Кто такой коммунист определение
Значение слова «коммунист»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КОММУНИ’СТ [ому], а, м. 1. Член коммунистической партии. Только партия пролетариата, только партия коммунистов способна выполнить роль основного руководителя в системе диктатуры пролетариата. Стлн. 2. Сторонник коммунизма (в 3 знач.; устар.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
коммуни́ст
1. приверженец коммунизма; как правило, — член какой-либо из коммунистических партий или групп ◆ И если товарищ по партии будет действовать вне программы и вне устава, я сейчас как коммунист коммунисту об этом скажу.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рейки — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Коммунист
Содержание
[править] Этимология названия
Этимология названия и самоназвания «коммунист» связана с латинским словом «communis», в переводе «общий». Также в контексте осмысления феномена коммунизма представляют интерес понятия «communa» (община), «communia» (причастие таин Христовых в католицизме), «communal» (коммунальный, имеющий отношение к общине-коммуне).
[править] Реалии
В СССР с 1920-х годов органы власти официально навязывали идеологию, согласно которой коммунистом мог считаться только тот, кто состоял в Коммунистической партии СССР (первоначально — РСДРП и ВКП(б)). Однако в действительности значительная часть населения СССР считала себя коммунистами, формально в партии не состоя, а часто даже находясь в оппозиции к политике руководства государства. В селах Восточной Украины напр. в таких случаях говорили о «коммунистах» (сторонниках учения) и «партейных» (членах партии). В других обществах «социалистического блока» судя по всему существовала похожая ситуация.
Для многих коммунистов коммунизм означал не более и не менее как управление обществом на выборных, общинных началах, то есть советскую власть, а не власть монарха или буржуазии (класса крупных собственников), часто коммунисты в народном понимании это были просто все сторонники советской власти в противовес власти монархии или белых офицеров. Как правило они себя именно так и позиционировали не вдаваясь в более подробное обсуждение своих взглядов. В частности к подобным коммунистам можно отнести многих участников Тамбовского восстания, выступавшие за советскую власть без большевиков и значительную часть населения советского общества, сторонников советской власти, после окончания гражданской войны вернувшихся к мирному труду и так и не вступивших в партию. Такую популярную, народную точку зрения на коммунистов, коммунизм и советскую власть подтверждает даже известный лозунг Владимира Ленина — «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны». С другой стороны стоит отметить, что у части народа советская власть и коммунизм рассматривались как две отдельные вещи, на что указывает популярный лозунг — «за советскую власть без коммунистов».
[править] Коммунисты-большевики
Коммунисты, которые являлись членами или сторонниками РСДРП(б) (потом — ВКП(б) и КПСС) — политического движения и организации, в процессе и по окончанию гражданской войны установившие «диктатуру пролетариата» — фактически диктат своей политической организации. После установления власти фактически узурпировали термины «коммунисты» и «коммунизм» соотнося их исключительно со своим учением и его сторонниками. Многие современные люди, незнакомые с вопросом называют коммунистами исключительно это сообщество коммунистов. При всем критическом отношении к данному коммунистическому сообществу, нельзя не отметить тот факт, что его представители, наравне с другими коммунистами центральной Евразии в первой половине XX века внесли огромный вклад в распространение и утверждение в регионе идей свободной советской власти, власти всех свободных тружеников, независимо от их языка, веры и происхождения.
[править] Анархо-коммунисты
К одному из направлений коммунизма народ фактически относил также анархический коммунизм, его сторонники также называли себя коммунистами (чтобы отличить себя от большевиков, членов и сторонников РСДРП — анархо-коммунистами), особенно до в годы Гражданской Войны, до окончательного захвата власти и установления в стране диктатуры «пролетариата» представителями РСДРП и запрета представителям других общественных партий, организаций и движений носить название «коммунист». Представители анархо-коммунизма сделали важный вклад в установление советской рабоче-крестьянской власти в центральной Евразии, особенно на Украине и в Сибири, о чем впоследствии было запрещено говорить. В последние годы гражданской войны, а также длительное время после этого, в 1920-30 гг. некоторые анархо-коммунисты продолжали с помощью разных методов бороться против диктатуры РСДРП (переименнованной в ВКП(б)), за что они и члены их семей жестоко репрессировались.
Из воспоминаний В. Ф. Белаша, начальника штаба партизанской армии Махно: «К 1905 году в Гуляйполе назревала революционная ситуация. Настроение было революционно-боевое. Нам очень нравилась программа анархистов-коммунистов за то, что они активно наступали на капиталистический строй, минуя програму-минимум и буржуазную революцию и обещали в ближайшее время свободу, равенство, отсутствие власти (то есть отсутствие прослойки паразитов), самоуправление. И как гарантии к программе призывали к террору над чиновниками царского государственного аппарата и эксплуататорам, к насильственной социальной революции, ближайшей высшей ступенью которой будет анархический коммунизм», «боролся против угнетателей, против царя и его холуев, за свободу и коммунизм» (из признания Прокофия Семенюты, сделанного им перед казнью, 28 июля 1908 года в Гуляйполе). [3]
[править] Беспартийные, народные коммунисты
Примеры из воспоминаний обычных советских граждан и других источников:
«— Коммунист? — спросил он.
Отец, гордо расправив плечи, стоял в трех метрах от начальника полиции — босой, без полушубка, со следами побоев на лице. — Беспартийный коммунист я,— сказал он с вызовом, гордо.— А ты — гад фашистский!» [5]
«Вашингтон принадлежал к так называемому „нетитулованному дворянству“, тому, что в советское время называлось „беспартийный коммунист“.» [6]
[править] Коммунизм и религия
Хотя в трактовке многих последователей учения, коммунизм тесно связывался с материалистической философией, а значит безбожием (атеизмом), в реальности в СССР многие коммунисты из народа, понимавшие под коммунизмом не более и не менее как учение о советской власти, обычно не состоящие в партии, совершенно спокойно совмещали веру в Бога и идеалы коммунистического учения — учение о будущем глобальном общечеловеческом обществе всеобщей свободы, равенства и братства основанном на участии общества в управлении обществом. Большинство коммунистов, поддержавших русскую революцию 1917-23 гг. так или иначе были верующими (христианами, мусульманами, иудеями), массовое распространение безбожия среди подрастающего поколения относится к эпохе 1930-х годов.
Примером православного коммуниста является например красный казак, командир РККА Борис Мокеевич Думенко, не снявший креста, по некоторым данным продолжал носить крест и Семён Михайлович Будённый. Значительная часть населения Советского Союза, даже при второй переписи конца 1930-х годов назвала себя верующими.
С другой стороны, многие атеисты проявили себя как воинствующие безбожники. Один из первых среди них — Владимир Ленин демонстративно снявший с себя крест или Иосиф Сталин, во время руководства которого проводились массовые репрессии против представителей различных вероисповеданий, уничтожались храмы и осквернялись святыни, нарушались всевозможные религиозные заповеди. Стоит также вспомнить многочисленных мучеников за веру, священников и обычных верующих, погибших от рук коммунистов, напр. деда Зои Космодемьянской.
[править] Альтернативные трактовки
В эпоху развала Советского Союза появилось множество новых интерпретаций и попыток осмысления феномена коммунизма как мировоззрения и жизненной философии, в том числе например интерпретации российского и европейского философа Зиновьева, с красноречивым названием «Коммунизм как реальность». Также вспомнили об интерпретациях коммунизма во взглядах русских православных, рабоче-христианских философов, таких как напр. Павел Флоренский (репрессирован в 1938 году), который утверждал что «идея общежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве,— назовется ли она по-гречески киновией или по-латыни — коммунизмом, всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая заповедь жизни,— была водружена и воплощена в Троице-Сергиевской Лавре Преподобным Сергием», таким образом фактически представляя всю историю России как историю становления коммунизма, а святого Сергия Радонежского как одного из первых, «настоящих» русских коммунистов.
Кто такие коммунисты и каковы их идейные основы
Коммунизм — бесклассовое общество, общественно-экономическая формация, особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства; в узком смысле — высшая фаза коммунистической формации (полный коммунизм), конечная цель коммунистического движения. Коммунизм как учение в наших глазах строго связан в первую очередь с именами Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина.
«Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние »
К. Маркс и Ф. Энгельс
Из определения коммунизма следует, что коммунист – человек, понимающий общество как оно есть, без прикрас, иллюзий, понимающий существо социально-экономических процессов, видящий движение внутри общества, разложивший по полочкам причины и следствия в человеческой истории, определив тем самым объективные законы, оси, стержни цивилизации и в своих действиях руководствующийся диалектическим материализмом.
Коммунист — это революционер, коллективист, прочно стоящий на марксистско-ленинских позициях и стремящийся в результате совместной с однопартийцами коллективной борьбы повести народные массы на достижение конечной цели – построение коммунистического общества, пользуясь для этих целей диалектическим пониманием марксистско-ленинской науки и диалектическим материализмом, как единственной философией.
Мы видим коммуниста в более широком смысле как человека активного политического действия, представляющего политический авангард трудящихся и народа, для коммуниста общее дело выше личного, в своих лучших качествах должен представать свободной и индивидуализированной личностью, со своими особенными, уникальными личностными чертами и характеристиками, всегда интернационалист и коллективист.
Социальная справедливость, равенство, человечность, гуманизм позиций и демократичность общественной позиции коммунистов и всех их взаимоотношений друг с другом, человек человеку – друг, товарищ и брат.
Множество партий, организаций и течений носят название “коммунистические”. Но на самом деле, только левые движения удовлетворяющие обозначенным выше требованиям к коммунистам, как к марксистам-революционерам можно считать на самом деле продолжателями коммунистической идеи.
Любой ревизионизм, равно как и любой догматизм, не являются коммунистическими, а значит, и движения стоящие на ревизионистских не революционных позициях на самом деле лишь маскируются под коммунистов. Истинный, настоящий коммунист никогда не станет прятаться от трудностей на пути к своей главной цели – построения коммунистического мира.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Обсудить статью и оставить комментарии можно на форумах сайта «Искра ДНР»