Кто такой куин спай
Среди исследователей этого предмета существует консенсус в отношении того, что Персей на самом деле был порождением советской разведки. Гипотезы включают то, что «Персей» был создан как соединение нескольких разных шпионов, дезинформации, чтобы отвлечься от конкретных шпионов, или, возможно, был изобретен КГБ, чтобы продвигать себя перед советским руководством для получения большего государственного финансирования.
СОДЕРЖАНИЕ
Характер и история
Ссылка на профиль шпиона, которого можно идентифицировать с Персеем, описывает его как американского ученого молодого возраста во времена Манхэттенского проекта.
Встреча с Коэном должна была состояться между сентябрем 1941 и июлем 1942 года, до того, как Коэн записался в армию и уехал на Западный фронт в Европу.
« Пентагон считает, [. ] что Советскому Союзу потребуются десятилетия, чтобы использовать атомную энергию. Тем временем Америка уничтожит социализм с помощью урановой бомбы».
Когда Моррис Коэн находился в Европе, его жена Лона Коэн взяла на себя ответственность один или два раза поехать в Альбукерке (в зависимости от источника, с которым консультировались) в качестве перевозчика.
Согласно одному источнику, Персей якобы был еще жив в 1991 году.
Персей также якобы упоминался или отождествлялся с кодовыми именами «Mr. Х »,« Юноша », ФОГЕЛЬ, ПЕРС и« Млад ».
Предполагаемые подтверждения существования
Владимир Чиков
В апреле 1991 года полковник КГБ и офицер по связям с общественностью Владимир Чиков опубликовал в российском еженедельнике « The New Times » статьи, в которых он прокомментировал существование российского шпиона, работавшего в Манхэттенском проекте под кодовым именем Персей, и подробно рассказал о нем. его набор и достижения.
«В версии Чикова о том, как был завербован Персей, есть некоторые противоречия и несоответствия, которые делают его статью в New Times несколько ненадежным источником. Но если российская разведка не разыгрывает гигантскую мистификацию, вряд ли можно сомневаться в том, что у Кремля был такой агент. Последняя партия разведывательных документов содержит информацию, которая могла быть получена только от ученого, имеющего прямой доступ к самым сокровенным секретам Манхэттенского проекта ».
Анатолий Яцков
В интервью, опубликованном в 1992 году, бывший советский консул в Нью-Йорке Анатолий Яцков подтвердил существование Персея как важной фигуры среди ученых, работающих над Манхэттенским проектом.
Во время своего пребывания на посту консула Яцков использовал псевдоним Анатолий Яковлев и был агентом советской разведки, координировавшим деятельность атомных шпионов в Соединенных Штатах.
Яцков подробно рассказал о вербовке Персея, о том, как он отправлял информацию из Нью-Мексико в Нью-Йорк (через жену Морриса Коэна), и подтвердил, что Советский Союз получал информацию как от Клауса Фукса, так и от Персея.
Моррис Коэн и Лона Коэн
В интервью, данном перед его смертью в 1995 году, советский шпион американского происхождения Моррис Коэн подтвердил, что помимо Карла Фукса в Манхэттенском проекте был еще один физик, который работал советским шпионом.
Детали в истории Коэна совпадают с заявлениями полковника Владимира Чикова несколькими годами ранее, такими как вербовка людей, близких к Манхэттенскому проекту, в качестве шпионов, существование (подозреваемое американской разведкой) неопознанного ученого, сотрудничавшего с советской разведкой, и взаимодействие указанного ученого с Лоной Коэн (женой Морриса Коэна) для передачи украденной информации.
По словам Коэна, к осени 1994 года в советской разведке осталось очень мало людей («двое или, может быть, трое»), знающих настоящее имя второго ученого-шпиона.
Со своей стороны, незадолго до своей смерти в 1992 году Лона Коэн провела телефонное интервью с историком Вальтером Шнайром. В этом интервью Лона Коэн подтвердила, что она совершила по крайней мере одну поездку между Альбукерке и Нью-Йорком, чтобы перевезти секретную информацию, украденную из Соединенных Штатов, но она не могла точно вспомнить, с кем она брала интервью в Нью-Мексико, заявив, что это, вероятно, было ученый или физик.
Ссылки в проекте Venona
Проект Venona был программой контрразведки Соединенных Штатов, управляемой Службой разведки сигналов, которая (позже стала частью Агентства национальной безопасности ) началась во время Второй мировой войны и действовала с февраля 1943 года по октябрь 1980 года.
Целью программы было перехватить и расшифровать сообщения дипломатов, спецслужб (таких как НКВД и КГБ), представителей бизнеса и других деятелей советского правительства.
Несмотря на то, что только часть сообщений, перехваченных Venona, подходила для дешифрования, в результате проекта в архиве осталось около 3000 расшифрованных и переведенных сообщений.
PERS был идентифицирован в файлах Venona как часть группы из четырех советских шпионов (из которых были идентифицированы только 3), которые проникли в Манхэттенский проект.
Несмотря на то, что к 2012 году в публикации Центра криптологической истории АНБ PERS описывался как « важный, но все еще неустановленный », ссылки в файлах Веноны подвергались сомнению или даже использовались для подтверждения того, что Персея никогда не существовало.
4-й шпион в Лос-Аламосе
С начала 1950-х по 1995 год было подтверждено, что в Лос-Аламос проникли трое советских шпионов: Клаус Фукс (немецкий физик), Дэвид Грингласс (военный и зять Юлиуса Розенберга ) и Теодор Холл (американский физик).
Фукс добровольно признался британским властям МИ5 в январе 1950 года, что впоследствии привело к появлению Грингласса в июне того же года. Наконец, причастность Холла не была установлена до публикации документов Веноны в 1995 году, за несколько лет до его смерти в 1999 году.
После распада Советского Союза публикации, подобные публикациям Чикова и Яцкова, укрепили теорию о возможном четвертом шпионе в Лос-Аламосе, который был бы идентифицирован как Персей (PERS в файлах Venona) или FOGEL.
Предполагаемые опровержения существования
Павел Судоплатов
В книге Судоплатов сослался на заявления Анатолия Яцкова и заявил, что не помнит это кодовое имя и, по его мнению, могло случиться так, что Яцков или его соратники создали Персея, чтобы скрыть истинные личности советских информаторов.
Однако Судоплатов также признал, что кодовое имя Персей использовалось для обозначения или прикрытия ряда агентов и анонимных источников.
Джон Эрл Хейнс
Историк холодной войны США Джон Эрл Хейнс пришел к выводу, что Персей был изобретением, опираясь на исследования авторов Джозефа Олбрайт, Марсии Кунстел и Гэри Керн.
В указателе вымышленных имен, псевдонимов и настоящих имен шпионов Хейнс отмечает под записью Персея, что:
«Персей» также «Млад» / «Юноша» он же Артур Филдинг: неопознанный советский источник, американский физик в Манхэттенском проекте. Скорее всего, это фальшивая композиция Владимира Чикова и СВР, сочетающая часть истории Теодора Холла с неверным направлением и искажением ».
Однако Хейнс признает, что, хотя Персей был изобретением, в Лос-Аламосе во время разработки Манхэттенского проекта должен был действовать 4-й советский шпион в дополнение к 3 шпионам, идентифицированным до 1995 года: Клаусу Фуксу, Дэвиду Гринглассу и Теодору Холлу.
Олбрайт и Кунстель
Авторы Джозеф Олбрайт и Марсия Кунстел в своей книге «Разорванная бомба: Тайная история неизвестного заговора Америки об атомном шпионаже» посвящают Персею двадцатую главу под названием «Миф о Персее», в которой они приходят к выводу, что шпиона никогда не существовало.
По мнению авторов, КГБ, возможно, создал Персея в целях саморекламы, оправдания собственного существования и даже для получения большего государственного финансирования.
Гэри Керн
В письме 2006 года, которое было обнародовано, автор Гэри Керн объяснил, почему, по его мнению, Персей был изобретением. Керн считает, что Персей был чрезвычайно рискованной операцией по дезинформации с несколькими целями, в том числе:
Предполагаемые личности
Филип Моррисон
Мотивированный статьей в The Washington Post о публикациях Владимира Чикова в России, Стоун решил заняться этой темой, и в своей книге он раскрыл разговоры и визиты, которые у него были с кем-то, кого он знал лично и идентифицировался только с псевдонимом «Ученый X» ( или «доктор X»), и объяснил, почему он верил, что этот «Ученый X» был настоящим Персеем.
Моррисон отверг обвинение и дал веское опровержение, отметив, что:
Были поставлены под сомнение и другие причины, по которым Стоун подозревал Моррисона, а именно:
Ко всему вышесказанному Стоун принял опровержение Моррисона, заявив, что: «В свете этих фактов, которым я определенно не могу противоречить, [. ] я могу только принять ваше отрицание того, что вы Персей».
Наконец, благодаря разногласиям, возникшим в связи с этим событием, несколько академиков и людей, близких к Федерации американских ученых, выразили желание, чтобы Стоун извинился, и даже выразили идею позвонить Стоуну, чтобы подать заявление об уходе с поста главы Федерации.
Оскар Себорер
Получив образование инженера, Себорер был направлен в специальный инженерный отряд, программу, которая выявляла военнослужащих с особыми навыками или технической подготовкой и направляла их в Манхэттенский проект.
Однако Хейнс и Клер подчеркивают, что Себорера не следует отождествлять с Персеем, поскольку, хотя Персей был бы изобретением, вероятно, основанным на Теодоре Холле, жизнь и профиль Себорера не имеют никакого отношения к характеристикам, приписываемым Персею.
Теодор Холл
Хотя Хейнс и Клер отметили, что агент, идентифицированный как Персей (или иногда как «Млад»), имеет атрибуты и характеристики, которые не соответствуют Холлу, они все же пришли к выводу, что Персей, должно быть, на самом деле был изобретением, результатом операции дезинформации с целью защиты Холла, который был еще жив в начале 1990-х. Это могло бы объяснить наличие атрибутов, которые совпадают у обоих одновременно, и у других, которые не совпадают.
В популярной культуре
«Шпион, выйди вон!» Тонкая, английская клюква
Этот фильм, я посмотрел в конце 2012 года, в российском релизе на ДВД. Поводом послужила фамилия режиссера. Незадолго перед тем, я видел картину «Впусти меня» Альфредсона, и она неожиданно зашла, в связи с этим, я даже прочитал первоисточник – одноименный роман Линдквиста. Что же касается «Tinker Tailor Soldier Spy», то он вызвал противоречивые чувства, приблизительно такие как в комментах на форуме фильма, то есть попросту «срач в голове».
Что бы, как-то привести в порядок мысли и разобраться в отношении к произведению, пришлось «расширить и ухлубить» представления о сабже. А здесь Альфредсон и Хойтема (оператор), играли не такое уж и большое значение. Нужно было копать, кто такой Корнуэлл (Ле Карре), Ким Филби, что такое «Кембриджская пятерка» и т.д. Нет, ну я конечно знал что-то, но весьма поверхностно. Подростком, в начале 80х, я даже пытался прочитать кое-что у Ле Карре, у нас была книжка, довольно солидное издание в суперобложке, с повестями (да, да, Ле Карре успешно издавался в Союзе), но ниасилил.
Итак, что я выяснил после небольшого «ухлубления»? Во-первых, Ле Карре, окончательно расплевался с МИ6 еще в далеком 1963, проработав перед тем, пять лет в МИ6 и еще раньше (с 1952 г) в МИ5, постукивая на коммунистическую ячейку Оксфорда. В связи с этим, хочется отметить, что чувак конечно имел представление о «кухне», но подробности дела «Кембриджской пятерки» знать не мог, потому как прямого отношения к этому не имел, да и разоблачение Филби произошло как раз тоже в 1963 году. Так что рассчитывать на то что действие романа «Tinker Tailor Soldier Spy», который принято соотносить именно с тем делом, представлено чуть ли не от первого лица, «ящетаю» наивно. Хотя и считается что Ле Карре входил в круг попавших под «сито» из-за грандиозного провала в деле «Кембриджской пятерки», однако, скорее всего под чистку он попал потому что занимался писательством, а не работой.
Я все таки прочитал этот роман, хоть и бегло. Думаю что это был единичный эксперимент и больше Ле Карре я в руки не возьму. Не потому что произведение – туфта, а потому что Ле Карре это не мое. Роман «Tinker Tailor Soldier Spy», представляет собой совершенно самостоятельное художественное произведение, Ле Карре писал его до 1975 года, очень тщательно останавливаясь на подробностях повседневной работы британской разведки и описании характеров отдельных персонажей ее составляющих. Конечно же, главному герою Смайли, скромняга писатель придал собственные черты, а главному антагонисту черты Кима Филби. Сам сюжет довольно банален – поиск «крота», однако закручен многочисленными отступлениями, флешбеками и профессиональными тонкостями изложенными сленгом. При всем своем вялом течении он содержит массу информации, кучу персонажей раскрывающихся в диалогах и вообще довольно большой. Собственно, что бы более или менее связно его экранизировать, нужно часов 5-6 чистого времени, что в общем-то и сделали, сняв мини-сериал в 1979 году.
К Ле Карре довольно противоречиво относились на родине, многие считали, что он излишне критично относится к «своим» и слишком симпатизирует «советам», чуть ли не приравнивая их в «методах, целях и средствах». Должен сказать, что надо сильно постараться, что бы найти нечто подобное в романе. Конечно это не Флеминг, и уж конечно не «Красный рассвет», но все же четкая политическая ангажированность присутствует. Я бы сравнил это с «Мертвым сезоном» или с «ТАСС уполномочен», что в принципе уже не плохо для Запада.
Честно говоря, когда я первый раз смотрел кино, я «ваще ниче не понял», потому что пробраться сквозь очень густые заросли из событий, лиц, терминов и внезапных флешбеков, довольно сложно. Конечно для западного зрителя, знакомого с романом и сериалом, это было куда проще. Ну и я ж уже тоже поднаторел потом, а в первый раз, хоть и не понял, но в целом постановку оценил как очень качественную, и в визуальном отношении и в актерском исполнении. Так что переходим к очень циничному пересказу.
Дальше, очень долго и не понятно, нам пытаются разъяснить, кто есть кто в руководстве «Цирка», и какую игру они ведут, пока «доброго руководителя» по кличке «Хозяин», спихивают за провал операции, вскоре Хозяин умирает, видимо не пережив позора. Причем за спинами чиновников маячит ЦРУ, ни в грош не ценящее своих британских друзей. Вместе с Хозяином спихивают и Смайли, но после, трусливый чиновник подключает отставного Смайли к неофициальному расследованию. И далее, в течение получаса, мы сможем наблюдать напряженную работу мысли Смайли, который перебирает кандидатов на роль предателя. Все это совершенно непонятно, но интересно, потому что Олдмен и Ко очень стараются.Смайли по крупицам собирает разрозненные сведения и пытается собрать пазл. В книге, много текста уделено описанию жизни Придо, который после плена работает в школе и как может, преподает мальцам уроки патриотизма. В фильме это отражено чуть больше чем полностью, кажется Альфредсон вообще не равнодушен к «детской» теме… хотя че здесь удивляться, швед.
Далее, действие переходит к изложению истории Рики Тарра. Тарр провалившийся агент, он в бегах, и приходит к Смайли, что бы поведать свою грустную историю. Тарр был в командировке в Стамбуле, с заданием завербовать советского торгового представителя. Но быстро выяснил, что русский торговый представитель – кигибишник. Почему? Потому что он бухает каждый день, и каждый день кувыркается с проститутками. Логика железная! Рики Тарр уже хочет слинять, не солоно хлебавши, но тут его внимание привлекает жена торг представителя Ходченкова. Торгпред жестко поколотил Ходченкову, а хитрый Тарр воспользовался ситуацией.
В общем, все повторяется как в истории с венгерским генералом. Ходченкова желает выдать инфу о «кроте» в «Цирке», в обмен на убежище. Тарр передает шифровку в «Цирк», но ответа не приходит. Вскоре, зашевелились русские. Мы видим торгпреда в ванной крови, с выпущенными кишками, а Ходченкову, всю в бланшах, увозят на корабль до Одессы. Мы понимаем, что «советы» не просто жестоки, а практически потрошители и возможно Джек-Потрошитель имел советское гражданство. И еще мы понимаем, что Тарра подставил тот самый «крот» из «Цирка». Смайли предпринимает хитрый маневр, заставляя Кемберберча стибрить тетрадь стенограмм из архива «Цирка», и в ней оказывается вырезаны те листы с отчетом Тарра. Ну как вам? Уже интересней?
Следует воспоминание Смайли о его старом знакомстве с персонажем под кличкой Карла. Предполагается, что Карла руководитель «Московского центра», в 1955 году, после развала советской агентурной сети, попадает под давление «Цирка». Смайли пытается завербовать Карлу, которого ждет дома гарантированный расстрел, но Карла отклоняет предложение, потому что он фанатик. Смайли пытается надавить на привязанность Карлы к жене, которая осталась в Москве, но сам Смайли похоже имеет проблемы со своей собственной женой, а Карла, каким-то образом об этом догадывается. Так или иначе Карла уезжает в Москву, стибрив зажигалку Смайли, на которой надпись от жены. Карла впоследствии, становится руководителем и троллит Смайли его зажигалкой. Ведь жена Смайли изменяет ему… с кем бы вы думали? Конечно с «кротом». И по приказу Карлы. Таким образом, мы понимаем, что советы не только жестоки, не профессиональны и тупы, а еще и подлы.
Американцев упоминают только пару раз, в связи с их несерьезным отношением к «Цирку» и еще возможно они пытали Карлу, но это не точно. А вот сами британцы просто душки, например они очень весело встречают Новый Год – наряжаются дедом морозом с маской Ленина и распевают Советский гимн. Один раз, правда, резанула фраза что «они дескать, единственные кто препятствует русским развязать третью мировую», но сказано это было что бы вытрясти денег из правительства.Зато следующая сцена с «советами» опять поражает своей креативностью. Придо пытают в «Московском центре», его пытают «наушниками с русским шансоном», а потом Карла, собственноручно расстреливает Ходченкову на его глазах. Мы понимаем, что «советы» не просто жестокие, тупые и не профессиональные потрошители, но еще и гендерные экстремисты, а это уже совсем не годится. Конечно же никто не сомневался, что Смайли выведет «крота» на чистую воду, им оказался красавчик Хайден, который соблазнил жену Смайли, по приказу Карлы. Конечно же он подлый предатель, хотя и пытается что-то плести об идеологии. Его убивает Придо из винтовки, а за что так и осталось непонятным, ибо тут замешаны какие-то нежные мужские отношения. Вот так вот, 2011 год на родине Шекспира.
Небольшой эпикриз. Справедливости ради, надо сказать, что я не ошибся насчет Альфредсона, он действительно снял не плохой фильм в художественном отношении. Визуал, драматургия и саунд очень органичный. Но вот что касается идеологического наполнения, тут он здорово перегнул, даже относительно первоисточника. Хотя сам Ле Карре, непосредственно участвовавший в съемках, результат очень хвалил. И к перегибам претензий не имел.
Собственно в отношении к «советам», скандинавы всегда были настроены особенно враждебно. А после 2000го, когда стало ясно что «побежденные в холодной войне», упорно не сдыхают, а еще что-то трепыхаются, наши «партнеры» совсем обиделись. Это нормально ящетаю. Но вот то, как они изобразили Хайдена-Филби, это уже свинство. Филби неоднократно заявлял, что он не двойной агент, как его изобразили в картине, а разведчик прямого проникновения, внедренный в британскую разведку еще в 1940 году. Да, он критиковал недостатки советской действительности, после переезда в Союз, но всегда оставался убежденным коммунистом. И с русской женой он прожил дольше всего – 17 лет, до своей смерти в 1988 году.
Что касается Ле Карре, то он всю свою жизнь следовал в русле общественного мнения, повторяя его малейшие нюансы, в том числе и в отношении России. Это доказывает его роман изданный в 2010 году, «Такой же предатель как и мы», представляющий собой совершеннейшую клюкву и полностью утративший какие-либо черты правдоподобности и объективности. Ле Карре умер 12 декабря 2020 года от пневмонии.
Кто такой куин спай
Фильм «Богемская рапсодия», вышедший на прошлой неделе, удивил многих поклонников группы Queen своим очень вольным обращением с биографией Фредди Меркьюри. Постараемся собрать в этом материале самые очевидные расхождения с фактами. За них принято критиковать третий акт, и действительно, там они начинают расти как на дрожжах, но нечто странное происходит уже в первые пятнадцать минут.
1. Фредди. Начало
В фильме: никому не известный Фарух Бульсара попадает на концерт группы Smile и загорается желанием выступать вместе с ними. Непосредственно перед тем, как он к ним подходит, их вокалист заявляет, что вынужден покинуть группу. Наш герой занимает его место, берёт себе сценический псевдоним и придумывает группе новое название.
На самом деле: Фарух Бульсара был соседом по комнате Тима Стаффела, первого вокалиста группы Smile, основанной Брайаном Мэем. Мало того, какое-то время Бульсара, Мэй и Стаффел снимали на троих квартиру, поэтому первый всегда был в курсе того, что происходит в группе и присутствовал на их концертах. И Фредди не отличался особой скромностью — как признавал тот же Мэй, он всегда был уверен, что станет известным артистом, и успел поработать ещё в нескольких группах. Отсюда неудивительно, что он вызвался заменить вокалиста, когда тот предпочел музыкальной карьере учёбу. Да и то не сразу — ещё три недели Фредди продолжал выступать со своей группой, а Мэй и Тейлор искали вокалиста, периодически жалуясь Фредди на то, что у них ничего не выходит. У авторов фильма была возможность показать историю человека, всю жизнь стремившегося на сцену и использовавшего первый же подвернувшийся шанс, но они предпочли историю о тихом мальчике, который случайно оказался в нужном месте и в нужное время. Ведь это же так оригинально, правда?
2. Фредди и семья
На самом деле: отношения Фредди с родителями особо никогда не афишировались, но нельзя забывать, что он с самого начала выбирал себе творческие профессии и получил диплом дизайнера. Он быстро съехал на съёмную квартиру, но с родителями отношения не рвал, так что сомнительно, что конфликт имел место. Есть только один известный и изменённый в фильме факт — родители Меркьюри так и не узнали, что их сын был геем. Он действительно знакомил их со своим последним любовником, но они были уверены, что это садовник. Этот момент, который, в том числе, очень чётко отображает то, как тяжело было в то время признаться окружающим в гомосексуальности, заменен шаблонной голливудской сценой принятия и примирения. И визит к родителям за несколько часов до ответственного концерта? Одного из главных в твоей жизни? Серьезно?
3. Фредди и Мэри
В фильме: на том же самом судьбоносном концерте Smile будущий Фредди Меркьюри впервые сталкивается с Мэри Остин. Она становится его девушкой, и у них завязываются трогательные романтические отношения. Дело пахнет свадьбой, она его ждёт из всех гастролей, но тут появляются мальчики. Девочке очень грустно, но мальчиков она терпеть не будет, поэтому девочка уходит. Все плачут. После этого Фредди и Мэри поддерживают дружеские отношения. Все снова плачут.
На самом деле: у Фредди действительно были отношения с Мэри Остин, и он действительно делал ей предложение. Но до того, как они встретились, она успела немного побыть девушкой Мэя, и наш герой даже просил у него разрешения завязать знакомство. Тихой грустной девочки, вечно ждущей мальчика из гастролей, из неё тоже не получилось — одно время она была даже его личным ассистентом. После того, как романтические отношения закончились (по словам Остин, без лишних трагедий, с облегчением для обоих), Мэри осталась близким другом и до сих пор живёт в доме, который Фредди ей завещал. А ещё он был крёстным отцом её старшего сына. Так что, если бы создатели следовали фактам, вместо подростковой романтики мы бы имели историю большой любви, перешедшей в искреннюю дружбу. Для случая, когда девочка встречается с мальчиком, любящим мальчиков, это большая редкость. Love of My Life — это действительно о ней, это правда.
4. Фредди и мальчики
В фильме: после очень грустного расставания с Мэри Остин, Фредди переключается на мальчиков разного возраста и внешности.
На самом деле: Фредди до конца жизни был гедонистом, не отдавал предпочтение одному полу и спал и с мужчинами, и с женщинами. Он не называл себя ни геем, ни бисексуалом, он просто делал то, что ему нравится. На первый взгляд может показаться, что это не так важно, но степень внутренней свободы была одной из отличительных черт этого выдающегося артиста и чувствовалась во всём, что он делал. В фильме же отличительной чертой показывается отчаянно маскируемая неуверенность в себе. Может, конечно, у Фредди было и это, но очень, очень глубоко.
5. Фредди и фонограмма
В фильме: когда Queen приглашают выступать на Top of the Pops, выясняется, что нужно будет петь под фонограмму. Фредди не хочет петь под фонограмму. Всем великим, выступавшим на этой передаче до и после него, было нормально, но Фредди нормально не будет. Фредди у нас принципиальный. Правда, потом он всё равно соглашается и поёт под фонограмму.
На самом деле: Фредди действительно пел под фонограмму. Не только на этой передедаче, но даже на больших концертах, за что его критиковали. Ему приходилось объяснять, что, после записи The Night at The Opera, у него обнаружили ларингит, и врач запретил напрягать связки. Со временем связки восстановились, необходимость в фонограмме отпала, и всё вернулось на круги своя. Так что нет, Фредди не был совсем уж принципиальным.
6. Фредди, Queen и EMI
В фильме: после записи «Богемской рапсодии» выясняется, что она не нравится продюсерам. Что главный босс на EMI в целом не понимает, зачем выпускать на сингле шестиминутный набор рифм. Фредди это не нравится. Фредди ругается и хлопает дверью, Queen разрывают контракт с EMI. Уже на улице Фредди заявляет продюсеру, что их запомнят, а его, продюсера, и его дурацкое EMI — нет.
На самом деле: с выпуском «Богемской рапсодии» на сингле действительно возникли большие проблемы, и её действительно удалось раскрутить только через знакомого ди-джея. Продюсеры действительно не понимали, как это продавать. Вот только Queen не разрывали контракт с EMI. Они сотрудничали с этим лейблом до 2010 года. Но без драмы и пафосных заявлений, видимо, не так интересно.
7. Джон и Роджер
В фильме: Роджер Тейлор и Джон Дикон — хорошие ребята, которые не мешаются под ногами у Фредди и Брайана, пишут в своё удовольствие песни. Джон пишет получше, Роджер пишет похуже, Роджер вообще пишет какую-то чепуху, которую грех не поднять на смех. Джон у нас добряк, а Роджер — это такая симпатичная мордашка и comic relief. И еще на «Галилео» себе чуть голос не сорвал, вот бедняжка.
На самом деле: с чего бы начать. Начнём с Джона Дикона. Самый молодой и тихий участник группы, попавший туда не одновременно с Фредди (как показано в фильме), а через год, после того, как в ней сменилось три бас-гитариста. Автор стопроцентных хитов, не только Another One Bites the Dust, You’re My Best Friend, I Want to Break Free, но и многих других. Человек, занимавшийся бухгалтерией Queen, принимавший важные экономически решения, выполнявший обязанности администратора. Нужно ли говорить, что здесь всё это опущено за ненадобностью?
Роджер Тейлор — один из самых одарённых ударников на рок-сцене, обладающий редкими вокальными данными, все самые высокие партии, которые можно услышать на записях Queen, записаны им, а не Фредди, как это может показаться. Если говорить сугубо о «Богемской рапосдии», то он, конечно, записывал это несчастное «Галилео», но для него это не порог возможностей. Для него это где-то середина. В конце оперной части можно услышать, как он поёт фальцетом. Что до композиторских способностей, то Тейлор является автором не только I’m in Love With my Car, которую он на всех концертах пел самостоятельно, но и гораздо более раскрученных Radio Ga Ga, A Kind of Magic, The Invisible Man, Innuendo. Что до симпатичной мордашки, то, он, конечно, красивый мужчина, но очень быстро переставший быть красивым мальчиком. Буквально за пару-тройку лет.
8. Фредди и сольная карьера
В фильме: в начале восьмидесятых влияющие на Фредди личности уговаривают его начать сольную карьеру. Он немного упирается, но всё же поддаётся искушению, несмотря на то, что мудрые собратья убеждают его этого не делать. Дальше Фредди сам по себе, сольная карьера у него не клеится, да и чувствовать себя стал как-то неважно. Заканчивается всё тем, что Фредди в слезах приходит обратно и умоляет группу простить его. Они радостно воссоединяются и едут на Live Aid.
На самом деле: в начале восьмидесятых Queen начали обвинять в творческом кризисе и излишнем упрощении стиля. Они взяли небольшую паузу (ни в коем случае не поднимая разговоров о распаде), в течение которой каждый из членов группы готовил сольный альбом. Каждый, а не только Фредди. А началось всё с Роджера Тейлора, выпустившего первый сольник в 1978 и в 1983 году готовившего второй, в это же время подтянулись Меркьюри и Мэй. Пауза длилась меньше года и уже в 1984 году выходит альбом The Works. Никаких драм и слёз, обычный рабочий момент. Не говоря уже о том, что всё это произошло за год до Live Aid. О душераздирающей, в плохом смысле слова, сцене, в которой Меркьюри просится обратно в группу, написали уже все, мы только лишний раз подчеркнём, что это выставляет его не в лучшем свете. Не говоря уже о том, что, если бы настоящему Фредди кто-либо предложил подождать решения за дверью, дело могло окончиться рукоприкладством.
9. Фредди и менеджеры
В фильме: одним из менеджеров Queen становится Пол Прентер, который очень плохо влияет на Фредди. Именно под его влиянием Фредди начинает сольную карьеру. Прентер везёт беднягу в Мюнхен, никого к нему не подпускает, и даже не говорит о Live Aid. Узнав о последнем, Фредди драматично увольняет Прентера. Ещё один менеджер, работающий с Queen с самого начала — Джон Рейд, также убеждающий нашего героя записать альбом (с подачи нехорошего Прентера), и также драматично уволенный. Уволив всех, Фредди драматично плачет под Under Pressure и идёт проситься обратно в группу.
На самом деле: Пол Прентер действительно сотрудничал с Queen и действительно плохо влиял на Фредди. Но в Мюнхен с его подачи поехал не только Меркьюри, но и все остальные музыканты, и самое плохое, за что ответственен по итогу Прентер — альбом Hot Space, прохладно принятый критиками. Фредди уволил его в 1986 году. Что до Джона Рейда, то с ним группа рассталась еще в семидесятых по обоюдному согласию. Не так драматично, что поделать. Да, и причем тут несчастная Under Pressure, имеющая скорее политический подтекст, чем какой-то еще?
10. Фредди и СПИД
В фильме: Фредди начинает понимать, что чем-то болен, когда записывает сольный альбом. Ему ставят страшный диагноз, он очень переживает, но берет себя в руки и возвращается в группу. Во время репетиций он не только борется с больными связками, но и признаётся в своём диагнозе, что делает момент ещё более драматическим и даёт возможность для добавки парочки пафосных монологов.
На самом деле: Фредди Меркьюри признался в том, что болен СПИДом, за день до своей смерти. Его партнёр Джим Хаттон позже писал, что о диагнозе музыкант узнал в 1987 году (через год после концерта на Уэмбли) и ещё несколько лет держал его в секрете от близких и коллег. Фредди и СПИД — история очень трагичная, и показательная для начала девяностых, и её уж точно не стоило превращать в стандартную для байопика схему «rise, fall and rise again».
11. Фредди, Queen и Live Aid
В фильме: именно благотворительный концерт Live Aid становится поводом для воссоединения Queen после ссоры, затянувшейся на несколько лет. Фредди увольняет менеджера, не сказавшего ему о Live Aid, объясняет группе, как Live Aid для них важен, и, что уж тут, Live Aid — это не Боб Дилан, Элтон Джон, Led Zeppelin и, кажется, ещё кто-то, а именно Queen. Двадцатиминутное выступление Queen делает этот концерт, помогает собрать рекордную сумму для голодающих Африки и делает Боба Гелдофа очень, очень счастливым. Вот такие они замечательные, эти Queen.
На самом деле: Легендарное двадцатиминутное выступление Queen на Live Aid действительно было, и осталось, одним из главных моментов этого грандиозного события, проходившего одновременно в Лондоне и Филадельфии. Элтон Джон даже жаловался, что Фредди украл его шоу. Но во-первых, Queen — это не весь Live Aid. Там было много всего интересного: воссоединение Led Zeppelin, выступления Status Quo, Dire Straits, U2, Roxy Music, Боба Дилана, Стинга, Фила Коллинза (за один день выступившего на двух площадках) и вымотанного идейного вдохновителя и организатора концерта Боба Гелдофа, не спавшего несколько суток. Тот миллион фунтов стерлингов, собранный для голодающих Южной Африки — заслуга каждого из них, как и многих других артистов, выступавших в тот день. А здесь мы имеем не особо красивое перетягивание одеяла.
Во-вторых, выступление на Live Aid не стало первым концертом после якобы распада группы. В 1986-м группа проводила Magic Tour в поддержку альмома Kind of Magic, и Уэмбли в расписании тура значился двенадцатым по счёту стадионом. Неплохо для смертельно больного солиста, теряющего голос?