Кто такой иртеньев детство
Николенька Иртеньев
Николенька считает себя некрасивым, непривлекательным. Мы знаем, что у него широкий нос, толстые губы и маленькие глаза. У него все время торчат волосы (вихры) на голове. Николенька переживает из-за своей непривлекательной внешности, любой намек на его некрасивое лицо оскорбляет его. Мальчик мечтает быть красавцем.
«Наружность моя, я убеждался, не только была некрасива, но я не мог даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. Выразительного ничего не было, – самые обыкновенные, грубые и дурные черты; глаза маленькие, серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные. Мужественного было еще меньше: несмотря на то, что я был не мал ростом и очень силен по летам, все черты лица были мягкие, вялые, неопределенные. Даже и благородного ничего не было; напротив, лицо мое было такое, как у простого мужика, и такие же большие ноги и руки; а это в то время мне казалось очень стыдно.»
Юный Николенька старается казаться окружающими каким-то другим человеком. Он боится быть собой и скрывает свои настоящие чувства. Он часто врет без всякой причины. В будущем эта привычка пройдет и Николенька станет очень правдивым человеком.
Как все воспитанные дворяне, Николенька с детства обучается светским манерам и вежливости, учит иностранные языки.
Николенька переживает первую любовь в 10 лет. Первой возлюбленной мальчика становится 12-летняя Катя, дочь гувернантки. Однажды на охоте Николенька целует Катю в плечо.
Став юношей, Николай мечтает о любви женщины, любви людей к нему в целом, о счастье. В течение одной зимы 16-летний Николенька влюбляется три раза: в неизвестную даму на манеже, в Соню Валахину (детскую любовь Николеньки), а также в девушку, в которую влюблен брат Володя. Все эти влюбленности мимолетны и неглубоки.
Юноша учится играть на фортепиано, увлекается чтением французских романов, занимается конной ездой, как многие состоятельные дворяне. В деревне он ездит на прогулки. В Москве он посещает манеж для тренировок.
В возрасте 16 лет Николенька поступает в Московский Университет на факультет математики. Став студентов, Николенька носит студенческий мундир со шпагой. Он очень гордится своим новым, взрослым нарядом. Поступив в университет, начинает вести «взрослую жизнь». Он впервые едет в ресторан, посещает настоящий бал, участвует в студенческом кутеже. Первый год в университете несерьезно относится к учебе. На занятия ходит лишь для приличия. Когда приходит время экзаменов, Николенька оказывает совершенно не готов. Он проваливается на первом экзамене, и профессор отказывается переводить его на следующий курс. Николенька тяжело переживает свой позор, но понимает, что сам в этом виноват. Пережив этот позор, Николенька решает больше никогда не делать ничего дурного и не тратить времени впустую.
Николенька Иртеньев
История персонажа
Лев Николаевич Толстой – создатель повести «Детство». Главным героем в ней выступает Николенька Иртеньев. Автор знакомит читателей с юными годами мальчика, раскрывая личность и мировосприятие персонажа и давая оценку поступкам. Писатель неспроста создал такой трогательный образ. Характеристика персонажа совпадала с его личным складом характера и биографией.
Николенька Иртеньев входит в число любопытных юных героев, таких как Илюша Снегирев, Коля Красоткин и Алеша Пешков.
История создания
Толстой, как и многие писатели, вел дневник. В него граф записывал размышления, мечты, нравственные уроки, которые ему преподносила жизнь. Писатель не всегда был таким, каким помнят читатели. Образ почтенного старца, проповедующего жизнь в мире и любовь к Богу, он обрел после долгих лет размышлений и творчества. Повесть «Детство» опубликованная в 1852 году, стала первым сочинением Толстого.
Николенька, точнее, Николай Петрович Иртеньев, становится главным действующим лицом повести и трилогии, которой она дала начало. Произведения «Детство», «Отрочество», «Юность» описывают жизнь героя. Персонаж автобиографичен, и с его помощью Толстой отвечает на вопросы, которые не раз задавал себе.
Иллюстрация к повести Толстого «Детство»
Николенька – представитель аристократического рода. Ребенку 10 лет. Он граф, и его воспитание соответствует высочайшим стандартам светского общества. Мальчик ищет душевное равновесие и смысл жизни, развивается как личность. Его внутренний мир богат. Он изменился после страшного события, которое постигло семью мальчика.
Повествование ведется от первого лица. Таким образом автор дает возможность понять, что обсуждаемые события были важными для него и взяты из реальной жизни.
Повесть «Детство»
Автор знакомит с главным героем в первых же строках повести. Читатель видит спящего мальчика, за которым неустанно бдит его наставник. Мальчик растет в комфортных условиях. Несмотря на типичную для барчука избалованность и причуды, он проявляет доброту сердца и нежные чувства к окружающим. Повесть знакомит публику с первыми годами жизни Николеньки.
Николенька Иртеньев
Мы получаем возможность сформировать представление об условиях, в которых взращивалось новое поколение помещиков и представителей светского общества. Безнравственность и ханжество, пропагандируемые в социуме, очевидны на примере конкретного семейства.
Николенька Иртеньев отнюдь не красив. У него крупноватый нос и пухлые губы, глазки маленькие, а на затылке торчат вихры. Внешность немаловажна для ребенка, поэтому он переживает о недостатках и часто молится богу, чтобы тот послал ему красоту. Неприятные черты отмечают и окружающие ребенка взрослые, даже самый близкий человек, мать. Она же рассказывает о душевной красоте мальчика.
Николеньку отличает вздорный характер, разгорающееся чувство зависти, но паренек нежен и ласков с близкими, совестлив и добр к окружающим. Положительные черты располагают к герою. Он всегда стыдится своих проступков и неверных мыслей. Угрызения совести и раскаяние, настигающие ребенка, становятся для него наказанием. И хочется верить, что мальчик будет стараться вести себя лучше. Перед ним не стоит выбор профессии, но жизненный выбор, который доступен герою каждый день, мальчик делает, опираясь на собственные чувства.
Карл Иванович
Противоречивость личности главного героя проявляется в его поступках и взаимоотношениях с другими персонажами повести. Ребенок учился дома. Наставник Николеньки Карл Иванович, немец, приехавший пытать счастья в Россию, вызывает у мальчика сочувствие и жалость.
Николеньке хочется жертвовать ради любимого учителя, и он всячески старается проявить свою любовь. Иногда у него случаются срывы, и в такие моменты он злится и бранится на своего старшего друга и педагога, дерзит и проклинает немца за плохую отметку, сложный экзамен или выговор. Мальчика быстро обуревает раскаяние, и он старается повиниться.
Характер Николеньки проявляется и в дружбе с Иленькой Грапом, болезненным и скромным ровесником из несостоятельной семьи. Иленька терпел общение с Иртеньевыми, рассчитывая на последующее покровительство, а барские дети издевались над тихим мальчиком и иногда даже били. Его доводили до слез. Этот грех не один год будет терзать Николеньке душу. Он считал, что должен был вступиться за Иленьку, но ни разу не сделал этого, подначиваемый старшими ребятами.
Наталья Савишна
Главный герой, хоть и отличается благородными душевными качествами, не может скрыть высокомерия и надменности. Мальчик прекрасно понимает, какой статус предполагается ему, а какое положение занимают Карл Иванович и Наталья Савишна. Этого нельзя было избежать, ведь с младых ногтей ребенок слышал, что он барский сын. Он осознавал, что лучше других благодаря своему происхождению, а значит, достоин уважения. Чувство превосходства в те годы воспитывалось в детях с малолетства, поэтому винить Николеньку в формировании такого сознания нельзя.
Главные герои повести «Детство»
Толстой на примере Николеньки Иртеньева показал становление внутреннего мира личности, описал события, оставляющие в душе след и формирующие взгляды на жизнь. Через героя он описывает собственные переживания и путь к той личности, которой он стал на момент написания произведения.
Цитаты
«Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду. »
«. я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я. »
«. Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».
Образ и характеристика Николеньки Иртеньева в повестях «Детство», «Отрочество» и «Юность»
Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» является автобиографической. В ней Лев Николаевич Толстой повествует о себе, о своих детских переживаниях. Детские годы являются самыми важными в жизни каждого человека. Мы все родом из детства. В эти годы закладываются и развиваются знания, образ мыслей, комплексы, которые потом будут влиять на все последующее существование человека, на образ его мыслей. Анализируя характеристику Николеньки Иртеньева в этих трех произведениях Лев Николаевич, став уже взрослым, анализирует собственные чувства, мысли, поступки. И это ему помогает лучше понять самого себя.
Детство
Главный герой трилогии – Николай Петрович Иртеньев, или Николенька, как называли его родные, является прообразом самого Льва Николаевича. Повествование начинается, когда Николеньке было 11 лет. Он рос смышленым и спокойным ребенком, в меру шаловливым. У него ранимая и чувствительная душа, раскрытая для любви. Он любит свою мать, старушку Наталью Савишну, гувернера и наставника Карла Ивановича. Он успевает полюбить Сережу Ивина, а на празднике, посвященном именинам, влюбляется в Сонечку.
Как и все подростки, он излишне мнителен, его беспокоит, что о нем подумают люди, переживает из-за неудач, и напротив, искренне радуется своим удачам, успехам.
Отрочество
В следующей повести мы видим изменение образа Николеньки Иртеньева по сравнению с «Детством». Взросление героя начинается со смертью матери. Говорят, что у детей, рано потерявших родителей, или переживших иное большое горе, даже взгляд меняется, становится взрослым. Сам Николенька ощутил перемену мировоззрений в себе после разговора с Катенькой, которая росла вместе с его сестрой Любочкой. Катенька была дочерью гувернантки Мими. Она впервые заставила Николеньку задуматься о социальном и имущественном неравенстве людей. Катенька уже понимала, что они жили в доме Иртеньевых благодаря милости матушки Николеньки. Матушки не стало. Видимо, Мими делилась с дочерью своими переживаниями и заботами об их будущем.
Николенька Иртеньев стремится подражать Володе, осознавал, что это не правильно, но не мог пока выбрать своего пути. Однажды он подсмотрел, как Володя заигрывает с горничной Машей, и ему тоже хотелось также заигрывать с нею. Только детская стыдливость останавливала его от этого поступка. Николенька уверен в своей некрасивости, немного завидовал брату, который на полтора года старше его.
Когда мальчики повзрослели, по настоянию бабушки Карла Ивановича, к которому Николенька привык за годы детства и любил как родного, несмотря на то, что тот мог наказать за проступки и шалости, уволили, и наняли французского гувернера – молодого образованного мужчину, который, как казалось Николаю, получал удовольствие, унижая его. Николай возненавидел гувернера.
В годы отрочества Николай начал задумываться о смысле жизни и роли человека в этом мире, о Боге и потусторонней жизни, согласился с идеалистами в вопросах субъективности бытия. Появились мечты о собственном величии, о том, что он станет открывателем новых философских истин.
По мере взросления стала легче даваться учеба, и занятия стали доставлять некоторое удовольствие. Николай сблизился с одним из товарищей брата Володи – Дмитрием Нехлюдовым, который оказал определенное влияние на его мировоззрения.
Юность
Началом юности своего героя Лев Николаевич считает 16-летний возраст. В описываемый год Николай готовится к поступлению в университет. Но занимается неохотно. Предстоящая учеба его не очень вдохновляет. Много времени он отводит самосозерцанию и мечтам. Излишняя самокритичность в отношении собственной наружности заставляет молодого человека страдать. Ему кажется, что он похож больше на мужика, чем на благородного человека.
Ссора с неким Колпиковым, пережитое унижение, долго еще не давало покоя Николаю. При мысли об этом событии он еще много лет спустя тяжело переживал.
Николай поступил в университет, и тем возвысился в собственных глазах и глазах окружающих. Он начал задумываться о любви и решил, что он уже влюблен. Однако Сонечка, к которой он испытывал нежные чувства в детстве, переросла свое детское очарование и стала менее привлекательной. То чувство, которое он испытывал с Сонечке, можно назвать внушенной любовью. Все вокруг были влюблены, и он, чтобы чувствовать себя вполне взрослым, тоже должен был в кого-нибудь влюбиться.
Ложная застенчивость, мнительность мешала Николаю сойтись с товарищами по университету. Он долго оставался один. Из-за этой же застенчивости он не танцевал, попав единственный раз за всю зиму на бал. Еще до поступления в университет, Николай мечтал о светских развлечениях, но даже те, на которые он попал во время учебы, удовольствия ему не доставляли.
Первый математический экзамен по окончании курса он провалил с треском. Он тяжело переживал свой провал. Это событие сильно повлияло на дальнейшую жизнь. Он дал самому себе слово больше никогда не тратить времени впустую, употребляя его для пользы дела.
Зная жизнь и творчество писателя, графа Льва Николаевича Толстого, можно прийти к выводу, что правила жизни, которые Николенька Иртеньев написал вторично, он все-таки выполнял всю оставшуюся жизнь.
Трилогию Лев Николаевич писал с 1952 по 1957 год, В этот период он служил в действующей армии, принимал участие в обороне Севастополя, написал «Севастопольские рассказы» и повесть «Утро помещика».
Характеристика героя Николенька Иртеньев, Детство, Толстой
Николай Петрович Иртеньев – главный герой повести Л. Н. Толстого “Детство”, десятилетний мальчик из дворянской семьи. Это веселый, добрый и воспитанный мальчик, который растет в любви и заботе. В его воспитании принимают участие не только родители, но и няня Наталья Савишна, и учитель Карл Иванович. Он очень любит своих родителей и гордится ими.
В его глазах это самые красивые и искренне любящие люди. Мать для него является источником всего прекрасного. При мысли о ней, он всегда представляет ее добрую улыбку
Любовь Николеньки к матери была сродни любви к Богу.
Чувства к окружающим людям занимают особое место в его жизни. Добрый нрав мальчика проявляется и во время игр соседскими детьми. Он сочувственно относится к болезненному Иленьку Грапу из бедной семьи.
В деревне он с любовью относится к Катеньке, в Москве буквально влюблен в Сонечку Валахину. Ему нравится знакомиться с новыми детьми, например, родственниками Ивиных. Николенька Иртеньев – своеобразный мальчик, даже незаурядный.
Он рано научился различать фальш и не любит обмана. По натуре он противоречивый и наблюдательный.
Счастливое время, проведенное в деревне, он вспоминает одновременно с тоской и с улыбкой. Детство Николеньки закончилось со смертью мамы. Потеряв самого любимого на свете человека, он перестал быть маленьким.
Семья Иртеньевых переехала в Москву, но каждый раз, бывая в деревне, он навещал могилу матери.
Related posts:
Характеристика Николеньки Иртеньева в повести «Юность»: образ, описание характера и внешности
Николенька Иртеньев. Художник К. А. Клементьева |
Автобиографическая повесть «Юность» является третьей частью знаменитой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого.
В повести «Юность» читатели узнают о том, как главный герой, Николенька Иртеньев, проводит годы своей юности, что чувствует и думает в этот период жизни.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Николеньки Иртеньева в повести «Юность» Толстого: описание характера и внешности героя.
Образ и характеристика Николеньки Иртеньева в повести «Юность» Толстого: описание характера и внешности героя
«Мне хотелось сказать свое имя: Николай Иртеньев. «
«Так‑то‑с, Николай Петрович, – говорил мне старик. «
«. я невольно оскорбляю их признаками своего благосостояния.»
Юный Николенька живет в Москве вместе со своей семьей, которая состоит из отца, старшего брата Володи и сестры Любочки. Мать Николеньки умерла несколько лет назад.
«Я уважал Дубкова, как только может уважать шестнадцатилетний мальчик. «
«Наружность моя, я убеждался, не только была некрасива, но я не мог даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. Выразительного ничего не было, – самые обыкновенные, грубые и дурные черты; глаза маленькие, серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные. Мужественного было еще меньше: несмотря на то, что я был не мал ростом и очень силен по летам, все черты лица были мягкие, вялые, неопределенные. Даже и благородного ничего не было; напротив, лицо мое было такое, как у простого мужика, и такие же большие ноги и руки; а это в то время мне казалось очень стыдно.»
«. когда меня княгиня пригласила танцовать, и я почему‑то, несмотря на то, что ехал с одной мыслью танцовать очень много, сказал, что я не танцую, я оробел и, оставшись один между незнакомыми людьми, впал в свою обычную непреодолимую, всё возрастающую застенчивость. Я молча стоял на одном месте целый вечер.»
«Несмотря на происходившую у меня в голове путаницу понятий, я в это лето был юн, невинен, свободен и поэтому почти счастлив.»
«. я продолжал считать своею непременною обязанностью скрывать от всего общества Нехлюдовых и в особенности от Вареньки свои настоящие чувства и наклонности, и старался выказывать себя совершенно другим молодым человеком от того, каким я был в действительности, и даже таким, какого не могло быть в действительности.»
«Могу смело сказать, что я был гораздо лучше в действительности, чем то странное существо, которое я пытался представлять из себя. «
«Ни в детстве, ни в отрочестве, ни потом в более зрелом возрасте я не замечал за собой порока лжи; напротив, я скорее был слишком правдив и откровенен; но в эту первую эпоху юности на меня часто находило странное желание, без всякой видимой причины, лгать самым отчаянным образом.»
«Да не упрекнут меня в том, что мечты моей юности так же ребячески, как мечты детства и отрочества. «
«В тот период времени, который я считаю пределом отрочества и началом юности, основой моих мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, к воображаемой женщине, о которой я мечтал всегда в одном и том же смысле и которую всякую минуту ожидал где‑нибудь встретить. Второе чувство было любовь любви. Мне хотелось, чтобы все меня знали и любили. Третье чувство было – надежда на необыкновенное, тщеславное счастье. Четвертое и главное чувство было отвращение к самому себе и раскаяние, но раскаяние до такой степени слитое с надеждой на счастие, что оно не имело в себе ничего печального.»
«Сердечные дела занимали меня в эту зиму довольно много. Я был влюблен три раза.»
«Для меня музыка, или скорее игра на фортепьяно, была средство прельщать девиц своими чувствами. С помощью Катеньки, выучившись нотам и выломав немного свои толстые пальцы. я тотчас же принялся играть пьесы. «
«Чтение французских романов, которых много привез с собой Володя, было другим моим занятием в это лето.»
«После обеда я иногда удостоивал девочек ездить верхом с ними. «
«. Семенов, который поступал в один факультет со мной, в математический. «
«. я живо оделся в студенческий сюртук и пришел в гостиную. «
«. мундир и сюртук из глянцевитого черного сукна с отливом, и отбивал мелом лацкана, а теперь принес совсем готовое платье, с блестящими золотыми пуговицами, завернутыми бумажками.»
«. имя мое напечатано в списке студентов, у меня шпага на портупее. «
«. при ярком блеске солнца на моих пуговицах, кокарде шляпы и шпаге. «
«Светские удовольствия, которым, вступая в университет, я мечтал предаться в подражание старшему брату, совершенно разочаровали меня в эту зиму.»
«. я в первый раз должен был ехать на бал. «
«Но я был всю зиму эту в таком тумане, происходившем от наслаждения тем, что я большой и что я «comme il faut». «
«Я приходил на лекции только потому, что уж так привык, и что папа усылал меня из дома. Притом же знакомых у меня было много, и мне было часто весело в университете.»
«В последнее время я уже начинал наблюдать и обсуживать характер моего друга, но дружба наша вследствие этого нисколько не изменилась: она еще была так молода и сильна, что, с какой бы стороны я ни смотрел на Дмитрия, я не мог не видеть его совершенством.» (глава XIV)
«. дружба моя с Дмитрием держалась только на волоске.» (глава XLI)
«Вы не перейдете на второй курс, г. Иртеньев.»
«Я был оскорблен, унижен, я был истинно несчастлив.»
«. роптал на Провидение за то, что оно допустило меня дожить до такого позора.»
«. я решился снова писать правила жизни и твердо был убежден, что я уже никогда не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам.»
Это был цитатный образ и характеристика Николеньки Иртеньева в повести «Юность» Льва Толстого: описание характера и внешности героя.