Кто такой крестьянин определение для детей

Значение слова «крестьянин»

Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть фото Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть картинку Кто такой крестьянин определение для детей. Картинка про Кто такой крестьянин определение для детей. Фото Кто такой крестьянин определение для детей

1. Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли. Деревня Бесселендеевка состояла всего из двадцати двух душ крестьян. Тургенев, Чертопханов и Недопюскин.

2. Представитель низшего податного сословия в дореволюционной России.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Земледелие появилось в неолите. Класс крестьян (первоначально свободных земледельцев) пережил в эпоху средних веков до конца XVIII века во всех странах Европы, кроме Швеции и Норвегии, период зависимых отношений к землевладельцу и прикрепления к земле.

КРЕСТЬЯ’НИН, а, мн. я́не, я́н, м. 1. Мелкий товаропроизводитель в сельском хозяйстве, владеющий средствами производства и непосредственно прилагающий свой труд в производстве. В капиталистическом обществе происходит непрерывная дифференциация крестьянства, в результате которой крестьяне-середняки разоряются и переходят в ряды бедняков или батраков, а незначительная группа середняков превращается в кулаков, эксплоатирующих бедноту и батрачество. Союз пролетариата с трудящимися крестьянами является необходимым условием построения социалистического общества. При новом, колхозном строе крестьяне работают сообща, артелью, работают при помощи новых орудий — тракторов и сельхозмашин, работают на себя и на свои колхозы, живут без капиталистов и помещиков, без кулаков

и спекулянтов, работают, для того, чтобы изо дня в день улучшать свое материальное и культурное положение.

Стлн. 2. Лицо, принадлежащее к низшему податному сословию земледельцев (дореволюц.). Ломоносов происходил из крестьян. По паспорту к.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник

Крестьяне в России

Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть фото Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть картинку Кто такой крестьянин определение для детей. Картинка про Кто такой крестьянин определение для детей. Фото Кто такой крестьянин определение для детей

Большое количество людей, составляющих родословную, углубившись в 19 век обнаруживают, что их предки – крестьяне. Некоторые начинающие генеалоги в тайне надеятся найти дворянские корни, чтобы с гордостью демонстрировать свой герб и потешить самолюбие. Учитывая, что крестьянство составляло 80% населения Российской империи, вероятность найти именно крестьянские корни крайне высока.

Кто такие крестьяне

Ассоциация со словом «крестьянин», твердо осевшая в головах еще со школьной скамьи, представляет нам помещика и его угнетенного и бесправного крепостного крестьянина.

В этом утверждении есть только доля правды, ведь категорий крестьян существовало много.

Само слово «крестьянин» переводится с греческого, как человек. Есть версия религиозного происхождения – от «христианин». Есть так же и другие версии появления этого слова «крест» или от древнерусского выражения «высекать огонь»: чтобы расчистить пашни крестьяне уничтожали леса, выжигая их огнем.

Основная деятельность

Крестьяне – жители сельской местности, занимающиеся сельским хозяйством. Помимо земледелия и разведения скота крестьяне занимались растениеводством (например, разводили виноградники или сады) и пчеловодством.

Обязательно владели ремеслом – гончары, столяры, плотники, кузнецы, ткачи, плели из бересты обувь и тару – в каждой деревне были свои ремесленники, удовлетворяющие потребности в тех или иных продуктах.

Это сословие обязано было платить налоги в зависимости от категории, к которой они относились.

Налогообложение

Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность.

Оброк – налоговая повинность, выплачиваемая в виде денег или продуктов зависимыми крестьянами.

Тягло – в 16 – 18 вв. денежные и натуральные повинности (включала в себя различные виды налогов: стрелецкий хлеб, государева подать, оброчные деньги и другое), которые несли крестьяне и посадские люди. (Были и другие податные сословия, уплачивающие налоги в пользу государства).

Основной налог, введенный Петром Первым, назвался подушная подать и заменил термин оброк и тягло. Ее платили не только крестьяне мужского полу, но и другие сословия, перечисленные в его указе. Екатерина Первая закрепила подушный налог за крестьянами и мещанами. Ежегодно размер налога увеличивался.

Категории крестьян и их отличия

В Древней Руси были смерды и холопы. Смерды могли быть лично свободными и зависимыми. Процесс закрепощения крестьян был официально закреплен в 1649 году (Соборное уложение).

В 16 веке и далее в зависимости от подчиненности крестьянина различали государственных и крепостных, которые в свою очередь подразделялись на виды.

Государственные черносошные

Различали тяглых и оброчных государственных крестьян в зависимости от налогообложения, к которому они были отнесены (тягло или оброк). Переселиться такие крестьяне могли по дозволению либо местного мирского начальника (руководитель губернии или уезда), либо церковных служителей (для церковных крестьян). Это была категория лично свободных крестьян, подчинявшихся, т.е. несущих тягло непосредственно в пользу государства и правительства.

К этой же категории крестьян относились и такие сословия, как войсковые обыватели, служилые люди, пашенные солдаты, драгуны, военные поселяне, однодворцы из крестьян. (Читать подробнее об однодворцах)

Выделяли два вида крестьян, принадлежавших непосредственно государю и его семье. Дворцовые крестьяне – люди, проживавшие во дворце. Удельные крестьяне — люди, проживавшие на территориях, являющихся источниками доходов императорской семьи, на та называемых «удельных землях». Они несли повинности, так же как и государственные.

Лашманы. Сословие, появившееся по указу Петра Первого, когда остро встал вопрос о заготовке корабельного леса и последующего строения Российского флота. Для неоплачиваемых лесозаготовок набирали малые народности (татары, чуваши, мордва), причем если они проживали удаленно от леса, то должны были платить налоги (с которых потом набирали работников за плату). Из всех губерний было набрано по 300 человек специалистов (плотников, кузнецов и проч.). Они были зачислены в рекруты, их задачей было заготавливать корабельный лес. Рубили подходящие для строительства кораблей сосны и дубы, сплавляли их по рекам к нужной верфи. В 1750-х годах труд лашманов оплачивался следующим образом: для пеших 5 копеек, для конных 8-10 копеек в сутки. В 1770-х годах оплата выросла вдвое. Ежегодно количество лашманов увеличилось. В итоге к началу 19 века достигло 900 тысяч, что было очень много. Поэтому основную часть людей уволили, вернув в сословие государственных крестьян.

Церковные крестьяне

Церковные крестьяне подразделялись на виды: монастырские природные, архиерейские, экономические. Отличались степенью подчиненностью: монастырю, Архиерейской вотчине, Экономической коллегии (то есть правительству).

После уменьшения и упразднения церковных владений Екатериной Второй в 1764 году церковные крестьяне перешли в разряд экономических, подчиняясь с тех пор только Экономической коллегии.

Лично несвободные

Помещичьи крестьяне — наиболее известная широкому кругу современников категория крестьян. Помещичьи крестьяне были зависимы от помещиков, не имели личной свободы. По решению помещика могли быть проданы или переданы. Подушевой налог ежегодно платили владельцы. Причем за умерших после ревизии крестьян нужно было платить до следующих ревизских сказок. Именно такие «мертвые души» и скупал известные авантюрист Чичиков в произведении Гоголя. (Подробнее о ревизских сказках)

После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили личную свободу от помещика, но часто не имея земля и средств к существованию были вынуждены продолжать работать на помещичьих землях.

Иногда в литературе встречается словосочетание «вольные хлебопашцы». Этот термин применялся к крепостным крестьянам, которые выкупили у помещика личную свободу, при этом они обязательно должны были владеть землей. Это могли быть как одиночки, так и целые деревни. В 1848 году термин перестал использоваться, а крестьяне перешли в категорию государственных.

Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика.

Такие крестьяне могли стать «безземельными», этот термин использовался в законодательстве Российской империи. Лично свободные крестьяне, никогда прежде не являвшиеся пользователями земли, до утверждения уставной грамоты решившие переселиться, не воспользовавшись своим правовом на земельный надел. В течении полугода они обязаны были приписаться в другое сельское сообщество или город. Им были определены льготы: отсрочка от рекрутства и налоговых платежей.

После отмены крепостного права некоторые крестьяне получили дарственные земельные наделы, в основном на южных и центральных черноземных территориях России. В отношении таких людей употреблялся термин «дарственники». Кстати, именно этот слой крестьян был наиболее активным участником революционных освободительных движений конца 19 – начала 20 века.

«Задушные люди» — крепостные крестьяне, которые были безвозмездно отпущены на волю по завещанию своего помещика. Чаще всего таких освобожденных людей брала под опеку церковь, таким образом, бывший крепостной переходил в разряд церковных крестьян. После указа Екатерины Второй 1764 года эти крестьяне перешли в ведение Экономколегии.

Однодворческие крестьяне

Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу.

Промышленные

Заводские крестьяне — вид крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне, которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и использовали для обслуживания заводов.

Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души.

К этой же категории относились, так называемые, «посессионные крестьяне». Они появились после открытия во времена Петра Первого посессионных мануфактур. К таким крестьянам относились казенные мастеровые, бывшие помещичьи крестьяне (купленные специально для обслуживания предприятий, вечноотданные).

Были переселившиеся на предприятия по собственному желанию лично свободные крестьяне (государственные, экономические и другие) в этом случае их называли приписными, т.е. прикрепленными к заводам или мануфактурам.

Большинство крестьян были лично свободными, и лишь третья часть (согласно 10 ревизии) являлась закрепощенной.

Вам могут понравится другие статьи по генеалогии:

Источник

Существуют вопросы, бесспорные ответы на
которые найти довольно сложно. Одна из таких
загадок — происхождение (и соответственно
исконное, первородное значение) слова
«крестьяне»
Владимир Титов. «Наука и жизнь» (№ 5, 2011)

Удивительный психологический парадокс сознания образованных людей – объяснять деяния иудейского Бога всеми лингвистическими средствами (в т.ч. и на языке племени НЯМ-НЯМ), но никогда в связи с его «родном» языком – иврит.
Почему, отчего, неужели это всё так сложно (достаточно взять словарь иврита), или работает, не понятая до сих пор психологами структура социально-политического СОЗНАНИЯ, проникшая на генетический уровень, религиозная пропаганда, сформировавшая европейское сознание в ходе исторического процесса.

«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке» (Бытие 2:8). Как же быть с Богом-творцом, подавшему человеку пример земледельческой деятельности, вычеркнуть его из «фонового знания» европейской цивилизации; не придется, ли тогда вычеркнуть и крестьянина?

Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве. Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни.

1) Существующая этимология

б) Этимологический словарь Макса Фасмера

Крестьянин, (в соврем. знач. – с конца ХIV в.), др.-русск. крьстьанинъ «христианин; человек», ст.-слав. крьстининъ (Супр.), болг. кръстянин «христианин», сербохорв. кршhанин, словен. krscan, чеш. krеstаn «христианин», польск. chrzescijanin – то же, в.-луж. krescijan – то же, н.-луж. ksescijan – то же. Заимств. из лат. christianus «христианин» (ср. поганый); см. Мейе, Et. 186; Скок, RЕS 7, 193; Тиц, «Slavia», 9, стр. 26. Менее вероятно, судя по ударению, посредничество д.-в.-н. christjani «христианский, христианин» (вопреки Бернекеру 1, 634 и сл.) или прямое заимствование из греч. christianos (которое якобы сблизилось с крьстъ), вопреки Фасмеру (Гр.-сл. эт. 102 и сл.), Кипарскому (236).

в) Словарь русского языка XI-XVII вв. М. 1981.

2) Бытие крестьянина

В древних государственно-правовых и церковных текстах люди, принадлежащее к «подлому» (низшему) сословию фигурируют редко, крепостной крестьянин в России XVI-XIX вв. был во всех отношениях бесправен, поставлен вне официального общества и рассматривался исключительно в качестве объекта эксплуатации и имущественных сделок. Тем не менее, деятели церковной и государственной элиты видели в крестьянах одну из важнейших составных частей общества, согласно учению о тройственной социальной организации (с XI в.), духовенство, дворянство и крестьянство были основными опорами монархии. Крестьяне представляли низший разряд триады, но их жизненная необходимость для функционирования социального целого была неоспорима.

Крестьянин был ближе к земле, чем любой другой член средневекового общества, он был «привязан» к земельному наделу, на котором трудились его предки, с этой землей он находится в интенсивном взаимоотношении, и не мыслил себя вне постоянного с нею общения. Жизнедеятельность и мировоззрение земледельца были связаны с природными сельскохозяйственными циклами, на аграрное бытие накладывалась иудеохристианская культурная программа.

1. Сельскохозяйственный годичный цикл
Основные мероприятия: вспашка, посев (насаждение растений), уход за растениями, сбор урожая.

2. Иудеохристианская культурная программа
Любое поселение в средние века имело в основе – церковный приход, низшая организация церкви, храм, где наряду с религиозной деятельностью, велся учет и изменения в гражданском состоянии прихожан, вокруг него организовывалась экономическая, социальная и культурная жизнедеятельность населения вплоть до XIX века. Годичный церковный цикл был «привязан» к сельскохозяйственной деятельности, главные религиозные праздники приходились на зимнее время и раннюю весну; ежедневные посещения церкви, церковные мероприятия давали почву для богоискательства (религиозной философии) и формировали мировоззрение крестьянина.

3) Обобщение и вывод

Можно предположить, что понятие «крестьяне» должно в какой-либо форме отображать главные элементы сельскохозяйственной деятельности крестьянина, например: пахота, вскапывание земли, посев, насаждение растений. Так как деятельность крестьянина проходила в христианском социально-идеологическом пространстве, где сакральным языком был иврит, то соответственно и термин должен содержать корни иврита и понятия иудаизма.

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни.

КРЕСТЬЯНЕ = КР+ЕС+ТЬЯНЕ или более древнее КР+ЬС+ТЬАН+ИНЪ; у нас сразу же выявляются соответствующие земледельческие понятия иврита.

* КР = ивр. КАРА копать, выкапывать из земли, арендовать.
Библейский образ, Быт. 26:25: «И раскинул там шатёр свой, и выкопали (КАРА) там рабы Исаковы колодезь».
Данный корень в значении «копать землю» употребляется в Библии 16 раз; в еврейской письменности гласные не пишутся (подразумеваются) и слово КАРА в письме выглядело как – КРх (последняя буква не произносится).
См. стронг иврита 3738, КАРА; http://biblehub.com/hebrew/3738.htm

* ЕС или ЬС = ивр. АСА делать, производить; корень употребляется практически во всех книгах Библии.
См. стронг иврита 6213, АСА

* ТЬАН = слово прочитано наоборот – НАЬТ = ивр. НАТА сажать, насаждать; НЭТА саженец, росток, насаждение; в письме, без огласовок НАТА выглядит как НТх (последний знак не читается); корень употребляется почти во всех книгах Библии 58 раз.
См. стронг иврита 5193, 5194, НАТА

Библейский образ, Бытие 9:20: «Ной начал возделывать землю и насадил (НАТА) виноградник».

* ИНЪ = ивр. ИНА, АНА быть покорным, страдать, мучиться; или АНИ бедный, бедняк, обнищание, нужда.
См. стронг иврита 6031, 6031a, АНА

КР+ЬС+ТЬАН = ивр. КАРА (КР) копать, выкапывать из земли, арендовать + ЕС или ЬС = АСА (С) делать, производить + ТЬАН = наоборот – НАЬТ = НАТА (ТН) сажать, насаждать; растение, саженец.

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г. соответственно по терминам; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/

Бытие 2:8: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на Востоке»; Запад Господь почему-то «не призрел».

Источник

Творческо — поисковый проект «Жили — были крестьяне» для детей подготовительной группы

Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть фото Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть картинку Кто такой крестьянин определение для детей. Картинка про Кто такой крестьянин определение для детей. Фото Кто такой крестьянин определение для детей Анастасия Сысаева
Творческо — поисковый проект «Жили — были крестьяне» для детей подготовительной группы

Проект

» Тема проекта: «Жили – были крестьяне»

Актуальность:

Проект посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.

Цель: Узнать подробности из жизни крестьян, сравнить с современными условиями.

Задачи:

1. Формирование уважения к русской народной культуре.

2. Привлечь к совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Вид проекта: Творческо-поисковый

Сроки реализации: Долгосрочный (1 месяц).

Предполагаемый результат: Изготовление книги о жизни крестьян, развлечение.

1. Этап – подготовительный.

Мотивация детей на заданную тему, чтобы она стала их проблемой, которую они будут решать совместно со взрослыми.

После праздника Дня народного единства, муз. рук-ль спросил у детей, кто знает как называли людей в то далекое время?

На что дети не могли ответить на этот вопрос. Тогда муз. рук. им сказала, что этот народ называли – крестьянами. А кто такие крестьяне?

И тогда Сайфуллин Влад ответил: «Это люди, которые жили очень давно»

Муз. рук: Совершенно верно, эти люди жили много веков тому назад.

Выявление уже имеющихся у детей знаний, интересов, затруднений с помощью вопросов:

А вы знаете что-нибудь про это время? Как жили, где жили, что ели, что носили, чем занимались? (на что дети ответили отрицательно)

Опять же, Сайфеллин Влад сказал, что жилье, где жили крестьяне, называли избой.

Что дети хотят знать?

Муз. рук. : Ребята, а вы бы хотели узнать о жизни крестьян?

Дети: Да.

Где можно найти необходимую информацию?

Муз. рук. : А где мы можем это узнать?

Дети: спросить у родителей, у бабушек, найти в интернете с мамой, а Дима Реутов сказал, что у него есть книга про то время.

Какой результат мы хотим получить в конце?

А когда мы это все узнаем, что мы можем сделать с нашими знаниями, с нашей информацией?

Денис: Рассказать другим детям.

А вы хотели бы сделать книгу о жизни крестьян?

Ведь, посмотрите, ребята, в нашем зале есть мини-музей быта простого народа, а если мы еще соберем много информации об этом и поместим все это в книгу, то об этом смогут узнать и другие ребята.

2. Этап – планирование.

Построение схемы последовательных действий совместно с детьми.

Каждому из детей были розданы задания, в которых надо было узнать о той или иной театральной профессии. Причем дети сами выбирали, о чем они будут рассказывать на следующем занятии.

Дима Реутов, конечно же принесет свою книгу. узнает у мамы о профессии декоратора.

Ульяна Павлова выбрала тему про еду, что же ел простой народ в то время.

Саша Шилин нам расскажет в какой избе жили крестьяне, и что там еще находилось.

Максим принесет нам информацию о том, так же как сейчас ли одевались крестьяне. (об одежде)

Дима Верещага выбрал тему о русских народных инструментах.

Артем Нургалиев вместе с мамой найдет для нашей книги кухонную утварь, как она называлась и расскажет нам, для чего они нужны.

Родителям были розданы записки с просьбами найти и рассказать своему ребенку ту или иную информацию.

Организация деятельности родителей.

Познакомила родителей с темой проекта. С целями и задачами. Сообщила каждому, что выбрал их ребенок, какую информацию надо подготовить вместе с ним, для того, чтобы рассказать детям.

3. Этап – Сбор информации.

Выполнение задачи детьми.

Дети приносили информацию в распечатанном виде. Все дети делились информацией устно. Затем с их слов все рассказанное размещалось на отдельных листах.

Матвей, после второго занятия, нашел информацию о самом главном атрибуте избы это – печи.

Ксюша Нам поведала о том, как учились дети в то старинное время.

Муз. рук-ль: Рассказала детям о том, как работали и как отдыхали люди. Какие песни исполняли. Затем несколько занятий дети обыгрывали народные песни, играли в различные народные игры. Учили танец русский народный, а так же муз. рук-ль показала презентацию о русских народных танцах. Дети с удовольствием смотрели отрывки 16-ти народных танцев и даже примечали некоторые знакомые движения.

4. Этап – Обобщение информации

Обсуждение проведения презентации:

На четвертом этапе проекта происходило обсуждение вместе с детьми полученной информации, затем обговаривалось, как будем представлять книгу.

Кому еще будет интересен наша книга? Конечно родителям, которые так же принимали участие в проекте, другим детям группы, которым в дальнейшем покажут эту книгу.

5. Этап – Презентация продукта.

На заключительном этапе было проведено развлечение, где дети показали все свои знания по этой теме, поиграли, попели, послушали народную музыку. Были так же привлечены к этому празднику родители. А в дальнейшем, в мини-музее смогут воспользоваться нашей книгой весь детский сад.

6. Этап – Анализ результатов работы.

Обсуждение эффективности проведенной презентации со зрителями:

После того, как мы вместе с детьми покажем наш продукт детям других групп не принимавшим в этом участие, если возникнут у слушателей вопросы, мы вместе с участниками постараемся на них ответить.

Затем обсудим, как мы добились такого результата. Кто нам в этом помогал, что нам особенно удалось, а что вызвало затруднение и, конечно же, что больше всего понравилось, запомнилось.

И, я думаю, поставим перед собой новую задачу, на будущий проект.

«Жили – были крестьяне»

Цель непосредственно-образовательной деятельности «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»: продолжать знакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа.

Непосредственно-образовательная деятельность направлена на формирование представления об облике русской деревни, обобщения знания детей о предметах старинного быта. Закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном творчестве.

Цель:

• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.

• Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.

• Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи:

• Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).

• Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.

• Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

• Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

• Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

• Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.

• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др., мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, карусель для\ игры, атрибуты для песен народных и игр, русский народный костюм для хозяйки и детей.

Детей и гостей в зале встречает хозяйка.

Хозяйка: Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.

Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».

– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите! Что вы видите в моей избе? (дети говорят) А из чего вообще строили избы? (из дерева, из бревен) Расскажите, ребята, какая самая главная часть в избе?

(красный угол, а что в этом углу могло находиться)

Хозяйка: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Хозяйка: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

Вот сейчас пришло время немного нам всем поработать. Для того, чтобы нам печь истопить, что нужно? Дрова. Вот мальчики сейчас будут перевозить дрова на тачках, а наши девицы – красавицы в это время налепят нам баранки, а мы их в печь поставим, чтобы они там поджарились.

Игра: «Навози дров» для мальчиков

Игра «слепи баранки» для девочек.

Хозяйка: Была в избе так же и кухонная утварь разная. И называлась она по особенному, нам об этом расскажет Артем. (горшки, чугунки, ухваты) В старину любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Вот отгадайте загадки про бытовые принадлежности русского народа.

Загадки:

Внутри печь да дрова

Летом нет, холодней (печь).

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра. (коромысло).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит. (чугунок).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник. (самовар).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят. (лапти).

Ребята, а посмотрите, мы ведь сегодня даже одеты с вами необычно и что же такое на нас надето? Кто расскажет?

(дети рассказывают об одежде)

Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

Звучит русская народная песня «Пряха».(слушание)

Ребята, расскажите, пожалуйста, в чем особенность русских песен? (распевы, напевность, аккапельно исполнялись, слова разные по ударению, непривычно проговаривались.)

На каких музыкальных инструментах играл русский народ?: На русских народных. И у нас в музыкальном зале есть альбом таких инструментов. (показ альбома и инструментов)

Хозяйка: А вы знаете, что когда народ работал, чтобы им было веселее и легче, они песни напевали.

Вот мы сейчас с вами пропоем песню «Как пошли девки по ягоды»и конечно же покажем это.

А мужчины землю пахали, пшеницу сеяли, да напевали.

Песня: «Пахарь»

Хозяйка: Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали весёлые песни, да игры. Наши родители приготовили частушки. Давайте их послушаем.

Частушки

1. Кто сказал – частушки вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе!

2. Эх, как выйду я плясать,

Печь, кастрюли и ухват

Бежит печка со двора,

4. Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

5. Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Хозяйка: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие все молодцы!

Вот и пришла пора нам поиграть, да порезвиться.

Выходите все играть в золотые ворота. (и родители, и дети)

Игра: «Золотые ворота»

– Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А мы ведь с вами баранки испекли, пришло время их из печи доставать, да угощаться. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

Ну а посиделки наши подходят к концу. В нашем зале имеется мини музей русской избы, а теперь еще и с вашей помощью мы поместим в наш музей альбом русских народных инструментов и книгу старинную об избе и крестьянском жизни.

Хозяйка: Дорогие гости, любили раньше в старину на Руси обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья. Наши ребята сделали для вас счастливые подковы.

Была рада вас всех видеть. – Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

Прикреплённые файлы:

Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть фото Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть картинку Кто такой крестьянин определение для детей. Картинка про Кто такой крестьянин определение для детей. Фото Кто такой крестьянин определение для детей«Ландшафтный дизайн». Творческо-познавательное занятие для детей разновозрастной группы Дорогие друзья, коллеги предлагаю конспект занятия по ознакомлению детей с понятием «Ландшафтный дизайн» и профессией ландшафтный дизайнер.

Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть фото Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть картинку Кто такой крестьянин определение для детей. Картинка про Кто такой крестьянин определение для детей. Фото Кто такой крестьянин определение для детей«Эбру для малышей. Круги на воде». Творческо-исследовательский проект для детей раннего возраста. Название проекта : Эбру для малышей. Круги на воде. Автор: Карпенко Елена Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54 «Радуга» г.

Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть фото Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть картинку Кто такой крестьянин определение для детей. Картинка про Кто такой крестьянин определение для детей. Фото Кто такой крестьянин определение для детей«Жили-были малыши…» Я люблю свой детский сад! В нем полным-полно ребят. Вот такие мы пришли в группу «Бусинки». Правда, ведь маленькие, как бусинки? В нашем.

Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть фото Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть картинку Кто такой крестьянин определение для детей. Картинка про Кто такой крестьянин определение для детей. Фото Кто такой крестьянин определение для детейРусские народные куклы (проект «Как жили люди на Руси») Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект » Как жили люди на Руси» долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть фото Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть картинку Кто такой крестьянин определение для детей. Картинка про Кто такой крестьянин определение для детей. Фото Кто такой крестьянин определение для детейТворческо-игровой проект «Мой театр» Дорогие коллеги! Хочу поделиться с вами моей методической разработкой. Вот уже много лет я веду долгосрочный проект по театрализованной.

Творческо-исследовательский проект «Чудо-календарь!» Введение. Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь) Наступил.

Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть фото Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть картинку Кто такой крестьянин определение для детей. Картинка про Кто такой крестьянин определение для детей. Фото Кто такой крестьянин определение для детейТворческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром.

Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть фото Кто такой крестьянин определение для детей. Смотреть картинку Кто такой крестьянин определение для детей. Картинка про Кто такой крестьянин определение для детей. Фото Кто такой крестьянин определение для детейТворческо-познавательный проект «Здравствуй, Бабушка Яга» Про Бабу Ягу Говорят очень глупо: Нога костяная, Метёлка да ступа. И руки кривые, И зубы торчком, И нос очень длинный И загнут крючком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *