Кто такой гений кратко
Значение слова «гений»
3. Устар. Дух — покровитель человека (по древнеримской мифологии). Мой гений невидимкой Летает надо мной. Пушкин, Городок. 4. чего. Олицетворение, высшее проявление чего-л. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Пушкин, Я помню…
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ГЕ’НИЙ, я, м. [латин. genius] (книжн.). 1. Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный г. Ленина. 2. Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был г. 3. В римской мифологии — низшее божество, дух-покровитель человека, рода, местности. || В фантастической литературе — сверхъестественное существо, олицетворение добра, зла и т. п. || перен. (с прил. добрый, злой). О человеке, оказывающем на кого-что-н. благодетельное или же дурное влияние, приносящем кому-н. пользу, счастье или же зло, вред (книжн.). Он был моим добрым гением. 4. чего. Олицетворение, высшее проявление чего-н. (книжн.). Г. чистой красоты. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ге́ний
2. лицо, обладающее такой способностью ◆ Гений придумал парус, паровой двигатель, изобрёл письменность, компьютер, Интернет, робот, кино, телевидение. Гений — это человек, совершивший гениальное открытие. Можно слегка опустить планку и определить, например, гения как человека, открывшего принципиально новое явление, не вытекающее из уже существующей информации. Е. Д. Свердлов, «Гениальность: гены? культура? стохастика?» // «Вестник РАН», 2009 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Ростропович не может играть хорошо или плохо. Ростропович — гений. К таким, как он, должны быть применимы иные мерки. Сати Спивакова, «Не всё», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
4. перен. с прил. [[добрый]], [[злой]] : о человеке, оказывающем на кого-либо, на что-либо благодетельное или же дурное влияние, приносящем кому-либо пользу, счастье или же зло, вред ◆ Он был моим добрым гением.
5. мифол. в римской мифологии — низшее божество, дух-покровитель человека, рода, местности
Значение слова гений
Словарь Ушакова
г е ний, гения, муж. (лат. genius) (книж.).
1. ВыСШАя творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина.
2. Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был гений.
| перен. (с прил. добрый, злой). О человеке, оказывающем на кого-что-нибудь благодетельное или же дурное влияние, приносящем *****
Этимологический Словарь Русского Языка
Французское – genie, genial.
В русском языке слово известно с середины XVIII в. По всей видимости, изначально слово имело форму «гениус», аналогичную исконному латинскому написанию genius (гений, дух-хранитель), образованному от gigno Родственными являются:
Культурология. Словарь-справочник
высшая степень творческой одаренности; человек, которому присуща такая одаренность.
☼ филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о «гении» — «духе» (греч., букв. «наделяющий»; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении от духа) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в «Пире» Платона (202 е), духи-«даймоны» суть «среднее между богом и смертным» и имеют силу «быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских — людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы — другим», благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с «даймоном» творч. функции — всего относящегося к «жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию». В «Федре» (242 с) Сократ рассказывает о своем «даймонионе», подающем ему знамения. Действия «даймона» сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и «внутр. голосом» личности. Т.о., представления о «даймоне» и соотв. римском «гении» (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с «душой» как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как «втором боге».
В 18 в. совершается процесс интериоризации Г. как руководящей человеком божеств., идущей извне силы, — теперь Г. начинают понимать и как внутр., имманентную душе творч. способность. Посредником между гуманистич. наследием и нем. философией рубежа 18-19 вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении Г., послужил Шефтсбери, писавший: «Поэт — уже второй Творец, подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно этому верховному художнику, или же всемирной пластич. природе, он созидает форму целого, соразмерную и пропорциональную в самой себе. » («Солилоквия», I, III). В к. 18 в. (особенно в т.н. «гениальную» эпоху «Бури и натиска» 1770-х гг. в Германии), в связи с усилением антиритор. тенденций в творчестве и эстетич.теории, возникает представление об индивид. и оригинальном (первозданном) Г., к-рый создает правило, а затем следует ему, т.е. самовластно творит особый, изначальный худож. мир. Такое представление, утрачивая полемич. крайность, переходит в нем. классич. философию и нем. неогуманизм рубежа 18-19 вв., Г. уравновешивается с природой, а «интериоризированный» Г. никогда не порывает связи с Г. как традиц. представлением-мифологемой. Деятельность Г. глубоко сплетается с деятельностью природы, Г.-художник пластически ваяет бытие наподобие бога или природы; ср. у К.Ф. Морица (О пластич. подражании прекрасному, 1788): «Пластич. гений должен, насколько возможно, схватывать все спящие в нем пропорции великой гармонии, объем к-рой шире его индивидуальности» — Moritz К. Ph. Schriften zur Asthetik und Poetik. Tub., 1962; 84). Кант определял Г. как «талант (природный дар), к-рый дает правило искусству», или, иначе, как «прирожденные задатки души», посредством к-рых природа дает правило искусству (Критика способности суждения). Т.о. между внешним и внутр. истоками Г., гениальности, устанавливается равновесие. Соотв. у Шеллинга в «Философии искусства»: «. вечное понятие человека в Боге как непосредств. причина его (человеч.) продуцирования (творчества) есть то, что называют гением, это как бы genius, обитающее в человеке божественное». В понятии Г. у Канта, обобщающего долгий процесс нового осмысления Г., входит и «оригинальность» творчества, и его бессознательность, нерефлективность (откуда и у Шиллера связь Г. с «наивной», т.е. не рефлектирующей себя поэзией), и его внеличностность (сама природа говорит в художнике). Г. относится у Канта лишь к «изящному искусству», к-рое единственно не подчиняется заведомому правилу.
Лит.: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991; Zilsel E. Die Entstehung des Geniebegriffs. Tub., 1926; Nowak H. Zur Entwicklungsgeschichte des Begriffs Daimon: Diss. Bonn, 1960; Schmidt-Dengler W. Genius: zur Wirkungsgeschichte antiker Mythologeme in der Goethezeit. Munch., 1978; Schmidt J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750-1945. Bd. 1-2. Darmstadt, 1988; Zilsel E. Die Geniereligion. Ein kritischer Versuch iiber das moderne Personlichkeitsideal, mit einer historischen Begrundung. Fr./M., 1990.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Кто такой гений, и как им стать
Гениальность – результат обучения и воспитания или дар? Гениями рождаются или становятся? Как отличить талант и одаренность от истинной гениальности? Можно ли развить гениальность в себе или своем ребенке? Давайте вместе найдем ответ на каждый из этих вопросов.
Что такое гениальность
Гениальность в психологии – это высшая форма развития интеллектуальных и (или) творческих способностей. Гениальность – это высшая форма деятельности, когда человек сам создает что-то новое, творит, определяет закономерности, выводит новые формулы. В мыслях гениального человека нет границ. Он постоянно фантазирует, придумывает, выделяется из толпы. Гений никогда не подчиняется общему мнению, не идет за большинством.
Гений – это человек с творческой (интеллектуальной) одаренностью. Личности с таким качеством отличаются самодостаточностью, наделены талантами в одной или нескольких сферах. Каково значение слова «гений»? Термин образован от латинского слова genius, что означает «рождать, производить». Таким образом, гений – это человек с высшим уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, которые помогают создавать, «рождать» что-то новое, значимое для общества.
Одаренность, талант, гениальность
Гениальность – следующая стадия развития таланта. Талант – это один из уровней развития способностей. Всего их три: одаренность, талант, гениальность. Сами способности тоже требуют развития, они вырастают из задатков.
Дадим определение каждому из понятий:
Главное отличие гениальности от таланта в том, что она сама проявляет себя. Хотя это третий уровень развития способностей, потенциал человека заметен с рождения.
Талант и гениальность
Каждый человек наделен каким-либо талантом, но не каждый человек гениален. Гениальность заметна с раннего детства. Такие дети отличаются любознательностью, активностью, непосредственностью. Они задают вопросы «не по возрасту», рассуждают тоже очень «по-взрослому». Они увлечены своим внутренним миром, с раннего детства отстаивают индивидуальность, самостоятельность.
Стать талантливым может каждый человек. Для этого нужно много работать над своими способностями. Талант на 99 % состоит из усилий, на 1 % из способностей. Чтобы стать гениальной личностью, стараний недостаточно. Нужно иметь врожденные особенности, делающие человека гениальным. Однако при оценке гениальности учитывается время, культура конкретного социума. Труды гения должны опережать то время, в котором он живет, способствовать развитию общества. Гении – движущая сила общественного прогресса. Они часто оказываются непонятыми, становятся изгоями, а их достижения нередко признаются обществом только после смерти автора. Гениальность тесно связана с одаренностью.
В психологии гениальность считается отклонением в психическом развитии. Чаще всего она сочетается с другими отклонениями. Как говорят в быту, все гении не от мира сего. Еще говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Нет, это не так. А вот гениальный человек, действительно, гениален во многом. Он достигает успеха не только в области своей одаренности, но также в смежных областях.
Гениальность и сумасшествие
В психологии существует патологическая теория, согласно которой гениальность тесно связана с безумием. К такому выводу пришли психологи после многолетних наблюдений за гениальными людьми. Были выделены следующие психические отклонения:
Гениев причисляют к психически больным из-за ряда странных особенностей, которые не являются обязательным признаком гениальности, но встречаются довольно часто (закономерности между этими характеристиками и гениальностью были подтверждены экспериментально):
Стоит отметить, что у психически больных людей редко получается создать что-то по-настоящему гениальное, значимое. Безумцы не наделены усидчивостью, аккуратностью, стойкостью характера, целеустремленностью. А без этого создать что-то гениальное невозможно.
Гениями рождаются, но без соответствующих условий развития, работы над собой, гениальность будет подавлена.
Гениями рождаются или становятся
Гениальность – приобретенное свойство личности. Однако биологические факторы тоже вносят свою лепту. Таким образом, гениальность – это симбиоз врожденного и приобретенного. Но в отличие от таланта, в этом случае врожденные особенности играют большую роль, нежели социальные. Без труда гениальность не проявит себя во всей красе, задатки останутся на уровне склонностей. Но чтобы стать лучшим в каком-то деле человеку нужно много работать над собой, раскрывать свой потенциал. Гениями рождаются, но без соответствующих условий развития, работы над собой, гениальность будет подавлена.
Вообще, в психологии до сих пор нет единой теории о том, что такое гениальность. Согласно психоаналитической теории, гениальность – это результат сублимации. То есть направления сексуальной энергии в творческое русло. Или компенсация своих недостатков за счет развития других качеств. Согласно теории качественного превосходства, гениями рождаются. Теория количественно превосходства раскрывает мысль о том, что гениями становятся под влиянием благоприятных социально-экономических факторов.
Признаки гениальности
Гений всегда выделяется из толпы людей. Его выдают следующие признаки гениальности:
Чтобы как-то конкретизировать гениальность психологи составили типологию интеллектов:
У гениев развиты сразу несколько типов интеллекта. Их отличает системность мышления (дивергентное мышление), способность рассмотреть проблему с разных сторон и увидеть то, что другие не замечают. Гении открыты новому, умеют признавать ошибки, учиться на них.
Диагностика гениальности
Диагностику гениальности лучше доверить психологу. При необходимости он направляет клиента к другим специалистам, например, невропатологу и психиатру. Необходимо провести полное медицинское обследование, сканирование мозга, МРТ и прочее. Психологи используют методики для определения IQ (гениальность начинается от 140 баллов) и тесты на определение творческого потенциала. Подойдут любые методики для диагностики одаренности, креативности.
Как вырастить гения
Гениальность не передается по наследству. Нельзя предугадать рождение гения, но известно, что среди мальчиков гении встречаются чаще. У гениальных родителей может родиться обычный ребенок и наоборот. Кстати, рождается 1 гениальный человек на млн. среднестатистических и талантливых людей. Поэтому, прежде чем спросить «Как вырастить гения?», нужно определить, гений ли ваш ребенок. Если нет, то не нужно «насиловать» его, принуждать. Иначе рано или поздно он не выдержит вашего давления и «взорвется».
Мы подготовили 8 рекомендаций родителям, которые хотят вырастить гения или просто талантливого ребенка:
Пять интересных и полезных занятий для детей:
Учитывайте интересы и способности ребенка. Не заставляйте его заниматься всем подряд или тем, что вы считаете полезным. Не заостряйте внимание на идее вырастить гения. Сконцентрируйтесь на том, чтобы вырастить счастливого ребенка, индивидуальность.
Чтобы бы стать гением, да и просто талантливым человеком, нужно быть уникальной личностью.
Как стать гением
Гении никогда и никому не подражают. Поэтому первое, что вы должны сделать, это задуматься, насколько вы зависите от общественного мнения. Чтобы бы стать гением, да и просто талантливым человеком, нужно быть уникальной личностью.
Как раскрыть потенциал:
Напоследок предлагаем вам 4 упражнения для развития креативности и интеллекта:
Гениальность проявляется бессознательно, сама собой. Талант же, скорее, продукт рациональной деятельности. В быту понятия одаренность, талант и гениальность часто отождествляют. Психология же вносит некоторые коррективы. Способности и таланты есть у каждого человека, одаренность и гениальность встречается редко. Однако и то и другое требует сложной, постоянной работы над собой.
Кто такой гений
Кто такой гений? Говорить о гениях, как об особенных людях, человечество стало много веков назад. У разных народов и наций это понятия всегда имело один общий смысл.
Гениальность — это высшая степень таланта и одарённости. А сам гений — это неординарная, выдающаяся личность, способная творить революцию и открывать новые пути в той сфере, которой занимается. Одна из теорий возникновения этого понятия связана с древним Римом. Несколько веков назад местные жители называли “гениями” не людей, а духов-хранителей. Люди верили, что обязаны творческому развитию добрым духам-помощникам. Поэтому слово гениальность в буквальном смысле означала — покровительство особенного духа, способного помочь в творчестве и подарить вдохновение.
В русском языке слово “гений” появилось с середины 18 века. В Петровские времени также был известен термин “гениуш”. Смысл он имел тот же, что у древних римлян, то есть, так называли человека, обладающего каким-либо даром свыше.
Понятие гениальности в психологии
Ученые, не верящие в гениальность, как данность свыше и помощь духов, рассматривают это явление исключительно в качестве одного из свойств психики. Причём, едва ли не как патологию и отклонение от нормы. Специалисты давно ставят знак равенства между гениальностью и помешательством.
В практике часто встречаются случаи, когда гениальные шедевры создают люди с биполярным расстройством личности и шизофрении. Психологи считают, что именно болезнь влияет на творческие порывы.
Со временем специалисты создали целый список сфер, в которых может проявиться гениальность.
Гений. Основные признаки гениальности
Гении сегодня настолько ярко проявляются в обществе, что не заметить их трудно. Это, как правило, яркие, неординарные личности, имеющие определенные способности, которые проявляются уже с детства. Эти люди обладают нестандартным мышлением и чётко знают своё призвание. Они рано выбирают любимую деятельность и с упоением посвящают ей всю свою жизнь. В детстве такие люди часто не справляются со школьной программой и мало интересуются привычными для сверстников вещами. Несмотря на оригинальность мышления, гениев можно определить по некоторым общим чертам:
Креативность. Гении имеют неординарное мышление и нестандартно подходят к решению обычных задач. Они умеют совмещать несовместимые вещи и часто выходят за рамки привычных представлений об устройстве мира. Именно так рождаются шедевры музыки и других видов искусства.
Высокая продуктивность. Выбрав свою любимую сферу деятельности, гении добиваются в ней недостижимых другими людьми высот. Яркий пример — лауреаты Нобелевской и других премий. Сами гении едва ли успевают оценить свои успехи. Чаще они их просто не замечают, поскольку слишком заняты любимым делом.
В сознании отличия от других людей и наличия особой силы. Часто ещё в детском возрасте гениальные личности на интуитивном уровне ощущают в себе особую силу. Эта сила буквально диктует, какой деятельностью лучше заняться. Важную роль в деятельности гениев играет мысль о том, что своим любимым делом они принесут пользу всему человечеству. Так ученые мечтают создать вакцину от всех болезней или совершить великое открытие в какой-либо другой области. Именно это осознание высшей цели помогает им преодолеть все преграды к цели.
Настойчивость. Гениальные люди отличаются от окружающих невероятной и пробивной силой характера. Они часто не видят рамок и преград, увлекаясь своими идеями и целями.
уверенность в своих силах. Это качество не стоит путать с тщеславием и гордостью. Уверенность гения в себе обычно спокойная, происходящая от осознания своей особой миссии. Открытия гениев часто опережают время и оказываются впереди прогресса. Поражение не волнует и не расстраивает гениев. Часто случается так, что грандиозное открытие следует за тысячами неудач.
Развитая интуиция. Гении отличаются от обычных людей необычайно сильным интуитивным мышлением. У них часто случаются вспышки и просветления, после которых рождаются шедевры. Они слышат свой внутренний голос и следуют его зову, не обращая внимания на рациональное мышление. Часто у гениев рождаются идеи в пограничном, медитативном состоянии или во сне (как в случае с периодической таблицей Менделеева).
Можно ли развить гениальность?
Ответом на вопрос, может ли гениальность стать приобретенным навыком, психологи занимаются многие годы. Один из профессоров Дин Кейт Саймонтон в своих исследованиях решил разделить понятие гениальности на два разных типа:
Исследования этих типов позволило выделить основные факторы, при которых человек с задатками гениальности сможет себя проявить и развить особые навыки:
Автономность. Выбор основной сферы деятельности имеет решающий фактор в развитии способностей. Чтобы раскрыть в себе внутренний потенциал, человек должен иметь возможность сделать этот выбор. Если родители с детства отправляют ребенка на какие-либо секции без его желания, то его реальные способности могут так и не раскрыться.
ценности. Чем роднее и любимее человеку его деятельность, тем больших высот в этой области он достигнет. Большинство историй и биографий гениев говорят о том, что выбранное занятие со временем едва ли не смыслом и главной ценностью в их жизни.
Трудолюбие и развитие компетенции. Часто говоря о гениальности люди используют ставшую крылатой фразу о 10% таланта и 90% труда. Отчасти это является правдой. Но чтобы добиться выдающихся результатов человеку важно хорошо разбираться в своей сфере деятельности. Изучить основы предмета и много работать над совершенствованием навыков. Основное отличие гениев и простых людей в этом вопросе проявляется в том, что гении любую информацию осваивают быстрее остальных.
Как из ребенка воспитать гения
Многие родители считают своих детей одаренными и гениальными не объективно, а исходя из собственного желания, чтобы дитя было лучше остальных. Задатки гениальности можно обнаружить лишь беспристрастно наблюдая за ребенком и давая ему право выбора деятельности.
Зная, что означает гений, можно, набравшись терпения, внимательно наблюдать за ребёнком, чтобы изначально выявить задатки гениальности.
Важно не мешать ребенку искать себя и любимое направление. Кроме того, самому ребёнку крайне важна поддержка родителей, даже если он выбрал нестандартное занятие. Уверенность в себе позволит маленькому человеку удвоить потенциал и уже в маленьком возрасте добиться высоких результатов.
Кто такие гении?
Гении как мы привыкли считать, это люди с выдающимися умственными способностями. Что это человек, который знает всё и вся, человек начитанный, грамотной речью. Многие думают, что гениями рождаются, а не становятся. Это самое большое заблуждение в их жизни. Гений человек, обладающий творческой личностью, гений старается не выделятся из толпы, обычно они скромные и мало разговорчивые. Это не всегда так, гений может быть любого сорта, любой пол, нация, раса. Я хочу поделится своё мнение с вами, что значит быть гением.
По моему мнению, каждый ребёнок это гений, ведь если подумать, то они творческие личности, рисуют, что то создают, мыслят не прямоленейно. Но когда они поступают в первый класс, гениев становится меньшь, год за годом, вот, всё, нету гениев. Остались только взрослые с одними и теми же знаниями, одни и теже планы и заботы: работа, семья, кредит, сон, работа, семья, кредит, сон. Всё, так и жувут. Но вот остались единицы, дети которые не изменились, которые гении. В школе как правило они особо не волновались, ведь они знали, что оценки и это числы, они ничего им не дадут, это просто оценивает знание, которые могут не пригодится и через 200 лет. Они как правило заняты самообразованием, они пытаются достичь своих целей любой ценой, но многие родители это не понимают. Гении не заучивают материал, они стремятся его понять, а если он интересен им, то считайте для гениев это как для вас 2 + 2. Готовьтесь к тому что вы будете слушать разговоры с набор непонятных для вас слов, будь то программирование, рисование, лингвистика или физика. Не редки случаи когда гении знали больше чем свои учителя, по их предмету. Хотя всё то, что писал выше этого может любой человек, даже в 32 года, то гениев отличает, что они мыслят не так как вы. Они мыслят по другому, ты видешь одно решание задачи, а они видяет столько, сколько ты и не можешь представить. Возможно ты удивишься, но для каждой задачи, есть как минимум по 10 решений, если это задача не для начального класса. Есть ещё одно заблуждение, что гении легко учат разные языки, тут не совсем правда. Если им надо и интресно, то даже ты сможешь выучить китайский за месяцев 5 и свободно разговаривать. Знать как минимум 2 тысячи иероглифов. Это не преувелечение, чтобы вы поняли маштаб, я сам выучил китайский за 5 месяцев, правда не на 100%, но говорить уже мог. А если я смог, то ты тоже сможешь. Тут должна быть реклама, но мне не кто не захотел платить, а наоборот, меня заставляли((. Гениев выделяет подход, ну например, у вас есть цель, открыть бесконечный пирог, над вами смеются коллеги, они знают что это невозможно, а вы делает это. Оказывается ответ был на поверхности, а вы открыли его. Вы гений, вас знает весь мир, находятся люди, которые говорят, что они тоже смогли бы это сделать, если бы у них было то, что у тебя. Не обязательно гении открывают что-нибудь, они могут работать на обычной работе, но делать это не обычно, лёжа на диване. Значит они нашли способ сделать работу по другому, нестандартным способом. Многих людей обрадует, что я напишу сейчас. Если человек ленивый, то говорит, что на 10% гений, а если он находит способ лениться ещё сильнее без вреда другим, то он либо гений, либо программист, либо у него компилится проект или завис windows. Я надеюсь, что вы не забыли, что это моё мнение и у вас оно может не совпадать.