Кто такой конкурентоспособный человек
Конкурентоспособность личности
Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании – забота о будущем всей России.
Андреев В.И. считает, что среди стратегических задач в «Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования» выдвигается задача формирования конкурентоспособности личности, которая сформулирована так: «Ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося миропорядка»
Нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.
Итак, вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конкурентоспособную личность.
Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:
1) высокий уровень работоспособности;
2) стремление к качественному конечному результату;
3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;
4) творческое отношение к делу, труду;
5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;
6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;
7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;
8) способность к быстрому освоению нового дела;
9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. [Андреев В. И. «Педагогика» ]
Таким образом, формируя конкурентоспособность личности у студента, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:
· систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;
· профессиональную направленность личности;
· самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.
Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности.
О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков и др. рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.
1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства.
2. Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.
3. Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.
4. Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа» » [Д.В.Чернилевский «Дидактические технологии в высшей школе» ]
Лаптева, О.Е. Лебедева, Е.А. Ленской, А.И. Мищенко, З.И. Равкина, Д.И. Фрумина, Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности.
Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Студента как человека определенного возраста и как личность нужно характеризовать с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица и т.д. [Чупрова О.Ф. «Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе эксперто-аналитической деятельности » ]
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
конкурентоспособный личность воспитание студент самореализация
Что значит быть конкурентоспособным в современном
Что значит быть конкурентоспособным в современном мире
Конкурентоспособность является в настоящее время основным критерием развития, причем не только экономики. Проблема конкурентоспособности занимает центральное место в политике любого государства. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней иерархии национальной экономики: страны в целом, региона, отрасли, предприятия и продукции (товаров и услуг), организации как основного звена экономики. Но главным звеном в этой цепочке всегда были и будут персональные мозги. И если это мозги такого качества, как демонстрируют многие авторы этого сайта, то беда такой стране, такой экономике и такой культуре.
Конкурентоспособность — это во многом качество мозгов, способных опережать других не только в возможности создавать лучшие товары или объекты, но повышать общий уровень культуры, науки, здравоохранения, инновационного развития мира в целом. Возможно, в этом есть элемент патетики, но мозги и только мозги, соединение высокого профессионализма с универсализмом — вот движущая сила эволюции человечества.
Конкурентоспособность является главным содержанием функционирования рыночной системы, эффективности инновационного использования человеческого потенциала и его способности «проникать в будущее». Ибо продвинутые люди уже давно поняли, что будущее уже здесь, просто оно неравномерно распределено.
И хотя многие продолжают проживать жизнь по старинке, испытывая при этом комфорт, продвинутые люди вынуждены от этого комфорта отказаться и начать радикально менять свою жизнь. Большинству это недоступно и поэтому так много людей продолжают жить самотеком во тьме и защищаться своей дремучестью.
Ключевой концепцией, которая помогает продвинутому человеку самоопределиться в жизни и быть конкурентоспособным на постоянно меняющемся рынке труда, является концепция «lifelong learning», что означает «обучение через всю жизнь», самоопределение, постановка долгосрочных целей и точек приложения усилий. Главное преимущество концепции «life long learning» заключается в том, что она экономит наш самый главный ресурс — время.
Ускорение темпов глобализации, стремительный научно-технический прогресс, ведущий к развитию общества знаний, изменение характера труда, вызывающее необходимость постоянного совершенствования и обновления компетенций, растущая поляризация между интеллектуальными работниками и лицами, не имеющими достаточного уровня знаний, — всё это триггеры вашего внутреннего предназначения и главный фактор успеха. И без свободы выбора, без должного уровня конкурентоспособности, профессиональной компетентности, постоянного расширения знаний, умений и навыков, повышения роли субъекта в социальных преобразованиях и усовершенствованиях способности его понять динамику процессов развития и воздействия на их ход — без всего этого сегодня можно только тихо ползти на кладбище, подменяя всё это мультиками ракет, летящими на Флориду…
Конкурентоспособность складывается из огромного количества личностных факторов, таких как талантливость, творческое отношение к делу, ответственность, способность к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту, высокая квалификация, мотивация, профессиональная компетентность, личная организованность, целеустремленность, четкость целей и ценностных ориентаций, независимость, лидерские качества, трудолюбие, способность к риску, нацеленность на успех, стремление к инновациям, толерантность, психологическая готовность к различным сложным ситуациям, уверенность в себе, мобильность, адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения, создание позитивной репутации и собственного достойного имиджа. Значительную роль при этом играет необходимость постоянно самосовершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане.
Поскольку базовой основой качеств, определяющих конкурентоспособность личности, является ее способность к творческому саморазвитию и самореализации, главным приоритетом образования должна стать наряду с высоким профессионализмом именно нацеленность на творческое саморазвитие и творческую самореализацию личности. Результативность конкурентной деятельности будет тем выше, чем глубже человек осознает ее личную и социальную значимость.
Обеспечение культуры, науки, экономики конкурентоспособными специалистами — одно из условий функционирования инновационной системы, продуктивной эволюции страны. Факторы, тормозящие профессиональный рост и повышение конкурентоспособности, — несвобода, отсутствие жизненного опыта, неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, наличие психологических проблем в общении, неготовность к интенсивному, каждодневному и продуктивному труду в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами.
Американская практика воспитания профессионалов предлагает руководителям определить наиболее эффективных сотрудников, отвечая на следующие вопросы:
1. Кто редко отсутствует?
2. Кто хорошо работает без давления?
3. Кто постоянно выполняет работу высококачественно и в срок?
4. Кто с радостью приложит дополнительные усилия, если это потребуется коллективу?
5. Кому вы можете поручить работу, чтобы дело не стояло из-за чьего-либо отсутствия?
6. Кто не донимает других своими постоянными советами и руководством?
7. Кто работает столь же хорошо в отсутствие шефа?
8. Кто даст больше советов, чем создает проблем?
9. Кто помогает другим лучше выполнять их работу?
10. Кто постоянно стремится совершенствовать свою работу?
11. Кто сглаживает конфликты, способствует сотрудничеству и поддерживает моральное состояние?
Такая практика нацелена на развитие таких человеческих качеств, как ответственность, коммуникабельность, эмпатия, стремление к саморазвитию, самостоятельность, аналитичность, рефлексивность, быстрота реакции, креативность, наблюдательность, критичность и целостность мышления.
Только существенная реорганизации системы высшего профессионального образования может создать необходимые условия для обеспечения конкурентоспособности выпускника университета. Необходимо не простое совершенствование управления, а коренное преобразование его. Необходимо опережающее управление по сравнению с реальными процессами в деятельности учебных заведений.
В новых условиях управление функционирования должно быть заменено целенаправленным и прогностическим управлением развития, обеспечивающим гибкость и подвижность в выборе целей и принятии решений, в самой деятельности. Тогда учебные заведения становятся учебными заведениями развития (а не функционирования), всецело ориентированными на инновационную деятельность. Новый тип учебного заведения выражен в его целях, новизна которых состоит в ориентации высшего профессионального обучения на подготовку конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста, готового к сотрудничеству и взаимопониманию людей.
Первейшим фактором конкурентоспособности является социальная и личностная свобода, поэтому авторитарные и, тем более, тоталитарные режимы не просто неконкурентоспособны, но изначально обречены на деградацию и вымирание в мире быстрого политического и экономического роста. Конкурентоспособность современных высокоразвитых стран основана не столько даже на их научных или технологических преимуществах, сколько на социальных свободах и социальных лифтах для талантов и умельцев. Согласно свободному индексу конкурентоспособного экономического роста (Growth Competitiveness Index), мировыми лидерами здесь (за исключением Сингапура) являются страны развитой демократии — США, Нидерланды, Швейцария, ФРГ, Великобритания, скандинавские страны, то есть страны с гибкими рыночными экономическими системами, восприимчивыми к инновациям и к быстрой перестройке в соответствии с изменениями на мировом рынке.
Конкурентоспособные люди
О конкуренции. Интересный матерьял, который есть наверно у всех.
Женский вариант
Востребована и конкурентоспособна женщина, умеющая говорить с мужчиной на самые разные, но обязательно интересные для него темы. Она умеет расспросить его о детстве, о самых приятных минутах его жизни, умеет «разгладить» ему душу. Она интересуется его планами на будущее, но при этом имеет и свои, довольно амбициозные планы.
Востребована и конкурентоспособна женщина, умеющая говорить с мужчиной на его языке.
Востребована и конкурентоспособна женщина, знающая себе цену, уверенная в себе и склонная к обоснованному риску.
Востребована и конкурентоспособна женщина, у которой всегда ровный тон настроения, без резких перепадов от депрессии до истерии.
Что портит «марку» женщины и, в конечном итоге, снижает ее конкурентоспособность:
Конкурентоспособны только активные и преуспевающие люди. Пассивные, плетущиеся в хвосте событий, никому не интересны.
Конкурентоспособные люди знают себя. Они знают цену своим успехам, они знают, какие таланты, умения и способности могут предложить другим, они занимаются тем, чем им нравится заниматься.
Конкурентоспособные люди любят себя. Чтобы завоевать других, чтобы быть востребованным другими, нужно понять себя и позаботиться о себе. Как говорил Оскар Уайльд: «Полюбив себя, вы начинаете роман длиной в жизнь».
Конкурентоспособные люди настойчивы. Они терпеливо идут своим путем и не зацикливаются на промахах, встают после падений и продолжают идти к цели.
Конкурентоспособные люди стремятся к победе. Они настроены на победу во всем: от игры в «подкидного дурака» до завоевания президентского кресла.
Конкурентоспособные люди не размениваются по мелочам. Их желания и мечты значительны, и они умеют их воплощать в жизнь.
Конкурентоспособные люди следуют философии, которая работает на них. Они способны стать образцом, достойным подражания.
Конкурентоспособные люди имеют свои идеалы. Они выстраивают здание своей жизни на прочном фундаменте собственных идеалов.
Конкурентоспособные люди умеют быть счастливыми. Этим они и привлекательны более всего.
Все религии мира учат терпимости, доброте, гармонии, любви к ближнему, и все это уживается с мощнейшей конкуренцией в политике, экономике, спорте, личной жизни и даже с конкуренцией среди представителей различных религиозных конфессий.
Эпоха дефицита закончилась. Наступила эра профицита. Бесконечные рейтинги, конкурсы, номинации ждут своих победителей, о которых завтра уже забудут, так как на их место придут другие.
Что может удержать вас на гребне волны?
Способность выработать в себе качества, которые делают вас позитивным, запоминающимся, ярким, необычным.
Способность правильно подать себя.
Способность длительное время удерживать свой образ в сознании людей.
Показывай себя, будь на виду… То, чего не видят, как бы не существует… Демонстрация заполняет многие пробелы, прикрывает недостатки и дает всему вторую жизнь, особенно в том случае, если она подкреплена истинными достоинствами.
Б. Грациан
Мужской вариант
Мы думали, размышляли, слышали из любых источников следующий материал:
А разве у вас не мелькала мысль, что ваша претендентка на звание подруги жизни, жены была бы еще лучше, если бы у нее были лучшие качества других ваших подружек? Утешает одно: то, что, возможно, она тоже не конкурентоспособна. Такую никто не уведет. Такое «авто» никто не украдет. Потому-то и говорят в народе: «Руби дерево по себе».
Как много людей хотят вас приобрести, насколько вы конкурентоспособны? Есть ли у вас достойный бренд, торговая марка, комплекс уникальных качеств?
Конкурентоспособны только активные и преуспевающие люди. Пассивные, плетущиеся в хвосте событий, никому не интересны.
Конкурентоспособные люди знают себя. Они знают цену своим успехам, они знают, какие таланты, умения и способности могут предложить другим, они занимаются тем, чем им нравится заниматься.
Конкурентоспособные люди любят себя. Чтобы завоевать других, чтобы быть востребованным другими, нужно понять себя и позаботиться о себе. Как говорил Оскар Уайльд: «Полюбив себя, вы начинаете роман длиной в жизнь».
Конкурентоспособные люди настойчивы. Они терпеливо идут своим путем и не зацикливаются на промахах, встают после падений и продолжают идти к цели.
Конкурентоспособные люди стремятся к победе. Они настроены на победу во всем: от игры в «подкидного дурака» до завоевания президентского кресла.
Конкурентоспособные люди не размениваются по мелочам. Их желания и мечты значительны, и они умеют их воплощать в жизнь.
Конкурентоспособные люди следуют философии, которая работает на них. Они способны стать образцом, достойным подражания.
Конкурентоспособные люди имеют свои идеалы. Они выстраивают здание своей жизни на прочном фундаменте собственных идеалов.
Конкурентоспособные люди умеют быть счастливыми. Этим они и привлекательны более всего.
Помните, что и другие понимают это и тоже стараются трубить о себе, о своей необычности. Кого услышат: вас или других? Как вы докажете, что вы лучше всех?
Все религии мира учат терпимости, доброте, гармонии, любви к ближнему, и все это уживается с мощнейшей конкуренцией в политике, экономике, спорте, личной жизни и даже с конкуренцией среди представителей различных религиозных конфессий.
Эпоха дефицита закончилась. Наступила эра профицита. Бесконечные рейтинги, конкурсы, номинации ждут своих победителей, о которых завтра уже забудут, так как на их место придут другие.
А что может удержать вас на гребне волны?
Способность выработать в себе качества, которые делают вас позитивным, запоминающимся, ярким, необычным.
Способность правильно подать себя.
Способность длительное время удерживать свой образ в сознании людей.
Показывай себя, будь на виду… То, чего не видят, как бы не существует… Демонстрация заполняет многие пробелы, прикрывает недостатки и дает всему вторую жизнь, особенно в том случае, если она подкреплена истинными достоинствами.
Б. Грациан
Конкурентоспособность как интегральное качество личности специалиста
В документах по модернизации образования говорится о том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Для достижения этой цели важно исходить из имеющей методологическое значение позиции: осознавать, четко представлять, в каком обществе и государстве будет действовать будущий специалист как гражданин демократического государства, какими правами и свободами он будет пользоваться, какие качества ему необходимы. Любая профессиональная деятельность, успех в карьере зависят от понимания функции, гражданско-правовых границ этой деятельности.
В связи с этим человек как субъект профессиональной деятельности, образование как социальный и государственный институт должны строить свою деятельность на фундаменте государственных норм и норм, регулирующих отношения в гражданском обществе.
Объективной основой обеспечения и реализации прав и свобод человека является наличие правового государства и гражданского общества.
Признаки правового государства: верховенство правового закона; реальность прав и свобод личности; правовая форма (взаимность прав и обязанностей) взаимоотношений индивида, общества, государства; организация и функционирование государственной власти на основе конституционно-правовой регламентации принципа разделения властей.
Современное конституционное государство складывалось поэтапно:
Этап 1. Государство установило суверенную государственность посредством монополизации средств «узаконенного физического насилия» (М. Вебер) и сосредоточило их в руках государства. На этой стадии устанавливается внутренний мир. Государство строится как государство.
Этап 2. Государство становится конституционным, когда создаёт условия мира и выживания, осуществляет разделение властей и гарантирует права человека.
Этап 3. Конституционное государство посредством проведения в жизнь принципа суверенности народа и завоеванием всеобщего избирательного права.
Этап 4. Государство дополняется компонентами социального государства, государства «всеобщего благоденствия».
Гражданское общество строится на следующих устоях (С.С. Алексеев):
— не граждане общества, а общество граждан;
— не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;
Современное правовое гражданское общество имеет следующие основы: социальную (средние классы), экономическую (национальный рынок); правовую (судебная и общественная защита прав человека); нравственную (снижение уровня страха, озлобленности); культурную (массовый доступ к мировой культуре).
10 декабря 1948 г. генеральная ассамблея ООН приняла всеобщую декларацию прав человека. Это был первый шаг в формулировании международных стандартов прав человека. В этом документе закреплены высокогуманные общечеловеческие ценности.
Политические права и свободы являются неотъемлемым атрибутом современного цивилизованного общества, важной категорией субъективных прав и свобод гражданина. Политические права составляют базовую конструкцию демократической общественно-политической системы. Через реализацию этих прав преодолевается отчуждение граждан от государства, обеспечивается их участие (индивидуальное и коллективное) в общественно-политической жизни, в осуществлении собственно государственной власти.
Если личные права направлены на обеспечение автономии человека, его независимости как физического лица, то политические права позволяют личности быть активным участником политического процесса.
Борцы за политические права на протяжении столетий исходили из того, что человек является разумным существом, носителем определённого политического сознания и определённой политической воли. Взаимодействие таких людей создаёт политическую жизнь, движение истории.
Обладание определённой совокупностью политических прав, как правило, связано с принадлежностью к конкретному государству в качестве его полноправного гражданина. Политические права в полном объёме признаются лишь за гражданами и охватывают сферу интересов индивида в его взаимоотношениях с государством (сферу публичных интересов). Поэтому, несмотря на огромное значение современных международно-правовых документов универсально и регионального характера, фактическое осуществление основных политических прав и свобод человека и гражданина окрашено в национальные цвета конкретной страны и реализуется через национальное законодательство, связано с определёнными правовыми механизмами и процедурами, которые базируются на национальных традициях и политическом опыте. Учёт этого обстоятельства предопределяет степень успеха и неуспеха в деле демократических реформ, заимствования иных политических институтов в тех или иных странах.
Экономические и социальные права затрагивают важные сферы жизни человека, однако их реализация зависит от состояния экономики и наличия ресурсов.
Основными в системах экономических и социальных прав являются: право на труд, право на справедливые и благоприятные условия труда; право частной собственности; свобода экономической деятельности; право на социальное обеспечение; право на достаточный уровень жизни.
Данные права закрепляют положение, при котором все лица должны иметь одинаковую возможность продвижения в карьере только на основании трудового стажа и квалификации.
Свобода экономической деятельности тесно связанная с правом частной собственности, означает:
— свободно использовать свои возможности, способности, имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;
— заключать различные договоры и добиваться их выполнения в соответствии с действующим законодательством;
— имеет право на доброе имя (защиту деловой репутации), на возмещение вреда, в том числе и морального, связанного с посягательствами на его репутацию;
— имеет право на свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и так далее.
Рассмотренные права и свободы граждан, их роль, функции в государстве и гражданском обществе послужат объективной основой при проектировании модели личности специалиста, его социально значимых качеств.
Именно личностные показатели являются гарантом конкурентоспособности, то есть собственно рыночных качеств, характеристик, имеющих ярко выраженную направленность на определенные целевые группы инвесторов и потребителей.
Исследования показывают, что к качествам, определяющим конкурентоспособность специалиста, относятся гибкость и профессиональная мобильность, умение «презентовать себя»; владение методами решения большого класса профессиональных задач, способность справляться с различными профессиональными проблемами, уверенность в себе, ответственность, ориентация на успех, готовность постоянно обогащать свой опыт. Эти качества формируются под влиянием глубокого интереса к выбранной специальности, определяются профессионализмом преподавателей, производственной практикой, активностью в самообразовании, скоростью восприятия, понимания и прочного усвоения больших массивов сложно организованного значения.
Например, квалифицированному инженеру требуются экономические знания, знания основ менеджмента и практического маркетинга, психологические и социологические знания.
У любого специалиста в его карьере, благосостоянии большую роль играет профессиональный успех. По результатам исследований, студенты считают, что для достижения успеха необходимы такие качества, как упорство, целеустремленность, терпение, самообладание, выдержка, уверенность в себе, трудолюбие, работоспособность, решительность, общительность, справедливость, сноровка, сила, воспитание, энергичность и др.
Исследования показывают, что существует взаимосвязь объективной индивидуальной успешности и особенностей личностных свойств. В содержание успешности входят: высокие результаты, высокий социометрический статус (эмоциональный, интеллектуальный, профессиональный).
Под профессиональной направленностью личности принято понимать стремление, нацеленность личности применять свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В содержание данного понятия в качестве под системных входят: профессиональные ценностные ориентации, интересы, отношения.
Профессиональная готовность характеризуется направленностью личности на определенное поведение, желание заниматься деятельностью, внутреннее принятие ее требований, осознание соответствия своих качеств этим требованиям. Другие исследователи в понятие «готовность» включают и комплекс профессиональных знаний, умений, навыков.
Помимо понятия «компетентность» в педагогической науке употребляется термин «компетенции». Компетенции не сводятся ни к знаниям, ни к умениям. Компетенция возникает, когда знание переходит в действие в конкретной ситуации.
К социально важным качествам исследований [Э.Ф.Зеер, В.В. Краевский, А.А.Вербицкий, Р.С.Немов, В.А.Сластенин, С.В.Шевченко и др. относят: гражданскую зрелость, законопослушность, социальную активность, социальный оптимизм, высокий уровень ценностных ориентации; развитость умственных и практических способностей; чувство достоинства; ориентация на достижение успеха; социальная мобильность; способность к конструктивному разрешению конфликтов; способность к адаптации, сотрудничеству, способность брать на себя ответственность.
К профессионально важным качествам относят: владение профессиональными умениями и навыками (компетентность, профессионализм); способность самостоятельно планировать, выполнять и контролировать работу; обладание определенной квалификацией; профессиональная мобильность; предприимчивость; владение новыми технологиями, понимание сферы их применения, их силы и слабости; готовность к непрерывному самообразованию, повышению квалификации; коммуникабельные умения и навыки, умение вести переговоры; способность к волевому воздействию; организованность; самостоятельность; творческий подход к делу.
В системе социально значимых и профессионально важных качеств в особую группу можно выделить комплекс интеллектуально-эвристических умений: умение анализировать, обобщать, абстрагировать, моделировать, прогнозировать, генерировать идеи, воображение, видение противоречий, проблем, способность отказываться от ошибочных идей, критически мыслить; независимость суждений.
На характер профессиональной деятельности специалиста оказывают влияние его психические свойства: воля, чувства, восприятие, память, мышление, а также биопсихические свойства: темперамент, половые и возрастные свойства, состояние здоровья.
Специалист достигает успеха, если обладает профессиональной мобильностью, профессиональной компетентностью, профессиональным мастерством.
Названные выше свойства и качества специалиста ни есть статическая и неизменяемая система. В деятельности, особенно в условиях конкуренции, рыночных отношений, данная система постоянно изменяется, те или иные качества актуализируются, образуют сложные комплексы, постоянно изменяя внутренние связи, соотношения.
В этой связи актуальность и социально-педагогическая целесообразность, необходимость введения приобретает понятие «конкурентоспособность личности специалиста», то есть способность специалиста выдерживать конкуренцию на рынке труда.
Выявленные в ходе теоретического анализа свойства и качества, определяющие конкурентоспособность специалиста, позволяют посредством обобщения, моделирования спроектировать модель конкурентоспособной личности специалиста.
В имеющихся научных работах модель специалиста преимущественно носит описательный характер, включает очень широкий спектр качеств, выраженных посредством нередко разноплановых, не рядоположенных понятий: профессиональная подготовка, такие личностные качества, как физическое, психическое и нравственное здоровье, образованность, общекультурная грамотность.
Другие исследователи в модель специалиста включают профессиональные знания и умения, социально-психологические и духовно-творческие качества личности специалиста, определяющие его способность трудиться в условиях рыночных отношений, добиваться результатов, адекватных требованиям общественного и научно-технического прогресса.
С точки зрения Мельничук О. и Яковлевой А., в модель личности специалиста должны войти такие структурные компоненты, как:
— самоорганизация, которая предполагает анализ ситуации, постановку задачи, планирование и прогнозирование возможных результатов и последствий собственных действий, самоконтроль и оценку эффективности своих решений на основе саморефлексии;
— саморегуляция, означающая умение свободно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, способность фиксировать изменения в себе, понимание и использование механизмов культурной самокоррекции.
При проектировании модели конкурентоспособного специалиста мы опирались на результаты исследований О.Мельничук и А.Яковлевой, определяющих требования к модели специалиста:
— понимание сущности и социальной значимости своей специальности;
— следование этическим и правовым нормам общества;
— наличие аксиологических устремлений, т.е. идеалов, ценностей, приоритетов, мотиваций и т.д.;
— знание законов межличностного общения и умение использовать их на практике;
— способность принимать решения и нести за них ответственность;
— Уметь ставить высокие личные цели по удовлетворению потребностей в самовыражении, стремиться вести нормальный образ жизни, поддерживать хорошую физическую форму, постоянно повышать свою классификацию, ясно и доходчиво излагать свои мысли, быть чистым, обязательным, целенаправленным и красиво одеваться.
— Уметь научно прогнозировать стратегию развития фирмы, эффективность и конкурентоспособность выпускаемого товара, изучать и оценивать факторы, влияющие на конкурентоспособность, уметь доказывать устно и письменно свои идеи.
— Уметь формировать цели других людей, понимать характер, особенности личности, и адекватно оценивать себя и других людей, поддерживать нормальный морально-психологический климат в коллективе, снимать стрессы, сглаживать конфликтные ситуации.
— Знать технические и технологические особенности, принцип действия, покупаемого, выпускаемого или продаваемого объекта, разбираться в вопросах унификации, стандартизации, специализации и автоматизации производства.
— Уметь анализировать, прогнозировать, экономически оценивать и принимать решения в условиях неопределённости.
— Уметь организовывать себя и коллектив на достижение поставленных целей, выполнять функции распределителя ресурсов, диспетчера и координатора, делегировать функции и ответственность по уровням управления, организовать стимулирование работников на реализацию концепции маркетинга, повышение качества и экономию ресурсов.
Ученые выделяют как наиболее актуальную проблему повышения качества подготовки (конкурентоспособности) специалистов в области экономики и менеджмента, что связано с постановкой следующих задач:
— усиление практической направленности социально-экономических дисциплин, оптимальное использование их воспитательного потенциала, ориентированности на обеспечение (повышение) конкурентоспособности специалистов и вузов;
— пересмотр образовательных стандартов (государственных требований) к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов квалификации экономист, экономист-менеджер, инженер-менеджер, учитывающий междисциплинарный характер их подготовки;
— повышение внимания к отбору социально-экономических знаний, углубление освоения ключевых понятий;
— совершенствование образовательных технологий, образовательных стандартов.
В заключение отметим, что главным в образовательном процессе является неполучение информации, а понимание принципов, понятий, законов, закономерностей подготовки к деятельности в условиях рыночных отношений.