Кто такой котельников г е
Глеб Котельников – изобретатель ранцевого парашюта
Сразу после того, как люди начали подниматься в воздух сначала на аэростатах, а затем и на самолетах, остро встал вопрос их спасения в случае аварии на большой высоте. На первых самолетах для этого использовались длинные сложенные конструкции в виде зонтов, которые закреплялись на фюзеляже. Это были очень ненадежные устройства, которые сильно увеличивали вес летательного аппарата, поэтому применялись крайне редко.
На воздушных шарах эволюция средств для относительно мягкого приземления при падении с многокилометровой высоты шла своим путем. Там использовались тяжелые и неудобные изделия из льняной ткани, которые привязывали к нижней или боковой части аэростата. Понятно, что в случае аварии грамотно воспользоваться такой конструкцией удавалось далеко не всегда.
Все изменилось в 1912 году, когда свой ранцевый парашют испытал русский изобретатель Глеб Котельников.
Содержание
Биография конструктора
Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге в 1872 году, его отец был профессором механики и высшей математики. Главным увлечением родителей являлся театр, и мальчик тоже полюбил его. С детства он занимался игрой на скрипке и пением. Однако нравилось ему и еще кое-что – изготовление своими руками разных игрушек и моделей.
В 1894 году Глеб оканчивает Киевское военное училище и после 3-летней обязательной службы уходит в запас. Котельников уезжает в провинцию и живет тихой размеренной жизнью – служит акцизным чиновником, помогает в организации драматических кружков, иногда сам играет в спектаклях. Не бросает он и своего конструкторского увлечения.
Трагедия как толчок
В 1910 году Котельников возвращается в Санкт-Петербург и вступает в труппу Народного дома на Петербургской стороне. Он играет под псевдонимом Глебов-Котельников.
24 сентября 1910 года (по старому стилю) в Санкт-Петербурге стояла прекрасная безветренная погода. На этот день назначили проведение первого в России праздника воздухоплавания. Публика была в восторге от невиданного ранее зрелища, и вдруг один из самолетов начал разваливаться в воздухе. Из него с высоты 400 м выпал пилот, у которого не было шансов выжить. Так в первой для Российской империи авиационной катастрофе погиб известный авиатор Лев Мациевич.
Глеб Котельников оказался свидетелем трагедии, и в тот момент он твердо решил, что такое повториться не должно. Так 38-летний актер превратился в разработчика парашюта.
Создание парашюта
Работа Котельникова по созданию первого складного ранцевого парашюта была завершена уже в декабре 1911 года, то есть спустя 15 месяцев после гибели Мациевича. Изобретатель заменил тяжелое льняное полотно легким и крепким шелком. В края парашюта Глеб Евгеньевич вшил тонкий эластичный трос. Стропы были разделены на две группы, закреплявшиеся на плечевых обхватах подвесной системы. В результате получилась конструкция, которой человек мог управлять, пока спускался на землю.
Главной особенностью парашюта Котельникова было то, что он уложил его в небольшой заплечный ранец. На его дне находилась специальная полка с сильными пружинами под ней. За счет такого решения парашют моментально выбрасывался наружу, когда человек выдергивал в воздухе стопорное кольцо. Первая модель была названа РК-1 – это сокращение от «Русский, Котельникова, модель 1».
После успешных испытаний с манекеном разработка была предложена военному ведомству, но российская бюрократическая машина восторгов по поводу изобретения не разделила. Один из великих князей даже назвал парашют вредной для авиации вещью, так как с ним летчик будет при малейшей опасности спасать себя, а не самолет.
Котельников не опустил руки и продолжил работу над изобретением, которое все же понадобилось русской авиации, когда началась Первая мировая война.
Советский период
После революции и Гражданской войны Котельников остался в Советской России. В 1923 году он представил модель РК-2, а немногим позже – РК-3 с мягким ранцем. Современные парашюты российских десантников имеют практически ту же конструкцию, что и РК-3. Воздушно-десантные войска появились в нашей стране в 1929 году именно благодаря Глебу Евгеньевичу и его разработкам.
Почти одновременно с РК-3 Котельников создает грузовой парашют РК-4. Он отличается увеличенным куполом диаметром 12 м и способностью опускать груз, весящий до 300 кг. Впрочем, этот парашют применения не получил. В 1926 году Котельников все свои изобретения передал Советскому правительству.
Начало Великой Отечественной войны изобретатель встретил в Ленинграде. Он пережил часть блокады, и после первой зимы в осажденном городе был эвакуирован. Котельников дождался снятия блокады с родного города, но до конца войны не дожил. Он умер в конце 1944 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Первое испытание парашюта Котельникова прошло в деревне Сализи, которую в 1949 году переименовали в Котельниково (Гатчинский район Ленинградской области). Рядом с полигоном и сейчас стоит небольшой памятник с изображенным на нем парашютом.
Могила Глеба Евгеньевича – место паломничества парашютистов. Они привязывают к деревьям рядом с его надгробием ленточки для затяжки парашютов.
Авиация России
Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.
Глеб Котельников – создатель первого ранцевого парашюта
Детство и юность
Глеб Котельников родился 30 января 1872 года в семье профессора высшей математики и механики Петербургского института. Родители Котельникова любили театр и музыку, поэтому в детстве мальчику нравилось сценическое искусство. Он был склонен к игре на музыкальных инструментах и даже сам писал музыку в юном возрасте. Правда, вместе с этим молодого Котельникова интересовала и техника. Из подручных средств он конструиро-вал удивительные приборы – например, в тринадцать лет Котельников самостоятельно собрал работающую фотокамеру.
В его планы входило стать студентом консерватории или технологического института, но после внезапной смерти отца материальное положение семьи резко ухудшилось. Поэтому Глебу Котельникову пришлось уйти добро-вольцем в армию и поступить в военное артиллерийское училище в Киеве. После окончания трехлетней службы Котельников уходит в запас и становится акцизным чиновником в провинции – контролирует поступление налогов в казну. Одновременно он участвует в деятельности драматических кружков и даже сам играет в некоторых спектаклях. В 1910 году Котельни-ков возвращается в Петербург уже в составе труппы Народного дома. Актер выступает под псевдонимом Глебов-Котельников, но не бросает детское увлечение конструкторским делом.
Трагедия на аэродроме
В то время отечественные летчики демонстрируют публике свои первые по-леты. Котельников, всегда любивший технику, не может равнодушно относиться к таким событиям и регулярно посещает Комендантский аэродром. 7 октября 1910 года на его глазах разбивается летчик Лев Мациевич. Оказав-шись свидетелем страшной трагедии, Котельников твердо решает приду-мать способ предотвращения подобных катастроф в будущем. В своей книге «История одного изобретения» он позже напишет:
«Это была первая жертва русской авиации. Она произвела на меня такое тяжелое впечатление, что, выступая, как обычно, вечером в театре, я все время видел страшную картину гибели летчика. Неужели нельзя уберечь летчика, думал я, спасти жизнь человеку, если происходит авария аэроплана? Я понял, что для аэроплана надо создать прочный и легкий парашют. Сложенный, он должен быть совсем небольшим. А главное – авиационный парашют всегда должен быть с летчиком. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с любого борта аэроплана…».
Разработка парашюта
Теперь дни и ночи Котельников проводит в своей домашней мастерской: пишет, читает, чертит и изготавливает… Помощи ждать было неоткуда, кто бы тогда поверил, что обычный актер способен создать спасательное сред-ство для летчиков, над разработкой которого уже много лет ломают голову ведущие европейские ученые? В процессе работы Котельников изучает ста-ринные документы, применяет различные инструменты и проводит опыты – к сожалению, пока неудачные.
Однажды Глеб Котельников увидел в театре, как женщина доставала из ма-ленькой сумочки огромную шелковую шаль:
«Может быть, и парашют следовало сделать из шелка, но не прорезиненного? Эта мысль не оставляла меня. Ведь шелк может быть прочным, гладким и эластичным. Купол из шелка должен хорошо развертываться, а места та-кой парашют займет совсем немного. Я думал, что шелковый парашют бу-дет так мало занимать места, что его легко можно будет уложить в голов-ной шлем летчика. А когда парашют нужно будет раскрыть, его вытолкнет спиральная пружина.
Как уберечь человека от рывка при раскрытии парашюта? Снижаясь с таким парашютом, прикрепленным в одной точке, человек все время вра-щается. А при посадке на землю это вращение становится опасным».
Отказавшись от этой идеи, Котельников решает сконструировать свой па-рашют иначе:
«Я хотел разделить все стропы парашюта на две части и прикрепить их к двум подвесным лямкам. Тогда, взявшись правой рукой за левую, а левой рукой за правую лямку, парашютист мог развернуться лицом по сносу, то есть по ветру. Я решил сделать подвеску из нескольких ремней. Я теперь ясно представлял себе мой парашют. Я сделал набросок своего парашюта, соорудил небольшую модель и подобрал к ней куклу».
Первые испытания проходили на даче – Котельников сбрасывал куклу с крыши дома. Каждый раз парашют вылетал из шлема и, раскрывшись, успешно опускал «пассажира» на землю. Теперь нужно было спроектировать реальный парашют, с помощью которого человек мог бы безопасно со-вершать посадку.
На протяжении нескольких дней Котельников усердно трудился над новой разработкой. Изобретателю во многом помогала его супруга – Юлия Волкова. Именно она сшивала полотна ткани. Созданный Глебом Котельниковым парашют представлял собой металлический ранец, внутри которого находи-лись пружины, поддерживающие полку, на полке размещались стропы, а уже на них – сам купол. Чтобы открыть ранец, летчику требовалось потя-нуть за шнур, и пружины выталкивали купол наружу. Масса парашюта со-ставляла чуть больше 7 кг, а ранца – 2 кг. Купол шили из натурального шелка. Важно, что стропы шли от плечевых ремней не до нижней кромки купола, как в зарубежных моделях, а до полюсного отверстия. Это придава-ло дополнительную прочность.
Испытания первого «небесного купола»
Котельникову важно было убедиться в надежности парашюта, но при этом сохранить свои разработки в тайне – у него не было патента на изобретение, поэтому любой мог украсть эту идею и выдать за собственную. Тогда Котельников нашел глухое и отдаленное место в окрестностях Новгорода. Манекен с парашютом были подняты на высоту 50 метров с помощью большого воздушного змея, который сконструировал сам Котельников. В итоге парашют был выброшен из ранца, купол быстро раскрылся и манекен аккуратно опустился на землю.
«Я волновался, мои помощники тоже. Как будет действовать наш парашют? В это время ветер раздувал тлевший трут, веревочная петля перегорела, и кукла упала. При ее падении нитка от замка раскрыла ранец и оборвалась, а купол парашюта, выброшенный пружинами на воздух, быстро развернулся и плавно опустил куклу на землю. Мы боялись поверить нашей удаче. Мы повторили наш опыт еще и еще. »
Изобретатель понял – его парашют работает безотказно и такое спасательное средство необходимо срочно внедрять в авиацию. В декабре 1911 года Ко-тельников обратился в военное ведомство, однако разработка была отклонена «за ненадобностью». Патент на свой парашют Котельников так и не получил.
РК-1: Русский, Котельникова, модель первая
Ученый не сдавался, стараясь искать любые способы получения патента. И спустя год – 20 марта 1912 года – изобретение под названием РК-1 (Рус-ский, Котельникова, модель первая) удалось зарегистрировать во Франции. При этом Котельников продолжал добиваться проведения официальных испытаний парашюта в России. Он много писал в Военное министерство, но поддержки от правительства не поступало.
6 июня 1912 года состоялись генеральные испытания парашюта возле деревни Сализи недалеко от Санкт-Петербурга. Позднее это место было пере-именовано в Котельниково. Сначала РК-1 испытывали при помощи авто-мобиля: когда машина разогналась, Котельников дернул за спусковой ре-мень, и купол мгновенно раскрылся, заставив двигатель заглохнуть. Затем парашют сбрасывали с аэростата с 80-килограммовым манекеном, которого прозвали Иваном Ивановичем. К слову, это имя настолько прижилось, что и по сей день так зовут все манекены, которые принимают участие в испытаниях парашютных систем.
Итак, каждый раз парашют РК-1 блистательно справлялся с задачей, прома-хов не было. Но власти стояли на своем – запускать изделие в производство не имеет никакого смысла. Несмотря на то, что некоторые генералы проси-ли великого князя Александра Михайловича, командовавшего на тот мо-мент российскими воздушными силами, ввести парашюты в авиацию, князь наложил на этом прошении резолюцию:
«Парашюты в авиации – вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы вво-зим машины из-за границы, поэтому их стоит беречь. А люди найдутся, не те, так другие!»
О Котельникове вспомнили только с началом Первой мировой войны. И во многих странах, в том числе в России, запустили промышленное производство парашютов РК-1. Спасательными комплектами снабжали пилотов оте-чественных самолетов «Илья Муромец».
Советские годы
После революции в годы гражданской войны парашюты Котельникова так-же использовали воздухоплавательные части Красной армии. В дальнейшем конструктор создавал новые модели парашюта, совершенствуя РК-1 и повышая его грузоподъемность. В 1923 году он выпустил ранцевый парашют РК-2, затем появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем. В том же 1924 году был изготовлен парашют РК-4 с куполом диаметром 12 метров. Он позволял опускать груз массой до 300 кг.
Также Котельников придумал разделять стропы на две половины и прикреплять к плечам. Парашютисты могли маневрировать, спускаясь на зем-лю. Эта новая техника применяется парашютистами до сих пор.
В 1926 году Глеб Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству. За многочисленные заслуги перед Родиной его наградили орденом Красной Звезды. Изобретатель первого ранцевого парашюта умер в конце 1944 года в Москве. Могила Котельникова на Новодевичьем кладбище – место, куда парашютисты приходит почтить память гения и завязать на ветке дерева ленточку для затяжки парашютов. На удачу.
А знаете ли вы, кто изобрёл парашют? — Петербургский изобретатель: Глеб Котельников
Это рассказ о том, как шёлковый шарф стал «прообразом» парашюта, машина и манекен его испытали, а разработал его актёр и изобретатель… Гению и великому человеку посвящается публикация Санкт-Петербург центра.
Каждый из нас знает, что парашют спасает жизни лётчиков. Также его используют в военных целях, чтобы защитить свой народ и для многих других благих целей. А знаете, кто изобрёл ранцевый парашют? — Уроженец Санкт-Петербурга и, вы не поверите, актёр и изобретатель.
Благодаря нашему земляку Глебу Евгеньевичу Котельникову были спасены миллионы людей. В этой статье мы расскажем о вехах его жизни, самом интересном — его открытии, что натолкнуло и стало прообразом, а также о трагичных страницах и обо всём, что касается этого уникального изобретения.
Пробное и первое испытание парашюта
Испытание первого в мире ранцевого парашюта прошло успешно. На землю с помощью парашюта спустился Иван Иванович. И тут вы тоже можете очень сильно удивиться. А Иван Иванович ненастоящий.
Дело в том, что испытывали ранцевый парашют не с живым человеком, а на специально сконструированном манекена, которого Глеб Евгеньевич Котельников окрестил Иваном Ивановичем. Парашют РК-1 («русский, Котельникова, первая модель») изобретатель создал меньше, чем за год.
Однако с манекеном Иваном Ивановичем — это было не самое первое испытание парашюта. Первая «проба» была произведена с участием автомобиля 2 июня 1912 года. Парашют привязали к буксировочным крюкам и машину разогнали до максимальной скорости, а Глеб Котельников дёрнул за спусковой ремень. Результат был хорошим. Парашют мгновенно раскрылся и заставил машину остановиться, из-за резкого торможения заглох двигатель.
6 июня 1912 года года состоялись испытания парашюта в Гатчинском лагере Воздухоплавательной школы, возле деревни Сализи, ныне переименованной в Котельниково. И это было то успешное испытание первого в мире ранцевого парашюта Котельникова, в котором уже участвовал 80-килограммовый манекен Иван Иванович, снабжённый парашютом.
С его помощью испытали несколько высот. Его скидывали с аэростата и всякий раз парашют блестяще справлялся с поставленной задачей. Об этом писала «Петербургская Газета» в июне 1912 года. И, вот, что сказал в интервью сам изобретатель:
Мое изобретение является первым в мире автоматическим спасательным приспособлением. Конструкция его чрезвычайно проста, так как отказ от действия возможен лишь, как несчастный случай.
Зимой 1912—1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. Впервые парашют Котельникова испытал челолвек 5 января 1913 года.
Это был студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский. Он прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста через Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе первой мировой войны.
Дальше мы расскажем о жизни изобретателя и о том, что натолкнуло его на изобретение парашюта, что не менее интересно послушать, как и про первые испытания парашюта, о чём мы рассказали выше.
Жизнь и первый парашют Котельникова
Изобретатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге 30 января 1872 года. Его отец был профессором математики и высшей механики, а мама страстной любительницей театра. Родители привили сыну свои увлечения. Глеб применил навыки, заложенные с детства, в конструировании, к которому его тянуло наряду с театром.
Военный, чиновник, актёр и изобретатель
Глеб с ранних лет интересовался конструированием. Сначала это были модели и игрушки, но постепенно увлечение переросло в призвание. В 1894 году он окончил Киевское военное училище. Прослужив 3 года обязательной службы, он ушёл в запас. Затем служил акцизным чиновником в провинции.
Потом Котельников помогал организовывать драматические кружки, нередко сам играл в спектаклях, но не прекращал конструировать. Его очень тяготила должность акцизного чиновника. В 1910 году Глеб вернулся в Санкт-Петербург и стал актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне.
Прообраз парашюта и трагедия
Его театральным псевдонимом был Глебов-Котельников. По легенде, петербургский актёр увидел в зале падение шёлкового шарфа, что натолкнуло его на мысль о парашюте. Также в это время он посещал Всероссийский праздник воздухоплавания. И это событие повлияло на то, что его будущая жизнь круто изменилась.
А трагедия, которая произошла с коллегой Котельникова, буквально заставила изобретателя вплотную приступить к разработке парашюта. В 1910 году погиб лётчик Лев Макарович Мациевич, который хотел показать великому князю Александру Михайловичу, на тот момент шефу российской авиации, — этакое из последних достижений.
Мациевич хотел показать максимальную высоту, на которую может взлететь самолёт. Восторг зрителей был неописуем, но это зрелище затем обернулось настоящей катастрофой. Самолёт не выдержал нагрузки и буквально развалился на куски. Лев Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы на территории Российской империи.
До изобретения Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Конструкция не была надёжной. К тому же, зонты сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.
Изобретения Котельникова
Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл 19 июня 1912 года, — в районе деревни Сализи (ныне — Котельниково).
Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.
Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2 в 1923 году, потом была разработана модель парашюта РК-3 с мягким ранцем. В 1924 году Котельников придумал грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 килограмм. К сожалению, применения он не получил. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
Память о Г. Е. Котельникове
После первой блокадной зимы Котельников был эвакуирован из Ленинграда. Глеб Котельников умер 22 ноября 1944 года в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Его могила стала меккой для парашютистов. Около могилы Котельникова они привязывают к деревьям ленточки для затяжки парашютов.
1 августа 1949 года деревня Сализи, где впервые проходил испытания парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён скромный памятник с изображением парашюта. В Санкт-Петербурге есть аллея Котельникова. Изобретателю установлена мраморная памятная доска в Санкт-Петербурге на доме, где он жил 1912—1941 годы, по адресу: 14 линия В. О., дом № 31, кв. 20.
В истории российской авиации Глеб Евгеньевич Котельников оставил огромнейший след, прославив свой родной Петербург и Россию. Во всех справочниках пишут:
Изобретателем парашюта в современном виде является Г. Е. Котельников, инженер из Санкт-Петербурга, который первым в мире создал ранцевый парашют. В 1912 году Котельников получив патент на это изобретение в России, Франции, Германии и США. Он впервые разделил все стропы подвески на две группы, расположил аппарат в ранце, крепившемся к лётчику, и применил полюсное отверстие в центре купола для выхода воздуха. Испытан 6 июня 1912 года в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы. В России первым спасся на парашюте Михаил Громов в 1927 году.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Какие ассоциации возникают у вас при упоминании об авиации? Самолет, летчик, парашют — наверное, самое популярное. А знаете ли вы о том, что ранцевый парашют спасает жизни летчиков благодаря нашему соотечественнику, Глебу Евгеньевичу Котельникову, и о том сложном пути, который прошел изобретатель, чтобы дать своему творению шанс на жизнь?
Отец парашюта
Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге 18 января 1872 года. Он интересовался конструированием с самого детства — сначала это были модели, игрушки, но постепенно простое хобби переросло в настоящее призвание. Юноша получил хорошее образование, окончив в 1894 году Киевское военное училище. По окончании обязательного срока службы он получил должность акцизного чиновника и уехал в провинцию, однако это не помешало Котельникову продолжать заниматься любимыми делами — петь, играть на скрипке, организовывать драмкружки и даже самому принимать участие в постановке спектаклей. Отец — профессор математики и высшей механики, и мать — заядлая любительница театра — привили сыну свои увлечения и передали навыки. Их он чаще всего применял именно в конструировании, к которому его тянуло наряду с театром. Акцизный чиновник — эта должность его тяготила. В 1910 году Глеб, к этому времени уже несколько лет удачно женатый, возвращается в Санкт-Петербург, где посещает Всероссийский праздник воздухоплавания, события на котором перевернули всю его дальнейшую жизнь.
Трагическая предпосылка
В сентябре (октябре по старому стилю) 1910 года на том самом празднике выступал летчик Лев Макарович Мациевич. В день трагедии он успешно завершил несколько полетов, и даже успел покатать несколько влиятельных особ. Мациевичу передали пожелание великого князя Александра Михайловича, который на тот момент был шефом российской авиации, — дескать, а покажи-ка ты нам, братец, что-нибудь эдакое, из последних достижений. Недолго думая, летчик решил показать максимальную высоту, на которую может взлететь самолет, однако что-то пошло не так: выступление оказалось зрелищным, только вот зрелище было настоящей катастрофой. Машина не выдержала нагрузки, и ровно в 18:00 начала буквально разваливаться на куски. О том, как это выглядело с земли, писал Лев Успенский в своих “Записках старого петербуржца” — несмотря на то, что на момент трагедии ему было всего 10 лет, обстоятельства того вечера надолго отпечатались в памяти будущего писателя:
… Одна из расчалок лопнула, и конец ее попал в работающий винт. Он разлетелся вдребезги; мотор был сорван с места. “Фарман” резко клюнул носом, и ничем не закрепленный на своем сиденье пилот выпал из машины…
… Я стоял у самого барьера и так, что для меня все произошло почти прямо на фоне солнца. Черный силуэт вдруг распался на несколько частей. Стремительно чиркнул в них тяжелый мотор, почти так же молниеносно, ужасно размахивая руками, пронеслась к земле чернильная человеческая фигурка… Исковерканный самолет, складываясь по пути, падал то “листом бумаги”, то “штопором” гораздо медленнее, а еще отстав от него, совсем наверху какой-то непонятный маленький клочок, крутясь и кувыркаясь, продолжал свое падение уже тогда, когда все остальное было на земле…
Лев Мациевич — первая жертва авиационной катастрофы на территории Российской империи.
Слово Котельникова
Изобретатель тоже был в тот день на Комендантском аэродроме, и его в самое сердце поразила гибель Мациевича. Сокрушаясь, он сетовал в кругу друзей на отсутствие у летчика устройства, благодаря которому тот мог бы спасти свою жизнь. Но такого не существовало — и тогда Котельников решил сам его создать.
На тот момент вместо парашюта использовалась громоздкая, тяжелая и довольно ненадежная конструкция, напоминающая сложенный зонт, однако из-за веса она использовалась очень редко — практически никогда. Котельников даже не рассматривал создание чего-то подобного: его комната была завалена чертежами и расчетами для совсем другого устройства. Казалось бы — случайность, но именно случай навел его на мысль о том, в чем должна состоять суть парашюта: как-то, прогуливаясь по набережной, он заметил, как девушка достала из сумки нечто, свернутое в тугой комок — при порыве ветра он развернулся, превратившись в большую шелковую косынку. Почему бы и нет? Изобретатель добавил к предыдущим идеям и эту, и следующую, согласно которой стропы должны распределяться на обе руки летчика — тогда он сможет управлять спуском, корректируя место своего приземления. Решил он и проблему с “упаковкой”, выбрав оптимальный вариант — заплечный ранец, но не простой, а адаптированный под ситуацию, для которой он создавался. После нескольких попыток появилась первая модель, в которой на специальных полочках, оборудованных пружинами, лежал аккуратно сложенный парашют. На крышке ранца — защелка, от защелки — шнур с кольцом. Согласно задумке инженера, при необходимости достаточно было просто дернуть за кольцо, чтобы открыть крышку, а там уже пружины и ветер сделают свое дело — первые вытолкнут сложенный парашют и стропы, а второй поможет ему превратиться в полноценный прочный купол, который подарит авиатору шанс на спасение.
27 октября 1911 года Котельников получил привилегию № 5010 на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом. Еще одна попытка была предпринята во Франции в марте 1912 (патент № 438 612). Что же предлагал изобретатель?
Парашют РК-1 (“русский, Котельникова, первая модель”) он создал меньше, чем за год, и в июне 1912 года провел успешные испытания неподалеку от деревни Сализи, ныне переименованной в Котельниково. Однако первая “проба” была произведена с участием автомобиля: парашют, привязанный к буксировочным крюкам, прекрасно справился с задачей. Машину разогнали до максимальной скорости, и Котельников дернул за кольцо. Изобретение не подкачало: мгновенно раскрывшийся купол вынудил автомобиль не просто остановиться, а даже заглохнуть из-за резкого торможения. На четвертый день парашют испытывали уже в лагере Воздухоплавательной школы, расположенном примерно в той же местности. На этот раз вместо автомобиля участвовал 80-килограммовый манекен, снабженный парашютом: испытатели опробовали несколько высот, когда скидывали его с аэростата, и каждый раз парашют блестяще справлялся с поставленной задачей.
Идеально ведь, согласитесь? Если устройство на “отлично” выполняет свою функцию, почему бы не ввести его в обиход, почему не наладить производство и не спасти жизнь летчика, попавшего в беду? Как бы не так. Главное инженерное управление русской армии не приняло изобретение Котельникова — великий князь засомневался в его пользе, мотивировав свой отказ следующими словами:
Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!
Фраза в точности дошла до наших дней, потому что именно она стала резолюцией Александра Михайловича на ходатайстве Котельникова о введении парашютов в обязательное летное снаряжение. Каково? И это при том, что на всех испытаниях присутствовали как зрители, так и представители прессы, которые тоже оказывали (по крайней мере, пытались) давление на сильных мира сего, настаивая на необходимости применения парашютов.
Что делает Котельников? Этой же зимой при помощи коммерческой фирмы он выставляет свое детище на участие в конкурсе, который проводился в Париже и Руане. Показательным выступлением стал прыжок Владимира Оссовского с 60-метровой отметки моста через Сену. И на этот раз закон подлости обошел Котельникова стороной: студент Петербургской консерватории на глазах у изумленной публики плавно спланировал с моста, живой и здоровый, вопреки фразам злопыхателей, дескать, в момент раскрытия парашюта летчику оторвет руки, а если не оторвет руки, то уж ноги-то, при столкновении с землей — всенепременно. Это был триумф — изобретение признали. А что же родина? Родина вспомнила о Котельникове и его творении только в Первой мировой.
После окончания Киевского военного училища и службы Котельников был в звании поручика. В начале войны его отправили в автомобильные части, но в итоге он все-таки занимался своим делом: было принято решение о снабжении экипажей многомоторных самолетов РК-1, и их конструктор принимал непосредственное участие в создании нужного количества парашютов. Котельников не остановился на РК-1: в 1923 году был создан РК-2, а за ним и РК-3, уже с мягким ранцем. Были и другие модели, не менее удачные, но менее востребованные, как, например, грузовой РК-4, способный опустить до 300 кг.
В 1926 году изобретатель передал свою коллекцию Советскому правительству.
Первую блокадную зиму он встретил в Ленинграде, а затем был эвакуирован. Глеб Евгеньевич умер в Москве 22 ноября 1944 года. Могила конструктора на Новодевичьем кладбище — место, куда множество парашютистов приходят отдать дань уважения его памяти, и завязать на ветке ближайшего дерева ленточку для затяжки парашютов. На удачу.