Кто такой куртуазный маньерист

КУРТУАЗНЫЙ МАНЬЕРИЗМ

от франц. courtois – изысканный, любезный и итал. manierismo – вычурность, манерничанье.

Когда 22 декабря 1988 года за ужином в ресторане ВТО великий магистр Вадим Степанцов и архикардинал Виктор Пеленягрэ подписали манифест об учреждении Ордена куртуазных маньеристов, а затем нашли себе еще и сотоварищей (великого приора Андрея Добрынина, командора Дмитрия Быкова, командора-ордалийместера Константэна Григорьева, канцлера-инквизитора Александра Севастьянова, командора-прецептора Александра Скибу и других), все это выглядело (да и было) всего лишь забавной игрой, не более того. Но прошли годы, и оказалось, что нет у нас литературного направления более стойкого и ясного в своих эстетических основаниях, чем это.

Состав Ордена куртуазных маньеристов менялся, и некоторые потери (например, уход Дмитрия Быкова в 1992 году) были для этой школы очень болезненны. Отцы-основатели ссорились между собою, причем подчас очень жестоко, друг друга из Ордена исключали и пригвождали к позорному столбу. А критики, снисходительно называя куртуазный маньеризм то «маньергардом» или «карьергардом» (Всеволод Некрасов), то «попсовым постмодернизмом» (Петр Поспелов), то «манерным кретинизмом» (Валерий Дударев), дружно предвещали ему скорую и бесславную кончину.

А вот поди ж ты – спрос на «новейший сладостный стиль» и, – как сказано в манифесте 1988 года, – на «парение духа, свивающееся в экстатической пляске с безумствами плоти», до сих пор не иссяк. Не у критиков, разумеется, и не у строгих ценителей, а у буржуазной публики, которая стихов вообще-то не читает. Игра оказалась «долгоиграющим» проектом. И причина, видимо, в том, что куртуазные маньеристы – еще раз вернемся к манифесту – не считают «своим долгом описывать то, что низменно, отвратительно и ненавистно самой человеческой природе», зато стремятся возвести искусство «до высот восхитительной светской болтовни, каковой она была в салонах времен царствования Людовика-Солнце», то есть ставят «своей целью выразить торжествующий гедонизм в изощреннейших образцах словесности».

Ну, что касается «изощреннейших образцов», то тут мы имеем дело либо с нарциссическим самообманом участников Ордена, либо с сознательным рекламным преувеличением ими своих достоинств. Тематический репертуар стихов и прозы куртуазных маньеристов предельно узок и исчерпывается именно «безумствами плоти» и прелюдией к этим «безумствам» (по хорошо известной схеме, описанной еще Владиславом Ходасевичем: «Что верно, то верно! Нельзя же силком / Девчонку тащить на кровать! / Ей нужно сначала стихи почитать, / Потом угостить вином…»). Тон веселого цинизма, балансирование на зыбкой грани между искренностью и позерством, галантностью и скабрезностью делают необязательными иные смысловые, интонационные и эмоциональные регистры. А центонность и работа с архаическими стихотворными жанрами (триолет, терцины, мадригал и т. п.) никак не того сорта, что в филологической поэзии, ибо и цитаты в стихах «свиваются», как правило, самые общеизвестные, легко опознаваемые, и жанровые поиски тоже отзываются скорее прилежным чтением «Поэтического словаря» Александра Квятковского, чем личным творческим поиском. Все, словом, на поверхности, все плоскостно и зачастую плоско – как в гламурной эстетике, утверждение которой в России куртуазные маньеристы опередили едва ли не на десятилетие.

И первыми пустили в промышленную эксплуатацию. Так что Елена Трофимова верно говорит об «эстетическом прагматизме» поэтов этой школы, да и Владислав Шурыгин, если, разумеется, не обращать внимания на его экстатическую велеречивость, тоже, в общем, не ошибается, когда отмечает: «Невозможно игнорировать успехи куртуазных маньеристов на ниве шоу-бизнеса. Буквально народными стали шлягеры Вадима Степанцова, а супершлягеры Виктора Пеленягрэ “Как упоительны в России вечера”, “Девочка”, “Бискайский залив”, “Порт-Саид”, “Пикадилли” давно стали эпохальными событиями музыкальной жизни» (газета «Завтра», 21.11.2000).

Что и позволяет стратификационно отнести галантные творения куртуазных маньеристов к разряду нашей коммерческой словесности.

См. ГЛАМУРНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ИМИДЖ В ЛИТЕРАТУРЕ; КОММЕРЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ; ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ; ЦЕНТОН

Читайте также

Манера и маньеризм

Манера и маньеризм Для того, чтобы понять, что такое «маньеризм», давайте определимся со словом «манера». В русском языке слово «манера» имеет плохую репутацию. Стоит добавить к нему несколько суффиксов, и получится «манерность», «манерничанье» — не очень-то солидные

Источник

Орден Куртуазных Маньеристов. Вадим Степанцов

Куртуазный маньеризм — течение в современной любовной поэзии. Стихотворения, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изысканности с циничным юмором. /Википедия/

Точную дату рождения Ордена разные исследователи называют по-разному. Хотя доподлинно известно, что старинные собутыльники Виктор Пеленягрэ и Вадим Степанцов подписали манифест Ордена куртуазных маньеристов 22 декабря 1988 года в ресторане Театрального Общества.

Так родился Орден, который объединил поэтов новейшего сладостного стиля, воспевающих изысканные манеры и преклонение перед Женщиной.

Событие было отмечено роскошным ужином и битием зеркал. Кстати, после этого здание ВТО сгорело, видимо, исчерпав свое историческое предназначение.

из Манифеста Куртуазного Маньеризма

Давайте пить и веселиться,
Давайте жизнию играть,
Пусть чернь слепая суетится,
Не нам безумной подражать.
Пусть наша ветреная младость
Потонет в неге и вине,
Пусть изменяющая радость
Нам улыбнется хоть во сне.

Пусть Моцарт играет нам на своем волшебном клавесине, а мы, куртуазные маньеристы, пустимся в бешеную мазурку с самыми блистательными из дам, созданных нашим воображением.

манифест куртуазного маньеризма

Кто разрушил стены Трои,
разорив гнездо Приама?
Это Будда Гаутама,
это Будда Гаутама.

Не Парис и не ахейцы
виноваты были тама,
всей петрушкой коноводил
мрачный Будда Гаутама.

Не Лаврентий и не Coco
из народа кровь сосали,
и не Гитлер с Риббентропом
в печь людей живьём бросали,

все они ништяк ребята,
всех кормила грудью мама,
просто их лупил по жопе
злобный Будда Гаутама.

Но берется Гаутама
и за мелкие делишки:
из моей библиотеки
он украл почти все книжки.

Кто нахаркал мне в ботинки?
Почему в говне пижама?
Это Будда Гаутама,
это Будда Гаутама.

Если вовремя на смену
не разбужен я супругой,
то начальник смены Ёлкин
на весь цех ревет белугой

и грозится всенародно
обесчестить мою маму.
Нет, не Ёлкин это, братцы,
это Будда Гаутама.

На меня и на планету
беды сыплются, как груши,
видно, Будда Гаутама
не умеет бить баклуши.

Без труда, как говорится
не поймаешь даже триппер.
К новому Армагеддону
нас ведёт бессонный шкипер.

На нём белая панама
и засратая пижама.
Это Будда Гаутама,
это Будда Гаутама.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Орден куртуазных маньеристов. К. Радзиевский

Константин Радзиевский, также известный как Константин Суворов, на нашем форуме под ником kaltenbrunner.

Литературный институт. Разные другие сайты и форумы. Свой сборник даже, насколько известно.

Для тех, кто лабает, как Ленин в Разливе,
Сердечные драмы одна благодать.
Любовь не картошка. И даже не киви.
Любовь это повод хоть что-то создать.

Писака в своем самомненьи Юпитер
С довеском иной легендарной вафли,
И, посланный дамой на троицу литер,
С разбегу врезается в шкуру Земли.

Раскрывши глаза в обалдении детском,
Поняв, что замок проживёт без ключа,
Он правой рукою в блокноте поэтском
Чего-то чирикает, мутно бурча,

И хоть на «хи-хи» прошибает навылет
Байда, где до рифмы неблизко ползти,
Однако он гири чугунные пилит
В надежде голдовую пыль огрести.

Однако дурилка напористо бьётся,
Корявые мозги нещадно кляня-

И что-то, возможно, потом остаётся.
И это, возможно, отнюдь не херня.

Ежедневно, как брага в бидоне,
Счастье булькает вновь и опять!
Ты не нищий. Ты просто не понял,
Как богатство своё потреблять!

Раскидай же пасьянс для начала:
Ты имеешь довольно и так.
Ты здоров? это точно немало!
ты умён? это просто ништяк!

Не кидайся на мир с матюгами,
Как араб на еврейский редут:
Деньги есть? чем же плохо с деньгами?!
Денег нет? значит, позже дадут!

Ветерана услышь пожилого,
Что в огромной седой бороде?
И запомни волшебное слово:
«Для страны ты подмога в труде!»

Не бухай в депрессивном угаре,
Мужика не спеши целовать!
Не пример тебе всякие баре,
Им на смену не надо вставать!

И пускай, будто глиняный Голем,
Ты с гудением шмякнут об лёд:
Кости целы! Мышца под контролем!
Значит, жопа сама заживёт!

И пускай выше крыши сугробы!
Пусть мечтаешь на всё положить!
Несмотря на любые заботы,
Всё же стоит работать и жить!

Так не ной же! Не плачь ежечасно!
И уныньем, как поп не кади!

Потому что зима не напрасна!
Потому что весна впереди!

ПОДРАЖАНИЯ ШЕКСПИРУ
СОНЕТ 46

Я, собственно, не этого хотел.
Настолько задурманиться тобой.
Но, проморгавши, за буёк влетел
И вот теперь все чувства вразнобой.

Я созывал консилиум не раз,
Чтоб области влиянья поделить:
Отдать, к примеру, тушку в область глаз,
А сердцем крышевать порывов прыть,

Умом разведать таинства души,
А языком точить признаний мёд-
Но им хоть кол на голове теши
И каждый под себя руду гребёт.

Глаза и мысли, сердце и язык
Живут раздельно. Я уже привык.

Вот взять бы да и сдохнуть, вашу мать!
Да страшно одному дуба давать.

А хоть бы я и лох! Зато всерьёз!
Ведь кем-то же я должен быть по жизни!
Я не боюсь наездов и угроз,
И тут не место глупой укоризне,

Что я в трусах разодранных хожу,
Что проживаю в тухлой халабуде?
Я всех вас выше! Так я вам скажу!
Вы, господа, завистливые люди!

Что деньги вижу лишь в телеэкран,
Что дети у меня сидят босые?
А я герой! Чудесный д-Артаньян!
А вы тут все кривые да косые!

Я понял: с дураками нету сладу
И с вами больше пиво пить не сяду.

ПОДРАЖАНИЕ МАЯКОВСКОМУ.
ЛЕТОФРЕНИЯ

Эй!
Пролетарий
большого
труда,
Вымучен
домной
корявою!
Хватит
носиться
туда
и сюда

Лето
планетищу
хавает!

Служба
не праздник!
Суровый
забой!
Лупься
в конвейеры
репами!
Но
к шестидневке
всегда выходной
Катит,
вагоном
прилепленный!

Что за уродище
планом зовём?
Кому
поклоняться
должны?
Отсутствием брака,
работы нулём

Крепи
оборону
страны!

Не напрягает,
уже
вдалеке,
Процессоров
ламповых
гуд!

Забросив кувалды,
к фенольной
реке
Рабочий
стекается
люд!

Хоть яйца
завязывай
бантами!
Прут
миллионы
на наши
пляжи!
Прут,
словно танки
антантовы!

Что день Купалы?
Так-
Ерунда-
Поповская
злая
невежища!

Ежевечерне
нам дарит
среда
Для наслажденья
убежища!

Где ни посмотришь
в лесу
и в кустах
Скачет
пурпурная
ижица!

Пилообразно,
на совесть и страх,
Жопы
дельфинами
движутся!

Если же старый ты стал
иль в лесу
Грязью
разлилась
распутица
Зубожелезье
держи
на весу

Воздух
шашлычный
мазутится!
Мясо
шампурное
фиксой
голубь!

Ценники
слева
и справа!
Глазами
внимаешь
строчкам
про рупь,
А сердцем
читаешь
халява!

Ну где ещё так,
для какой
красоты,
Накормят
босого
и голого?
Чтоб не мешались
ногами
в кусты

Собачьи
отшвыривай
головы!
Не разгребается
летний
кураж
Делами большими
и мелкими!

Если ж вам
мяса
не надо
и Маш
В офисы
прыгайте
белками!

Если
кому
не в порядке вещей
С девушек
сдёргивать
платьица

Гнать
белоручку
в тысячу шей!
Пусть
в Эфиопию
катится!

Что вы мычите
из вашей
Москвы,
Словно коровы
недойные?

Кто сочинитель?
Я?
Или вы?
Ну так и сядьте
спокойнее!

Мне ли не рваться
фашистским
крестом?
Лезет
количество
в качество!

Крыша,
последним
прибита
гвоздём
Летом
разодрана
начисто!

РОБЕРТ ФРОСТ.
ВЕЧЕР В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

Привалом тешится моим
Опушка с озером лесным
И егерь злобный так далёк,
Что не рассоримся мы с ним.

Моей коняшке невдомёк
Не светит фермы огонёк,
Так отчего же я торчу
Во тьме средь леса, как пенёк?

Не удивляйся рифмачу
Я просто подсмотреть хочу,
Как снег на озеро кладёт
Свою воздушную парчу-

Волшебен лес, удачен лёд
Но дело вряд ли подождёт.
Мы скоро двинемся вперёд.
Мы скоро двинемся вперёд.

Конечно же, гарантии немного
Нередко получается и даун-

но сам процесс отличное занятье!

Я не забуду, чтоб я был здоров!
Как открывали мне ночные бденья
Французско-итальянских мастеров
Поэзии эпохи Возрожденья.

Хотя, коль поглядеть, любой дебил
Похвастает в широтах этих книжкой
Из винограда соку надавил
Да и пиши с бабёнкою под мышкой.

А вот у нас творенья неплохи,
Когда почти уж давит крышка гроба
И самые прекрасные стихи
Рождаются порой от недо*ба.

Так выпьем же за благо процветанья
Поэзии эпохи Воздержанья!

Сонет без цели пишется затем,
Чтоб отличиться выходкою странной
И обеспечить тренинг неустанный
Поэзогенераторных систем.

Сидишь себе и глючишь без проблем,
Накушавшись картошки со сметаной
Иль попросту торчишь маленько пьяный
В отсутствие пера достойных тем.

Так поступали труженики тыла
На фронте, если кабель перебила
Жестокая снарядная балда:

В кармане гоношатся пассатижи
Но парень к славе делается ближе,
Зубами замыкая провода.

Зачем писать? Вопрос, конечно, знатный.
Ведь этим денег вряд ли наживёшь
(Горелово, Неурожайка тож-)
Весну прождя и холод листопадный.

«Стихов я не люблю. И мне их не читать»
Порою говорят любители искусства.
И я не вправе их за это упрекать
Ведь в багаже их жизнепользованья
Пусто.

Поэт есть тот, кому есть что сказать,
Кто ломит,
гнёт, взрывая ложище Прокруста
И целые миры
за то готов отдать,
Чтоб слово стало
термоядернее дуста.

В нём совершенства нет, но он идёт,
И, как язычник, смотрит на восход
Не кланяясь ни чёрту, ни буржую

Источник

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кто такой куртуазный маньерист. Смотреть фото Кто такой куртуазный маньерист. Смотреть картинку Кто такой куртуазный маньерист. Картинка про Кто такой куртуазный маньерист. Фото Кто такой куртуазный маньерист

Кто такой куртуазный маньерист. Смотреть фото Кто такой куртуазный маньерист. Смотреть картинку Кто такой куртуазный маньерист. Картинка про Кто такой куртуазный маньерист. Фото Кто такой куртуазный маньерист

Кто такой куртуазный маньерист. Смотреть фото Кто такой куртуазный маньерист. Смотреть картинку Кто такой куртуазный маньерист. Картинка про Кто такой куртуазный маньерист. Фото Кто такой куртуазный маньерист

Церковь порицала куртуазные сочинения: посягательство на брачный союз, плотское желание и влечение к чужой жене – полный набор постыдных идей. Однако в ответ на подобные нападки поэты имели вполне достойные ответы. «Прекрасная любовь», на их взгляд, потому и отличалась от «низменной», «крестьянской», что воспитывала крепость духа. Идеалом подобных отношений было не физическое воплощение влечения, а бесконечная игра, в которой эмоции боролись с долгом и ответственностью. Подобные чувства требовали дисциплины и вели к совершенствованию личности, ведь, вступая на путь служения своему идеалу, юноша не ждал вознаграждения. Эта неопределенность и была основой куртуазной любви.

Кто такой куртуазный маньерист. Смотреть фото Кто такой куртуазный маньерист. Смотреть картинку Кто такой куртуазный маньерист. Картинка про Кто такой куртуазный маньерист. Фото Кто такой куртуазный маньерист

Конечно, в реальности не все благородные сеньоры были слишком суровы. Считается, что, принимая знаки внимания влюбленного юноши, дама входила с ним в отношения, напоминавшие вассальный договор. Она тоже была обязана ответить на любовь, но по закону сделать этого не могла, ведь тело ее принадлежало мужу, что и создавала пикантную натянутость ситуации – основу каждой хорошей любовной истории. В любом случае, в подобных сочинениях вопросы добродетели занимали значительное место.

В целом считается, что эта увлекательная и захватывающая игра имела одно положительное следствие – она изменила отношение к женщине в целом. Средневековое общество впервые стало считаться с чувствами «слабого пола», увидело его в новом, более выигрышном свете. Часть мужчин вынуждены по-другому смотреть на свою законную супругу, ведь дама, превратившаяся в объект почитания для более молодого «претендента», уже становилась более привлекательной в глазах мужа. В наше время куртуазная любовь никуда не пропала. Трансформируясь со временем, она дошла и до XXI века. Ее черты и отголоски можно найти сегодня в мировой культуре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Кто такой куртуазный маньерист

Когда 22 декабря 1988 года за ужином в ресторане ВТО великий магистр Вадим Степанцов и архикардинал Виктор Пеленягрэ подписали манифест об учреждении Ордена куртуазных маньеристов, а затем нашли себе еще и сотоварищей (великого приора Андрея Добрынина, командора Дмитрия Быкова, командора-ордалийместера Константэна Григорьева, канцлера-инквизитора Александра Севастьянова, командора-прецептора Александра Скибу и других), все это выглядело (да и было) всего лишь забавной игрой, не более того. Но прошли годы, и оказалось, что нет у нас литературного направления более стойкого и ясного в своих эстетических основаниях, чем это.

Состав Ордена куртуазных маньеристов менялся, и некоторые потери (например, уход Дмитрия Быкова в 1992 году) были для этой школы очень болезненны. Отцы-основатели ссорились между собою, причем подчас очень жестоко, друг друга из Ордена исключали и пригвождали к позорному столбу. А критики, снисходительно называя куртуазный маньеризм то «маньергардом» или «карьергардом» (Всеволод Некрасов), то «попсовым постмодернизмом» (Петр Поспелов), то «манерным кретинизмом» (Валерий Дударев), дружно предвещали ему скорую и бесславную кончину.

А вот поди ж ты – спрос на «новейший сладостный стиль» и, – как сказано в манифесте 1988 года, – на «парение духа, свивающееся в экстатической пляске с безумствами плоти», до сих пор не иссяк. Не у критиков, разумеется, и не у строгих ценителей, а у буржуазной публики, которая стихов вообще-то не читает. Игра оказалась «долгоиграющим» проектом. И причина, видимо, в том, что куртуазные маньеристы – еще раз вернемся к манифесту – не считают «своим долгом описывать то, что низменно, отвратительно и ненавистно самой человеческой природе», зато стремятся возвести искусство «до высот восхитительной светской болтовни, каковой она была в салонах времен царствования Людовика-Солнце», то есть ставят «своей целью выразить торжествующий гедонизм в изощреннейших образцах словесности».

Ну, что касается «изощреннейших образцов», то тут мы имеем дело либо с нарциссическим самообманом участников Ордена, либо с сознательным рекламным преувеличением ими своих достоинств. Тематический репертуар стихов и прозы куртуазных маньеристов предельно узок и исчерпывается именно «безумствами плоти» и прелюдией к этим «безумствам» (по хорошо известной схеме, описанной еще Владиславом Ходасевичем: «Что верно, то верно! Нельзя же силком / Девчонку тащить на кровать! / Ей нужно сначала стихи почитать, / Потом угостить вином…»). Тон веселого цинизма, балансирование на зыбкой грани между искренностью и позерством, галантностью и скабрезностью делают необязательными иные смысловые, интонационные и эмоциональные регистры. А центонность и работа с архаическими стихотворными жанрами (триолет, терцины, мадригал и т. п.) никак не того сорта, что в филологической поэзии, ибо и цитаты в стихах «свиваются», как правило, самые общеизвестные, легко опознаваемые, и жанровые поиски тоже отзываются скорее прилежным чтением «Поэтического словаря» Александра Квятковского, чем личным творческим поиском. Все, словом, на поверхности, все плоскостно и зачастую плоско – как в гламурной эстетике, утверждение которой в России куртуазные маньеристы опередили едва ли не на десятилетие.

И первыми пустили в промышленную эксплуатацию. Так что Елена Трофимова верно говорит об «эстетическом прагматизме» поэтов этой школы, да и Владислав Шурыгин, если, разумеется, не обращать внимания на его экстатическую велеречивость, тоже, в общем, не ошибается, когда отмечает: «Невозможно игнорировать успехи куртуазных маньеристов на ниве шоу-бизнеса. Буквально народными стали шлягеры Вадима Степанцова, а супершлягеры Виктора Пеленягрэ “Как упоительны в России вечера”, “Девочка”, “Бискайский залив”, “Порт-Саид”, “Пикадилли” давно стали эпохальными событиями музыкальной жизни» (газета «Завтра», 21.11.2000).

Что и позволяет стратификационно отнести галантные творения куртуазных маньеристов к разряду нашей коммерческой словесности.

См. ГЛАМУРНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ИМИДЖ В ЛИТЕРАТУРЕ; КОММЕРЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ; ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ; ЦЕНТОН.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *