Кто такой клайв льюис
Клайв Льюис
Биография
Клайв Льюис – английский поэт, писатель, мастер литературного жанра фэнтези, прославившийся произведениями «Хроники Нарнии», «Космическая трилогия» и «Письма Баламута». Преподаватель Оксфордского и Кембриджского университетов, он писал труды по богословию, был ведущим христианских программ на радио. Творчество автора насчитывает более 30 книг, переведенных на иностранные языки и неоднократно экранизированных.
Детство и юность
Клайв Стейплз Льюис родился в ирландском городе Белфаст 29 ноября 1898 года. Отец Альберт Джеймс Льюис, потомок известного юриста, работал адвокатом. Мать Флоренция Августа Гамильтон была дочерью священнослужителя, происходившего из знатного шотландского рода. В семье было двое детей, старшего брата будущего писателя звали Уоррен Гамильтон.
Клайв Льюис в детстве с отцом и братом
В раннем детстве Клайв был обделен материнским вниманием, о нем заботилась няня Лизи, по вечерам читавшая вслух волшебные сказки Беатрис Поттер, которые очень нравились мальчикам. Находясь под впечатлением от историй про говорящих животных, юные Льюисы придумывали собственные сюжеты, действие которых разворачивалось в фантастическом мире Самшит.
Когда под присмотром репетиторов Клайв освоил грамоту, он начал самостоятельно знакомиться с обширной отцовской библиотекой в перерывах между частными уроками.
Клайв Льюис в молодости
После смерти матери в 1908 году будущий писатель вслед за братом поступил в школу Виньярд, затем перешел в колледж неподалеку от дома. Вскоре у Клайва возникли проблемы со здоровьем, и отец вынужден был отправить его на побережье. По окончании подготовительного учебного заведения Льюиса зачисли в колледж графства Вустершир, где юноша задержался всего на год, а после продолжил образование на дому у репетитора Вильяма Т. Киркпатрика, благодаря которому в 1916 году поступил в Оксфордский колледж.
В юности Клайв увлекался греческой мифологией и скандинавским фольклором, затем круг его интересов расширился за счет знакомства с ирландскими сказаниями и произведениями поэта и драматурга периода кельтского возрождения Уильяма Батлера Йейтса.
Военная служба и карьера
Оксфордский период биографии будущего писателя совпал с годами Первой мировой войны, поэтому на 1-м курсе университета Льюиса призвали на армейскую службу. Клайв прошел подготовку в учебном корпусе и в чине лейтенанта отправился во Францию, где в ходе боевых действий в 1918 году получил ранение и потерял двоих товарищей.
Клайв Льюис и его друг Эдвард Мур
Одним из убитых был Эдвард Кортни Фрэнсис Пэдди Мур, друг и сосед будущего писателя по комнате. По окончании войны Льюис взял на себя заботы о семье погибшего кадета, морально и материально поддерживал осиротевших мать и сестру. После ранения Клайв некоторое время провел в госпитале, а затем его назначили на службу в британский город Андовер, которая длилась до 1918 года.
После демобилизации Льюис окончил Оксфордский университет, получив сначала степень бакалавра, а затем магистра. Он остался в учебном колледже на должности преподавателя философии, а после избрания членом научного общества начал читать лекции по английской литературе.
Клайв Льюис и Джон Толкин
Потеряв веру в бога в раннем детстве, Клайв увлекался оккультными науками, но после знакомства с Джоном Рональдом Толкином, чтившим христианскую мораль, его атеистические позиции ослабли. В 1931 году Льюис вернулся в лоно церкви, став последователем англиканских традиций. В годы Второй мировой войны Клайв хотел внести вклад в борьбу с захватчиками в качестве тренера новобранцев. Его не взяли, вместо этого предложив делать обзоры в газетах. Писатель отказался и вступил в ряды британских ополченцев.
В 1941 году Льюис стал ведущим религиозной программы на радио, выпуски которой поддерживали моральный дух граждан в тяжелый для страны период. Многие цитаты из передач того времени легли в основу произведения «Просто христианство», изданного в 1952 году. Кроме того, Клайв часто бывал на базах британских ВВС с лекциями на христианские темы.
Книги
Писательской деятельностью Льюис занялся, будучи преподавателем английской литературы в оксфордском колледже Магдалины, а затем в Кембриджском университете. Дебютные книги он опубликовал под псевдонимом Клайв Гамильтон: сборник стихов «Угнетенный дух» и поэму «Даймер». Его перу принадлежали сочинения по истории литературы, в частности «Предисловие к “Потерянному раю”» Джона Мильтона, и филологический труд «Аллегория любви: исследование средневековой традиции», награжденный премией имени Израэля Голланца.
Первым крупным художественным произведением Клайва стал роман «Кружной путь, или Блуждания паломника», написанный в 1933 году. Книга, описывавшая опыт Льюиса-христианина, была плохо воспринята критиками, и писатель на время оставил религиозную тематику.
Он вернулся в мир детских фантазий и начал работу над первым произведением цикла «Космическая трилогия», в который вошли романы «За пределы безмолвной планеты», «Переландра» и «Мерзейшая мощь». Прообразом главного героя, филолога Элвина Рэнсома, стал друг и коллега Льюиса, Джон Толкин – проповедник религиозных и духовных ценностей.
Книги Клайва Льюиса
Путешествия по галактике писатель заимствовал из ранних образцов фантастической литературы. Он дополнил классический сюжет элементами фэнтези, мастерски вплетая их в канву космического повествования. Параллельно с трилогией в 1940-х годах Льюис работал над повестями на религиозные темы.
Клайв Льюис
Короткая повесть «Расторжение брака» посвящена размышлениям писателя на тему рая и ада. Произведение перекликается с «Божественной комедией» Данте Алигьери и «Путешествием Пилигрима» Джона Баньяна. Автобусная экскурсия на небеса, предпринятая главным героем, отражает мысли Льюиса о покаянии и неземной радости, на смену которой приходит серая реальность сущего бытия.
Оба произведения, популярные среди современников, обрели вторую жизнь в начале 2000-х годов. «Расторжение брака» стало театральной постановкой, с успехом прошедшей на Бродвее в течение нескольких сезонов. Кроме того, было объявлено о работе над экранизациями повестей, но точные даты премьер не назывались.
Книги цикла «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса
Самый известный цикл в библиографии Льюиса, «Хроники Нарнии», создавался в течение 7 лет, начиная с 1956 года. Книги, написанные для детей в жанре фэнтези, были переведены на 47 языков и проданы миллионными тиражами.
Фантастический мир Нарнии и ее окрестностей, созданный богоподобным львом Асланом, отражал религиозные представления автора. Основываясь на мифологических сюжетах, он хотел в доступной форме преподнести маленьким читателям мысли о боге и вере, поэтому в книге ясно просматривались параллели с библейским повествованием. Положительные персонажи ассоциировались с пророками и праведниками, отрицательные – с предателями и последователями Сатаны.
Иллюстрация к книге Клайва Льюиса «Лев, Колдунья и Платяной шкаф»
Льюис придумал историю о путешествии четверых детей в сказочный мир, полный чудес и опасностей, встречи по дороге с новыми друзьями и непримиримыми противниками. В каждой из 7 книг саги главные герои попадали в волшебные ситуации, преодолевали трудности на пути к цели и находили новых друзей.
В цикл вошли романы «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», «Принц Каспиан», «Покоритель Зари, или Плавание на край света», «Серебряное кресло», «Конь и его мальчик», «Племянник чародея» и «Последняя битва». Порядок их написания не соответствовал хронологическому порядку повествования, сюжетная линия выстроилась только в 1956 году, когда все книги были опубликованы.
Экранизация книги Клайва Льюиса «Покоритель Зари, или Плавание на край света»
Серия стала популярной и быстро обрела поклонников среди детей и взрослых, но были и критические отзывы, обвинявшие Льюиса в расизме и женской дискриминации. Став культовым произведением литературы жанра фэнтези, «Хроники Нарнии» неоднократно экранизировались на телевидении и в полнометражном кино. Первый фильм по мотивам произведений Льюиса вышел на экраны в 2005 году и стал началом эпопеи из 7 картин.
Личная жизнь
В личной жизни Клайва Льюиса, по мнению современников и исследователей, было 2 женщины. Первой романтической привязанностью стала мать погибшего на войне друга Джейн Мур. Писатель называл ее матерью, но факты свидетельствовали об иных отношениях.
Льюис заботился об этой леди на протяжении всей жизни: принял финансовое участие в покупке дома для семьи Мур, а когда у Джейн проявились признаки слабоумия, Клайв до последнего дня навещал ее в психиатрической лечебнице.
Клайв Льюис и его жена Джой Грешам
В зрелом возрасте Льюис познакомился с писательницей Джой Дэвидмен Грешам, женщиной, близкой по духу и мировоззрению. В 1956 году пара заключила гражданский брак и поселилась в Оксфорде вместе с родным братом писателя Уорреном.
Через некоторое время у Джой диагностировали рак на последней стадии. Супруги обвенчались в больничной палате, несмотря на то, что невеста была разведена. Вскоре болезнь отступила, и семья прожила вместе до смерти Грешам в 1960 году. Некоторые моменты счастливого союза современники запечатлели на фото. После трагедии Клайв заботился о детях покойной жены.
Смерть
В 1961 году у Льюиса обнаружили нефрит, который привел к осложнениям. Длительное лечение заставило писателя оставить преподавательскую работу. Спустя 2 года здоровье Клайва перестало вызывать опасения врачей, и он вернулся к занятиям. Однако в июле 1963 года мастер слова вновь оказался в больничной палате с сердечным приступом.
После выписки о продолжении работы не могло быть и речи, Льюис был слаб и подавлен. 22 ноября 1963 года писатель упал в обморок в собственном доме и больше не очнулся. По словам врачей, причиной смерти стала почечная недостаточность.
Могила Клайва Льюиса
Интересным является тот факт, что в день, когда не стало прославленного писателя, мир потерял еще 2 великих людей: американского президента Джона Кеннеди и английского новеллиста Олдоса Хаксли.
Льюиса похоронили в Оксфорде на территории церкви Святой Троицы, в могиле с обычным каменным надгробьем. В храме о писателе напоминают скамья, на которой он любил сидеть во время службы, и окно с рисунками жителей Нарнии, расположенное рядом с этой скамьей.
Живое Предание
«Я обратился не для того, чтобы обрести счастье». Трудное христианство Клайва Льюиса
В 2006 г. окончил Военно-морской институт радиоэлектроники имени А. С. Попова. Госслужащий, женат, двое детей.
Сегодня «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса (29.11.1898–22.11.1963), не без помощи кинематографа, — одно из самых узнаваемых произведений. Но для большинства это просто красивая история из области фэнтези, ни больше, ни меньше, — о детях, волшебстве и разумных зверюшках. Как же я завидую тем людям, которым только предстоит открыть для себя, кто же такой Льюис, какие произведения он создал и что за ними скрывается.
Самшит и Нарния
Если бы вы были хорошим другом К. С. Льюиса, то обращались бы к нему не иначе как… Джек. Именно так его называли близкие с четырех лет — с тех самых пор, как его любимая собака по кличке Джекси погибла под колесами автомобиля. Мальчик заявил, что его зовут Джекси, и перестал откликаться на свое имя. Родные не сразу приняли данный факт, но в итоге согласились на имя Джек. До конца жизни Льюис был верен своему второму имени — в кругу близких.
Льюис любил животных, это видно в его книгах — по тому, как он их описывает и какими качествами наделяет. И хотя первая книга «Хроник Нарнии» «Лев, Колдунья и платяной шкаф» увидела свет в 1950 году (т. е. автору было 52 года), истоки этого мира следует искать в детстве автора. В потрясающей по искренности книге «Настигнут радостью» (1955 г.), где автор рассказывает о своей жизни и вместе с тем предупреждает, что книгу нельзя считать автобиографической, скорее — историей его обращения в христианство, он раскрывают свою детскую тайну. Со старшим братом Уорни они выдумали мир «Самшит», который населили волшебными говорящими зверушками. Льюис не только писал истории об этом мире, но и сам его иллюстрировал, так как неплохо рисовал.
В 1908 году умирает мать Льюиса — англиканка, которая старалась воспитывать сыновей в соответствии с учением ее Церкви. После смерти матери недостроенная хрупкая вера Льюиса начала рушиться.
Джим Бродбент в роли Дигори Кирка в фильме «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф»
Когда будете читать «Лев, Колдунья и платяной шкаф», обратите внимание на мальчика Дигори и историю о том, как злая колдунья уговаривала его оставить себе яблоко вечной жизни. Чтобы отдать это яблоко умирающей маме и тем спасти ее, а не тому, кому оно предназначалось. А если вы приглядитесь к нему же повзрослевшему — чудаковатому профессору Дигори Кирку, в чьем доме поселились эвакуированные из Лондона четверо детей, и вспомните, что Льюис с братом в 1942 году тоже принимали в своем доме детей, эвакуированных из Лондона и не только, то, возможно, уловите в глазах Дигори Кирка взгляд другого чудаковатого профессора, еще в детстве нашедшего параллельный волшебный мир.
На фронте атеисты… бывают
На фронте он знакомится с Эдвардом Кортни Фрэнсисом Муром (по прозвищу Пэдди). Молодые люди становятся друзьями и обещают друг другу, что, если один из них погибнет, то другой будет заботиться о родителях погибшего. Пэдди погиб в 1918-м, в возрасте 20 лет. Льюис сдержал слово, и более 30 лет заботился о матери и сестре погибшего друга. Можно предположить, что К. С. Льюис обрел в матери своего друга, Джейн Кинг Мур, свою вторую мать, а она в нем — второго сына. В письмах и в обществе Клайв называл ее своей матерью. Они жили вместе, и Клайв заботился о ней, пока она не была госпитализирована в конце 1940-х годов: к закату жизни миссис Мур страдала слабоумием. Умерла она в лечебнице в 1951 году. Удивительно, но именно в тот период, когда миссис Мур сходит с ума, брат Уорни сильно пьет, и Льюис вынужден ходить за ними, как нянька, и еще убирать за умирающей собакой, — он напряженно работает над «Хрониками Нарнии», пропитанными волшебством.
Толкин и Льюис: два инклинга
В 32 года К. С. Льюис, как ни старался оставаться атеистом, признает себя христианином. По его словам, он был самым мрачным неофитом в Англии, но игнорировать тот факт, что он верит в Бога, больше не мог. Много позже в своем эссе «Чудо» Льюис пишет:
«Хорошо при безличном Боге, неплохо и при субъективном Боге истины, добра и красоты, а при бесформенной и слепой силе и того лучше. Но Живой Бог, Который держит тебя на привязи или несется к тебе на бесконечной скорости, Бог-Царь, Бог-ловец, Бог-возлюбленный – совсем другое. Люди, «ищущие Бога», умолкают, как умолкают дети, игравшие в разбойников, заслышав настоящие шаги. А может, мы нашли Его? Мы не думали дойти до этого! А может, упаси Господь, Он нас нашел? Вот Рубикон. Одни переходят его, другие – нет. Но если вы его перешли, защиты от чудес не ждите. Готовьтесь к чему угодно».
Не последнюю роль в своем обращении К. С. Льюис отводит близкому другу профессору Джону Рональду Руэлу Толкину, с которым он познакомился 11 мая 1926 года, убежденному католику. Льюис высоко оценил труды своего друга и написал рецензии на них — «Хоббит» и «Развенчание власти».
«Война у Толкина до боли напоминает войну, пришедшуюся на молодость моего поколения. Все то же: бесконечное движение без цели и смысла, зловещая тишина перед битвой, «когда все замерло в ожидании», беженцы, крепкая мужская дружба, напускное веселье, бравада – и отчаяние, загнанное вглубь, и такие подарки небес, как целый бочонок доброго табака, «спасенный» из развалин…»
А вот Толкин весьма критично отнесся к «Хроникам Нарнии», он считал, что они написаны слишком быстро, чрезмерно аллегоричны, за каждым героем скрывается еще один, а то и два образа, которые взяты из разных непересекающихся мифологий. Тут и минотавры с гарпиями из античности, средневековые рыцари, лев, который на самом деле ни много ни мало образ Иисуса Христа, Снежная королева, Дед Мороз, говорящие бобры и много еще кто — настоящий ералаш! Но для Льюиса «Хроники Нарнии» — это не просто сказка, а своеобразно пересказанная история Евангелия в образах, которые будут интересны и детям, и взрослым — в том числе очень серьезным и не верящим во всякие небылицы типа воскресения и вечной жизни. Ведь, как написал Льюис в самом начале книги, «когда-нибудь ты дорастешь до такого дня, когда вновь начнешь читать сказки».
Интересно, что «Властелин колец» и «Хроники Нарнии» создавались и оттачивались Льюисом и Толкином в одних и тех же пабах, где они и их друзья впервые читали свои черновики, спорили, пили пиво, шутили, критиковали друг друга. Называли они себя «инклинги». В названии содержится игра слов. Английское ink переводится как чернила, а само слово inkling буквально означает «намек». Получается нечто вроде клуба писателей, еще смутно представляющих, что же они пишут. На этих встречах, которые проходили более двадцати лет, впервые были зачитаны такие произведения, как «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина, «Канун Дня всех святых» Ч. Уильямса, «За пределы безмолвной планеты» К. С. Льюиса и многие другие.
Важные книги
«За пределы безмолвной планеты», «Переландра» и «Мерзейшая мощь» написаны Льюисом с 1939 по 1945 год и составляют цикл научно-фантастических романов «Космическая трилогия». Для кого-то это будет открытием, но да, Льюис писал не только в стиле фэнтези. Несмотря на то, что эти романы повествуют об одних и тех же героях и их связывает единый замысел, они настолько разные, что впечатление от них может быть диаметрально противоположное. По мнению Натальи Трауберг, «Мерзейшая мощь» наиболее сильная книга из трилогии, а «Переландра» смутила Наталью Леонидовну позицией автора относительно сопротивления злу физической силой. Но в той или иной степени все три романа наполнены христианскими идеями.
После начала Второй мировой войны Льюис хотел вернуться в армию, но ему было отказано, и он служил в местном ополчении в Оксфорде. Для поддержания духа соотечественников он участвовал в религиозных радиопередачах на радио BBC. Передачи были оценены так высоко, что позже Льюис на их основе издаст книгу «Просто христианство». В ней он постарался уйти от того, что разделяет христианские деноминации, и сфокусироваться на том, в чем они согласны, что хотят дать людям. Для новоначальных христиан «Просто христианство» может стать огромной подмогой и увлекательным чтением, но тем, кто считает себя укорененным в своей традиции, эта книга может показаться поверхностной. Автор и не задумывал ее как богословский труд.
В 1942 году Льюис пишет «Письма Баламута». Митрополит Антоний Сурожский говорит об этой книге так:
«Это действительно о духовной жизни, только наизнанку; и вот этот старый черт дает профессиональные советы молодому чертенку, который в свет-то еще только выпущен, о том, как надо относиться к людям, что надо делать для того, чтобы их соблазнить и погубить… И вот между прочим он говорит в одном из своих писем с недоумением: “Не могу понять… Христос говорит, что Он любит людей, и оставляет их свободными. Как же совместить это?” И продолжает: “Я тебя люблю, но это значит, что я хочу тебя взять в свои когти, тебя так держать, чтобы ты от меня никуда не удрал, тебя проглотить, из тебя сделать свою пищу, тебя переварить так, чтобы от тебя не осталось ничего бы вне меня. Вот, что я, — говорит старый черт, — называю любовью. А Христос, — говорит, – любит и отпускает на свободу…”».
Многие, читая советы старого беса, скажут, что нечто похожее случается и в их жизни, и они подвергались таким же атакам и попадались на те же уловки. Читатели просили Льюиса написать продолжение, и оно было написано в 1959 году с названием «Баламут предлагает тост». Это очень короткое произведение, фактически рассказ: Льюис признавался, что ему с трудом удавалось влезть в шкуру беса и не хотелось продолжать этот «опыт». Он также планировал уравновесить свое повествование некими советами архангела ангелу, но так и не дерзнул. Не смог подобрать слов, которые можно было бы вложить в книгу как мысли ангелов.
В 1942 году выходит «Расторжение брака» — удивительный по своей силе трактат, который не имеет никакого отношения к расторжению брака мужчины и женщины. Главный герой здесь едет на автобусе из мрачного города в какое-то иное место. Знакомится с другими такими же путешественниками — мужчинами, женщинами, богатыми, бедными, разными. По прибытии многим из них новое место не нравится: все в нем не так, слишком все настоящее, слишком в истинном свете, все подозрительно.
В мрачном привычном и понятном городе теней призракам лучше. Они хотят вернуться обратно, в свой «маленький и уютный» персональный ад. Как тут не вспомнить, что «двери ада заперты изнутри».
Не будем забывать, что Льюис был профессором, преподавателем истории литературы Средних веков и Возрождения, который очень ответственно и щепетильно относился к труду учителя. В 1943 году выходит его небольшое произведение «Человек отменяется», в котором он препарирует несколько современных ему трудов по педагогике. Льюис показывает опасность «безобидных» неточностей, которые в итоге могут привести человека к тому, что он станет мелким и бесчувственным — под общие аплодисменты и одобрение ученых мужей. Очень интересно сравнить мысли Льюиса 1943 года с реалиями нашего времени.
Джой и боль утраты
Женится Льюис только в 1956 году, на американской писательнице Джой Дэвидмен Грешем, бывшей коммунистке, ставшей христианкой. Они познакомились по переписке. Льюису понравились ее ум, широта взглядов и чувство юмора, а она призналась, что приняла христианство под влиянием его книг. Джой и двое ее сыновей от первого брака приезжают в Англию, где их встречают Льюис и его брат Уорни. Это был первый раз, когда Льюис и Джой увиделись, но почему-то они сразу узнали друг друга. Они заключают гражданский брак. Есть мнение, что он был заключен исключительно для того, чтобы Джой могла оставаться в Великобритании и проходить лечение от рака бедра, который ей диагностировали вскоре после приезда. Это была последняя стадия. Джой умирала, и Льюис решил, что хочет быть с ней и после смерти. 25 марта 1957 года в госпитале Черчхилл у больничной койки их обвенчал друг Льюиса преподобный Питер Байд. И произошло чудо, у Джой наступила ремиссия. Они прожили вместе еще 4 года, Джой умерла 13 июля 1960 года в возрасте 45 лет, Льюису было 62.
Когда Джой еще боролась за жизнь, Льюис написал книгу «Пока мы лиц не обрели». Обратите внимание, что автор посвятил ее Джой. Действие происходит в античные времена, это «мемуары» царицы Оруаль, которая на закате своей жизни решает обвинить богов. Ведь боги причинили ей столько боли и были к ней так несправедливы! Жизнь Оруаль была непроста с самого детства. Будучи старшей и нелюбимой дочерью царя, уродливая лицом от рождения, она терпела нападки отца, насмешки и шепотки окружающих. В ее жизни было всего лишь несколько людей, которых она любила и которые любили ее: учитель (греческий пленник), младшая сестра, прекрасная как богиня, и воин, верный своей жене, но преданный своей царице. Не сильно ошибусь, если скажу, что эта книга — о любви и ее формах. И конечно, о ревности и ненависти, ведь любовь бывает разной.
Иногда любовь дарит крылья, а иногда может испепелить — причем зачастую нанеся ожоги тем, к кому она обращена.
Оруаль в пылу ревности о своей сестре Психее, которая боготворит, как она думает, разбойника, пишет:
«Какая-то часть моей души нашептывала мне: «Оставь их в покое. Есть чудеса, которые тебе не дано понять. Не торопись: кто знает, что станется с ней и с тобой, если ты вмешаешься?» Но другая часть напоминала мне, что я для Психеи – и мать, и отец, что любовь моя должна быть суровой и дальновидной, а не всепрощающей и близорукой, что иногда она должна быть даже жестокой».
Любящий глух и слеп и потому опасен, когда что-то делает или чем-то жертвует ради объекта своей любви. Получая катастрофический результат, он винит в этом кого угодно, но не себя, потому как он пишет книгу своей жизни, в которой он главный положительный герой, в центре, всегда. Всегда — до тех пор, пока не принесет свою книгу на Божий суд.
Автор признается себе, что получает некое сладостное удовольствие от своих крамольных мыслей о Боге, как получает их тот, кто оскорбляет или бьет обидчика, который сильнее его… Ему приходится признать, что, несмотря на все его труды, вера его до смерти любимой была не более чем карточным домиком, который теперь готов рассыпаться.
Легко было утешать других и рассказывать о лучшем мире, о всеблагом Боге, а когда горе касается тебя самого, те же слова перестают что-либо значить.
В июле я ожил
После этой книги было немало тех, кто подумал, что Льюис потерял веру из-за своего горя. Но это не так. Известно, что вплоть до 1963 года, пока позволяло здоровье, Льюис посещал церковь. А когда он пребывал в коме и врачи вынесли вердикт, что он уже не очнется, друзья Льюиса попросили священника причастить умирающего. А через час после этого Льюис очнулся и попросил чаю. В своем последнем письме своему другу Артуру Гривзу Льюис написал:
«Хотя я отнюдь не чувствую себя несчастным, но не могу не сожалеть о том, что в июле я ожил. Без малейших мучений приблизиться к вратам — и вдруг они захлопываются у тебя перед носом, и ты понимаешь, что придется пройти весь этот путь заново, причем, вероятно, уже не столь безболезненно! Бедный Лазарь! Но Господу виднее, как лучше».
Льюис умирает 22 ноября 1963 года. Мир почти не замечает, что его покинул гениальный писатель и апологет христианства, так же, как почти не замечает, что в этот же день умер Олдос Хаксли, автор романа «О новый дивный мир». А все потому, что в этот же день был убит президент США Джон Кеннеди.
К. С. Льюис оставил нам немало удивительных книг, которыми он проповедовал христианство, вполне осознавая, что не каждый услышит и откликнется на зов. В одном из интервью Льюиса спросили: «Какая религия дает самое большое счастье?». Он ответил:
«По-моему, поклонение самому себе, пока оно держится. Я знаю человека лет восьмидесяти, который восхищается собой с самого раннего детства и, как ни жаль, живет на удивление счастливо. Я не ставлю вопроса так. Вы, наверное, знаете, что я не всегда был христианином, и обратился я не для того, чтобы обрести счастье. Я понимал, что бутылка вина даст мне его скорее. Если вы ищете религию, от которой ваша жизнь станет удобнее и легче, я бы вам не советовал избирать христианство. Вероятно, есть какие-нибудь американские таблетки, они вам больше помогут».
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания