Ересь — это искажение веры, хранимой Церковью», — писал святитель Григорий Богослов.
Ересь — это утверждение или учение, которое противоречит доктрине Православной Церкви и намеренно искажает православные догмы (догмат — это основная истина православного учения), что препятствует спасению.
Святой Игнатий Брянчанинов писал о ереси, скрытом отвержении Иисуса Христа и христианства. Когда люди перестали поклоняться идолам и начали приходить к познанию Спасителя, тогда сатана изобрел еретические учения, которые только внешне напоминают христианство, а на самом деле — богохульство. Ересь — это отрицание Христа.
В аскетизме (исцеление человеческой природы, падшей в процессе аскетической жизни) ересь — это крайняя степень заблуждения (состояние тьмы, самообмана, очарования в результате влияния кого-то или чего-то, в том числе демонических сил). Еретическое учение сочетает в себе многочисленные страстные состояния: самообман, гордость, упрямство, непослушание, мнение и т.д.
Ересь включает в себя учение, которое не касается догм, но отвергает жизнь по заповедям, так как оно только не кажется враждебным христианству, а фактически вносит путаницу и разногласие, разрушая Церковь изнутри, лишая ее мира и единства. Поэтому преподобный Серафим Саровский попросил Мантурова передать старообрядцам, что «они возвращаются ко Христу».
Кто такие еретики?
Православная Церковь называет еретиками всех, кто думает не согласен с православной верой. Епископ Никодим (Милаш) писал, что если человек грешит хотя бы одним догматом, то он еретик. Септолог Дворкин А.Л отмечает, что еретик делает произвольный выбор, руководствуясь своим мнением и желанием.
Во главе еретического течения стоит ересиарх.
Надо ли переубеждать еретиков и спорить с ними?
Спорить христиан с еретиками бесполезно, а иногда даже вредно. Из-за помраченного ума и гордости они ожесточаются простыми замечаниями и упреками. Св. Игнатий Брянчанинов писал: «Ересь преодолевается мягким увещанием».
Апостол Павел пишет: «Обратись еретик после первого и второго увещеваний» ( Тит 3:10 ). Святой Феофан Затворник, толкуя эти слова Священного Писания, подчеркивает: еретик, не согласный с учением Единой Святой Апостольской Католической Церкви, может очаровать вас, а также «вызвать раскол в общине верующих».
Отличие ереси от «богословского мнения»
Частные мнения богословов могут различаться, но они не должны противоречить догматам Православной Церкви или искажать их. «У ереси есть два важных аспекта: ошибочный взгляд на некоторые вопросы доктрины и отношение еретика к его ложному учению. Человек, принявший ересь за истину, противопоставляет себя и свою веру православной вере. Таким образом, это следует схеме: ересь всегда нарушает единство. «Еретик — это не только человек, который совершает ошибку, но и тот, кто из-за своей ошибки дистанцируется от Церкви и, следовательно, от евхаристического общения», — сказал в интервью архиепископ Антоний (Паканич).
Ошибочное суждение и ересь — разные понятия. Человек постепенно становится еретиком. Осознавая свою ошибку, такой человек не хочет исправляться и продолжает настаивать на своих аргументах.
Чем опасна ересь?
В «Древнем патерике» 1914 года рассказывается о жизни проницательного христианина аввы Агафона. Когда к нему подошли люди, которые хотели испытать его, и начали обвинять его в различных страстях и грехах (гордыне, блуде, сплетнях и др.), Мудрец Авва признался, что был в них грешником. Но как только его назвали еретиком, Агафон ответил: «Я не еретик». Приходившие к нему люди спрашивали его: «Почему ты исповедовал все пороки, кроме ереси».
По определению святых отцов, ересь — это не просто иллюзия, а упорство в ней. После падения первого человека (Адама) умы людей померкли. Из-за этого могут быть введены в заблуждение все люди, даже христиане, в том числе и святые. Но если человек, получив назидание, осознает свою ошибку и исправится, то его нельзя считать еретиком.