Кто такой кондуктор автобуса
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Должностная инструкция кондуктора общественного транспорта
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
Должностная инструкция кондуктора общественного транспорта [наименование предприятия]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 298), и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Кондуктор общественного транспорта относится к категории работников сферы обслуживания и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. На должность кондуктора общественного транспорта принимается лицо, имеющее [вписать нужное] образование и стаж работы [вписать нужное].
1.3. Кондуктор общественного транспорта принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].
1.4. Кондуктор общественного транспорта должен знать:
— правила перевозки пассажиров, багажа;
— тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа;
— льготные категории граждан;
— остановочные пункты по маршруту следования;
— настоящую инструкцию и документы, касающиеся служебных обязанностей;
— правила внутреннего трудового распорядка предприятия;
— правила оказания первой доврачебной помощи;
— правила по охране труда, охране окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности.
1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].
2. Должностные обязанности работника
На кондуктора общественного транспорта возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Сбор платы за проезд.
2.2. Проверка наличия билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для бесплатного проезда.
2.3. Предоставление информации пассажирам об остановочных и пересадочных пунктах.
2.4. Обеспечение безопасности и комфорта пассажиров во время поездки на общественном транспорте.
2.5. Вежливость в отношении пассажиров.
2.6. Принятие необходимых мер при возникновении непредвиденных обстоятельств и несчастных случаев.
2.7. На конечных остановках обслуживаемого маршрута осматривать салон на предмет забытых пассажирами вещей.
2.8. По окончании смены сдать их диспетчеру предприятия под подпись.
2.9. В случае обнаружения взрывоопасных предметов вызвать полицию.
3. Права работника
Кондуктор общественного транспорта имеет право:
3.1. Проверять наличие билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для бесплатного проезда в общественном транспорте.
3.2. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.7. [Указать иные права, например, право бесплатного проезда в общественном транпорте, обеспечение спецодеждой и т. д.].
3.8. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
4. Ответственность работника
Кондуктор общественного транспорта несет ответственность:
Кондуктор
Специалист по проверке и продаже проездных документов в общественном транспорте.
Заработная плата
20.000–25.000 руб. (work-place.net)
Место работы
Общественный транспорт: троллейбусы, автобусы, трамваи, электрички.
Обязанности
Работа кондуктора общественного транспорта предполагает следующие обязанности:
Важные качества
В профессии важными качествами являются: физическая выносливость, стрессоустойчивость, доброжелательность, внимательность, исполнительность, уверенность в себе.
Отзывы о профессии
«Зачастую кондукторы автобусов и троллейбусов — люди спокойные и отстраненные. Такой работник не будет распаляться по пустякам. Если пассажир попросит проехать одну остановку зайцем, кондуктор закроет на это глаза, но при этом обязательно проследит, чтобы безбилетник вышел на следующем пункте. Спокойно, без нервов он отрывает билеты пассажирам, которые встречаются на пути. На ваш проездной он посмотрит, только когда подойдет условная очередь. Наверное, эта тактика самая верная — в довольно непростых рабочих условиях она позволит сохранить нервы. Много среди кондукторов людей неравнодушных, которые всегда распорядятся, чтобы пассажиры уступили место беременной женщине или старику».
Редактор omsk.rabota.ru.
Стереотипы, юмор
Каждый пассажир общественного транспорта знает фразу контролера: «Предъявите билетик, пожалуйста». И хотя билет есть, невольно начинаешь нервничать и судорожно рыскать по карманам.
Обучение
Профессия кондуктор доступна каждому. Специального образования не требуется.
Кондуктор – актуальная профессия
Общественный транспорт для любого города — залог комфорта и удобства. И чем крупнее город, тем больше разновидностей общественного транспорта существует, поэтому профессия кондуктора востребована в любом городе.
Водителям трамваев, автобусов и троллейбусов удобнее концентрироваться на выполнении основной работы, не отвлекаясь на получение платы за проезд. Для выполнения этой работы требуются услуги кондуктора.
Особенности профессии кондуктор
Появление общественного транспорта стало стимулом к возникновению этой профессии. Основные обязанности не претерпели значительных изменений, но со временем изменились способы взимания платежей.
В разное время профессия кондуктора переставала быть актуальной. Например, в Воронеже с 2003 года часть маршрутов стала бесплатной. Отдельные города также обходились без кондукторов, вместо них использовались компостеры, которые гасили проездные талоны.
Некоторые страны экспериментируют и вводят бесплатный общественный транспорт, для этого они предоставляют ряд аргументов:
В крупных мегаполисах наземный транспорт часто обходится без кондукторов — их заменили валидаторы. Кондукторов оставляют только на междугородних рейсах.
Но профессия не исчезла. Кондукторов когда-нибудь вытеснят электронные средства контроля, но это долгий процесс, который наступит очень нескоро.
Профессия кондуктора имеет еще одну особенность — в основном ее выбирают женщины. Возможно это связано с тем, что средняя зарплата кондуктора низкая и мужчины реже соглашаются на такие условия работы.
Обязанности кондуктора
Кондуктор общественного транспорта для исполнения своих обязанностей должен знать:
Также кондуктору необходимы знания по оказанию медицинской помощи, принципам охраны труда и противопожарной безопасности. С этими темами специалистов знакомят в рамках инструктажей при приеме на работу.
Источник фото rawpixel.com/freepik
Требования к кондуктору
Строгих требований к кондуктору не предъявляют, главное для работника — иметь хороший вестибулярный аппарат и выносливость. Это нужно, так как смены могут длиться более 10 часов, а автобус почти все время находится в движении.
Будущему кондуктору также следует регулярно проходить медицинские обследования. Для работы не подойдет человек с проблемами в работе опорно-двигательного аппарата, плохим зрением и другими заболеваниями.
Ответственность кондуктора
Он несет личную ответственность за покупку билетов всеми пассажирами транспортного средства. В противном случае его ждут штрафные санкции со стороны работодателя, что отдельным пунктом прописывается в трудовом договоре.
Руководство предприятия несет ответственность за обеспечение специалистов всем необходимым для работы инструментарием, а также униформой.
Обучение кондукторов
Не существует учебных учреждений для получения профессии кондуктора. Все знания работник получает на рабочем месте. Поэтому должность кондуктора доступна практически каждому — это дает возможность получить работу людям без образования и специальных знаний.
Перспективы карьерного роста для кондукторов
Профессия кондуктора не подразумевает карьерного роста. Можно выполнять свою работу на разных видах транспорта, но это практически не сказывается на заработке.
Личностные качества профессии кондуктор
Работа кондуктора в первую очередь подразумевает общение с пассажирами, поэтому специалист должен проявлять следующие качества:
Уровень заработной платы профессии кондуктор
По информации сервисов поиска сотрудников, работник может рассчитывать на следующую зарплату:
На зарплату влияет регион и количество смен.
Плюсы и минусы профессии кондуктор
Плюсы:
Минусы:
Профессии, которые ненавидят: кондуктор в автобусе — о мусоре в салоне, пьяных пассажирах и снижении зарплаты
Обвинения в давке и грубости, в незнании маршрута и постоянной проверке проездных — весь негатив в общественном транспорте, особенно в час пик, приходится на кондукторов. Уже несколько лет сопровождающая пригородный маршрут кондуктор анонимно рассказала «Бумаге», почему, несмотря на валидаторы, ее профессия до сих пор нужна, как ей и коллегам сокращают жалование и что приходится делать помимо проверки оплаты проезда.
Как вы начали работать?
Нужно было помогать сыну. А я пенсионерка, грошей, которые дают и называют пенсией, не хватает даже на собственное пропитание. Была вакансия — я и подумала, почему бы и нет. У нас в парке очень много кондукторов моего возраста. У большинства педагогическое образование: в школах уже нельзя работать, а деньги-то нужны. Таких, кто работал бы с молодости, у нас нет. В основном все приходят уже в зрелом возрасте или будучи на пенсии.
В чем суть работы?
Думаю, все знают, чем мы занимаемся. Сейчас многие спрашивают, зачем мы вообще нужны, раз есть валидаторы. Я отвечаю: а разве в нашей стране все настолько добропорядочны и всегда следуют правилам? Да даже если и так, то бывают такие, кто не понимает, почему, к примеру, студенческим можно пользоваться только студентам и тому подобное. Недавно было: бабушка ехала по школьному проездному. «Внук в школу не пошел. Так какая разница-то?» — спрашивает она меня. Мы и объясняем, что это карты для определенных слоев населения, в которые они не входят, что если она где-нибудь в другом месте попадется, так ее и оштрафовать могут.
Или пьяные, уколотые чем-то начинают буянить, ругаются, на меня орут, мешают проезду. Их нужно поуспокоить, усадить на место, довезти, куда нужно, в крайнем случае — выпроводить. Лично я, на самом деле, человек понимающий. Едет, например, мужчина с юбилея, подвыпивший он, не буянит, денег не осталось — так почему ему нельзя проехать? Со всеми может случиться. Или другой случай тоже недавно был: студентка забыла проездной. Проезд везде теперь не самый дешевый. Что, выгонять? Нет, довезла спокойно. Так на следующий день она пришла, заплатила за этот и предыдущий раз.
Из неявного: иногда приходится прибираться в салоне, чтобы совсем отвратно не было ехать следующим пассажирам. Мусорят же, мусорят.
Сколько вы зарабатываете?
Насущный вопрос, на самом деле. Недавно нам снизили зарплату, объяснив это кризисом в стране, — до 74 рублей в час. Это что вообще такое? Ужесточили правила ко всему прочему. У нас еще же есть план по сбору денег с рейсов. Не приносим 100%-ный план — прямиком на ковер к начальству.
Всё это, на мой взгляд, из-за строительства нашего автобусного парка. Ну, вот, выделило государство на премии миллион рублей. Выдали далеко не всем. Я, например, не получила. И раздали, соответственно, не весь бюджет. А остальное куда? Тоже непонятно.
В прошлом месяце у меня зарплата — 22 тысячи. И это при работе два через два, иногда с дополнительными сменами. 200 часов в месяц как минимум отработать нужно обязательно. Просто выполняя план и работая по графику, получишь 17–18 тысяч. Это что, деньги?
Почему вам нравится эта работа?
Я люблю общение с людьми. А здесь, если поработать, так много интересных личностей проезжает. Каждый день что-то новое. Сегодня, вот, например, интервью даю. Бывает, люди советов спрашивают. В сентябре студенты, видимо, приезжие, завели со мной разговор о том, куда им можно подешевле переехать из общежития. Помогаешь людям — на душе тепло сразу становится.
Но есть и вытекающие из специфики работы минусы. Например, батареи часто не греют. Сидим, мерзнем тут. Или, как уже говорила, буянят некоторые. Молодежь не всегда уважительно относится: мусорят, матерятся, обозвать даже могут. А я старенькая уже, мне это сложно. Прибирать фантики, обертки, бегать за ними по салону, терпеть ругань. Бывает, спину прихватит — и всё: не согнуться, не разогнуться.
Почему эта работа полезна обществу?
Люди в автобусе, если мы здесь, ведут себя приличнее, как мне кажется. Не так, как иногда на улице они могут позволить себе кричать, смеяться на весь район. Так или иначе многие, особенно взрослые, стараются сдерживать себя, сохранять порядок в транспорте. У нас же менталитет такой, что всегда нужна сдерживающая мера. Может быть, этим.
Государству, наверно, мы полезны. Пассажирам, которые хотят в тишине проехать, а тут пьяные матерятся да кричат. Ну и, конечно, никто в грязи ездить не хочет.
Значение слова «кондуктор»
1. (мн. кондуктора́). Работник, сопровождающий железнодорожный поезд для наблюдения за правильностью и безопасностью его следования и за сохранностью грузов.
2. (мн. кондуктора́). Работник транспорта, сопровождающий автобус, троллейбус, трамвай, в обязанности которого входит продажа проездных билетов, наблюдение за посадкой пассажиров и т. п. Кондуктор трамвая. Кондуктор автобуса.
3. (мн. конду́кторы). Тех. Приспособление в станках, придающее правильное взаимное положение инструменту и обрабатываемому изделию.
[От лат. conductor — сопровождающий, проводник]
[От лат. conductor — сопровождающий, проводник]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Конду́ктор (проводник) — работник общественного транспорта, сопровождающий пассажирский вагон в пути и обслуживающий пассажиров.
Кондукто́р — воинское звание в русском дореволюционном ВМФ, присваивавшееся унтер-офицерам.
Кондуктор — воинское звание, присваивавшееся чертёжникам и художникам в главных, окружных и полевых инженерных управлениях.
Кондуктор — в машиностроении, одна из разновидностей станочных приспособлений, применяемая при обработке отверстий на сверлильном или фрезерном станке.
Кондуктор характера — целое число, сопоставляемое характеру некоторого представления группы Галуа конечного расширения локальных полей.
Кондуктор целого замыкания — идеал целостного коммутативного кольца с определёнными свойствами.
Кондуктор — колонна обсадных труб, предназначенная для крепления верхнего интервала скважин с целью перекрытия горных пород, склонных к обрушению или поглощению промывочной жидкости.
КОНДУ’КТОР, а, м. [латин. conductor — проводник]. 1. Проводник поезда, вагона, наблюдающий за порядком и проверяющий билеты у пассажиров. || Проводник трамвайного вагона, продающий трамвайные билеты. 2. Название нек-рых низших технических должностей (спец.). Лесной к. Инженерный к. 3. Часть электрической машины, представляющая полый металлический цилиндр, служащий для проведения электричества от места его образования (тех.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
конду́ктор
1. трансп. работник, сопровождающий железнодорожный поезд для наблюдения за правильностью и безопасностью его следования и за сохранностью грузов
2. трансп. работник транспорта, сопровождающий автобус, троллейбус, трамвай (ранее также дилижанс и т. п.), в обязанности которого входит продажа проездных билетов, наблюдение за посадкой пассажиров и т. п
3. техн. неодуш. приспособление в станках, придающее правильное взаимное положение инструменту и обрабатываемому изделию
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
кондукто́р
1. истор. в военном флоте царской России — воинское звание, обычно присваиваемое унтер-офицерам, прослужившим установленный срок и сдавшим экзамен ◆ Кроме постоянных его гостей ― командира, флаг-капитана и флаг-офицера, обедавших у адмирала ежедневно, приглашались: вахтенный начальник, вахтенные гардемарин и кондуктор, стоявшие на вахте с четырех часов до восьми утра и, по очереди, два или три офицера из числа остального персонала кают-компании. К. М. Станюкович, «Беспокойный адмирал», 1894 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: завить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?