Кто такой куртуазный маньерист
КУРТУАЗНЫЙ МАНЬЕРИЗМ
от франц. courtois – изысканный, любезный и итал. manierismo – вычурность, манерничанье.
Когда 22 декабря 1988 года за ужином в ресторане ВТО великий магистр Вадим Степанцов и архикардинал Виктор Пеленягрэ подписали манифест об учреждении Ордена куртуазных маньеристов, а затем нашли себе еще и сотоварищей (великого приора Андрея Добрынина, командора Дмитрия Быкова, командора-ордалийместера Константэна Григорьева, канцлера-инквизитора Александра Севастьянова, командора-прецептора Александра Скибу и других), все это выглядело (да и было) всего лишь забавной игрой, не более того. Но прошли годы, и оказалось, что нет у нас литературного направления более стойкого и ясного в своих эстетических основаниях, чем это.
Состав Ордена куртуазных маньеристов менялся, и некоторые потери (например, уход Дмитрия Быкова в 1992 году) были для этой школы очень болезненны. Отцы-основатели ссорились между собою, причем подчас очень жестоко, друг друга из Ордена исключали и пригвождали к позорному столбу. А критики, снисходительно называя куртуазный маньеризм то «маньергардом» или «карьергардом» (Всеволод Некрасов), то «попсовым постмодернизмом» (Петр Поспелов), то «манерным кретинизмом» (Валерий Дударев), дружно предвещали ему скорую и бесславную кончину.
А вот поди ж ты – спрос на «новейший сладостный стиль» и, – как сказано в манифесте 1988 года, – на «парение духа, свивающееся в экстатической пляске с безумствами плоти», до сих пор не иссяк. Не у критиков, разумеется, и не у строгих ценителей, а у буржуазной публики, которая стихов вообще-то не читает. Игра оказалась «долгоиграющим» проектом. И причина, видимо, в том, что куртуазные маньеристы – еще раз вернемся к манифесту – не считают «своим долгом описывать то, что низменно, отвратительно и ненавистно самой человеческой природе», зато стремятся возвести искусство «до высот восхитительной светской болтовни, каковой она была в салонах времен царствования Людовика-Солнце», то есть ставят «своей целью выразить торжествующий гедонизм в изощреннейших образцах словесности».
Ну, что касается «изощреннейших образцов», то тут мы имеем дело либо с нарциссическим самообманом участников Ордена, либо с сознательным рекламным преувеличением ими своих достоинств. Тематический репертуар стихов и прозы куртуазных маньеристов предельно узок и исчерпывается именно «безумствами плоти» и прелюдией к этим «безумствам» (по хорошо известной схеме, описанной еще Владиславом Ходасевичем: «Что верно, то верно! Нельзя же силком / Девчонку тащить на кровать! / Ей нужно сначала стихи почитать, / Потом угостить вином…»). Тон веселого цинизма, балансирование на зыбкой грани между искренностью и позерством, галантностью и скабрезностью делают необязательными иные смысловые, интонационные и эмоциональные регистры. А центонность и работа с архаическими стихотворными жанрами (триолет, терцины, мадригал и т. п.) никак не того сорта, что в филологической поэзии, ибо и цитаты в стихах «свиваются», как правило, самые общеизвестные, легко опознаваемые, и жанровые поиски тоже отзываются скорее прилежным чтением «Поэтического словаря» Александра Квятковского, чем личным творческим поиском. Все, словом, на поверхности, все плоскостно и зачастую плоско – как в гламурной эстетике, утверждение которой в России куртуазные маньеристы опередили едва ли не на десятилетие.
И первыми пустили в промышленную эксплуатацию. Так что Елена Трофимова верно говорит об «эстетическом прагматизме» поэтов этой школы, да и Владислав Шурыгин, если, разумеется, не обращать внимания на его экстатическую велеречивость, тоже, в общем, не ошибается, когда отмечает: «Невозможно игнорировать успехи куртуазных маньеристов на ниве шоу-бизнеса. Буквально народными стали шлягеры Вадима Степанцова, а супершлягеры Виктора Пеленягрэ “Как упоительны в России вечера”, “Девочка”, “Бискайский залив”, “Порт-Саид”, “Пикадилли” давно стали эпохальными событиями музыкальной жизни» (газета «Завтра», 21.11.2000).
Что и позволяет стратификационно отнести галантные творения куртуазных маньеристов к разряду нашей коммерческой словесности.
См. ГЛАМУРНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ИМИДЖ В ЛИТЕРАТУРЕ; КОММЕРЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ; ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ; ЦЕНТОН
Читайте также
Манера и маньеризм
Манера и маньеризм Для того, чтобы понять, что такое «маньеризм», давайте определимся со словом «манера». В русском языке слово «манера» имеет плохую репутацию. Стоит добавить к нему несколько суффиксов, и получится «манерность», «манерничанье» — не очень-то солидные
Орден Куртуазных Маньеристов. Вадим Степанцов
Куртуазный маньеризм — течение в современной любовной поэзии. Стихотворения, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изысканности с циничным юмором. /Википедия/
Точную дату рождения Ордена разные исследователи называют по-разному. Хотя доподлинно известно, что старинные собутыльники Виктор Пеленягрэ и Вадим Степанцов подписали манифест Ордена куртуазных маньеристов 22 декабря 1988 года в ресторане Театрального Общества.
Так родился Орден, который объединил поэтов новейшего сладостного стиля, воспевающих изысканные манеры и преклонение перед Женщиной.
Событие было отмечено роскошным ужином и битием зеркал. Кстати, после этого здание ВТО сгорело, видимо, исчерпав свое историческое предназначение.
из Манифеста Куртуазного Маньеризма
Давайте пить и веселиться,
Давайте жизнию играть,
Пусть чернь слепая суетится,
Не нам безумной подражать.
Пусть наша ветреная младость
Потонет в неге и вине,
Пусть изменяющая радость
Нам улыбнется хоть во сне.
Пусть Моцарт играет нам на своем волшебном клавесине, а мы, куртуазные маньеристы, пустимся в бешеную мазурку с самыми блистательными из дам, созданных нашим воображением.
манифест куртуазного маньеризма
Кто разрушил стены Трои,
разорив гнездо Приама?
Это Будда Гаутама,
это Будда Гаутама.
Не Парис и не ахейцы
виноваты были тама,
всей петрушкой коноводил
мрачный Будда Гаутама.
Не Лаврентий и не Coco
из народа кровь сосали,
и не Гитлер с Риббентропом
в печь людей живьём бросали,
все они ништяк ребята,
всех кормила грудью мама,
просто их лупил по жопе
злобный Будда Гаутама.
Но берется Гаутама
и за мелкие делишки:
из моей библиотеки
он украл почти все книжки.
Кто нахаркал мне в ботинки?
Почему в говне пижама?
Это Будда Гаутама,
это Будда Гаутама.
Если вовремя на смену
не разбужен я супругой,
то начальник смены Ёлкин
на весь цех ревет белугой
и грозится всенародно
обесчестить мою маму.
Нет, не Ёлкин это, братцы,
это Будда Гаутама.
На меня и на планету
беды сыплются, как груши,
видно, Будда Гаутама
не умеет бить баклуши.
Без труда, как говорится
не поймаешь даже триппер.
К новому Армагеддону
нас ведёт бессонный шкипер.
На нём белая панама
и засратая пижама.
Это Будда Гаутама,
это Будда Гаутама.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Орден куртуазных маньеристов. К. Радзиевский
Константин Радзиевский, также известный как Константин Суворов, на нашем форуме под ником kaltenbrunner.
Литературный институт. Разные другие сайты и форумы. Свой сборник даже, насколько известно.
Для тех, кто лабает, как Ленин в Разливе,
Сердечные драмы одна благодать.
Любовь не картошка. И даже не киви.
Любовь это повод хоть что-то создать.
Писака в своем самомненьи Юпитер
С довеском иной легендарной вафли,
И, посланный дамой на троицу литер,
С разбегу врезается в шкуру Земли.
Раскрывши глаза в обалдении детском,
Поняв, что замок проживёт без ключа,
Он правой рукою в блокноте поэтском
Чего-то чирикает, мутно бурча,
И хоть на «хи-хи» прошибает навылет
Байда, где до рифмы неблизко ползти,
Однако он гири чугунные пилит
В надежде голдовую пыль огрести.
Однако дурилка напористо бьётся,
Корявые мозги нещадно кляня-
И что-то, возможно, потом остаётся.
И это, возможно, отнюдь не херня.
Ежедневно, как брага в бидоне,
Счастье булькает вновь и опять!
Ты не нищий. Ты просто не понял,
Как богатство своё потреблять!
Раскидай же пасьянс для начала:
Ты имеешь довольно и так.
Ты здоров? это точно немало!
ты умён? это просто ништяк!
Не кидайся на мир с матюгами,
Как араб на еврейский редут:
Деньги есть? чем же плохо с деньгами?!
Денег нет? значит, позже дадут!
Ветерана услышь пожилого,
Что в огромной седой бороде?
И запомни волшебное слово:
«Для страны ты подмога в труде!»
Не бухай в депрессивном угаре,
Мужика не спеши целовать!
Не пример тебе всякие баре,
Им на смену не надо вставать!
И пускай, будто глиняный Голем,
Ты с гудением шмякнут об лёд:
Кости целы! Мышца под контролем!
Значит, жопа сама заживёт!
И пускай выше крыши сугробы!
Пусть мечтаешь на всё положить!
Несмотря на любые заботы,
Всё же стоит работать и жить!
Так не ной же! Не плачь ежечасно!
И уныньем, как поп не кади!
Потому что зима не напрасна!
Потому что весна впереди!
ПОДРАЖАНИЯ ШЕКСПИРУ
СОНЕТ 46
Я, собственно, не этого хотел.
Настолько задурманиться тобой.
Но, проморгавши, за буёк влетел
И вот теперь все чувства вразнобой.
Я созывал консилиум не раз,
Чтоб области влиянья поделить:
Отдать, к примеру, тушку в область глаз,
А сердцем крышевать порывов прыть,
Умом разведать таинства души,
А языком точить признаний мёд-
Но им хоть кол на голове теши
И каждый под себя руду гребёт.
Глаза и мысли, сердце и язык
Живут раздельно. Я уже привык.
Вот взять бы да и сдохнуть, вашу мать!
Да страшно одному дуба давать.
А хоть бы я и лох! Зато всерьёз!
Ведь кем-то же я должен быть по жизни!
Я не боюсь наездов и угроз,
И тут не место глупой укоризне,
Что я в трусах разодранных хожу,
Что проживаю в тухлой халабуде?
Я всех вас выше! Так я вам скажу!
Вы, господа, завистливые люди!
Что деньги вижу лишь в телеэкран,
Что дети у меня сидят босые?
А я герой! Чудесный д-Артаньян!
А вы тут все кривые да косые!
Я понял: с дураками нету сладу
И с вами больше пиво пить не сяду.
ПОДРАЖАНИЕ МАЯКОВСКОМУ.
ЛЕТОФРЕНИЯ
Эй!
Пролетарий
большого
труда,
Вымучен
домной
корявою!
Хватит
носиться
туда
и сюда
Лето
планетищу
хавает!
Служба
не праздник!
Суровый
забой!
Лупься
в конвейеры
репами!
Но
к шестидневке
всегда выходной
Катит,
вагоном
прилепленный!
Что за уродище
планом зовём?
Кому
поклоняться
должны?
Отсутствием брака,
работы нулём
Крепи
оборону
страны!
Не напрягает,
уже
вдалеке,
Процессоров
ламповых
гуд!
Забросив кувалды,
к фенольной
реке
Рабочий
стекается
люд!
Хоть яйца
завязывай
бантами!
Прут
миллионы
на наши
пляжи!
Прут,
словно танки
антантовы!
Что день Купалы?
Так-
Ерунда-
Поповская
злая
невежища!
Ежевечерне
нам дарит
среда
Для наслажденья
убежища!
Где ни посмотришь
в лесу
и в кустах
Скачет
пурпурная
ижица!
Пилообразно,
на совесть и страх,
Жопы
дельфинами
движутся!
Если же старый ты стал
иль в лесу
Грязью
разлилась
распутица
Зубожелезье
держи
на весу
Воздух
шашлычный
мазутится!
Мясо
шампурное
фиксой
голубь!
Ценники
слева
и справа!
Глазами
внимаешь
строчкам
про рупь,
А сердцем
читаешь
халява!
Ну где ещё так,
для какой
красоты,
Накормят
босого
и голого?
Чтоб не мешались
ногами
в кусты
Собачьи
отшвыривай
головы!
Не разгребается
летний
кураж
Делами большими
и мелкими!
Если ж вам
мяса
не надо
и Маш
В офисы
прыгайте
белками!
Если
кому
не в порядке вещей
С девушек
сдёргивать
платьица
Гнать
белоручку
в тысячу шей!
Пусть
в Эфиопию
катится!
Что вы мычите
из вашей
Москвы,
Словно коровы
недойные?
Кто сочинитель?
Я?
Или вы?
Ну так и сядьте
спокойнее!
Мне ли не рваться
фашистским
крестом?
Лезет
количество
в качество!
Крыша,
последним
прибита
гвоздём
Летом
разодрана
начисто!
РОБЕРТ ФРОСТ.
ВЕЧЕР В ЗИМНЕМ ЛЕСУ
Привалом тешится моим
Опушка с озером лесным
И егерь злобный так далёк,
Что не рассоримся мы с ним.
Моей коняшке невдомёк
Не светит фермы огонёк,
Так отчего же я торчу
Во тьме средь леса, как пенёк?
Не удивляйся рифмачу
Я просто подсмотреть хочу,
Как снег на озеро кладёт
Свою воздушную парчу-
Волшебен лес, удачен лёд
Но дело вряд ли подождёт.
Мы скоро двинемся вперёд.
Мы скоро двинемся вперёд.
Конечно же, гарантии немного
Нередко получается и даун-
но сам процесс отличное занятье!
Я не забуду, чтоб я был здоров!
Как открывали мне ночные бденья
Французско-итальянских мастеров
Поэзии эпохи Возрожденья.
Хотя, коль поглядеть, любой дебил
Похвастает в широтах этих книжкой
Из винограда соку надавил
Да и пиши с бабёнкою под мышкой.
А вот у нас творенья неплохи,
Когда почти уж давит крышка гроба
И самые прекрасные стихи
Рождаются порой от недо*ба.
Так выпьем же за благо процветанья
Поэзии эпохи Воздержанья!
Сонет без цели пишется затем,
Чтоб отличиться выходкою странной
И обеспечить тренинг неустанный
Поэзогенераторных систем.
Сидишь себе и глючишь без проблем,
Накушавшись картошки со сметаной
Иль попросту торчишь маленько пьяный
В отсутствие пера достойных тем.
Так поступали труженики тыла
На фронте, если кабель перебила
Жестокая снарядная балда:
В кармане гоношатся пассатижи
Но парень к славе делается ближе,
Зубами замыкая провода.
Зачем писать? Вопрос, конечно, знатный.
Ведь этим денег вряд ли наживёшь
(Горелово, Неурожайка тож-)
Весну прождя и холод листопадный.
«Стихов я не люблю. И мне их не читать»
Порою говорят любители искусства.
И я не вправе их за это упрекать
Ведь в багаже их жизнепользованья
Пусто.
Поэт есть тот, кому есть что сказать,
Кто ломит,
гнёт, взрывая ложище Прокруста
И целые миры
за то готов отдать,
Чтоб слово стало
термоядернее дуста.
В нём совершенства нет, но он идёт,
И, как язычник, смотрит на восход
Не кланяясь ни чёрту, ни буржую
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Церковь порицала куртуазные сочинения: посягательство на брачный союз, плотское желание и влечение к чужой жене – полный набор постыдных идей. Однако в ответ на подобные нападки поэты имели вполне достойные ответы. «Прекрасная любовь», на их взгляд, потому и отличалась от «низменной», «крестьянской», что воспитывала крепость духа. Идеалом подобных отношений было не физическое воплощение влечения, а бесконечная игра, в которой эмоции боролись с долгом и ответственностью. Подобные чувства требовали дисциплины и вели к совершенствованию личности, ведь, вступая на путь служения своему идеалу, юноша не ждал вознаграждения. Эта неопределенность и была основой куртуазной любви.
Конечно, в реальности не все благородные сеньоры были слишком суровы. Считается, что, принимая знаки внимания влюбленного юноши, дама входила с ним в отношения, напоминавшие вассальный договор. Она тоже была обязана ответить на любовь, но по закону сделать этого не могла, ведь тело ее принадлежало мужу, что и создавала пикантную натянутость ситуации – основу каждой хорошей любовной истории. В любом случае, в подобных сочинениях вопросы добродетели занимали значительное место.
В целом считается, что эта увлекательная и захватывающая игра имела одно положительное следствие – она изменила отношение к женщине в целом. Средневековое общество впервые стало считаться с чувствами «слабого пола», увидело его в новом, более выигрышном свете. Часть мужчин вынуждены по-другому смотреть на свою законную супругу, ведь дама, превратившаяся в объект почитания для более молодого «претендента», уже становилась более привлекательной в глазах мужа. В наше время куртуазная любовь никуда не пропала. Трансформируясь со временем, она дошла и до XXI века. Ее черты и отголоски можно найти сегодня в мировой культуре.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кто такой куртуазный маньерист
Когда 22 декабря 1988 года за ужином в ресторане ВТО великий магистр Вадим Степанцов и архикардинал Виктор Пеленягрэ подписали манифест об учреждении Ордена куртуазных маньеристов, а затем нашли себе еще и сотоварищей (великого приора Андрея Добрынина, командора Дмитрия Быкова, командора-ордалийместера Константэна Григорьева, канцлера-инквизитора Александра Севастьянова, командора-прецептора Александра Скибу и других), все это выглядело (да и было) всего лишь забавной игрой, не более того. Но прошли годы, и оказалось, что нет у нас литературного направления более стойкого и ясного в своих эстетических основаниях, чем это.
Состав Ордена куртуазных маньеристов менялся, и некоторые потери (например, уход Дмитрия Быкова в 1992 году) были для этой школы очень болезненны. Отцы-основатели ссорились между собою, причем подчас очень жестоко, друг друга из Ордена исключали и пригвождали к позорному столбу. А критики, снисходительно называя куртуазный маньеризм то «маньергардом» или «карьергардом» (Всеволод Некрасов), то «попсовым постмодернизмом» (Петр Поспелов), то «манерным кретинизмом» (Валерий Дударев), дружно предвещали ему скорую и бесславную кончину.
А вот поди ж ты – спрос на «новейший сладостный стиль» и, – как сказано в манифесте 1988 года, – на «парение духа, свивающееся в экстатической пляске с безумствами плоти», до сих пор не иссяк. Не у критиков, разумеется, и не у строгих ценителей, а у буржуазной публики, которая стихов вообще-то не читает. Игра оказалась «долгоиграющим» проектом. И причина, видимо, в том, что куртуазные маньеристы – еще раз вернемся к манифесту – не считают «своим долгом описывать то, что низменно, отвратительно и ненавистно самой человеческой природе», зато стремятся возвести искусство «до высот восхитительной светской болтовни, каковой она была в салонах времен царствования Людовика-Солнце», то есть ставят «своей целью выразить торжествующий гедонизм в изощреннейших образцах словесности».
Ну, что касается «изощреннейших образцов», то тут мы имеем дело либо с нарциссическим самообманом участников Ордена, либо с сознательным рекламным преувеличением ими своих достоинств. Тематический репертуар стихов и прозы куртуазных маньеристов предельно узок и исчерпывается именно «безумствами плоти» и прелюдией к этим «безумствам» (по хорошо известной схеме, описанной еще Владиславом Ходасевичем: «Что верно, то верно! Нельзя же силком / Девчонку тащить на кровать! / Ей нужно сначала стихи почитать, / Потом угостить вином…»). Тон веселого цинизма, балансирование на зыбкой грани между искренностью и позерством, галантностью и скабрезностью делают необязательными иные смысловые, интонационные и эмоциональные регистры. А центонность и работа с архаическими стихотворными жанрами (триолет, терцины, мадригал и т. п.) никак не того сорта, что в филологической поэзии, ибо и цитаты в стихах «свиваются», как правило, самые общеизвестные, легко опознаваемые, и жанровые поиски тоже отзываются скорее прилежным чтением «Поэтического словаря» Александра Квятковского, чем личным творческим поиском. Все, словом, на поверхности, все плоскостно и зачастую плоско – как в гламурной эстетике, утверждение которой в России куртуазные маньеристы опередили едва ли не на десятилетие.
И первыми пустили в промышленную эксплуатацию. Так что Елена Трофимова верно говорит об «эстетическом прагматизме» поэтов этой школы, да и Владислав Шурыгин, если, разумеется, не обращать внимания на его экстатическую велеречивость, тоже, в общем, не ошибается, когда отмечает: «Невозможно игнорировать успехи куртуазных маньеристов на ниве шоу-бизнеса. Буквально народными стали шлягеры Вадима Степанцова, а супершлягеры Виктора Пеленягрэ “Как упоительны в России вечера”, “Девочка”, “Бискайский залив”, “Порт-Саид”, “Пикадилли” давно стали эпохальными событиями музыкальной жизни» (газета «Завтра», 21.11.2000).
Что и позволяет стратификационно отнести галантные творения куртуазных маньеристов к разряду нашей коммерческой словесности.
См. ГЛАМУРНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ИМИДЖ В ЛИТЕРАТУРЕ; КОММЕРЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ; ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ; ЦЕНТОН.