Кто такой езекия в библии

Езекия

Езекия (сила Иеговы, крепость Господня):

a) ( 4Цар. XVI:20 ; 2Пар. XXIX:1 и др.) – известный благочестивый царь иудейский, сын и преемник Ахаза. Ему было двадцать пять лет от роду при вступлении на престол, и первым делом его царствования было восстановление истинного богослужения и истребление всех памятников и обрядов идолопоклонства, в которое впал было народ иудейский в царствование Ахаза. Он уничтожил даже медного змия, сделанного Моисеем и находившегося в то время в Иерусалиме и сделавшегося было предметом суеверного поклонения ( 4Цар. XVIII, 3–5 ).

Езекия неутомимо стремился к тому, чтоб снова обратить иудеев к храму и истинному богослужению их отцов и вознаградить их за понесенные ими потери и поражения в предшествовавшее царствование. В первые годы его правления в соседнее с Иудеей царство Израильское вторглись ассирияне и отвели в плен десять колен оного. Несмотря на трудное и угрожающее положение дел, Езекия, не желая признавать над собою власть Ассирии, отказался платить дань, наложенную на иудеев и которую платили они в царствование Ахаза, вследствие чего ассирийское войско с Сеннахеримом вторглось в его владения и стояло уже у стен Иерусалима. Это событие последовало в 14-й год царствования Езекии и подробно описано в IV книге Царств ( 4Цар.XIX ) и в книге пророка Исаии ( Ис.XXXVI, 1–22 ). Но грозный суд Божий не замедлил чудесно поразить войска нечестивых. И случилось в ту ночь, говорит писатель книги Царств, пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч (ст. 35). Вслед за сим Сеннахерим бежал в Ниневию и через несколько лет был умерщвлен двумя своими сыновьями в капище Нисроха.

Когда же по случаю чудесного исцеления Езекии пришли к нему с поздравлением послы от вавилонского царя Меродаха Валадана и царь с некоторым тщеславием показал им все свои сокровища и богатства, то пр. Исаия возвестил ему, что все это достанется в добычу Вавилона и что потомки его будут отведены в плен Вавилонский. Езекия со смирением принял это определение Божие, и Господь отклонил гнев Свой на Иудею во дни его.

Последние годы его жизни протекли в спокойствии, он мирно скончался после двадцатидевятилетнего царствования на 56-м году своего жития (97 г. до Р. X.) и, при всеобщей печали, с большим великолепием был погребен над гробницами сыновей Давидовых ( II Пар. 32:33 ).

Царствование Езекии, несомненно, есть одно из замечательнейших в истории царей иудейских. Дух Давида одушевлял его как в высоком благочестии, так и в любви к отечеству. Учреждения Езекии по благочестии напоминали израильтянам времена Самуила и Давида ( II Пар. XXIX, 25 ). Он был благоуспешен во всех делах своих. Кроме побед его над филистимлянами и чудесного избавления от руки Сеннахерима, к его времени относятся блистательные завоевания колена Симеонова в Аравии ( I Пар. IV, 38–43 ). Обладая великим богатством и славой, Езекия строил города и укрепления, проводил водопроводы; скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии, и он возвеличился в глазах всех народов ( II Пар. XXXII, 23, 27, 30 );

б) ( I Пар. III, 23 ) – сын Неарии, один из потомков Иуды;

в) ( Соф. I, 1 ) – предок пр. Софонии;

г) ( II Пар. XXVIII, 12 ) – один из сынов Шаллума;

д) ( I Езд. II, 16 ) – израильтянин, сыновья которого возвратились с Зоровавелем из плена;

е) ( Неем. X, 17 ) – израильтянин, подписавший обязательство, составленное Heeмией;

з) ( II Езд. IX, 43 ) – из начальников и глав народа во времена Ездры. У Неемии ( Неем.VIII, 4 ) стоит: Хелкия.

Источник

Царь Езекия

Молитва Езекии

(Ис 38:1) В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.

Кто такой езекия в библии. Смотреть фото Кто такой езекия в библии. Смотреть картинку Кто такой езекия в библии. Картинка про Кто такой езекия в библии. Фото Кто такой езекия в библии

После этого Езекия помолился Богу, и Бог изменил Свое решение. И послал другую весть для пророка Исаии.

Возникает вопрос: может ли человек выпросить у Бога себе еще дней жизни? Изменить Его решение в том или ином вопросе? Для этого нужно понять литературный и исторический контекст книги пророка Исаии о царе Езекии. Эта история записана с 36 по 39 главы Исайи. Если их читать, то можно заметить, что они расставлены не в хронологическом порядке. У автора — пророка Исаии, были свои веские причины, почему он сделал именно так.

Царь Езекия

(Ис 38:5-6) Пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.

Главы стоят не в своем временном порядке. Пророк Исаия после того, как он обещает Езекии, что будет добавлено еще 15 лет к его жизни, говорит следующее: «И от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей».

Другой момент, о котором хотелось бы сказать, это то, что скорей всего, это была не одна осада, а было несколько попыток захватить Иерусалим. Но Исаия описывает только одну осаду.

(4 Цар 18:13) В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их. И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота.

Первый раз царь Езекия откупился от царя Ассирийского, заплатив ему дань.

(Ис 39) К Езекии приходят послы из Вавилона, и он показывает им все сокровища, которые были в его царском доме. Скорее всего, эти события должны были происходить до осады Иерусалима. То есть до того момента, когда царь Езекия отдал все сокровища царю Ассирийскому.

Царь Езекия смертельно заболел и исцелился

После этого к нему приходят послы из Вавилона. Следует заметить, что Вавилон тоже зависел от Сирии. Во время жизни Езекии, Вавилон дважды восставал против владычества Ассирии. И в то время, когда к Езекии приходили послы, Вавилон был независимым.

(Ис 39:1) В то время Меродах Валадан, сын Валадана, царь Вавилонский, прислал к Езекии письмо и дары, ибо слышал, что он был болен и выздоровел.

После этого царь Езекия переживает осаду, но он показывает веру в Бога. Господь помогает пережить ему эту осаду.

Рождение Манассии

В последствии в жизни Езекии происходит еще одно событие, которое имеет негативное последствие. У Езекии рождается сын по имени Манассия.

(4Цар 21:1-2) Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба.
И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых.

Если Манассии было 12 лет в тот момент, когда умирает Езекия, значит Манассия был рожден приблизительно через три года после выздоровления Езекии. Итак, мы видим, что в жизни Езекии после его выздоровления, произошло несколько не очень хороших событий. Вернее, Езекия совершил несколько ошибок после своего выздоровления. Поэтому можно сделать важный вывод, что Господь специально хотел забрать Езекию, чтобы оградить его от ошибок в будущем.

Почему Господь ответил на молитву Езекии

Хотя Он видел, что для Езекии было бы лучше в тот момент умереть.

За 14 лет своего царствования, царь Езекия показал себя очень благочестивым царем, который сделал много хорошего.

(4Цар 18: 5) На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него, и прежде него.

А если бы Господь не ответил на молитву Езекии? Что бы произошло?

(4 Цар 20:2-3) И отворотился Езекия лицом своим к стене и молился Господу, говоря: «О, Господи! Вспомни, что я ходил пред лицем твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.

Источник

Как молиться, чтобы Бог услышал: пример царя Езекии

Кто такой езекия в библии. Смотреть фото Кто такой езекия в библии. Смотреть картинку Кто такой езекия в библии. Картинка про Кто такой езекия в библии. Фото Кто такой езекия в библии

Читая историю этого царя в Библии, еще раз убеждаешься – насколько наш Бог живой, всемогущий и невероятный! После изучения молитвы и жизни Езекии ни один внимательный читатель не останется равнодушным. В предыдущих двух частях нашего изучения мы рассмотрели молитву Даниила и молитву Соломона, мы обратили особое внимание на то, почему же Бог ответил на их молитвы. Если вы не прочитали эти первые две истории, то лучше вам начать с них. История взаимоотношений Езекии с Богом не менее вдохновляющая и поучительная. И, как и в предыдущих историях, на примере отношений Езекии и Бога мы можем очень много узнать о самом Боге, Его характере и воле для людей.

Езекия стал царем в Иудее в очень молодом возрасте – ему было всего 25 лет и 29 лет он правил в Иудее. (4-я книга Царств 18:1-2). Библия упоминает, что Езекия был очень предан Богу и делал то, что угодно Богу. Более того, в первых стихах книги 4 Царств 18 главе мы находим, что такого царя, как Езекия больше не было среди других царей:

«Езекия надеялся на Господа, Бога Израиля. Такого, как Езекия, не было среди всех царей Иудейских ни до него, ни после него. Он был очень предан Господу. Он не переставал следовать за Господом. Он соблюдал все заповеди, какие Господь дал Моисею». (4Царств 18:5,6)

Езекия всегда доверял Богу и никогда не переставал надеяться на Него. Да, он был не без греха, как и все люди, тем не менее он был невероятно предан Богу. Если вы прочтете историю о царе Езекии в трех библейских книгах – 4 Царств 18-20 главы, Исайя 38-39 главы и 2 Паралипоменон 29-32 главы, то вы получите полную картину о его жизни, правлении, истории того времени и его взаимоотношениях с Богом. Некоторые моменты взаимоотношений Езекии с Богом особенно трогательные, давайте мы их и рассмотрим.

Первая история, к которой мы обратимся, случилась на 14 году правлении Езекии, когда ему было 39 лет. К этому времени Езекия успел сделать очень много хороших вещей в стране, вы можете прочесть о его делах до этого момента в книге 2 Паралипоменон 29-31 главах. Если коротко, то Езекия успел:

Но сейчас нас больше интересуют отношения Езекии с Богом и особенна та часть, которая касается ответов Бога на его молитвы. На четырнадцатом году правления Езекии Ассирийский царь Сеннахирим решил захватить Иерусалим. Его силы намного превосходили силы иудеев, и к тому времени он уже одержал много побед, захватив десятки городов. И вот теперь его посланники стояли у стен Иерусалима, грозя захватить город. Они оскорбляли Бога, пытаясь сломить дух стражников и напугать их. Они искушали их не доверять Езекии, пытаясь сказать им, что Езекия обманывает их.

Это на самом деле был очень страшный момент для всех жителей города. Они действительно были на пороге смерти, но Езекия был очень близок к Богу, и это спасло не только их жизни, но и город! После того, как Езекия получает письмо от посланников с вестями о том, что город скоро может быть захвачен, он понимает, что своими силами они не справятся. Езекия находится в отчаянии от собственного бессилия, хотя он и царь, царь, который до этого момента уже успел стать очень успешным, богатым и сильным. Но прежде всего Езекия был человеком, со всеми людскими страхами, присущими человеку.

В следующем его поступке проявляется его близость отношений с Богом, его вера и возможно то, за что Бог его так сильно и полюбил – Езекия идет молиться Богу. Все факты говорят о том, что город будет уничтожен, а люди убиты или взяты в плен. Езекия боится, как человек и как царь, но у него есть вера и надежда на Бога. Разве не этого Бог ищет в каждом из преданных Ему людей? Как часто наши страхи останавливают нас, заставляя сдаваться, а не идти к Богу?

Посмотрите на молитву Езекии:

Езекия делает удивительную вещь – он идет к Богу и разворачивает перед Ним это письмо, как бы говоря: «Смотри, Бог, смотри, что они пишут о тебе! Не позволь им сделать то, что они задумали, и не позволь им оскорблять Тебя, покажи им, каково это идти против Тебя!» Обязательно прочтите эту историю сами до конца, вы еще раз убедитесь в силе молитвы. Мы знаем, что молитва обладает очень большой силой, мы читали об этом на страницах Библии, мы слышали на примерах других людей, но нам надо верить, что молитва обладает той же силой и в нашей жизни! Уже в следующем стихе после молитвы описывается ответ Бога:

«Исаия, сын Амоса, послал к Езекии сказать: «Так говорит Господь, Бог Израиля: «Ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, и Я услышал тебя «. (4Царств 19:20)

Во времена Езекии Исайя был пророком в Иудее, поэтому историю о Езекии можно также найти в книге Исайи. Бог отвечает Езекии! И если вы прочитали историю до конца, то должны были увидеть, что произошло после этой молитвы – в эту же ночь ангел Господний уничтожил в стане Ассирийцев 180 000 человек! И ни один человек из вражеского войска не вошел в город. Ни одна стрела не была выпущена по городу! Ни один иудей не вступил в бой, чтобы одержать эту победу! А впоследствии ассирийский царь Сеннахирим был убит у себя на родине своими же сыновьями!

Когда Езекия пошел молиться, он сделал правильный выбор, он пошел к Тому, кто действительно мог дать ответ и защитить. Да так защитить, чтобы другим было не повадно идти против людей Бога! Так ли мы поступаем, когда сталкиваемся с трудностями и реальными угрозами в нашей жизни? На кого и на что мы полагаемся и где ищем помощи? Идем ли мы молиться к Богу, у Которого вся власть и сила? Хватает ли нам веры сделать этот шаг – пойти к Нему, открыть свое сердце, рассказав о своей беде и воззвав к Его помощи?

Вообще Езекия лично меня очень удивляет своими отношениями с Богом. Мы можем догадаться, что такая вера у него не от его отца, так как отец Езекии сделал много мерзостей перед Богом, он настроил много идолов и забил двери храма, чтобы там не велось служение Богу. И то, что Езекия открывает двери храма и восстанавливает служение Богу в первый же месяц своего правления, показывает, насколько давно он хотел сделать это, но видимо из-за отца не мог. Бог прислушивался ко многим молитвам Езекии. Езекия просил Бога простить людей, которые не по закону подготовились к служению в храме, Езекия перенес Пасху на другое время, он спрашивал – и Бог отвечал ему. Он прощал людей и разрешал Езекии делать многие вещи. Езекия одерживал победы, строил города, богател и обретал славу. И все это дал ему Его Бог, благодаря их близким отношениям.

Но самое интересное в этой истории еще впереди. Что происходит после того, как враг повержен и жизни тысяч людей спасены? Что происходит с Езекией после этих невероятных событий? А происходит вот что. Езекия заболевает смертельной болезнью, вот, что сказано об этом в Библии:

«В это время Езекия заболел, и был при смерти. Пророк Исаия, сын Амоса, пришёл к Езекии и сказал ему: «Так говорит Господь: «Приведи свой дом в порядок, потому что ты умрёшь, и не будешь жить!» (4Царств 20:1)

Быть может вы замечали, что победы и испытания часто сменяют друг друга в нашей жизни. Но мы можем быть уверены, что Бог в курсе всех событий, происходящих в нашей жизни, вспомним отрывок из Евангелия от Матфея:

«Разве нельзя купить двух воробьёв за медный грош? Но ни один из них не упадёт на землю без ведома Отца вашего! Ведь даже волосы на головах ваших сосчитаны! Так не бойтесь: вы стоите больше, чем множество воробьёв!» (Матфея 10:29-31)

«Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского, и от руки всех и оберегал их отовсюду. Тогда многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогие вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах всех народов. В те дни заболел Езекия смертельно. И помолился Господу, и Он услышал его и дал ему знамение. Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев [Божий] и на Иудею, и на Иерусалим. Но как смирился Езекия в гордости сердца своего, — сам и жители Иерусалима, то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии». (2Паралипоменон 32:22-26)

После победы многие люди приносили Езекии дары и подарки. Его слава росла с невероятной скоростью после того, как Господь даровал победу народу Своему. Вновь и вновь мы видим в Библии подтверждение того факта, что Бог проверяет нас, испытывает нас. Он испытывает нас не только трудностями, но Он испытывает нас и победами! Езекия не воздал Богу за оказанные ему благодеяния, и возгордилось сердце его. Истинно Бог наказывает и испытывает тех, кого любит (Послание Евреям 12:6-7).

И вот сейчас начинается самое интересное. Что делает Езекия? После того, как он только что услышал весть от Исайи о том, что он болен смертельной болезнью, он первым делом идет молиться. И он не просто идет, но устремляется к Богу! Он умоляет Бога дать ему возможность жить. Только что Езекия видел, как ангел божий уничтожил десятки тысяч людей, и вот он просит Бога сохранить его жизнь.

«Езекия отвернулся лицом к стене. Он молился Господу и говорил: «Господи, вспомни, что я преданно служил Тебе всем моим сердцем. Я делал то, что Ты считал правильным». И Езекия горько заплакал». (4Царств 20:2,3)

Езекия устремляется к Богу, чтобы напомнить Богу о том, что он служил Ему всем сердцем и горько плачет. Это ключевой момент нашего изучения о молитве Езекии. Езекия настолько был уверен в своих отношениях с Богом, что он не боится быть открытым с ним о своих чувствах, даже после того, как он услышал весть от пророка божьего – Исайи. Это тот же пророк, после пророчества которого было уничтожено 180 000 человек в войске царя Ассирийского. И теперь этот пророк приходит к Езекии, чтобы сказать, что тот болен смертельной болезнью и что он не поправится, но умрет. И при всем при этом Езекия находит в себе смелость просить Бога о помиловании! И вы знаете, что – это срабатывает! Его слезы достигли Бога и заставили Его изменить Свое решение. Смотрите, что происходит дальше:

«Перед тем, как Исаия вышел из среднего двора, было к нему слово Господа. Господь сказал: «Вернись и скажи Езекии, вождю Моего народа: «Так говорит Господь, Бог твоего предка Давида: Я услышал твою молитву, и увидел твои слёзы. Я вылечу тебя. На третий день ты пойдёшь в храм Господа. Я прибавлю пятнадцать лет к жизни твоей. Я спасу тебя и этот город, от руки царя Ассирийского. Я защищу этот город ради Меня, и ради раба Моего, Давида». (4Царств 20:4-6)

Обратите внимание, что Исайя успел дойти только до среднего двора, как молитва Езекии достигла Бога, после чего мгновенно ответ уже был у пророка (вот, наверное, Исайя был удивлен)! Как быстро Езекия получил ответ, и какой ответ! Жизнь Езекии продлена на целых 15 лет! Бог увидел его слезы и его сердце. Бог очень любил Езекию, да, Он испытывал Его, но каждый раз Езекия удивлял и радовал Бога.

Были моменты, когда Езекия не благодарил Бога за победы и славу, которую Он даровал ему, но он находил в себе силы признавать свои ошибки и раскаиваться в своих грехах. Чем были вызваны эти слезы Езекии, после которых Бог так быстро ответил ему? Было ли это вызвано сожалением о том, что жизнь закончена или же тем, что он сожалел о своей гордости и неблагодарности? Хочется позволить читателю самостоятельно сделать окончательный вывод. Но что известно точно, так это то, что эти слезы очень тронули Бога.

Я бы не стал делать вывод о том, что любые наши слезы трогают Бога, но вот то, что в Библии есть несколько примеров молитв со слезами, заслуживает внимания.

Вот лишь один пример, где сказано, что если нет праведности в сердцах и жизнях, то и слезы не помогут:

«Вы можете рыдать и залить алтарь Господа слезами, но Господь не примет ваши дары и не нужно Ему то, что вы принесёте. Вы спросите: «Почему Господь не принимает наши дары?» Потому что Господь видел, как ты грешил, и Он свидетель против тебя. Он видел, как ты обманывал свою жену. Ты женился на этой женщине в годы юности своей. Она была твоей возлюбленной подругой, а потом стала законной женой, и Господь был тому свидетель». (Малахия 2:13,14)

Вот лишь несколько отрывков, которые пришли на память, говорящие о том, что люди плакали в своих молитвах, плакали перед Богом:

Павел служил Богу со слезами (см. также Филиппийцам 3:18, 2 Коринфянам 2:4, Деяния 20:31,):

«я служил Господу со всей смиренностью и слезами, через многие испытания, выпавшие на мою долю по злоумышлениям иудеев». (Деяния 20:19)

Давид плакал в молитве, вероятно очень часто:

«Всю ночь Тебе я, Господи, молился, моя постель увлажнена слезами. Сочатся слезы с ложа моего, и плач к Тебе меня лишает сил». (Псалом 6:7)

Но что еще интереснее, что Бог может плакать и плачет от боли, которую Ему причиняют люди своими грехами:

«И передай, Иеремия, эту весть: «Глаза Мои наполнены слезами, Я буду плакать день и ночь, Я буду дочь Мою невинную оплакивать, Моих людей оплакивать Я буду, поскольку кто-то поразил их и причинил большую боль». (Иеремия 14:17)

Иисус молился со слезами, вероятно часто:

«При Своей жизни на земле Иисус возносил молитвы и взывал с воплями и слезами к Тому, Кто мог спасти Его от смерти, и услышан Он был, ибо велико было Его почитание Бога». (Послание Евреям 5:7)

Это не все отрывки из Библии, говорящие о слезах преданных Богу людей. В одном из следующих изучений Библии о молитве, мы рассмотрим молитву еще одного человека, который со слезами взывал к Богу и был услышан. Найдите другие самостоятельно, если вам интересна эта тема. Как вы думаете, что показывают наши слезы Богу? Что дают наши слезы нам? Как часто вы плачете в молитве к Богу? Что может тронуть вас до слез в вашей жизни? Трогают ли вас истории описанные в Библии до слез?

Слезы Езекии тронули Бога. Бог настолько был тронут, что изменил Свое решение и продлил жизнь Езекии. Бог отвечает на молитвы. Он видит наши слезы. Он знает, что происходит в наших сердцах и умах. И Он хочет, чтобы мы были праведны перед Ним, следуя Его законам и Его путями.

В ходе этого изучения мы еще раз убедились, что одним из ключей к угодной Богу молитве является праведность. Действительно Бог близок к тем, кто праведен. И «многое может молитва праведного» (Послание Иакова 5:16). Езекия плакал в молитве к Богу, и благодаря своему доверию и преданности Богу он был услышан. Бог был милостив к ошибкам Езекии и внимателен к его искренним молитвам, наполненным слезами.

Не бойтесь просить Бога о самых невероятных вещах, пусть даже они вам кажутся невозможными, верьте в силу молитву и не бойтесь показать Богу ваши слезы…

«Я услышал твою молитву, и увидел твои слёзы…»

Источник

Праведный Езеки ́ я, царь Иудейский

Дни памяти

26 декабря (переходящая) – Неделя святых праотец

2 января (переходящая) – Неделя святых отец

Житие

Пра­вед­ный Езе­кия (721–691 до Рож­де­ства Хри­сто­ва) был сы­ном нече­сти­во­го ца­ря Иудей­ско­го Аха­за. Жизнь пра­вед­но­го Езе­кии опи­са­на в Биб­лии (4 Цар. 18-20).

В 25 лет он стал ца­рем Иудей­ским и цар­ство­вал в Иеру­са­ли­ме 29 лет. Рев­ност­ный по­клон­ник Ис­тин­но­го Бо­га, пра­вед­ный Езе­кия от­крыл для бо­го­слу­же­ния Со­ло­мо­нов храм. Во вре­мя празд­но­ва­ния Пас­хи, на ко­то­рое он со­звал и под­дан­ных Из­ра­иль­ско­го цар­ства, пра­вед­ный Езе­кия по­ве­лел ис­тре­бить идо­лов во всем сво­ем цар­стве, на­пом­нив на­ро­ду о на­ка­за­ни­ях, по­стиг­ших его пред­ков за остав­ле­ние Ис­тин­но­го Бо­га. По­сле это­го идо­ло­слу­же­ние пре­кра­ти­лось не толь­ко в Иудей­ском цар­стве, но и во мно­гих ме­стах цар­ства Из­ра­иль­ско­го. За это Бог из­бав­лял его от вра­гов и ис­пол­нял его про­ше­ния. Так, в 14-й год цар­ство­ва­ния Езе­кии ас­си­рий­ский царь Сен­на­хи­рим, сын Сал­ма­насса­ра, по­бе­див­ше­го из­ра­иль­тян, со­брал­ся во­е­вать про­тив Езе­кии. Ас­си­рий­ский царь взял кре­пость Ла­хис и по­слал вой­ско к Иеру­са­ли­му, тре­буя, чтобы Иудей­ский царь сдал­ся. Пра­вед­ный Езе­кия об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, и Ан­гел Гос­по­день по­ра­зил в ас­си­рий­ском стане 185000 во­и­нов. Вско­ре по­сле от­ше­ствия Сен­на­хи­ри­ма пра­вед­ный Езе­кия за­бо­лел. Сам про­рок Ис­а­ия при­шел к нему по во­ле Бо­га ве­лел сде­лать пред­смерт­ное за­ве­ща­ние. Но си­ла мо­лит­вы пра­вед­но­го Езе­кии бы­ла так ве­ли­ка, что Бог про­длил его жизнь еще на 15 лет. Усерд­на бы­ла его мо­лит­ва, ко­гда он про­сил Бо­га по­мочь ему, но еще пла­мен­нее воз­нес­лась бла­годар­ствен­ная мо­лит­ва. Скон­чал­ся пра­вед­ный Езе­кия в 54 го­да и был с ве­ли­ким по­че­том по­гре­бен в Иеру­са­ли­ме. Па­мять пра­вед­но­го Езе­кии со­вер­ша­ет­ся так­же в Сыр­ную суб­бо­ту.

Источник

Езекия — Хизкияу (Хизкия), царь Иудеи

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Хизкия חזקיהו, 3174-3228 гг. (586-532 гг. до н.э.) — праведный царь Йеуды.

Родился в 3174 г. (586 г. до н.э.), когда его отцу, наследнику иудейского престола Ахазу, было всего одиннадцать лет (Седер адорот). Его матерью была Авия, дочь Зехарьи (II Мелахим 18:2; II Диврей аямим 29:1).

В 3183 г. (577 г. до н.э.) его отец Ахаз взошел на престол Йеуды (II Мелахим 16:1; Седер адорот). В Танахе сказано, что Ахаз «следовал путем царей Израиля (т.е. служил идолам) и даже своего сына провел через огонь» перед идолом Молохом (II Мелахим 16:3) — и этим сыном был Хизкия. Но мать тайно натерла его магической мазью саламандры, защищающей от огня, а иначе бы ребёнок погиб (Санхедрин 63б, Раши).

В 3199 г. (561 г. до н.э.), после смерти Ахаза, Хизкия унаследовал престол (II Мелахим 16:20, 18:1-2; II Диврей аямим 29:1; Седер адорот). По приказу Хизкии останки его отца были волоком провезены на веревочной подстилке по всему Иерусалиму, чтобы этот посмертный позор способствовал искуплению его многочисленных грехов, — и мудрецы Верховного Суда одобрили этот поступок молодого царя (Брахот 10б, Раши; Санхедрин 47а).

Оглавление

Служение в Храме [↑]

В первый же месяц своего правления Хизкия возобновил служение в Храме. В первый день месяца он собрал коэнов и левитов на Храмовой горе, сказав им: «Ныне освятитесь и освятите Дом Г-спода, Б-га ваших отцов, и выбросите скверну из святилища. Ведь наши отцы изменили Ему и творили дурное перед очами Г-спода, Б-га нашего, и оставили Его, и отвернули лица от обители Б-га, и повернулись спиной. Они заперли двери притвора, и погасили светильники, и не воскуряли благовоний, и всесожжений не возносили в святилище Б-га Израиля. …Теперь у меня на сердце заключить союз с Г-сподом, Б-гом Израиля, чтобы отвратил Он от нас пламя Своего гнева». По приказу царя левиты вынесли их Храма все предметы идолопоклонства, — и на шестнадцатый день коэны снова стали приносить заповеданные Торой жертвы Всевышнему (II Диврей аямим 29:3-36, Мальбим).

Праздник Песах [↑]

Вслед за этим Хизкия призвал на праздник Песах в Иерусалим не только всех жителей Йеуды, но и евреев из десяти северных колен. По всей стране были разосланы гонцы с посланиями, в которых от имени царя говорилось: «Дети Израиля! Вернитесь к Г-споду, Б-гу Авраама, Ицхака и Израиля, и Он возвратится к уцелевшим от руки царя Ассирии. …Ведь благ и милосерден Б-г, Всесильный наш, и не отвернет лица от вас, если вы к Нему возвратитесь».

Но в земле десяти колен лишь высмеивали гонцов царя и издевались над ними. На призыв Хизкии откликнулись, кроме колена Йеуды, только часть евреев из колен Ашера, Эфраима, Менаше, Звулуна и Иссахара. И, тем не менее, в Иерусалиме состоялся великий праздник, какого не бывало со времени царя Шломо (там же 30:1-27).

После праздника по приказу царя были уничтожены идолы и срублены кумирные деревья по всей Йеуде, а также в земле Эфраима и Менаше (там же 31:1). Кроме того, Хизкия приказал уничтожить медного змея, сделанного Моше, так как евреи стали почитать это изваяние как божество и совершать перед ним воскурения (II Мелахим 18:4, Радак) — и мудрецы также одобрили этот поступок царя (Брахот 10б; Песахим 56а, Раши).

Книга исцелений [↑]

Стремясь приблизить народ к Творцу, Хизкия изъял из обращения «Книгу исцелений», составленную мудрым царем Шломо. Эта книга, посвященная лечению с помощью различных лекарственных снадобий, оказалась настолько эффективной, что евреи перестали обращаться к Б-гу с молитвой об исцелении. Хизкия предпочел избавиться от этой лекарственной панацеи, чтобы вернуть молитве об исцелении ее изначальный смысл и значение, — и мудрецы одобрили это его решение (Брахот 10б, Раши).

Изучение Торы [↑]

В последующий период Хизкия сумел возвратить весь народ Йеуды не только к выполнению заповедей Творца, но и к серьезному изучению Торы. При этом, понимая глубину духовного падения многих евреев, царь действовал, в том числе, и с помощью принуждения, заставляя заниматься изучением Торы под страхом смерти. Он объявил по всей Йеуде: «Тот, кто не станет заниматься Торой, будет пронзен мечом». Вместе с тем, Хизкия выделил средства из царской казны на освещение домов учения, чтобы евреи могли учиться по вечерам и ночам. Спустя некоторое время провели проверку: от севера страны и до Беэр-Шевы не было ни одного невежественного человека — от края до края страны не нашлось ни одного мужчины, женщины или ребенка, которые не разбирались бы даже в сложнейших законах, связанных с ритуальной нечистотой (Санхедрин 94б).

В Танахе о Хизкии говорится, что «такого, как он, не было среди всех царей Йеуды ни после него, ни до него» — ведь даже Давид совершил серьезное прегрешение, а Хизкия ни в чем «не отступал от Творца» (II Мелахим 18:5-6, Ральбаг). И «во всех делах, что он начинал для служения в Доме Б-га, для соблюдения Торы и заповедей, …он действовал от всего сердца и преуспевал» (II Диврей аямим 31:21).

Первоначально ему сопутствовал также и военный успех: Хизкия разгромил войско филистимлян и преследовал их до Газы (II Мелахим 18:8).

Война с ассирийцами [↑]

Но вскоре ситуация существенно изменилась: в 3205 г. (555 г. до н.э.) ассирийцы захватили земли северных колен, изгнав большинство жителей из страны (там же 18:9-12; Седер адорот). Таким образом, Израиль перестал существовать, а Йеуда осталась один на один с могучим врагом. Когда царь Ассирии Санхерив осадил несколько иудейских городов и направил свое войско к Иерусалиму, Хизкия сумел временно откупиться от ассирийцев, передав им затребованное количество серебра и золота из сокровищниц Храма. Ему даже пришлось снять золотую облицовку с дверей и порогов Святилища (II Мелахим 18:13-16, Радак). Но мудрецы Верховного Суда не одобрили это его решение (Брахот 10б; Песахим 56а).

Кроме того, положившись на рекомендации своих военных советников, Хизкия повелел засыпать водные источники вокруг Иерусалима, и в том числе обильный поток Гихон (Шилоах), чтобы в случае осады ассирийцы страдали от жажды (там же 32:3-4). Но мудрецы не одобрили его решения, так как считали, что в этом отношении ему следовало положиться на защиту Творца (Брахот 10б; Песахим 56а, Раши и Рашаш).

В 3211 г. (549 г. до н.э.) ассирийское войско подошло к Иерусалиму. Стоя под стенами города, предводитель захватчиков еврей-изменник Равшакей во всеуслышание утверждал, что царь Ассирии сильнее Б-га Израиля. Услышав, как враги поносят Всевышнего, Хизкия разорвал на себе одежды, облачился во вретище и пошел в Храм, чтобы просить Б-га об избавлении. В то же время он послал своих советников к величайшему пророку Йеуды Йешае, чтобы вопросить волю Б-га. Пророк заверил царя, что ассирийцам придется снять осаду. И действительно, вскоре Равшакею сообщили, что против ассирийцев выступил царь Куша, и они были вынуждены временно оставить Иерусалим (II Мелахим 18:17-19:9, Раши; Йешая 37:1-9; Санхедрин 60а; Седер адорот).

Заповедь «Плодитесь и размножайтесь» [↑]

Но в 3213 г. (547 г. до н.э.) могучая армия ассирийцев возвратилась к святому городу — теперь уже под предводительством самого царя Санхерива (II Мелахим 18:13; Седер адорот). В те дни Хизкия, который вообще не отличался крепким здоровьем, тяжело заболел, и пророк Йешая предупредил его: «Так сказал Б-г: Сделай завещание своему дому, ибо ты умрешь и не будешь жить — умрешь в этом мире и не будешь жить в Грядущем мире» (II Мелахим 20:1, Раши; Йешая 38:1; Тана девей Элияу раба 8; Оцар Ишей аТанах, Хизкияу).

«За что мне это?!» — спросил Хизкия, и пророк объяснил: «За то, что ты не выполнял заповедь “Плодитесь и размножайтесь” — а у того, кто не постарался выполнить эту заповедь в земном мире, нет удела и в Грядущем мире».

Тогда Хизкия признался: «Мне было открыто в прозрении, что от меня произойдет нечестивый сын» — и именно поэтому он не женился.

Но Йешая возразил: «Что тебе до тайн Творца?! Ты должен был делать то, что заповедано тебе, а Творец сделал бы то, что Ему угодно».

И тогда Хизкия попросил: «Дай мне в жены твою дочь. Может быть, благодаря моим и твоим заслугам у меня родится достойный сын!»

«Поздно. Тебе уже вынесен приговор», — возразил Йешая (Брахот 10а; Зоар 1, 228б).

«Обычно, навещая больного, говорят: “Да сжалятся над тобой с Небес”, — упрекнул царь пророка. — …И даже если понимают, что больной умрет, не говорят ему “…Ты умрешь и не будешь жить” — чтобы тот не пал духом. …Прерви свои предсказания и уходи! Мой пращур Давид учил, что, даже если острие меча уже приставлено к горлу, не следует прекращать молиться о милосердии» (Брахот 10а; Коэлет раба 5:4).

Хизкия повернулся лицом к стене, в сторону Храма, и погрузился в молитву, сказав: «Молю Тебя, Г-споди, вспомни сейчас, как я верно ходил перед Тобою и всем сердцем делал то, что Тебе угодно» — и зарыдал. Во время этой молитвы царь окончательно решил исправить свой грех и, женившись, выполнить заповедь «Плодитесь и размножайтесь» вопреки своему знанию будущего. А через несколько минут к нему возвратился Йешая, который передал ему слова Б-га: «Я услышал твою молитву и увидел твои слезы. Вот, Я исцеляю тебя — на третий день ты войдешь в Дом Б-га. И прибавлю Я к дням твоей жизни пятнадцать лет, и спасу Я тебя и этот город от руки царя Ассирии. Я буду защищать этот город». По указанию пророка положили компресс из сушенных смокв на место воспаления, от которого умирал Хизкия, — и через три дня царь исцелился (II Мелахим 20:2-7; Йешая 38:2-21; Зоар 1, 228б).

А на исходе трех дней, в ночь на 15 нисана, в первую ночь праздника Песах, в стане ассирийцев началась губительная эпидемия, скосившая 185 тысяч воинов (II Мелахим 19:35; Седер олам раба 23). Это произошло в час, когда Хизкия изучал Тору вместе с пророком Йешаей (Шохер тов 22:2; Оцар Ишей аТанах, Хизкияу).

Наутро Санхерив с небольшой кучкой уцелевших приспешников в панике бежал в Ниневию, где вскоре был убит своими сыновьями (II Мелахим 19:36-37).

Избавление от ассирийцев пришло в заслугу того, что Хизкия сумел возвратить весь народ Израиля к изучению и соблюдению законов Торы (Санхедрин 94б).

Машиах [↑]

В Талмуде указывается, что Хизкия мог бы стать царем-Машиахом, который привел бы народ Израиля к конечному избавлению, — и тогда бы нашествие Санхерива рассматривалось как война с Гогом из страны Магог. Но поскольку Хизкия не воспринял избавление от Санхерива с должной благодарностью к Творцу, это предопределение не было реализовано (Санхедрин 94а, Раши). Парадоксальным образом Хизкию подвела сила его веры: он настолько был уверен в заступничестве Творца, что воспринял и свое исцеление, и гибель ассирийцев почти как должное. А, кроме того, он ошибочно посчитал, что изучение Торы, которым он занят, вполне может заменить благодарственную песнь за совершенные Творцом чудеса (Шир аширим раба 4:19, Эц Йосеф).

Среди военной добычи, брошенной ассирийцами у стен Иерусалима, был найден трон Шломо, вывезенный Санхеривом из Египта, — и теперь Хизкия воссел на престол своего великого пращура (Мидраш Аба Гурьён 1; Оцар Ишей аТанах, Хизкияу; Мидрешей корот амейну 1, 2).

После своего выздоровления царь взял в жены дочь пророка Йешаи — Хевци-Ва, и в 3216 г. (544 г. до н.э.) у них родился сын-первенец Менаше (II Мелахим 20:21-21:1; Седер адорот; Седер адорот акацар с. 45-46).

Вскоре после этих событий Иерусалим посетили дружественные посланцы царя Вавилона — они приехали проведать Хизкию, полагая, что он еще болен. Царь гостеприимно показал посланцам из далекой страны все сокровищницы и хранилища своего дворца, — и даже сокровища Храма (II Мелахим 20:12-13, Раши). Преисполнившись гордыни, Хизкия приоткрыл перед ними ковчег и, указав на скрижали, пояснил: «С этим мы идем на битву и побеждаем!» (Ялкут Шимони, Лех 15, 77).

Узнав об этом поступке царя, пророк Йешая предрек ему: «Выслушай слово Б-га: Вот придут дни, и всё что есть в твоем доме и всё, что собрали твои отцы до сего дня, будет унесено в Вавилон, не останется ничего, — сказал Б-г. — И потомков твоих, которых ты породишь, они угонят, и будут те слугами во дворце царя Вавилона» (II Мелахим 20:12-19, Раши). Хизкия был наказан как за проявленную гордыню, так и за то, что с радостью пригласил иноверцев за свой стол, ведь, по определению Талмуда, «каждый приглашающий идолопоклонников в свой дом и обслуживающий их за своим столом, способствует изгнанию своих потомков» (Санхедрин 104а; Тана девей Элияу раба 8).

В последний период жизни Хизкия записывал пророчества Йешаи и собирал их в книгу, которая была завершена его учениками уже после его смерти (Бава батра 15а, Раши).

Хизкия умер в 3228 г. (532 г. до н.э.) В час погребения мудрецы положили рядом с его телом свиток Торы, сказав: «Он выполнил всё, что здесь написано».

Похоронен в усыпальнице царей дома Давида — рядом с погребальными склепами самого Давида и его сына Шломо (II Мелахим 20:21; II Диврей аямим 32:33, Радак; Бава кама 16б-17а; Седер адорот).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *