Кто такой иподьякон в православной церкви
Чем иподиакон отличается от дьякона и зачем ему рипида?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Октоих
Богослужебная книга, в которой содержатся изменяемые молитвы и песнопения — так же, как в книгах Минея и Триоди. Благодаря им регент и уставщик могут составить схему богослужения. Неподготовленные люди иногда на слух воспринимают Октоих как три разных слова: «А кто их?»
Парастас
Может показаться что это имя, но нет — это заупокойная служба, которая совершается во время всенощного бдения перед особыми днями поминовения усопших — родительскими субботами. Более привычная заупокойная служба, панихида, — это сокращенный парастас.
Иподиакон
В отличие от архи-, прото-, иеро- и просто диакона, иподиакон не является священнослужителем, он – церковнослужитель. То есть у него нет дара благодати Священства, он не участвует в совершении таинств, а только помогает во время богослужения. Отсюда приставка «ипо», что в переводе с греческого означает «под» или «внизу». В современной практике иподиаконы — помощники епископа (архиерея) на архиерейской службе. В отличие от обычных алтарников, носят подрясники и крестообразно надеваемые орари.
Подробнее о церковной иерархии читайте здесь.
Рипида
Атрибут архиерейской службы (когда богослужение возглавляет епископ, архиепископ, митрополит или Патриарх). Представляет собой металлический или деревянные круг, ромб или звезду с изображением шестокрылого ангела — серафима. Во время богослужений иподиаконы держат рипиды над Евангелием, священными сосудами со Святыми Дарами, иконами или другими священными предметами. Раньше на Ближнем Востоке подобными опахалами отгоняли насекомых от священных сосудов, а сегодня они символически изображают ангельские силы.
Киворий
Есть два значения:
1) Навес в виде купола с несколькими колоннами над престолом в алтаре, символизирует гроб Господень. Также может стоять над амвоном, крещальной купелью, ракой с мощами, особо чтимыми иконами или освящёнными источниками. В Древнем Риме такие сооружения ставили над могилами, чтобы уберечь их от непогоды.
2) Иногда киворием называют дарохранительницу — специальный сосуд в виде храма, в котором хранятся на престоле Святые Дары.
ИПОДИАКОН
[греч. ὑποδιάκονος], в правосл. Церкви высшая степень церковнослужителя, непосредственно примыкающая к иерархии священнослужителей. В католич. Церкви соответствующая степень называется субдиакон (subdiaconus). В древности И. несли различные служения в храмах, выступая в качестве помощников диакона. В совр. практике РПЦ И. в первую очередь является прислужником архиерея.
Происхождение
По мнению совр. исследователей, обязанности И. определялись постепенно, в процессе роста общин и развития иерархии ( Faivre. 1977). Поскольку в нек-рых древних Церквах существовало представление о том, что в одном городе не может быть более 7 диаконов (см. в ст. Диакон), их помощники (ср.: Euseb. Hist. eccl. VI 43. 11) в составе клира заняли следующую за диаконской, более низкую степень (Const. Ap. VIII 28. 7-8; 31. 2). На Востоке эта степень так и не была включена в состав священных, а на лат. Западе (особенно в Риме), где правило не более чем о 7 диаконах в одном городе сохранялось весьма долго, И. фактически стали дополнительными диаконами и были включены в состав священной иерархии (подробнее см. Субдиакон).
Служение И.
В совр. практике РПЦ и Поместных Церквей, ориентирующихся на рус. практику, у каждого архиерея, как правило, имеется свой штат из неск. И. (большинство из них, впрочем, обычно не посвящены во И., оставаясь мирянами). Это объясняется тем, что в рус. традиции архиерейского богослужения уставное совершение службы архиереем без участия И. крайне затруднено. Кроме того, И. иногда исполняют при архиерее функции секретарей. В грекоязычных Церквах обязанности И. обычно распределены между священнослужителями (напр., архиерея облачают к литургии священники), поэтому служение И. не столь распространено.
За богослужением И. носят стихарь и орарь, но не на плече, как диаконы, а крестообразно опоясавшись им.
Канонические правила об И.
Чин поставления во И.
В «Апостольском предании», одном из древнейших литургико-канонических памятников (III в.), об И. сказано, что их не рукополагают, но лишь объявляют о них общине как о вступающих в должность помощников диаконов (гл. 13). Но уже в «Канонах Ипполита» (сер. IV в.; канон 7) говорится о возложении рук при поставлении во И. (хотя молитва не приводится), а включенный в состав «Завета Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) текст «Апостольского предания» переделан т. о., что, наоборот, утверждается необходимость поставления И. через руковозложение (молитвы нет, но приведено наставление епископа буд. И.: Test. Dom. I 44). В VIII кн. «Апостольских постановлений» говорится о поставлении во И. через возложение рук и приводится молитва, из к-рой следует, что основной функцией И. должна быть забота о священных сосудах (Const. Ap. VIII 21).
Иподиакон
В церковной иерархии иподиакон — это высшая степень церковнослужителей. Иподиаконы не совершают священнодействия, круг их обязанностей примерно равен обязанностям алтарника, и заключается в помощи во время богослужений. В современной Церкви иподиаконы прислуживают епископам.
Требования к иподиаконам
Согласно каноническим правилам, в иподиаконы поставляются мужчины, достигшие двадцатилетия.
Поставление в иподиаконы — хиротесия — совершается со всей торжественностью, действие происходит посреди церкви во время архиерейского богослужения с облачением в соответствующую одежду — стихарь и орарь.
После хиротесии иподиакону нельзя вступать в брак, если он не успел жениться до поставления. Из-за канонического требования вступить в брак или избрать девство до хиротесии многие иподиаконы служат без поставления, и определяются с выбором пути в дальнейшем.
Духовный смысл служения
Служение иподиаконов символизирует ангельское служение. Орарь, крестообразно опоясывающий тело иподиакона, изображает крылья, которыми закрываются Херувимы, предстоя перед Престолом Божиим. Согласно Иоанну Златоусту, крестообразное опоясывание — это знак того, что иподиакон готов прислуживать при совершении таинств, что отличает его от прочих церковнослужителей. Иподиаконы причащаются после диаконов, этим подчеркивается, что иподиакон находится на ступени, предшествующей сану диакона.
Облачение
Иподиаконы облачаются в специальную одежду, предназначенную для богослужений: стихарь и орарь.
Орарь — длинная узкая лента, которая крестообразно охватывает грудь и спину иподиакона — знак того, что иподиакон не облачен благодатью Святого Духа для совершения богослужений.
История
Некоторый из Церквей древности полагали, что в одном городе не должно быть более, чем 7 диаконов. Для совершения боголужений, диаконы имели помощников, которые заняли следующую за диаконами ступень в церковной иерархии.
Обязанности
Служение иподиаконов не особенно распространено в Греции, там обязанности иподиаконов распределены между священнослужителями. В Русской Церкви каждый архиерей имеет свой штат иподиаконов.
Это связано с тем, что в традиции русской богослужебной практики архиерейское служение затруднено без помощи иподиаконов.
В обязанности иподиаконов входит:
Обычно епископу прислуживают 4-6 иподиаконов.
Иподиакон
Иподиа́кон (от греч. ὑποδιάκονος (иподиаконос) (от греч. ὑπό – под, внизу и διάκονος – служитель — поддиакон, субдиакон) – помощник диакона, высшая степень церковнослужителя, (низший клирик наиболее высокой степени).
«Установление иподиаконского чина относится к первым временам Церкви, – говорит Епископ Никодим (Милаш). – Обязанностью их было стоять во время богослужения у церковных врат и наблюдать, чтобы не вошел кто-либо из недостойных, приготовлять и держать в порядке священные сосуды, облачить архиереев, когда последние должны были совершать божественную службу, и вообще помогать в церкви диаконам».
Иподиакон прислуживает при епископе во время его богослужения и священнодействий, готовит его облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата.
Облачение иподьякона составляет стихарь и крестообразно надеваемый орарь. Канонический возраст для иподиаконской степени – не ниже 20-тилетнего.
Посвящение в иподиакона осуществляется через хиротесию. В отличие от чтеца и певца, иподиакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения.
«1. История возникновения чина
В Православной Церкви звание иподиакона сохраняется с апостольских времен. О нем упоминается в правилах и постановлениях апостольских, в послании Игнатия Богоносца к антиохинянам, в посланиях святителя Киприана. В III веке Римский епископ Корнелий в письме Фабию, епископу антиохийскому, о клире Римской Церкви исчисляет семь иподиаконов (Евсевий, кн. VI, гл. 43). В Церкви Константинопольской и в Церквах, к ней принадлежащих, по законодательству Юстиниана, служило 90 иподиаконов.
По древнему уставу в обязанности иподиакона входило приготовление умовения для рук священнодействующего и изведения из храма оглашенных после возгласа диакона: «Оглашенные, Изыдите». Иподиакон должен был охранять святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.
В Апостольских Постановлениях дается такое предписание епископу о посвящении иподиакона: «Поставляя иподиакона, возложи на него руку и произнеси: «Господи Боже, Творец Неба и земли и всего сущего, избравший для скинии свидения хранителей святых Твоих сосудов, Сам и ныне призри на раба Твоего, рукополагаемого во иподиакона, и даруй ему Духа Святаго для достойного хранения служебных Твоих сосудов и всегдашнего исполнения воли Твоей во Христе Твоем».
В соответствии с древними правилами и обычаями поставление в иподиакона, как и поставление на должность чтеца и певца, совершается «молитвою, благословением, рукоположением» святителя и облачением в сообразную чину священную одежду.
2. Схема чина посвящения в иподиакона
3. Идейный смысл священнодействий поставления в иподиакона
Должность иподиакона – помощника диакона – есть высшая степень церковнослужения. Чин посвящения в иподиакона, как и чин посвящения в чтеца и певца, совершается не в алтаре, а, как сказано в чинопоследовании, «посреде церкве». Это, по объяснению святого Симеона Солунского, означает, что посвящаемый назначается «не к участию в молитвах святого алтаря, но к служению вне его и к другим делам по нуждам Церкви».
Святитель Иоанн Златоуст уподобляет орарь, которым препоясуется ставленник, ангельским крыльям, а крестообразное опоясывание орарем знаменует готовность посвящаемого к служению при молитве и Таинствах, что отличает иподиаконскую должность от служений прочих церковнослужителей, не имеющих ораря. В молитве об иподиаконе архиерей просит ему помощи Божией для достойного служения Святой Церкви, «любити благолепие дома Божия, предстоять дверям храма и возжигать светильник селения славы Господней». Благословение главы знамением креста означает, по толкованию Симеона Солунского, что Сам Христос, страдавший на Кресте, «возводит посвящаемого к совершенству и Ему он посвящается».
Умывальный сосуд и полотенце служат видимым выражением заботливости и любви посвящаемого к «благолепию дома» Божия, а участие в обряде омовения рук архиерея знаменует начало иподиаконского служения.
После возгласа Литургии «И да будут милости» новопосвященный отводится иподиаконами в алтарь, и, приняв благословение от архиерея, «станет во иподиакона» (Чиновник).
Иподиакон причащается Святых Таин непосредственно после диаконов, чем подчеркивается, что должность иподиакона является подготовительной ступенью к диаконскому священнослужению».
Кто такой иподиакон и каковы его обязанности в Церкви
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иподиакон прислуживает патриарху Кириллу во время богослужения
Значение слова
В чем отличие от диакона
Развитие института иподиаконства в истории церкви
Первоначально считалось, что иподиаконы:
Помощникам диаконов запрещалось совершать таинства, а также касаться священных сосудов. Впоследствии к обязанностям церковнослужителей добавились:
Кроме того, иподиакон мог нести крест на церковных процессиях, готовить свечи для епископа. Он же был обязан не допускать недостойных до входа в алтарь.
Полезные материалы
Священнослужитель или алтарник?
До XIII помощник диакона сам тоже относится к диаконату. Он мог прикасаться к престолу, жертвеннику, освященным сосудам, Св. Дарам. Поэтому:
В начале XIII в. патриарх Константинопольский Мануил I, посчитав, что иподиаконы неосновательно считаются священнослужителями, низвел их до степени низших клириков.
Кто может стать иподиаконом
Церковные каноны с III в. определяют, что таковым может быть мужчина по крайней мере 20 лет от роду.
Порядок поставления: хиротесия
Судя по источникам, порядок поставления сложился постепенно. Еще источники III в. говорят о том, что особого порядка рукоположения нет: архиерей просто сообщает верным о тех, кто будет помогать диаконам.
Впоследствии некое последование рукоположения все же возникает: так, «Апостольские постановления» молитву на поставление приписывают ап. Фоме:
«Рукополагая иподиакона, ты, епископ, возложи на него руки и скажи: Владыка, Бог неба и земли и всего, что в них Создатель, явивший в скинии свидетельства стражей, блюстителей святых Твоих сосудов. Сам и ныне призри на раба Твоего сего, избранного иподиакона, и дай ему Духа Святого для того, чтобы достойно прикасаться служебных Твоих сосудов и творить волю Твою всегда, Христом Твоим, с Которым Тебе слава, честь и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь».
Когда эти служители относились к диаконату, их рукополагали на литургии перед Великим Входом. Сейчас они поставляются, как другие церковнослужители низших степеней, до начала литургии.
Богослужебные одежды
Иподиакон в облачении
Иподиакон носит стихарь (длинную рубаху) и орарь – ленту, подобную диаконской. Однако, в отличие от диакона, он носит орарь не на плече, а крестообразно опоясывается им по груди.
Какие обязательства накладывает хиротесия на поставленного
Хотя ныне иподиаконы считаются одним из низших церковных чинов, у тех из них, кто прошел хиротесию, есть право входа в алтарь, прикосновения к престолу, сосудам и Святым Дарам. Именно поэтому осталось и требование к рукополагаемым или жен иться, или отказаться от брака до принятия сана.
В силу этих строгих требований большинство современных служителей проходят лишь хиротесию во чтеца (алтарника), оставаясь по статусу мирянами.
В чем заключается служение иподиакона
В современной практике Русской Церкви они помогают совершать службу архиерею. Вот лишь некоторые из обязанностей служителей :
При многих епископах эти служители несут и внебогослужебные обязанности, например, секретаря или келейника.
В чем особенности служения иподиакона при патриархе
Современный богослов, А.А.Ткаченко, справедливо замечает:
В еще большей степени это относится к патриаршему богослужению.
Поэтому специфика служения при патриархе состоит, прежде всего, в большем количестве служи телей. Как правило, их как минимум 8 :
Знаменитости, ставшие иподиаконами
Многие, постоянно участвуя в службах, со временем связывают свою жизнь с Церковью, становясь св ященниками, даже принимая монашество.
Не чужды этого служения также некоторые из современных «звезд».
Представитель епархии рассказал: