Кто такой голиаф кратко
История Давида и Голиафа в Библии.
Данная статья посвящена истории Давида и Голиафа. О том, кто такой царь Давид и о его роли в библейском повествовании можете подробно прочесть в этой статье, мы же, прежде чем толковать историю Давида и Голиафа, остановимся на личности последнего.
Голиаф – персонаж Библии.
Голиаф — Библейский персонаж. Описывается в Библии как Фелистимский воин-великан. В классической еврейской традиции, подчеркивали статус Голиафа как представитель язычества, в отличие от Давида, избранника Бога Израиля. Голиаф был родом из Гефа – одного из самых крупных Филистимских городов.
Илья Репин. Давид и Голиаф, 1915 год
Описание Голиафа варьируется в различных древних рукописях: древнейшие рукописные книги — свитки Мертвого моря, текст Первой книги Царств, датируемый 1-м веком, рукописный текст Септуагинты 4-го века – все описывают его как высокого человека, ростом 2.06 м, тогда как Масоретский текст изображает его как трехметрового великана.
Давид против Голиафа
Противостояние Давида и Голиафа описано в 17 главе Первой Книги Царств. Саул и израильтяне столкнулись с Филистимлянами в долине Эла. В течение 40 дней Голиаф, могучий Филистимский воин выходил утром и вечером и предлагал кому-либо сразиться с ним один на один и решить исход битвы. Однако не нашлось ни одного храбреца среди воинов Саула.
Однажды пастушок Давид, который приносил еду своим братьям-воинам, услышал призыв Голиафа к сражению и вызвался противостоять Голиафу.
И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из‑за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.
Саул отдал Давиду свои доспехи и меч, но Давид отказался, так как не привык к такому одеянию и оружию. Давид вооружился лишь палкой и камнями.
Перед сражением Давид сказал Голиафу:
…ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа…
Давид выпустил камень из своей пращи и со силы ударил Голиафа в лоб. Голиаф упал ничком на землю, и Давид отсек ему голову его собственным мечом. Филистимляне обратились в бегство после смерти Голиафа. Израильтяне преследовали Филистимлян до самого Гефа. Давид с отрубленной головой Голиафа вернулся в шатер к царю Саулу.
Толкование истории про Давида и Голиафа
Основная цель истории Давида и Голиафа – показать народу, что Саул не может быть царем Израиля. Мы знаем, что Саул, как и Голиаф, отличался высоким ростом и был на голову выше, чем кто-либо другой во всем Израиле, и именно он был явным претендентом на то, чтобы отстаивать честь своего народа в поединке с Голиафом. Однако Саул не нашел в себе смелости сделать этого.
Христианская традиция рассматривает битву Давида с Голиафом как символ победы Божьего царя над врагами Бога и как прообраз будущей победы Иисуса над грехом и Церкви над Сатаной.
Фраза «Давид и Голиаф» или «Давид против Голиафа» давно стала нарицательной и используется применительно к ситуации, когда слабый противник сталкивается гораздо более сильным.
Давид, поражающий Голиафа, в живописи.
Сюжет о Давиде и Голиафе широко использовался в живописи. Вот несколько самых известных работ.
КАРАВАДЖО
Давид и Голиаф (или Давид с головой Голиафа или Давид побеждает Голиафа) — картина итальянского мастера эпохи барокко Караваджо (1571-1610). Она была написана в 1599, а сегодня находится в музее Прадо, Мадрид. Картина Давид и Голиаф была написана в начале творческой деятельности художника. Караваджо также является автором еще двух менее известных картин на данный сюжет.
Давид и Голиаф, Караваджо, 1607 год
Давид и Голиаф, Караваджо, 1610 год
Мы видим, как перепуганный гигант ждет обезглавливания. Микеланджело выдержал рисунок в спокойных и мягких тонах, что делает фигуру великана еще более массивной.
Голиаф
История персонажа
Герой какой страны не знаком с летописью великих сражений? Для истинного воина даже религиозная литература легко станет полезным учебником о тактике боя и психологическом давлении. К примеру, битва Давида и Голиафа — наглядный пример, что вера в собственные силы способна уничтожить врага. С такой мотивацией для победы хватит одного камня. Жаль, что для Голиафа подобный урок стал последним в жизни.
История появления
Грозный мужчина впервые упоминается в Библии. Первая книга Царств содержит подробное описание как героя, так и сражения, прославившего противника Голиафа — Давида. Стоит ли напоминать, что сам великан представлен в Ветхом Завете вовсе не доблестным воином, а безрассудным глупцом, не верящим в силу Бога.
Великан Голиаф
Несмотря на мифичность легенды, возможно, история Голиафа вовсе не выдумана. Прототип воина-великана упоминает в записях римский военачальник Иосиф Флавий:
«И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голиаф, из города Гитты. Ростом он был четырех аршин с половиною, и вооружение его вполне соответствовало его исполинским размерам»
Вторым подтверждением существования Голиафа стала находка археологов. На раскопках в городе Тель Эс-Шафи (предполагается, что раньше здесь стоял город Геф) найдена часть керамической чаши, на которой выбито имя гиганта. Это первое достоверное свидетельство, что Голиаф существовал на самом деле.
Осколок чаши из Тель Эс-Шафи
На сегодняшний день имя устрашающего воина стало нарицательным. Во вселенной комиксов «Марвел» существует несколько персонажей по имени Голиаф, среди которых Человек-Муравей, Соколиный Глаз и Билл Фостер. Не менее знаменит тезка Голиафа из мультфильма «Гаргульи», который, в отличие от библейского персонажа, представлен положительным героем.
Образ и характер
Голиаф родился в городе Геф, расположенном на территории Филистии. Мать персонажа, женщина по имени Орфа, вела свободный образ жизни, поэтому отец героя неизвестен.
Голиаф
Несмотря на устрашающую внешность и обширный опыт в битвах, гигант не построил карьеру. Мужчина так и остался простым солдатом, командовать многотысячной армией Голиафу не доверили. Это позволяет сделать вывод, что физическая сила — единственное достижение мужчины. Интеллект и воинская смекалка не входили в список достоинств героя.
Солдат Голиаф
Самый известный миф о Голиафе связан с очередным сражением. Во время войны между евреями и филистимлянами Голиаф вызывал на честный бой любого воина царя Саула. В течение 40 дней мужчина призывал смельчаков выйти на сражение. Единственное условие — если герой победит, то представители еврейского народа навсегда станут рабами жителей Гефа.
Грозный мужчина, облаченный в доспехи и вооруженный тяжелым мечом, вызывал трепет у войска противника. Каково же было удивление Голиафа, когда на призыв мужчины ответил молодой пастух Давид. Юноша вышел на бой, одетый в повседневную одежду и с сумкой наперевес. На насмешки противника Давид ответил, что к победе юношу приведет Бог, над которым так неосмотрительно потешался Голиаф.
Давид и Голиаф
Голиаф в религии
В христианстве колоритные персонажи, упоминаемые в Ветхом Завете, несут в себе недвусмысленное значение. В лице Давида древние писания демонстрируют верующим типологический прообраз Иисуса, который одерживает победу над Высшим Злом, или дьяволом.
Голиаф и Елханан
Исследователи утверждают, что сравнение Голиафа с Сатаной имеет под собой подтверждения, содержащиеся в тексте. К примеру, рост великана (шесть локтей и пядь) значительно превышает человеческий, но не достигает божественной цифры 7. В мифе также упоминается чешуйчатая броня Голиафа, отсылающая читателя к Змею, которым часто именовали Сатану. Впрочем, большинство доводов по поводу скрытого смысла легенды носят косвенный характер.
Экранизации
Библейский мотив впервые был показан на телевизионном экране в 1960 году. Фильм «Давид и Голиаф» рассказывает о зрелищном сражении, описанном в религиозных писаниях. Роль гигантского воина сыграл итальянский актер Альдо Пединотти.
Альдо Пединотти в роли Голиафа
В 1985 году кинокомпания «Paramount» выпустила фильм «Царь Давид». Кинолента провалилась в прокате. Критики «Нью-Йорк Таймс» написали отрицательные рецензии, указав недостатки сценария и режиссерской работы. Образ Голиафа в неудавшемся фильме воплотил актер Джордж Истмен.
Джерри Соколоски в роли Голиафа
В 2015 году Тимоти Чей снял еще один фильм об известном сражении. На этот раз роль свирепого воина досталась начинающему актеру Джерри Соколоски. Рост артиста составляет 2,33 м, поэтому самый высокий канадец отлично вписался в образ.
Майкл Фостер в роли Голиафа
Собственный взгляд на библейский мотив в 2016 году показали братья Уоллес. Фильм «Давид и Голиаф» вновь затрагивает тему сражения между евреями и филистимлянами. Роль Голиафа сыграл Майкл Фостер, знакомый зрителю по сериалам «Конан» и «Беверли-Хиллз 90210: Новое поколение».
Развенчан главный миф о Голиафе
Как сообщает Science News, новые археологические данные позволили ученым уточнить сведения о росте библейского великана Голиафа. Ранние версии Библии описывают его как древнего воина филистимлян, народа, враждовавшего с израильтянами. Как известно, гигант проиграл в схватке будущему царю Давиду, не отличавшемуся столь же высоким ростом.
В древних письменных источниках говорится, что рост Голиафа достигал четырех локтей и одной пяди. Ранее, ориентируясь на древние системы измерения, ученые подсчитали, что рост Голиафа составлял примерно 238 сантиметров.
Археологи, оценивая рост библейского воина, опирались на единицы измерения Древнего Египта. Там локоть соответствовал длине 52,5 сантиметра. Ученые предполагали, что такие же единицы измерения использовались в Гефе и других городах древнего Израиля. Но в последние годы были измерены многие найденные постройки в древних городах. Полученные данные говорят о том, что в данном регионе использовались несколько иные стандартизированные меры длины.
Так, Чедвик и его команда выяснили, что здания в Гефе и нескольких десятках других городов древнего Израиля были построены, базируясь на трех основных единицах измерения. К ним относятся локоть длиной 54 см, короткий локоть длиной 38 см и пядь длиной 22 см.
Размеры кладки на изученных участках указывают на использование различных комбинаций этих мер. Например, в поселении под названием эт-Телль на севере Израиля две колонны перед городскими воротами имеют ширину 2,7 метра каждая, или пять локтей по 54 см. А каждая из четырех внутренних опор городских ворот была шириной 2,38 метра, или четыре локтя по 54 см и пядь 22 см.
При раскопках в Гате археологи обнаружили одни из городских ворот. Выяснилось, что их размеры были аналогичными размерам городских ворот в эт-Телле. То есть их ширина составляла 2,38 метра, или четыре локтя с пядью, что соответствует библейскому росту Голиафа.
Теперь ученые предполагают, что сама фраза «четыре локтя и пядь» в тот период времени могла использоваться как образное обозначение «большой и сильный». Впрочем, достоверно это пока не установлено.
Добавим, что город Гат в раннем бронзовом веке, примерно в период от 4700 до 4500 лет назад, заселили ханаанеи. Он был перестроен более чем через тысячелетие филистимлянами, которые в Ветхом Завете называются врагами израильтян. Пика своего расцвета Гат достиг уже в железном веке, примерно 3000 лет назад. Как раз в это время, согласно библейским рассказам, и жил Голиаф.
Кстати, в научной среде не утихают споры о том, были ли Давид и Голиаф реальными людьми, которые встретились в битве примерно в то время. Но известно, что при раскопках в Гате был обнаружен фрагмент керамики с двумя именами, одно из которых, возможно, означает Голиаф. Также были найдены свидетельства разрушения Гата около 2850 лет назад вторгшейся армией.
Опубликовано в: 21.05.2014. Обновление: 11.08.21
Голиаф
Голиаф — (ивр. גלית — Гольят ) — огромный филистимлянский воин, потомок великанов-рефаимов в Ветхом Завете. Молодой Давид, будущий царь Иудеи и Израиля, побеждает Голиафа в поединке с помощью пращи, а затем отрубает его голову (1Цар. 17:49-51). Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян (1Цар. 17:52).
И менее известно то обстоятельство, что в другом месте Библии убийство Голиафа приписывается совсем не Давиду. Приведем это место:
Может быть, это какой-нибудь другой Голиаф? Нет, все приметы совпадают:
3 И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина.
4 И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди.
5 Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди;
6 медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его;
7 и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец.
(1Цар.17:3-7)
В ней говорится, что:
5 И опять была война с Филистимлянами. Тогда Елханам, сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей.
(1Пар.20:5)
Здесь уже налицо третья версия одного и того же события. Интересно то обстоятельство, что такое имя, как «Лахми», больше нигде не встречается; видимо, его не было у семитических народов Палестины. Похоже на то, что автор Паралипоменона стараясь спасти версию о геройском подвиге Давида, придумал для Елханана (он называет его Елханамом) другого противника и назвал его первым попавшимся словом.
В начале истории о становлении Давида как царя, говорится, что он победил трёхметрового война по имени Голиаф. Понятно, что такие войны, как Голиаф — не будут бегать и сражаться с деревянными мечами, копьями, латами и т.п. вещами. Он был поистине «здоровым» воином, но надо учесть, что и все филистимляне, как мы знаем — были не слабые, а рослые и здоровые люди.
Итак, Давид побеждает Голиафа в начале своей «карьеры», но затем жизнь продолжается и течёт своим чередом. Люди растут, умножаются, возмужают, занимаются своими дела, насущными проблемами, строят планы и т. д.
Вспыхивают новые войны, в семьях бывает не по одному, а по нескольку детей, кто-то умирает в детстве (как один из братьев царя Давида), кто-то в юности, кто-то в зрелом возрасте на войне с иноплеменниками. И об этом мы читаем во 2 Цар 21 главе:
Тем более, как я уже говорил — филистимляне не были маленького роста сами по себе и они были сильны. Так, что нет ничего удивительного в том, что израильтянам приходилось сталкиваться с большим количеством «здоровяков», да ещё и с похожими именами.
P.S. Разон, Резон, Иофора, Иофор, Иетро, Рагуил, Реуэл – вы можете не поверить, но если верить библейской энциклопедии, то все эти имена принадлежат одному и тому же человеку.
У евреев такой язык, что одного и того же человека можно назвать по разному и это не будет ошибкой. Даже в русском языке есть подобное, да и в других наверное тоже. Меня можно называть Саша, Александр, Шура, Алекс, по немецки это звучит, как Алекзендер. Так, что всё очень понятно и прозрачно выглядит, если немного поразмышлять и поискать информацию об интересующем нас вопросе.
Голиаф
Дата рождения | неизвестно |
Дата смерти | неизвестно |
Род деятельности | воин |
Содержание
[править] Биография
Голиаф по преданию был гигантом, потомком сказочных великанов-рефаимов, и происходил из города Гефа в Филистии.
Когда началась во времена израильского царя Саула очередная война евреев с филистимлянами, филистимское войско расположились лагерем между Сокхофой и Азеком. Саул же с израильтянами укрепился в долине Эле.
Голиаф вызвал на поединок добровольца из израильского войска перед решающей битвой между израильтянами и филистимлянами в долине Эла.
Библия изображает Голиафа великаном: его рост составлял 6 локтей с пядью, или 2,89 м (1 локоть = 42,5 см, 1 пядь = 22,2 см). Голиаф был одет в чешуйчатую броню весом приблизительно 57 кг (5000 сиклей меди, 1 сикль = 11,4 г) и медные наколенники, на голове его был медный шлем, в руках медный щит. Голиаф нёс тяжёлое копьё, один только наконечник которого был весом 500−600 сиклей железа (6,84 кг), и имел большой меч. Его военные доспехи весили, согласно р. Ханине, 60 тонн, а согласно р. Абба бар-Кагана, 120 тонн.
Издеваясь над израильтянами, Голиаф в течение 40 дней вызывал кого-нибудь из их рядов на единоборство, но с тем условием, что народ, витязь которого будет убит, должен стать рабом народа победителя. Этот вызов наводил ужас на Саула и его людей.
К поверженному Голиафу подбежал Давид и, вынув меч Голиафа, отсёк им голову гиганта.
Филистимляне поняли, что они проиграли битву, и ударились в паническое бегство.
Меч Голиафа в качестве народного трофея был помещен в святилище Ноба, где был священником Ахимелех, и содержался там, завернутый в ткань, за эфодом.
[править] Взгляд критической школы
В частности бой Голиафа с Давидом напоминает бой молодого Нестора с Эревталионом в «Илиаде».
Описание доспехов Голиафа напоминает греческие доспехи 6 века до н. э.
Два рассказа о смерти Голиафа доказывают, что в народе циркулировало несколько древних преданий ο подвигах храбрости, совершенных израильтянами во время войн с филистимлянами; это подтверждается и различием в именах героев, победивших Голиафа.
Народное предание приписало гигантское телосложение вражеским витязям, причём оно сообщает не об одном, а о четырёх гигантах [11] и смешивает Давида с другими людьми — «его слугами».
История состязания Давида с Голиафа изложена с большим литературным искусством с целью превознести Давида. Ряд черт в характерах героев и участников этого события передан с таким изумительным по красоте и образности мастерством, что этому нет равного в остальной исторической литературе. Гигант и нежный юноша; один — в грозном и тяжеловесном вооружении, другой — в обычном снаряжении пастуха; наглость филистимлянина, вера и храбрость Давида; малодушие самих израильтян, недоверчивость братьев Давида, отчаяние Саула — все эти контрасты переданы с удивительным совершенством.