Кто такой инвалид определение

Кто такой инвалид определение

Порядок проведения медико-социальной экспертизы утвержден приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»

При установлении группы инвалидности члены комиссии (МСЭК) учитывают следующие параметры:

Критерии установления инвалидности для граждан РФ

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, утверждены приказом Минтруда России от 17.12.2015г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

К основным видам стойких нарушений функций организма человека относятся:

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Критерии установления 1, 2 и 3 группы инвалидности

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Известны следующие критерии присвоения первой группы инвалидности, которые выражаются в неспособности осуществления человеком таких действий:

II группа инвалидности устанавливается гражданам с ограниченными способностями. Необходимость социальной защиты устанавливается при наличии таких критериев, которые выражаются в способности человека выполнять определенную жизнедеятельность с частичной помощью других лиц:

Также одним из важных критериев присвоения II группы инвалидности является способность гражданина к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях при использовании специальной техники и оборудования.

Постановлением Правительства РФ № 339 от 29.03.2018г. установлены такие критерии для определения 3 группы инвалидности в 2018 году:

Что такое индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА)

По результатам проведения МСЭ разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).

Порядок реализации программы реабилитации является обязательным для любых видов учреждений, их осуществляющих, но для самого инвалида носит рекомендательный характер.

Координация мероприятий по реализации ИПРА осуществляется органом социальной защиты населения.

Оценка результатов проведения мероприятий реабилитации осуществляется специалистами бюро МСЭ при очередном освидетельствовании инвалида.

Что относится к техническим средствам реабилитации (ТСР)

При проведении МСЭ определяются показания к техническим средствам реабилитации (ТСР).

К ТСР инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, например, кресла-коляски, спортивное оборудование и инвентарь, средства для обучения, для самообслуживания, ухода, ориентирования (включая собак-проводников), средства общения и обмена информацией, протезные изделия.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Порядок обжалования решения Бюро МСЭ

Гражданин (его законный представитель) в случае несогласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.

Бюро, проводившее МСЭ гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в Главное бюро.

Решение Главного бюро может быть также обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро (г. Москва, ул Ивана Сусанина д.3) на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро.

Решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суде гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно законодательству РФ, обжаловать решение бюро в Федеральном бюро (минуя этап Главного бюро) нельзя.

Источник

Раскрытие понятий «инвалид» и «инвалидность»

Кто такой инвалид определение. Смотреть фото Кто такой инвалид определение. Смотреть картинку Кто такой инвалид определение. Картинка про Кто такой инвалид определение. Фото Кто такой инвалид определение

Термины инвалид и инвалидность из заголовка нашего нового материала являются ключевыми, если дело касается соцзащиты людей с особенностями. О том, что конкретно скрывается за обозначенными выше понятиями и что даёт особый статус, расскажем далее.

Понятие «Инвалид»

Такое определение льготной категории объединяет людей, по состоянию здоровья нуждающихся в государственной поддержке. Обычно различные нарушения и дефекты, имеющиеся у таких граждан, обуславливают длительное или постоянное расстройство жизнедеятельности организма.

То есть инвалиды достаточно уязвимы из-за проблем со здоровьем, часто не могут обслуживать себя, ориентироваться без посторонней помощи, нормально работать и общаться. Здесь играет роль степень ограничений, с учётом которой льготнику дают более лёгкую (3) или тяжёлую (1 и 2) группу.

Плюс, учитывается период проявление аномалии. К примеру, дети с ограничениями по здоровью становятся обладателями статуса «ребёнок-инвалид», а совершеннолетним гражданам присвоят конкретную категорию. Всё это определяется и фиксируется в рамках медико-социальной экспертизы (МСЭ), куда обычно направляет врач.

Происхождение термина

Слово «инвалид» происходит от латинского «invalidus» («бессильный», «непригодный»). Что касается этимологии термина, истоком является «valere», переводимое как «иметь возможность», «быть сильным» (Римская империя). Но сегодня более тактичным считается достаточно размытое обращение «человек с ограниченными возможностями».

Кто такой инвалид определение. Смотреть фото Кто такой инвалид определение. Смотреть картинку Кто такой инвалид определение. Картинка про Кто такой инвалид определение. Фото Кто такой инвалид определение

Однако вышеупомянутый термин не исчез из официальных текстов. Разные эквиваленты слова предлагаются объединениями и организациями инвалидов в случае, когда требуется корректно обратиться к гражданину с ограничениями. Например, теперь говорят «человек с задержкой в развитии», а не «умственно неполноценный» или «слабоумный».

Объясняется такой подход стремлением к минимизации негативизма, жалости к лицам с ОВЗ, а также сглаживанием их противопоставления здоровым людям.

Категории инвалидов КОСГУ (таблица)

На уровне закона логика следующая — среди граждан с ограничениями по здоровью выделяют тех, кто имеет специфические, либо общие признаки. Благодаря такой классификации удобно систематизировать законы, касающиеся инвалидов, а также упрощать понимание данных норм для людей.

В частности, существует классификация КОСГУ, делящая граждан с инвалидностью на классы с учётом выявленных нарушений. Каждая буква в аббревиатуре — это конкретный класс, а именно:

К – здесь обозначены инвалиды-колясочники;

О – в этом классе опорники (люди с аномалиями опорно-двигательного аппарата), не нуждающиеся в инвалидном кресле;

С – слепые и люди с ограничениями зрительного характера;

Г – глухие и граждане с иными расстройствами слуха;

У – данный класс объединяет инвалидов с явными нарушениями в умственном развитии.

Важно! Рассмотренная классификация помогает в рассмотрении вопросов относительно помощи и обеспечения лиц с ОВЗ, но не является основной.

Кто такой инвалид определение. Смотреть фото Кто такой инвалид определение. Смотреть картинку Кто такой инвалид определение. Картинка про Кто такой инвалид определение. Фото Кто такой инвалид определение

Понятие «Инвалидность»

Согласно одной из трактовок под инвалидностью понимается состояние, при котором человек ввиду возникших ограничений и препятствий не может осуществлять свою деятельность в нормальном режиме. Примечательно, что ограничения с препятствиями и особый статус таких лиц в некоторой степени связаны с психологической неготовностью социума принять их отклонения от нормы.

Происхождение термина

Источник данного понятия такой же, как у слова «инвалид», корни латинские (invalidus, то есть «бессильный»). Отсюда, кстати, происходит английское invalid со множеством значений. Другими словами, инвалидность — это особый соцстатус, а инвалид — человек с ограничениями по здоровью. Это похожие, но разные понятия.

Группы и степени инвалидности

Как было отмечено ранее, групп всего три. Рассмотрим особенности их присвоения.

1 группа положена людям с тяжёлыми формами заболеваний (есть специальный перечень недугов). Как правило, инвалид данной категории не может самостоятельно выполнить простейшие действия, передвигается с помощью кого-либо или чего-либо, испытывает большие трудности с ориентацией в пространстве (особенно в незнакомом месте).

Кто такой инвалид определение. Смотреть фото Кто такой инвалид определение. Смотреть картинку Кто такой инвалид определение. Картинка про Кто такой инвалид определение. Фото Кто такой инвалид определение

Обладателям 1 группы сложно нормально общаться, а иногда вербально это вообще невозможно. Самоконтроль тоже может быть нарушен в зависимости от конкретной болезни (в некоторых случаях мозг настолько аномален, что корректировать поведение инвалида нет смысла).

Чаще всего льготники с 1 группой не в состоянии работать, поэтому трудовая деятельность им противопоказана. Но, например, инвалиды по слуху или зрению могут трудиться в спецусловиях. Кстати, обучение тоже затруднено.

Как бы там ни было, установление в ходе МСЭ 1 группы означает, что очередное освидетельствование и подтверждение статуса инвалид должен пройти через два года (если категория дана бессрочно, повторять процесс не нужно). В течение указанного срока льготник лечится, проходит разные этапы восстановления здоровья и адаптации, представленные в ИПР (индивидуальной программе реабилитации).

Совет! Если решение, принятое в МСЭ не устраивает, нужно сначала обратиться в главное бюро и затем — в Федеральное (если новые итоги не устроят инвалида). Только после этого следует подавать иск в последнюю инстанцию — в суд.

При умеренных проявлениях недуга назначают 2 группу. У таких граждан двигательные расстройства выражены не так сильно, как при 1 группе. Ориентация в новом месте тоже не такая сложная. Как правило, инвалидам 2 группы нужна помощь в процессе получения и передачи знаний, во время использования общественного транспорта.

Кто такой инвалид определение. Смотреть фото Кто такой инвалид определение. Смотреть картинку Кто такой инвалид определение. Картинка про Кто такой инвалид определение. Фото Кто такой инвалид определение

Место обучения и работы для них оборудуется согласно требованиям. Если это необходимо, процессы автоматизируют или привлекаю помощника. Рассматриваемую группу обычно назначают на год с последующей комиссией.

Наконец, 3 группа подразумевает незначительные ограничения, при которых обладателю статуса может понадобиться небольшая помощь как в социальном, так и в бытовом плане (здесь в ход идут вспомогательные средства). Обучение, пространственная ориентация, передвижение не вызывают явных трудностей. Особенно, если действия инвалида размеренны и условия соответствуют.

Работа допускается, но без высокой нагрузки. Выполнять обязанности сверхурочно данный сотрудник может по своему желанию, принуждать его нельзя. Этот и другие нюансы в большинстве случаев вынуждают льготника искать новое место работы с учётом выявленных ограничений.

Кто такой инвалид определение. Смотреть фото Кто такой инвалид определение. Смотреть картинку Кто такой инвалид определение. Картинка про Кто такой инвалид определение. Фото Кто такой инвалид определение

Как и при 2 группе, переосвидетельствование в бюро МСЭ обладатели «рабочей» группы проходят каждый год.

Члены комиссии не только определяют группу, но и фиксируют степень трудоспособности:

— 1 степень подходит инвалидам, не затрачивающим на свою работу много времени, способным трудиться по сниженной квалификации;

— 2 степень актуальна для сотрудников, которым в процессе деятельности нужны специальные условия, технические средства;

— 3 степень указывает на невозможность работать.

Первые несколько степеней условно считаются рабочими, а последняя — нет.

Кто такой инвалид определение. Смотреть фото Кто такой инвалид определение. Смотреть картинку Кто такой инвалид определение. Картинка про Кто такой инвалид определение. Фото Кто такой инвалид определение

Причины инвалидности по действующему законодательству

По закону причины особого состояния выявляют члены комиссии МСЭ. В целом обусловлено установление особого статуса может быть:

— инвалидностью с детства;

— общим или профзаболеваниием;

— травмой, полученной во время осуществления трудовых обязанностей;

— заболеваниями, полученными в ходе службы или травмами военного характера;

— болезнью, спровоцированной радиационным облучением (аварии на ЧАЭС и химкомбинате «Маяк»).

Что такое условная инвалидность?

Официально «условной» инвалидности как понятия не существует. Данный термин может иметь место, если дело касается срочной группы. Она устанавливается на МСЭ.

Напомним, что повторное освидетельствование и подтверждение ограничений происходит ежегодно при 2, 3 группе и раз в два года — при 1 группе. В процессе оценки состояния гражданина группу могут понизить, повысить, снять или оставить пожизненно.

Кто такой инвалид определение. Смотреть фото Кто такой инвалид определение. Смотреть картинку Кто такой инвалид определение. Картинка про Кто такой инвалид определение. Фото Кто такой инвалид определение

В последнем случае статус является бессрочным, поэтому его периодическое установление не требуется. Но даже такая группа не безусловна, так как врач может отправить больного на переоформление группы, если нет ухудшения здоровья.

Важно! Перечень льгот и выплат для каждой группы имеет свои отличия, так что не нужно отказываться от медкомиссии, если возник вопрос о переходе с 3 категории на 2 или со 2 на 1 (это считается повышением группы).

Кто такой инвалид определение. Смотреть фото Кто такой инвалид определение. Смотреть картинку Кто такой инвалид определение. Картинка про Кто такой инвалид определение. Фото Кто такой инвалид определение

Понятие «Дети-инвалиды»

Данный статус положен несовершеннолетним гражданам РФ при наличии у них серьёзных проблем в психическом, физическом развитии. Сложное состояние детей-инвалидов не только нарушает их адаптацию в социуме, но также провоцирует:

— трудности с самообслуживанием;

— проблемы поведенческого характера;

— сложности с ориентацией в пространстве;

— сбои в речевом развитии и не только.

Конкретная группа таким больным не устанавливается до 18 лет. При этом статус «ребёнок-инвалид» можно получить по инициативе врачей, осуществляющих наблюдение и обследование несовершеннолетнего. Если есть проблемы, соответствующие рекомендации специалистов записываются в медкарте пациента и в «Истории развития ребёнка» (форма документа 112/у).

Категория «Инвалид с детства»

Примечательный факт: до января 2000 года категорию «ребёнок-инвалид» давали детям до 16 лет, затем период увеличили до 18 лет. А уже на момент совершеннолетия гражданин должен пройти освидетельствование и получить группу.

По российскому законодательству указанный статус может быть назначен, в том числе, при инвалидности с детства (это причина). У таких инвалидов, само собой, имеются некие преференции, доступные для реализации.

Социальная группа инвалидов

Большинство подходов к рассматриваемой в нашем материале теме сосредоточено на узко-специальных аспектах — степень и особенности патологии, лечение, реабилитация, социализация.

Однако при восприятии людей с ОВЗ как социальной группы в центре внимания оказывается инвалид как конкретный гражданин, взаимодействующий с обществом. В таком ракурсе ограничения по здоровью — это не результат заболевания, травмы и тд, а некая форма дискриминации со стороны других людей (здесь и жалость, и неприятие).

Радует, что в последние годы взгляд на проблему меняется в пользу обладателей особого статуса благодаря их готовности отстаивать свои права, вести активную общественную жизнь и тд.

Законодательная база в области инвалидов

Кроме обозначенного выше закона отметим некоторые в качестве дополнения следующие нормативно-правовые документы, в частности:

— Постановление Минтруда и социального развития РФ № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными госучреждениями службы МСЭ причин инвалидности»».

— Постановление Правительства РФ № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;

— ФЗ № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

— ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» (с изменениями ФЗ №345);;

— ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам соцзащиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

В заключение хочется подчеркнуть важность не только формального понимания инвалидности и инвалидов как категории, но также этическую составляющую вопроса. Другими словами, компенсация психических и физических ограничений таких граждан должна осуществляться по более широкому принципу создания равных возможностей, а не просто равных условий.

Источник

КОМПАС
Пособиe по образованию в области прав человека с участием молодежи

Кто такой инвалид определение. Смотреть фото Кто такой инвалид определение. Смотреть картинку Кто такой инвалид определение. Картинка про Кто такой инвалид определение. Фото Кто такой инвалид определение

Disability and Disabilism

Кто такой инвалид определение. Смотреть фото Кто такой инвалид определение. Смотреть картинку Кто такой инвалид определение. Картинка про Кто такой инвалид определение. Фото Кто такой инвалид определение

Кто такой инвалид определение. Смотреть фото Кто такой инвалид определение. Смотреть картинку Кто такой инвалид определение. Картинка про Кто такой инвалид определение. Фото Кто такой инвалид определение

Что такое инвалидность?

Инвалидность не является атрибутом индивида, а скорее представляет собой сложный набор условий, многие из которых создаются социальной средой. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, 2002 г. (ВОЗ)

В последнее время международные организации стали исходить из того, что инвалидность является последствием динамичного взаимоотношения между, с одной стороны, здоровьем человека и другими личными факторами (например, такими как возраст, пол, личность или уровень образования) и, с другой стороны, социальным и физическим окружением, в котором находятся люди. Этот подход называют «социальной моделью инвалидности».

Кто такие люди с инвалидностью?

Инвалидность – это вопрос восприятия. Даже если вы можете делать хорошо только что-то одно, вы кому-то нужны. Мартина Навратилова

По данным ВОЗ, около 10% детей и молодых людей в мире, то есть около 200 млн., страдают сенсорным, интеллектуальным или умственным нарушением здоровья.

Группы в сообществе людей с инвалидностью могут иметь общую социально-культурную историю. Некоторые группы имеют общий язык, например, американский или французский язык жестов, азбука Брайля или даже некоторые особые термины, которые они используют для того, чтобы обсуждать инвалидность или самих себя. У них часто имеются общие обычаи и традиции, такие как церемонии, посвященные осознанию инвалидности, и защита достоинства людей с инвалидностью. В наше время люди с инвалидностью часто рассматриваются как особая культурная группа в многообразном обществе. Культура инвалидности может признавать и чествовать людей с инвалидностью, утверждая при этом, что они необязательно трагичны, и что нельзя их принижать.

Какие вы знаете фильмы или книги, в которых фигурируют люди с инвалидностью? Создается ли в них позитивный образ инвалидности?

Инвалидность как вопрос прав человека

Евгеника и угроза жизни

Государствам следует содействовать изменению негативных стереотипов в вопросах брака инвалидов, их половой жизни и права иметь детей, которые все еще существуют в обществе, особенно в отношении девочек- и женщин-инвалидов.

Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов

Насильственная стерилизация в Европе

Право выбирать?

Движение за права людей с инвалидностью часто поднимало вопрос о «селективных абортах» или абортах с учетом нарушений эмбриона. Притом что движение за права женщин, провозглашающее ценности, свободу и самостоятельность женщин, как правило признает безусловное право женщин на аборт, тем не менее активисты, борющиеся за права людей с инвалидностью, активно выступают против селективных абортов. Они заявляют, что будущим родителям необходимо предоставить объективную и беспристрастную информацию об инвалидности и предложить поддержку. Если это будет в наличии, то вероятно, что меньше женщин решат произвести аборт в связи с отклонениями у эмбриона. Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для людей с инвалидностью (1993) предусматривают признание не только их прав на сексуальные отношения и опыт в качестве родителей, но и необходимость преодолевать предрассудки общества в этой связи. Конвенция ООН о правах инвалидов устанавливает права на то, чтобы не подвергаться пыткам и жестокому обращению, на уважение частной и семейной жизни, на создание семьи и на то, чтобы не подвергаться дискриминации по признаку инвалидности.

Следует ли родителям разрешать производить аборт эмбриона на основании того, что у него есть нарушения развития? Что можно считать нарушением?

Движения за права людей с инвалидностью

Я также не люблю людей, которые в разговоре со мной пытаются опуститься до моего понимания. Они похожи на тех, кто, шагая рядом с вами, пытается укоротить свои шаги до размеров ваших; в обоих случаях лицемерие вызывает одинаковое раздражение.

Хелен Келлер, активист общества слепоглухих и автор

Движения за права людей с инвалидностью, чей голос слышан все громче и которые все более организованы, добились ключевых изменений в парадигме – изменений от отношения к инвалидности как к личной трагедии до отношения к инвалидности как к вопросу прав человека. Деятельность таких движений в поддержку людей с инвалидностью привела к тому, что к этому вопросу относятся исходя из принципа «ничего в отношении нас без нас», и произошел сдвиг политики от медицинской модели к моделям социальным и основанным на правах человека: от «пациента» к гражданину. Основной вопрос состоит в том, что люди с инвалидностью должны обладать такими же правами, как и неинвалиды, и что дискриминация по признаку инвалидности должна быть поставлена вне закона.

Медицинская и социальная модели инвалидности

До 1970-х годов инвалиды рассматривались как люди, ставшие жертвой медицинской ошибки и обстоятельств, заслуживающих жалости. Это были основные характеристики «медицинской модели» инвалидности, в которой проблема четко ассоциировалась с человеком, и при этом исходила из того, что ее может устранить медицинское «лечение». На фоне этой доминирующей модели основное изменение в мышлении произошло в 1960-х годах, первоначально в США, с появлением «движения за независимое проживание». Это изменение парадигмы связано с тем, что решение проблемы инвалидности отныне связывают с изменением в обществе и устранением барьеров. Такое понимание инвалидности называют «социальной моделью». Цель ставится на устранение барьеров, продвижение позитивного отношения и обеспечение того, чтобы законы и политики поддерживали полное участие и недискриминацию. Подразумевается, что индивидуальные и коллективные проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, являются результатом комплексной институциональной дискриминации, которая глубоко укоренилась в нашем обществе, как сексизм или расизм.

Медицинская модель подхода к людям с инвалидностью: Социальная модель подхода к людям с инвалидностью:
Что с вами случилось?Что происходит с обществом? Какие социальные, экономические, политические и / или экологические условия должны быть изменены, чтобы обеспечить всем людям с инвалидностью полную реализацию всех прав?
Ваши трудности в понимании людей возникают, главным образом, из-за проблемы слуха?Ваши трудности в понимании людей, главным образом, являются результатом неспособности общаться с вами
Вы переехали сюда из-за ваших проблем со здоровьем?Вас заставили переехать сюда проблемы жилищного характера?
Мешают ли ваши проблемы здоровья / инвалидности выходить вам так часто или так далеко, как вам того хотелось бы?Существуют ли транспортные или финансовые проблемы, которые мешают вам выходить так часто или так далеко, как вам того хотелось бы? 12

Подход к инвалидности, основанный на правах человека, направлен на расширение прав и возможностей инвалидов и обеспечение их активного участия в политической, экономической, социальной и культурной жизни в таких формах, при которых уважаются и учитываются их отличия.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека

В наши дни во многих странах по-прежнему доминирует медицинская модель, а модель социальная еще не нашла всеобщего признания и применения. Несмотря на то, что в социальной модели внимание уделяется прежде всего социальным факторам, она может упускать из виду некоторые важнейшие индивидуальные факторы, например, боль, связанную с крайней формой инвалидности. Один активист-инвалид выразил это следующим образом: «Мы можем подчеркивать, что общество лишает нас возможности в результате своих предрассудков и неспособности удовлетворить потребности, связанные с инвалидностью; однако отрицание личного опыта инвалидности означает участие в нашем подавлении» 13 Активисты-инвалиды признают, что социальная модель должна пойти дальше, чем просто утверждения о том, что «инвалидность создается окружающей средой». Они заявляют, что важно рассматривать людей с инвалидностью ни как пассивных жертв медицинских нарушений, ни как пассивных жертв среды. Скорее их необходимо воспринимать как активных действующих лиц, имеющих полное право обладать правами и способными самим самостоятельно жить своей собственной жизнью.

Системы социальной защиты часто препятствовали тому, чтобы люди с инвалидностью осуществляли полный контроль над своей жизнью. Однако эти системы должны, прежде всего, способствовать их активному участию в жизни общества. При этом это должно сочетаться с признанием того, что люди с инвалидностью имеют право на социальную поддержку, независимо от их потенциального вклада в общество. Включение людей с инвалидностью требует также разработки политики и программ, которые ликвидировали бы барьеры и гарантировали бы осуществление гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав.

Равенство и недискриминация

Всемирная конференция по правам человека подтверждает, что все права человека и основные свободы являются универсальными, и тем самым они, безусловно, охватывают людей с инвалидностью.

Декларация Всемирной конференции по правам человека, 1993

Большая часть обеспокоенности, связанной с правами человека в контексте инвалидности, относится к дискриминации. Люди с инвалидностью имеют право на те же права человека, что и люди, не имеющие инвалидности, однако они подвергаются прямой и косвенной дискриминации и изоляции почти во всех сферах жизни. Это происходит либо из-за предрассудков в обществе или из-за структурных проблем в обществе, или же из-за их собственных нарушений здоровья. Это означает, что им часто нужны позитивные условия со стороны общества, для того чтобы у них были равные шансы на участие. В частности, это относится к таким областям, как доступ к информации, охране здоровья, образованию и занятости. Позитивные действия призваны продвигать представительство конкретных групп, которые традиционно страдали от дискриминации, с целью создания более равноправного общества.

Разумное приспособление

Инвалидность и документы в области прав человека

Полный список ключевых инструментов КПИ ООН вы можете найти по адресу: http://www.hrea.org

Об инвалидности не говорится конкретно ни в одном из основных международных документов в области прав человека, разработанных до 1961 года, когда была принята Европейская социальная хартия – первый международный договор, который содержал конкретные положения о правах людей с инвалидностью. В дополнение к Международному биллю о правах, права людей с инвалидностью конкретно рассматриваются в следующих основных документах:

1971 Декларация о правах умственно отсталых лиц 15
1975 Декларация о правах людей с инвалидностью
1982 Всемирная программа действий в отношении людей с инвалидностью
1983-1992 Международное десятилетие людей с инвалидностью
1993 Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей людей с инвалидностью
1993 Венская декларация о правах человека
2006 Конвенция ООН о правах инвалидов (КПИ ООН)

До вступления в силу Конвенции о правах инвалидов ООН, Конвенция о правах ребенка была единственным правовым инструментом ООН, которая явно запрещает дискриминацию на основе инвалидности.

Разработке многих основных документов в области прав человека был придан импульс со стороны движений людей с инвалидностью. Притом что основные международные документы в области прав человека имеют значительный потенциал для продвижения и защиты прав людей с инвалидностью, в полной мере до сих пор этот потенциал так и не был использован. Это и стало основной причиной разработки новой Конвенции ООН о правах инвалидов.

Конвенция ООН о правах инвалидов

Начиная с 2006 года, 105 государств ратифицировали и 153 государства подписали КПИ ООН; Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов ООН подписали 90 государств и ратифицировали 63 (данные по состоянию на сентябрь 2011 года).

В Конвенции подчеркивается более высокий риск бедности среди людей с инвалидностью и делается упор на множественную дискриминацию, с которой сталкиваются меньшинства, женщины или девочки с инвалидностью. Особо важно то, что Конвенция подчеркивает уникальное обязательство активно вовлекать организации гражданского общества людей с инвалидностью в выполнение ее положений. В статье 3 Конвенции определяются главные принципы, которые служат толкованию и соблюдению Конвенции:

Международный союз людей с инвалидностью способствует эффективному осуществлению Конвенции о правах инвалидов ООН по всему миру путем координации участия в этом процессе организаций, представляющих людей с ограниченными возможностями 17

Особое беспокойство вызывает тот факт, что в отношении людей с инвалидностью решения часто принимают другие люди. Статья 12 КПИ ООН направлена на то, чтобы исправить такой подход, признавая правоспособность людей с инвалидностью и предусматривая меры по оказанию поддержки их праву осуществлять свою правоспособность, например, ликвидируя практику назначения опекунов, которые принимают решения от имени людей с инвалидностью, и вместо этого обеспечивая им поддержку таким образом, чтобы они могли сами принимать свои собственные решения. Соблюдение статьи 12 является предварительным условием реализации некоторых других прав, предусмотренных в Конвенции, таких как право на участие в политической жизни, доступ к правосудию или право на семью.

Совет Европы и права людей с инвалидностью

Совет Европы является ведущей правозащитной организацией в области инвалидности. В его Европейской социальной хартии (1961) содержатся конкретные положения о правах людей с инвалидностью на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни сообщества.

Европейская социальная хартия, статья 15

В целях обеспечения лицам с физическими и умственными недостатками, независимо от их возраста, а также характера и причин указанных недостатков, возможности эффективно осуществлять право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества, Стороны обязуются, в частности:
1.принимать необходимые меры для обеспечения лицам с физическими и умственными недостатками необходимой ориентации, образования и профессиональной подготовки в рамках, когда это возможно, соответствующих общих систем, а когда невозможно – через специализированные государственные и частные учреждения.
2. облегчать лицам с физическими и умственными недостатками доступ к занятости с помощью любых возможных мер, поощряющих предприятия к найму и удержанию на работе таких лиц в обычной среде и, там где это невозможно, в силу их недостатков, к приспособлению условий труда к возможностям таких лиц путем создания предназначенных для них видов занятости в соответствии со степенью их физических и умственных недостатков.

В «Плане действий по продвижению прав и полного участия людей с инвалидностью в обществе: улучшение качества жизни людей с инвалидностью в Европе на 2006–2015 годы» Совета Европы излагаются конкретные мероприятия, которые необходимо осуществить в государствах-членах в таких областях, как участие в политической и общественной жизни, образовании, охране здоровья или информационно-просветительной деятельности. В Плане действий содержится важный вклад в сквозные аспекты: вопрос женщин и девушек с инвалидностью, детей с нарушениями развития, людей, нуждающихся в высокой степени поддержки, пожилых людей, а также людей с инвалидностью из групп меньшинств. План действий рассматривается также как политический инструмент для оказания помощи государствам-членам для осуществления на практике КПИ ООН и для координации деятельности в сфере инвалидности во всех сферах политики государств-членов Совета Европы.

Политика и деятельность ЕС в сфере инвалидности

«Свобода передвижения», одна из лучших кампаний Европейского форума по проблемам инвалидности, призывает к активным действиям с тем, чтобы устранить барьеры, с которыми люди с ограниченными возможностями сталкиваются повсюду в ЕС во всем, что касается перемещения по ЕС, доступа к основным товарам и услугам, транспорту, учебе, работе или информации www.edf-feph.org

На уровне Европейского Союза Европейский форум по вопросам инвалидности (ЕФИ) – европейская зонтичная организация, представляющая интересы 80 миллионов людей с инвалидностью – вместе с другими продвигала вопросы признания прав людей с инвалидностью. В результате в Амстердамском договоре есть специальная ссылка на вопросы дискриминации по признакам инвалидности, а также принята Директива ЕС о равном обращении в сфере занятости и труда, которая запрещает дискриминацию в сфере занятости по признаку инвалидности и поощряет разумное приспособление. В статье 26 Европейской хартии об основных правах (2000) признается и уважается право людей с инвалидностью на меры, призванные обеспечить их независимость, социальную и профессиональную интеграцию и участие в жизни сообщества. В 2010 году Европейская комиссия приняла Стратегию ЕС в области инвалидности на 2010-2020 годы, направленную на повышение потенциала людей с инвалидностью таким образом, чтобы они могли в полной мере участвовать в жизни общества и в экономике Европы.

Психологические барьеры будут существовать до тех пор, пока большинство людей будет обращать внимание на инвалидность, а не на человека.

Что такое дискриминация по признаку инвалидности?

Предубеждение против лиц с ограниченными возможностями не всегда очевидно, оно не сияет неоновой вывеской в наших мыслях и действиях, как бы говоря: «Мы против лиц с ограниченными возможностями», но, тем не менее, оно есть.

Активист организации по помощи людям с инвалидностью

Дискриминацию людей с инвалидностью можно охарактеризовать как дискриминационное, подавляющее, оскорбительное поведение, связанное с убеждением в том, что такие люди являются нижестоящими людьми по отношению к другим. Это относится к предрассудкам, стереотипам или «институциональной дискриминации» в отношении людей с инвалидностью. Основная проблема дискриминации по признаку инвалидностью (инвалидизм, известного также как эйболизм 19 ) состоит в том, что его не так просто выявить. Во многих случаях люди не сознают, что он существует. Дискриминация прежде всего касается отношения людей: это связано не только с сознательным дискриминационным поведением, но и с тем, как люди бессознательно относятся к людям с инвалидностью. Бессознательную часть дискриминационного отношения еще труднее искоренить, чем сознательные акты дискриминации, хотя необходимо бороться с тем и другим явлением, защищая права человека.

Каждый человек имеет право на амбиции и ответственность, чтобы попытаться достичь их в той степени, насколько это возможно.

Подавляющее большинство людей скажут, что они не против людей с инвалидностью, и это может быть и правда. Однако большинство по-прежнему не считает их равными себе и не может оценить те препятствия, которые существуют в обществе и мешают людям с инвалидностью жить «нормальной» жизнью. Например, некоторые люди используют места для стоянки, зарезервированные за для людей с инвалидностью, а в результате те бывают вынуждены вернуться домой. Дискриминация проникает во все слои общества. Сознательная дискриминация людей с инвалидностью по экономическим признакам широко распространена (например, дискриминация при найме на работу), однако и бессознательная дискриминация, проистекающая от незнания или общего отсутствия понимания, вызывает еще большую озабоченность. Это может проявляться в «позиции апартеида», то есть мнения общества о том, что инклюзивное планирование не имеет важного значения, поскольку люди с нарушениями мобильности имеют свои собственные здания и учреждения, а также средства транспорта. Дискриминация также проявляется в широком использовании отдельных и неравных входов в общественные здания для инвалидов. Среда, в которой отсутствует дискриминация, позволила бы пожилым людям, матерям с маленькими детьми и другими временно или постоянно испытывающими нарушения, получить равный доступ к торговым центрам или иным общественным учреждениям или пространствам.

Какие места в вашем местном окружении стали бы недоступны для вас, если бы у вас появилась инвалидность?

Молодежь и инвалидность

Расчеты показывают, что во всем мире имеется от 180 до 220 миллионов молодых людей с инвалидностью и почти 80% из них живут в развивающихся странах. 21

Координация деятельности в сфере инвалидности – это процесс оценки последствий для людей с инвалидностью любых запланированных действий, в том числе законодательства, политики и программ, во всех областях и на всех уровнях. 22 Важно работать в направлении координации деятельности по инвалидности по всем направления молодежной работы и в отношении координации молодежи по всем вопросам инвалидности. При формулировании любой политики в центре внимания должны быть и инвалидность, и потребности молодежи. Для разработки эффективной политики необходим более высокий уровень знаний вопросов инвалидности со стороны руководителей, а также участие самих молодых людей с инвалидностью в процессе принятия решений. Это может быть достигнуто лишь благодаря более тесному партнерству между государственными учреждениями и организациями людей с инвалидностью.

Международная федерация слабослышащих молодых людей (IFHOHYP)

IFHOHYP – это международная НПО в поддержку национальных и региональных молодежных организаций, занимающихся слабослышащими молодыми людьми во всем мире. Федерация работает над улучшением качества жизни слабослышащих молодых людей и над продвижением равных прав для них на всех уровнях общества. IFHOHYP активно сотрудничает с Советом Европы, например, путем организации учебных сессий для слабослышащих молодых людей, а также является Консультативным советом по делам молодежи Совета Европы и участвовала в ряде мероприятий. Другие направления деятельности Федерации включают международные летние лагеря, программы подготовки, семинары и курсы английского языка для молодых людей с нарушениями слуха.

Право на образование

Комитет по делам молодежи Европейского форума по проблемам инвалидности Комитет был создан в 2000 году с целью вовлечения молодежи во все мероприятия Европейского форума по проблемам инвалидности и повышения осведомленности о потребностях молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ЕФПИ и ЕС.

На протяжении десятилетий специальные школы для людей с инвалидностью рассматривались как инструмент сегрегации и подвергались критике за то, что часто уровень образования был там ниже, чем в обычных школах. Состоялось очень много дискуссий в отношении преимуществ и недостатков отдельной системы образования и специальных школ, по сравнению с основным специальным образованием в рамках общих систем образования. Каким бы ни был итог этих обсуждений, молодые люди с инвалидностью и их семьи должны иметь право выбирать между специальными и обычными школами, основываясь на конкретных потребностях ребенка. Одним из основных преимуществ инклюзивного образования является то, что интеграция учеников с инвалидностью и учеников-неинвалидов в первые годы школьного образования может помочь предупреждать предрассудки и содействовать общему включению людей с инвалидностью в общество.

Проект обмена способностями

Студенческая сеть «Эразмус» (ESN), Молодежная Агора и Европейский форум по вопросам инвалидности разработали проект «Обмен способностями» при поддержке Совета Европы, для того чтобы ESN стала доступна для инвалидов на всех уровнях своей деятельности. Данный проект, осуществлявшийся в учебный год 2009-2010, направлен на расширение числа студентов-инвалидов для обменов и для создания наилучших условий для них во время пребывания за границей. В 2010 году стартовал следующий проект с новыми партнерами. Дополнительная информация: www.exchangeability.eu.

Право на участие в общественной, политической и культурной жизни

По оценкам ЮНЕСКО, 98% детей с ограниченными возможностями здоровья в развивающихся странах не посещают школу, а 99% девочек с инвалидностью являются неграмотными.

Способности – вот что имеет значение, а не инвалидность – слово, которое мне совсем не нравится использовать.

Марли Матлин, глухая актриса и лауреат премии Оскар

Когда речь идет об участии и включении людей с инвалидностью в жизнь общества, важнейшую роль в повышении уровня информированности о правах людей с инвалидностью и в изменении отношения к ним играют СМИ. В средствах массовой информации их часто описывают с крайних позиций: или же это бедные люди, заслуживающие жалости, или же их представляют как героев, которые осмеливаются жить. Такая подача лишь сохраняет стереотипы в отношении людей с инвалидностью и не учитывает, что они представляют собой группу, которая столь же интересна и многообразна, как и любая другая группа в обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *