Кто такой лесгафт в физкультуре
Лесгафт Петр Францевич
Российский ученый. Биолог. Анатом. Антрополог. Врач. Педагог. Общественный деятель. Известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания. Основатель Санкт-Петербургской биологической лаборатории.
После академии, Петр остался на кафедре, которой руководил Грубер и продолжил изучать строение мышц. Молодому ученому впервые удалось показать, что мышцы у человека устроены так же, как и у животных. Его работы заложили основы новой науки: теоретической анатомии.
После блестящей защиты докторской диссертации на тему: «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения», Лесгафт по предложению Грубера занимает кафедру анатомии на медицинском факультете Казанского университета. Однако происхождение Петра Францевича Лесгафта не понравилось консервативно настроенной части профессоров.
Через два года ученому пришлось оставить кафедру и перейти на должность преподавателя, ведущего занятия со студентами. Вскоре Лесгафт организует студенческий кружок, в котором развертывает широкую программу исследований, посвященную анатомии человека. Впервые в мировой науке проводит всестороннее исследование механики работы человеческого сустава. Анатомические наблюдения позволили ученому прийти к выводу, что многие заболевания можно лечить с помощью специальных физических упражнений.
Вначале физиолог помогал больным, перенесшим операции на суставах. Первые клинические испытания подтвердили эффективность методики ученого, и тогда Лесгафт выступил с инициативой создания специальной биологической лаборатории. Однако руководство выступило категорически против нововведения. Петр Лесгафту припомнили его выступление в поддержку демократически настроенных студентов, и в 1872 году ученому пришлось покинуть университет.
Лесгафт показал, что развитие моторики ребенка стимулирует умственные способности. Впоследствии ученый разработал ряд специальных упражнений, корректирующих особенности поведения и умственного развития детей. Упражнения, развивающие моторику пальцев, стимулировали развитие речи ребенка, подвижные игры способствовали ускорению интеллектуального развития.
В 1893 году Петр Лесгафт создал специальную биологическую лабораторию при Высших женских курсах. Сделал ряд открытий в области теоретической анатомии, например показал, что у всех живых организмов тип мышцы четко и неразрывно связан с ее функцией. Развивая свою методику работы с детьми, Лесгафт создает комплексы упражнений для пациентов всех возрастов.
Впервые ученый вводит занятия физкультурой в лечебный процесс. На основе методики Лесгафта созданы системы упражнений, способствующие излечению определенных видов заболеваний. Практически создал науку о физическом воспитании человека.
Через три года ученого приглашают на должность профессора в Петербургский университет. Однако Петр Лесгафт не принял престижное предложение. Вместо заманчивого предложения организует при своей лаборатории первые в мире Высшие научные курсы физического образования, которые затем преобразованы в Петербургский институт физической культуры.
Расширяя сферу применения своей методики, Петр Лесгафт разрабатывает комплексы упражнений для здоровых людей. Однажды к ученому обратилось руководство военного министерства с предложением реорганизовать систему воспитания.
Ознакомившись с существовавшими в то время комплексами упражнений, талантливый врач и исследователь разрабатывает иную систему, направленную на развитие не только физической выносливости, но и соответствующих профессиональных навыков: например, для военно-морской академии Лесгафт разрабатывает систему упражнений для тренировки вестибулярного аппарата. Будущие офицеры получали навыки координации своих действий в любой ситуации, даже во время сильной качки они продолжали выполнять свои обязанности.
Основным направлением научной деятельности Лесгафта оставалась работа с детьми. В начале XX века создал теорию физического воспитания человека на основе принципа единства комплексного развития личности.
После выступлений 1905 года курсы Петра Францевича Лесгафта оказались закрыты, ученого обвинили в поддержке революционеров и приговорили к высылке из Петербурга. Однако известность ученого в России и в Европе помешала реализации репрессивного решения. Нo все же Лесгафта увольняют из Петербургского университета. Далее антрополог продолжает преподавательскую деятельность, открыв на деньги частных пожертвователей Высшую вольную школу физического образования и оставался директором учреждения вплоть до своей смерти.
В 1908 году ученый отправился в научную экспедицию в Африку, чтобы познакомиться с особенностями физического воспитания у первобытных народов. Лесгафт предполагал, что у африканцев сохранились реликтовые формы упражнений, которые уже исчезли в других местах.
Осенью 1909 года Петр Францевич Лесгафт в пригороде Каира простудился и тяжело заболел. Болезнь дала осложнения на почки, и врачи рекомендовали ему санаторное лечение. В Гелуани находился санаторий, которым руководили русские врачи. Туда и решили отвезти Лесгафта.
Петр Францевич Лесгафт скончался 11 декабря 1909 года. Похоронен великий российский ученый в Санкт-Петербурге, на Волковском православном кладбище при огромном стечении народа.
Библиография Петра Лесгафта
Труды по анатомии
Главнейшие работы Лесгафта по анатомии:
Труды по антропологии и педагогике
Главные труды Лесгафта как специалиста по антропологии и по вопросам физического воспитания детей:
«Об отношении анатомии к физическому воспитанию» (1876),
«Задачи антропологии и метод ее изучения»,
«Семейное воспитание ребенка» (ч. I и II, 5-е изд. 1906; ч. III, 1911),
«Первые годы жизни ребенка» («Известия Санкт-Петербургской Биологической Лаборатории», т. III, выпуски 3 и 4; т. V, выпуски 1 и 2; т. VII, вып. 1);
«Период возмужалости» («Известия Санкт-Петербургской Биологической Лаборатории», т. II, выпуски 2 и 3);
«Материалы для изучения школьного возраста»;
«Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» (СПб., 1901-1904, 3-е изд. 1912).
Посмертные издания
Некоторые издания после 1917 г.:
Память о Петре Лесгафте
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Естественно-научный институт имени П. Ф. Лесгафта (до 1957).
Музей функциональной морфологии человека и животных имени Лесгафта (Санкт-Петербург).
В честь Лесгафта названа ведомственная медаль Министерства спорта Российской Федерации.
Медалью Петра Лесгафта награждаются граждане Российской Федерации за большой личный вклад в развитие спортивной науки и образования, как правило, имеющие стаж работы в сфере физической культуры и спорта не менее 10 лет.
Семья Петра Лесгафта
Петр Францевич Лесгафт, биолог, анатом, антрополог, врач, педагог — Краткая биография П.Ф. Лесгафта
Физическая культура является частью общей культуры общества; она представляет собой совокупность достижений для улучшения здоровья людей и развития их физических способностей. Она включает в себя систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; она включает в себя сферу общественной и личной гигиены, гигиены труда и жизни, правильного режима работы и отдыха, использования природных сил природы — солнца, воды и воздуха — для улучшения здоровья и закаливания организма.
Вторая половина 19 века — 1917 — вторая половина 1917 века — короткая, но полная важных исторических событий в области физической культуры и спорта. Среди них стоит упомянуть: Формирование педагогической и научной основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современного спорта и формирование физкультурной практики в образовательных учреждениях.
В начале второй половины 19 века феодальная сербская система находилась в глубоком экономическом, политическом и военном кризисе. Правительство было вынуждено провести некоторые реформы. После отмены крепостного права (1861 г.), земства (1864 г.), военной (1974 г.) и школьной реформы (60-80-е гг.) развитие капитализма в России началось стремительными темпами. На этой основе была сформирована новая система физической культуры и спорта, ее организационно-методические и идеологические основы. Эта система сформировалась как часть российской национальной культуры.
Петр Ф. Лесгафт прославился как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач и создатель научной системы физического воспитания, а также руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.
На протяжении всей своей жизни он был окружен аурой выдающейся личности, счастливо сочетая свое редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью требовательного, требовательного ученого, человека действия и неустанного труда. С детства в Петре Францевиче Лесгафте проснулась любовь к музыке, которой он был обязан своей матери Генриетте Адамовне. От нее он, вероятно, также получил свои первые медицинские знания: Г.А. была акушеркой и иногда вызывалась на помощь при родах. П.Ф. Лесгафт заложил основы научного анализа физического воспитания с его Системой физического воспитания. С точки зрения анатомии, физиологии, педагогики и психологии, Лесгафт одним из первых поставил физическую культуру на один уровень с другими предметами, преподаваемыми в школе. Большая заслуга ученого состояла в том, что он научно раскрыл неразрывную, органическую связь физического воспитания с духовно-нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимозависимость. В основе педагогических взглядов Лесгафта на физическое воспитание лежит единство физического и умственного развития с решающей ролью нравственного воспитания. Это очень важно в современном мире!
Краткая биография П.Ф. Лесгафта
8 (20) сентября 1837 г. в семье ювелира Петра Карловича Лесгафта, члена ювелирной мастерской, родился сын. Это был будущий Петр Петрович (Францевич) Лесгафт, многогранный ученый и «вдохновленный учитель», как его называл академик И.П. Павлов. Изучая биографию Петра Лесгафта, каждый исследователь сталкивается с загадкой, которая остается неразгаданной и по сей день. Почему он вошел в историю как «Францевич», а не как «Петрович»? И Питер Лесгафт, и его брат Франц называются Францевичем. Из его скудных воспоминаний о детстве Петра Лесгафта мы узнаем, что отец относился к мальчику очень грубо и приучал его к работе: с детства ему приходилось таскать дрова и убирать тротуар. Окружающая среда, которая окружала маленького Питера, сформировала его дальнейшую жизнь. Уважение к труду, нетерпимость к лени, неправде, принципиальности и самоотверженности, которые были установлены в его детстве, впоследствии стали незаменимой чертой Петра Лесгафта.
В январе 1848 г., получив начальное домашнее образование, Петр Лесгафт был принят в «великую приму» как первый класс Петровской гимназии при Государственной гимназии. Л. хорошо учился. Он получил почти все предметы, кроме латыни и французского, которые впоследствии освоил без особых затруднений. Он усердно выполнял задания и иногда тратил много времени на чтение и изучение книг. Но в 1851 году отец решил прервать учебу и отправил четырнадцатилетнего сына в качестве ученика в известную аптеку.
Мы не знаем, как развился бунтарский подросток с аптекарем. Известно, что Петр не убегал из аптеки и года, что вызвало гнев не только отца, но и матери. Питер закончил свое образование в мужском отделении колледжа Святой Анны, который назывался «Анненшуле». Летом 1856 года в медицинскую и хирургическую академию поступило 500 кандидатов, и только 254 из них были зачислены. Среди них был Петр Лесгафт. Прием Петра Лесгафта в Медико-хирургическую академию совпал с радикальными изменениями в ее руководстве. По инициативе президента академии П.А. Дубровского были внесены значительные изменения в учебный план, созданы новые кафедры, начато интенсивное строительство новых зданий и реконструкция старых. Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился неукоснительно проводить эксперименты и работать с химическими реагентами. Очень скоро Л. Лесгафт начал помогать Зинину в его лекциях. Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов вечера, практическая работа, как правило, вечером. Многие профессора Академии оказали большое влияние на формирование характера и взглядов Л., но главную роль в формировании его как анатома-исследователя и ученого, несомненно, сыграл профессор Венцеслав Леонидович Грубор.
Обучение П.Ф. Лесгафта физкультуре и его педагогическая деятельность
Создание российской системы физического воспитания неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта.
Пётр Лесгафт (1837-1909) вошел в историю русской науки как крупный учёный в области анатомии и педагогики. Его научная теория физического воспитания. Обладая глубокими знаниями анатомии и физиологии, он заложил основы научной теории физического воспитания. В 1974 году Лесгафт опубликовал работу «Основы природной гимнастики», которая привлекла внимание российского педагогического сообщества, а также заинтересовала Военное министерство России. Он был приглашен на работу в штаб военных учебных заведений для управления физической подготовкой студентов.
Лесгафт проработал в системе ГУВУЗ 12 лет. Он разработал и написал руководство по физическому воспитанию школьников. Он также организовал курсы для офицеров, ответственных за физическое воспитание русской армии.
Лесгафту снова разрешили заниматься педагогической деятельностью. Разработал систему физического воспитания воспитанников военных гимназий. В своей педагогической и общественной деятельности он поддерживал все прогрессивные и прогрессивные идеи. В науке и практике Лесгафт отстаивал точку зрения естественного материализма. Его педагогическая система была основана на доктрине единства психического и физического развития личности. Главной целью педагогической системы Лесгафта было «гармоничное, всестороннее развитие человеческого тела», под которым он понимал системное умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. В результате такого воспитания у ребенка развивается любовь к труду и он готов к любой начальной работе.
Лесгафт подробно разработал теорию дошкольного образования. Он определил основные принципы воспитания детей в семье: чистота, движение, человечность в образовании, последовательность в словах и делах, отсутствие произвола, насилия и угнетения.
Понимая, что основной задачей школы является образование, то есть приобретение знаний и навыков, П.С. Лесгафт назвал свою систему системой физического воспитания, которую он построил на достижениях современной науки. Его работы в области анатомии, педагогики, биологии и истории не потеряли своей значимости и по сей день.
Основные положения теории физического воспитания можно обобщить следующим образом:
Лесгафт уделил особое внимание использованию народных игр. Он видел их большую образовательную ценность. В играх дети повторяют то, что видят вокруг. Его советы дать детям больше времени для свободных игр и физических упражнений на свежем воздухе остаются актуальными и сегодня.
Научная работа
В двухтомном труде «Руководство по физической культуре детей дошкольного возраста» (1888 и 1901 гг.) Лесгафт научно установил содержание, средства и методы физической культуры в школах. В основу системы физического воспитания он положил дидактические принципы сознательности, описательности, активности, доступности, постепенности и последовательности, которые должны строго соблюдаться при выполнении физических упражнений. Лесгафт рекомендовал уделять пристальное внимание возрасту, полу и индивидуальным особенностям учащихся. На основе данных физиологии, анатомии и антропологии разработал классификацию физических упражнений и игр, которая состояла из четырех основных разделов. Первые включали в себя как простые упражнения (голова, туловище, движения конечностей), так и сложные (ходьба, бег, бросок). Вторая секция состояла из упражнений с возрастающей нагрузкой (упражнения с палками, гирями, метание деревянных и железных мячей, прыжки, борьба, скалолазание и т.д.). Третий раздел включал в себя упражнения, связанные с изучением пространственно-временных отношений (бросание в цель, бег в определенном темпе, прыжки на определенное расстояние и т.д.) Четвертый раздел включал в себя систематические упражнения в виде сложных видов деятельности (простые и сложные игры, катание на коньках и лыжах, фехтование, пешие прогулки и экскурсии).
В методике физического воспитания можно отметить следующие отличительные особенности….. Физическое воспитание должно основываться на связи между физическим и умственным: «Существует тесная связь между умственным и физическим развитием человека….. Психический рост и развитие требуют соответствующего физического развития».
Лесгафт пытался создать правильную картину окружающего мира с помощью ощущений и их проверки. Например, при выполнении практических заданий ученикам давались предметы из различного материала, веса, формы и т.д. Дети, не видя этих предметов, должны были определить, что они собой представляют: деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелые, в виде шара, куба и т.д. Предпочтение было отдано варианту, при котором упражнение выполнялось в соответствии с устным объяснением, а не демонстрационному методу.
P. Ф. Лесгафт был первым ученым в России, который начал изучать процесс физического воспитания с помощью методов научных исследований. Он создал специальное педагогическое направление в этой области. Цель всего образования, включая физическое воспитание, состояла в том, чтобы подготовить человека к творческой работе, чтобы с наименьшими усилиями достичь наилучших результатов. Он считал, что при выборе движений человек должен исходить из сознания целесообразности каждого, по принципу «сначала подумай — потом действуй». Чтобы заставить студента работать умственно, он даже отказался показывать упражнения, а только объяснил их. Более того, П. Ф. Лесгафт считал, что упражнения на гимнастических снарядах не соответствуют анатомическому строению человека и поэтому не подходят для детей.
Лесгафт в своих работах уделял большое внимание методике преподавания физических упражнений. Он первым в России создал учение о методах «слова» и «демонстрации» в процессе физического воспитания. Ученый потребовал, чтобы каждое упражнение было четко и кратко объяснено заранее. Учащиеся, в свою очередь, должны были выполнять упражнение сознательно, а не механически. Лесгафт не отказывался от показа, но считал, что его следует применять после того, как упражнение будет сознательно выполнено учениками.
Лесгафт установил высокие стандарты в области физической культуры. Он сказал, что учитель должен отлично знать свой предмет, обладать достаточными знаниями анатомии, физиологии и психологии. По его мнению, хорошего учителя характеризуют дисциплина, самоконтроль, любовь к ученикам, внешняя чистота и изящество в движении.
Педагогическая деятельность
Важное место в педагогической деятельности Лесгафта занимала подготовка учителей физкультуры. В 1877-1882 гг. он руководил учебными и гимнастическими курсами физической культуры, созданными им для военных училищ и армии. По примеру этих курсов в 1896 году Лесгафт открыл Высшие курсы преподавателей и директоров физкультуры. Он выступал за высшее образование для женщин. Его курсы считались самым прогрессивным учебным заведением. Для поступления в колледж не требовалось свидетельство о политическом доверии. Курсы преподавали многие известные ученые: В. Л. Комаров, Е. В. Тарле, А. А. Ухтомский. Выпускники курсов, получившие теоретическую и практическую подготовку, работали во многих городах России. В 1905 году курсы были закрыты из-за участия слушателей в мероприятиях 9 января. Вместо курсов Лесгафт организовал Высшую добровольческую школу. В годы первой русской революции помещения школы использовались для проведения политических собраний, лекций и различных общеобразовательных курсов. Школа преследовалась царским правительством и была закрыта в 1907 году. Благодаря энтузиазму личностей прогрессивной русской педагогики были возобновлены курсы в гимназии Лесгафта.
Лесгафт был социальным педагогом, в 1893 году основал в Санкт-Петербурге Общество содействия физическому развитию учащихся, в котором Лесгафт принимал активное участие. Следуя примеру этого общества, его филиалы появились в других городах России — Москве, Киеве, Одессе и других. В результате работы ОСФРУМа были открыты игровые площадки, организованы экскурсии и пешие походы из города в леса, катание на коньках и другие формы отдыха и развлечений, в основном для детей и молодежи из малообеспеченных семей. Царское правительство преследовало Лесгафта за его прогрессивную деятельность. Он постоянно находился под надзором полицейского участка. В 1901 году был арестован и отправлен из Санкт-Петербурга в Финляндию на год за выступления в защиту студенческих демонстрантов. Он ведет постоянную борьбу с реакционными теориями в биологии, медицине и образовании. Он критиковал научно зарубежные методы физического воспитания. Он особенно критиковал немецкую и шведскую гимнастику за отсутствие научно-педагогического подхода к выбору упражнений и использованию спортивного оборудования.
Имя Лесгафта и его научно-теоретическая и педагогическая деятельность заняли достойное место в отечественной науке и педагогике. Несмотря на ряд недостатков, «отнесение педагогики к разделу биологии, отказ от спортивных соревнований и упражнений на гимнастических аппаратах и т.д.», созданная им система физического воспитания отличалась своей оригинальностью и прогрессивностью для своего времени. Многие научные работы Лесгафта не потеряли своей значимости и по сей день. В его честь был назван один из крупнейших специализированных институтов — Государственный институт физической культуры в Ленинграде, ныне Санкт-Петербургская академия физической культуры имени Лесгафта.
Система «Лесгафт» не стала основой национальной системы физического воспитания в России из-за отсутствия в стране квалифицированных учителей. Более того, идея системы не соответствовала интересам царского правительства и русской буржуазии. У самого Лесгафта было много неверных представлений, которые вытекали из его формального логического взгляда на мир. Однако многие положения его системы, доказавшие свою обоснованность на практике, были включены как элементы советской системы физического воспитания.
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
«О спорте не для всех». П.Ф. Лесгафт – Эйнштейн российской физкультуры
• Время чтения — 12 минут
Лесгафт Пётр Францевич (1837—1909) — русский педагог и общественный деятель, биолог, анатом и врач, новатор в области физического образования, антропологии, медицины, семейной психологии, а также воспитатель свободной творческой личности. Создал теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внёс вклад в развитие женского педагогического и медицинского образования. Предложил свою типологию детей.
П. Ф. Лесгафт оставил огромное наследство в виде научных трудов, педагогических идей, тысяч последователей по всему миру. Лесгафт был по достоинству оценён современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий аналитический ум. Он сочетал в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного учёного, человека дела, неутомимого труженика. Изыскания великого учёного не потеряли своей актуальности до сих пор.
Биография
Пётр Лесгафт родился 20 сентября 1837 года в семье добропорядочного петербургского купца – ювелира, художника-гравера, по национальности немца – Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Строгие отцовские правила, установленные в семье, приучали детей помогать матери по хозяйству, поддерживать порядок, дисциплину, экономию во всём. Петра с детства учили любить труд, выполнять посильные домашние дела, быть честным, аккуратным.
Начальное образование Пётр Лесгафт получил дома. По примеру старших братьев, Пётр продолжил обучение в Главном немецком училище Святого Петра в Санкт-Петербурге (Петришуле). Учился он успешно, однако очень исхудал, что огорчило отца, и поэтому он решил пристроить сына учеником к знакомому аптекарю, надеясь, что его здоровье улучшится. Однако однообразная работа не удовлетворяла мальчика, и он сбежал домой. С помощью старшего брата Александра Пётр подготовился к обучению в Училище Святой Анны при лютеранской церкви (Анненшуле), в которой успешно учился в 1852–1853 годах.
К удивлению родителей, Пётр избрал для дальнейшей учебы Императорскую Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую академию. Пётр Лесгафт был одним из лучших студентов академии. Он научился объективно оценивать факты, определять взаимосвязь причины и следствия, «дисциплинировать» свой ум, образно излагать материал.
После Академии в 1861 году Пётр Францевич был оставлен профессором Грубером при анатомическом кабинете в качестве преподавателя анатомии. В 1868 году он был избран Казанским Университетом на кафедру физиологической анатомии в звании экстраординарного профессора.
Современник С.И. Метальников утверждает, что, по рассказам Петра Францевича, его первая вступительная лекция в Казанском Университете была настолько неудачна, что многие слушатели выражали свое неодобрение «шиканьем».
Рассказывая об этом неудачном выступлении, Пётр Францевич, добродушно улыбаясь, говорил: «Не подумал хорошенько». На следующих лекциях настроение слушателей резко изменилось по отношению к нему. Ему устроили овацию. И вскоре затем он сделался одним из самых любимых и популярных профессоров в Казани.
Однако Петру Францевичу так и не удалось получить ординатуру в Казани. Вскоре случилась история, после которой он должен был навсегда уехать из Казани. Его взгляды оказалтись слишком прогрессивными для университета в то время, и он оказался в меньшинстве. П.Ф. Лесгафт был уволен из университета и, кроме того, лишён права преподавательской деятельности.
Вскоре П.Ф. Лесгафт вернулся в Санкт-Петербург и устроился при профессоре Грубере в Военно-медицинской академии. В 1875 году он по просьбе Военного Министерства в течение двух лет работал в Германии, Франции, Англии с целью изучения физического развития в этих странах.
Только в 1884 году Пётр Францевич смог вернуться к преподаванию анатомии — приват-доцентом Петербургского университета; лекции по анатомии в университете он читал до 1897 года. В 1901 году П.Ф. Лестафт был выслан на год из Петербурга по мотивам политического характера.
В 1893 году на деньги мецената Лесгафт создал Петербургскую биологическую лабораторию, при которой в 1896 году организовал Высшие научные курсы подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования.
В НГУ имени П.Ф. Лесгафта существует легенда, что в год утверждения царским правительством Курсов руководительниц и воспитательниц физического воспитания (на базе которых в дальнейшем было создано первое в России высшее учебное заведение в сфере физической культуры), Пётр Францевич Лесгафт в кругу своих слушательниц мечтательно произнес: «Верю, что пройдёт сто лет и в России будет создана Академия по подготовке специалистов физкультурного образования». Это пророчество учёного за три года до столетия института воплотилось в реальность: решением правительства России от 11 июня 1993 года Институт физической культуры был преобразован в Санкт-Петербургскую государственную ордена Ленина и ордена Красного Знамени академию физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.
Но вернёмся в начало XX века. В 1905 году курсы были закрыты правительством, а Лесгафт был уволен после студенческих выступлений, как неблагонадёжный. Закрытые курсы он преобразовал в Высшую вольную школу, открыв при ней вечерние курсы для рабочих. В 1907 году школа была закрыта правительством как организация неблагонадёжная в политическом отношении. П.Ф. Лесгафт умер в Египте, возле Каира, 28 ноября (11 декабря) 1909 года. Похоронен на Волковском православном кладбище, на Литераторских мостках.
После смерти П.Ф. Лесгафта в 1909 году его ученики и последователи добились в 1910 году разрешения на открытие Высших курсов. Структура их включала в себя общеобразовательный двухгодичный факультет, затем следовало распределение студентов на три специальных факультета — физического образования, естествознания и исторический. Общий срок обучения составлял четыре года. После революции, школа возобновила работу как Естественнонаучный институт имени П. Ф. Лесгафта.
Педагог и учитель П.Ф. Лесгафт в воспоминаниях современников
«Мне приходилось слушать Петра Францевича в 1892– 1894 годах… Лекции его совершали душевный переворот, оставляли глубокий след на всю жизнь. Он умел с удивительным искусством связывать описание частных явлений с общими идеями и устанавливать на конкретных примерах связь науки с жизнью. Прошло уже много лет с тех пор, как я слушал Петра Францевича в университете, но его образ встаёт передо мной с такой ясностью, как будто бы я только сейчас слушал его. Лекции его отличались удивительной живостью изложения. Он не только описывал явление, но старался по возможности изобразить его в лицах. Он старался, чтобы каждое его слово было тотчас же проверено его слушателями. С этой целью он тут же на лекции подносил какой-нибудь препарат или часть тела к каждому слушателю и заставлял пощупать руками».
«Как даровитый учёный и замечательный оратор, Лесгафт двумя-тремя фразами сразу захватывал всю аудиторию. В два-три штриха он обрисовывал целую сложную картину и заставлял слушателей с напряженным вниманием, с удивлением и часто восхищением следить за его лекцией. Он так и носился, бывало, по аудитории и по её лестницам снизу вверх, поднося слушателям препарат и объясняя значение какого-нибудь бугорка на кости. «Ясно? Все поняли? Прошу обратить особенное внимание» – так и звучало в воздухе, так и подбадривало пытливые, молодые умы слушателей».
Деятельность П. Ф. Лесгафта сыграла огромную роль в становлении и развитии многих людей как личностей. На своих занятиях он мог заинтересовать аудиторию, прививал им не только педагогические знания, но и давал жизненные наставления, он мог мотивировать учеников к работе над собой.
«Только всесторонняя, настойчивая и неустанная работа может нас сделать нужными и полезными людьми. Вне работы нет смысла, нет цели, нет роста и жизни. Жизнь есть всё движение вперед, и кто в этом движении не участвует, тех сама жизнь не поддерживает. Слабость, физическое, нравственное и умственное бессилие, преждевременный упадок и разрушение являются уделом тех, кто не работает, кто, по его выражению, «лежит на боку». И, наоборот, здоровье, сила, выносливость, бодрость и ясность духа являются результатом кипучей деятельности. Энергия – источник всего, всех бесконечно разнообразных проявлений жизни, и энергия развивается только путем деятельности, путём усилий и работы».
«Его бескорыстие, его неустанное служение идеалу, его горячая, деятельная любовь к людям – всё это неотразимо действовало на нас, его учеников, озаряло и подымало. И мы, глубоко и беззаветно веря ему, шли за ним к правде и свету».
Его общественная деятельность, как учёного, педагога, врача, писателя, была не только разнообразной, но всегда, кроме того, и напряжённой. Рабочий день его измерялся 15 – 18 часами, который он полностью, до последней минуты посвящал своим ученикам. Со слов его учеников, он затрачивал невероятное количество своей физической энергии, поскольку был очень подвижен, перемещался только пешком, а читая лекции, никогда не сидел и к тому же не просто излагал или сухо читал предмет, а потрясал и часто «зажигал огнём» всю аудиторию. У него никогда не было скучных лекций.
«Нас всегда поражало то, что при таком количестве проявляемой энергии он никогда не был подавлен своими добровольными тяготами, напротив – неизменно добр, внимателен и всегда как-то особенно любил идти «тесными вратами»».
Многие его ученики вспоминают, что он был беспощадно строг к самому себе и тем самым всегда подавал пример своим ученикам, что он был наделён глубоким чувством ответственности, имел серьёзное отношение к своим жизненным задачам. Эти качества всегда были характерными для него чертами. Пётр Францевич ставил мудрость и любовь главными качествами, необходимыми педагогу в его деятельности по воспитанию и образованию молодого человека, – это была основа его педагогической системы.
«Пётр Францевич всегда оставался верен поставленному себе идеалу: основным стимулом его отношения к окружающему миру, науке была любовь к вечной неумирающей жизни и её носителю – человеку, и отсюда же – его горячая любовь к своим ученикам».
«Воспоминания об этих спорах и этих отделах лекций Петра Францевича принадлежат к числу особенно ярких и замечательно, что даже и те, кто спорил и обижался за своих любимцев в науке, наверное, отнесут эти воспоминания к числу многих черт, которые придают облику Петра Францевича как учителя и всему характеру его преподавания своеобразный оттенок, превращающий для нас его личность в нечто дорогое и незаменимое ничем».
Энергичная работа человека над собою, над обстановкой, в которой он живет, над обществом, к составу которого он принадлежит, работа, имеющая целью создать гармоническое развитие личности и поднять человека на высшую ступень не растительной или животной, а чисто человечной жизни, – вот идеал Петра Францевича, влиявший на его научные интересы. Этот идеал заражал его аудиторию.
П. Ф. Лесгафт сформулировал свои педагогические взгляды на семейное воспитание и воспитание в процессе школьного обучения, а также влияние физических упражнений на различных этапах жизни человека. Он считал, что человек развивается в семье, семья даёт ему ласку, тепло, делает его отзывчивым и добрым. Школа развивает его ум, даёт ему способность иметь свои собственные взгляды, свои суждения и мысли, а мысли развиваются в нравственные понятия человека. Физическими упражнениями в человеке развивается деятельность, приобретается способность подчинять все свои желания своей воле.
«Проникшись идеей Ламарка о великом влиянии среды на человека, Пётр Францевич называл молодых людей зеркалом среды. По мнению Петра Францевича, нельзя ребёнка сделать человеком, можно только этому содействовать и не мешать тому, чтобы он сам в себе выработал человека».
«Пусть он знакомится с окружающим его миром, потом на основе этих впечатлений разовьётся его отвлеченное мышление и понятие о правде. Помешать ребёнку в этом естественном пути – значит поддерживать и развивать в нем стадные проявления в ущерб индивидуальным наклонностям и личному характеру».
С негативом относился П. Ф. Лесгафт к системе школьного воспитания. Главной целью в школьном воспитании он ставит не набор материала, как происходит в семье, а развитие отвлечённой мысли: «Горькие мысли вызывала в Петре Францевиче русская школа, и низшая, и средняя, и высшая. Школа слишком мало возбуждает мысль молодого человека, не приучает его рассуждать. Очень распространено мнение о необходимости начинять ребенка книжными знаниями и строго придерживаться шаблонно составленных программ. В школе слишком мало помогают выработке самостоятельной личности учащегося и полному развертыванию его сил».
Сам же Петр Францевич об этом говорил так: «Задача школы заключается именно в том, чтобы перевести ребенка из чисто реального состояния, в котором он пребывает, находясь в семье, к отвлечению, имеющему дело с общим образом».
В процессе семейного и школьного воспитания П. Ф. Лесгафт уделял внимание развитию ребёнка в процессе контакта с природой. Он считал, что любовь к природе, стремление познать её надо развивать с детства, с того возраста, когда человек особенно чуток и восприимчив.
«Наши городские дети так мало знакомы с природою, многие из них до школьного возраста не видали леса. Естественно, прогулки в поле, в деревню производят на них сильное впечатление, сближают их с природою, дают возможность наслаждаться ее красотою, ее простором, а также проверят те умственные образы, которые они составили себе по прочитанным книгам или по рассказам учителя о природе».
Необходимым элементом всякой школьной программы, а также особым фактором в развитии человека Лесгафт считал физические упражнения. Он является основателем целостной системы физического образования. Его труды в этом направлении вошли в золотой фонд педагогического наследия. Нельзя себе представить более широкой и в то же время точной, построенной на строго научных биологических основах, постановки вопросов физического образования. Уже современниками отмечается то, что сделанное им в сфере физического образования, должно стать предметом «особой работы».
«На анатомии он обосновал физическое воспитание, и не только обосновал, – но и ввёл его в практику жизни».
П. Ф. Лесгафт формирует теорию «физического образования» как неразрывную связь физического развития и развития духовного: «Любимый Лесгафтом термин «физическое образование» был избран им не сразу; сначала он придерживался термина «физическое воспитание». Но то, что он желал распространить, стояло далеко от обычных взглядов на необходимость гимнастики в школах, от взглядов на физические упражнения с санитарной точки зрения, как на средство развития здорового тела. Физическое образование для Лесгафта есть культура понимания в отношении к движениям собственного тела».
Лесгафт считал, что между умственным и физическим развитием существует тесная взаимосвязь. В результате физического развития должно формироваться умственное. Вот как формирует цель физического образования сам П. Ф. Лесгафт: «Преподаватель физического образования должен с первого же своего шага и до последнего – иметь в виду конечную цель образования – развитие самообладания и нравственного характера лица. Эта цель должна быть маяком как в расположении преподавателем материала физических упражнений и игр, так и в решении всех возникающих на деле вопросов, – иначе это не будет образование, а гимнастика».
Помимо развития самообладания, на занятиях физическими упражнениями П. Ф. Лесгафт уделяет большое внимание играм. Помимо достижения общих задач физического образования, игра, по мысли Петра Францевича, должна выработать в ребенке способность подчинять себя закону – правилам игры – и уважение к этим законам, всеми равно выполняемыми, игра должна выработать понимание прав личности другого человека, вызвать в нем идею неприкосновенности личности.
«В каждой школьной игре занимающийся является членом маленького общества, активно участвующим в ней, забывающим о своих личных, эгоистических целях и занятым исключительно достижением общих задач, придерживаясь при этом, однако же, всеми признанных положений и законов, направленных к ограждению прав каждого отдельного лица».
М. Гарф, оценивая взгляды П. Ф. Лесгафта на физическое воспитание, отмечает, что Пётр Францевич рекомендовал подвижные игры как одну из форм физической активности, которые позволяют получить эмоциональное удовлетворение, способны выработать в человеке не только физические качества, но и дисциплинировать, а также приучать ребёнка действовать в составе коллектива, что в свою очередь выполняет и социализирующую функцию: «Но особенно рекомендует Лесгафт подвижные игры, как такой вид упражнений, которые связаны с возвышающим чувством удовольствия. Игры должны быть сообщаемы детям в строгой постепенности по их сложности, чтобы каждую из них дети могли выполнять с возможно большей ловкостью и с соблюдением всех правил игры. Здесь опять-таки сказывается общий педагогический мотив. Лесгафт ценил воспитательное значение игры и видел его в том, что дети в игре привыкают к действиям по общему, сознательно принятому ими положению, а не по частным случайным указаниям и личным инструкциям, уничтожающим разумную инициативу. Игры служат общей цели воспитания – выяснить значение личности и ограничивать произвол действий».
Гармоничным продолжением и развитием задач физического образования П. Ф. Лесгафт считал умственное образование, задачу которого формулировал следующим образом: «Развитие нравственного характера лица и вообще выработку идеальных качеств нормального организма, вплоть до гениальности, способности отвлеченного мышления».
«Большим подспорьем в развитии интеллекта служит воображение. Без него интеллект не может выработаться в настоящую силу. Без силы воображения не может быть и творчества в настоящем смысле этого слова, то есть способности воплощать идеи в жизни».
Вся педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта была уникальной, его лекции отличались живым и художественным изложением. Для такого изложения требуется и обширные знания, и глубокая любовь к науке, и уменье вникать в интересы, в запросы слушателей. У Петра Францевича была, несомненно, особенная любовь к науке.
«Я помню, как пришёл проститься с ним в последний раз, за несколько дней до последней поездки его, из которой ему уже не суждено было вернуться. Пётр Францевич лежал слабый, почти умирающий. Его сильно мучил кашель. И всё-таки он не мог удержаться, чтобы не прочитать мне целую лекцию о механических условиях образования хрящевой ткани. Последние слова, которые я от него слышал, были слова о необходимости изучать природу серьёзно и вдумчиво».
Эти воспоминания говорят о многом. Человек до самых последних минут своей жизни оставался верен своему делу и своим ученикам. Ученики считают его учителем не только по предмету, но и учителем всей жизни. Все ученики, последователи, коллеги, друзья и его близкие Петра Францевича Лесгафта вспоминали своего учителя и друга с огромным теплом и уважением. Собирательный образ Лесгафта – яркий и многогранный – позволяет выявить методы и принципы работы великого ученого, его основные педагогические идеи, среди которых: непрерывная работа человека над собой; дошкольное и школьное образование как инструмент развития ребенка; физическое образование как средство духовного и интеллектуального развития личности, применение системы развивающих игр для совершенствования личностных качеств и другое.
Всё это определяет высочайшую оценку, данную современниками: Петр Францевич как педагог и Петр Францевич как учитель жизни – понятия, неотделимые друг от друга.