Кто такой конструктор одежды
Профессия: конструктор одежды
Конструктор одежды, кто это? Какие знания и умения необходимы в профессии? Где учиться? Как взаимосвязано образование дизайнера одежды и конструктора? Куда устроиться работать? На эти и другие вопросы мы ответили в статье.
Конструктор одежды: о профессии
Конструктор одежды отвечает за техническую сторону создания коллекций. Это «модный инженер» с творческом талантом. Если дизайнер вдохновляется идей, делает наброски, эскизы будущих изделий, то профессия конструктора одежды обязывает проработать техническую сторону всех моделей, а, в частности, выкройки и лекала. Получится ли с помощью этой ткани создать нужный объем? Как обработать края среза, нарисованного на эскизе? Какие припуски оставить? Он решает множество важнейших вопросов, от которых зависит конечный результат внешнего вида всей коллекции.
Безусловно, в каждом бренде такой специалист выполняет разнообразный набор обязанностей. Зачастую компании нанимают модельеров-конструкторов одежды, которые отвечают и за разработку моделей, эскизов, и за техническую сторону. Также распространена более узкая специализация — инженер-конструктор, который слабо влияет на творческую составляющую создания коллекций.
Однако, если вы хотите быть востребованным специалистом в мире моды, станьте универсалом. Пройдите обучение дизайну одежды, чтобы научиться развивать креативные идеи в готовые коллекции. Также освойте навыки конструирования для понимания технических особенностей создания выкроек, швов, вытачек и т.д. Только в этом случае вам удастся добиться настоящего успеха в мире моды, а компании будут ценить ваши знания и опыт.
Образование конструктора одежды
В индустрии моды без основательного образования не обойтись. Пройдите обучение на конструктора одежды, модельера, модного дизайнера в одном из престижных Вузов. Институт Марангони предлагает общие программы Бакалавриата:
, где вы получите обширные знания обо всех этапах создания коллекций: поиск вдохновения, развитие идеи, проработка эскизов и технических рисунков, конструирование выкроек, пошив, выпуск конечного изделия на производстве.
Помните, что конструктор одежды должен всегда пополнять знания и учиться, поэтому курсы повышения квалификации станут верным другом на всю жизнь. Новинки в мире моды появляются со скоростью света, как идейные, так и технологические. Однако отдельно от фундаментального fashion-образования курсы не дадут нужных знаний и результата. С их помощью вы научитесь делать выкройки, шить вещи себе или друзьям, но не сможете стать успешным конструктором с высокой квалификацией. Образование — это только ступень на пути к профессионализму, чтобы стать хорошим конструктором нужно много практиковаться и живо интересоваться профессией.
Что должен знать конструктор одежды?
Давайте рассмотрим подробнее, какие знания нужны конструктору одежды:
Безусловно, вам нужна основа профессии — фундаментальные знания: размерный ряд, виды и структура прибавок, практическая анатомия, психология человека, принципы создания размерной типологии и т. д.
Теория без практики — ничто. Вы должны знать методики конструирования и следить за инновационными техниками и технологиями в индустрии. Необходимо разбираться в материаловедении, учитывать особенности проектируемого изделия, понимать как с помощью конструктивных решений создать правильный силуэт, объем и крой. Может быть этот материал вообще не подходит для модели? Какие припуски сделать, какая усадка у ткани?
При конструировании одежды не обойтись без специальных компьютерных программ (САПР), где производятся чертежи выкроек, там же создаются лекала для разных размеров и ростовок. Сегодня все компании стараются снизить затраты на производство и применение автоматизированных программ распространилось повсеместно. XXI век!
Конструктор должен знать основы построения композиции костюма, кроме того, ему необходимо следить за модными тенденциями, новинками в мире тканей, следить за инновационными формами и силуэтами.
Техническим рисунком должен владеть каждый конструктор, если же в ваши обязанности будет входить и дизайн одежды, значит придется сначала делать эскизы изделий, а после этого переводить их в технические рисунки. Не беспокойтесь, этому вы научитесь на программах Бакалавриата по модному дизайну в институте Марангони, как и всему остальному.
Как высококлассный специалист вы должны разбираться во всех этапах производства одежды, это позволит создавать качественные лекала. Какое оборудование применяется на производстве, как с его помощью можно обработать швы, какие для этого нужны монтажные припуски? А знание производственных терминов упрощает понимание и совместную работу с технологами.
Также необходимо разбираться в организации производства, знать чем занимаются в раскройном и швейном цехах, участках дублирования и вышивания, цехе окончательной отделке и т. д. Это поможет адаптировать конструкцию изделий к конкретному производству.
Как стать высокопрофессиональным конструктором одежды? Постоянно учиться, разбираться во всех этапах создания коллекций и производства, глубоко изучать специфику профессии. Практикуйтесь, не бойтесь ошибаться, ищите нестандартные решения, перенимайте опыт коллег и наставников, проверяйте на практике теоретические знания, и вы добьетесь успеха.
Подробнее об обучении в Istituto Marangoni вы можете узнать у специалистов STUDIES&CAREERS, а о поступлении — на странице «Документы».
Модельер-конструктор
Модельер-конструктор – специалист по разработке новых моделей одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Модельер разрабатывает новые модели будущих предметов одежды, подготавливает необходимые методические материалы, рисует эскизы, контролирует изготовление изделий. При необходимости он дорабатывает свои проекты, учитывая возможности ателье или фабрики, для которой он работает. Участвует в смотрах и выставках моделей.
Рабочее место
Работает конструктором–модельером, менеджером по продаже готовой одежды и тканей, создают частные ателье.
Важные особенности
Модельеру необходим художественный вкус, точный глазомер, чувство цвета. Снижение остроты зрения, нарушение координации движений рук являются противопоказаниями к подобной работе.
Оплата труда
Зарплата модельера-конструктора на ноябрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Знания и навыки
Модельер-конструктор должен разбираться в модных тенденциях, знать принципы моделирования и конструирования одежды, современные материалы, промышленные технологии.
Нужно уметь разрабатывать и рисовать эскизы моделей, разрабатывать конструкторскую документацию (в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования), производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемой конструкции и пр.
Где учат
Среднее профессиональное образование (СПО)
Можно пройти обучение в одном колледжей, готовящих кадры для швейного производства. Среди них московские колледжи:
Высшее образование
Чем занимается конструктор одежды? [Плюсы и Минусы]
Конструктор одежды — это специалист, который создает одежду, придуманную дизайнерами и стилистами. Его главная задача — технически верно выполнить задание.
История профессии конструктора одежды
Создание одежды — древнее искусство, так как с помощью вещей люди могли подчеркивать свой статус, стиль и другие особенности.
Раньше функции швеи, портного, дизайнера и закройщика выполнял один человек — модельер. Впоследствии промышленная революция привела к тому, что появились более узкие специализации.
Дизайнеры, технологи, стилисты и другие специалисты зачастую работают вместе, разрабатывая новую модель одежды или коллекцию.
Источник фото drobotdean/freepik
Описание профессии конструктора одежды
Сначала создается готовый эскиз или модель будущего изделия. Конструктор должен учитывать все особенности ткани, размеры одежды и другие факторы, чтобы создать определенную вещь.
В процессе работы конструктор одежды может вносить свои правки, так как дизайнер может не знать всех особенностей ткани.
Ранее эскизы выполнялись на бумаге, позже были созданы компьютерные программы и приложения, которые позволяют создавать объемные модели будущих изделий, чтобы технолог, стилист и конструктор могли заранее знать, как будет выглядеть изделие в итоговом варианте.
Конструктор должен знать геометрию, уметь чертить и обладать другими художественными навыками.
Профессиональные обязанности конструктора одежды
Специалист этой сферы может работать в различных организациях. Это могут быть салоны, ателье, дома моды и текстильные фабрики. Но основные обязанности у специалиста практически не отличаются:
Часто конструктор участвует в создании коллекции одежды.
Источник фото lookstudio/freepik
Карьера и зарплата конструктора одежды
Карьера конструктора одежды часто имеет горизонтальный рост. Это значит, что у специалиста растут компетенции и он повышает свое мастерство вместе со стоимостью услуг.
Получить руководящую должность в организации можно, но это редко происходит по причине качественной работы. В большинстве случаев — это проявление лидерских качеств.
Зарплата конструктора одежды варьируется в широких пределах.
В Москве компании предлагают следующую зарплату:
Больше вакансий можно обнаружить в регионах с развитой легкой промышленностью.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
Минусы:
Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды
В фэшн-индустрии конструкторов еще называют «инженерами одежды». Они превращают идеи дизайнеров в лекала, переводят на язык производства их рисунки и мудборды. Мы поговорили с работниками индустрии об этой профессии — важнейшей, но недооцененной.
Дизайнер = конструктор?
В идеальном мире дизайнер умеет конструировать сам. В 1930-х годах образцовым примером дизайнера-конструктора была Жанна Ланван: только со знанием женского тела и умением кроить можно было шить впечатляющие платья со сложными драпировками и широкими рукавами. Навыками конструирования владели Кристиан Диор, Юбер де Живанши, Пьер Карден. Александр Маккуин конструировал так же виртуозно, как и придумывал, — и был, по сути, закройщиком своих коллекций. Сегодня экспертиза в обеих профессиях встречается все реже: Раф Симонс, например, даже не рисует эскизы — он собирает файл с описанием идей, из которого ясно, какой силуэт, какую форму и какое настроение хочет передать дизайнер. Вирджил Абло, архитектор по образованию, сможет сконструировать скорее здание, чем костюм («Если бы я учился в фэшн-колледже, то изучал бы конструирование»).
Из актуальных сегодня дизайнеров прекрасными конструкторами считаются Готье и Марк Джейкобс, Читосе Абе из Sacai, которая работала конструктором в Comme des Garçons, и Демна Гвасалия, оттачивавший мастерство в ателье Maison Martin Margiela. Понятно, что ни один из них не делает лекала для всей коллекции, но ценные знания о том, как можно посадить плечо пиджака или нарочно сбить пропорции, точно расширяют кругозор и дают больше возможностей.
«Своим студентам я всегда привожу в пример Марка Джейкобса, — рассказывает Ирина Шакина, преподававшая конструирование в Британской высшей Школе дизайна. — На ютубе есть замечательный фильм, в котором после эскиза дизайнер делает лекала изделия, раскраивает из ткани и показывает лаборантам, как сшить вещь, — и все сам! Все эти этапы во время обучения должен пройти каждый, чтобы не придумывать ерунду — мягко говоря, невыполнимую для производства».
Поскольку владение профессией дизайнера и с художественного, и с инженерного ракурса вряд ли возможно, Ирина предлагает следующее: «В обязательном порядке вы умеете рисовать от руки — это даже не обсуждается. Дальше идете учиться дизайну одежду, потому что просто не представляете себя в другом качестве. Программа обязательно включает в себя конструирование-моделирование, технологию, маркетинг и далее по списку. По окончании учебы вы ищете себе конструктора — не просто хорошего профессионала, а единомышленника, человека с современным видением и хорошим вкусом. Как показывает опыт, совмещение дизайнера и конструктора в одном лице для начинающих специалистов бывает мерой вынужденной, но трудновыполнимой впоследствии — это физически невозможно и нецелесообразно».
Знать общие принципы построения и посадки изделия на фигуре Ирина считает обязательным. Также обязательно уметь моделировать из базовых лекал (лекала классических пиджаков, брюк, юбок — прим. BURO.), потому что это — один из способов создания нового дизайна: «Глядя только на лекала, можно придумать новые формы и линии. Диор, например, владел этим методом в совершенстве, его работы — результат прекрасного моделирования лекал».
«Никогда не верьте, если вам скажут, что конструкторов заменят компьютеры»
«Никогда не верьте, если вам скажут, что конструкторов заменят
компьютеры»
Сестры Алиса и Юлия Рубан никогда не учились портновскому мастерству — но их коллекции интересны именно с конструкторской точки зрения: платье-тренч со съемным верхом, блузки с рукавами, меняющими форму, сарафаны, которые превращаются в юбку с большими карманами. Сейчас в ателье марки работают над сложным платьем с двумя зап а хами. Здесь шутят, что если никто не знает, как сшить определенную вещь, то именно ее дизайнеры никогда не отменяют, а «добивают до последнего». «Расход макетной ткани у нас зашкаливает, иногда на одно изделие строится по несколько образов. Пока наш внутренний рекорд — семь макетов на один кутюрный наряд», — комментирует Алиса.
«Скорость, математическая и геометрическая точность, качество исполнения лекал — то, что отличает САПР от ручного конструирования, — объясняет Ирина Шакина. — САПР не обучит и не поможет, если конструктор плох: это все равно, что посадить за руль не умеющего водить машину. Почувствовать фигуру и форму сначала можно и нужно только через ручное конструирование и моделирование. Учить студентов САПРу считаю лишней опцией — если только вы не технарь с инженерным образованием типа Бауманки или Архитектурного в прошлом. А конструктор сам почувствует, когда он к этому уже готов и ему без этого ну уже никак».
Колумнист американского Vogue Сара Мауэр тоже на стороне ручного конструирования. В своем инстаграме фэшн-критик призывает студентов и дизайнеров не списывать со счетов традиционную работу с лекалами, приводя в пример Маккуина, оттачивавшего свои навыки в ателье на Сэвил-Роу: «Никогда не верьте, если вам скажут, что скоро все будет конструироваться на компьютере или что компьютеры смоделируют все за вас: сегодня конструкторы — одни из самых востребованных специалистов».
«Никто не хочет быть конструктором — все сегодня хотят заниматься дизайном»
«Никто не хочет быть конструктором — все сегодня хотят
заниматься дизайном»
Разговоры о востребованности профессии усиливаются еще и тем, что мест, где учат конструированию, становится меньше. Сара Мауэр говорит о том, что английские колледжи моды закрывают конструкторские студии, потому что считают, что в будущем студентам эти знания не пригодятся — все будут делать компьютерные программы. О похожей проблеме в России говорит Ирина Шакина: «К сожалению, с объединением ВУЗов и колледжей стало меньше возможностей учиться конструированию. Раньше в Колледже им. Моссовета был Факультет конструирования и моделирования, причем бюджетный. Так вот, в программе там был академический рисунок все три года обучения — сейчас факультет закрыли. Никто не идет, не хочет быть конструктором — все сегодня хотят заниматься дизайном».
Проблему нехватки специалистов на Экономическом форуме озвучивает Оксана Лаврентьева: «У меня в компании работают 300 человек, — сказала она. — Самое страшное не то, что к нам приходят дизайнеры-выпускники наших институтов, которые вообще ничего не умеют. Самое страшное — что сейчас нет заведений, в которых учат технологов и конструкторов». Дизайнеров, по словам главы «Русмоды», обучить в компании могут — были бы идеи. Но рук, которые дальше будут работать над изделиями, просто нет: «У нас два производства, и каждый человек на вес золота: новых людей негде брать, их нигде не учат. К тому же это не популярные специальности, никто не идет на них учиться — и факультеты закрываются».
Французский институт моды в Париже, к примеру, изящно привлекает внимание к недооцененной профессии: в сентябре 2019 года здесь запускают курс для креативных конструкторов. Слово «креативный» в названии модуля по задумке должен привлечь студентов, которые сегодня все больше хотят придумывать сами, и все меньше — превращать в лекала идеи других.
«Белый ангел, а не серый кардинал»
Принято считать, что конструкторы находятся в тени дизайнеров. Они не медийные личности: сможете назвать хотя бы одно имя конструктора брендов-гигантов? На бэкстейдже к ним не бегут с вопросом, как им удалось идеально посадить плечи. Не спрашивают о работе над лекалами многоярусных платьев. В больших домах дизайн-студии и конструкторские мастерские находятся в разных местах — иногда в отдельных зданиях, иногда в подвале. Общение конструкторов с креативным директорами минимально: в фильме об Александре Маккуине даже был фрагмент, когда в ателье Givenchy дизайнер поинтересовался, кто сделал эту вещь, он хотел познакомиться с мастером — ему ответили, что этому человеку запрещено заходить в студию.
«Хочу сразу прояснить: наш главный конструктор — не серый кардинал, а белый ангел модного дома», — начинает рассказ о своем конструкторе дизайнер Татьяна Парфенова. Вместе с Николаем Ивановичем Антоновым она работет почти тридцать лет — с 1993 года: и это совсем не тот случай, когда дизайнер не общается с конструктором. Татьяне Валентиновне нравится рассказывать, как Николай Иванович может не только сконструировать что угодно, но и отремонтировать, какой прекрасный он семьянин, и как он шил свадебное платье для будущей жены. По словам Парфеновой, эти инженерные мозги не боятся никаких задач. Парфенова, например, давно хотела сделать платье с рукавами из одной детали и непрерывного шва — такое даже представить сложно, не то что сконструировать. У Николая Ивановича платье получилось — в лекалах вещь представляет собой гигантскую улитку: зрелище кинематографичное.
Сегодня в модном доме Парфеновой работают три конструктора: они не пользуются компьютерными программами для конструирования, но даже в традиционной работе у них есть свои ноу-хау. «У Николая Ивановича есть конструкторское изобретение, которое мы даже запатентовали», — делится дизайнер. В чем оно заключается — секрет, но благодаря именно такому подходу к работе с лекалами, говорит Татьяна Валентиновна, ее клиенты удивляются, насколько хорошо сидят на них вещи марки.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.
Модельер-конструктор
Конструктор одежды – профессия, которая не даст пропасть в жизни. Но для этого надо быть настоящим мастером.
Конструктор одежды – это специалист, отвечающий за воплощение на практике идей и творческих находок дизайнера. Он в основном прорабатывает техническую составляющую при создании новых коллекций одежды.
История профессии
История моды уходит своими корнями далеко в прошлое. Выглядеть лучше других – это естественное желание как коронованных особ, так и обычного человека. Поэтому постепенно среди людей, которые просто шили одежду, стали выделяться мастера, которые делали вещи, имеющие особый стиль.
В ранние времена модельер воплощал в себе все функции: художника, закройщика и портного. С развитием промышленности и появлением массового производства стали выделяться специализации профессии:
Чаще всего эти специалисты сотрудничают в процессе формирования новых модных коллекций, в результате чего на свет появляются красивые, удобные и практичные вещи, которые востребованы потребителем. Без продуктивной коллективной работы добиться на выходе качественного продукта очень сложно.
Описание и характеристика профессии
Конструктор одежды имеет дело чаще всего уже с готовым эскизом костюма или платья, который создан дизайнером. Конструктор определяет, какая ткань лучше всего подойдет для данной модели, прорабатывает необходимые лекала и выкройки, предлагает варианты, как лучше прострочить, обработать швы и края ткани, создать необходимый объем и т.д.
Это в основном техническая работа, но с обязательной ноткой творчества, требующая специального образования и определенных навыков. Специалист этого профиля должен знать математику, физику и химию, поскольку нередко геометрические пропорции сложного костюма приходится разрабатывать, применяя математические формулы. Сейчас на помощь приходят специализированные компьютерные программы, такие как Grafis, Gerber и др.
Кроме того, нужно учитывать массу нюансов: одежда должна быть гигиеничной, хорошо стираться и гладиться, ткани должны сочетаться не только по расцветкам, но и по своим химическим и физическим свойствам. Каждый фасон модельер-конструктор одежды переводит в строгий язык чертежей и цифр, а для этого необходимы глубокие знания в своем деле, ведь даже в простой мужской сорочке кроется множество деталей, которые необходимо учитывать.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Модельер-конструктор одежды может получить образование в высшем учебном заведении, пройдя обучение по специализациям «конструирование изделий легкой промышленности», «искусство костюма и текстиля». Подготовка специалистов данного направления также производится в средних специальных учебных заведениях, где имеются отделения конструирования, моделирования и технологии одежды.
Многие работники отрасли идут на курсы дизайнеров, модельеров и конструкторов верхней одежды. Такие курсы обычно длятся 6-7 месяцев, их выпускники с неполным или полным высшим образованием получают диплом о профессиональной переподготовке, а выпускники школ – о повышении квалификации.
Наиболее перспективные из множества вузов, в которых преподают специальности, связанные с изготовлением одежды:
Также стоит упомянуть и некоторые средние специальные учебные заведения, которые имеют свои оригинальные направления:
Учитывая высокий интерес в последние годы к fashion-индустрии, в стране работают не только государственные, но и частные вузы этого профиля. Можно обратить внимание на Британскую высшую школу дизайна, расположенную в Москве, где студенты получат теоретические и профессиональные навыки работы с материалами, формами, объемами с помощью компьютерных программ. Здесь можно учиться не только по российским, но и по британским образовательным программам.
Профессиональные обязанности
Модельер-конструктор одежды может работать в различных организациях: в ателье или салонах, на текстильных фабриках, в домах моды и экспериментальных мастерских, на швейных или текстильно-галантерейных производствах. Однако независимо от места работы конструктор всегда выполняет ряд стандартных обязанностей:
Довольно часто конструктор одежды не ограничивается только своими прямыми обязанностями, но принимает участие в разработке новых фасонов одежды, предлагая свои идеи.
Кому подходит
Профессия конструктора-модельера в России в основном женская, хотя иногда встречаются и очень успешные мужчины. В fashion-сферу идут люди, обладающие рядом качеств, присущих далеко не каждому человеку:
Профессионалу индустрии легкой промышленности приходится пройти от мечты о красивых показах к суровой реальности и изучить ряд непростых дисциплин:
Эта работа требует от человека большой отдачи и концентрации в течение всего дня. Если конструктор является сотрудником текстильного предприятия или швейной фабрики, то он может рассчитывать на стандартную пятидневку. Если же речь идет о частных ателье или салонах, то здесь нередко рабочее время ненормированное, поскольку приходится подстраиваться под пожелания клиента. Такой график работы в течение длительного времени выдержать трудно.
Заработная плата конструкторов одежды
Средняя заработная плата конструктора одежды по стране колеблется в пределах от 30 до 40 тысяч рублей. Статистика показывает, что работодатели готовы больше всего платить в Московской области (58 тысяч рублей). В пределах 49-53 тысяч рублей предлагается зарплата в Нижегородской, Калужской и Самарской областях. Больше 40 тысяч рублей предлагают специалистам в Ленинградской, Владимирской и Иркутской областях.
Наибольшее количество вакансий открыто в регионах, где традиционно развита легкая промышленность – Московской (61% от общего числа), Ленинградской (10%), Новосибирской (4,5%) областях. Учитывая сложность работы и необходимость специфических знаний, труд конструктора нередко оценивается даже несколько выше, чем дизайнеров, модельеров или закройщиков.
Как построить карьеру
Как таковой схемы карьерного роста у конструктора одежды нет, учитывая специфический характер работы. Можно, конечно, продвинуться на производстве на руководящие должности, однако здесь основную роль будут играть организаторские способности человека, а не уровень владения им своей профессией.
Основной перспективой для высокопрофессионального креативного конструктора является работа в востребованных домах мод, российских и зарубежных. Здесь специалист получит шанс в полной мере раскрыть свой потенциал, а уровень его заработка может возрасти в разы.
Также многие идут по пути развития своего дела, работая под заказ. Индивидуальные разработки оплачиваются клиентами более щедро, чем товары массового потребления. В таком случае от конструктора потребуется высокий уровень коммуникабельности, умение находить и удерживать клиентуру, обладание навыками дизайнера и художника.
Перспективы профессии
Профессия работника модной индустрии сейчас считается очень престижной. Каждый человек, а особенно женщина, пытается подчеркнуть свою индивидуальность, и чаще всего это выражается в одежде и внешнем виде. Многие известные кутюрье пришли в профессию из-за своего увлечения модой.
Молодые люди могут реализовать себя в любимом деле, изобретать и творить. Профессия конструктора одежды уважается в обществе, а хороший специалист своего дела, который способен по описанию клиента или по фотографии из журнала создать модель, никогда не останется без работы и куска хлеба.