Кто такой гастелло чем прославился

Подвиг Гастелло

Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославилсяПодвиг Гастелло уже в Великую Отечественную войну стал именем нарицательным и одним из символов доблести. В год 74-летия Великой Победы вспомним вновь историю Героя ВОВ.

О Николае Францевиче Гастелло известно, что он появился на свет в 1907-м в Москве в семье рабочего – выходца из Белоруссии. Интересно, что отец будущего Героя Великой Отечественной войны изначально носил фамилию Гастылло. Но её переозвучили на московский манер.

Мальчик рос очень спокойным, но целеустремленным. В школу пошел в 1911 году, то есть гораздо раньше, чем сверстники.

В 1924-м семья стала жить в Муроме (Владимирская область), где отец поступил на работу на завод по ремонту паровозов. На этом же предприятии по достижению 17-летнего возраста стал трудиться слесарем и сам парень.

В 18 лет будущий Герой ВОВ вступил в ВКП(б), увлекся спортом. Любил футбол, показывал отличные результаты в лыжном и конькобежном спорте. Как и в случае со многими представителями молодежи того времени, занимался парашютным спортом.

В 1930-м, вернувшись в Москву, поступил на должность слесаря-нормировщика на завод машиностроения.

Поворот судьбы Николая Гастелло

С 1933-го началась военная карьера. Николая определили командиром бомбардировщика дальней авиации. Служил в Ростове-на-Дону.

Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославилсяЭто были годы, когда советское руководство вело активную работу по усилению армии. Тогда же особое внимание уделялось заготовке продуктов длительного хранения – мясных консервов. Именно они в годы войны станут основой приготовления еды по армейским рецептам с тушенкой.

Во время военных действий на Халхин-Голе будущий герой возглавлял эскадрилью, а за год до войны участвовал в событиях в Северной Буковине, Бессарабии. Был повышен в звании до капитана.

К середине 1941-го возглавлял эскадрилью авиационного полка тяжелых бомбардировщиков, управлял двухмоторным самолётом ДБ-3ф. Данная модель с конца марта 1942-го будет широко известна, как Ил-4. В общей сложности таких самолетов было построено около 7 тысяч. Они применялись во всех важнейших военных операциях на советско-германском фронте.

История подвига Николая Гастелло

Войну Николай встретил с первых же дней. 22 июня началась Великая Отечественная, а уже 24-го числа советский летчик сбил фашистский «Юнкерс-88». Причем, подбил пикирующий вражеский авиаборт из крупнокалиберного пулемёта советского ДБ-3ф, находившегося на аэродроме.

На месте гибели воздвигли монумент.

К моменту совершения подвига Николаю был 35-й год. Ровно через месяц он стал Героем Советского Союза посмертно.

Подвиг обрел широкую известность и сыграл важную роль для подъема боевого духа летчиков. Впоследствии в период войны нашими летчиками было совершено еще 1276 воздушных таранов в воздухе, а также по наземным и надводным целям.

Советских летчиков, шедших на таран, стали называть «гастелловцы». И отнюдь не всегда такие удары заканчивались гибелью наших летчиков. Например, дважды Герой Советского Союза Николай Гулаев после тарана смог посадить свой самолёт.

Источник

Подвиг Гастелло: где правда, а где вымысел?

75 лет назад в этот день 26 июня под Минском свой знаменитый огненный таран совершил Николай Гастелло. Сейчас историки геройский поступок летчика называют мифом и даже ставят его под сомнение. Сам же подвиг вообще присуждают совсем другому пилоту бомбардировщика. Что в этой истории вымысел, а что правда? Корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Забрудский разбирался в фактах.

Вся жизнь летчика Николая Гастелло уместилась в небольшом школьном музее, в родном поселке Хлебниково. В Подмосковье. Здесь собраны все факты о капитане. Есть даже копия рапорта очевидцев, которые видели, как бомбардировщик пошел на таран.

Бомбардировщик дальней авиации ДБ-3, позже переименованный в Ил-4, был самым массовым в Советском Союзе. Именно на такой машине и совершил свой подвиг Николай Гастелло. Одним из самых уязвимых мест в этом самолете была его незащищенность снизу. Это решили устранить путем установки дополнительного пулемета. Турель поставили в хвостовой части. Соответственно увеличился и экипаж- с трех до четырех человек. В первом мире таране на тяжелом бомбардировщике вместе с капитаном Гастелло погибли лейтенанты Скоробогатый, Бурденюк и старший сержант Калинин.

В начале войны целые армии гибли в считанные дни. Авиаполк Николая Гастелло был полностью уничтожен за неделю.

После войны в 1951 году власти решили перезахоронить останки Гастелло. Но при эксгумации нашли вещи другого экипажа, капитаном которого был Александр Маслов. Это и породило разговоры о том, что героического подвига Гастелло не было.

Судьбы двух капитанов пересеклись еще до войны. Летчики были ровесниками, оба родом из Подмосковья. Более того Гастелло и Маслов были близкими друзьями.

Пытаясь развеять миф о подвиге Гастелло, эксперты наткнулись в военных архивах на уникальные документы. Оказалось, два друга-летчика погибли в один день при выполнении одного и того же боевого задания. С разницей в несколько часов.

Так легендарный подвиг неожиданно оброс новыми подробностями. 26 июня 1941 года огненные тараны совершили сразу два бомбардировщика.

Правда, Героя Советского Союза дали только Николаю Гастелло. В экипаже Маслова заслуженных золотых звезд удостоились все четверо. Правда, лишь спустя 50 лет после гибели.

Всего за годы войны советскими летчиками было совершено свыше 500 таранов. Однако самым знаменитым остается подвиг пилота-бомбардировщика Николая Гастелло. До сих пор почти в каждом крупном городе СНГ сохранились улицы названные в честь знаменитого капитана.

Источник

«Огненный таран» Николая Гастелло: подвиг был!

Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославился

26 июня 1941 года Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославилсяВ один из первых дней войны, 26 июня 1941 года, эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под командованием капитана Николая Гастелло вылетела для нанесения удара по немецким боевым колоннам, двигавшимся в Минск.

Бомбардировщики настигли немцев в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Сбросив высоту до 600-800 метров, они атаковали противника с нижних пулемётных установок. Самолёты уже разворачивались в сторону аэродрома, как один из них был подбит зенитным снарядом и загорелся. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть.

Теряя высоту, «Ил-4» неожиданно развернулся и врезался в колонну противника. Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославилсяТак был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который стал образцом героизма и самопожертвования.

Экипаж бомбардировщика погиб. Прибывшие на аэродром из звена Гастелло, лейтенанты Воробьев и Рыбас подали рапорт, в котором изложили все произошедшее. Капитан Гастелло получил посмертно звание Героя Советского Союза, а 10 июля 1941 года газета «Правда» прославила этот подвиг на всю страну.

«Огненный экипаж»

Из посмертного наградного листа капитана Николая Францевича Гастелло:
«Получив прямое попадание, объятый пламенем самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. Капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи».

Такова официальная версия подвига Гастелло, к которой остаётся только добавить, что неназванными членами экипажа были: штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин и стрелок-лейтенант Григорий Скоробогатый. Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославился

Капитан Николай Гастелло и лейтенант Г.Н. Скоробогатый (был включен в экипаж в качестве нижнего стрелка)

Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославился

Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославился

Слева: штурман Анатолий Бурденюк, справа вверху летчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый, справа внизу стрелок-радист Алексей Калинин

Долгое время о них практически не вспоминали, и посмертной награды они удостоились лишь спустя 17 лет, в 1958 году.

Сам Николай Гастелло, по словам его сына Виктора, считал боевую дружбу и взаимовыручку главным в бою.

Самым молодым из экипажа был штурман Анатолий Бурденюк, к началу войны ему только исполнилось девятнадцать. Под командование Гастелло он попал в апреле 1941 года в качестве летчика-наблюдателя – отправили, чтобы молодой авиатор опыта набрался. Впоследствии Виктор Гастелло вспоминал о Бурденюке:

«Анатолий любил жизнь, спешил жить, ему казалось, что время тянется очень медленно».

Алексей Калинин, в отличие от Бурденюка, был штатным стрелком-радистом в экипаже Николая Францевича. По воспоминаниям Виктора Гастелло, его отец отзывался о нем: «надежный, грамотный паренек, с которым в полёте есть полная уверенность».

Молодой, недавно женившийся стрелок-лейтенант Григорий Скоробогатый попал в экипаж Гастелло утром 26 июня 1941 года. Его письмо, адресованное жене, было найдено среди обломков «ДБ-Зф» в Мацковском болоте. Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославилсяНа самом деле, история каждого экипажа 207-го дальнебомбардировочного полка 3-его дальнебомбардировочного авиационного корпуса была по-своему героической.

Его лётчики стали участниками Великой Отечественной с первого дня войны. И первые же сражения обернулись для них большими потерями. Бомбардировщики летали без истребительского прикрытия.Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославилсяДальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло Фото: Commons.wikimedia.org/ Mike1979 Russia

Тяжелые «ДБ-Зф», предназначенные для бомбардировки крупных объектов в тылу, были уязвимы для танковых колонн на небольшой высоте. По некоторым данным, потери доходили до 15 погибших экипажей в день.

Уже 24 июня оставшиеся лётчики и самолёты полка были объединены в две эскадрильи. Командиром 2-й стал капитан Николай Францевич Гастелло, опытный лётчик, у которого за плечами были сражения за Халхин-Гол и Советско-финская война.

Эксгумация 1951 года

Единственные очевидцы «огненного тарана» Гастелло – лейтенанты Фёдор Воробьёв и Анатолий Рыбас, вскоре последовали за своим командиром. Воробьев погиб 23 августа в районе города Орёл при возвращении с боевого задания, а Рыбаса подбили «мессершмитты» 15 ноября 1941 года. После их гибели история легендарного тарана начала обрастать новыми подробностями. Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославилсяЭкипажи 207-го ДБАП, в центре старший лейтенант Воробьев, свидетель гибели Гастелло.

Началось все, как всегда, с благих намерений. В 1951 году, в канун десятилетнего юбилея подвига Гастелло, было решено провести эксгумацию героя СССР и его экипажа для последующего торжественного захоронения. Но на месте предполагаемой могилы Гастелло нашли останки и вещи его сослуживца – командира 1-й эскадрильи 207-го полка, капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова. Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославился

Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославился

Затем недалеко от гибели Маслова, в Мацковском болоте был найден ещё один самолёт. В нём находился один обгоревший труп с письмом на имя Скоробогатой и бирка от двигателя – «М-87Б» с номером 87844, идентифицируемая как часть разбитого бомбардировщика Гастелло. Тогда об этом умолчали, а на месте гибели бомбардировщика Маслова поставили бюст Гастелло. И до перестройки все благополучно об этом забыли. Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославилсяПамятник экипажу Н. Ф. Гастелло на месте гибели бомбардировщика А. С. Маслова

Первым, в 8 часов 30 минут, на цель ушло звено капитана Александра Спиридонович Маслова (стрелок-бомбардир лейтенант Владимир Балашов, воздушный стрелок мл.сержант Бахтурас Бейскбаев, стрелок-радист мл.сержант Григорий Реутов). Состав экипажа второго самолёта я пока не нашёл. Самолёты звена на аэродром не вернулись.
В 10 часов взлетели бомбардировщики старшего лейтенанта Висковского и старшего лейтенанта Клята. Это звено вернулось без потерь.

В 12 часов вылетел капитан Николай Францевич Гастелло (штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, лётчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый, стрелок-радист Алексей Калинин). Штатный люковый стрелок экипажа С.Елин не смог вылететь из-за ранения, поэтому полетел адьютант эскадрильи лейтенант Г.Н. Скоробогатый.
Второй самолёт пилотировал старший лейтенант Фёдор Воробьёв (штурман лейтенант Анатолий Рыбас, имена стрелков не сохранились).

Важное обстоятельство: «В музее имеется личное дело авиатехника И.Ф.Филоненко. Именно он готовил самолет Гастелло к вылету. Он пишет, что штурман Бурденюк приказал ему снять обычные фугасные авиабомбы ФАБ-100 и вместо них подвесить маленькие ротативно-рассеивающиеся авиабомбы весом в 7 кг, т.е. бомбили с высоты 400–800 м.» Источник: официальный ответ директора Белорусского музея истории Великой Отечественной войны Г.И. Баркуна на запрос губернатора Московской области Б.В. Громову, 18 октября 2001 года.

Дальнейшие события нам известны из рапортов Воробьёва и Рыбаса. По возвращении на аэродром они доложили, что во время штурмовки самолёт Гастелло был подбит и совершил таран механизированной колонны врага. То есть их боевые товарищи совершили нечто такое, что произвело сильное впечатление на ведомых, даже на фоне общих тяжелых потерь. 10 июля 1941 года газета «Правда», а вслед за ней и другие издания, рассказали об этом подвиге. 26 июля 1941 года капитану Н.Ф.Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны, из опроса свидетелей стало известно, что крестьяне из близлежащей деревни Декшняны ночью извлекли трупы лётчиков и похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика. 23 августа 1941 года старший лейтенант Федор Воробьев погиб в районе города Орёл, а 15 ноября 1941 года погиб лейтенант Анатолий Рыбас. 207 дбап расформировали осенью 1941 года. Понятно, что в той обстановке были задачи куда важнее сохранности бумаг воинской части.

Находка противоречила официальной версии событий и вместо соответствующих исследований, власти выбрали замалчивание. Впрочем, ещё раз сошлюсь на ответ Г.И. Баркуна от 18 октября 2001 года: «А то, что в районе деревень Миговка—Декшняны погиб экипаж Маслова, музею было известно еще в 1951 г. В экспозиции материалы Гастелло и Маслова на протяжении 50 лет всегда были и сегодня — рядом. Мы одинаково уважительно относимся к обоим героям».

В 1990-х годах на волне «гласности и перестройки» началось массовое «разоблачение легенд» Великой Отечественной войны. Досталось всем: Александру Матросову, Зое Космодемьянской, Николаю Гастелло и другим героям войны. В числе прочих, в 1997 году «Известия» напечатали желчную статью, в которой, помимо завываний, публиковался ряд интересных фактов. На них строилось предположение, что 26.06.1941 самолёт Гастелло упал в болото близ села Мацки. В этом районе две деревни с таким названием (соответственно, в 7 и в 20 км от Радошковичей), однако упоминался опрос жителей Мерковичи, значит речь о более дальней. В статье упоминались найденная в 1960-х бирка № 87844 от двигателя М-87Б (так и не видел нигде заключения о принадлежности этого двигателя) и медальон с уцелевшим началом фамилии «Ка» и инициалами «А» и «А». Буквы совпадали с данными стрелка-радиста из экипажа Гастелло: Калинин Алексей Александрович. Погибший экипаж этого ДБ-3 перезахоронили в декабре 1969 года, в посёлке Беларучье (Беларучи).

Скорее всего, самолёты Маслова и Гастелла были подбиты, а командиры экипажей предприняли попытку тарана. Бомбардировщик ДБ-3Ф и так-то не был подарком по части пилотирования, а подбитые и горящие бомбардировщики управлялись вовсе плохо. Поэтому не удивительно, что Маслов и Гастелло промахнулись и упали рядом с дорогами, по которым двигалась немецкая техника. Тем не менее, героизм этих и многих других экипажей не вызывает сомнения. На тяжелых неповоротливых бомбардировщиках, на малых высотах, они летали днём на штурмовку вражеских войск, без истребительного прикрытия. Если бомбы были сброшены, а истребители противника не появились, то они продолжали штурмовать колонны, ведя огонь из ШКАС-ов. Лётчики гибли, защищая Родину, из последних сил пытаясь нанести урон врагу.

В те дни нужны были примеры героизма, воодушевлявшие на отпор непрошенным гостям. Военная пропаганда создавала и активно использовала легендарные образы. В этом нет ничего удивительного или недостойного. Проблемы возникли позже, когда многократно повторённый рассказ о Гастелло получил статус непреложного факта. Вот тогда любое исследование мифологизированного подвига стало ненужным и даже нежелательным, потому что угрожало идеологически выверенному образу. Неудивительно, что в 1990-ых, в условиях кризиса идеологии, на поиске всякого рода нестыковок в мифах поднялась мутная волна «правдоискателей-разоблачителей».

Остаётся добавить, что после войны (25.01.1958) членов экипажа Н.Ф. Гастелло посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени. А в 1992 году экипаж капитана Александра Маслова наградили орденами Отечественной войны I степени. Ещё через четыре года, в 1996 году, всем четверым присвоили звание «Герой России». Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославилсяПередача дочери Маслова звезды Героя, присужденной ее отцу. Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославилсяСкриншоты с документального фильма. Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославился

Надпись на памятнике сообщает о том, что 26 июня 1941 года в районе местечка Радошковичи совершил воздушный таран экипаж самолета Александра Маслова; кроме самого командира на борту были Владимир Балашов, Бахтурас Бейскбаев и Григорий Реутов. Всем им на сегодняшний день присуждены звания героев. Кроме того, Бахтурас Бейскбаев в 1998 году был удостоен казахского звания «Народный Герой».

Новые версии

1990-е годы подняли тайну Гастелло вместе с другими «секретами» Советского Союза. Автором новой версии стал майор в отставке Эдуард Харитонов, который предположил, что Александр Маслов был тем, кто совершил «огненный таран», поскольку были найдены останки именно его экипажа. Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть фото Кто такой гастелло чем прославился. Смотреть картинку Кто такой гастелло чем прославился. Картинка про Кто такой гастелло чем прославился. Фото Кто такой гастелло чем прославилсяВ 1996 году Маслов и члены его команды были посмертно награждены званием Героев Российской Федерации, а во многих городах появились улицы с их именами.

Впрочем, в формулировке награждения 1996 года не было ни слова о том, что именно Александр Маслов совершил таран.

По очередным версиям, огненный таран не удалось совершить ни одному экипажу.

Александр Маслов, попытавшийся протаранить на горящем самолёте вражескую колонну, промахнулся и разбился в поле, в 200 метрах от дороги. Вылетевший позже Гастелло, по некоторым предположениям, попытался направить подбитый бомбардировщик на позиции врага в деревне Мацки, но «Ил-4» не дотянул и рухнул недалеко от цели, в Мацковское болото, где впоследствии и был найден.

Что касается рапортов Воробьёва и Рыбаса, то их достоверность ставится под сомнение. Во-первых, оригиналы рапортов были утеряны, во-вторых, сторонники альтернативных версий утверждают, что покинувшие бой летчики могли и не видеть тарана, связав его с дымом от крушения самолёта. Ни опровергнуть, ни подтвердить эти версии невозможно, последние свидетели погибли в 1941 году.

Достоверные факты

Недостаток фактов и вещественных доказательств сыграли с подвигом Гастелло злую шутку. Это были первые дни войны – некогда было возиться с бумагами, собирать показания свидетелей, вести архив. Итог – утеря почти всех сведений о произошедшем. Оставшиеся факты говорят не так уж и много, но достаточно, чтобы убрать все сомнения о подвиге раз и навсегда:

Источник

Герой дня. Николай Гастелло

6 мая отметил бы день рождения Николай Францевич Гастелло — военный лётчик, участник трёх войн, Герой Советского Союза.

Родился Николай в 1907 году, семья его происходит из деревни Плужины под Гродно. Его отец — поляк по национальности Франц Павлович Гастелло, или, вернее — Гастыло, как эту фамилию писали по-белорусски, в 1900 году в поисках лучшей доли перебрался в Москву. Здесь его семейное имя и было записано в документах с ошибкой.

Франц Павлович трудился вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге, стал видным мастеровым, женился на москвичке Анастасии Семёновне Кутузовой — тоже дочери мастерового человека. Мать будущего героя всю жизнь проработала швеей, вырастила сыновей Николая и Виктора — и обоих потеряла во время войны.

В 1924 году Франц Павлович принял предложение поработать в Муроме на Паровозостроительном заводе имени Ф. Э. Дзержинского. Семья переехала в Муром, где Николай тоже пошел помощником слесаря на этот завод. Работая, Николай доучивался в вечерней школе рабочей молодежи, вступил в Комсомол, а в 1928 году — в партию. Только в 1930 году, когда закончилась трудовая командировка отца, семья вернулась в Москву.

Николай поступил на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930–1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в посёлке Хлебниково, потом, в мае 1932 по специальному целевому набору призван в Красную Армию. Военкому Николай признался, что хотел бы служить в авиации, и был отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск.

Служа в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону, Николай получил отличную летную практику, и с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт Тб-3.

В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП.

Участвовал Николай и в советско-финской войне, и в операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР в июне — июле 1940 года. Осенью 1940 года его авиационная часть перебазировалась к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском.

В 1940 году Н. Ф. Гастелло было присвоено воинское звание капитана. Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт Ил-4 (ДБ-3ф), стал командиром эскадрильи.

Едва началась Великая Отечественная война, 24 июня, Николай прямо на аэродроме пережил налет вражеской авиации. Он не ушел с поля в капонир, а сбил один «Юнкерс-88» с земли — из стрелковой кабины не успевшего взлететь самолета.

Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского Информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло:

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года.

«На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя.

Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло — стоящий человек.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шёл бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

Машина в огне. Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки твёрды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом!

Обращает на себя внимание дата подвига Гастелло, указанная в статье, — 3 июля. Вероятно, авторы очерка, уточнив правильное написание фамилии героя и факты его биографии, вывод о дате гибели Гастелло сделали исходя из даты сообщения Совинформбюро. Статья в «Правде» имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.

25 июля 1941 года командиром 207-го ДБАП капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано:

По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков.

Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Члены экипажа Гастелло — Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк — остались в тени подвига командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

В 1951 году, в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана,» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло.

Однако, оказалось, что в могиле погребены другие героически погибшие летчики. По личным вещам из захоронения были опознаны летчики из соседнего авиаполка — командир 1-й эскадрильи 207-го ДБАП капитан Александр Спиридонович Маслов и стрелок-радист Григорий Васильевич Реутов. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло совершил свой подвиг. По останкам пилотов, носившим следы огнестрельных ранений и пламени, явственно было видно, что парни тоже сложили головы в жарком воздушном бою.

Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло действительно потерпел крушение и самолёт Маслова.

Экипаж Маслова перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты найденного поблизости от могилы бомбардировщика Маслова — отправлены в музей. Кстати, в фонде музея ВВС они долго числились как останки самолета Гастелло. Однако в настоящий момент в минском Музее Великой отечественной войны экспонируется блок цилиндров от двигателя М-88, характерного для Ил-4 ( ДБ-3Ф) с подписью: «Двигатель с самолёта капитана Маслова».

На месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвящённый. подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло.

Подобное перемешивание событий из жизни и смерти двух разных геройских экипажей породили волну слухов и домыслов. Так, в 1990-е годы в СМИ появилась «версия майора Харитонова»:

Майор ВВС Эдуард Харитонов обнародовал данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году, и сделал «оригинальный» вывод: мол, «на самом деле таранил вражескую колонну вовсе не Гастелло, а Маслов». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации — посмертно. Безусловно, память героев, честно и доблестно погибших в жестоком воздушном сражении, следовало хотя бы посмертно почтить высокими наградами. Но остается вопрос: Где место в «версии майора Харитонова» самому Николаю Францевичу и его соратникам? Ведь тогда следует искать уже другой «пропавший без вести» экипаж.

Версия ставила под сомнение даже достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса. Во-первых, у Харитонова возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги. Во-вторых, выдвигалось предположение, что рапорты «могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле—августе 1941 года». В-третьих, самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы. Опросить этих ветеранов после войны возможности не было: очевидцы «огненного тарана» Гастелло — лейтенанты Фёдор Воробьёв и Анатолий Рыбас погибли. Воробьев сбит 23 августа в районе города Орёл при возвращении с боевого задания, а Рыбаса расстреляли в воздухе «мессершмитты» 15 ноября 1941 года. В-четвёртых, Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков даже не могли лететь на задание в одном звене.

Соратник Гастелло Григорий Скоробогатый был женат, и вполне мог носить в кармане недописанное письмо к супруге. То, что найдены останки именно экипажа Гастелло, подтвердил и извлеченный из обломков солдатский медальон с инициалами А. А. К. — еще одного летчика из экипажа Гастелло звали Алексеем Александровичем Калининым. Но самое главное — следопытам удалось поднять из болота разрушенный мотор самолета. А именно по мотору можно довольно легко идентифицировать конкретную машину: там имеется знак с заводским серийным номером, уникальным у каждого самолета. На двигателе М-87Б присутствовала бирка с серийным номером 87844, что однозначно говорит: это именно самолет Гастелло.

Согласно свидетельским показаниям жителя села Мацки, один из сбитых летчиков в этом бою все-таки покинул кабину с парашютом — вылез на крыло и прыгнул. Но его на болоте поймали и убили немцы. Показания подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова. В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто — неизвестно».

Сторонники «версии Харитонова» уцепились за этот факт и стали с пеной у рта доказывать, что Гастелло — вообще не герой. Дело в том, что эвакуироваться из подбитого ИЛ-4 с парашютом через крыло может только командир экипажа. Получается, что летчик покинул горящий самолет, оставив в нем товарищей и не убедившись в том, что они тоже в состоянии воспользоваться парашютами. А значит, никакого решения летчиков о сознательном таране не было: подбитый «Ил» сам свалился немцам на головы.

Останков, которые можно однозначно опознать как кости Николая Гастелло, на месте падения самолета действительно не обнаружено. Но это могло произойти и потому, что кабина с местом первого пилота полностью разрушена взрывом — в таких условиях покойнику было бы проблематично остаться целым. Да и свидетели боя — а мы с полным правом можем все-таки считать их свидетелями — ни о каких парашютированиях не упоминают.

В рапорте Воробьёва и Рыбаса — ни слова о попытках товарищей покинуть горящий самолет! Да и Боков впоследствии признавал, что, будто бы, не уверен в информации об эвакуировавшемся с парашютом пилоте: местные жители видели несколько сбитых самолетов, и с какого конкретно прыгнул летчик, могли и не разобраться. Зато не вызывает сомнений подтвержденный и рапортами пилотов, и свидетельствами с земли факт: один из подбитых Ил-4 специально повернул вдоль дороги на Мацки, где были немцы, хотя рядом с лесополосой и болотом есть довольно широкое поле, на котором до войны колхозники растили хлеб. При попытке вынужденной посадки, согласитесь, логичнее было бы лететь к полю, а не к лесу и дороге. И, судя по всему, именно этот самолет потом и был найден в Мацковском болоте — с письмом к женщине по фамилии Скоробогатая и медальоном с буквами А.А.К.

Косвенным подтверждением того, что для Николая Гастелло не было ничего необычного в в таранном ударе по наземной цели в виде скопления вражеской техники, говорит тот факт, что во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным. Этот летчик первым совершил таран наземной цели, направив самолет на японскую колонну 5 мая 1939 года, и Николай не мог об этом не знать.

А теперь предоставим слово сыну героя, тоже военному летчику, полковнику в отставке Виктору Гастелло:

«Показания Воробьёва и Рыбаса являются главным и неопровержимым свидетельством подвига Гастелло, поскольку именно эти участники боя были к самолету отца ближе всего. Это подтверждено и другими участниками сражения, и даже немцами».

Исследование останков самолета Маслова говорят о том, что он не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте в 170 метрах от дороги. Снижение самолета было пологим, и по мнению пилотов и инженеров НИИ ЭРАТ-13, профессионально занимающихся исследованием авиационных аварий, может говорить либо о попытке вынужденной посадки, либо о том, что Маслов тоже попытался таранить вражескую колонну, но промахнулся.

Итак, займемся опровержением мифов и заблуждений о Николае Гастелло:

Предположение: Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели

Действительность: Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол; если же брать все «огненные тараны» — как наземных, так и морских целей — то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 года.

Предположение: Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны

Действительность: Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут. Десять минут спустя аналогичный подвиг совершил И. И. Иванов.

Предположение: Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны

Действительность: Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года.

Предположение: Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол. Выжил, прыгнув с парашютом.

Действительность: Имя выжившего члена экипажа, покинувшего самолет перед тараном М. А. Ююкина — Александр Морковкин. Гастелло был однополчанином Ююкина.

Подводя итоги, можно констатировать следующее: 26 июня 1941 года оба экипажа Гастелло и Маслова в разное время вылетели на бомбардировку одной и той же немецкой колонны на одинаковых самолетах Ил-4 (ДБ-3ф). Эти самолеты мало приспособлены для противостояния танкам и зениткам на небольшой высоте. Истребительного прикрытия не было — риск потери экипажей был изначально высоким. Оба экипажа героически погибли при выполнении боевого задания: Гастелло — при таране скопления вражеской техники, Маслов — при бомбардировке колонны и последовавшей попытке тарана или вынужденной посадки. Отсутствие останков Николая Гастелло в кабине самолета, найденного в Мацковском болоте, объясняется полным разрушением пилотского места при таране, во время которого даже у мертвого тела летчика не было возможности уцелеть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *