Кто такой контур маус

«Маус» Шпигельмана Откуда взялся, из чего сделан и почему так важен великий комикс о холокосте

«Воздух» составил гид по «Маусу» Арта Шпигельмана — единственному в истории комиксу, получившему Пулицеровскую премию, который наконец выходит на русском языке.

Кто такой контур маус. Смотреть фото Кто такой контур маус. Смотреть картинку Кто такой контур маус. Картинка про Кто такой контур маус. Фото Кто такой контур маус

Андеграунд

При всей своей уникальности «Маус» не возник на ровном месте — за ним стоит долгая история американских независимых комиксов, в которой сам
Арт Шпигельман участвовал на протяжении двух десятков лет. В начале 1970-
х он приехал в Сан-Франциско, где несколько лет был важной фигурой в арт- Кто такой контур маус. Смотреть фото Кто такой контур маус. Смотреть картинку Кто такой контур маус. Картинка про Кто такой контур маус. Фото Кто такой контур маусПервые выпуски журнала Шпигель­мана Raw были огром­ного раз­мера, как альбомы Фотография: издательство «Corpus» подполье, работая с автором комиксов про кота Фрица Робертом Крамбом, снявшим «Мир призраков» Терри Цвигоффом и другими людьми.
Потом Шпигельман уехал жить в Нью-Йорк, где со своей женой основал контркультурный журнал комиксов Raw. Каждый его выпуск был практически арт-объектом — они то печатали его на картоне, то делали обложку из пластика, то рвали случайные страницы, чтобы каждый номер тиража был уникальным. Raw подготовил читателя к тому, что в комиксах можно рассказывать не только приключенческие и смешные истории; там же выходили первые ­отрывки «Мауса».

Франсуаза Мули (художница, жена Арта Шпигельмана): «Авторам комиксов в то время было попросту некуда податься. Так что я подумала: можно сделать все самим. Из жажды созидания и родился Raw. Я купила печатный станок, что в 1977 году было редкостью. С помощью Raw мы показывали людям, что вообще возможно делать в комиксах, — что нет какого-то одного общего стиля, что каждый может найти свой голос. Это была такая потемкинская деревня, мы делали вид, что существует целое мировое сообщество независимых художников, рисующих комиксы. А потом это сообщество стало реальностью».

Буквы

Обычно все слова и надписи в большинстве комиксов пишутся от руки. А в «Маусе» буквы — это практически продолжение рисунка. У Шпигельмана к ним вообще особенное отношение: издателям, выпускающим «Мауса» на иностранных языках, он присылает специальное письмо, где объясняет, каким должен быть шрифт, почему в начале книги он отличается от того, что
Кто такой контур маус. Смотреть фото Кто такой контур маус. Смотреть картинку Кто такой контур маус. Картинка про Кто такой контур маус. Фото Кто такой контур маусВнутри «Мауса» перепечатан комикс «Узник планеты Ад», нарисованный Шпигельманом еще в 1972-м Фотография: издательство «Corpus» в конце, и даже советует, какими инструментами пользоваться для адекватной передачи оригинала.

Захар Ящин (иллюстратор, шрифтовик): «Леттеринг в первую очередь имеет отношение к коммерческому комиксу, большим студиям, у которых плотный график работы и работа разделена между несколькими людьми — один рисует карандашами, другой чернилами, кто-то еще красит, последний вписывает текст. До «Мауса» я уже занимался леттерингом — обычно просто делал шрифт на основе почерка автора. Тут, к сожалению, так облегчить работу не получилось, ведь ручное исполнение всех надписей в комиксе — одно из главных требований Шпигельмана к переводу. «Маус» нарисован достаточно живым, будто небрежным штрихом. Шрифт там тоже разный, плавающий, его форма меняется. Все буквы, разумеется, я вырисовывал вручную, там порядка трехсот страниц, все пришлось написать. Кроме того, я делал оформление шмуцтитулов в начале каждой главы и звукоподражательные надписи внутри комикса. Сам «Маус» еще включает несколько страниц старого комикса Шпигельмана «Узник планеты Ад», там шрифт сильно отличается от остальной книги. Но в целом у Шпигельмана не особо виртуозный графический стиль, под него подделаться оказалось довольно легко».

Графика

Кто такой контур маус. Смотреть фото Кто такой контур маус. Смотреть картинку Кто такой контур маус. Картинка про Кто такой контур маус. Фото Кто такой контур маусКомиксы бельгий­ского художника Франса Мазереля, вы­полненные в технике ксилографии, очевид­ным образом по­вли­я­ли на «Мауса» Фотография: издательство «Corpus» Сам Шпигельман не очень любит разговаривать об источниках вдохновения «Мауса» — но их ­несложно вычислить самостоятельно. В жест­ком, небрежном, но одновременно достаточно ­детальном рисунке Шпигельмана видно влия­ние и деревянной гравюры, и страшилок 50-х годов (в том числе уникального фашистского ужастика Master Race), и андеграундных комиксов (см. выше). Сам автор любит повторять, что ри­сует он не очень хорошо, но в этом несовершенстве отчасти и состоит художественная сила «Мауса».

Арт Шпигельман (автор «Мауса»): «Мой стиль рисунка вырос из моих физических недостатков — у меня амблиопия, «ленивый глаз», из-за чего я с трудом вижу перспективу и объем. Наверное, поэтому я стал художником, а не бейсболистом. Тем не менее я не сразу хватаюсь за ручку, чтобы рисовать, когда приходят в голову идеи. Мне требуется много сил, чтобы выразить себя в рисунке, проще писать слова. Я сначала при­думываю текст, а потом сокращаю мысли в картинки. Комиксы — это искусство краткости и сжатости. Надо уплотнить мысли в рамках одного кадра, насколько это возможно».

Пулицер

В 1992 году «Маус» получил специальный приз Пулицеровской премии — выдав его, жюри обошло вопрос, художественная это книга или нон-фикшн. Произведение Шпигельмана стало первым комиксом, получившим такую важную премию, и буквально в одночасье вывело весь жанр из гетто Кто такой контур маус. Смотреть фото Кто такой контур маус. Смотреть картинку Кто такой контур маус. Картинка про Кто такой контур маус. Фото Кто такой контур маусАрт Шпигельман известен не только как автор, но и боль­шой пропагандист комиксов: он пишет про них статьи и чи­тает лекции Фотография: Tim Knox/Eyevine/East News «несерьезного искусства». Первое время его пытались представить в виде исключения — например, знаменитая рецензия The New York Times, написанная к выходу полного издания «Мауса», начиналась словами «Арт Шпигельман не рисует комиксы»; остальные пытались навесить ярлык «графический роман», который, по мнению Шпигельмана, не значит ровным счетом ничего. Справедливость в итоге восторжествовала, и к комиксам стали относиться с уважением.

Арт Шпигельман (автор «Мауса»): «Люди до сих пор спрашивают меня, почему я сделал «Мауса» в виде комикса. Ну а как иначе? Я рисую комиксы, это мой язык. В тот момент это казалось естественным — рассказать эту историю так. В итоге «Маус» изменил всю культурную парадигму. Комиксы перестали быть легкомысленным развлечением для детей. Я и остальные художники до сих пор расхлебываем последствия. После 1992-го все мало-мальски серьезные комиксы сравнивают с «Маусом». При этом большинство вообще не понимают, что к чему, — люди считают, что книга получила Пулицера исключительно потому, что написана про холокост. Конечно, я поднял серьезную тему — но это не значит, что отныне нужно писать только тяжеловесные комиксы на большие темы!»

Язык играет в книге ключевую роль: знание английского несколько раз спасает главного героя — отца Шпигельмана, Владека; неизвестный Шпигельману польский лишний раз подчеркивает разницу поколений. Наконец, Владек говорит по-английски с явными ошибками, и автор ра­ди
Кто такой контур маус. Смотреть фото Кто такой контур маус. Смотреть картинку Кто такой контур маус. Картинка про Кто такой контур маус. Фото Кто такой контур маусИздательство Pantheon Books после «Мауса» напечатало много других важ­ных американских комиксов Фотография: издательство «Corpus» достоверности старательно сохраняет в тексте каждую. Кстати, название «Маус» помимо того, что очевидно созвучно с английским mouse, еще и отсылает к немецкому mauscheln («разговаривать как еврей»).

Василий Шевченко (переводчик): «В книге есть несколько уровней языка. Авторская речь — абсолютно нормальный английский. Прямая речь Владека тоже нормальная, поскольку по сюжету он говорит по-польски, хоть в книге это и сделано по-английски. А вот рассказ его — с ошибками. Это язык польского еврея, который очень плохо говорит по-английски, примерно как русские на Брайтон-бич. Мы не хотели ничего изобретать, попытались по возможности передать то, как разговаривают люди из Израиля, которые ­выросли там, но сейчас живут в России. Это утяжеленный, местами корявый, нарочито неправильный язык, но это все-таки язык. Хотя в итоге с точки зрения русской речи он звучит гораздо менее коряво, чем по-английски. Но не хотелось превращать все в плохой одесский анекдот».

Родители

Марианна Хирш (журналист, литературовед): «В книге есть три пласта. Самый очевидный — что это история Владека Шпигельмана от 1930-х в Польше до его освобождения из Аушвица в 1945-м. Чуть глубже — отношения отца и сына в Америке 1980-х. Отец рассказывает историю, сын пытается передать ее с помощью самого близкого и знакомого ему языка — комиксов. Наконец, на самом глубинном уровне это история самого Арта Шпигельмана, человека, который живет под грузом чужого опыта и чужой памяти, памяти своих родителей. Вся история рассказана голосом Владека, но мы-то видим больше, чем голос, — мы видим визуальную интерпретацию, рисунки, сделанные Артом. Это история выживания отца, рассказанная сыном через его собственную интерпретацию, через его художественные решения».

Шпигельман придумал говорить о расизме самым неожиданным образом — показав людей в виде животных. Евреи у него стали мышами, немцы — кошками, поляки — свиньями и так далее. Это одновременно самая противоречивая и самая сильная сторона «Мауса»; животную метафору часто обвиняли в излишней простоте, но она только подчеркивает ту стратификацию, которую пытались навязать нацисты. Шпигельман и сам понимает ограниченность приема — и использует это для усиления эффекта: Кто такой контур маус. Смотреть фото Кто такой контур маус. Смотреть картинку Кто такой контур маус. Картинка про Кто такой контур маус. Фото Кто такой контур маусОбложка «Мауса» не менее известна, чем оригинальная обложка «Великого Гэтсби» или «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» Фотография: архив «Афиши» скажем, в книге есть момент, когда в концлагерь попадает еврей, заявляющий, что он немец, — и автор не может определиться, рисовать его в виде мыши или кошки.

Арт Шпигельман (автор «Мауса»): «Как и всякая навязчивая идея, мысль о том, чтобы нарисовать людей в виде животных, пришла ко мне случайно. В начале 1970-х мне предложили нарисовать что-нибудь для андеграундного журнала Funny Animals. Я долго не мог ничего придумать, а потом посмотрел какой-то мультфильм про Микки-Мауса, из ранних, знаете, где он еще похож на джазмена. Я вдруг решил сделать комикс про чернокожих в Америке с черными мышами и ку-клукс-кошками. Мне потребовался один день, чтобы понять, что про судьбу афроамериканцев я не знаю ровным счетом ничего. Тогда эта метафора перекинулась на близкую мне историю угнетения целого народа. Когда я принялся работать над «Маусом» всерьез, я стал много читать про нацистов и Вторую мировую. Что меня поразило, так это то, что в антисемитской пропаганде 1940-х евреев изображали как крыс, грызунов. В карикатурах, на плакатах, даже в некоторых документальных фильмах. Обесчеловечивание — важный момент для любого геноцида. Этим занимались не только в нацистской Германии. Скажем, когда американцы бомбили Хиросиму, они рисовали японцев в виде летучих мышей».

Холокост

«Маус» — не первая книга на эту тему, но одно из первых произведений, поместивших холокост в контекст поп-культуры. У комикса, конечно, сразу появилась масса противников — его обвиняли в тривиализации трагедии, против него протестовали в Польше, поначалу его даже боялись печатать издательства. То, что в итоге «Маус» стал классикой произведений о Кто такой контур маус. Смотреть фото Кто такой контур маус. Смотреть картинку Кто такой контур маус. Картинка про Кто такой контур маус. Фото Кто такой контур маусШпигельман на­рисовал обложку номера The New Yorker, вышедшего через две недели после 11 сен­тября 2001 года Фотография: архив «Афиши» холокосте, возможно, означает, что карикатурный и ирреальный комикс — это один из немногих адекватных способов рассказать о том, что не поддается никакой логике и пониманию.

Арт Шпигельман (автор «Мауса»): «Когда я ­взялся за «Мауса», литературы о холокосте почти не было. Пока я делал книгу, мой отец был жив, и он мне все рассказал. Помню, что я смог прочитать все имевшиеся книге о холокосте на английском, просто заказав их в библиотеке, и потратил на это совсем немного времени — теперь это заняло бы целую жизнь. После «Мауса» мир изменился — пришли Спилберг и Роберто Бениньи и сделали свои фильмы про концлагеря, холокост попал в массовую культуру. Когда я писал книгу, такое невозможно было представить».

Источник

Танк «Маус». «Мамонт» ставший «Мышью». Часть 2

Как уже упоминалось, проект «Мауса» был выполнен на высоком техническом и технологическом уровне. Главными его особенностями было мощное круговое бронирование (соотношение толщин брони лобовых и бортовых деталей корпуса «Мауса» было близко к 1, т.е. бортовые броневые листы по своей толщине приближались к лобовым), а также использование электромеханической трансмиссии.

Конструкция

Корпус танка сваривался из бронеплит, поверхность которых была упрочнена при помощи цементации. Лобовые и кормовые катаные листы корпуса были расположены с рациональными углами наклона, при этом в них отсутствовали какие-либо люки или щели, снижающие противоснарядную стойкость, а бортовые листы — вертикально. Толщина лобового листа составляла 200 мм, а кормового — 160 мм. Толщина бортового листа была неодинаковой по высоте — в верхней части он имел толщину 185 мм, а в нижней — всего 105 мм. Для компенсации такого ослабления уровня броневой защиты в нижней части борта, внутри корпуса были вертикально установлены броневые листы толщиной 80 мм, которые образовывали вдоль оси танка своеобразный «колодец» шириной 1 м. Пространство этого «колодца» занимали отделение управления, силовая установка, генераторы и другие агрегаты. Между наружным бортовым листом корпуса и бортовым листом среднего колодца монтировалась ходовая часть танка

Внутри корпус был разделен поперечными перегородками на несколько отделений: отделение управления, моторное, боевое и трансмиссионное. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сидения механика-водителя (слева) и радиста (справа). Здесь же, по бортам, устанавливалось два топливных бака емкостью по 780 л.

За отделением управления располагалось моторное отделение, в котором размещались: двигатель (посередине), а по бортам — водяные и масляные радиаторы, выхлопные коллекторы и масляный бак.

За моторным отделением находилось боевое отделение. Под полом боевого отделения, в центральном «колодце» корпуса, устанавливался блок генераторов и редуктор, через который на них передавалось вращение от двигателя. Над боевым отделениемкорпуса на роликовых опорах устанавливалась вращающаяся башня с вооружением. В ней размещались сидения командира танка, командира орудий и двух заряжающих. Всего экипаж «Мауса» состоял из шести человек (четверо в башне и двое в корпусе). Связь между ними осуществлялась с помощью танкового переговорного устройства, а в аварийной ситуации могли использоваться сигнальные лампы и переговорная труба. Для внешней радиосвязи на танке имелась радиостанция Fu 5.

В кормовой части корпуса танка располагалось трансмиссионное отделение, в котором устанавливались тяговые электромоторы, промежуточные редукторы, тормоза и бортовые редукторы.

Крыша корпуса была выполнена съемной. Она состояла из отдельных броневых листов толщиной от 50 мм в подбашенной зоне и до 105 мм — над отделением управления. Броневое днище корпуса также имело различную толщину по длине танка. В передней части для защиты от подрыва противотанковых мин его толщина составляла 105 мм, а в сторону кормы оно было выполнено из более тонкого листа толщиной 55 мм. В отделении управления, перед сиденьем радиста, в днище корпуса имелся люк для аварийного выхода из танка.

128-мм нарезная танковая пушка была самым мощным противотанковым орудием немецкой армии. Ее боекомплект состоял из 61 выстрела раздельно-гильзового заряжания (25 выстрелов размещались в башне, 36 — в корпусе танка). Для стрельбы применялось два типа снарядов — бронебойные и осколочно-фугасные. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 920 м/с.

На вращающемся полике башни были установлены стеллажи для снарядов к обеим пушкам. На дне башни размещался компрессор, предназначенный для продутия ствола 128-мм орудия.

Как уже упоминалось выше, силовая установка танка «Тип 205» «Маус» была комбинированной. Двигатель внутреннего сгорания вращал электрогенератор, который вырабатывал ток для приводящих танк в движение двух электродвигателей. В качестве основного двигателя первоначально планировалось использовать специальный танковый дизельный двигатель МВ-509 мощностью 1100 л.с., но из-за задержек с его доводкой и поставкой напервый прототип «Мауса» пришлось установить приспособленный для работы в танке авиационный двигатель «Даймлер-Бенц» DB 603A2 мощностью 1750 л.с. Он размещался по оси корпуса в его средней части между отделением управления и боевым отделением.

Топливо к двигателю подавалось из внутренних топливных баков общей емкостью 1560 л. Кроме того, на кормовой части корпуса мог устанавливаться дополнительный топливный бак, который также подключался к системе питания топливом. При необходимости он мог быть сброшен с танка без выхода экипажа из машины.

Очистка воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, осуществлялась комбинированным воздухоочистителем. Воздухоочиститель обеспечивал предварительную сухую, инерционную очистку и имел пылесборный бункер. Тонкая очистка воздуха происходила в масляной ванне и в фильтрующих элементах воздухоочистителя.

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией. Емкость системы охлаждения двигателя составляла 110 л. В качестве охлаждающей жидкости использовалась смесь этиленгликоля с водой в равных пропорциях. В систему охлаждения двигателя входили два радиатора, два пароотделителя, водяной насос, компенсационный бачок и четыре вентилятора.

Вентиляторы осевого типа, двухступенчатые, устанавливались попарно по бортам танка. Охлаждающий воздух засасывался вентиляторами через бронированную решетку крыши моторного отделения, а выбрасывался через бортовые решетки. Интенсивность охлаждения двигателя регулировалась с помощью жалюзи, установленных под бортовыми решетками.

Циркуляция масла в системе смазки двигателя обеспечивалась работой десяти насосов: основного нагнетающего, трех насосов повышенного давления и шести откачивающих насосов различной производительности. Часть масла шла на смазку трущихся поверхностей деталей, а часть — на питание гидравлической муфты и сервоустройства управления двигателем.

С двигателем был сблокирован сдвоенный электрогенератор. Вес этого генератора был достаточно внушительный — 3885 кг. Электрогенератор вырабатывал ток для двух электродвигателей мощностью по 544 л.с. каждый. Крутящий момент каждого электродвигателя передавался на свое ведущее колесо через промежуточный редуктор с бортовым тормозом и бортовой редуктор. Кроме того, применялось сцепление, позволяющее отключить двигатель от оси ведущего колеса, — например, при внезапной блокировке гусеницы, во время быстрого движения. Промежуточный редуктор, устанавливавшийся между электродвигателем и бортовым редуктором, был выполнен в виде гитары, состоявшей из цилиндрических шестерен и имевшей две передачи. Управление переключением передач было гидравлическим. Бортовые редукторы размещались внутри корпусов ведущих колес.

С целью повышения живучести танка его силовая установка получила мощную автоматическую противопожарную систему. Для тушения огня был предназначен сжатый углекислый газ, хранившийся под давлением 190 атм. в двух баллонах по 6 кг каждый. Всего в баллонах было 3000 литров углекислого газа.

На приборных досках у места механика-водителя и стрелкарадиста были установлены контрольные лампочки, сигнализирующие о пожаре в двигательном отсеке. Если температура в силовом отделении превышала 160°С, то срабатывала автоматика. Сначала опорожнялся первый баллон, а затем и второй, при сильном пожаре водитель мог открыть резервный баллон с углекислым газом одновременно с основным. В случае поломки автоматической системы открыть баллоны можно было вручную. При пожаре механик-водитель переводил двигатель на холостой ход.

Все узлы ходовой части танка размещались между основными бортовыми листами корпуса и фальшбортами. Фальшборты являлись одновременно броневой защитой ходовой части и второй опорой для крепления узлов и агрегатов гусеничного движителя и подвески.

Каждая гусеница танка состояла из 56 цельных и 56 составных траков, чередующихся между собой. Масса цельного и составного трака с пальцем составляла 127,7 кг, общая масса гусениц танка — 14,3 т.

С учетом чрезвычайно большого веса танка были применены гусеницы шириной 1100 мм и многокатковая ходовая часть. С каждого борта располагалось по 24 опорных катка относительно небольшого диаметра с внутренней амортизацией, сблокированных в 12 тележек, которые, в свою очередь, объединялись в шесть блоков, смещенных по диагонали относительно друг друга. Масса каждого опорного катка составляла 110 кг.

Уже на стадии проектирования сверхтяжелого танка было понятно, что найдется не так много мостов, способных выдержать этого колосса, тем более в условиях боевых действий. Поэтому водные преграды планировалось преодолевать только по дну.

Соответствующим образом подготовленный — загерметизированный «Маус» мог преодолевать по дну водные преграды глубиной до 8 м.

Все отверстия, заслонки, стыки, лючки танка имели герметизирующие прокладки. Герметичность стыка маски спаренных орудий с башней осуществлялась за счет дополнительной затяжки болтов крепления бронировки и резиновой прокладки, устанавливавшейся с ее внутренней стороны. Для компенсации протечек на танке было установлено три водооткачивающих насоса (в электрогенераторном, тормозном и двигательном отделениях). Продолжительность пребывания под водой могла составлять до 45 мин.

Металлическая воздухопитающая труба, предназначавшаяся для обеспечения воздухом экипажа и силовой установки под водой, устанавливалась на люк механика-водителя и дополнительно крепилась стальными растяжками. Составная конструкция воздухопитающей трубы позволяла преодолевать водные преграды различной глубины. Отработанные выхлопные газы через установленные на выхлопных трубах обратные клапаны выбрасывались в воду.

Оригинальная схема была разработана для преодоления глубокого брода. Полностью герметизированный танк двигался под водой с неработающим основным двигателем, а необходимый для тяговых электродвигателей ток подавался по кабелю с другого танка, стоящего на берегу водоема, силовая установка которого работала в более благоприятных условиях.

Испытания

24 декабря 1943 года на заводе «Алкет» в Берлине был окончен первый прототип, получивший обозначение «Тип 205/1». На его борту один из механиков в шутку нарисовал белой краской изображение мышки и написал «Maus». В тот же день танк, продемонстрировав неплохую маневренность, самостоятельно выбрался из сборочного ангара и направился на заводской полигон. За его «рычагами» сидел штатный водительиспытатель фирмы «Порше» — Карл Генсберг. Во время пробега выявилось, что, вопреки опасениям военных, управляемость «Мауса» оказалась на высоте, водители-испытатели даже утверждали, что громадный «Маус» более легок в управлении, чем средний PzKpfw IV.

В начале 1944 года «Тип 205/1» был отправлен на заводской полигон фирмы «Порше» в район Боблингена, под Штутгартом, где планировалось провести испытания ходовых качеств машины. Вооружение танка еще не было готово, поэтому на него установили нагрузочный макет башни, который по массе соответствовалбудущей башне с вооружением. На полигон «Маус» был перевезен по железной дороге, правда, для этого пришлось использовать специальную четырнадцатиосную платформу (Verladewagon), которая была построена на заводе Graz-Simmering-Pauker Works в Вене. Данная транспортная операция подтвердила возможность железнодорожной перевозки сверхтяжелого танка.

В 1944 году ход военных действий складывался таким образом, что нужда Германии в танках прорыва отпала сама собой. Немцы теперь только отступали, «выравнивая линию фронта», как этот процесс называл в своих речах главный пропагандист III-го Рейха доктор Геббельс. Поэтому в управлении вооружений нашли новый способ боевого применения «Мауса». С учетом того, что Гитлер считал, будто «Маус» необходимо включить в систему оборонительных сооружений «Атлантического вала» (береговые укрепления на Западном фронте), где его ограниченная подвижность и запас хода не будут иметь большого значения, военные решили использовать супертяжелый танк в системе укрепленных районов, где бы он выполнял роль подвижного бронированного бункера, передвигающегося по бетонным дорогам между бетонными же фортификационными сооружениями. Мощное 128-мм орудие «Мауса» было способно пробить лобовую броню основных танков армий союзников — «Sherman», «Cromwell», «Churchill», T-34/85 и ИС-2 — на расстоянии до 3500 м. Точность огня на таких расстояниях обеспечивалась применением оптического дальномера разработки фирмы «Zeiss». Так как считалось, что со своей бронезащитой «Маус» абсолютно неуязвим для огня наземных средств поражения и что противнику придется использовать для его уничтожения тяжелую бомбардировочную авиацию, то параллельно с разработкой «Мауса», на его базе, создавалась и зенитная самоходная установка Flakzwilling 8.8cm auf Maus «Вирбельвинд», предназначенная для обеспечения противовоздушной обороны подразделений сверхтяжелых танков. «Вирбельвинд» представлял собой «Маус» со вновь разработанной башней, в которой размещалось два 88-мм зенитных орудия Flak 43.

10 марта 1944 года в Боблинген прибыл «в основном готовый» второй прототип «Мауса» — «Tип 205/2». Формулировка «в основном готовый» расшифровывалась таким образом — «Tип 205/2» не имел ни двигателя (доводка танкового дизеля затягивалась), ни башни с вооружением. Возможно, при этом следовало бы считать второй прототип «в основном не готовым». Со станции в ангар бездвигательный и безбашенный «Tип 205/2» был отбуксирован «Типом 205/1», который в этот же день ездил по круговой трасседиаметром 8200 метров. Кстати, в дальнейшем ходе испытаний было определено, что для буксировки полностью укомплектованного «Мауса» необходимо два других таких же танка.

К 9 апреля 1944 года на предприятиях «Крупп» была наконец изготовлена первая башня для «Мауса». Основное орудие для нее — 12,8 cm KwK 44 (позже обозначение изменили на KwK 82) калибра 128 мм было изготовлено еще в ноябре 1943 года и проходило испытания на артиллерийском полигоне в Меппене до весны 1944 года. 6 июня 1944 года башню с вооружением установили на втором прототипе — «Tип 205/2». «Tип 205/1» должны были оснастить второй изготовленной башней, но он так никогда и не получил ее, оставшись с нагрузочным макетом.

В середине 1944 года на «Тип 205/2» были установлены экспериментальные опорные катки с отверстиями, при помощи этих облегченных катков хотели хоть как-то снизить массу машины, однако вскоре они были вновь заменены цельнолитыми.

Лишь в октябре 1944 года на «Тип 205/2» установили дизель MB-509. Сразу после монтажа двигателя танк был направлен на полигон военного ведомства в Куммерсдорф. Однако в ходе испытаний из-за неправильного соединения двигателя с генератором лопнул карданный вал. Ошибка в сборке узла была вызвана спешным ходом работ. В Куммерсдорфе испытывались оба прототипа, но достоверной информации об этих испытаниях нет. Неизвестно также, проводились ли опытные стрельбы.

В конце 1944 года Гитлер приказал прекратить все работы над сверхтяжелыми танками, поскольку к этому времени немецкая танкостроительная промышленность уже не могла обеспечить серийный выпуск сверхтяжелых «Маусов» даже при минимальном выпуске — 10 машин в месяц. Однако еще 19 августа фирма «Крупп» информировала Ф. Порше, что получила приказ остановить все работы над «Маусом». Огромная конструкторская и организационная работа пропала даром, хотя стоит признать, что при разработке танка было предложено много новаторских идей, однако непреодолимые сырьевые трудности III Рейха с самого начала сделали выпуск сверхтяжелых танков совсем нереальным.

Весной 1945 года оба опытных образца «Тип 205» находились в Куммерсдорфе. Из-за приближения советских войск и невозможности эвакуировать многотонные машины с территории Куммерсдорфского полигона, на случай его захвата Красной Армией, танки были подготовлены к уничтожению. Однако в последний момент пришел новый приказ, согласно которому предписывалось использовать танки для обороны полигона.

Куммерсдорф был занят Красной Армией 21 апреля 1945 года, а обнаружены оба супертяжелых танка были уже после капитуляции Германии, во время работы Технической Комиссии Министерства Транспортного Машиностроения СССР.

Во второй половине августа 1945 года из двух поврежденных «Маусов», обнаруженных в Куммерсдорфе, был собран один более-менее комплектный образец, который был сначала переправлен в Щетин, откуда его морем перевезли в Ленинград, а затем на бронетанковый испытательный полигон в Кубинку под Москвой. Здесь это колоссальное творенье «мрачного немецкого гения» изучали до 1951-1952 гг. — и даже испытывали обстрелом на артиллерийском полигоне. В настоящее время танк находится в экспозиции тамошнего музея.

Характеристики танка «Маус»

Общие данные:

Боевая масса — 188 т

Среднее давление на грунт — 1,6 кгс/см2

Основные размеры, мм:

Длина с пушкой вперед — 10200; Высота — 3710;

Ширина — 3630; Длина опорной поверхности — 5860;

Вооружение:

Пушка KWK-44 (PaK-44), калибра — 128 мм

боекомплект, выстр — 61

Пушка KWK-4075, калибра — 75 мм

боекомплект, выстр — 200

Пулеметы MG.42 калибра — 7,92 мм

Боекомплект — 1000 патронов

Броневая защита, мм

Лоб корпуса — 200; Борт корпуса — 185;

Корма — 160; Крыша — 105/ 55;

Днище — 105/ 55; Лоб башни — 210;

Борт башни — 210/30; Крыша башни — 65.

Подвижность:

Максимальная скорость по шоссе — 20 км/час

Запас хода по шоссе — 186 км

Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *