Кто такой имам шафии биография
Имам аш-Шафии и особенности его мазхаба
Первые столетия распространения ислама были расцветом богословской мысли. В этот период интенсивно развивались разнообразные сферы коранических наук, хадисоведения и фикха. Интеллектуальное продвижение часто происходило через очные диспуты величайших мусульманских учёных, среди которых были основатели мазхабов.
Богословом, который совершенствовал своё учение не только посредством скрупулёзного исследования источников, но и через открытые дебаты с коллегами, был Мухаммад аш-Шафии. В честь этого учёного назван один из самых распространённых суннитских мазхабов в фикхе.
Жизненный путь имама аш-Шафии
Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии появился на свет в 150 году по Хиджре (767 году по Милади) в городе Газа. Родители были родом из Священной Мекки и оказались в Палестине, поскольку глава семейства занимался военным делом. Отец Мухаммада умер, когда сын был в двухлетнем возрасте. И его мать приняла решение вернуться обратно в Мекку. Сам Мухаммад аш-Шафии был из числа курайшитов, при этом его родословная соприкасается с кланом Бану Хашим, от которого происходит Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.).
В Мекке будущий основатель нового религиозно-правового мазхаба посвящал всё своё время учёбе и науке. Согласно некоторым источникам, уже в восемь лет Мухаммад аш-Шафии знал наизусть Священный Коран. К десяти годам он выучил фундаментальный труд «Аль-Муватта». Переехав из Мекки в Медину, Мухаммад стал ходить на уроки автора этой работы имама Малика ибн Анаса, которого поразила широта познаний и способности ученика.
Уже в более зрелом возрасте аш-Шафии посещал занятия одного из основателей ханафитского мазхаба Мухаммада аш-Шайбани. С последним его связывает любопытная история. Находясь в Наджране, имам аш-Шафии был обвинён в распространении призывов к смещению существующей в государстве власти. Кроме того, его поспешили причислить к шиитам, что ещё больше усугубило и без того непростое положение учёного. Имама аш-Шафии перевезли в Сирию, где у него состоялся разговор с главой государства Харуном ар-Рашидом. Взгляды имама вызвали у халифа симпатию, однако освобождение из тюрьмы наступило только после заступничества Мухаммада аш-Шайбани, работавшего в то время главным судьёй (кадыем) в Багдаде. Аш-Шайбани настоял на том, чтобы Мухаммад аш-Шафии перебрался к нему в город.
Вместе с тем посещение уроков багдадского кадыя оставляло у имама неоднозначные впечатления. С одной стороны, аш-Шафии с глубочайшим интересом открывал для себя тонкости ханафитского мазхаба, а с другой – ему решительно не нравилась критика имама Малика ибн Анаса, которая часто звучала из уст Мухаммада аш-Шайбани. При этом имам аш-Шафии не хотел устраивать публичный спор со своим другом. Аш-Шайбани, узнав о возражениях своего ученика, настоял на том, чтобы их интеллектуальный диспут могли наблюдать все желающие. В итоге победа на дебатах о наследии имама Малика ибн Анаса осталась за Мухаммадом аш-Шафии. Примечательно, что исход богословского противостояния никак не сказался на дружбе двух учёных. Мухаммад аш-Шайбани признал своё поражение, но добрые чувства по отношению к аш-Шафии у него только усилились. Этот пример хорош тем, что он показывает то, каким образом должны вестись дискуссии среди мусульман. Имеющиеся разногласия по поводу второстепенных моментов не должны становиться настоящим яблоком раздора между людьми, исповедующими одну веру.
Одновременно с этим основатель шафиитского мазхаба получил покровительство со стороны халифа Харуна ар-Рашида. Это заметно отразилось на его финансовом положении, что, в свою очередь, сказалось на возможности имама путешествовать и обогащать свои представления об окружающем мире. Впоследствии Мухаммад аш-Шафии обосновался в Каире, где и умер в 204 году по Хиджре (820 год по Милади).
Что отличает шафиитский мазхаб
Мазхаб имама аш-Шафии представляет собой своеобразную реакцию на ханафитскую и маликитскую богословско-правовые школы, под влиянием которых он первоначально образовался. В его рамках была проведена попытка снять некоторые противоречия между сформированными ранее мазхабами и упростить их. Так, например, шафииты в выведении богословско-правовых суждений обращаются к словам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и практике мединских ансаров, не обращая на это слишком пристального внимания, как маликиты. Кроме того, находит своё отражение в рамках шафиитского мазхаба и маликитское положение о богословских решениях, принятых для общественной пользы (истислах). Не будет ошибочным утверждение, что шафиитский мазхаб занял промежуточное положение между сторонниками использования разума при выведении суждений (асхаб ар-райи) и лагерем буквалистов (асхаб аль-хадис).
Естественно, Священный Коран и Благородная сунна не перестают оставаться главными источниками права в рамках этого мазхаба. Однако к хадисам шафииты обращаются только в том случае, если соответствующие аспекты не отражены в Коране. При этом важно, чтобы хадисы передавались через мединских сподвижников. Единое мнение мусульманских учёных (иджма) также занимает отдельное место в иерархии методов шафиитского мазхаба. Из созданных ранее богословско-правовых школ перекочевали такие источники, как кыяс (суждение по аналогии) и истихсан (исправление кыяса, если его нормы не работают в новых условиях).
Шафиитский мазхаб в настоящее время является одной из наиболее распространённых богословско-правовых школ. Его последователей можно встретить в самых разных уголках планеты: Малайзии, Индонезии, Египте, Восточной Африке, Ливане, Сирии, Пакистане, Индии, Иордании, Турции, Ираке, Йемене, Палестине. Кроме того, представлен этот мазхаб и в России – чеченцы, аварцы и ингуши традиционно придерживаются именно его положений в религиозной практике.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Думаю много бидъата делают нынешние последователи этого масхаба. Пример Чеченцы крутятся, кричат и топают по полу. Что это? Зикр? Такое ни в одном хадисе от посланника Аллаха нет, насколько я знаю.
А ты знаешь, кто такой имам аш-Шафии?
А ТЫ ЗНАЕШЬ – КТО ТАКОЙ ИМАМ АШ ШАФИИ?
Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии родился в 150 году по хиджре в Палестине, в г. Газа. Сам он был родом из Мекки, но его отец находился в этом городе по своим делам. Через два года после рождения сына отец умер, и мать переехала обратно на их родину. По происхождению он был курайшитом, его родословная сходится с родословной Пророка, мир ему, на Абду Манафе.
Он вырос в Мекке и рано начал учиться. По одному сообщению в семь лет, по другому – в восемь, он выучил Коран наизусть. После этого он брал знания у больших ученых, которые преподавали в Масджид аль-Харам (Запретной Мечети). Основным его учителем в это время был ученик сподвижника Ибн Аббаса Муслим ибн Халид аз-Занджи. Для Ибн Аббаса сам Пророк (мир ему) сделал особое дуа, чтобы Аллах дал ему особое понимание Корана. Поэтому его называют главным муфассиром уммы. Его тафсир считается самым признанным и авторитетным. Имам Шафии в 15 лет получил разрешение выносить фетвы, отвечать на вопросы по фикху. Его учитель дал ему иджазу.
Его известность стала расти, амир Йемена пригласил его к себе, давать уроки и приобретать знания. В то время в халифате правили Аббасиды. Мы знаем, что в халифате сначала правили 4 праведных халифа, затем власть перешла к сыну Али Хасану, а тот через некоторое время передал власть Муавии (в 661 г. н.э), с этого времени началась династия Омейядов. В 750 году в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами. И как раз в то время, когда имам Шафии хотел уехать из Медины, правил халиф Харун ар-Рашид. Это очень известная личность, про него много существует легенд. В это время было много восстаний шиитов-зейдитов. И недруги имама донесли халифу, что имам – их сторонник и готовит восстание против халифа. Его друг, правитель Йемена ничего не смог поделать, не смог его защитить, и имама арестовали и привели к халифу в Багдад.
Заговорщиков по очереди подводили к халифу и после короткого разбирательства казнили. Когда дошла очередь до имама, он, подойдя к халифу, поприветствовал его мусульманским приветствием. Тот удивился – «ты начал с Сунны?», но ответил ему. Тогда имам процитировал аят Коран и дал ему краткое пояснение. Правитель удивился – как он в таком положении смеет произносить аяты Корана, когда сам является бунтовщиком против законной власти? Имам постарался объяснить, что он не выступает против власти, что его оклеветали. Кто-то из присутствующих подтвердил, что этот человек – большой ученый, а не заговорщик. Тогда халиф начал задавать ему вопросы по Корану, имам объяснял ему, какие бывают аяты Корана – скрытые и явные и т. д. После этого его отпустили.
В этот момент имаму Шафии было 30 лет. Потом он продолжил обучение в Ираке, у учеников Абу Ханифы, у имама Мухаммада Шейбани. Тогда в исламском мире было две основные школы – школа хадиса (мадраса аль-хадис) в Хиджазе, в Медине и Мекке, и школа мнения (мадраса ар-рай) в Ираке. Имам Шафии учился и у той, и другой школы. Его мазхаб поэтому совмещает в себе и мнение имама Малика, и имама Абу Ханифы. От имама Малика он взял скрупулезность в хадисе, в частности – непрерывный иснад. До имама Шафии факихи могли использовать хадисы с обрывом в иснаде, он такие хадисы не брал. С другой стороны он применял кыяс, который широко использовали ученики Абу Ханифы. Мы должны понимать, что обе эти школы являются суннитскими, поэтому нельзя сказать, что кто-то из них заблуждается. Всякие разногласия между ними связаны с недопониманием. Как сказал имам Ахмад, «до встречи с Шафии мы ненавидели асхабур-р-рай, потому что не понимали их, но после того, как он пришел к нам, мы полюбили их, потому что поняли, что мы стоим на одном и том же». Разногласия между ними были только в частностях, и он смог примирить эти две школы.
От него передают два мазхаба – один (аль-кадим, первый) он создал на территории Ирака, его учениками тогда были имам Ахмад, Абу Саут, аль-Калянси. Это учителя потом сами стали муджтахидами. Там он написал свою книгу аль-Худжа. Потом он переселился в Египет и там умер. Его зиярат находится в Каире. Там он создал другой мазхаб – аль-джадид. В том, что ученый меняет мнение нет ничего странного, в Египте была иная ситуация, поэтому он изменил мнение по некоторым вопросам. Его последователи берут в основном второй мазхаб, когда дают фетвы.
В частности, когда имам Шафии переехал в Египет он стал говорить, что какая-то практика сахабов не является доводом для понимания (принятия) хадиса. Что это значит? Когда Абу Ханифа принимал какой-то хадис, для него было важным, чтобы тот, кто передает этот хадис, сам бы его практиковал. К примеру, по шафиитскому мазхабу говорится, если на какое-то место на одежде или посуде попала слюна собаки, его нужно промыть шесть раз водой и седьмой раз водой, смешанной с землей. Имам Абу Ханифа передавал этот хадис, но сам его не практиковал, как раз потому, что его не практиковали те, кто его передавал, поэтому он считал, что этот хадис отменен. Имам Шафии считал, что ему нужно следовать, хотя его не практиковали, потому что нет сведений, что он отменен. Как мы видим, разногласия между имамами мазхабов связаны не с тем, что какой-то имам не знал данного хадиса, а с тем, что они по-разному их понимали и практиковали, у них были разные методы понимания хадиса и соответственно, разные решения они принимали. Изменить эти расхождения невозможно, потому что это результат разного понимания источников. Но все хадисы ученые прекрасно знали, иначе их не называли бы имамами-муджтахидами. Одним из условий для муджтахида – чтобы он в каком-то вопросе фикха знал все хадисы, имеющиеся на эту тему. Тем более имам Шафии, который учился и у ученых Медины, и у ученых Ирака, он знал мнения по фикху и тех, и других. Говорить что какой-то хадис до него не дошел – это невежество.
Остаток своей жизни он провел в Египте и там умер. В конце жизни его постигла тяжелая болезнь, у него бывали такие кровотечения, что подстилка, матрац, который под него подкладывали на время уроков, пока он давал уроки, был мокрый от крови. Несмотря на это, он давал уроки, потому что все великие ученые ставили важность распространения религии выше своих нужд. Поэтому они и смогли воспитать замечательных учеников, которые тоже становились великими учеными. Таким учеником был имам Ахмад ибн Ханбаль, один из любимых учеников имама Шафии, который впоследствии основал свой мазхаб. Современный ученый Мухаммад Зухайли говорил, что никогда между верующими не было такой сильной любви, какая была между этими двумя учеными.
Этому можно привести очень интересную историю. Когда имам Шафии еще находился в Багдаде, имам Ахмад заболел, и был прикован к постели. Это рассказывает сын имама Ахмада Абдулла. Имам Шафии пришел навестить своего друга. Как только он вошел, несмотря на слабость, имам Ахмад вскочил, посадил учителя на свое место, сел перед и ним, как школьник перед учителем и стал задавать разные вопросы по фикху. Когда они поговорили, имам Шафии вышел, сел на коня и собирался уезжать. имам Ахмад схватил его за ногу, держал ее и долго шел за ним. После этого к нему пришел его друг, который тоже был большим ученым, специалистом по хадису, и поинтересовался – зачем он это сделал? Он ответил, «если бы ты так сделал, ты бы получил пользу, даже вдыхать запах лошади, на которой сидит великий ученый, это уже польза, уже понимание религии».
Имама Ахмада как-то спросили – «почему ты посещаешь уроки имама Шафии, а не слушаешь уроки по хадису? Это же слова Пророка, мир ему, а ты, получается, предпочитаешь им слова имама Шафии» – как сейчас любят говорить, что лучше следовать хадису, чем мнению ученого. Он ответил – если какой-то мухаддис умрет, можно найти человека, которому он передал хадисы и спросить их у него. А когда умрет имам Шафии, уйдет то, чего больше ни у кого нет – понимание этого хадиса. То есть, у него есть не просто знание хадиса, а понимание его. Имам Ахмад также говорил, что если бы не имам Шафии, он бы не понял фикха, не научился различать хадисы на отмененные и отменяющие. Бывает так, что на одну тему существует несколько вроде бы противоречивых хадисов, как между ними выбрать? И именно этому учили факихи своих учеников.
Что касается некоторых слов имама Шафии, которые в наше время неправильно толкуют. От него (как и от других великих имамов) передают слова – «достоверный хадис и есть мой мазхаб». Невежественные люди считают, что эти слова относятся к таким, как они, что если в мазхабе, которому ты следуешь, сказано так-то, а в каком-то сборнике хадисов (Бухари или Муслима) сказано как-то иначе по этому вопросу, нужно отложить мнение ученых, мнение мазхаба и следовать хадису. Это ошибка. Эти слова разъясняет имам Навави в своей книге «Аль-Маджму».
Он пишет: «Смысл этих слов не в том, что буквальное понимание каждого достоверного хадиса – это мазхаб Шафии. Иначе пришлось бы сказать, что дозволенность временного брака – это тоже мазхаб Шафии, потому что об этом есть хадисы и они приведены у Бухари. Хадисы о временном браке, действительно, достоверны, но отменены. Те слова относятся к достигшим степени «муджтахид мазхаба» (муджтахид мазхаба – это учёный, который может самостоятельно выносить решения из первоисточников, но на основе усуля, т. е. методологии вынесения решения, которую разработал имам его мазхаба). Условием тут является то, чтобы такой алим считал, что имам Шафии не знал данного хадиса или не был осведомлён о его достоверности. А об этом можно узнать лишь после изучения всех книг по шафиитскому фикху и доказательств этого мазхаба. Это очень сложно, и мало кто достиг этой степени. Ведь имам Шафии, рахимахуллах, оставлял без внимания некоторые достоверные хадисы и не следовал им, и это означало, что у него был довод для этого. Например, этот хадис отменён, или имеет частный смысл, или не толкуется буквально. Ибн Салях сказал: «Смысл слов Шафии не в том, чтобы следовать буквальному смыслу каждого достоверного хадиса. И не каждый факих достиг степени, которая позволяет ему самостоятельно выносить решения» (см. «Аль-Маджмуу ли Имами ан-Навави», 1/104–105).
Из этих слов мы понимаем, что имам Навави выдвигает два условия для того, чтобы человек мог самостоятельно следовать хадису, который противоречит мазхабу:
Также неверно считать, что мазхаб – это мнение только одного ученого, за которым фанатично следуют остальные. Нет, мазхаб – это мнение не только самих имамов, но и их учеников и других великих ученых, тысячи лет ученые каждое положение этого мазхаба перепроверяли – на что он опирался и ссылался. У любого мазхаба есть книги в десятки томов, где на кажлое слово в мазхабе приводятся далили.
Поэтому, к примеру, ученик имама Малика Ибн Вахб говорил, что мухаддис, у которого нет имама в фихке, тот заблудший потому что он не сможет сам понять хадисы и сделать из них правильные выводы. Сунна – это не хадис, это понимание хадисов, которое может быть только у ученых. Известно, что имам Шафии, чтобы понимать нюансы смысла хадисов, много лет жил среди одного арабского племени, у которого сохранился самый чистый арабский язык.
Современный учёный из Сирии Мухаммад Сайид Рамазан аль-Бути сказал: «Безмазхабность – это новшество, угрожающее Шариату». Пусть Аллах убережёт нас и наших близких от смуты.
Биография имама аш-Шафии. Часть 1
Предлагаем вашему вниманию сокращенный перевод биографии великого имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии из книги «Табакату-ш-Шафи’ия» хафиза Ибн Касира. Ибн Касир посвятил эту книгу жизнеописанию ученых шафиитского мазхаба. Глава, посвященная жизни имама аш-Шафии, была издана отдельной книгой под названием «Манакыбу-ш-Шафии». В процессе перевода нами были удалены некоторые повторяющиеся сообщения. Биография будет публиковаться по частям.
Говорит хафиз Абуль-Фида Имадуддин Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки (701 – 774 гг. х.):
Коран и Сунна едины в указании на достоинство знаний и их почёт, а также в восхвалении носителей знания, с указанием того, что они выделились оказанным им почётом, как сказал Всевышний в своей книге:
شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ ۚ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Аллах засвидетельствовал, что нет никого достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладатели знания (свидетельствовали это). Он поддерживает справедливость. Нет бога, кроме Него, Могущественного, Мудрого». [1]
Он связал их (обладателей знания) свидетельство со Своим и ангелов, а это великое превосходство, коим они возвысились над всеми.
И так как имам аш-Шафии выделяется среди них достоинством и почётом, знаниями и кротостью, я хочу передать здесь часть его биографии, обратив внимание на его достоинства и благие дела, и рассказать о его учениках и последователях вплоть до наших дней, и только от Аллаха помощь!
Имя и происхождение
Имам, знаток, исполин Ислама и правовед Абу Абдуллах Мухаммад, сын Идриса, сына Аббаса, сына Усмана, сына Шафиа, сына Саиба, сына Убейда, сына Абдуязида, сына Хашима, сына Мутталиба, сына Абдуманафа, сына Кусайа, сына Киляба, сына Муррата, сына Каба, сына Луайа, сына Галиба, сына Фихра, сына Малика, сына Надра, сына Кинаната, сына Хузейма, сына Мудриката, сына Ильяса, сына Музара, сына Низара, сына Маадда, сына Аднана.
Он родом из племени Курайш, из потомков Мутталиба. Его род сливается с родом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на Абдуманафе, сыне Кусайа. Эту родословную привёл Раби ибн Сулейман и другие: «Он двоюродный брат Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». [2]
Также он входит в число тех, кому запрещено давать садака и положено отдавать одну пятую часть трофеев, то есть он член племён бану Хашим и бану Мутталиб.
Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади передаёт от Кады Абу Тайиба ат-Табари следующее: «Шафи’ ибн Саиб, к которому относят имама аш-Шафи’и, встречался с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), будучи ребёнком. Его отец принял Ислам во время битвы при Бадре, он был знаменосцем бану Хашим, там он попал в плен, затем выкупил себя и только потом принял Ислам, и когда его спросили: “Почему ты не принял Ислам до выплаты выкупа?”, он ответил: “Я не хотел лишать мусульман [помощи]”»[3].
Кады Абу Тайиб продолжает: «Специалисты по генеалогии говорят, что аш-Шафи’и – двоюродный брат Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по линии как дяди, так и тёти, потому что Мутталиб – дядя Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а Шифа бинт Аркам [мать Саиба ибн Абдуязида] ибн Хашима ибн Абдуманафа является сестрой Мутталиба ибн Хашима».
Что же до матери имама, то она из племени аль-Азд, в хадисе говорится: «Аль-Азд – первооснова арабов» («Тарих Багдад» 2:58).
Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади передал со своим иснадом от Ибн Абдуль-Хакама, что мать имама видела во сне, как она родила торговца, который дошёл до Египта и нити от которого протянулись ко всем городам. Толкователи снов сочли это предзнаменованием того, что её сын станет учёным, авторитет знаний которого утвердится в Египте и впоследствии заполнит другие земли[4].
Рождение имама, его отрочество и большое усердие в детстве
Ученик имама ибн Абдуль-Хакам передаёт слова имама аш-Шафии: «Я родился в Газзе в 150 году, мы переехали в Мекку, когда мне исполнилось 2 года».
Хатыб аль-Багдади передаёт слова имама: «Так как в детстве у меня не было денег на учёбу, я ходил к лавкам, просил у них кости, на которых и делал записи».
Амр ибн Савад сказал, что аш-Шафии рассказывал: «Я родился в Аскаляне, и когда мне исполнилось два года, мама забрала меня в Мекку, где я увлёкся стрельбой из лука и поисками знаний, в стрельбе я попадал в десять из десяти», – однако он умолчал о знаниях, и тогда Амр ибн Савад сказал: «Клянусь Аллахом, в знаниях ты преуспел больше чем в стрельбе из лука!».
Имам ибн Аби Хатим передаёт, что ибн Вахб слышал, как имам аш-Шафии рассказывал: «Я родился в Йемене, и моя мама боялась, что я пропаду, посему сказала мне: “Держись своей семьи, станешь подобным им! Я боюсь за твою родословную”. Затем она подготовила меня и отправила в Мекку, когда мне было десять лет. Там я остановился у родственника и начал поиски знаний, на что он мне сказал: “Не спеши с этим! Займись чем-нибудь более полезным”, я же наслаждался знаниями и их поисками до тех пор, пока Аллах не наделил меня тем, чем наделил.
Наш шейх аз-Захаби подметил, что слова “в Йемене” ошибочны, если не имеется в виду племя – это более вероятно».
Имам, бесспорно, родился в 150 году, это год, когда умер имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах). Некоторые утверждают, что он родился в день, когда умер имам Абу Ханифа, но вряд ли это так. Что же до того, что говорят некоторые невежды о том, что аш-Шафии находился в утробе матери четыре года, ожидая смерти Абу Ханифы, или же якобы из-за рождения аш-Шафии Абу Ханифа покинул этот свет, то всё это глупости и недостоверно. Поистине, Аш-Шафии больше всех возвеличивал Абу Ханифу! Да помилует Аллах их обоих и да будет ими доволен!
Поиск знаний и бедность
Ибн Аби Хатим передал, что аш-Шафии рассказывал: «Я рос сиротой с матерью, у которой не было возможности платить учителю, но он был согласен с матерью в том, что я могу замещать его. Когда же я закончил заучивание Корана, то начал ходить на уроки в мечеть, где заучивал хадисы и фикх. Наш дом находился в Мекке, в районе аль-Хейф, я собирал кости, дабы записывать на них хадисы и фикх, и у нас в доме находился кувшин, куда каждый раз я закидывал кость, как только она заполнялась (записями)». [5]
Ибн Сулейман аль-Курши передал слова имама аш-Шафии: «Я искал знания и, будучи бедным, приходил к учёным и запоминал то, что они говорят. Затем я захотел записывать их слова, а наш дом находился в аль-Хейфе, где я собирал кости, на которых делал записи, впоследствии дома появились два кувшина, которые полностью заполнились костями». [6]
Я (Ибн Касир) скажу: «Арабы имели привычку делать записи на костях, плоских камнях и кусках ткани в отсутствие бумаги, поэтому, когда Зайд ибн Сабит записывал Коран по приказу Абу бакра ас-Сиддыка, он записывал его на этих носителях.
Аль-Хатыб аль-Багдади передал слова Исмаиля аль-Музани: “Я слышал слова аш-Шафии: “Я выучил Коран в возрасте семи лет, а Муватта – в десятилетнем возрасте””». [7]
Я (Ибн Касир) скажу: «Это великое усердие для того, кто изучает Коран и Сунну в десятилетнем возрасте, да будет доволен им Аллах!».
Что же до племени, в котором жил аш-Шафии, то это племя Хузейль – самые красноречивые из арабов.
Мус’аб ибн Абдуллах аз-Зубейри рассказывал: «Аш-Шафии прочитал мне образец поэзии Хузейля по памяти и сказал мне: «Не рассказывай об этом Ахль-Хадис, они не выносят такого». [9]
Мус’аб также сказал: «Аш-Шафии беседовал с моим отцом с ночи до утра, не ложась спать».
Он сказал: «Поначалу аш-Шафии изучал поэзию, историю и литературу и только потом начал изучать фикх».
Он сказал: «Причиной того, что он начал изучать фикх, было то, что он однажды ехал с писарем моего отца, и аш-Шафии начал зачитывать стих, на что писарь отца ударил его плетью и спросил: “Неужели такие, как ты, теряют достоинство в таких вещах? Где же фикх?”. Его это потрясло, и он направился на учёбу к аз-Зинджи – муфтию Мекки, а затем прибыл к нам и начал учиться у Малика ибн Анаса, да смилуется над ним Аллах». [10]
Ибн Аби Хатим передаёт от аз-Зинджи (Муслим ибн Халид), шейха имама Шафии, слова, которые он сказал аш-Шафии: «Ты можешь выдавать фетвы, о Абу Абдуллах! Воистину, пришло твоё время выдавать фетвы!» – и ему тогда было меньше двадцати лет. [11]
[2] В девятом поколении, так как дед имама Мутталиб приходится братом деду Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Хашиму.
[5] «Адаб аш-Шафии», стр. 23.
[6] «Адаб аш-Шафии», стр. 25.
[7] «Тарих Багдад», 2/62-63.
[9] «Манакыб», аль-Байхаки, 2/46.
[10] «Манакыб», аль-Байхаки, 1/96.
[11] «Адаб аш-Шафии», стр. 39. Версии о возрасте имама разнятся, в некоторых источниках есть упоминание о пятнадцатилетнем возрасте, в других – о восемнадцатилетнем, но аль-Хатыб Багдади отдал предпочтение той версии, которую мы упомянули.