Кто такой ктитор храма
КТИТОР
В Византийской империи К. имели особые полномочия в отношении имущества церковного. Основы ктиторского права (τὸ κτητορικόν δίκαιον) были заложены в законодательстве имп. св. Юстиниана I (Novell. Just. 67, 120, 123). К. имел право представлять епископу кандидатов священнослужения для построенной им церкви, при этом епископ не был обязан поставлять предложенных К. кандидатов. К., а также его наследники принимали участие в управлении церковным имуществом, к созиданию к-рого имели отношение. В компетенции К. могли находиться «внешние», т. е. хозяйственные, вопросы жизнеобеспечения храма или обители. При этом К. был обязан сообразовываться как с церковными канонами и уставами, так и c самим характером и назначением опекаемого учреждения (не только церкви, но и, напр., богадельни, больницы и др.). Деятельность К. находится под контролем епископа. Дела, относящиеся к ктиторскому праву, подсудны епископу. На практике К. могли иметь заметное влияние не только на внешние, но и на внутренние дела опекаемых приходов и в особенности мон-рей. Сохранилось большое число визант. т. н. ктиторских монастырских уставов (см.: Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Transl. of the Surviving Founder’s Typika and Testaments / Ed. J. Thomas, A. C. Hero. Wash., 2000). К. могли влиять на порядок и характер богослужений, инициировать внесение отдельных положений в монастырский устав. Ктиторские уставы обыкновенно включают в себя описание истории основания мон-ря с упоминанием имени и статуса К., указания относительно порядка совершения богослужений, режима вкушения пищи, замечания о праздниках и постах, сведения о привилегиях мон-ря, в особенности в том случае, когда его К.- император, о порядке назначения игумена и др. должностных лиц, об условиях и о порядке принятия в мон-рь послушников и совершения постригов, о раздаянии милостыни нищим и др. формах благотворительности, о монастырских больницах и странноприимных домах и, наконец, о поминовении К. и его близких. Аналогичный по содержанию характер носят известные ктиторские уставы рус., болг., серб., румын., груз. монастырей.
Каноны Церкви запрещают чрезмерное вмешательство К. в порядки монастырской жизни и тем более попытки прямого управления монастырем со стороны К. Двукратный Собор 861 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы) осуждает подобную практику: «Некоторые, дав своим имениям и усадьбам имя монастыря и обещаваяся посвятити оныя Богу, пишут себя владельцами пожертвованнаго. Они ухищренно умыслили посвятити Богу единое наименование, ибо не стыдятся усвояти себе ту же власть и после пожертвования, какую не возбранялось им имети прежде» (1-е прав.). Правило предоставляет полноту власти над всяким мон-рем, в т. ч. ктиторским, правящему епископу, без воли которого никто, включая К., не может поставить игумена мон-ря. По толкованию этого правила патриархом Феодором IV Вальсамоном, К. вправе создавать свои особые уставы, но в них все должно быть согласовано с каноническими нормами и предписаниями относительно мон-рей. Также каноны осуждают финансовые злоупотребления, когда К. мон-рей получали часть церковных доходов. В позднейшие времена особенно широкий масштаб злоупотребления ктиторскими привилегиями по отношению к правосл. мон-рям приобрели в Речи Посполитой, причем со стороны магнатов как правосл., так и католич., реже протестант. исповедания.
В синодальный период в церквах военного ведомства была официально введена должность К., аналогичная должности старосты в приходах. Военные К. не избирались, но назначались военным начальством. На них возлагалось распоряжение храмовым имуществом и хозяйством. В случае, если при военном храме существовал приход из штатских лиц, подобно тому как это имело место в С.-Петербурге с церквами расквартированных там гвардейских полков, прихожане избирали церковного старосту, а военным ведомством назначался К.
Ктитор
Кти́тор (от греч. κτήτωρ (ктитор) — владетель, хозяин; основатель (от греч. κτίζω — основывать, творить, создавать)):
1) В точном смысле так именуется частное лицо, построившее на собственные средства храм или монастырь.
2) Жертвователь, попечитель храма или монастыря.
3) Иногда так именуется церковный староста.
Этимология понятия
Кти́тор (от греч. κτήτωρ — собственник; основатель, создатель, дословно «строитель», от др.-греч. κτίζω — строю, созидаю или от др.-греч. κτάομαι — приобретаю) – создатель православного храма, монастыря или лицо, выделившее (выделяющее) средства на строительство / обустройство (в частности, на такие предметы богослужения и богопочитания как иконы, богослужебная утварь) / роспись / ремонт /восстановление / реставрацию храма, монастыря, либо лицо, осуществляющее регулярные пожертвования на содержания храма, монастыря. В др.-рус. существовало понятие «здатель», синонимичное понятию «ктитор». В широком смысле слова церковный попечитель. В современное время понятие «ктитор» почти не применяется и чаще используется понятие «попечитель» или «жертвователь». Современные попечители храма/прихода, монастыря, как правило, не ограничиваются в своем попечении исключительно строительством или восстановлением храмов, но в целом заботятся о материальном благополучии прихода и причта. На латинском западе эквивалентом понятия «ктитор» выступает понятие «донатор» (лат. donator, букв. даритель, податель).
История ктиторства
Традиция широкого соучастия верующих в создании и содержании храмов (силами, материальными средствами) уходит корнями во времена раннего христианства. Между тем, как считается, законодательные основы ктиторства как явления церковной жизни заложил имп. Юстиниан I. Так, согласно его законодательным актам, ктитор в Византии мог представлять епископу кандидатов на священство для построенного им храма, однако епископ имел право отказать такой кандидатуре, назначив своего ставленника. Потомки ктитора наследовали право управления церковным имуществом того храма, который строил их предок. Чуть позже понятие «ктитор» в Византии стало применятся к любому попечителю в принципе, а не только к созидателю храма, например, в отношении опекунов сиротских приютов, «орфанотрофов» (досл. кормильцев сирот). Несмотря на то, что деятельность ктитора находилась под контролем правящего епископа, ктиторы в Византии могли приобретать значительное влияние и общественную репутацию. Так, ктиторы влияли на ход и порядок богослужения, составляли свои и вносили правки в уже известные монастырские уставы и пр. Первое правило Двухкратного собора 861 года осуждало практику чрезмерного вмешательства ктитора в жизнь христианской общины: «Некоторые, дав своим имениям и усадьбам имя монастыря и обещаваяся посвятити оныя Богу, пишут себя владельцами пожертвованнаго. Они ухищренно умыслили посвятити Богу единое наименование, ибо не стыдятся усвояти себе ту же власть и после пожертвования, какую не возбранялось им имети прежде»1. Однако, подобные решения соборов не имели успеха – ктиторское вмешательство в дела (не только в хозяйственные) монастырей и храмов наблюдались на протяжении всего Средневековья и раннего Нового времени, свидетельством чему является огромное количество т. н. «ктиторских монастырских уставов» почти во всех странах со значительным православным населением: Речи Посполитой, Балкан, Греции и заканчивая Грузией.
В России, начиная с XVII века, понятие «ктитор» использовалось по отношению к церковному старосте. В Российской империи также существовала должность военного ктитора, отвечавшего за хозяйственное сопровождение храмов военного ведомства.
Ктиторский портрет
Любопытным явлением церковной жизни и иконографии, которое набрало популярность после иконоборческого периода и которое непосредственно было связано с ростом влияния ктиторов, стал ктиторский портрет. Ктиторский портрет представляет собой прижизненное или посмертное изображение ктитора храма или монастыря, его потомков, его близких и родных. Изображения такого типа размещались в интерьерах или фасадах храмов, прочих церковных построек или на надгробиях.
Ктиторский портрет отличается большим разнообразием иконографии, так как, изображаемый на нем человек не является канонизированным святым. Эти допущения в ктиторском портрете, которые недопустимы для иконографии святых, например, использование некоторых предметов быта, изображение генеалогической линии ктитора и пр., подчеркивали (подчеркивают) дистанцию между ктитором и святым или Богом (как в случае с наиболее известным ктиторским портретом имп. Константина IX Мономаха и имп. Зоей перед Господом Иисусом Христом в соборе Св. Софии в Константинополе XI века). В византийском ктиторском портрете просматривается традиция изображения императоров-храмоздателей с нимбами, однако, не стоит путать их с канонизированными святыми.
Ктиторские портреты создаются до сих пор. Особенно популярен данный жанр на православных Балканах. В частности, изображение румынского патриарха Даниила на фресках освященного в 2018 году Собора спасения нации в Бухаресте (рум. Catedrala Mântuirii Neamului).
Ктитор: кто это и как его изображают?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Строительство храма, украшение его росписями, иконами и наполнение всем необходимым для богослужения — облачениями, священными сосудами и книгами — дело непростое и, как правило, дорогостоящее. Как в древности, так и в наши дни, подобные богоугодные дела могли совершать как отдельные, достаточно состоятельные, люди, так и группы людей, например, жители одной деревни, города или даже страны. Так, совсем недавно мы «всем миром» собирали средства на восстановление храма Христа Спасителя в Москве.
Человека, жертвующего деньги на строительство церкви, создание иконы, фрески или на богослужебные книги, называют греческим словом «ктитор» (основатель, строитель) или латинским «донатор» (даритель, вкладчик). В Византии и Древней Руси наряду с императорами и князьями, патриархами, митрополитами и епископами, ктиторами выступали светские и духовные лица более низкого ранга: правители областей и городов, настоятели монастырей. Это известно не только из документов, но и из изобразительной традиции.
Св. Дмитирий и донаторы. Мозаика
церкви св. Димитрия в Салониках.
Византия, VI-VII вв.
Сохранились «портреты» ктиторов, представленные на стенах храмов, на полях икон, страницах рукописей и даже на литургических предметах (сосудах, мебели). К самым ранним изображениям ктиторов, например, относятся портреты императорской четы Юстиниана I и Феодоры в мозаиках VI века в алтаре церкви Сан-Витале в Равенне. Рядом с ними — представители духовенства и придворные: епископ Максимиан, византийский полководец Велисарий и его жена.
Портреты ктиторов отличаются от других священных образов. Их изображают с дарами в руках (храмом или книгой), которые они передают Христу, Богоматери или святому. Также их представляют молящимися, коленопреклоненными перед храмовой иконой. А некоторых отмечают с помощью прямоугольных или квадратных нимбов, как, например, игумена Логгина и дьякона Иоанна в мозаиках VI века в монастыре св. Екатерины на Синае
Кто такие ктиторы и почему их изображают на иконах?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Ктитор — греческое слово, означающее «основатель». Так называли тех, кто строил на свои средства храмы и обители, заказывал для них фрески, иконы, утварь. Сегодня мы называем таких людей благотворителями. Ктитор не просто жертвовал, а деятельно участвовал в жизни храма или монастыря.
При византийском императоре Юстиниане I ктиторство оформили законодательно. В храмах Византии мы встречаем первые образы жертвователей, молящихся или подносящих храм Христу или Богоматери.
Зачем ктиторы заказывали свои изображения? Так они выражали сопричастность к обустройству священного места. Жертвователи хотели сохранить память о своем вкладе, а также рассчитывали, что здесь будут молиться за них при жизни и после смерти.
Портреты в храме выражают прежде всего религиозные чувства: крепкую веру, любовь ко Христу и надежду на спасение — вхождение в Царство Небесное.
Интересны портреты ктиторов в монастыре Хора в Константинополе. На мозаиках, созданных в XIV веке по заказу Феодора Метохита, сохранилось его изображение. Феодор Метохит был великим логофетом, говоря современным языком — премьер-министром. На ктиторском изображении он преподносит модель церкви Христу.
Феодор Метохит не забыл о своих предшественниках. В храме находится мозаичный деисус, где изображены всего две большие фигуры — Христа и обращенной к нему Богоматери. К их ногам припадают Исаак Комнин и Мария Деспина Монгольская — византийская принцесса, отданная в жены золотоордынскому хану. После возвращения в Константинополь Мария Деспина приняла постриг с именем Мелания.
На ктиторских портретах видим молитвенное обращение обычных земных людей ко Христу, Богородице или святым. Эти образы притягивают и с чисто человеческой стороны: интересно узнавать, кем были эти люди, каким было их мировоззрение, как они мыслили себя в Церкви. Сегодня ктиторские портреты встречаются редко, современной церковной культуре они несвойственны.
Ктитор
Смотреть что такое «Ктитор» в других словарях:
КТИТОР — (греч., от ktitzo строю, основываю). Староста церковный, или лицо, на счет которого выстроен храм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КТИТОР греч. ktitor, от ktitzo, строю, основываю. Староста… … Словарь иностранных слов русского языка
Ктитор — (греч. ktitor, букв. основатель, создатель), лицо, на средства которого построен или украшен (иконами, фресками, предметами прикладного искусства) православный храм. Изображения ктитора, в том числе портретные, иногда с моделью постройки… … Художественная энциклопедия
ктитор — создатель, основатель, староста Словарь русских синонимов. ктитор сущ., кол во синонимов: 4 • основатель (18) • … Словарь синонимов
КТИТОР — КТИТОР, ктитора, муж. (греч. ktetor (хозяин) (церк. офиц). Церковный староста. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КТИТОР — муж., церк. староста; употр. в городах. Ктиторша жен. жена церк. старосты. Ктиторов, ему принадлежащий; ктиторский, к нему относящийся. Ктиторство ср. званье церковного старосты; хозяйственое попеченье о храме. Ктиторить, быть церк. старостою.… … Толковый словарь Даля
Ктитор — … Википедия
Ктитор — (греч. ktítōr, буквально основатель, создатель) лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм. Изображения К., в т. ч. портретные, распространены в средневековом искусстве (см. также Донатор).… … Большая советская энциклопедия
Ктитор — м. Церковный староста. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ктитор — ктитор, ктиторы, ктитора, ктиторов, ктитору, ктиторам, ктитора, ктиторов, ктитором, ктиторами, ктиторе, ктиторах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов