Кто такой код да винчи
Кто такой код да винчи
Будь осторожен в выборе книг,
которые ты читаешь,
и общества, в котором вращаешься,
так как твои нрав и манеры изменятся
под влиянием и того, и другого [1].
Сюжет романа незамысловат. Тайное общество «Приорат Сиона» угрожает предать огласке секретные апокрифические документы. А Нью-Йоркская прелатура Ватикана «Опус Деи» опасается, что эти документы могут подорвать авторитет Католической Церкви, и потому пытается их уничтожить. Случайным образом в клановую борьбу оказываются втянутыми Роберт Лэнгдон, специалист по семиотике из Америки, София Неве, внучка последнего руководителя «Приората», погибшего от рук прелатуры, и еще несколько лиц, в том числе и профессор Лью Тибинг, многие годы занятый поиском мистической Чаши Грааля. Проводя в режиме цейтнота собственное расследование, главные герои проявляют «чудеса» филологической подготовки (например, читают зеркально отраженный английский текст и т.п.), разгадывают предваряемые гением читателя ребусы и головоломки, используя символическую подоплеку, приписываемую аж Леонардо да Винчи.
В итоге искомая Чаша Грааля оказывается символом, олицетворяющим собою «божественное женское начало». Кроме того, выясняется, что в жилах Софии течет священная Кровь Самого Христа, так как она — потомок династии Каролингов, а через это — Марии Магдалины, «святой грешницы, оклеветанной и изгнанной церковниками».
С чем в этом романе трудно согласиться человеку, искренно исповедующему христианство?
Браун пытается подорвать самые основы христианства, утверждая, что в сохранившихся до нашего времени произведениях живописи, архитектуры и литературы присутствует зашифрованное послание об «утаенной церковниками» тайне брака Иисуса Христа и Марии Магдалины [2]. Однако гностические евангелия, на которые ссылается Браун, никогда не рассматривались как часть Священного Писания Нового Завета. Гностические евангелия являются плодом фантазии адептов гностической ереси, а следовательно — не могут быть признаны в качестве достоверных исторических источников.
По версии «Кода да Винчи», признание божественности Иисуса было достигнуто в результате «голосования» на соборе, состоявшемся в городе Никее через 300 лет после смерти Христа. Божественность Мессии признали «с небольшим преимуществом голосов» [3]. Иисус же был «смертный пророк. человек, безусловно, великий и влиятельный, но всего лишь человек» [4].
Как известно, основной причиной созыва Первого Вселенского Собора в 325 году было разоблачение ереси североафриканского пресвитера Ария, утверждавшего, что Вторая Ипостась Святой Троицы, Бог Слово, Премудрость Божия — Господь Иисус Христос, не единосущен Отцу, не совечен Ему, а имеет свое начало во времени, т.е. сотворен Богом, выражаясь церковнославянским термином — «тварен». Если следовать логике Ария, Спасение, даруемое человечеству воплотившимся Логосом,— мнимо.
Епископы, собравшиеся со всей «вселенной», выразили единодушную верность учению, которое христиане исповедовали изначально: Иисус есть Бог, вочеловечившийся и понесший на Себе грехи и болезни всего мира [5]. Святоотеческий опыт подсказал собравшимся отцам лишь словесную формулировку этого догмата, которая впоследствии, с развитием философско-богословских лексических средств, оттачивалась и приобретала все более адекватное, но никогда не могущее быть полностью рационально объемлемым, выражение такой вероучительной истины, как тайна домостроительства нашего спасения.
Тот факт, что в результате голосования лишь два епископа из 318 собравшихся в Никее отказались подписать Никейский Символ Веры, в котором Иисус назван «Богом истинным», рожденным «от Бога истинного», опровергает голословное утверждение американского писателя о том, что божественная сущность Иисуса была провозглашена «с небольшим преимуществом голосов» [6].
Тенденциозная установка «Кода да Винчи» на то, что император Константин (пришедший к власти в 306 году), «официально провозгласив Иисуса Сыном Божьим, тем самым превратил Его в божество» [7], не состоятельна, как и тезис о сознательном изменении церковниками новозаветных канонических книг. Современная библейская текстология располагает достаточным материалом [8], чтобы свидетельствовать о состоянии новозаветного текста к концу II века [9]. Отдельные фрагменты текста представлены папирусами начала этого столетия. К настоящему моменту так называемый критический текст (т.е. гипотетически восстановленный на научной основе) вышел в 26 изданиях Нестле-Аланда и 4 изданиях Курта Аланда [10], и этот текст не обнаруживает следов преднамеренной корректировки церковниками.
Итак, в искусстве обольстительно воздействовать своим творчеством на душу человека Дэну Брауну отказать нельзя. Он задевает извечно слабые стороны человеческой натуры — вожделение вкусить чувство причастности к Тайне, испытать ощущение избранности, услышать «невнятный зов. из бездны, из самых глубин земли. » [12]. Все это лишь очередная бесплодная попытка вне Бога удовлетворить присущую человеку жажду религиозного опыта.
К. Голубев, Д. Марлинский
Мнение
Оправдание греха
Роман Дэна Брауна «Код да Винчи», равно как и другие попытки переписать историю земной жизни Иисуса Христа, имеет целью оправдание греха, считают в Русской Православной Церкви. «Не первый раз имеют место попытки изобразить жизнь Господа Иисуса Христа в версии, противоречащей Евангелию и церковной традиции. Такие попытки делались и вскоре после окончания Его земной жизни, и практически во все последующие века, особенно в XX веке»,— напомнил заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
На взгляд священника, такие фантазии обычно появлялись и появляются по двум причинам: из-за желания оправдать грех и из-за желания приобрести мирскую славу. «В этом смысле книга «Код да Винчи» мало чем отличается от древних и новых попыток переписать евангельскую историю»,— отметил отец Всеволод. При этом он подчеркнул, что стремление оправдать грех здесь играет отнюдь не последнюю роль. Не случайно, по мнению отца Всеволода, так настойчиво пытаются переписать историю жизни не Александра Македонского, не Юлия Цезаря и не Заратустры. «Столь назойливое стремление переписать именно Евангелие и историю земной жизни Господа Иисуса связано именно с тем, что личные и социальные пороки и заблуждения люди пытаются легитимизировать, приписав их Христу и представив дело так, чтобы Он соглашался с ними».
К слову
«Код да Винчи» — вымысел
Официально признать это требует католическая организация мирян «Опус Деи», описанная в книге Дэна Брауна как религиозная секта. В мае на экран выйдет одноименный фильм, снятый по роману, поэтому руководство «Опус Деи» направило в офис компании «Сони Пикчерз», снимающей картину, письмо с просьбой поместить в начальные титры фильма «Код да Винчи» специальное сообщение, в котором бы говорилось, что показанная на экране история — плод вымысла.
В своем письме представители «Опус Деи» отметили: если бы кинокомпания сделала заявление о том, что персонажи вымышлены и совпадения случайны, то это был бы жест уважения по отношению к чувствам верующих, к истории Церкви и к фигуре Христа.
Также «Опус Деи» открыто выразила свое несогласие и настояла, чтобы показ фильма детям был ограничен: «Если взрослый способен отличить реальность от вымысла, с помощью которого авторы фильма манипулируют историей, то сознание ребенка лишено элементов критического восприятия».
Леонардо да Винчи против Дэна Брауна. Что правда, а что вымысел в «Коде да Винчи»?
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) написал немного картин, но был человеком просвещенным, обладал пытливым умом и, в целом, опередил свое время. Людская молва часто наделяла гениев мистическими качествами, приписывала им принадлежность к закрытым тайным обществам, их работам — сакральные значения.
В случае с Леонардо подобные слухи появлялись уже с XVI века, а в XXI свою лепту внес и писатель Дэн Браун, большой любитель конспирологических теорий. Он создал занимательнейшее произведение «Код да Винчи», по которому был снят блокбастер. Бесспорно-выдающаяся попытка обратить внимание публики на творчество эпохи Возрождения была подана в яркой обертке «интеллектуального детектива». А чтобы читатели, так сказать, прониклись до конца, книга полна сенсаций, секретов и разоблачений — того, что всегда оставляет в некритически настроенном уме неизгладимый отпечаток.
Автору пришлось переворошить немало литературы, чтобы добыть материал для книги. Так в «Коде да Винчи» фигурирует секретная организация «Приорат Сиона», в которую входил и даже возглавлял Леонардо. Согласно сюжету, тайная организация занималась тем, что сохраняла секрет брака Марии Магдалины и Иисуса, в котором супругами рождены дети, ставшие основателями династии Меровингов. Но главный секрет — Грааль не существует, и единственный носитель его свойств — кровь потомков святой супружеской пары.
Источником этой информации для писателя послужили книга «Священная загадка», а также откровения Пьера Плантара — еще одного любителя теорий заговоров, авантюриста, предъявившего общественности якобы документы тайного общества, которое появилось спустя сотню лет после Рождества и существует поныне. В его членах числились Никола Фламель (нет, не тот, что в «Гарри Поттере») и множество других выдающихся личностей, включая Леонардо да Винчи. Разумеется, авантюрист был разоблачен.
В романе Брауна также утверждается, что да Винчи поклонялся языческим богам, был сторонником идеи о богине-женщине, а потому в его полотнах можно найти тайные символы, указывающие на это. Но подобные знаки — лоза, лилия, голубь, прочие — часто встречались на полотнах современников мастера. Это типичные христианские мотивы, «выросшие» из символики ушедших религий. Леонардо никогда не вступал в противостояние с церковью, а если и высказывался о некоторых постулатах устройства мира критически, то это никак не тянуло на ересь.
В книге Брауна упомянуты несколько полотен мастера — «Джоконда», «Мадонна в скалах», «Тайная вечеря». Согласно «Коду да Винчи» «Мадонна в скалах» содержит прямое противоречие нерушимым канонам церкви: в книге утверждается, что существовала параллельная ветвь христианства. Заказчики-монахи заметили, и картину мастеру пришлось писать заново. Исторически это неверно — Леонардо бросил картину, поскольку ему просто надоело. Суд принудил мастера закончить полотно, но часть дописывали уже подмастерья художника.
В отношении «Джоконды» Браун озвучивает как истинную одну из теорий специалистов по творчеству Леонардо: якобы в портрете молодой женщины скрыт автопортрет да Винчи. Более того, Браун развивает эту теорию, приписывая раннему христианству веру в то, что божественное включает в себя и мужскую и женскую основы — проще говоря, гермафродитизм.
Браун жонглирует анаграммами, утверждая, что во втором названии — «Мона Лиза», — зашифрованы имена египетских Амона и Изиды. Однако Леонардо не называл свое полотно «Мона Лиза», а, по мнению искусствоведов, нарисована на ней все же богатая флорентийка, а не иной персонаж.
Что касается «Тайной вечери» — в общем-то, главного «действующего лица» книги, то с ней всё просто. Фреска в миланской церкви довольно плохо сохранилась, а от работы да Винчи в ней мало что осталось, посему фантазировать о том, что и почему на ней изображено, можно сколько угодно.
Дэн Браун придумал массу головоломок и интересных доказательств своих выкладок, но факт в том, что в никаких тайных обществах Леонардо не состоял, а со всей страстью отдавался искусству и науке. И, памятуя о непростой жизни в Италии эпохи Возрождения, вряд ли у Мастера было время на заговоры и тайные общества.
Код да Винчи: что означают цифры 72 на картинах Леонардо
Вчера в Риме показали самую первую и ранее никогда не выставлявшуюся работу Леонардо да Винчи – изображение архангела Гавриила, выполненное на керамической плитке размером 20 на 20 сантиметров.
Обнаруженный портрет можно отнести к жанру майолика, и, по словам искусствоведа Эрнесто Солари и графолога и специалиста по идентификации подчерков Иваны Розы Бонфантино, в течение трех лет занимавшихся изучением картины, гений эпохи Возрождения создал ее в 1471 году, в возрасте 18-19 лет – об этом свидетельствует едва заметная невооруженным глазом надпись под нижней губой архангела: «Леонардо Да Винчи. 1471 год»
Картина, ранее хранившаяся в коллекции аристократической семьи Фениче из города Равелло, примечательна не только тем, что в лице архангела можно заметить черты самого Леонардо – в конце-концов, художники часто придают изображаемым им персонажам сходство с самим собой, но и тем, что над нижней губой Гавриила имеется число 72, ставшее уже фирменным кодом Да Винчи. Об этих-то цифрах мне и хочется рассказать поподробнее. Дело в том, что число 72 несколько лет назад было обнаружено и на самой известной работе да Винчи – «Мона Лиза». Открытие сделал итальянский исследователь Сильвано Винчети. Он заметил, что цифры начертаны под арочным мостом на заднем плане картины, а помимо них ученый сумел отыскать внутри левого зрачка Джоконды спрятанную букву S.
Длительное время цифрам 72 на полотне «Мона Лиза» ученые не придавали серьезного значения. Деталь была классифицирована, как «мелкая и незначительная», а в январе 2011 года историк Карла Глори предположила, что они всего лишь означают дату разрушения деревни Боббио – трагедия произошла в 1472 году во время наводнения в окрестностях города Пьяченца (регион Эмилия-Романья).
Согласно данной версии, мост, изображенный на заднем плане картины «Мона Лиза», – это Понте Гоббо или Старый мост дьявола, он и по сей день находится в Пьяченце и соединяет два берега реки Треббия – притока бурной и полноводной По. Известно, что в 1472 году во время разлива Треббии мост серьезно пострадал и был частично разрушен.
На фото: мост Гоббо в окрестностях Пьяченцы
До недавнего времени теория, озвученная Карлой Глори, всем казалась наиболее убедительной. Однако найденный на самом ранней работе Леонардо код 72 заставляет усомниться, а правда ли, художник обозначил на заднем фоне «Джоконды» дату наводнения в окрестностях Пьяченцы? Что могут означать таинственные цифры 72? Давайте разберемся.
1. По словам Сильвано Винчети, отыскавшего цифры на картине «Мона Лиза», они могут указывать на мужское и женское начала, а также двойственность человеческой природы. В этом случае, число 7 ассоциируется с Богом-отцом, поскольку оно имеет важную символику в христианстве (7 дней создания мира), а также сакральный смысл в иудаизме и кабале. Цифра же 2 указывает на два пола (женский и мужской), а также двойственность человеческой природы, в которой сочетаются земное и божественное начала.
2. Джузеппе Папаньи – специалист по истории искусств и эзотерики – отметил, что данное сочетание цифр вполне может быть немного-немало, а зашифрованным тайным именем Бога, которое, как полагали в Средние Века и эпоху Возрождения, состоит из 72-х букв. «В точности такие же цифры мы можем увидеть на портрете Галеаццо Санвитале, который написал Франческо Пармиджанино в 1524 году (сегодня картина находится в музее Каподимонте в Неополе). Они расположены на медальоне, который Галециано держит в руке, как бы демонстрируя зрителю. Кроме того, цифры 72 можно заметить и на керамике Николо да Урбино, созданной в 1525 году», – говорит ученый.
Портрет Галеаццо Санвитале Франческо Пармиджанино
3. А вот Карло Мутти, автор работ о живописи и алхимии, утверждает, что данные цифры – символ алхимической ртутно-серной теории. В данном случае, 7 ассоциируется как с числом планет и дней недели, так и количеством известных в то время металлов, а цифра 2 означает соединение серы и ртути, которое, согласно учению алхимиков, и порождает металлы. Итак, Ртуть (Меркурий) – это летучее и пассивное женское начало, стихии воздуха и воды. Сера же (Сульфур) – мужское и активное начало, стихии огня и земли.
Они являются королем и королевой, в результате их алхимического брака рождаются 7 металлов: железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. Появление того или иного металла зависит от процентного содержания в нем ртути и серы, золото же – совершенный металл, но, чтобы он вызрел, необходимо выявить идеальное сочетание ртути и серы. Тогда человек получит возможность создавать эликсир, способный не только превращать материю в золото, но и исцелять от любых болезней.
Как известно, алхимией во времена Ренессанса увлекались все прогрессивные деятели, и Леонардо не был исключением. Так что, мне лично кажется, в числе 72 могли быть зашифрованы все три теории сразу. В конце-концов, друг другу они не противоречат, скорее одна дополняет другую.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Код Давинчи
«Код да Ви́нчи» (англ. The Da Vinci Code ) — роман, написанный американским писателем и журналистом Дэном Брауном и изданный в 2003 году издательством «Random House» (русское издание издательства «АСТ», Москва, 2004, ISBN 5-17-022457-5). «Код да Винчи» стал продолжением другого популярного романа Брауна 2000 года «Ангелы и демоны». Книга стала международным бестселлером: она переведена на 44 языка и издана общим тиражом более чем 60 миллионов копий. «Код да Винчи» возглавляет список бестселлеров журнала «Нью-Йорк Таймс», многие считают роман лучшей книгой десятилетия. Роман, написанный в жанре интеллектуального детективного триллера, смог пробудить широкий интерес к легенде о Святом Граале и месте Марии Магдалины в истории христианства.
Содержание
Сюжет
Главному герою романа предстоит решить две главные загадки:
В романе есть несколько параллельных сюжетных линий, в которых участвуют различные персонажи. В конце книги все сюжетные линии собираются вместе в Рослинской часовне и разрешаются.
Распутывание загадки требует решения серии головоломок. Секрет заключается в местонахождении Святого Грааля, в тайном обществе, так называемом Приорате Сиона, и в ордене Тамплиеров. Католическая организация Опус Деи также играет важную роль в сюжете.
Предшественники
В свою очередь книга «Священная кровь и Святой Грааль» основана на исследованиях и гипотезах немецкого историка и археолога Отто Рана, изложенных в его книге «Крестовый поход против Грааля» («Kreuzzug gegen den Gral»,1933)
Плоды успеха
С момента выпуска в 2003 по май 2006 года «Код да Винчи» и четыре другие книги Брауна, также вошедшие в список 15 прошлогодних американских бестселлеров, принесли автору более 260 миллионов долларов. Можно отметить, что за тот же период вместе взятые первые пять книг о Гарри Поттере принесли Джоан К. Роулинг лишь около 59 миллионов долларов. В мае 2006 года состоялась премьера крупнобюджетной экранизации романа — см. Код да Винчи (фильм).
Религиозная критика
Роман мог бы остаться незамеченным различными христианскими религиозными деятелями, если бы он не имел такого успеха, и если бы на первой странице книги не утверждалось об истинности описываемых событий. В критике обращается внимание на большое количество неточностей в изложении истории, толковании исторических фактов и использование разного рода неподтверждённых легенд.
Наиболее активным из критиков в России был о. Андрей Кураев, собравший многие факты в отдельном материале [5] на своем миссионерском портале.
Критика русского перевода
Русский перевод романа, выпущенный издательством АСТ в 2004 г., был подвергнут критическому анализу российским лингвистом, теоретиком перевода Д.И. Ермоловичем. В своей статье «Хоть довинчивай» [6] он привел значительное число примеров логических, лексико-фразеологических и терминологических неточностей, искажений и пропусков, допущенных переводчиком романа в таких областях знаний, как религия, история, искусство, география, математика, информатика и др.
«Код да Винчи»: выдумка под видом правды
Абсолютный вымысел
«Псевдоисторическая чепуха в кубе»2
По словам профессора Майкла Уилкинса (Michael Wilkins)3, с исторической и библейской точки зрения книга Дэна Брауна «изобилует поразительными неточностями»4. Например:
Нападки Брауна на христианство
Это противоречит мнению авторитетных исследователей Библии и историков. На самом деле:
Был ли Иисус женат?
Не существует даже самого отдаленного намека на исторические свидетельства о том, что Иисус якобы был женат на Марии Магдалине. Нигде в Библии ничего подобного не сказано. Апостол Павел провозглашая право «иметь спутницей жену» (1 Кор. 9:5), говорит, что у прочих апостолов, братьев Господа, и у Кифа [Петра] были жены, но об Иисусе он этого не говорит.
Подумаешь, ошибки!
Как мы можем отличить ложь от правды?
Ответ: Иисус послал нам Духа Истины (Ин. 14:17; 15:26). Он помогает верующим отличить ложь от правды (Ин. 16:13). Он делает это через Слово Божье, Библию, которой Он является божественным автором (2 Пет. 1:21, cf. Евр. 3:7, 10:15 2 Тим. 3:16), которая также зовется «истиной» (Ин. 17:17).
Поэтому для Христиан, верующих в Библию, если утверждение о Христианстве, грехе, нравственности, Евангелиях, божественной личности Иисуса, Воскресении, Творении, Потопе, будущем суде и т.д., соответствует Слову Божью, то оно истинно. Если же утверждение противоречит Слову Божьему, то оно ложно
Похоже, человек готов поверить в любую фальсификацию истории, если это поможет ему избежать обязательств, которые влечет за собой вера в истину об Иисусе Христе. В этом «Код да Винчи» очень схож с теорией эволюции от микроба к человеку. Если бы хоть что-то из этого было правдой, это означало бы, что Библия лжет, что людям не нужен Спаситель и Искупитель грехов, а идея Судного безосновательна.
Браун сознательно подменил подлинную историю очевидной мистификацией, что, безусловно, хорошо для его кошелька, зато очень опасно для бессмертных душ многих читателей.
Ссылки и примечания
Книга-бестселлер и фильм-блокбастер
Перевод Наталии Кокоз-мл. под ред. А. Мусиной
29 августа 2006 года.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов