Ко́эны или кохе́ны (ивр. כֹּהֵן , мн. ивр. כֹּהֲנִים , коани́м) — еврейское сословие священнослужителей в иудаизме из рода потомков Аарона. Коэны исполняли священнослужение сначала в Скинии, а впоследствии в Иерусалимском храме. Статус коэна передаётся по наследству по отцовской линии, при условии соблюдения ряда определённых ограничений.
Этот термин в Библии применяется также и к жрецам языческих культов.
Содержание
Происхождение коэнов
Спустя год после Исхода из Египта было завершено сооружение Скинии. Скиния была призвана играть важную роль в осуществлении возложенной на сынов Израиля миссии, включавшей установление форм служения Единому Богу. Среди двенадцати колен в Пятикнижии особо выделено колено Леви (из которого происходили и Моисей с Аароном) как наиболее достойное и богобоязненное. Так, например, Моисей провозглашает левитов воинством веры, которое карает отступников мечом.
По велению Бога, левиты в Скинии должны были исполнять вспомогательные функции. В то время, как само священнослужение — жертвоприношения, воскурение фимиама, благословение народа и прочее — заповедано исполнять Аарону и его сыновьям. Они и их потомки становятся священниками израильтян — коэнами. Для них и их рода священство отныне стало «уставом вечным».
Из числа коэнов выбирался Первосвященник (коэн гадоль), который раз в году в Йом Кипур входил в Святая святых (Кодеш ха-Кодашим), где хранился Ковчег Завета.
Ограничения и предписания коэнов
Обязанности коэнов служить Всевышнему в Храме, который носит название «Дома Святости» (Бейт ха-Микдаш), налагают на них ряд особых ограничений.
И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя [прикосновением] к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему можно ему [прикасаться], не оскверняя себя; Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу Они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы Богу своему. Святи его, ибо он приносит хлеб Богу твоему: да будет он у тебя свят, ибо свят Я Господь, освящающий вас.
Закон Торы запрещает коэну брать в жёны следующих женщин:
Первосвященнику (Коэн гадоль) запрещается брать в жёны и вдову.
Эти законы не потеряли свою актуальность и по сей день. Чистота и святость священника превыше чистоты и святости прочих людей. Поэтому Тора требует, чтобы женой его была та женщина, чьё происхождение и прошлое не имеют изъяна, чтобы не отвлекать его от святой задачи. Если коэн брал в жёны женщину, брак с которой был для него запрещён, то бейт дин принуждал его развестись с ней.
Разведённая или овдовевшая бездетная дочь коэна должна была вернуться в дом отца; распутство дочери коэна рассматривается Торой как исключительно тяжёлый проступок и карается смертью.
Коэны сегодня
После разрушения Иерусалимского храма коэны утратили большинство своих функций, кроме участия в благословении коэнами народа (Аароново благословение) во время ежедневной молитвы в Израиле, и во время дополнительной молитвы Мусаф в диаспоре, а также совершения обряда выкупа первенца. При чтении Свитка Торы в синагоге коэн вызывается первым.
В некоторых еврейских общинах коэны исчезли или перестали играть заметную роль в религиозном ритуале. Отсутствие коэнов в общинах прозелитов исторически объяснимо: отдельные группы курдских евреев, горские евреи, отчасти грузинские евреи ищут этому объяснение в предании о своём происхождении от исчезнувших израильских колен; община Бней-Исраэль — в том, что в группе их предков, бежавших из Эрец-Исраэль, просто не оказалось коэнов, а евреи Хаббана — в своём происхождении от одной семьи, чей род не восходил к колену Леви.
Реформистский иудаизм не признаёт особый статус коэна.
Определение принадлежности к коэнам
Фамилии
На происхождение от коэнов могут указывать такие еврейские фамилии, как Кац, Кохен, Кахана, Каган, Коган, Коген, Кан, Кон, Кун, Зах, Мол, Зак и их различные модификации — Каганер, Каганович, Каганский, Кагановский, Каценельсон, Молокович, Молоковский и другие. Фамилия Азулай в среде марокканских евреев и израильтян, выходцев из Марокко, также может указывать на происхождение от коэнов (анаграмма слов Торы иша зона вехалала ло икаху, то есть «Они не должны брать за себя блудницу и опороченную.» (Лев.21:8)).
В Торе сказано, что у Яакова было двенадцать сыновей. Каждый из них стал родоначальником одного из двенадцати колен Израиля. Всем коленам, кроме колена Леви, полагалась своя территория.
На протяжении многих веков и до сегодняшнего дня многие евреи считали себя коэнами ( коаним ) или левитами ( левиим ) — по той лишь причине, что коэнами или левитами были их отцы. Но может ли современная наука доказать их принадлежность к колену Леви? Или это не более чем элемент еврейского фольклора и дань древней традиции?
(Впрочем, стоит отметить, что «модальный гаплотип коэнов» был также обнаружен среди народов Северной Африки и представителей курдской общины*).
Во время чтения Торы у коэнов есть преимущество перед остальными евреями: именно их вызывают для первого благословения на чтение недельной главы. Они также произносят Биркат Коаним — благословение коэнов. В Израиле и в сефардских общинах мира оно читается раз в день (или раз в неделю), в ашкеназских общинах — в дни главных еврейских праздников.
Тем не менее у каждой привилегии есть своя цена — на коэнов распространяется немало ограничений и запретов. Многие из этих ограничений напрямую связаны с тем, что мы называем ритуальной чистотой, поскольку коэн в Иерусалимском Храме считался духовным саном. Однако и после разрушения Храма в 70 г. новой эры многие связанные с обязанностями коэнов законы и обычаи сохранились (за исключением тех, что имели непосредственное отношение к храмовой службе).
Жена или незамужняя дочь коэна в определенном смысле также обладает этим статусом, несмотря на то что на нее не распространяются связанные с ним обязанности, права, законы и запреты.
Евреями считаются те, чьи матери — еврейки. Однако принадлежность к тому или иному колену, в том числе к колену Леви, определяется по отцовской линии. Выходя замуж, женщина принимает на себя статус мужа ( коэн, левит или Израиль ), вне зависимости от того, к какому колену принадлежит ее отец.
Дети, рожденные в браке, относятся к колену, потомком которого является их отец, но не мать, которая, выходя замуж, переходит в колено мужа. Если же семейная пара усыновляет детей, они не считаются евреями по матери или потомками того или иного колена еврейского народа по отцу.
Бог един, путей к нему тысячи, но все идут через сердце
Кто такие коэны?
Коэны представляют собой первую степень потомков колена Леви (третьего сына праотца Иакова от Лии). И Аарон, и Моисей происходили из колена Леви, в Пятикнижии называемом самым богобоязненным и достойным. Тогда как собственно священнослужение исполняли коэны, другие потомки Леви (левиты) были храмовыми стражниками, ключниками, псалмопевцами, музыкантами. Левиты также участвовали в жертвоприношениях.
В священных еврейских текстах коэнами называются не только иудейские священники, но и жрецы языческих культов (в том числе и египетсткие жрецы).
Поскольку коэны являются родом священников, они должны соблюдать ряд ограничений.
К службе в Храме не допускались коэны, имеющие телесные пороки. Недостатками, которые препятствовали исполнению обязанностей священника, являлись как врожденные недостатки (к примеру, слепота даже на один глаз), так и временные (например, рана). Список подобных недостатков насчитывал 140 пунктов.
Коэнам запрещается прикасаться к умершим (и даже пребывать с мертвым телом под одной крышей), за исключением тел близких родственников. Они не имеют права жениться на женщине разведенной, принявшей иудаизм по гиюру, опороченной и блуднице. Если коэн женился с нарушением требований Торы, еврейский религиозный суд (бейт дин) добивался развода коэна.
Аароново благословение сохранилось в еврейском богослужении, претерпев некоторые изменения. Так, в ашкеназской диаспоре коэны благословляют только по праздникам, покрывшись талитом (чтобы присутствующие не видели лиц) и повторяя слова за чтецом-кантором. В шабат Аароново благословение дается детям.
Благословляя, коэны особым образом раздвигают пальцы рук. В иудаизме считается, что пустота между пальцев напоминает о стоящем за коэнами Всевышнем.
Юваль Надель, благословение коэнов в израильской армии
У христиан (православных и лютеран) также сохранились обряды, соответствующие Ааронову благословению у иудеев. В католической церкви раньше тоже существовал подобный обряд.
Коэны особо почитались в древнем еврейском обществе. Так, коэнам было положено отделять особую часть урожая – «труму». Отделенная трума считалась святой, и есть ее мог только ритуально чистый коэн. От животного также отделялись для коэна особые части – челюсти, лопатки и желудок.
Коэн вызывается первым во время чтения свитка Торы. Есть еврейские общины, где коэнов нет либо они играют незначительную роль в религиозной жизни (курдские и горские евреи, Бней-Исраэль). Особого статуса коэнов не признают в реформистскойверсии иудаизма.
Группа американских и израильских ученых, в которую входили д-р Гольдштейн (Оксфордский университет) и д-р Х. Бен-Ами (клиника Рамбам, Хайфа), провели широкое генетическое исследование и выяснили, что современные потомки коэнов в 70-80 % имеют общий ген, находящийся в мужской хромосоме Y, и передающийся от отца к сыну. Остальные евреи имеют этот ген лишь в 5 % случаев. Таким образом, коэны действительно происходят от одного человека – Аарона.
Многие коэны носят созвучные фамилии – Коэн, Кон, Коган, Каганович и т.п.
У многих народов, насчитывающих достаточно длительный срок развития, обозначается группа семей – высших сановников, так называемая, национальная аристократия, ведущая свою родословную с очень древних времен. Их фамилии фигурируют в летописях и документах на протяжении столетий всегда употребительно лишь к вельможам высшего порядка. Едва ли не единственным исключением в этой группе являются евреи. Эта национальность входит в число древнейших среди цивилизованных народов, однако в силу исторических причин у них не сохранилось древних фамилий, связанных с управлением страной. Да, конечно, среди евреев нередко встречались видные государственные деятели. Но это были единичные представители нации, не ставшие родоначальниками династии.
Тем не менее, собственная аристократия у евреев есть. Правда, в отличие от других еврейские аристократы зачастую не владеют собственными замками и не реагируют на обращение: «Ваша светлость». Зато их родословная насчитывает тысячи лет и уходит корнями в библейские времена. Это люди, обладающие древнейшими в еврейской среде фамилиями Коэн и Леви, а также производными от них. Но что интересно. На самом деле Коэн и Леви это не фамилии в привычном для нас понимании. Они обозначают должности людей, некогда исполнявших службу в Первом и Втором Иерусалимских храмах.
Стоит понять, что фамилии у евреев стали появляться только в Средние века, где-то в XI-XII столетиях. Они присваивались только очень знатным представителям еврейской нации, причислявших себя к прямым потомкам царя Давида. Для остальных вполне достаточно было записи личного имени с уточнением: сын или дочь такого-то. Правда, иногда к личному имени присоединялось другое уточнение: «ха-Коэн» или «ха-Левит». В данном случае показывался статус человека. В итоге, коэном или левитом мог оказаться человек, занимающий в общине далеко не самую видную должность, однако после того как в XVII-XIX столетиях началось массовое «офамиливание» евреев, большинство этих людей взяли себе именно эти фамилии, прямо указывавшие на их древнее происхождение.
Но если известно, кто были коэны и левиты в древнем Израиле, то кем они были изначально? Вот здесь следует углубиться в библейские легенды. Тора говорит, что Яаков имел 12 сыновей, каждый из которых впоследствии стал родоначальником собственного колена. Одним из таких колен были левиты, потомки сына Леви. Когда евреи благополучно ушли из Египта, они изваяли золотого тельца, которого начали боготворить. Одни левиты вместе с потомками брата Моисея Аарона поклоняться ему отказались. В благодарность за это Всевышний назвал их своими слугами. Аарон был назначен первым коэном (первосвященником), а все его потомки, присоединенные к колену Леви, стали коаним.
Не были забыты и прямые потомки колена Леви. Из их числа набирались служители сначала в переносной храм Скинию, а потом и в Иерусалимский. За ними закрепились все второразрядные должности при храме: охрана порядка при богослужении, руководство народом при жертвоприношениях, исполнение музыки и пение псалмов. Преимущественно из левитов в древности набирались летописцы. Известно, что колену Леви не досталось собственного земельного надела. Однако им было позволено селиться в любых землях Израиля и заниматься не земледелием или ремесленничеством, а исключительно исполнением религиозных обязанностей. За это представители других колен делали им выплаты драгоценными металлами, тканями либо в виде части урожая.
Подобное разделение обязанностей представителей колен Израилевых имело важную сущность. Не имевшие собственного удела левиты, селясь среди представителей других колен, этим самым относительно равномерно распределяли священнослужителей по территории Израиля. К периоду правления царя Давида левитов насчитывалось уже до 38000 человек. Причем, это только люди в возрасте выше 30 лет. Везде, где они селились, местное население обязано было нести им часть своих доходов в виде пожертвований. Неудивительно, что спустя некоторое время подобная практика перестала нравиться большей части населения страны. После восстания под руководством Иеровоама древний Израиль раскололся на две части: Новый Израиль и Иудею.
Все левиты были изгнаны из Нового Израиля и ушли в Иудею. Однако первое из названных царств долго не просуществовало. Оно было захвачено Ассирией, а большинство его населения уведено в плен, после которого следы 10 колен Израилевых затерялись. Иудея же пробыла намного дольше, окончив свое существование лишь во времена римского владычества. Потери евреев при этом процессе были поистине неисчислимыми. Огромное количество людей было также угнано в рабство, дав начало еврейской общине за пределами Ближнего Востока.
Однако теперь в отличие от колен, попавших в ассирийский плен, а после своего возвращения на историческую родину не имевших представления, к какому из колен они относятся, еврейские общины тщательно отслеживали свою родословную. В этом был прямой резон. Ведь они верили, что когда-то наступит момент прихода на землю Мессии, и Иерусалимский храм вновь будет отстроен. При этом простые люди будут четко знать, кому и какие обязанности придется выполнять.
Вот так, выяснив, откуда взялись еврейские фамилии Коэн, Леви, а также всевозможные производные от них (Коган, Каганович, Левитан), можно понять и причины современного движения по исследованию генетического набора евреев, причисляющих себя к потомкам колена Леви. Современные ученые разработали технологию ДНК-тестирования, по которой с высокой долей вероятности можно выяснить, является ли конкретный человек настоящим левитом, или данная фамилия досталась ему благодаря стечению обстоятельств. И выяснилась интересная деталь. В большинстве случаев носители исследуемых фамилий действительно могут принадлежать к левитам. То есть, родословная этих людей не куплена и не составлена для большей убедительности публики. Евреи вполне честно придерживались национальных традиций, понимая, что сейчас можно обмануть человека, но Всевышнего провести не удастся, поэтому после прихода Мессии правда все равно будет открыта.
Кто такие коэны, и кто из потомков это наследует и по какому принципу?
Дословный перевод слова коэн на русский язык – священник, который участвует в богослужении, происходящем в Храме (см. Раши на Бэрешит 47,22, Ибн-Эзра на Бэрешит 41, 44). Это слово употребляется в Танахе не только, когда речь идёт о еврейских священниках, которые служат единому Творцу, но и когда говорится о неевреях – жрецах, которые служат различным языческим божествам. Так, например, в разделе Микец упоминается Поти Фера коэн Он, в разделе Ваигаш египетские жрецы называются коаним, а в разделе Шмот Итро назван коэн Мидьян.
Еврейскими священниками являются потомки Аарона по отцовской линии. Большинство элементов Храмового служения «действительны», только если оно осуществляется коэнами. Помимо работы в Храме, на коэнов возложено указывать народу верную дорогу (см., например, Дварим 17, 9).
Поскольку коаним следует быть ближе к Творцу, у них есть ряд обязанностей (заповедей), предписанных только им. Выполняемые ими заповеди помогают им достичь близости к Творцу.
В заключение хочу привести выдержки из статьи рава Замира Коэна об интересном исследовании, связанном с коаним:
«70–80 % из них являются носителями общего гена, который с подобной частотой не встречается больше ни у одной другой группы населения. Евреи, которые не являются коэнами, и неевреи бывают носителями этого гена только в 5 % случаев. Наличие этого гена свидетельствует, что коэны – члены одной семьи, потомки одного человека. Каждый, кто читал Тору, знает, что их родоначальник – Аарон а-Коэн. Все его дети, и все сыновья его сыновей, и все сыновья их сыновей и т. д. – коэны.
Аарон и его потомки были избраны Всевышним, чтобы учить Торе народ Израиля и служить в Храме Всевышнего от имени всего народа. И сегодня они благословляют молящихся «Благословением коэнов«.
Исследование было проведено д-ром Гольдштейном из Оксфорда и д-ром Х. Бен-Ами из больницы Рамбам в Хайфе. Руководитель проекта в Израиле – профессор Карл Скорецки, заведующий отделением молекулярной нефрологии в Бейт Сэфер ли-Рэфуа. Результаты исследования, опубликованные в NATURE, подтверждают то, что нам известно из Торы о роде коэнов и о наследовании кэуны из поколения в поколение только по мужской линии. Дети дочери коэна, муж которой не является коэном, также не являются коаним.
Действительно, у детей дочерей коэнов этот ген не обнаружен. Причина проста: он находится только в мужской хромосоме Y. Мужскую хромосому сын получает только от отца и передаёт только сыновьям. И внуки коэна получают от своего отца этот ген, свидетельствующий об их принадлежности к роду коаним. Закон Торы находит своё выражение в составе ДНК, содержащейся во всех клетках организма коэна, носителя генетической печати.
Коэны – члены всех общин еврейской диаспоры – отмечены печатью кеуны. Это генетика открыла лишь недавно.
Но это ещё не всё. Генетике известно, что при передаче следующему поколению этот ген претерпевает незначительные изменения. Эти изменения доступны наблюдению, поэтому существует возможность установить, в соответствии с величиной изменения, сколько поколений прошло от родоначальника, носителя гена в первоначальном виде. Каждый, кто знает Тору, не нуждается, конечно, ни в каком исследовании, чтобы сказать, что родоначальником коэнов является Аарон а-Коэн, которому было 83 года при выходе из Египта, брат Моше-рабейну.
Любопытно, придут ли специалисты-генетики к такому же выводу. И вот, исследование показало, что в среднем от родоначальника коаним до сегодняшнего дня было 106 поколений. Чтобы «добраться» до родоначальника, следует умножить это число на другое, выражающее «продолжительность жизни» одного поколения. Конечно, число это не может быть одинаковым для всех случаев, ведь один коэн может родиться, например, у двадцатилетнего отца, а другой – у сорокалетнего. Принято, что «одно поколение» – это, в среднем, 30 лет. Умножив 30 на 106, получим 3160 лет; а из Египта евреи вышли примерно 3300 лет назад. Результаты вычислений (в среднем) практически полностью совпадают с тем, что мы знаем о годах жизни Аарона из Торы.
Тому, кто отказывается признать достоверность традиции народа Израиля, остаётся склонить голову перед аргументами науки: традиция Торы, передаваемая из поколения в поколение, – достоверна и истинна».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Кто такие нечестивые
Кто такие нечестивые Нечестивцами же могут быть не только иноверцы, но и [просто вообще все] нарушители заповедей Господних. Вот хотя бы взять пример в нашем братстве. Что иное, как не нечестивые, [все] непослушливые, гордые, увертливые на язык, хитрые на выдумки,
Кто такие самоубийцы?
Кто такие ессеи?
Кто такие ессеи? иеромонах Иов (Гумеров)Ессеи составляли одну из трех сект (вместе с фарисеями и саддукеями) в Палестине во время земной жизни Иисуса Христа.Первые упоминания об ессеях относятся ко времени правления первосвященника Ионафана из рода Маккавеев (160–143 гг. до
2. Кто мы такие во Христе (ст. 25–29)
2. Кто мы такие во Христе (ст. 25–29) Стих 25: «По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя». Павел имеет в виду, что все это происходит сейчас, теперь; то есть, сейчас мы уже совсем не те, какими были раньше. Мы больше не находимся «под стражею закона» в том
29. Кто такие пророки?
29. Кто такие пророки? Библия много говорит о пророках. В наше время тоже популярны разного рода предсказатели будущего – от гадалок до футурологов. Были ли библейские пророки кем-то вроде них? Или они передавали людям то, что открывал им Бог? И как они вообще становились
31. Кто такие апостолы?
31. Кто такие апостолы? Как в Ветхом Завете весть от Бого передавали людям пророки, так в Новом о Христе рассказывают апостолы. Но почему произошла такая замена? Были ли апостолами только непосредственные ученики Христо или ими становились и другие люди? Кто они вообще
Кто такие сектанты
Кто такие сектанты Сектантами называются члены религиозных организаций, отколовшихся от господствующей церкви. Религиозное сектантство — явление, которое имеет место во всех религиях: и в мусульманстве, и в иудействе, и в христианстве. Массовые еретические, или
Кто такие кельты?
Кто такие кельты? Античный мир знакомится с кельтами довольно рано: первой встречей с ними греков принято считать период около 600 года до нашей эры. Именно тогда выходцы из Малой Азии основали на территории Галлии свою колонию — Массалию (в наши дни этот город называют
Кто такие ангелы?
Кто такие ангелы? И.Г. Во многих христианских книгах можно прочитать: «Ангел тебе подсказал!», «Ангел тебя спас!» Детям это нравится, они с удовольствием принимают его как еще одного близкого друга. Что–то вроде Карлсона, который живет на крыше. Он есть, но его никто не
КТО ТАКИЕ СВЯТЫЕ?
КТО ТАКИЕ СВЯТЫЕ? Богатырь телом и духом В ленинградской тюремной больнице, 28 декабря (по новому стилю) 1929 года, от сыпного тифа, в бреду скончался замечательный профессор-богослов, удивительный проповедник, мужественный и стойкий борец за Церковь Христову — святитель
Глава 1. Кто мы такие
Глава 1. Кто мы такие «Еврейскому народу более трех тысяч лет…» Из всей литературы, посвященной многовековой общей истории евреев, я незнаю ничего, что могло бы сравниться с колоссальным одиннадцатитомным трудом Генриха Греца. Это не значит, что я рекомендую его как
Кто такие Ангелы?
Кто такие Ангелы? Ангелы — это духовные существа, которые славят Бога и исполняют Его поручения. Вот что мы можем сказать об Ангелах в самую первую очередь.Само слово Ангел — греческого происхождения, и переводится оно как Посланник, Вестник. Оно может применяться к
Глава 949: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Среди верующих есть люди, которые верны тому, что они обещали Аллаху, и есть среди них такие, которые выполнили свой обет[1875], и такие, которые ждут[1876], не изменив (своего решения) ни в чём[1877]»[1878]. 1156 (2805). Сообщается, что Анас бин
Кто такие святые?
Кто такие святые? Слово «святой» имело в истории Церкви в разные времена различные оттенки. Так, если в книге Нового Завета мы откроем Деяния и Послания апостолам, то обнаружим, что святыми называются все члены раннехристианских общин. Ученики Спасителя христианами стали