Кто такой король обезьян в китайской мифологии
Сунь Укун
До «Путешествия на Запад» уже существовало несколько вариантов истории похода в Индию монаха Сюаньцзана и его учеников, но шедевром китайской литературы считается именно роман «Путешествие на Запад». Некоторые учёные считают, что образ Сунь Укуна основан на индийском боге-обезьяне Ханумане. В некоторых странах, например, в Индонезии, их действительно трудно различить — Хануман и Сунь Укун считаются одним и тем же существом.
Содержание
Имена
От своего первого учителя, бессмертного патриарха Сюйпути (Суботи) Царь Обезьян получил имя Укун («познавший пустоту») и фамилию Сунь (такую же фамилию получили и все живущие на Горе Плодов и Цветов обезьяны).
Второй учитель Укуна также дал ему монашье имя, Синчжэ, «путешественник» (кит. 行者 ). Так часто звали странствующих монахов.
Сунь Укун также известен как:
Краткая биография
Несмотря на самосовершенствование Сунь Укуна, он всё же умер от алкогольного отравления, и за ним явились слуги Янь-ло (китайский вариант имени повелителя подземного мира мёртвых, бога Ямы). Судьи ада признавали, что здесь произошла какая-то ошибка, но Сунь Укун всё равно устроил скандал и вычеркнул из книги мёртвых как своё имя, так и имена своих подданных. Благодаря этому, многие обезьяны на Горе Плодов и Цветов стали бессмертны. Как действия во дворце Морского Дракона, так и скандал, устроенный Сунь Укуном в аду, стали причиной для жалоб Нефритовому Императору. Вместо наказания Сунь Укун был взят на небо и назначен конюхом. Однако, он был возмущён тем, какую малую должность получил и самовольно вернулся на землю, где подданные окрестили его «Великим Мудрецом, Равным Небу». На этот раз, за то, что Сунь Укун самовольно покинул свою работу, против него было послано войско. Однако справиться с ним оно не смогло. Поэтому, император был вынужден признать титул Сунь Укуна и назначить его на более почётную, но абсолютно формальную должность. Дабы он не бездельничал на ней, в итоге ему поручили охранять персиковый сад.
В роли охранника Сунь Укун начал воровать порученные ему персики. Позднее, он узнал о готовящемся пире и обнаружил, что его туда не пригласили. Поэтому, он пробрался во дворец в котором должен был происходить пир и ещё до прихода гостей съел всё, что было приготовлено, включая эликсир бессмертия. Это вновь привело его к столкновению с небесными войсками и на этот раз его удалось временно захватить. Однако, ввиду объёмов выпитого эликсира, он стал неуязвимым и казнить его не удалось. Так же провалились попытки выплавить эликсир из Сунь Укуна, а сам он, сбежав из печи, вновь устроил дебош. В результате, усмирять его пришлось Будде, заточившем его под горой Пяти Стихий.
По окончании путешествия, в награду за усердие, Будда Западного Рая назначил Сунь Укуна Всепобеждающим Буддой. Дальнейшая биография Сунь Укуна простым смертным неизвестна. Известно только, что, согласно произведению «Лотосовый светильник», Сунь Укун однажды стал учителем мальчика, который боролся с богом Эрланом для того, чтобы освободить из заточения свою маму. Мальчик победил, что и неудивительно при таком учителе.
Сунь Укун
Сунь Укун (кит. трад. 孫悟空) — персонаж китайской мифологии и старинного китайского романа «Путешествие на Запад» поэта У Чэнъэня, опубликованного в 1590-м году. Благодаря этому произведению Сунь Укун стал одним из самых популярных персонажей восточной культуры, да и в западном мире обзавёлся известностью. Помимо этого, наравне с Локи и Гермесом он считается эталонным трикстером.
Содержание
Происхождение образа [ править ]
Согласно самой популярной теории Сунь Укун как персонаж «родился» после знакомства китайцев с индийской культурой, из которой происходит Хануман — бог-обезьяна, сын божества ветров Ваю. Как и китайский царь обезьян, Хануман обладал невероятной силой и скоростью, а также демонстрировал типичные черты поведения трикстера. По другой версии (которая не исключает первую), образ Сунь Укуна породили китайские народные верования, где, в частности, присутствуют боги в обезьяньем облике. Также некоторые учёные считают, что прототипом царя обезьян мог быть первый ученик Сюаньцзана, Ши Баньто.
Биография [ править ]
Согласно роману Сунь Укун родился на Горе цветов и плодов (она же — гора Хуаго) из волшебного камня. Вскоре после рождения он напугал Нефритового Императора, ибо его глаза испускали яркие лучи света. Государь приказывает своим слугам выяснить источник, но узнав, что это была волшебная обезьяна, забывает о ней. Сунь Укун же подружился с группой других обезьян; однажды они решили, что тот, кто пройдет через горный водопад, станет их королём. Сунь Укун выполнил условие и был торжественно назван царём обезьян.
После этого Сунь Укун братается со многими влиятельными духами и демоническими царями, но после смерти оказывается в Преисподней. Однако он легко уходит оттуда, попутно стерев из Книги Жизни и Смерти своё имя и имена всех известных ему обезьян. После этого Нефритовый Император уже не мог игнорировать нахального примата и по его душу был отправлен целый легион небожителей. Сунь Укуну удаётся одолеть армию Небес, и тогда Император решает действовать хитростью: он приглашает царя обезьян на небо и жалует ему «невероятно важный» титул конюха, дабы держать под контролем. Вот только когда до Сунь Укуна дошло, что из него ходят сделать слугу, он выпустил всех лошадей и вернулся домой, где объявил себя «Великим Мудрецом, Равным Небесам». Богам, чтобы избежать открытого конфликта, пришлось подтвердить его титул, но от попыток посадить буйную обезьяну на цепь они отказываться не стали.
В следующий раз Император решил назначить Сунь Укуна хранителем сада, где растут персики бессмертия — и царь обезьян, обожающий данные фрукты, легко согласился. Но продлилась его синекура недолго: однажды в сад пришли семь небесных дев, чтобы собрать персики для грядущего пира, на который Сунь Укуна никто не пригласил. Когда он этим возмутился, сборщицы в открытую засмеялись и заявили, что его титул для богов и небожителей пустой звук. Взбешенный Сунь Укун врывается в зал банкета, где съедает всю еду, а потом крадёт пилюли и персики бессмертия, после чего возвращается домой, готовиться к восстанию.
Взбешённый данным поступком Император посылает за Сунь Укуном всю свою армию, однако Сунь Укун на равных сражается с лучшими воителями небес, в том числе — с племянником Императора, богом-воителем Эрлан-шэнем. В конечном итоге царя обезьян удаётся пленить и его решают сжечь в котле на огне самадхи, способным уничтожить даже существ, сопоставимых по силе с Буддой. Но Сунь Укуну и тут удаётся спастись, выпрыгнув из котла — вдобавок, огонь закаляет его, сделав невероятно сильным и почти неуязвимым, а его глаза получают способность прозревать злых духов. Тогда Император идёт на поклон к самому Будде.
Спустя пять веков монах Сюаньцзан отправляется в Индию за священными книгами, и богиня-бодхисаттва Гуаньинь находит для него учеников-телохранителей. В их числе был и Сунь Укун — а чтобы царь обезьян как можно меньше дурил, ему надевают на голову волшебный обруч, который сжимается и причиняет страшную боль, когда Сюаньцзан читает специальную мантру. На протяжении романа Сунь Укун многажды спасает жизнь монаха, которого постоянно пытались похитить и сожрать различные злодеи — от простых разбойников до королей демонов. Когда же отряд находит заветные книги, его члены получают вознаграждение — в частности, Сунь Укун обретает свободу и титул Будды.
Характер и способности [ править ]
Как было сказано выше, царь обезьян является эталонным трикстером — он с удовольствием устраивает бедлам и хаос в таких вотчинах порядка, как Небеса и Ад, попутно находя способы увеличить собственное могущество. Сунь Укун не в меру амбициозен, а временами — агрессивен и жесток, из-за чего на него и пришлось надеть волшебный обруч. Однако, он не лишен положительных качеств: царь обезьян искренне верен Сюаньцзану, любит своих поданных и заботится о них, а ещё уважает достойных противников. Сунь Укун глубоко презирает демонов и старается истреблять их везде, где найдет, хотя это не помешало ему побрататься с некоторыми демоническими князьями. Наконец, примат невероятно отважен (порой излишне) и готов вступить в бой с любым чудищем, хотя пять веков заточения под горой (и необходимость защищать простого смертного Сюаньцзана) сделали его чуть более благоразумным.
Что же касается умений, то царя обезьян можно назвать одним из сильнейших персонажей китайского фольклора. Он обладает невероятной физической силой и скоростью, умеет летать на облаках и менять облик, превращаясь в людей и животных. В бою он предпочитает полагаться на посох Юя, который в его руках легко меняет размеры — в частности, в свободное время Сунь Укун уменьшает его до размеров булавки и носит в ухе. Кроме того, он бессмертен и почти неуязвим, а благодаря пламени самадхи способен видеть демонов под любыми личинами. Другая знаковая способность царя обезьян — создание собственных двойников из вырванных волосков.
Китайская легенда о Короле обезьян
Дорогие мальчики и девочки. Хочу познакомить вас, тех, кто ещё не в курсе, с одной знаменитой китайской легендой о Сунь Укуне, Короле обезьян. Я прочитал её в изложении М.Кукариной («Словарь китайской мифологии», Центрполиграф, Москва, 2011 г), а теперь попытаюсь перевести НА БОЛЕЕ РУССКИЙ язык, слегка уточнить из других, более достоверных источников, и чуть подсократить, дабы максимально сжато донести до вас суть этого древнего, но удивительно современного, мифа. Моего труда здесь практически нет – я позволил себе лишь толику вольности при пересказе.
Кто хочет перепроверить, не сильно ли я переврал первоисточник, прошу сюда:
или
(стр.6)
Вот что Словарь китайской мифологии говорит о появлении Короля Обезьян на свет: одна из скал родила [снесла?] каменное яйцо, из которого выпрыгнула каменная обезьяна. [Надо полагать, что каменным у неё был не только лоб, но и все прочие атрибуты]. Обезьян поклонился Четырем Углам Земли и отправился на поиски приключений. Уже тогда из его глаз исходили пронзительные золотые лучи, направленные в сторону дворца Северной Звезды (не думаю, что требуется пояснение). Сияние это Каменный Обезьян умел умерять, если собирался нашкодить или подкрепиться.
Уже тогда Король Обезьян чувствовал свою силу и предназначение стать центром всего сущего на этой земле – он верил, что в прыжке сможет достигнуть самых высоких вершин, – но со временем начал ощущать беспокойство, поняв, что пока он подвластен смерти. Чтобы обрести бессмертие, Обезьян стал учеником мудреца-даосиста Сабодхи (Сюйпути). Новый ученик сразу выделился проказливым характером и принялся регулярно досаждать жителям Северной звезды. Сенсею не очень нравились обезьяньи ужимки и козни ученика, за что он дал ему новое имя – Сунь Укун, «Сунь, Познавший Пустоту», которое тот с гордостью принял, не заметив скрытой издёвки. Наставник научил Сунь-в-Пустоту летать, [нырять на чудовищную глубину] и принимать обличья семидесяти двух существ.
Однако Король Обезьян от природы был ужасно непослушным малым и жаждал новых приключений. Он вмиг подмёл все припасенные Императором за последние годы Персики Бессмертия, при этом оскорбил многих старых божеств Поднебесной неприличными жестами. Утративший прежнее влияние Нефритовый Император послал было на голову обманщика всю Небесную армию, но она, естественно, не смогла поколебать быстро набравшего силу и ловкость в подковёрной борьбе Сунь Укуна. Большая Каменная Обезьяна стала неуязвимой и, похоже, действительно бессмертной. Короче, все несогласные были вынуждены признать власть Обезьяна и капитулировали с позором.
Тут болтают некоторые, что не смирившиеся враги Сунь Укуна обратились за помощью даже к всемогущему заоблачному Будде, дабы тот приструнил проказника, и что, якобы, сам Будда сочинил хитроумный план, предложив нашей Каменной Обезьяне высшую в этом мире должность Правителя Неба, если она сумеет преодолеть расстояние больше его, буддовой, ладони. Ещё менее надёжные источники, утверждают, будто самонадеянная Обезьяна УЖЕ попалась в силки Будды, что тот её схватил, спустил с неба на землю и посадил в клетку из пяти пальцев. Никто этого не видел, и мне лично в такой исход мало верится.
Кто же его посадит – он же легенда!
Сунь Укун – Царь обезьян, культовый персонаж китайской культуры
Царь обезьян – один из самых известных персонажей приматов в мировой литературе. Он появляется в великом китайском романе «Путешествие на Запад» 1592 г. н. э. Лишь в 20 веке авторство было закреплено за писателем по имени У Чэнъэнь. Сунь Укун является бессмертным демоном, который получает исключительную силу от долгих лет духовного совершенствования и восстания против первенства небес.
Подобно Локи в норвежской мифологии и Люциферу в иудео-христианской мифологии, этот обманщик падает с небес, когда верховное божество, в данном случае Будда, изгоняет его в земную тюрьму. Но в отличие от своих западных коллег обезьяна раскаивается, становится буддистским монахом и соглашается использовать свои способности для защиты монаха Сюаньцзана в пути, чтобы собрать сутры из Индии.
Содержание
Литературный персонаж
Согласно легенде, Sun Wukong рождается из волшебного камня. Из него появляется яйцо, которое в итоге превращается в каменную обезьяну. Она может ползать и ходить, а при открытии глаз два луча золотого света стреляют в дворец и поражают Императора. На горе Сунь Укун подружился с разными животными и присоединился к группе других обезьян. Рядом находился ручей, через который племя находит водопад. Они решают, что тот, кто пройдет через него и вернется, станет их царем. Каменная обезьяна прыгает в водопад и находит мост с пещерой. После этого ее провозглашают Королем обезьян.
Красивый Король Обезьян (Mei houwang, 美 猴王) управляет островом почти четыреста лет, прежде чем мысль о надвигающейся смерти начинает вызывать у него беспокойство. Один из его советников предполагает, что надо найти даоса, чтобы тот научил короля секретам вечной жизни. От него он и получил свое имя Sun Wukong, что означает «обезьяна, познавшая пустоту». Бессмертный преподает ему 72 метода небесной трансформации или бесконечные способы изменения его формы и размера. Царь обезьян получает всевозможные магические заклинания для управления богами и духами, обучается боевым искусствам и, самое главное, внутреннему методу дыхания, который приводит к его бессмертию.
История Сунь Укуна очень длинная и захватывающая. Один из самых важных китайских литературных персонажей по происхождению из легенд Белой Обезьяны из китайского царства Чу (700-223 до н.э.), где почитали гиббонов, особенно белых. Легенды породили истории и мотивы искусства во времена династии Хань. Это способствовало росту персонажа Sun Wukong. После «Путешествия на Запад» герой появляется во многих последующих историях и адаптациях. К слову, в повествовании У Чэнъэня главным считается монах Сюаньцзан, отправившийся в Индию. Но Царь обезьян, охраняющий его, проявляет себя гораздо ярче.
Фильмы с Сунь Укуном
Король обезьян считается лучшим архетипом в мифологии Восточной Азии. Его образ использовали для создания книг, фильмов и даже статуэток. Так бренд Yeenjoy Studio, известный за коллекции курильниц из китайского фарфора, сделал фигурку Monkey King, вдохновляясь мифологией и культурой Китая. Многие игры MOBA, такие как League of Legends, Vainglory и Dota 2, показывают героев, созданных на основе этого персонажа.
Роман «Путешествие на Запад» экранизировали бессчетное количество раз. Начиная с японского и корейского производство и до западных фильмов и сериалов, легенда о буддийских монахах распространялась с завидной регулярностью. Самыми известными произведениями стали «Запретное царство» с Джеки Чаном и Джетом Ли. «Король обезьян» вышел в 2001 году совместно с США, а японский фильм с таким же названием появился в 2014 году. За ними последовал «Путешествие на Запад: Покорение демонов». Первая часть вышла в 2013 году, вторая была представлена в 2017 году. Также есть довольно интересная интерпретация под названием «Китайская история», где в роли Sun Wukong выступил Бо Лин Чен.
По слухам 2011 года, Джеймс Кэмерон вместе с Гильермо дель Торо должны были выпустить фильм «Король обезьян» в 3D формате по сценарию Нила Геймана. Однако данные о его готовности и даже съемках так пока и не появились.
Мультфильмы про Царя обезьян
Несмотря на то, что образ Сунь Укуна чаще всего используют в странах Азии, на Западе каменная обезьяна тоже получила свою долю популярности. Довольно известный аниме-сериал «Жемчуг дракона» создан на основе оригинального романа про обезьяну. Мультфильм из трех частей про Сунь Укуна китайского производства выходил с середины 1960-х годов. Также есть сериал 2000-х годов на основе манги «Gensomaden Saiyuki» и китайского произведения про путешествия демона.
Привлекательность персонажа привела к непрерывной популярности и адаптации Sun Wukong. Король обезьян часто используется в рекламе всех видов. Однако он не ограничивается своим родным Китаем и появляется в разнообразных формах: от японских гравюр из дерева 19-го века до оперы «Обезьяна: Путешествие на Запад», созданной Деймоном Албарном, музыкантом из Blur и Gorillaz.
Легенды о Царе обезьян
Легенды о Царе обезьян
Среди богов Китая встречается и обезьяна. О том, как она поднялась на такую высоту и стала богом, подробно рассказывается в сказке «Царь обезьян», сюжет которого широко распространен в китайском фольклоре. Известен и его буддийский вариант под названием «Путешествие на Запад». Эти произведения знает каждый образованный китаец.[15]
Страницы романа заполнены описаниями призраков, демонов и фей, как добрых, так и злых. Во все это верил средний китаец, причем настолько незыблемо, что от колыбели до могилы соотносил свое существование с их деятельностью.
Правда, заметим, что речь не идет о психологической характеристике, персонажи там явно аллегорические, поэтому вызывает сомнение, действительно ли подобные включения справедливо вошли в китайский текст. Так, образ монаха-странника Сюань Чжуана показывает путь для внутреннего самоочищения человека. Его монашеское одеяние символизирует возможность исправления человека. Оно может защитить любого, кого осаждает нечисть, пытающаяся его уничтожить.
Сунь Укун, волшебная обезьяна, отражает сущность тех людей, которые склонны совершать дурные поступки. Именно его неразумные деяния и заставили Наставника надеть на него волшебный обруч, который сжимает голову в моменты непослушания. Эта страшная боль заставляет обезьяну образумиться и стать самим собой. Все это происходит на любом расстоянии от Наставника.
Полагают, что смысл учения можно пояснить с помощью волшебного железного жезла Сунь Укуна, который можно было использовать по любому поводу, независимо от его назначения. Произнеся заклинание, можно было стать невидимым, вытянув вперед, измерить даже расстояние между небом и землей.
Чжу Бачжэ, богатырь-свинья, со своими вилами для навоза, склонен к низменным страстям, они постоянно противоречат его попыткам достичь нравственного совершенства.
Олицетворением слепой преданности является Ша Хошан. В его образе показан человек слабый по своей сути и нуждающийся в постоянном поощрении.
Деяния чудесной обезьяны стали сюжетом множества произведений китайского фольклора и письменной литературы, а также вошли в поговорки и пословицы. Известны многочисленные места поклонения этому необычному герою и посвященные ему храмы.
В разных текстах этот персонаж действует под различными именами: Сунь Синчжэ, Сунь Укун, Мэй Хоуван, Читянь Дашэн, Бима Вэнь. Последнее имя является титулом, которое ему присвоил Ю Гуан. В романе У Чэньэня он именуется Сунь Укун, поэтому в дальнейшем изложении и мы будем называть его Сун.
О происхождении этого персонажа рассказывают следующее. За морями, на Восточном континенте, в стране Аолай, находится гора Цветов (Хуагошань). Ее крутые склоны завершаются остроконечной скалой. Однажды эта скала произвела на свет каменное яйцо. Его оплодотворило дыхание ветра, и через некоторое время из него вылупилась каменная обезьяна. Появившись, новорожденный приветствовал все четыре стороны света. Облик его оказался совершенно необычным: из глаз исходили золотые лучи, заливающие светом дворец Северной полярной звезды. Сияние уменьшалось, если обезьяна собиралась подкрепиться.
«Сегодня, – сказал себе Ю Гуан, – я собираюсь пополнить удивительное разнообразие существ, порожденных небом и землей. Эта обезьяна сможет скакать и допрыгнет до самых высоких горных вершин. Она также сможет прыгать по воде и поедать плоды деревьев. Обезьяна подружится с гиббоном и журавлем. Как и олень, она может проводить ночи на горных склонах, а днем будет спускаться с вершин и отдыхать в пещерах. Обезьяна считается прекрасным украшением гор!»
За проявленные свойства обезьяну вскоре провозгласили правителем всех обезьян. Тогда она начала изыскивать средства, чтобы стать Бессмертной. Путешествовав в течение восемнадцати лет по земле и по морю, она встретилась с Бессмертным Пути Цзуши на горе Линтяйфанцзун. Во время странствий обезьяна постепенно приобретала человеческие свойства, и, хотя ее лицо оставалось тем же, в человеческом одеянии она все же выглядела более пристойно.
Бессмертный назвал ее Сунь Укун, что означало «открыватель секретов». Наставник научил обезьяну летать по воздуху и принимать обличья семидесяти двух существ. Одним прыжком обезьяна могла покрыть 108 тысяч ли.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
«Монархический» вариант новой легенды о царе-избавителе
«Монархический» вариант новой легенды о царе-избавителе К первой группе – «монархической» – относятся персонажи, которые принадлежали к дому Романовых либо так или иначе ассоциировались с ним (как, например, упоминаемый ниже «Гришка ихнего же роду»). Перечислим
Рассказ о царе Шахрияре и его брате
Рассказ о царе Шахрияре и его брате Слава Аллаху, господу миров! Привет и благословение господину посланных, господину и владыке нашему Мухаммеду! Аллах да благословит его и да приветствует благословением и приветом вечным, длящимся до Судного дня!А после того: поистине,
Сергей Доценко Сон о понтийском царе Митридате: Поэтика исторических аллюзий в поэме Вен. Ерофеева «Москва — Петушки»
Сергей Доценко Сон о понтийском царе Митридате: Поэтика исторических аллюзий в поэме Вен. Ерофеева «Москва — Петушки» В поэме «Москва — Петушки» (гл. «Петушки. Перрон») есть довольно странный сон главного героя Венички, в котором появляется царь Митридат: А потом,
Легенды балета
Легенды балета Нина Кирсанова Еще в 1980-е годы в Белграде жила прекрасная балерина, «памятник русской балетной школе», бесподобная Нина Кирсанова. Этот факт казался мне тогда парадоксальным.Помню, с каким волнением набирал ее номер. Она у телефона. Нет, она совсем не
Глава 1 ЛЕГЕНДЫ
Глава 1 ЛЕГЕНДЫ Япония, как и Греция, возникает из сказочного прошлого. Легенды, пришедшие из глубины времен, населены буйными, фантастическими персонажами, от которых происходят жемчужные туманы, они окутывают леса, склоны вулканов, не успевшие покрыться умудренной
Глава 10. Двор при царе Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове (1584-1598)
Память о царе Михаиле
Память о царе Михаиле Царь Михаил скончался в ночь с 12 на 13 июля 1645 г.Один иностранец, который жил в Москве во время восшествия Михаила на престол, говорил, что у нового царя было единственное средство, чтобы удержаться на престоле, это средство — подобно Грозному
Социальные отношения у обезьян: различия между полами
Социальные отношения у обезьян: различия между полами В настоящее время для объяснения социальности у приматов предлагаются две гипотезы: гипотеза пресса хищников и гипотеза межгрупповой конкуренции за пищевые ресурсы. Обе гипотезы сходятся в одном важном пункте: они
Инфантицид: у обезьян и человека
Инфантицид: у обезьян и человека Часто игнорируемым фактором, способствующим развитию дружественных связей между самками, является опасность инфантицида (убийство детенышей своего вида) со стороны самцов (как будет показано ниже, такая адаптация реально существует у