Кто такой гарин михайловский
Кто такой гарин михайловский
Такое ощущение,что писала не Ольга Г. скаждым романом хуже и хуже.Как буд-то муза у автора ушла.
Призванный (СИ)
Решила попробовать что-то новенькое для себя. И мне понравилось. Конечно, было необычно, но это тебе не любовный роман. Здесь культивация, а я хоть и редко, но читаю манхвы с такой тематикой. С начала было
Гарин-Михайловский Николай
Об авторе
Родился Николай 20 февраля 1852 года в семье с дворянскими корнями. Образование в биографии Гарина-Михайловского было получено в Ришельевской гимназии Одессы. Затем же поступил в Петербургский институт путей сообщений. Следующие несколько лет провел в Болгарии, затем в Самарской губернии.
Позже в биографии Н.Г. Гарина-Михайловского было принято решение принимать участие в постройке Транссибирской железнодорожной магистрали. Группа, которой руководил Гарин-Михайловский, выбирала путь для прокладки магистрали (а именно – железнодорожного моста). Было принято решение строить поблизости современного Новосибирска, а район поблизости Томска не утвердили.
Писатель много путешествовал по Дальнему Востоку, после чего появились его описания «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Скончался Гарин-Михайловский 10 декабря 1906 года.
Биография из другого источника
Он не раз скрывал в своем имении подпольщиков, хранил нелегальную литературу, в частности «Искру». В годы первой русской революции через A.M. Горького передавал крупные суммы в партийную кассу.
В декабре 1905 года, находясь в Маньчжурии как военный корреспондент, Николай Георгиевич участвовал в работе по распространению в армии революционно-пропагандистских изданий.
Не случайно с 1896 года за ним устанавливается строжайший негласный надзор, который с того времени продолжался до его кончины.
Царский режим не жаловал ярких самородков, подобных Гарину-Михайловскому. Его дважды увольняли из системы Министерства путей сообщения, травили, держали под надзором полиции. При жизни к нему пришла слава как к писателю Н. Гарину. А сейчас он известен и как выдающийся инженер-созидатель, беззаветный русский просветитель.
Гарин выступил в литературе как реалист. В рассказах 90-х («На ходу», 1893, «Деревенские панорамы», 1894, и др.) рисовал образы технической интеллигенции и рабочих, проводя идею необходимости рационального устройства жизни («Вариант», 1888, изд. 1910; «На практике», 1903, и др.). Наиболее значительным произведением Гарина явилась тетралогия, охарактеризованная критиками как «целая эпопея» русской жизни: «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубликовано посмертно, 1907). Она посвящена судьбам молодого поколения «переломного времени». Автор нарисовал эволюцию главного героя — Темы Карташева, который под влиянием национальной среды отказывается от нигилистических утопий юности и превращается в добропорядочного русского человека. Результатом многочисленных путешествий Гарина явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899), «Вокруг света» (1902), в которых Гарин с большой симпатией отзывался о талантах и трудолюбии китайского и корейского народов, развенчивал теорию «неполноценности желтой расы». В 1898, находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (изд. 1899). В н. 1900-х сотрудничал в издательстве «Знание», но в смуте 1905 участия не принимал.
Н Гарин-Михайловский. Писатель и инженр. Глава 1
НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ
ИНЖЕНЕР-ИЗЫСКАТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ
Николай Георгиевич Га- рин-Михайловский родился 20 февраля 1852 года в се- мье потомственного воен- ного дворянина Херсонской губернии – Георгия Ан- тоновича Михайловского. Георгий Антонович служил в уланах и во время Вен- герской кампании отличил- ся, остановив с эскадроном каре венгерцев. Герой дня, получивший лишь лёгкую рану, был награждён орде- ном Святого Георгия чет- вёртой степени.
После завершения вен- герской кампании он был представлен с «Образцовой командой» императору Николаю Первому, и государь зачислил его в лейб-гвардии Уланский полк. Позже император был воспреемником, то есть крёстным отцом всех старших детей Георгия Антоновича, включая и Николая. В свою очередь, Георгий Антонович крестил старших детей импе-
ратора, включая будущего императора – Николая Второго. 113
Случайный пропуск- считать далее
Через несколько лет Г.А. Михайловский вышел в отставку в чине генерала лейб-гвардии Уланского полка.
Мать писателя, Глафира Николаевна Цветинович, была ро- дом из дворянской семьи
Цветиновичи – это знаменитая одесская семья. Прадед Глафиры Николаевны подполковник Ново-Сербского полка стал в 1760 году героем семилетней войны. Её дед в 1776 году был градоначальником приднестровского города Дубос- сары. Позже, в 1800–1810 годах он был судьёй и педводите- лем дворянства.
Детские годы Николай Георгиевич (в дальнейшем мы будем для краткости именовать его «Н.Г.») провёл в красивом курорт- ном городе Одесса, куда его отец переселился, выйдя в отставку. Он купил в Одессе дом и недалёко от города поместье.
По традиции дворянских семей начатки образования Коля получил дома, под руководством своей матери Глафиры Нико- лаевны, женщины образованной, отдававшей много сил и вни- мания воспитанию своих детей.
Затем, после недолгого пребывания в немецкой школе, он поступил в Одесскую Решильевскую гимназию. Там подросток особенно увлёкся математикой и словесностью, много читал. В его классных сочинениях уже были заметны блёстки несомнен- ного литературного дарования.
Хотя Гарин родился в дворянской семье, он с детства тянулся к сверстникам – детям бедняков, ремесленников и рыбаков.
Полученные в детские годы наблюдения и переживания лег- ли в основу первой автобиографической книги Н.Г., которая позднее получила название «Детство Тёмы».
Эта повесть была подписана псевдонимом «Гарин». Интересна история появления этого псевдонима.
Однажды Н.Г. сидел у себя в кабинете со своим другом, раз-
мышляя, какой же придумать себе псевдоним.
Вдруг в кабинет зашёл его маленький сын – Гари. Он подо-
114
шёл к отцу, сел ему на колени и, обнял его, сказал: «Гарин папа, Гарин».
– Никто твоего папу не заберёт, – сказала ему мама и увела сына.
«Гарин, Гарин», – подумал писатель про себя.
– А может, взять такой псевдоним – Гарин? – спросил он дру- га. С этого момента он стал Николай Георгиевич Гарин-Михай- ловский.
В повести «Детство Тёмы» показано, как существующая порочная система семейного воспитания уродует и калечит личность ребёнка, как постепенно, с самого раннего детства, в нём вытравляются и искажаются присущие натуре ребён- ка положительные качества. Мальчик Тёма Карташов наде- лён многими чертами характера, которые, при естественном и правильном их развитии, сделали бы из него настоящего человека – деятельного, отзывчивого к нуждам людей. Ведь Тёма смел, активен, полон расположения и симпатии к окру- жающим. Бьющая в нём ключом энергия ищет выхода, про- являясь в выдумках и проказах. Но даже эти, такие естествен- ные в его возрасте порывы, являются источником серьёзных и даже тяжёлых для восьмилетнего ребёнка переживаний, первых разочарований в людях и притом в людях, самых близких. Отец Тёмы, генерал в отставке Николай Семёнович Карташов, – выученик николаевской армии, чуждый всяких педагогических тонкостей. Физическое наказание – порка, которой подвергает Тёму отец, вызывает у мальчика чувство панического страха перед ним, даже ненависти. Страх, от- чуждённость, первые поползновения к лжи и обману, как к средствам избежания строгого наказания – таковы следствия педагогической системы генерала Карташова.
Добрым гением семьи выступает в «Детстве Тёмы» его мать – Аглая Васильевна Карташова. Она умна, образованна, ребё- нок для неё – это маленький человек, который требует к себе внимания, уважения, ласки. Армейские приёмы мужа вызы-
115
вают у неё возмущение и не- годование.
«Детство Тёмы» написано так живо и непосредствен- но, что заставляет читателей переживать, эпизод за эпи- зодом, все моменты детской жизни его героя.
Продолжением повести «Детство Тёмы» стала по- весть «Гимназисты», в кото- рой писатель рассказывает о школьных годах Тёмы. В этой повести показано убий- ственное равнодушие школы к индивидуальности ребён- ка, заведомое желание ви- деть в ребёнке потенциаль- ного преступника – с этими
проблемами и столкнулся гимназист Тёма в свои школьные годы. В основу этих книг легли личные детские переживания Гарина-Михайловского.
В 1871 году, после окончания гимназии, Н.Г. поступил на юридический факультет Петербургского университета, но отучился здесь лишь один год. Провалившись на экзамене, молодой человек решил, что «лучше быть хорошим ремес- ленником, чем плохим юристом». Он бросил университет и в 1872 году поступил в Институт Путей Сообщения. Но и здесь он не слишком утруждал себя учёбой. Много лет спустя он признавался, что принадлежал к числу так называемых «об- лыжных» студентов, вторые видели цель обучения не в при- обретении прочных теоретических знаний, а только лишь в получении диплома, дающего право работать по специаль- ности.
116
созидать, и Н.Г. очень этим гордился. В 1879 году «За отлич- ное исполнение поручений в минувшую войну» он был на- граждён орденом.
Весной 1879 года молодой инженер, не имевший практи- ческого опыта в железнодорожном строительстве, чудом смог получить престижную работу на строительстве Бендеро-Га- лацкой железной дороги, которое вела компания известного концессионера Самуила Полякова. Н.Г. быстро зарекомен- довал себя с самой лучшей стороны, начал продвигаться по службе и зарабатывать хорошие деньги.
Зимой 1879/80 г. Н.Г. служил в Министерстве путей сообще- ния. Весной 1880 года он участвовал в строительстве порта в Ба- туми, отвоёванного у Турции во время Русско-турецкой войны. Затем Н.Г. был помощником начальника участка на строитель- стве железной дороги Батуми – Самтредиа – Поти Тифлисской железной дорги.
Служба здесь была опасной: в окрестных лесах скрывались шайки разбойников-турок. Они совершали нападения на строи- телей. Позже Н.Г. вспоминал случай, когда пятерых десятников на его дистанции «перестреляли и перерезали местные турки». После окончания этого строительства Н.Г. был переведён на работу начальником дистанции Бакинского участка Закавказ- ской железной дороги. Он выделялся щепетильной честностью и болезненно воспринимал стремление многих своих коллег к личному обогащению, к получению взяток. Поэтому в конце 1880 года он подал в отставку по собственному желанию, с объ- яснением причин такого решеия: «За полной неспособностью сидеть между двумя стульями: с одной стороны интересы госу- дарства, а с другой – личные, собственные».
В 1883 году жизнь Н.Г. резко изменилась: он купил за 75 тысяч имение Гундоровка в Богурусланском уезде Самарской губернии и поселился вместе с женой в помещичьей усадьбе. Супруги, которые имели к этому времени уже двух маленьких детей, провели здесь 2,5 года.
118
Как известно, в ходе реформ 1861 года крестьянские общины получили часть помещичьих земель в коллективное владение, но крупными землевладельцами оставались дворяне. Бывшие крепостные сплошь и рядом были вынуждены, чтобы прокор- миться, обрабатывать помещичьи земли в качестве наёмных работников за ничтожную плату. Во многих местах экономиче- ское положение крестьян после реформы только ухудшилось. Располагая довольно значительным оборотным капиталом – около 40 тысяч рублей, Н.Г. намеревался создать в Гундоровке образцовое сельское хозяйство на помещичьих землях. За обра- зец для подражания он взял находившееся в сорока верстах от Гундоровки поселение немцев-колонистов, в котором на тех же почвах получали баснословный, по понятиям русских мужиков, урожай: «Сам-тридцать».
Супруги Михайловские надеялись поднять благосостояние местных русских крестьян: научить их грамотно обрабатывать землю и поднять общий уровень их культуры. Кроме того, Н.Г. считал одной из своих важнейших задач изменение сложив- шейся на селе системы общественных отношений. Программа его была проста: «Восстановление общины, уничтожение ку- лаков». Очень много дел в деревне пришлось и на долю На- дежды Валериевны, жены Н.Г.: она лечила местных крестьян разными употребительными средствами и устроила школу, где занимались мальчики и девочки деревни. Через два года она имела уже 50 учеников и у неё появились два помощника из молодых парней, которые окончили сельскую школу в бли- жайшем большом селе.
В отношении чисто экономическом дела шли превосходно. Однако мужики с неверием и ропотом встречали все нововведе- ния доброго помещика, и ему приходилось постоянно преодоле- вать сопротивление этой инертной массы. А с местными кулака- ми он вступил в открытый конфликт, результатом которого стала серия поджогов. Сперва Н.Г. лишился мельницы и молотилки, а затем всего урожая.
120
Николай Гарин-Михайловский — о писателе
Информация
Биография
Николай Георгиевич Михайловский — русский инженер, писатель и путешественник, который публиковался под псевдонимом Н. Гарин.
Он учился в одесской Ришельевской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. Прослужив около 4 лет в Болгарии и при постройке Батумского порта, он решил «сесть на землю» и провел 3 года в деревне, в Самарской губернии, но хозяйничанье не на обычных началах не пошло на лад, и он отдался железнодорожному строительству в Сибири.
Совершил кругосветное путешествие с июль по декабрь 1898 г.
На литературное поприще выступил в 1892 г. имевшей успех повестью «Детство Темы» («Русское Богатство») и рассказом «Несколько лет в деревне»…
Николай Георгиевич Михайловский — русский инженер, писатель и путешественник, который публиковался под псевдонимом Н. Гарин.
Он учился в одесской Ришельевской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. Прослужив около 4 лет в Болгарии и при постройке Батумского порта, он решил «сесть на землю» и провел 3 года в деревне, в Самарской губернии, но хозяйничанье не на обычных началах не пошло на лад, и он отдался железнодорожному строительству в Сибири.
Совершил кругосветное путешествие с июль по декабрь 1898 г.
В сентябре 1906 г., вернувшись из Маньчжурии, Михайловский обосновался в Петербурге. Активно участвовал в литературной и общественной жизни столицы. Входил в редакцию большевистского журнала «Вестник жизни», в котором сотрудничал вместе с А. В. Луначарским, В. В. Воровским, В. Д. Бонч-Бруевичем. Скоропостижно скончался 10 (27) декабря 1906 г. от паралича сердца во время заседания редакции, где в тот день читался и обсуждался его драматический этюд «Подростки».
Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский: всё о жизни писателя
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906) – знаменитый русский путешественник и инженер. Также внес свой вклад в литературу. В биографии Гарина-Михайловского имеется немало интересных, значимых событий.
Краткая биография – Гарин-Михайловский
Вариант 1
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, русский писатель родился 8(20).02.1852 года в семье военного в тогдашнем Петербурге.
1878 года оканчивает петербургский институт путей сообщения. Имел успех в инженерии, построил немало больших железнодорожных полотен.
В восьмидесятых годах селится в собственном имении, находящимся в Самарской губернии и увлекается народничеством.
Его задумка начать социальное реформирование терпит крушение, и Гарин начинает сотрудничество с марксистскими изданиями, материально поддерживает большевицкое движение.
В литературе его больше воспринимают как демократа и реалиста. В своих рассказах, написанных в девяностых годах, Гарин-Михайловский вырисовывает лики рабочих и технической интеллигенции, показывает картину расслоения деревни.
Самыми запоминающимися и значительными в литературном плане стали его произведения, написанные в период с 1892 по 1907 годы. Это тетралогия «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Автор раскрывает в них разные молодые судьбы, которым выпало жить в переломное время.
Николай Гарин проводил много времени в путешествиях, результаты которых также не могли, не отобразится на его творчестве. Так, в 1899 году выходят его очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». В этом же году издается сборник «Корейские сказки» написанный в путешествии по Корее в 1898.
В последние годы жизни (в начале 1900‑х годов) работает в «Знании» Максима Горького.
Не стало Николая Георгиевича Гарина-Михайловского 10 декабря 1906 года. Он умер в Петербурге, где и родился.
Вариант 2
Гарин-Михайловский (настоящее имя и фамилия Николай Георгиевич Михайловский) родился 8 февраля (20 февраля по новому стилю) 1852 года в Петербурге, в семье военного. В 1878 году будущий писатель окончил институт путей сообщения в Петербурге, работал инженером на строительстве крупных железных дорог. Увлекался идеями народничества, проповедовал идеи реформаторства, работал в марксистских изданиях.
В литературном творчестве проявил себя как реалист. Наибольшую известность получили его произведения «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубл. 1907). В них писатель раскрывал судьбы молодых представителей интеллигенции нового времени. Много путешествовал, свои впечатления оформил во многих произведениях, например, в путевых очерках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899) и др. Умер Гарин-Михайловский 27 ноября (10 декабря) 1906 года.
Вариант 3
Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (8 февраля (20 февраля) 1852, Санкт-Петербург — 27 ноября (10 декабря) 1906, там же) — русский писатель.
Гарин – псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского. Он учился в одесской Ришельевской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. Прослужив около 4 лет в Болгарии и при постройке Батумского порта, он решил «сесть на землю» и провёл 3 года в деревне, в Самарской губернии, но хозяйничанье не на обычных началах не пошло на лад, и он отдался железнодорожному строительству в Сибири.
На литературное поприще выступил в 1892 г. имевшей успех повестью «Детство Тёмы» («Русское Богатство») и рассказом «Несколько лет в деревне» («Русская Мысль»). В «Русском Богатстве» он напечатал затем «Гимназисты» (продолжение «Детства Тёмы»), «Студенты» (продолжение «Гимназистов»), «Деревенские панорамы» и др. Рассказы Гарина выходили отдельными книгами. Собрание сочинений вышло в 8 томах (1906–1910); отдельно издано также: «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» и «Корейские сказки». Как специалист-инженер, Гарин горячо отстаивал в «Новом Времени», «Русской Жизни» и других изданиях постройку дешёвых железных дорог.
Наиболее известное из произведений Гарина – трилогия «Детство Тёмы», «Гимназисты» и «Студенты» – задумано интересно, исполнено местами талантливо и серьёзно. «Детство Тёмы» – лучшая часть трилогии. У автора есть живое чувство природы, есть память сердца, с помощью которой он воспроизводит детскую психологию не со стороны, как взрослый, наблюдающий ребенка, а со всею свежестью и полнотою детских впечатлений; но у него совсем нет уменья отделять типичное от случайного.
Автобиографический элемент слишком им владеет; он загромождает рассказ эпизодами, нарушающими цельность художественного впечатления.
Больше всего отсутствие типичности заметно в «Студентах», хотя и в них есть очень живо написанные сцены.
Скоропостижно скончался в Петербурге во время заседания в редакции легального большевистского журнала «Вестник жизни» от паралича сердца. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Полная биография Гарина-Михайловского
Н. Г. Гарин-Михайловский известен нам в большей степени как писатель. Его знаменитая тетралогия «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры» стала классикой. Но это был и талантливый инженер-путеец (не зря его называли – «рыцарем железных дорог»), журналист, бесстрашный путешественник, воспитатель. Предприниматель и меценат XIX – началаXX вв. Савва Мамонтов сказал о нем: «Талантлив был, во все стороны талантлив». Отмечая его большое жизнелюбие, русский писатель А. М. Горький называл его «веселым праведником».
Н. Г. Гарин-Михайловский нам интересен еще и тем, что жизнь и творчество его связаны с Южным Уралом. Он принимал участие в строительстве Самаро-Златоустовской и Западно-Сибирской железных дорог. Жил несколько лет в Усть-Катаве, где родился его сын Георгий (Гаря), какое-то время – в Челябинске. Николай Георгиевич посвятил уральцам «Путевые очерки», очерк «Вариант», повесть «Лешее болото», рассказы «Бродяжка», «Бабушка».
В Челябинске есть улица имени Гарина-Михайловского, на старом здании железнодорожного вокзала в 1972 г. установлена мемориальная доска с его барельефом (скульптор М. Я. Харламов). Установлена мемориальная доска и на станции Златоуст (2011).
Начало жизни Гарина-Михайловского
Николай Георгиевич родился 8 февраля (20 февраля – по-новому стилю) 1852 г. в Петербурге, в семье известного генерала и потомственного дворянина Георгия Михайловского. Генерал был так уважаем царем, что сам Николай I стал крестным отцом мальчика, которого назвали в его честь. Вскоре отец ушел в отставку, переехал с семьей в Одессу в свое имение. Николай был старшим из девяти детей. В доме была жесткая система воспитания. Писатель рассказал о ней в своей знаменитой книге «Детство Темы». Когда мальчик подрос, его отдали в известную в Одессе Ришельевскую гимназию.
Окончив ее, поступил в Петербургский университет на юридический факультет (1871), но учеба не задалась, и на следующий год Николай Михайловский блестяще сдал экзамены в Петербургский институт инженеров путей сообщения и никогда об этом не пожалел, хотя работа у него была невероятно трудной. Был момент, когда он чуть не погиб: будучи студентом на практике в Бессарабии, работал кочегаром на паровозе. В одну из поездок с непривычки очень устал, и машинист, пожалев парня, стал за него бросать в топку уголь. От усталости оба уснули в дороге. Паровоз шел неуправляемым. Только чудом спаслись.
Работа Николая Михайловского на железной дороге
После окончания института он строил железную дорогу в Болгарии, потом был направлен на работу в Министерство путей сообщения. В 27 лет женился на дочери Минского губернатора Надежде Валериевне Чарыковой. Она намного пережила мужа, написала о нем воспоминания. В Министерстве Михайловский проработал недолго, попросился на строительство Батумской железной дороги в Закавказье, там пережил ряд приключений (нападение разбойников – турков).
Это время описано им в рассказе «Два мгновения». На Кавказе Михайловский всерьез столкнулся с казнокрадством, не мог с ним смириться. Решил круто изменить свою жизнь. В семье уже было двое детей. Николай Георгиевич купил имение в Самарской губернии, в 70 км от железной дороги, рядом с нищей деревней Гундуровкой.
Несколько лет в деревне
В Новый год устраивали для крестьянских детей елки, одаривали подарками. В первый же год получили прекрасные урожаи. Но крестьяне отнеслись к этим добрым делам Михайловского как к чудачествам барина, обманывали его. Соседние помещики приняли нововведения в штыки, сделали все, чтобы свести на нет труды Михайловского: сгорела мельница, был уничтожен урожай… Он продержался три года, почти разорился, разочаровался в своем деле: «Так вот, чем кончилось мое дело!». Оставив за собой дом, семья Михайловских уехала из деревни.
Позже, уже в Усть-Катаве, Михайловский написал очерк «Несколько лет в деревне», где проанализировал свою работу на земле, понял свои ошибки: «Я тащил их (крестьян – авт.) в какой-то свой рай… образованный человек, а действовал, как невежда… я хотел повернуть реку жизни в другое русло».
Уральский период жизни Михайловского
Михайловский вернулся к инженерному делу. Был назначен на строительство железной дороги Уфа–Златоуст (1886). Вел изыскательские работы. Впервые в истории строительства железных дорог в России были такие трудности: горы, горные речки, болота, бездорожье, жара и мошкара летом, морозы зимой. Особенно сложным был участок Кропачево – Златоуст. Позже в статье «Несколько слов о Сибирской железной дороге» Михайловский писал: «8 % изыскателей навсегда сошли со сцены главным образом от нервного расстройства и самоубийств. Это процент войны».
В некоторых очерках, например, Т. А. Шмаковой «Гарин-Михайловский Николай Георгиевич» (Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2002 / сост. И. Н. Пережогина [и др.]. Челябинск, 2002. С. 60–63) о Гарине-Михайловском рассказывалось, что он проектировал и построил между Кропачево и Златоустом тоннель, но не уточнялось, что тоннель не для поездов, а для реки, чтобы не строить два дорогостоящих моста. На Южном Урале нет тоннеля на железной дороге.
Он составил проект более дешевого строительства, но начальство не было заинтересовано в этом. Николай Георгиевич отчаянно боролся за свои предложения, послал в Министерство путей сообщения телеграмму в 250 слов! Неожиданно его проект утвердили и назначили начальником участка. Историю этой борьбы Николай Георгиевич описал в очерке «Вариант», когда жил в Усть-Катаве.
Автор узнаваем в образе инженера Кольцова. Прочитал жене и сразу порвал. Она тайно собрала клочки, склеила. Напечатали произведение, когда Гарина-Михайловского уже не было в живых. Чуковский написал об этом очерке: «Так увлекательно писать о работе в России еще не умел ни один беллетрист». В Челябинске этот очерк издавали в 1982 г.
В письме к жене со строительства железной дороги в 1887 г. рассказывал: «… Я весь день в поле с 5 утра и до 9 вечера. Устаю, но бодр, весел, слава богу, здоров…».
Он не обманывал, говоря о веселости и бодрости. Николай Георгиевич был человеком очень энергичным, быстрым, обаятельным. Горький позже писал о нем, что Николай Георгиевич «принимал жизнь, как праздник. И бессознательно заботился, чтобы и другие так жизнь принимали». Коллеги и друзья называли его «Божественным Никой». Очень любили рабочие, говорили: «Все сделаем, батюшка, только прикажи!».
Из воспоминаний сотрудника: «…Чувство местности у Николая Георгиевича было удивительное. Продираясь на лошади по тайге, утопая в болотах, он будто с птичьего полета безошибочно выбирал наиболее выгодные направления. А строит он, как волшебник». И, как будто он отвечает на это в письме к жене: «Про меня говорят, что я чудеса делаю, и смотрят на меня большими глазами, а мне смешно. Так мало надо, чтобы все это делать. Побольше добросовестности, энергии, предприимчивости, и эти с виду страшные горы расступятся и обнаружат свои тайные, никому не видимые, ни на каких картах не обозначенные ходы и проходы, пользуясь которыми можно удешевлять и сокращать значительно линию».
И можно привести много примеров «удешевления» строительства дороги: очень сложный участок на перевале у станции Сулея, отрезок дороги от станции Вязовая до разъезда Яхино, где надо было делать глубокие выемки в скалах, строить мост через реку Юрюзань, проводить реку в новое русло, насыпать вдоль реки тысячи тонн грунта… Тот, кто проезжает станцию Златоуст, не перестает удивляться железнодорожной петле, придуманной Николаем Георгиевичем. Он был в одном лице: талантливый изыскатель, не менее талантливый проектировщик и выдающийся строитель железных дорог.
Зимой 1887 г. Николай Георгиевич поселился с семьей в Усть-Катаве. К сожалению, дом, где жили Михайловские, не сохранился. На кладбище у церкви есть маленький памятник. Здесь похоронена дочка Николая Георгиевича – Варенька. Она прожила всего три месяца.
8 сентября 1890 г. пришел первый поезд из Уфы в Златоуст. В городе было большое торжество, где с речью выступал Николай Георгиевич. Тогда правительственная комиссия отмечала: «Уфа – Златоустовская дорога… может быть признанной одной из выдающихся дорог, построенных русскими инженерами. Качество работ … может быть признано образцовым». За работу на строительстве дороги Николай Георгиевич был награжден орденом Святой Анны.
Николай Георгиевич жил в Челябинске в 1891–1892 гг. Он был связан с Управлением строительства Западно-Сибирской железной дороги. Оно находилось в двухэтажном доме по улице Труда между зданием, где сегодня расположен Музей истории Челябинска (д. 98) и памятником Прокофьеву. Его снесли в 1980‑е гг. Поселка, где был дом Михайловского, давно нет на карте города. Сейчас здесь расположено высотное здание ГИПРОМЕЗа.
Писатель Гарин-Михайловский
Зимой 1890–1891 гг. тяжело заболела Надежда Валериевна. Михайловский оставил работу, увез семью в деревню Гундуровку, где было легче прожить. Жена поправилась. Николай Георгиевич на досуге начал писать воспоминания о детстве («Детство Темы»). Ранней весной 1891 г., в самую распутицу к ним приехал из Петербурга неожиданный и редкий гость – уже известный писатель Константин Михайлович Станюкович. Оказывается, к нему попала рукопись Николая Георгиевича «Несколько лет в деревне», он был ею очарован. Приехал в такую даль и глушь, чтобы познакомиться с автором, предложить напечатать статью в журнале «Русская мысль».
Разговорились, Станюкович спросил, нет ли еще чего-нибудь написанного. Михайловский стал читать рукопись о детстве. Станюкович горячо ее одобрил, предложил быть ее «крестным отцом», но попросил придумать псевдоним, т. к. главным редактором «Русской мысли» в то время был однофамилец Михайловского. Долго думать не пришлось, потому что в комнату вошел годовалый сын Гаря, очень недружелюбно смотрел на незнакомца. Николай Георгиевич взял сына на колени и стал успокаивать: «Не бойся, я Гарин папа». Станюкович сразу ухватился: «вот и псевдоним – Гарин!». Первые книги выходили под этим именем. Позже появилась двойная фамилия Гарин-Михайловский.
Летом 1891 г. Михайловский был назначен руководителем изыскательской партии по подготовке строительства Западно-Сибирской магистрали, на участке Челябинск – Обь. Опять поиски наиболее удачных и удобных вариантов в прокладке дороги. Это он настоял, чтобы мост через Обь был построен у села Кривощеково. Николай Георгиевич тогда писал: «Пока здесь в следствии отсутствия железных дорог все спит… но когда-нибудь ярко и сильно сверкнет еще здесь, на развалинах старой – новая жизнь…». Он как будто знал, что на месте маленькой станции возникнет город Новониколаевск, который затем станет огромным городом Новосибирском. Большая площадь у новосибирского вокзала носит имя Гарина-Михайловского. На площади установлен памятник Николаю Георгиевичу.
Пока Николай Георгиевич занимался строительством железной дороги, к нему пришла литературная слава. В 1892 г. журнал «Русское богатство» печатает повесть «Детство Темы», а чуть позже «Русская мысль» – сборник очерков «Несколько лет в деревне». О последнем произведении А. П. Чехов писал: «Раньше ничего подобного не было в литературе в этом роде и по тону и, пожалуй, искренности. Начало немножко рутинно и конец приподнят, но зато середка – сплошное наслаждение. Так верно, что хоть отбавляй». К нему присоединяется писатель Корней Чуковский: «…Несколько лет в деревне» читается, как сенсационный роман, у Гарина даже разговоры с приказчиком о навозе волнуют, как любовные сцены».
Гарин-Михайловский переехал в Петербург, взялся за издание журнала, купил «Русское богатство», заложив свое имение (1892). В первом же номере поместил рассказы Станюковича, Короленко, Мамина-Сибиряка, которые стали его друзьями.
Гарин-Михайловский много работал: пишет продолжение «Детства Темы», статьи о строительстве железных дорог, о казнокрадстве, борется за государственное обеспечение строительства, подписывается под ними «инженер – практик». Министр железных дорог знает, кто пишет неугодные ему статьи, грозит уволить Михайловского из системы железных дорог. Но, как инженер, Гарин-Михайловский уже известен. Без работы он не остается. Проектирует железную дорогу Казань – Сергиевы воды.
Работа не позволяла ему сидеть за письменным столом, он пишет на ходу, в поезде, на клочках бумаги, бланках, конторских книгах. Иногда рассказ сочинялся за одну ночь. Очень волновался, посылая свое произведение, крестил его. Потом мучился, что не так написал, с разных станций телеграммами посылает поправки. Гарин-Михайловский – автор не только знаменитой тетралогии, но и повестей, рассказов, пьес, очерков.
Но самой известной и самой дорогой для него стала повесть «Детство Темы» (1892). Эта книга не только воспоминания о собственном детстве, но и размышления о семейном, нравственном воспитании человека. Он помнил жестокого отца, карцер в их доме, порки. Мать защищала детей, говорила отцу: «щенков Вам дрессировать, а не детей воспитывать». Отрывок из «Детства Темы» вышел под названием «Тема и Жучка» и стал одной из первых и любимых книг детей многих поколений в нашей стране.
Продолжение «Детства Темы» – «Гимназисты» (1893). И эта книга во многом автобиографична, «все взято прямо из жизни». Цензура протестовала против ее издания. В ней Гарин-Михайловский пишет, что гимназия превращает детей в тупиц, коверкает души. Кто-то назвал его повести «бесценным трактатом о воспитании… как не нужно воспитывать». Книги тогда произвели на читателей, особенно на педагогов, огромное впечатление.
Посыпался поток писем. Гарин-Михайловский вложил в уста своего героя из «Гимназистов» (учителя Леонида Николаевича) свое отношение к образованию: «Говорят, заводить речь об образовании поздно, говорят, это старый и скучный вопрос, давно решенный. Я не согласен с этим. Нет решенных вопросов на земле, и вопрос образования – самый острый и больной у человечества. И это не старый, скучный вопрос – это вечно новый вопрос, потому что нет старых детей».
Третья книга Гарина-Михайловского – «Студенты» (1895). В ней описан его жизненный опыт, наблюдения, что и в студенчестве подавлялось человеческое достоинство, что задача института – воспитать не человека, а раба, приспособленца. Только в 25 лет, когда он начал строить свою первую дорогу, стал работать, обрел себя, характер. Оказалось, что все первые 25 лет его жизни – это была тоска по работе. Кипучая натура с детства ждала живого дела.
Четвертая книга – «Инженеры». Она не была дописана. И вышла уже после смерти писателя (1907). А. М. Горький назвал эти книги Гарина-Михайловского «целой эпопеей русской жизни».
Гарин-Михайловский – путешественник
Работа на железной дороге, над новыми книгами далась нелегко. Николай Георгиевич очень устал и решил в 1898 г. отдохнуть, проехать вокруг света через Дальний Восток, Японию, Америку, Европу. Это была его давняя мечта. Он исколесил всю Россию, теперь захотелось повидать другие страны. Подготовка к поездке удачно совпала с предложением принять участие в большой научной экспедиции по Северной Корее и Манчжурии. Он согласился. Это было очень трудное, опасное, но чрезвычайно интересное путешествие по неизведанным местам. Писатель прошел с экспедицией 1600 км, пешком и верхом на лошади. Много повидал, вел дневники, слушал через переводчика корейские сказки. Позже он издал эти сказки, впервые в России и Европе. Отдельной книжкой они были изданы в Москве в 1956 г.
Гарин-Михайловский побывал в ноябре–декабре 1898 г. и в Японии, Америке, Европе. Интересно читать его строчки о возвращении в Россию после путешествия: «Не знаю, как кого, а меня охватило тяжелое, прямо тягостное чувство, когда я въезжал в Россию из Европы… Привыкну, опять втянусь в эту жизнь, и, может быть, не будет она казаться тюрьмой, ужасом, и еще тоскливее от этого сознания».
Гарин-Михайловский написал интересные отчеты о своей экспедиции по Северной Корее. После возвращения из поездки (1898) он был приглашен к Николаю II в Аничков дворец. Николай Георгиевич очень серьезно готовился к рассказу о виденном и пережитом, но, оказалось, его рассказ никого из царской семьи не интересовал. Вопросы задавали совсем не по делу. Потом Николай Георгиевич писал о них: «Это провинциалы!».
Царь все же решил наградить Гарина-Михайловского Орденом Святого Владимира, но писатель его так и не получил. Вместе с Горьким он подписал письмо – протест против избиения студентов у Казанского собора в марте 1901 г. Николая Георгиевича выслали на полтора года из столицы. С июля 1901 г. он жил в своем имении в Гундуровке. Осенью 1902 г. ему разрешили въезд в столицу, но негласный надзор сохранился.
Опять железная дорога
Весной 1903 г. Гарина-Михайловского назначают начальником изыскательской партии строительства железной дороги по Южному берегу Крыма. Николай Георгиевич исследовал возможности прокладки дороги. Он понимал, что дорога должна пройти по очень живописным местам, курортам. Поэтому разработал 84 (!) варианта электрической дороги, где каждую станцию должны были проектировать не только архитекторы, но и художники. Он тогда писал: «Два дела хотел бы я закончить – электрическую дорогу в Крыму и повесть «Инженеры». Но ни то, ни другое у него не получилось. Строительство дороги должно было начаться весной 1904 г., а в январе началась Русско-японская война.
Крымская дорога до сих пор так и не построена! А Гарин-Михайловский поехал на Дальний Восток военным корреспондентом. Писал очерки, которые потом стали книгой «Дневник во время войны», где была настоящая правда о той войне. После революции 1905 г. ненадолго приезжал в Петербург. Отдал большую сумму денег на революционные нужды. Он не был революционером, но дружил с Горьким, помогал через него революционерам. Николай Георгиевич не знал, что еще с 1896 г. и до конца своих дней он находился под негласным надзором полиции.
Гарин-Михайловский и дети
Главная любовь Николая Георгиевича – дети. У него было 11 детей, семеро – в первой семье, четверо от В. А. Садовской. В его семье никогда не наказывали детей, одного его недовольного взгляда было достаточно. По московскому радио иногда читают прекрасный рассказ Гарина-Михайловского «Исповедь отца», о чувствах отца, наказавшего маленького сына, а потом потерявшего его.
Всюду его окружали дети, чужие дети звали его «дядя Ника». Любил делать им подарки, устраивать праздники, особенно новогодние елки. Сочинял сказки на ходу, прекрасно их рассказывал. Его детские сказки издавались до революции. Разговаривал с детьми серьезно, на равных. Когда умер Чехов, Николай Георгиевич пишет 13-летнему приемному сыну: «Умер самый чуткий и отзывчивый человек и, вероятно, самый страдающий человек в России: вероятно, мы даже не можем понять сейчас всю величину и значение потери, какую принесла эта смерть… А что ты думаешь об этом? Напиши мне…».
Сохранились его письма к уже взрослым детям. Они напоминают умные отцовские заповеди. Он мало виделся с детьми, не навязывал им своих убеждений, но влияние его было огромным. Все они выросли достойными людьми.
Автор статьи благодарен златоустовским железнодорожникам, которые познакомили ее с внучкой писателя – Ириной Юрьевной Неуструевой (Санкт-Петербург). Удалось многое уточнить в биографии Гарина-Михайловского, узнать о судьбе его потомков. Особенно интересна нам судьба сына писателя – Георгия (Гари) (1890–1946), родившегося в Усть-Катаве. Он был талантливым и высокообразованным человеком. После юридического факультета Петербургского университета дипломатическая работа. Георгий Николаевич перед революцией был самым молодым Товарищем (заместителем – авт.) Министра иностранных дел России!
Знал 17 языков! Не принял революцию. Оказался в Париже, потом в Праге, Братиславе. Преподавал, писал книги, переводил книги отца на иностранные языки. Подписывал свои работы, как и отец – Гарин-Михайловский. Раньше писали, что после войны он вернулся в СССР и умер в 1946 г. На самом деле было совсем не так. Когда в конце войны наши войска освободили Прагу, кто-то написал донос на Георгия Николаевича. Его арестовали, дали 10 лет лагерей. В одном из них (в Донбассе) он вскоре и погиб. Реабилитирован в 1997 г. В 1993 г. в Москве издан двухтомник Георгия Николаевича – «Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг.». Его единственный сын – полный тезка деда (1922–2012) – был кандидатом биологических наук в Словацкой академии наук (Братислава).
Один из сыновей Николая Георгиевича – Сергей стал горным инженером. Дочь Ольга – ученым-почвоведом. Ее дочь – внучка писателя Ирина Юрьевна (1935) – кандидат геолого-минералогических наук. Ее сестра – Эрдени Юрьевна Неуструева (1932–2005) последние 20 лет работала в издательстве «Аврора» (Санкт-Петербург). Внучка Наталья Наумовна Михайловская – кандидат технических наук Московского государственного университета. Внуки Юрий Павлович Сырников (1928–2010) – доктор физико-математических наук, почетный академик РАЕН, Павел Павлович Сырников (1936) – старший научный сотрудник Московского физико-технического института. Сын последнего – Максим Сырников – автор книг о русской кухне, бывает в Челябинске. Приезжал он и на открытие в 2012 г. восстановленного дирекцией вокзалов Южно-Уральской железной дороги памятника дочери Гарина-Михайловского – Вареньки в Усть-Катаве.
Уход Гарина-Михайловского
После войны Николай Георгиевич вернулся в столицу, с головой ушел в общественную работу, писал статьи, пьесы, пытался закончить книгу «Инженеры». Он не умел отдыхать, спал по 3–4 часа в сутки. 26 ноября 1906 г. Николай Георгиевич собрал друзей, всю ночь говорили, спорили, (он хотел создать новый театр). Разошлись под утро. А в 9 утра 27 ноября – снова работа. Вечером Гарин-Михайловский – на заседании редакции «Вестника жизни», опять споры, яркое, горячее его выступление. Неожиданно ему стало плохо, он вышел в соседнюю комнату, лег на диван и умер. Врач сказал, что сердце было здоровое, но от предельного переутомления произошел его паралич. Денег на похороны в семье не хватило, пришлось собирать по подписке. Похоронен Гарин-Михайловский на Волковом кладбище в Петербурге.
О Гарине-Михайловском написано много, есть книги, статьи, воспоминания. Но, наверное, самые точные характеристики дал Гарину-Михайловскому Корней Чуковский. Вот только несколько фрагментов из его очерка «Гарин»: «Гарин был невысокого роста, очень подвижный, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые… Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его шевелюре, в его порывистой, неровной походке и в его необузданных, торопливых, горячих речах всегда чувствовалось то, что называется широкой натурой – художник, поэт, чуждый скаредных, корыстных и мелочных мыслей…» (Чуковский К. И. Современники : портр. и этюды. [Изд. 4‑е, испр. и доп.]. Москва : Мол. гвардия, 1967. С. 219).
«Но я до сих пор не сказал о нем самого важного. Самым важным мне кажется то, что при всех своих эмоциональных порывах, при всей своей нерасчетливой, безудержной щедрости это был деловитый, деловой человек, человек цифр и фактов, смолоду привыкший ко всякой хозяйственной практике. В этом и заключалось своеобразие его творческой личности: в сочетании высокого строя души с практицизмом. Сочетание редкое, особенно в те времена… Он единственный из современных ему беллетристов был последовательным врагом бесхозяйственности, в которой он и видел источник всех наших трагедий. В своих книгах он часто твердил, что Россия совершенно напрасно живет в такой унизительной бедности, так как она богатейшая в мире страна…» (Чуковский К. И. Современники : портр. и этюды. [Изд. 4‑е, испр. и доп.]. Москва : Мол. гвардия, 1967. С. 225–226).
«И в русскую деревню, и в русскую промышленность, и в русское железнодорожное дело, и в русский семейный уклад он всмотрелся так же деловито и вдумчиво – сделал как бы ревизию России восьмидесятых и девяностых годов… Причем, как у всякого практика, цели у него всегда конкретные, четкие, близкие, направленные к устранению какого-нибудь определенного зла: вот это нужно изменить, перестроить, а вот это уничтожить совсем. И тогда (в этой ограниченной области) жизнь станет разумнее, богаче и радостнее…» (Чуковский К. И. Современники : портр. и этюды. [Изд. 4‑е, испр. и доп.]. Москва : Мол. гвардия, 1967. С. 228).
Южный Урал может гордиться тем, что такой уникальный человек, как Гарин-Михайловский, имеет к нему прямое отношение.