Кто такой капитан флинт
Капитан Флинт
История персонажа
Пираты – одни из самых романтичных литературных персонажей. Исторические реалии таковы, что пиратство существовало с момента зарождения судоходства. Соблазн легкой наживы руководил мореплавателями и заставляли идти на грабеж. В Древней Греции использовался термин «лэйстэс», описывающий людей, промышлявших пиратством.
Пиратский корабль
В эпоху Великих географических открытий количество нападений на корабли увеличилось, так как появилось много новых маршрутов. Одно упоминание о некоторых бандитах приводило путешественников и торговцев в ужас. Биография таких персон вдохновляла деятелей искусства, в числе которых был и писатель Роберт Льюис Стивенсон. Персонаж его произведения «Остров сокровищ» Джон Флинт – вымышленный герой, у которого был реальный прототип.
История создания
Азарт, приключения и романтика путешествий окутывали пиратство с 16 века, с момента подъема британского флота. Власть прибегала к помощи бандитов, организуя контроль за колониями и борьбу с конкурирующими странами: Францией, Голландией и Испанией. Пиратские флотилии базировались на островах Карибского моря и постепенно становились угрозой для государств. Сюжеты политических баталий были известны благодаря газетам, сплетням и байкам, а значит, становились привлекательным мотивом для мальчишеских игр.
Роберт Льюис Стивенсон
Первоначально Стивенсон планировал назвать роман «Морской кок, или Остров сокровищ: история для ребят». Писатель создал цветную карту острова и неосознанно дал ему имя. Вдохновение приносило новые образы для вплетения в повествование. Роман задумывался как игра для подростков, в которой каждый мог реализовать свои фантазии. Автор зачитывал отрывки в семье и вносил правки, ориентируясь на комментарии домочадцев.
Приключенческая тема пришлась по вкусу детям той эпохи. Герои произведения незаурядны: Билли Бонс, Джон Сильвер, капитан Флинт. Сюжет включал в себя интересные перипетии, описание путешествий, схваток и козней. Автор не пренебрег насыщенностью действия, темпом развития событий и сменой локаций. Единство времени, места и действия дает ощущение реальности.
Герои романа «Остров сокровищ»
Рассказчиком Стивенсон сделал мальчика, наблюдавшего за происходящим со стороны и в то же время бывшего непосредственным участником событий. Он вел повествование от первого лица, передавая искренние эмоции и озвучивая мысли. Мальчик минимизирует использование прилагательных в речи, рассказывая о событиях, общении персонажей и позволяя дофантазировать пейзажи и окружающую героев обстановку.
Пират Эдвард Тич
Исследователи считают, что прообразом капитана Флинта послужил Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода. Его биография захватывающа. Пират родился в Бристоле в 1680 году. Его юность окружена тайной, но, судя по слухам, Тич был грамотен и имел образование, что свидетельствует о благородном происхождении.
По легенде, Тич нес службу матросом на корабле в ходе войны с Испанией. В 1717 году он присоединился к каперам, сражавшимся с пиратами, а затем сменил сторону и встал на преступный путь. Со временем он завладел кораблем под названием «Месть королевы Анны», и на мачте судна появился черный флаг. С этого момента морякам стало известно имя Черная Борода.
Пиратский флаг на мачте
Пират был ловок и хитер. Он грабил богатые суда, обводил вокруг пальца путешественников, подкупал представителей власти. В 1718 году на поимку пирата направили британский флот. В поединке Тич проиграл и был убит. Любопытно, что в романе Стивенсона описывается Исраэль Хэндс. Это реальный персонаж, бывший пиратом в банде Черной Бороды.
Образ и сюжет
Капитан Флинт, герой романа «Остров сокровищ», встал на путь разбоя в юности. Сын каторжника, отбывавшего заключение на барбадосской каторге, он почти не видел отца. После смены власти отец Флинта получил клочок земли на острове, женился и завел семью. Капитан был третьим сыном и имел привлекательные перспективы.
Капитан Флинт
Как и Сильвер, Флинт использовал условия амнистии, чтобы получить корабль. В его планы входили захват каравана, переправляющего серебро, или ограбление материковых поселений. Полученное в собственное распоряжение каторжное судно он назвал «Морж». Несмотря на грозную репутацию, Флинт был миролюбив: это проявлялось в симпатии к животным. На его корабле питомцы не были редкостью.
Корабль капитана Флинта «Морж»
По сюжету капитан Флинт зарыл клад на острове, располагавшемся в Вест-Индии. Шестеро пиратов помогали ему и были убиты, чтобы тайна не получила распространения. В качестве напоминания о месте, где спрятаны сокровища, на острове остался труп, чьи руки указывали на возвышенность под названием Одинокая гора. Для измерения горы на карте Флинт обозначил его точкой. Позже план получил штурман корабля Билли Бонс, а после его смерти – Джим Хокинс.
Карта острова сокровищ
Флинт не боялся врагов, соперников и охотников за сокровищами. Только имя квартирмейстера Джона Сильвера не давало ему покоя. Попугай последнего носил кличку «Капитан Флинт».
Капитан – не главное действующее лицо романа, онупоминается в повествовании кратко. В экранизации авторская характеристика дополнена визуальным обликом.
Экранизации
Книга «Остров сокровищ» не раз была экранизирована и представлена аудитории в качестве мультипликационного проекта. В 1934 году американские постановщики представили вниманию публики киноленту, главные роли в которой исполнили Уоллес Бири и Отто Крюгер.
Кадр из фильма «Остров сокровищ» 1937 года
В 1937 году роман экранизировали в Советском Союзе. Осип Абдулов сыграл Сильвера, а Николай Черкасов – Билли Бонса.
Уолт Дисней обратил внимание на книгу в 1950 году.
В 1971 году на советских экранах Джона Сильвера воплотил Борис Андреев.
Кадр из фильма «Остров сокровищ» 1982 года
1982 год подарил советскому кинематографу киноленту, которая до сих пор привлекает детскую и взрослую аудитории. Актеры и роли надолго сохранились в памяти зрителей. Федор Стуков сыграл в кино Джима Хокинса, Олег Борисов – Сильвера, Владислав Стржельчик – Трелони, Леонид Марков – Билли Бонса, а Валерий Золотухин воплотил образ Бена Ганна.
В 1988 году дополнил череду интерпретаций анимационно-игровой фильм. В числе актеров, озвучивающих персонажей: Армен Джигарханян и Юрий Яковлев.
Тоби Стивенс в роли капитана Флинта
Капитан Флинт
Капитан Дж. Флинт | |
«Долговязый» Джон Сильвер находит скелет Аллардайса (иллюстрация Джорджа Роукса, 1885) | |
Создатель: | Роберт Льюис Стивенсон |
Произведения: | Остров сокровищ |
Капитан Дж. Флинт (по некоторым данным, Джетроу или Джон Флинт) — вымышленный, печально известный капитан пиратского корабля «Морж» из романа «Остров сокровищ» шотландского автора Роберта Льюиса Стивенсона (1850—1894).
Содержание
Флинт в романе Стивенсона
Местонахождение спрятанных сокровищ было отмечено Флинтом на карте, которая впоследствии попала в руки штурмана «Моржа» Уильяма (Билли) Бонса, а после того, как Бонс скончался от апоплексического удара — к герою романа, молодому Джиму Хокинсу.
Единственным человеком, которого боялся Флинт, был его квартирмейстер Джон Сильвер (по словам самого Сильвера), который позже действительно, как бы в насмешку, назвал своего попугая «Капитаном Флинтом».
Хотя Флинт лишь кратко упоминается в романе «Остров сокровищ», он несколько раз был показан в его экранизациях.
Прототип
Расшифровка Роберт Льюис Стивенсон. «Остров сокровищ»
Кто был прототипом капитана Флинта и почему жестокость пиратов часто преувеличивали
Не все знают, что знаменитый остров сокровищ из одноименного романа Роберта Льюиса Стивенсона в действительности существует. Это остров Пинос, который находится в 70 километрах южнее Кубы; на протяжении примерно 300 лет он служил пристанищем пиратов. Там бывали такие известные пираты, как Генри Морган, Фрэнсис Дрейк и Эдвард Тич, которого мы еще упомянем. Однако по поводу того, откуда же этот остров появился в романе Стивенсона, существуют разные версии.
Сам автор, описывая, как он создавал роман, сообщал:
«Я нарисовал карту необитаемого острова; она была очень старательно и, как мне казалось, превосходно раскрашена. Форма того острова несказанно меня очаровала. Там были заливы, которые радовали меня, и подсознательно я написал название: „Остров сокровищ“. Образы моих будущих персонажей приключенческого романа начали проявляться сквозь воображаемый лес, когда я всматривался в свою карту Острова сокровищ».
Мы знаем, что эту карту Стивенсон нарисовал для своего пасынка сентябрьским вечером 1881 года. Однако остров слишком уж похож на тот, который существует в реальности, поэтому есть и другая версия, которая говорит, что на самом деле у него действительно была реальная карта реального острова, который он и вывел в своем романе. Более того, он пользовался, видимо, и другими источниками для составления своего романа и придумывания приключений. Скорее всего, он использовал и записки Генри Моргана, и записки Фрэнсиса Дрейка. Не исключено, что он пользовался и книгой Александра Эксквемелина, в которой описано очень много деталей из пиратской жизни.
Можно отметить, что у грозного капитана Флинта, который не является персонажем книги, но постоянно в ней упоминается, существовал реальный прообраз — Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода.
Роман «Остров сокровищ» был опубликован целиком, как единое произведение, в 1883 году, а перед этим он выходил частями в детском журнале Young Folks. Действие романа происходит в 1765 году. Это время, когда золотой век пиратства уже примерно 30 лет как закончился — вероятно, именно поэтому и распалась пиратская команда капитана Флинта.
Что происходит? Старый моряк Билли Бонс снимает комнату в трактире «Адмирал Бенбоу» и через некоторое время получает от своих бывших компаньонов по пиратской жизни «черную метку». Получив ее, он умирает (от апоплексического удара, судя по всему), а сын хозяйки трактира Джим забирает бумаги покойного, в которых находит в том числе и странную карту. Он показывает забранные бумаги доктору Ливси, приходят к выводу, что нужно показать эти бумаги сквайру Трелони, и втроем принимают решение, что нужно отправиться на поиски сокровищ, путь к которым указывает карта.
Поскольку сквайр очень болтлив, вся команда оказывается в курсе, что цель путешествия — пиратские сокровища. Более того, некоторая часть команды — это бывшие пираты, которые даже участвовали в операциях капитана Флинта, как, например, Джон Сильвер, одноногий кок.
В результате длительных приключений, высадившись на берег, Джим находит Бена Ганна. Это бывший член команды Флинта, который был оставлен на этом необитаемом острове. Ему удалось выжить; более того, он нашел сокровища и перепрятал их. Поэтому, когда пираты, наконец завладев картой, прибывают на место, они находят только вырытую яму. В результате сокровища достаются тем, кто за ними и отправился, а часть их перепадает собственно Бену Ганну и Джону Сильверу, который по дороге в Англию успевает сбежать.
Кто был прототипом капитана Флинта
В романе есть персонаж, которого постоянно упоминают, но который не является действующим лицом, поскольку скончался за несколько лет до начала романа. Это капитан Флинт. Что о нем вспоминают герои? Вот, например:
«Слыхал ли я о Флинте? — воскликнул сквайр. — Вы спрашиваете, слыхал ли я о Флинте? Это был самый кровожадный пират из всех, какие плавали по морю! Черная Борода перед Флинтом младенец. Испанцы так боялись его, что, признаюсь вам, сэр, я порой гордился, что он англичанин».
Джон Сильвер, служивший под командованием Флинта, говорит: «„Морж“, старый корабль Флинта, до бортов был полон кровью». Чуть позднее, когда выясняется, что указанием к сокровищам служит скелет, один из персонажей восклицает, что это «одна из милых острот» Флинта. Получается, что перед нами такой персонаж, которого все очень боятся. Его внешность не описывается в романе, но создается впечатление устрашающего.
У капитана Флинта был реальный прототип, тот самый капитан Эдвард Тич Черная Борода, чья внешность наводила ужас на современников. Вот, например, описание Черной Бороды, которое дает капитан Джонсон:
«Физиономию капитана Тича, именовавшего себя Черной Бородой, сплошь покрывала густая растительность, сразу приковывавшая взгляды. Эта борода ужасала всю Америку. Она была черного цвета, и хозяин довел ее до таких чудовищных размеров, что казалось, будто волосы растут прямо из глаз. Тич имел обыкновение заплетать ее в маленькие косички с ленточками и закидывать их за уши. Во время сражения он вешал на каждое плечо широкую перевязь с тремя парами пистолетов в кобурах и втыкал под шляпу запальные фитили, так что они свисали, едва не касаясь щек. Его глаза от природы были лютыми и дикими. Невозможно представить себе фигуру более жуткую, чем этот одержимый бесом человек, сравнимый разве что с фурией из ада».
Вот такое колоритное описание очевидно театральной, нарочито устрашающей внешности.
Не менее устрашающими были и некоторые требования Тича. Например, в 1718 году он появился в гавани Южной Каролины, захватил восемь кораблей с богатой добычей и богатыми пленниками и потребовал за них выкуп (в дополнение к той добыче, которая была на кораблях) — лекарства для членов своего экипажа. И сообщил губернатору, что в случае, если выкуп не будет предоставлен вовремя, он пришлет губернатору головы всех пленников. Такое вот жесткое требование. Оно, впрочем, не было из ряда вон выходящим: другие описания требований пиратов выглядят довольно похоже.
Почему пиратам была выгодна слава кровожадных убийц
Ходят слухи, что капитан Эдвард Лоу был не менее жесток. Про него, например, пишут следующее:
«После взятия корабля его люди начали мучить матросов, которые принуждены были объявить, что корабельщик бросил в море мешок с тысячью песо. Узнавши об этом, Лоу бранился и ругался до исступления, вырезал у корабельщика обе губы и, наконец, умертвил его вместе со всем корабельным экипажем, состоявшим из 36 человек».
Скорее всего, это было не так. По очень простой причине. Пиратское дело было, во-первых, дорогостоящим; во-вторых — очень рискованным. Любая абордажная схватка означала необходимость вступить в бой — и риск того, что будет поврежден корабль. А повреждение корабля практически наверняка означает большие проблемы вплоть до гибели всего экипажа, если им не удастся захватить другой.
Кроме того, команда пиратского корабля тоже подвергалась опасности. Они могли получить ранения, мог быть убит… А рисковать всем этим было не в интересах пиратов. В их интересах было подойти как можно ближе к кораблю, как можно быстрее и без сопротивления забрать добычу и как можно быстрее уйти.
Поэтому, скорее всего, пираты не отличались кровожадностью, а весь этот зверский антураж служил для цели устрашения потенциальной жертвы. Для этой же цели служил и известный нам флаг «Веселый Роджер», который, естественно, является неотъемлемым атрибутом пиратов в наших глазах, но который, однако, тоже претерпевал некоторые изменения.
Естественно, что под «Веселым Роджером» пираты на самом деле не ходили. Они ходили под флагом государства, причем выбирали флаг в зависимости от того, к кораблю какого государства они намеревались приблизиться. А вот когда они подходили ближе, то меняли флаг, скажем, Великобритании, Испании или Франции на вариацию пиратского флага. Вариации были разнообразные.
Привычный нам череп и кости появились тоже не сразу: есть различные описания, например, того, что были целые скелеты, или половины скелета, или череп, скажем, с руками. То есть были разные варианты, прежде чем появился тот флаг, который сегодня кажется нам каноническим. Главным было одно: это был флаг, который не напоминал флаг никакой другой страны и сигнализировал судну, к которому подходил такой корабль, что это пираты. То есть флаг, так же как и устрашающая внешность капитанов, был призван снизить транзакционные издержки и заставить жертву легко расстаться со своими сокровищами.
Нужно понимать, что снижение транзакционных издержек было в интересах пиратов не только потому, что это снижало их риски, но и потому, что это увеличивало долю чистой добычи. Дело в том, что пираты, как правило, выплачивали своим товарищам компенсацию за увечья и ранения, понесенные в бою, — соответственно, чем меньше было таких увечий, тем больше чистых денег доставалось каждому.
Почему капитан Флинт боялся Джона Сильвера
Когда Джон Сильвер разговаривает с Джимом, он упоминает: «Вся команда как огня боялась старого Флинта, а сам Флинт боялся одного только меня». Почему же Флинт боялся на своем корабле? Кем был Джон Cильвер?
Джон Сильвер, судя по всему, был квартирмейстером, который в нормальных условиях отвечал за порядок на корабле, за то, какие кому роли отводятся в команде, кто где находится на корабле, за соблюдение ежедневной и постоянной дисциплины. Казалось бы, это просто комендантские обязанности. Зачем капитану Флинту бояться своего коменданта?
Но есть и другая любопытная версия того, чем же мог заниматься квартирмейстер. Она связана с тем, что название этой должности можно прочитать как «мастер», или «капитан», одной из палуб корабля. Именно эта часть корабля оказывалась ближе всего, когда судно шло на абордаж, именно с этой палубы производилась абордажная атака. Это значит, что на этой палубе размещался, условно говоря, пиратский спецназ. И, соответственно, Джон Сильвер был не просто комендантом, но, скорее всего, капитаном вот этого пиратского спецназа. В таком случае, наверное, неудивительно, что его боялся сам капитан Флинт.
Кто шел в пираты
Когда в романе Джон Сильвер описывает свое пиратское прошлое, он упоминает о том, что ногу ему ампутировал настоящий хирург: «Мне ампутировал ее ученый хирург — он учился в колледже и знал всю латынь наизусть». Это может вызвать как минимум два вопроса. Что врачу делать на корабле — зачем он пошел в пираты? И, во-вторых, откуда вообще брались люди, которые шли в пираты?
Давайте начнем с того, что вспомним, что на корабле была необходимость в очень большом количестве специалистов. Необходимы были врачи, потому что они должны были лечить как последствия ранений, так и последствия обычной лихорадки. Необходим был плотник — и, возможно, целая команда плотников, в чьи задачи входила как починка небольших повреждений корабля во время плавания, так и периодическое техобслуживание: когда корабль заходил в гавань, то, по сути, вынимался из воды, его днище очищалось от различных наслоений, смолилось и так далее. Нужны были специалисты по навигации — и, вероятно, должен был быть не один такой специалист, а люди, которые могли очень хорошо знать отдельные участки моря, берега отдельных островов и так далее. Нужны были артиллеристы, поскольку корабли пиратов, как правило, имели пушки — и, соответственно, нужно было уметь с ними обращаться. Нужны были люди, которые умели вести военные действия и рукопашный бой.
Таким образом, количество специалистов на корабле было довольно существенным. Откуда же все эти люди появлялись и как они попадали в пираты? Было несколько путей того, как люди приходили в это. Первый был добровольный. Чаще всего в пираты шли те, кто по причинам не желал продолжать либо служить во флоте, либо ходить на торговых судах. На торговых судах моряков не устраивало самоуправство капитана, который во время рейда имел практически абсолютную власть.
Проблема была в том, что менять одного капитана торгового флота на другого было, скорее всего, равносильно тому, чтобы менять шило на мыло. Никакой гарантии, что другой капитан окажется лучше, не было. Переучиваться на другую профессию, как правило, не было либо времени, либо возможности. Соответственно, уход в пираты представлялся гораздо более разумной альтернативой тому, чтобы продолжать влачить полурабское существование в торговом флоте.
Однако была и другая часть людей, которые превращались в настоящих пиратов, придя из пиратов официальных — каперов, буканьеров. Напомню, что каперы, или буканьеры, — это пиратские корабли, которые получали от государства патент, разрешавший им официально, по сути, грабить суда других держав.
Чаще всего количество таких пиратских экипажей, имевших патент, увеличивалось во время военных действий. Когда же военные действия прекращались, государство пыталось отозвать часть патентов — но, естественно, никто особенно не желал расставаться с такой легкой добычей, поэтому многие бывшие каперские экипажи становились в чистом виде пиратами.
Был и третий вариант того, каким образом попасть в пираты. Как известно, пираты брали людей в плен и вполне могли заставить пленников работать на себя. Правда, пираты не слишком любили это делать, и у этого были вполне логичные объяснения. Во-первых, пленников нужно было кормить. Это означало лишний расход ценного продукта. Во-вторых, пленников нужно было охранять, и это было отдельной и сложной задачей. В-третьих, даже если пленников можно было заставить работать, то делали они это неохотно и неэффективно. Любой человек из-под палки работает хуже. Соответственно, пленники были не слишком полезны на корабле. И, более того, в случае захода в порт пленники представляли наибольшую угрозу: если им удавалось сбежать, то они вполне могли выдать пиратов властям, рассказать о пиратских планах, о пиратских обычаях или сообщить еще важную информацию.
Как власти боролись с пиратами
Попадаться властям, естественно, никому не хотелось, поскольку за пиратство полагалась смертная казнь. Причем власти активно закручивали гайки, и если в начале золотого века пиратства пиратам еще предлагалось перейти на государственную службу (либо стать каперами, либо просто пойти во флот), то в начале XVIII века, когда золотой век пиратства стал клониться к закату, никакого выбора пиратам не предлагали. Их попросту казнили, причем для устрашения их сотоварищей тело после казни, как правило, выставляли на всеобщее обозрение.
Например, после казни известного пирата Уильяма Кидда его труп был выставлен на всеобщее обозрение в железной клетке, и примерно через два года там остался только скелет, который вселял ужас в его соратников. Многие пираты даже говорили, что уж лучше погибнуть в бою, чем подвергнуться такой участи. В общем, никакого стимула к тому, чтобы попадаться властям, у пиратов не было.
Тем не менее мы читаем довольно много историй про то, что пленников захватывали и силой заставляли работать на пиратских кораблях. Есть ли здесь противоречие? На самом деле нет, поскольку по мере того, как власть увеличивала давление на пиратов, пираты пытались найти способ все-таки кооптировать людей в свою компанию, потому что людей на пиратском корабле требовалось довольно много.
Самая маленькая пиратская команда, о которой мы знаем, состояла из десяти человек под командованием капитана Эдмондсона — в 1726 году. Однако совершенно очевидно, что вряд ли это был целый экипаж. Не исключено, что в их распоряжении просто находилось некоторое количество рабов, которые выполняли основную работу на корабле.
В реальной жизни большинство пиратских экипажей состояло из 50–70 человек. Однако были и сверхкрупные пиратские экипажи. Например, можно отметить, что у Робертса в 1721 году под командованием было 368 человек, а у капитана Энгланда двумя годами ранее — 380 человек.
Откуда брались такие цифры? Итак. С одной стороны, у нас власти закручивают гайки, с другой — пиратские экипажи не становятся более малочисленными. Почему? Пираты использовали следующий прием. Они делали вид, что берут людей в плен, однако на самом деле эти люди присоединялись к пиратам. Зачем нужно было городить такой огород? Дело в том, что если человек мог представить суду доказательства, что его насильно заставили путешествовать с пиратами и принимать участие в их деятельности, то его вполне могли и отпустить. Поэтому в некоторых случаях капитаны пиратских кораблей выписывали своего рода бумагу, подтверждающую, что и был заставлен пиратами путешествовать с ними.
В некоторых случаях разыгрывались целые сцены. Известно, например, что на суде по обвинению в пиратстве некоего Ричарда Скотта трое его бывших товарищей по работе в торговом флоте — Стивен Томас, Гарри Глазби и Генри Даусон — свидетельствовали, что пираты захватили Скотта насильно, Скотт со слезами на глазах умолял пощадить его, поскольку у него есть жена и маленькие дети, их надо кормить, — но пираты его все равно уволокли. На самом деле Скотт совершенно добровольно отправился к пиратам, однако суд счел, что этих свидетельств было достаточно для того, чтобы его помиловать. Мы не знаем, удалось ли Скотту заработать пиратством серьезную сумму, однако ему удалось спастись от виселицы.
Для того чтобы усилить свидетельство того, что человек на самом деле не добровольно попал к пиратам, была распространена даже такая практика: те, кто оставался на свободе, кого пираты не забирали к себе, помещали для своих товарищей объявления в лондонских газетах — о том, что господин был числа при атаке пиратов насильно увлечен ими с собой. И, соответственно, вырезки из этих газет точно так же потом использовались в суде для того, чтобы свидетельствовать о невиновности такого человека.
Некоторое время это работало, и работало хорошо, но, естественно, через время суды поняли, что подозрительно много становится такого пиратского разбоя. И по мере того как усиливалась борьба с пиратством, примерно к 1730-м годам, страны начали объединять свои усилия в борьбе с пиратством. Поскольку флот разросся, можно уже было отправить большее количество военных на борьбу с пиратами, да и такой потребности в услугах пиратов уже не было: они скорее превратились в некоторую помеху.
Поэтому с течением времени пиратство стало исчезать, золотой век пиратства закончился, а до нас дошло большое количество таких вот странных свидетельств о том, что пираты массово брали людей в плен. Тогда как на самом деле это был просто способ присоединиться к пиратскому братству.
Когда пираты выходили на пенсию
К сожалению, у нас нет большого количества достоверных сведений о том, где пираты прятали полученную ими добычу. Они не имели привычки вести дневник, не оставляли завещаний — и не исключено, что чаще всего они попросту проматывали свою добычу.
Но до нас дошли некоторые сведения о том, когда удача действительно улыбалась пиратам, то есть о некоторых самых крупных пиратских добычах. Например, в 1695 году несколько пиратских кораблей под командованием Генри Эвери захватили добычу общей стоимостью 600 тысяч фунтов. На одного пирата тогда пришлось порядка одной тысячи фунтов добычи. Чтобы было понятно, как это соотносится с заработком в рамках честной жизни, можно сказать, что примерно столько можно было заработать, работая в течение 40 лет моряком в торговом флоте. В данном случае пиратам эту сумму удалось захватить всего лишь за один рейд.
Есть и другие интересные сведения о пиратской добыче. Например, в начале XVIII века экипаж капитана Томаса Уайта вышел из бизнеса в полном составе и поселился на острове Мадагаскар, после того как во время очередной экспедиции им удалось получить добычи по 1200 фунтов на человека.
В 1720 году экипаж под командованием Кристофера Кондента захватил добычу с рекордным призом в 3000 фунтов на человека. После этого Томас Мор, который плыл на одном из кораблей и оказался захвачен этими пиратами, подслушал, как члены экипажа обсуждали выход из бизнеса, поскольку они получили вполне достаточную добычу.
Напомним, что был еще такой удачливый капитан Бартоломью Робертс, который за три года захватил 456 кораблей с общей оценкой добычи в 50 миллионов фунтов.
Однако нужно понимать, что, скорее всего, такие удачи случались крайне редко. Именно поэтому мы можем по пальцам перечислить все крупные призы пиратов. Чаще всего их добыча была крайне незначительной и могла ограничиваться только продуктами питания и минимальными предметами одежды. Либо это могли быть товары, которые, прежде чем превратиться в сокровища, должны были быть проданы.
Однако нас продолжают будоражить разнообразные сведения о кладах, которые пираты прятали. Между тем далеко не все пираты могли оставить в наследство. Скорее всего, они попросту проматывали большую часть того, что им удавалось награбить.
По этому поводу показательны рассуждения Джона Сильвера из романа «Остров сокровищ»: «Да, — сказал Сильвер. — А где они теперь? Такой был Пью — и умер в нищете. И Флинт был такой — и умер от рома в Саванне. Да, это были приятные люди, веселые… Только где они теперь, вот вопрос!»
Где пираты прятали сокровища
Значительное количество пиратов, безусловно, заканчивали свои дни либо на виселице, либо спиваясь, либо погибнув при очередном набеге. Однако до нас доходят легенды — и все мы хотим верить в то, что пираты оставляли клады и что эти клады мы с вами можем найти. Есть несколько очень известных историй про клады — от самых известных капитанов.
Про одного из самых успешных пиратов, Генри Моргана, говорят, например, что на Панамском перешейке он закопал клад на сотни миллионов долларов. Кстати говоря, он был не просто успешным пиратом, но и одним из тех немногих, кто умер в своей постели. Успев до этого даже побывать губернатором Ямайки.
Помимо сокровищ Моргана на Панамском перешейке, его клад ищут также на острове Кокос. За последние примерно 200 лет этот остров посетили тысячи кладоискательских экспедиций, однако ни одна из них успеха не добилась. Предполагается также, что сокровища Моргана могут оказаться и на Каймановых островах в Карибском море — потому что у Моргана там был дом и логично думать, что туда он мог перевезти и свои сокровища.
Здесь будет нелишним отметить совершенно безумную версию о том, что Стивенсон как раз нашел один из кладов Моргана. Он догадался, что островов Кокос было не один, а два. И поехал на второй из них, ныне называющийся Самоа, отрыл там клад и, для того чтобы никуда его не перевозить, выстроил там виллу, в которую вмонтировал сейф, куда и спрятал все сокровища. Разумеется, как и со всеми историями о пиратских кладах, это не более чем легенда.
Легенды остаются легендами. И не так много кладов на самом деле нашли своих новых владельцев.
«Остров сокровищ» я попробовала прочитать, когда мне было лет 12 или 13, и я помню, что я его не дочитала, потому что в момент мне стало страшно. Поэтому в результате я прочитала его целиком только во взрослом возрасте, а довольствовалась вместо этого в юности тем, что посмотрела известный, наверное, всем мультик, смотреть который было гораздо менее страшно. Хотя по этому поводу мнения расходятся: мой брат, который младше меня на семь лет, сказал, что это самое ужасное, что он видел в своей жизни, просто самое жуткое.