Кто такой идеалист и циник
Идеализм против цинизма
Минутка философии: как говорит старушка Википедия, идеализм — это термин, который относится к философской идее о первичности идеи над материей. Говоря проще, философы-идеалисты верили, что весь наш мир появился благодаря какой-то идее; именно идеи лежат в основе всех явлений мира. К примеру, в качестве «идеи» можно привести Бога в христианстве. Идеализму противопоставляется идея материализма, согласно которой всё происходит строго наоборот: материальный мир первичен по отношению к миру идеальному и духовному, бытие определяет сознание. Цинизм — это пренебрежение общественными нормами, а в первоначальном смысле вообще назывался «кинизм» и означал отказ от условностей, отказ от религиозности и догм религии и отстранённость от общества.
Однако за пределами кругов философов данные термины поменяли свой изначальный смысл, и теперь конфликт обоих идей больше рассматривается как противостояние оптимистичного и пессимистичного взглядов на мир.
В таком понимании идеалист считает, что справедливость рано или поздно восторжествует: тяжкий труд и вера в такие высокие моральные качества, как любовь, дружба и семья, можно добиться победы и счастья. Если автор произведения придерживается подобных взглядов, то ждите поучительной, но захватывающей истории о храбром герое, который, пройдя огонь и воду, принесёт силам Добра победу благодаря Магии Дружбы.
Циник же, напротив, считает что лучше отбросить высокие духовные ценности куда подальше, и люди по большей части — свиньи, способные на любую подлость ради сиюминутной выгоды. Хэппи-энда нет и не будет, а вот несчастливый финал почти неизбежен, ведь Зло неистребимо и бессмертно. И даже если победа осталась за героем, счастья это ему не принесёт, ведь она оплачена большой ценой и скорее всего лишь временна.
Стоит отметить, что идеалистичные произведения не обязательно должны выглядеть няшными и безобидными. Например, Dorohedoro является идеалистичным произведением про то, как группа героев воздаёт злодеям-магам по заслугам, хоть действия происходят в не самом радужном мире. Недаром данное произведение называет «не мрачной мангой».
Также следует упомянуть, что злодеям вовсе не обязательно быть циниками. Были примеры, когда антагонисты, веря в идеалы, старались сделать мир лучше с помощью не самых гуманных методов, в то время как циничные герои, пусть ненавидящие общество, всё таки спасали людей.
Кто такой идеалист и циник
Есть два противоположных человеческих типа: бессовестный циник и совестливый идеалист. Суть их вполне уясняется из этих названий, к которым и прибавить-то нечего.
Но есть гораздо более интересные, промежуточные типы: совестливый циник и бессовестный идеалист, и о них стоит сказать подробнее. Совестливый циник – конечно, прежде всего циник. Действительность он знает нагой, без прикрас, и ни одна ее исподняя сторона, дешевка, наглянка, подлянка, нахрап, подкуп, – все это мерзкое месиво интересов, жадностей, подлогов, подстав, всех этих под, и над, и сбоку, и поперек, и наперечет, – все это от него не увернется, он сам такой. Он хватает жизнь за мягкие места и жестко вбивает ей под самый дых. Но при этом его часто воротит, даже от самого себя. И он думает, что когда-нибудь, перед Богом или перед смертью, в какой-нибудь исповеди, или главном романе, или бесстыдно-обнаженных мемуарах, он сам с собой разберется. («Дневники» Юрия Нагибина – глубокая иллюстрация этого цинично-совестливого типа). Он копит счет к себе и к своим дружкам, подельникам по циничному делу вонюче-мерзко-сладостной жизни. При этом он не откажется от еще одного удовольствия что-то где-то хапнуть, хрястнуть, подмять под себя чужую бабу и с таким же смачным хрустом разбить чью-то морду, загрести себе плывущую откуда-то длинную деньгу. Ему всегда этого мало, и, как ни отвратно порой бывает, в монастырь он не уйдет. Нет, не уйдет, но все же иногда хоть на минуточку верит, что вдруг возьмет да уйдет. Он знает цену не только всему, но и своему знанию этой цены. Живет зверино, но и зверски тоскует, и порой кажется, что тоска эта пересилит его обычай и заставит так взвыть, что этот вой взлетит до высокой ноты, до соловьиной чистоты.
Это – совестливый циник. Он не сделает другому хуже того, что нужно, чтобы ему самому было хорошо. Есть у него пределы, которых он никогда не переступит, святая мать, или святое ремесло, какое-то резкое пятнышко света, неприкосновенный запас добра во всей этой растленной всекупле и всеебле. Чем глубже он во все это зловоние погружается, тем сильнее что-то его оттуда выталкивает, и бывает, что к старости или на каком-то пределе сил, как проявление высшей слабости, – таки вытолкнет, поднимет над самим собой, и он что-то такое вымолвит, выдохнет, просветлеет и умрет.
А бывают и бессовестные идеалисты. Человек свято верует в высшие принципы, и не только верует, но по ним живет и под них все подминает – и себя, и других. Ему не до частностей, главное, чтобы у вещей была правильная мера. Он живет, не провисая, ходит по жизни как по туго натянутой струне. Идеал настолько его держит на высоте морального духа, что отчасти или даже вполне заменяет ему совесть. Совесть – вещь тонкая, даже непонятно, из чего она состоит и на чем держится. Где тонко, там и рвется, и совесть – это и есть состояние рвущейся тонкости. Совесть может работать против цинизма и растления. Но может работать и против идеализма, если он лишен теплоты и сцепки с реальными, слабыми, страдающими людьми, если он слишком отвлечен и надменен в своей чистоте.
Собственно, две эти фигуры – совестливый циник и бессовестный идеалист, и составляют важнейший личностный контраст и нравственную коллизию в Евангелии. Конечно, там есть бессовестные циники, вроде Иуды, и совестливые идеалисты, прежде всего Тот, кого Иуда предает. Но тонкая морально-психологическая интрига, интерес сюжета разворачивается между теми, кого можно назвать мытарями и фарисеями: закоренелыми грешниками, которые иногда вздыхают и бьют себя в грудь, и закоренелыми праведниками, которые знают, как надо, и делают то, что надо, не мучаясь угрызениями совести, потому что совесть им заменяют идеал, вера, закон, догмат, «человек для субботы».
Иногда мне кажется, что я недостаточно циник, и именно поэтому мне не хватает совести. Совесть, конечно, не рождается из цинизма как такового, но «здоровый» цинизм, приближаясь к здравому смыслу, может выбить из человека тот идеализм, который мешает его душе вздохнуть в полной мере, расслабиться, почувствовать правоту частностей, мелочей, безыдейных существований. В этом случае цинизм освобождает в душе человека то место, которое должно принадлежать совести. Хотя, конечно, цинизм хорош только лишь подсобно, как «клин против клина», в тех случаях, когда идеализм очень уж заклинит человека и превратит его в Стража Порядка, или Революции, или Будущего… Но сам по себе цинизм так же бессовестен, как идеализм, и поэтому вполне возможно превращение одного в другое прямо и непосредственно, минуя совесть. Идеалисты революции становятся циниками новой империи, ленинцы – сталинцами, и т.д. Великий Инквизитор у Достоевского – пример сочетания Сверхидеалиста и Сверхциника в одном лице. Он был идеалистом христианства, потом стал циником инквизиции. И только раз в нем дрогнула живая совесть – когда он, сделав исключение для единственного, отпускает узника-Христа.
Иногда цинизм помогает совести выстоять против идеализма, а иногда идеализм отстаивает совесть против цинизма. Один и тот же человек может переходить от идеализма к цинизму и обратно – чувствуя, что эти крайности ему даны для расшевеления самого живого себе, напряжения между верой и безверием. Может быть, идеализм и цинизм вообще суть только средства для совести оставаться живой, не довольствуясь ни принципами, но отсутствием таковых.
В революции такой круговорот идеализма и цинизма происходит постоянно. Сталин был бессовестный циник, а Ленин – бессовестный идеалист (видимо, таковым оставался и Троцкий, потому и не ужился со сталинскими циниками, хотя бессовестными были все). Здесь нужно учесть одно возможное возражение. У бессовестных идеалистов, какими были и Ленин, и Гитлер, цинизм всегда привходит в тактику политической борьбы, потому-то они и бессовестные. Все средства хороши, если служат достижению высших целей. Однако нужно отличать этот тактический цинизм, а по сути бессовестность, от цинизма как жизненной установки. У него иная формула: все цели хороши, если они увеличивают мои средства (мою власть, господство, наслаждение).
Для контраста с бессовестными идеалистами и циниками в политике укажем на совестливых. Мне представляется, что Н. Хрущев был циником, как и Сталин, но все-таки не бессовестным, он сжалился над еще живыми щепками коммунистической рубки леса и вернул их из лагерей. А М. Горбачев, который твердо решил придать социализму человеческое лицо, – редчайший в российской (и особенно в советской) политике случай совестливого идеализма. Советская история сделала как бы полный круг, начав с бессовестного идеалиста Ленина, пройдя через бессовестный цинизм Сталина и совестливый цинизм Хрущева, чтобы завершиться в совестливом идеализме Горбачева. Поскольку сам советский строй был совместим с идеализмом, но не с совестливой его разновидностью, на Горбачеве он и закончился.
Конечно, политика не самое подходящее поприще для совестливых типов, и более убедительные контрасты совестливого цинизма и идеализма могут быть приведены из области философии. Вл. Соловьев, со своей софиологией и «Оправданием добра», – совестливый идеалист, а В. Розанов, со своим «ковырянием в носу» и смесью юдофилии и антисемитизма, – совестливый циник (хотя многие современники и считали его просто бессовестным, но сочтем за проявление совести хотя бы его мучительную и благочестивую смерть).
Расположим эти типы для наглядности в условной схеме.
1. Сталин: бессовестный цинизм
2. Ленин: бессовестный идеализм
3. Хрущев: совестливый цинизм
4. Горбачев: совестливый идеализм
Эту тетраду можно далее пояснить литературными примерами советской эпохи, которая очень способствовала резкой дифференциации типов и позиций.
Бессовестных циников было много, к ним принадлежала, очевидно, вся верхушка Союза писателей, вся официозная, начальственная и демонстративно «партийная» литература, от А. Фадеева и Вс. Вишневского до К. Федина, С. Бабаевского, Г. Маркова и С. Михалкова (не исключаю, что в личной жизни они делали немало добра, а некоторые были и весьма одаренными писателями, как Ал. Толстой и Вал. Катаев).
Бессовестные идеалисты – первым среди них нужно назвать Вл. Маяковского, хотя в нем было и немало элементов личного цинизма. «Революционные» писатели первого поколения, все эти литераторы-комиссары и командиры в куртках кожаных, вроде Д. Фурманова и А.Гайдара, составляли когорту бессовестных идеалистов, железной рукой загонявших человечество к счастью; в начале своего поприща к ним принадлежал и А. Платонов.
Совестливый циник – это, конечно, С. Есенин, который, в общем-то, все предал и над всем надсмеялся, но при этом страшно тосковал, и больная совесть, собственно, и составляет содержание его поздней лирики. Возможно, к совестливым циникам можно отнести Л. Леонова и М. Шолохова, хотя по мере их карьерного роста и вхождения в советский истеблишмент совесть все больше разъедалась цинизмом (особенно у последнего). К. Симонов и А. Твардовский тоже принадлежали к этой категории, но они-то развивались как раз в противоположном направлении, совесть постепенно разъедала цинизм, особенно у Твардовского.
Совестливый идеалист – я бы отнес к этой категории прежде всего трех писателей: М. Пришвина, Б. Пастернака и А. Солженицына, при всей разности их идеалов. Под идеализмом я в данном случае понимаю не философское мировоззрение, а нравственную позицию, стремление прожить жизнь не по лжи, в соответствии с какими-то принципами и высшими целями; но такими, которые не превращаются в жизнеразрушительные абстракции, социальные утопии и химеры, не подменяют живого биения совести и сочувствия всему малому, частному, неправильному.
Опыт показывает, что наибольшие писатели – полагаю, что и мыслители, – вырастают из совестливых идеалистов, это самая продуктивная, жизнестроительная позиция. К этому типу принадлежали Н. Гоголь, Л. Толстой, Ф. Достоевский Но и совестливый цинизм может быть вполне творческой позицией, если вспомнить такие классические примеры, как А. Пушкин, Н. Некрасов, А. Чехов. А вот бессовестных идеалистов и циников в русской словесности 19 в. я что-то не припомню – может быть, Сухово-Кобылин, если он и в самом деле совершил те преступления, в которых его обвиняли. Внесли ли эти бессовестные типы что-либо в литературу – или отсутствие совести мешает развитию таланта? Возможно, что эти типы: бессовестные идеалисты и циники – вообще нахлынули в русскую культуру только в 20 в., по мере того, как она становилась советской. Хотя и в дореволюционную эпоху обозначился этот вектор. Мне кажется, некоторые черты бессовестного цинизма как жизненной позиции проглядывают в В. Брюсове, а бессовестного идеализма – в В. Мейерхольде и К. Малевиче, хотя не мне их судить.
Конечно, само деление на эти четыре типа было бы нелепо, если попытаться в них загнать всю сложность и многообразие личностей. С моей стороны, это было бы «бессовестным идеализмом», и я не хотел бы его поощрять. Но что-то понять в людях, расставить какие-то общие ориентиры такое деление помогает. При этом нельзя забывать о промежуточных типах! Сколько личностей, переходивших из одной позиции в другую! Если у Пушкина есть черты совестливого цинизма, а у Лермонтова – бессовестного идеализма, то ведь это их нисколько не исчерпывает. А к женщинам, например, к Цветаевой и Ахматовой, такая классификация может в принципе не подходить, здесь нужны другие ориентиры.
Возможно и такое возражение: идеализм слишком близко стоит к совести, а цинизм – к бессовестности. Поэтому сочетание этих понятий либо тавтологично (совестливый идеалист, бессовестный циник), либо оксюморонно (бессовестный идеалист, совестливый циник). Однако по сути совестливость вовсе не тождественна идеализму и не противоположна цинизму, так что ни тавтологии, ни оксюморона не получается. Цитирую энциклопедический словарь «Этика» (М., 2001): «Совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство» (Р.Г. Апресян). А еще проще, совесть – это способность раскаяния, переживание и осознание своей неправоты, виновности. Сюда включается и способность сострадания тем, кто прямо или косвенно страдает по твоей вине или по вине того порядка (строя, общества, группы, союза), который ты поддерживаешь и укрепляешь. Совесть – это сомнение, только не умственного, а нравственного порядка. И человек, способный сомневаться в себе, стыдить себя, раскаиваться в сделанном, т.е. находящийся в живых отношениях со своей душой, совестлив независимо от того, исповедует ли он какие-то принципы и идеалы.
Шкала идеализма против цинизма
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sliding Scale Of Idealism Versus Cynicism. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Оптимист уверен, что мы живем в лучшем из миров, а пессимист опасается, что это действительно так. | » |
— Анекдот |
Как лучше решать проблемы? Силой дружбы или пулей между глаз?
Ответ зависит от того, где вы находитесь на этой шкале.
Любая история будет идеалистичной или циничной по отношению к чему-то. Если в истории некие идеалы высоко ценятся, дают надежду — она идеалистичная. Если в истории благие ожидания критикуются, оспариваются, в ней подсвечены негативные стороны, то она цинична.
Для просто примера представим, что у нас есть хороший парень. В идеалистичном мире он обретёт множество друзей и получит свой счастливый конец, а в циничном мире-помойке он будет в лучшем случае наивным идеалистом, над которым все издеваются.
Однако следует отметить, что это не следует путать с понятиями добра и зла. Злодей вполне может быть идеалистом, верящим в то, что творимое им ведёт к благу. Равно как и герой может быть циником, ненавидящим всё вокруг, но всё ещё спасающим людей. Да и комедии вполне могут быть циничными, недаром есть такой жанр, как чёрная комедия.
Многие из нас переживали крушение иллюзий, и каждому этот процесс давался по-разному. Кто-то приходит к периоду восстановления, и вновь радуется жизни, а другие приобретают сложную особенность личности – цинизм. Какие качества характерны для циников, и чем они мешают или помогают в жизни? Рассмотрим эти и другие вопросы о цинизме подробней.
Определение
Зачатки цинизма могут проявиться в юном возрасте в виде негативизма.
Упоминания об этой черте личности идут еще из Древней Греции – с философской школы кинизма, основанной последователем Сократа, Антисфеном. Впоследствии ярким представителем кинизма стал Диоген Синопский. Увлекаясь идеями Сократа, киники не сумели в полной мере продолжить его дело. В основе их философии находилась практическая мораль Сократа с присущим ему владением собой, неприхотливостью в одеяниях, питании. Легенда гласит, что Диоген обходился минимумом благ и жил в бочке из глины. Ведя себя вызывающе, он не единожды подвергался насмешкам, но его это не заботило. Киники сформировали пренебрежительные взгляды на нравственные ценности и нормы общества, игнорируя устоявшиеся правила в простых вещах (религии, манере одеваться, отношению к святыням и прочему). Их главной целью было избавление от всего условного и естественность. Согласно своей этике, они пытались «отучиться от зла», которое в их понимании заключалось в разрыве с привычными нравственными нормами.
Латиняне начали называть киников циниками, и постепенно это определение стало устойчивым, обретя негативное значение. Цинизм не приветствовался: заявлялось, что «у него нет оправдания». Впервые эта особенность личности подробно была рассмотрена в трудах таких знаменитых мыслителей, как Петер Слотердайк, Бертран Рассел, А. Канке.
Что такое цинизм простыми словами
Говоря простыми словами, цинизм – это мировоззрение, отрицающие высшие чувства и побуждения в виде любви, бескорыстия, жертвенности. Зачастую циник убежден в иллюзорности любви, считая ее не удивительным чувством, а набором химических реакций и навязанных установок. По их мнению, искренняя и безусловная любовь – выдумка, поддерживаемая ради неких целей и определенной выгоды.
Циник негативно относится не только к любви, но и к чувству, близким ей, а также ко многим общечеловеческим ценностям (жалости, состраданию, участливости, милосердию). К проявлению подобных качеств он относится с насмешкой, пренебрежением.
Цинизм предполагает, что любые самые светлые порывы продиктованы меркантильностью или желанием самоутвердиться. При таком мышлении неизбежны критичные выводы, рефлексия. Человек, подверженный цинизму, отрицательно реагирует на перемены, редко поддается чувствам, анализируя все с практичной точки зрения.
Кто такой циничный человек или человек циник
Цинизм – ярко выраженная черта личности. Истинным циником можно назвать лишь взрослого человека, со сформировавшимися жизненными принципами, опытом и осознанным выбором такой позиции. Такой человек привык считать, что людям можно найти замену, и нет вещей, которыми действительно нужно дорожить. Циник идет на контакт с окружающими, только если видит в этом выгоду для себя или не нарушает свой комфорт. Он равнодушен ко всему возвышенному и любовь для него ограничивается лишь физическим аспектом. Такой личности чуждо сочувствие, участливость, сострадание в сложных жизненных ситуациях.
Человек, отличающийся цинизмом, обесценивает достижения и приятные события окружающих. Он не имеет авторитетов, нередко нетерпим к позиции оппонента, считая свое мнение единственно верным.
Цинизм уже давно не воспринимается в таком негативном ключе, как в Древней Греции, и даже входит в моду. Все больше молодых людей считают такую позицию сильной и разумной.
Циники бывают разные, и условно их можно поделить на следующие типы:
Цинизм с точки зрения психологии
В психологии считается, что цинизм – это один из типов невротического поведения. Человека не интересуют общепринятые нормы поведения и ценности. Он глумится над распространенными убеждениями и разрушает привычные стандарты и авторитеты.
Когда цинизм начинает впервые проявляться?
До трехлетнего возраста малыш не противопоставляет себя миру, не демонстрирует свою уникальность. Перейдя этот возрастной рубеж, он кардинально меняет поведение, приобретая ранее неведомые черты. Ребенок входит в критический возраст, демонстрируя истерики, командуя близкими людьми и обижаясь по многим поводам.
Многие родители потрясены таким «перевоплощением». Осознав собственное «я» малыш начинает впадать в негативизм, помогающим ему проявлять свои индивидуальные потребности и желания. Защищая свою самобытность, он противостоит взрослым, отказываясь от того, что ему нравилось раньше или игнорируя их просьбы. Если подобное поведение проявляется особенно ярко, постепенно появляется предположение, что ребенок подвержен цинизму. На самом деле это лишь этап взросления, который постепенно уходит. Если же родителям не удалось направить мысли и самовыражение малыша в нужное русло, особенность личности остается, и взрослеющий человек продолжает свое самоутверждение.
Плюсы и минусы цинизма
У цинизма имеются не только минусы, но и плюсы:
Что такое цинизм: 7 главных признаков, плюсы и минусы
Приветствую Вас, друзья!
Думаю, Вы не раз слышали, как какого-то человека называют циничным, желая подчеркнуть его отрицательные черты. При этом, далеко не все понимают истинное значение слова цинизм. Сегодня мы устраним все пробелы: узнаем, что такое цинизм и по каким признакам его можно определить, рассмотрим плюсы и минусы цинизма. Начнем.
Что такое цинизм?
Цинизм – это демонстративно пренебрежительное или даже презрительное отношение к общепринятым моральным, нравственным, этическим, идеологическим, религиозным и культурным ценностям, а также представлениям о приличии и благопристойности. Циники считают, что сострадание, сочувствие, стыд и другие эмоции мешают человеку руководствоваться здравым смыслом и принимать правильные решения.
Пытаясь понять мотивы другого человека, мы обычно судим по себе – стараемся придумать причину, которая заставила бы нас поступить так же. Циникам, как и большинству других людей, свойственно судить окружающих по себе. Поэтому они считают, что все вокруг руководствуются исключительно собственными интересами, прикрываясь вымышленными общечеловеческими ценностями. В частности, они неохотно верят в бескорыстие, и когда кто-то вызывается им помочь, они пытаются найти в этом корыстный интерес или иной подвох.
Слово «цинизм» происходит от названия древнегреческой философской школы киников (наиболее известным представителем которой является Диоген). Идеи киников основывались на отрешении от социальных, моральных и этических условностей. Они отрицали семейные ценности, не принимали навязываемых государством и обществом догм. Название школы было образовано от слова κύων (собака) или κυνικός (собачий). Поскольку в европейские языки термин попал через латынь, его звучание исказилось, и «кинизм» превратился в «цинизм».
Признаки цинизма
Чтобы лучше понять, что такое цинизм в современном понимании этого слова, рассмотрим наиболее распространенные его проявления. Чаще всего определить циника можно по наличию следующих особенностей:
Причины цинизма
С точки зрения психологии цинизм – это защитный механизм нашей психики, защищающий её от сильного стресса. Цинизм свойственен успешным представителям многих профессий. Врачи, пожарные, сапёры, сотрудники правоохранительных органов и многие другие люди регулярно сталкиваются с сильным стрессом. Наличие здорового цинизма защищает их от эмоционального выгорания и прочих негативных последствий для психики.
Да и работу свою они делают гораздо качественнее, отключив эмоции. Так судье необходимо быть абсолютно беспристрастным, и подсудимый не должен вызывать у него жалости или отвращения. Иначе он не сможет вынести объективный приговор. Сохранять беспристрастность должен и хирург, которому необходимо максимально сосредоточиться на работе, и спасатель, который всегда должен действовать рационально.
Люди, выбирающие подобные профессии, далеко не всегда являются циниками от природы. Чаще бывает наоборот – ими руководит альтруистическое желание бескорыстно помогать другим людям. Но погружаясь в рабочие будни, они сталкиваются с сильным стрессом, благодаря которому постепенно превращаются в циников.
Существуют и другие механизмы формирования цинизма у людей, изначально к нему не склонных. Это могут быть различные события, заставляющие человека усомниться в общепринятых ценностях и идеалах. Чаще всего причинами цинизма становятся такие факторы как:
Как видите, в основе цинизма в большинстве случаев лежит либо сильный (или продолжительный) негативный опыт, либо излишняя самоуверенность, позволяющая человеку считать себя «избранным». Чаще всего причиной цинизма являются различного рода психотравмы. Сильные эмоциональные потрясения активируют такой защитный механизм как отрицание, которое и приводит к развитию цинизма – отрицания всех ценностей.
Разновидности цинизма
Психологи делят все проявления цинизма на две категории:
Как общаться с циником?
Общаться с циничными людьми довольно сложно, особенно людям, которые сами циниками не являются и болезненно воспринимают любые грубые шутки или пренебрежительное отношение к себе. Если вы относитесь к таким, то лучше избегать общения с циниками. Если же взаимодействовать всё же приходится, вот несколько полезных советов:
Плюсы и минусы цинизма
Разобравшись, что такое цинизм, можно смело утверждать, что у данной модели поведения есть как положительные, так и отрицательные черты. Сказать, что что-то однозначно перевешивает, нельзя, поэтому просто рассмотрим преимущества и недостатки подробно.
Заключение
Цинизм – это весьма неоднозначная особенность характера. Будучи циником, можно получить определенные преимущества за счёт своей организованности и практичного подхода ко всем делам. Можно добиться значительных профессиональных успехов и заслужить признание коллег. Но построить личное счастье можно только при помощи любви и понимания с дорогими людьми. Поэтому можно быть циником в профессиональном плане, но в быту и личной жизни лучше избегать циничного восприятия и позволять себе больше положительных эмоций.