Кто такой курсант еськов

Курсант Еськов.

Во время вчерашнего пикника кто-то из присутствующих заговорил о том, знаем ли мы в честь кого названа находящаяся в районе «лётки» улица Еськова. Вспомнили, что вроде один из курсантов во время выполнения учебного полёта ценой своей жизни отвёл падающий самолёт от жилых домов и ещё поговорили о том, что интернет поисковики почти ничего не выдают на эту тему.

Действительно, найти удалось очень мало. Всё что я смог узнать это то, что ЧП произошло 18 апреля 1991 года. Курсант Черниговского высшего военного авиационного училища лётчиков Роман Еськов выполнял самостоятельный учебно-тренировочный полёт на самолёте Л-39, борт №16, позывной «66». Произошло возгорание двигателя. Самолёт мог упасть на населённый пункт (предположительно на Городню). Уводя самолёт от жилых домов, лётчик потерял время для собственного спасения. Самолёт «свалился», то есть потерял устойчивость и начал резко терять высоту. Катапультирование произошло на малой высоте и под большим креном. В результате пилот погиб.

В то время я проходил подготовку в ДОСААФ в парашютном кружке и только краем уха слышал о катастрофе. Тогда не было интернета, а статьи в газетах, не смотря на «перестройку и гласность», о таких происшествиях либо не появлялись, либо были очень сдержанными. Дополняйте если владеете информацией или исправляйте мои неточности. Может кто-то из журналистов созреет и напишет статью о Романе Еськове? Как жил. Как погиб спасая чужие жизни ценой собственной.

Хотя, мне кажется новому поколению этого не понять. Да и многим из нашего. Сейчас чаще услышишь о человеческой подлости и трусости. О том, как оставляют пострадавших в опасности или совершив аварию и отняв чужие жизни пытаются уклониться от ответственности.

Источник

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Интервью РИА «Воронеж». Штурман Константин Мурахтин – о прототипе главного героя фильма «Небо»

В четверг, 18 ноября, в кинотеатрах по всей стране выходит в прокат фильм «Небо» режиссера Игоря Копылова. Прототипами главных героев стали легендарный пилот, Герой России, подполковник Олег Пешков и штурман, майор Константин Мурахтин. Корреспондентам РИА «Воронеж» удалось пообщаться с Константином Мурахтиным и расспросить о том, каким был его сослуживец и товарищ Олег Пешков, а также – об ответственной и опасной работе военных летчиков.

«Удар в спину»

Константин Мурахтин – живая легенда и пример для подражания для молодых летчиков и штурманов. Скромный, отзывчивый, простой в общении, давать интервью и выступать на публике не привык.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Они стреляли и в сторону Константина Мурахтина, но ветер отнес его дальше от позиций джихадистов. Штурман приземлился на территорию, подконтрольную террористам, травмировав при этом ногу, и 12 часов скрывался от боевиков. Константин Мурахтин подал сигнал бедствия с помощью специального передатчика, и спустя 12 часов поисков российские морпехи и сирийская армия нашли и спасли штурмана. Террористов, расстрелявших Олега Пешкова, уничтожили.

Олег Пешков умер совсем молодым – в 45 лет. Ему посмертно присвоили звание Героя России, а Константин Мурахтин был награжден Орденом мужества.

Олег Анатольевич похоронен на мемориальной аллее городского кладбища в Липецке. Его памятник выполнен в виде гранитных крыльев. На одном из них высечен портрет летчика.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

В музее Липецкого авиацентра хранятся фрагменты сбитого самолета Су-24, доставленные из Сирии с места гибели Олега Пешкова.

В музее также представлены личные вещи Олега Анатольевича – летная книжка, рабочие тетради, летная форма цвета хаки.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Воронежский скульптор Александр Ивченко изготовил в честь Пешкова памятник из дерева: мужская и женская руки держат автомат, а рука ребенка – игрушечный самолетик. Памятник также хранится в музее авиацентра.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Со скульптурой – заведующий историко-мемориальным залом Липецкого авиацентра Павел Рухлин

Профессионал высшего уровня

Товарищи и сослуживцы запомнили Олега Пешкова душевным, веселым и жизнерадостным человеком. В Сети можно найти видео, на котором летчик исполняет на гитаре песню «Господа офицеры».

Константин Мурахтин вспоминает, что Пешков «ставил на крыло» многих молодых летчиков. Начинающие пилоты любили и уважали своего наставника.

– Олег Анатольевич был профессионалом высшего уровня. Летчики-инструкторы бывают разные: некоторые слишком строго относятся к молодым, осваивающим новый тип самолета, могут накричать, сказать резкое слово. Олег Анатольевич никогда не повышал голоса, объяснял спокойно. Молодые летчики говорили, что Олег – золотой человек, настоящий русский офицер, – рассказал Константин Мурахтин.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Олег Пешков родился в 1970 году в Алтайском крае, в юности потерял родителей. Окончил Свердловское Суворовское военное училище, а в 1991 году с золотой медалью – Харьковское высшее военное авиационное училище. За время службы прошел путь от летчика-инструктора до заместителя начальника огневой тактической подготовки дивизии, освоил пять типов самолетов. Служил в Киргизии, Амурской области, с 2000 года – в Липецке.

Олег Пешков с золотой медалью окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина, которая располагалась в подмосковном Монино. В 2008 году при слиянии Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина была образована Воронежская военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.

К военным командировкам летчику было не привыкать – в 2008 году он участвовал в боевых действиях в Южной Осетии. Поэтому, когда узнал о командировке в Сирию, Пешков не сомневался, лететь на войну или остаться в Липецке.

– Профессия военного летчика предполагает готовность к самопожертвованию. Он в любой момент должен отдать жизнь за свое Отечество, свою семью и выполнить свой долг до конца. Любые летчики должны быть спокойны и уравновешенны. Они должны уметь принять верное решение за очень короткий промежуток времени, – отметил заведующий историко-мемориальным залом Липецкого авиацентра Павел Рухлин.

Потомственный штурман

Константин Мурахтин и Олег Пешков были сослуживцами и товарищами, часто летали в одном экипаже. В 2014 году на соревнованиях военных летчиков в Липецке «Авиадартс» экипаж Мурахтина и капитана Станислава Гасанова признали лучшим во фронтовой бомбардировочной авиации России, а Мурахтина – лучшим военным штурманом страны. Олег Пешков на тех соревнованиях был судьей.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

– Мой отец был военным штурманом. Все детство я прожил в военных городках, ходил в авиамодельные кружки. Для меня не стояло вопроса, какую профессию мне выбрать, – рассказывает летчик.

Константин окончил Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов. Как и у Олега Пешкова, учеба пришлась на «лихие 90-е».

– Из-за того что топлива не было, летать мы начали не со второго, а с четвертого курса. Нас обучали на пассажирском самолете Ту-134, переделанном под подготовку военных штурманов. Самые яркие впечатления от полета я испытал позже – когда пришел служить лейтенантом в Липецкий авиацентр и начал летать на боевых самолетах. В частности, на Су-24. Это другие скорости, другой вид самолета, другие фигуры пилотажа, другие эмоции, – вспомнил пилот.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Аварийный запас

Подробности инцидента 24 ноября 2015 года в Сирии Константин Мурахтин не раскрывает – эта информация засекречена. Пилот только смог рассказать, что приземлился в скалистой местности и травмировал ногу, сильно ударившись о камень. Сбросил с себя парашют и убежал как можно дальше. Операция по спасению продолжалась 12 часов. Спасенного Константина Мурахтина отправили в московский госпиталь.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Штурман отметил, что был хорошо подготовлен к экстремальным условиям, как и другие летчики:

– В полку нас обучают летать, применять авиационные средства поражения. Приемы рукопашного боя и маскировку осваиваем в специальном центре выживания. Два из них находятся на Черноморском побережье. Нас учат действовать в экстремальных условиях после катапультирования – как в военное, так и в мирное время. Почему там? Там есть горы, море и лесистая местность. Нам объясняют, например, как спуститься с горы, если приземлился туда на парашюте. В зависимости от того, куда ты спускаешься – на горную местность, на равнину или воду, – комплектуется НАЗ (носимый аварийный запас). К примеру, если приземляешься на воду, в аварийный запас входит надувной плот.

НАЗ существует в двух комплектациях: для мирного и военного времени. В запас для мирного времени входят лагерное и светосигнальное снаряжение, аптечка, карамельки и вода.

– Еды как таковой нет – НАЗ не рассчитан на то, что вас будут искать долго. Это запас для поддержания сил на первое время, – отметил штурман.

— Получается, что все 12 часов, пока скрывались от боевиков, вы ничего не ели?

– В такой ситуации не вспоминаешь ни о воде, ни о еде. Ты думаешь только о том, чтобы выжить.

– Я был далеко, видел, что его парашют раскрылся, но не знал, что по нему стреляют.

Солнцезащитные «очки» и «комар»

В музее Липецкого авиацентра есть интересные экспонаты, связанные с работой военных летчиков. Например, защитный шлем ЗШ-5, поверх которого надевается стеклянный солнцезащитный фильтр, защищающий глаза пилотов. Такие шлемы были и на Олеге Пешкове и Константине Мурахтине.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Как пояснил штурман, сейчас у летчиков и штурманов более современные модели шлемов – ЗШ-7. По бокам – отверстия для подсоединения кислородной маски.

– До высоты 2000 метров летчик и штурман дышат смешанным кислородом, а выше начинается автоматическая подача чистого кислорода, – пояснил Константин Мурахтин.

Еще один экспонат – красные рукоятки, приводящие в действие кресло для катапультирования из самолета. Дергать рукоятку нужно с особым усилием. При катапультировании пилота выносит из кабины, в воздухе автоматически раскрывается парашют.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Константину Мурахтину прибегать к катапультированию пришлось лишь однажды – как раз во время того рокового полета с Олегом Пешковым.

– Катапультирование – самая крайняя мера. К ней мы прибегаем, когда самолет уже неуправляем или горит. А в 99% случаев мы все делаем для того, чтобы посадить самолет и сохранить свою жизнь. Бывает, что при катапультировании случаются несчастные случаи – травмы, переломы рук и позвоночника, – рассказал штурман.

По словам Константина Мурахтина, в момент катапультирования он не чувствовал боли – в экстремальной ситуации летчик не обращает на нее внимания.

Другой музейный экспонат – авиационный радиомаяк «Комар-2М», с помощью которого потерпевшие аварию члены экипажа передают радиосигнал бедствия, а аварийно-спасательная группа определяет его местоположение. «Маячок» существует в двух модификациях: для мирного и военного времени.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

По словам Константина Мурахтина, в военное время передатчик отключен – чтобы враг не обнаружил и не перехватил сигнал пилотов. Сигнал аварийно-спасательной группе в военное время пилот передает с помощью маленького приемника с антенной-проволокой.

– Если надо мной будут пролетать наши вертолеты аварийно-спасательной группы, я его включаю, быстро передаю сообщение и тут же выключаю. На вертолете настроена моя частота, он ловит сигнал и видит мое местоположение.

В фильме «Небо» сигнал о своем местоположении штурман сообщает по телефону. Было ли так в реальности, Константин Мурахтин рассказать не может.

Собирательный образ

С режиссером фильма «Небо» Игорем Копыловым Мурахтин познакомился в декабре 2019 года.

– При встрече мне дали добро рассказать все, что произошло в тот день, – чтобы режиссер знал порядок действий. Но все это не вошло в фильм. Осталась только история моего спасения, – сообщил штурман.

В самое сердце. Как первые зрители оценили фильм «Небо» о судьбе российского военного летчика

Главного героя Олега Сошникова, прототип которого – Олег Пешков, сыграл известный актер Игорь Петренко. Роль штурмана Константина Муравьева (прототип – Константин Мурахтин) исполнил молодой актер Иван Батарев.

Константин Мурахтин стал одним из тех военных летчиков, с которым Игорь Копылов советовался и держал связь. Поначалу штурман предполагал, что образ Кости Муравьева будет более реалистичным, приближенным к «оригиналу», но он получился собирательным – как и образ Олега Сошникова.

– Например, у Кости Муравьева в фильме 18-летняя беременная жена. Но моя жена в 2015 году не была 18-летней и не ждала ребенка. Когда я сказал режиссеру, что это совсем не похоже на меня, он ответил: «Герой фильма не ты. В нем твоего почти ничего не будет», – вспомнил штурман.

Большая часть съемок прошла в Крыму.

– В Сирии съемочная группа снимала в основном местность и жилищно-бытовые условия. Плюс три дня съемки проходили в нашем Липецком авиацентре – съемочная группа снимала нашу повседневную деятельность: подготовку к полетам, тренажеры, – пояснил Константин Мурахтин.

Перед показом фильма штурман волновался – ведь ему предстояло пережить заново то, что с ним случилось.

– Для меня этот фильм – память об Олеге. Фильм будет смотреть не одно поколение, и оно будет знать, что были такие героические люди. Это первый фильм про Сирию и первый фильм, в котором снято много полетов современной авиации. Надеюсь, что он заинтересует молодых ребят и они захотят стать военными летчиками, – поделился Мурахтин.

Источник

Афанасий Алешкин

Биография

Афанасий Алешкин погиб молодым, но увековечил свое имя в истории как герой войны и участник обороны Москвы. Долгое время подробности его биографии были известны немногим, но все изменилось после того, как вышел фильм, проливающий свет на подвиг подольских курсантов.

Детство и юность

Афанасий Иванович Алешкин появился на свет 18 января 1913 года в деревне Церковище, Смоленская область. До октябрьской революции отец мальчика был чернорабочим на железной дороге, а мать – прачкой в психиатрической больнице, но она потеряла работу и стала домохозяйкой.

Родители позаботились о том, чтобы сын получил среднее образование. Первое время он учился в школе в селе Возновка, затем – в семилетке, которую окончил в 1928-м. Следующий год юноша помогал отцу на железной дороге, потом поступил в сельскохозяйственный техникум в Вязьме и освоил ремесло агронома.

После завершения учебы Афанасий полгода работал по специальности в Кардымовском сельском совете, но уже в 1932 году вступил в комсомол и был зачислен в 99-й артиллерийский полк. Алешкин прошел обучение в качестве курсанта и был назначен командиром отделения.

Когда срок обязательной службы истек, молодой офицер решил продолжить военную карьеру. Он был зачислен на сверхсрочную службу и получил должность помощника командира взвода, на которой пробыл до осени 1935 года. После этого Афанасий поступил в московское военное училище имени ВЦИК на артиллерийское отделение, где учился в течение 3 лет и удостоился звания лейтенанта.

Некоторое время Алешкин продолжал работу в Москве, затем его направили в Подольск, где он командовал взводом курсантов артиллерийского училища.

Личная жизнь

О личной жизни героя известно мало. Он был женат на Елизавете Стахановой, которая после вступления в брак взяла его фамилию. Пара воспитывала сына Владимира, судьба которого осталась неизвестной.

Подвиг и гибель

В октябре 1941 года Малоярославецкое направление считалось слабым местом при обороне Москвы. Чтобы защитить Ильинский рубеж, было решено направить туда курсантов подольских училищ, которые должны были удержать натиск противника до прихода подмоги. Алешкин тоже оказался на поле боя в качестве командира 4-й батареи артиллерийского училища.

Но защитники Ильинского рубежа отличались мужеством и желанием послужить на благо родине. Уже после прибытия на огневую точку они приступили к обороне и сражались, демонстрируя храбрость и самоотверженность, которой никто не ожидал от 17-летних мальчишек. В итоге удалось уничтожить десятки танков и бронемашин противника, а также тысячи немецких солдат, которые были поражены таким сопротивлением со стороны советских военных.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськовАлексей Бардуков в роли Афанасия Алешкина (кадр из фильма «Подольские курсанты»)

Гитлеровцы были уверены, что после такого сильного обстрела в укрытии никто не мог выжить и уверенно шли в атаку, но подчиненные Алешкина вновь занимали оборонительную позицию и продолжали уничтожение вражеских солдат. За это дот Афанасия Ивановича был назван неумолкающим, или оживающим дотом.

Лейтенанту удавалось сдерживать натиск противника больше недели, хотя изначально подольским курсантам требовалось продержаться хотя бы 5 дней, но в итоге хитрость военного раскрыли. 16 октября 1941 года немцы подобрались к доту с тыла и забросали его гранатами, что стало причиной смерти командира и еще 6 артиллеристов, которые были у него в подчинении.

В целом при обороне Ильинского рубежа из 3500 подольских курсантов выжили около 1000. Они дождались прибытия резервных сил и смогли продолжить учебу в Иваново. Благодаря этим солдатам следующие поколения узнали об Алешкине, который сумел задержать врага ценой жизни и повлиять на исход Второй мировой войны.

Источник

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

40 дней на войне.
Как курсанты-кировцы изменили план Гитлера по захвату Ленинграда.

40 дней на войне. Как курсанты-кировцы изменили план Гитлера по захвату Ленинграда.

Лужский рубеж — система оборонительных укреплений в 130–200 км от Ленинграда, построенная в июне-июле 1941 года. Рубеж был проложен от Нарвского залива в Балтийском море до озера Ильмень для защиты Ленинграда от вражеских армий, состоял из двух оборонительных полос протяженностью около 175 км с расстоянием между ними от 15 до 25 км. Перед передним краем рубежа и в его глубине устанавливались противотанковые мины, проводилось заболачивание местности, устраивались искусственные лесные завалы. Лужский рубеж построили ленинградцы, по большей части — женщины и подростки. По подсчетам историков, в его строительстве приняли участие более 500 тыс. человек.

Не пустить врага к Ленинграду

Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 года — именно в этот день немецкие войска перешли границу Ленинградской области и начали наступление на фронте от Пскова до Идрицы. Многочисленные бреши на советско-германском фронте привели к катастрофической ситуации для Красной армии, Ленинград оказался в огромной опасности.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Мобилизация войск в Ленинграде летом 1941 года
© ТАСС

​​​​​​​Руководство нацистской Германии бросило на захват Ленинграда группу армий «Север» — 29 дивизий, 760 боевых самолетов. «Основные усилия противник сосредоточил вдоль шоссе Псков — Луга. Лужской оперативной группе предстояло обороняться на огромном, более чем 250-километровом фронте», — рассказывает историк Александр Слесарчук.

Среди тех, кого советское командование направило для защиты Ленинграда, были курсанты военных училищ. Совсем ещё мальчишкам предстояло не дать немецко-фашистским дивизиям подступить к Ленинграду.

Так на огромном Лужском рубеже оказались учащиеся Ленинградского пехотного Краснознаменного училища имени С.М. Кирова. Зеленые, подчас не успевшие ещё ничему научиться парни стали красноармейцами. Из 1760 человек 810 поступили в училище в 1941 году.

Занять оборону

28 июня 1941 года начальник училища полковник Герасим Мухин издал приказ № 313, в соответствии с которым ЛПКУ им. С.М. Кирова было переведено на штат стрелкового полка. Кировцы получили задачу — оборонять северо-восточный берег реки Луги у деревни Большой Сабск: 32−35 км по линии фронта и 15 км в глубину. Участок обороны превосходил все существующие уставные нормы. Так в войну вступили 1903 человека — учащиеся и преподавательский состав.

5 июля училище получило приказ занять рубеж по реке Луге. К 12 июля отрыли окопы и траншеи, подготовили позиции для орудий. Артиллерия училища — два 76-мм орудия, две 45-мм пушки, два 82-мм и 16 50-мм минометов. В училище имелось 117 пулеметов. Основное число курсантов вооружили винтовками.

120 бойцов, подготовленных в качестве истребителей танков, имели на вооружении гранаты и бутылки с горючей смесью. Боевые действия училища поддерживал артдивизион Ленинградского артиллерийского училища (ЛАУ).

Достаточно ли было сил для обороны такого большого участка, от грамотной защиты которого зависела безопасность важного объекта — Ленинграда?

«Любой человек, знакомый с военным делом, понимает, что для создания прочной обороны на широком фронте такими силами и средствами требуется высокое воинское мастерство, беспредельное мужество и отвага, умелое руководство боем со стороны командиров всех степеней и высокий моральный дух всего личного состава», — утверждает историк.

Неравные силы

По изначальному плану немецкого руководства войска должны были молниеносно захватить Ленинград, пройдя через город Лугу. 12 июля 41-й моторизованный корпус 4-й немецкой танковой группы прорвался вдоль Ленинградского шоссе к Луге, но был остановлен его защитниками.

Тогда немецкое командование решило изменить направление главного удара, нацелив его на Кингисепп. 14 июля передовой отряд немецких войск захватил плацдарм на правом берегу реки Луги у села Ивановского и подошел к Большому Сабску, где путь нацистам преградили курсанты-кировцы. Большой Сабск в ходе ожесточенных боев 14−15 июля пришлось оставить: силы противника были слишком велики.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Немецкие солдаты к северу от Луги
© Ullstein bild/ullstein bild via Getty Images

Непрерывный бой

Самая сильная вражеская ударная группировка была сосредоточена у Сабского плацдарма. Здесь перед фронтом ЛПКУ и 90-й стрелковой дивизии противник сосредоточил 1-ю танковую и 36-ю моторизованную дивизии.

«Одна только 1-я танковая дивизия насчитывала около 115 танков и большое количество бронетранспортеров, — рассказывает историк. — Тяжелейшим днем оказалось 17 июля. Бой шел непрерывно 15 часов, но врагу не удалось продвинуться ни на шаг. Фашисты потеряли только в этом бою 600 человек».

Этот натиск красноармейцы выдержали. От захвата Кингисеппа фашисты отказались, им не помог ни непрерывный огонь, ни бомбардировки с воздуха.

22 июля у деревни Язвище враг ввел в бой свежие силы — два полка мотопехоты с танками. На рассвете по всему фронту разгорелся неравный бой. Танки шли на позиции курсантов.

С каждым днем нацисты становились все злее, их атаки — ожесточеннее. Они выжгли лес в районе обороны, бомбили наши позиции авиацией, шквальным артиллерийским огнем. 8 августа немецкие войска перешли в генеральное наступление силами 4-й танковой группы, в которую входили в том числе 1-я, 6-я и 8-я танковые дивизии, имеющие на вооружении современные танки — Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV.

12 августа подразделения ЛПКУ в ходе изматывающих боев были окружены в районе Большой Александровки. Бои продолжались до 13 августа, когда в войска пришел приказ заместителя народного комиссара обороны снять училище с фронта.

Оставшиеся в живых обессилевшие, раненые, воевавшие почти без продовольствия и боеприпасов бойцы ЛПКУ в ночь на 15 августа, захватив фашистский дозор на дороге, вышли из окружения. Училище было направлено в тыл «для подготовки командных кадров».

40 дней стойкости

«Из общего числа прибывших на огневой рубеж по состоянию на 13.07.41 г. 1903 человек из окружения вышло 339 курсантов и командиров», — говорит Александр Слесарчук. Курсанты были на войне, в самой гуще сражений, почти 45 дней.

Потеряв в боях убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 1400 человек, училище без приказа не оставило ни одной занимаемой позиции, ни метра земли. Точное число уничтоженных вражеских солдат неизвестно, но бойцам ЛПКУ удалось на месяц задержать наступление на Ленинград.

«Одна только 1-я танковая дивизия вермахта понесла большие потери, и к 16 августа в ней насчитывалось всего 44 боеготовых танка, что составляет до 40% от общей численности дивизии», — рассказывает историк.

Найденные имена

До сих пор тысячи солдат числятся пропавшими без вести в годы войны на Ленинградской земле. В регионе работает множество поисковых отрядов, с каждым годом удается получить все больше информации о павших героях. Поисковому отряду «Авангард» удалось установить имена двух курсантов, погибших на Лужском рубеже в 1941 году.

«Мы проводили поисковые работы на Сабском оборонительном направлении с 2003 года. Одного курсанта мы поднимали в 2007 году — это берег реки Вруды. Личных вещей при нем было очень мало — только небольшие кусочки от портупеи, ремешки», — вспоминает командир отряда Лариса Фетисова.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Личные вещи курсантов, найденные во время поисковых работ на Сабском оборонительном направлении
© Личный архив Ларисы Фетисовой

Имя курсанта определить не удалось, отряд готовился к погребению. Но за пять дней до планируемой даты Фетисова, очищая ремешки, заметила на них фамилию — Суханов.

«Я обратилась в совет ветеранов и выпускников Ленинградского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища имени Кирова (это название носит ЛПКУ с 1958 года). Они в срочном порядке позвонили в Подольск, в Центральный архив Министерства обороны России, и мы установили имя курсанта — Суханов Василий Назарович», — говорит командир.

Василий родился в 1921 году в селе Беспалово Омской области. На войну был призван в декабре 1940 года. Это вся информация, которую удалось выяснить. Поисковики установили, что Суханов воспитывался в детском доме, отыскать его родных не удалось. Он погиб 19 июля 1941 года.

Среди курсантов был ещё один Суханов. Ему удалось покинуть Лужский рубеж живым — об этом есть документы.

Второго курсанта авангардовцы нашли в полутора километрах от Большого Сабска. «Там во время войны был дзот. Мы поднимали бойцов и нашли кусочек ремешка, на нем были инициалы — З.А.В. У меня в руках был список погибших, я нашла одно соответствие — Заблецов Алексей Васильевич, 1916 года рождения», — вспоминает женщина.

Сейчас предметы, найденные поисковиками, хранятся в краеведческом музее Большого Сабска.

В память о защитниках

В Большом Сабске расположен мемориал в память о погибших на Лужском рубеже. «В то время, когда немцы все-таки захватили Сабск и курсанты отступили, немцы приказали всех погибших солдат и офицеров собрать в сарай. Сарай этот стоял возле дороги, через которую проходил мост. Немцы сожгли этот сарай вместе с телами павших бойцов. Позднее, в день 50-летия Октябрьской революции, там воздвигли обелиск в память о курсантах», — рассказывает Лариса Фетисова.

Кто такой курсант еськов. Смотреть фото Кто такой курсант еськов. Смотреть картинку Кто такой курсант еськов. Картинка про Кто такой курсант еськов. Фото Кто такой курсант еськов

Обелиск в память о курсантах Ленинградского пехотного Краснознаменного училища имени Кирова
© Личный архив Ларисы Фетисовой

«В районе выхода ЛПКУ из окружения поисковый отряд «Ленпех-Петергоф» установил памятную доску. Благодаря отряду в городе Луге именем генерала Мухина названа улица, а другая носит название Курсантов-Кировцев. В городе Волосово именем курсантов-кировцев названа новая улица. В деревне Сабск первая и единственная улица, имеющая название, — улица имени курсантов-кировцев», — говорит Слесарчук. В районе боев училища установлено более 15 информационных знаков и два поминальных креста в память о курсантах ЛПКУ и ЛАУ.

В Ленинградской области курсирует электропоезд имени курсантов-кировцев, несет боевое дежурство противодиверсионный катер «Кировец».

«Маленькие рассказы о больших делах»

Сведений о подвигах бойцов сохранилось немного. Известно, что десятки немецких солдат, пулемет и две бронемашины уничтожил пулеметчик по фамилии Таран. Дзот курсанта Артемьева оказался выведен из строя во время боя. Воин перебежал в соседний дзот, весь расчет которого погиб, и уничтожил на реке понтон с полусотней вражеских солдат.

Нацисты дважды пытались построить переправу через реку, и оба раза их работу срывал курсант Твердохлеб. Полковник Мухин, под началом которого бойцы ЛПКУ мужественно держали оборону, был ранен и погиб в 1943 году в боях на западе Украины.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте по борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1942 года училище было награждено вторым орденом Боевого Красного Знамени.

«Кировцы, верные боевым традициям своего Краснознаменного училища, — говорится в статье в номере газеты «На страже Родины» от 10 августа 1941 года, — дали врагу жестокий отпор. По всему фронту идет слава о подвигах курсантов». На газетной полосе эти заметки напечатаны под рубрикой «Маленькие рассказы о больших делах». Позже об этом написала и газета «Смена».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *