Кто такой летчик пилютов

Пилютов Пётр Андреевич

Кто такой летчик пилютов. Смотреть фото Кто такой летчик пилютов. Смотреть картинку Кто такой летчик пилютов. Картинка про Кто такой летчик пилютов. Фото Кто такой летчик пилютов

С Июня 1941 года Капитан П. А. Пилютов на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 154-го ИАП ( 29-го Гвардейского ИАП ).

17 Декабря 1941 года заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка ( 39-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) Капитан П. А. Пилютов в воздушном бою у озера Ладожское с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолёта и, несмотря на ранение, сумел посадить свой подбитый самолёт. К этому времени совершил 170 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 6 и в составе группы 4 самолёта противника.

10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К МАю 1945 года Гвардии подполковник П. А. Пилютов сбил 17 самолётов противника.

Пётр Пилютов родился в 1906 году, в глухой деревеньки Лучин. В 8 лет мальчик остался без матери. Отец, безземельный батрак, не мог один прокормить 4-х детей. Пришлось Пётру переехать на хутор к деду. Три года спустя свершилась революция.

Кто такой летчик пилютов. Смотреть фото Кто такой летчик пилютов. Смотреть картинку Кто такой летчик пилютов. Картинка про Кто такой летчик пилютов. Фото Кто такой летчик пилютов В. Молоков и П. Пилютов на борту «Смоленска».

Так авиационный механик Пётр Пилютов оказался в группе авиаторов, которой было поручено выполнить ответственное правительственное задание, связанное со спасением челюскинцев. Он работал авиационным механиком на самолёте старейшего полярного лётчика Василия Сергеевича Молокова.

Их самолёт Р-5, выкрашенный в голубой цвет, стал поистине легендарным. Именно на этом самолёте Молоков вывез со льдины на материк 39 человек. Немалая заслуга в этом и Пётра Пилютова. Заключалась она не только в отличной подготовке машины к полётам. Закрепив под плоскостями ящики от грузовых прашютов, Пилютов создал 2 дополнительные кабины. И хотя пассажиры чувствовали себя в них не очень свободно, каждый предпочитал лететь в «пилютовской кабине», чем сидеть на весьма ненадёжной льдине.

Молоков любил и ценил своего механика за светлую голову и золотые руки, за смекалку и мастерство. Опытный пилот очень скоро заметил неодолимую тягу Пилютова к лётной работе, и как ни тяжело было ему расставаться с ним, отправил его в Качинскую школу лётчиков.

Кто такой летчик пилютов. Смотреть фото Кто такой летчик пилютов. Смотреть картинку Кто такой летчик пилютов. Картинка про Кто такой летчик пилютов. Фото Кто такой летчик пилютов

Самолёт Р-5. На такой машине П. А. Пилютов одержал первую победу.

Великая Отечественная война застала Капитана П. А. Пилютова в Ленинграде, где он командовал группой лётчиков, осваивающих новый самолёт МиГ-3. Именно на этой машине Пётр и вступил в свой первый воздушный бой с немецкими лётчиками. Затем воевал в должности командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка.

В Ноябре 1941 года ударили ранние морозы. Навигация на Ладоге закончилась, но коммуникация продолжала действовать. Через Ладожское озеро была проложена ледовая трасса, которая для защитников города стала Дорогой жизни, как назвали её ленинградцы.

Кто такой летчик пилютов. Смотреть фото Кто такой летчик пилютов. Смотреть картинку Кто такой летчик пилютов. Картинка про Кто такой летчик пилютов. Фото Кто такой летчик пилютов

Противник подвергал Дорогу жизни непрерывным ударам. Днём и ночью над Ладогой не смолкал рёв моторов вражеских самолётов. Фугасные бомбы и артиллерийские снаряды взламывали лёд, вызывали потери в людях и автотранспорте. Самоотверженно, проявляя чудеса героизма, защищали её наши лётчики и зенитчики. Они надёжно контролировали воздушные подходы к ледовой трассе, решительно и смело отражали налёты самолётов противника.

За период действия ладожской трассы советские лётчики совершили более 8000 боевых вылетов, провели 203 воздушных боя, в которых с обеих сторон участвовало свыше 1300 самолётов, уничтожили в воздухе и на земле около 100 вражеских машин. Ладога стала передним краем обороны Ленинграда, надёжной кормилицей жителей города. За 5 зимних месяцев через Ладожское озеро было доставлено в Ленинград 360 000 тонн продовольствия, топлива, горючего и боеприпасов.

С конца Ноября 1941 года для сопровождения транспортных самолётов и прикрытия Ладожской трассы стали привлекаться лётчики 154-го авиаполка под командованием батальонного комиссара А. А. Матвеева и 286-го авиаполка Майора П. Н. Баранова. Советским лётчикам пришлось сразу включиться в напряжённую работу.

Кто такой летчик пилютов. Смотреть фото Кто такой летчик пилютов. Смотреть картинку Кто такой летчик пилютов. Картинка про Кто такой летчик пилютов. Фото Кто такой летчик пилютов

17 Декабря 1941 года Пётр Пилютов на истребителе Р-40 «Киттихаук» в одиночку вылетел на сопровождение 9 транспортных Ли-2, перевозивших из осаждённого Ленинграда на Большую землю женщин и детей. Конечно, транспортные самолёты, да ещё и с детьми, прыкрывались обычно группой истребителей, но в данном случае сложились непредвиденные обстоятельства.

Кто такой летчик пилютов. Смотреть фото Кто такой летчик пилютов. Смотреть картинку Кто такой летчик пилютов. Картинка про Кто такой летчик пилютов. Фото Кто такой летчик пилютов

Ли-2 летели на предельно малой высоте, а охранявший их истребитель под самой кромкой облаков. Так лётчику удобнее было вести наблюдение, а самому оставаться менее заметным для противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество заместителю командира 154-го истребительного авиационного полка Капитану Пилютову Петру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» ( № 885 ).

В 1944 году он окончил курсы усовершенствования командиров полков.

Кто такой летчик пилютов. Смотреть фото Кто такой летчик пилютов. Смотреть картинку Кто такой летчик пилютов. Картинка про Кто такой летчик пилютов. Фото Кто такой летчик пилютов

Неизгладимое впечатление оставил у него Парад Победы на Красной площади, в котором Пилютов участвовал как посланец защитников ленинградского неба.

Кто такой летчик пилютов. Смотреть фото Кто такой летчик пилютов. Смотреть картинку Кто такой летчик пилютов. Картинка про Кто такой летчик пилютов. Фото Кто такой летчик пилютов

После войны Пётр Андреевич продолжил службу в ВВС. При этом, трудящиеся Ленинграда единодушно избрали его депутатом Верховного Совета СССР. Депутатские обязанности приходилось совмещать с многотрудной армейской службой ( П. А. Пилютов тогда командовал авиационной частью ), и с учёбой: его полк получил новейшие по тому времени реактивные машины. Чтобы учить других, нужно было самому досконально освоить современные самолёты. А воли, настойчивости в учёбе ему было не занимать. Фронтовые раны всё же давали о себе знать и в 1955 году Гвардии полковник П. А. Пилютов ушёл в запас.

Поселившись в Ленинграде, все свои силы и приобретенные за десятки лет службы знания отдавал он молодёжи. На общественных началах работал в городском клубе ДОСААФ, посещал школы, пионерские лагеря, проводил военнизированные игры. До последнего дня он, что называется, был на боевом посту. 24 Марта 1960 года готовился провести занятие в одной из школ по противохимической защите. Готовился, но не провёл: перестало биться сердце.

Кто такой летчик пилютов. Смотреть фото Кто такой летчик пилютов. Смотреть картинку Кто такой летчик пилютов. Картинка про Кто такой летчик пилютов. Фото Кто такой летчик пилютов

* * *

Источник

Историк Надеин рассказал о героическом бое летчика Пилютова над Ладогой

Кто такой летчик пилютов. Смотреть фото Кто такой летчик пилютов. Смотреть картинку Кто такой летчик пилютов. Картинка про Кто такой летчик пилютов. Фото Кто такой летчик пилютов

Санкт-Петербург, 13 марта. Историк и режиссер Сергей Надеин раскрыл подробности подвига летчика Петра Пилютова, именем которого в Петербурге названа одна из улиц.

Женщин и детей из блокадного Ленинграда в годы ВОВ эвакуировали судами через Ладогу, пока не закрылась навигация. По льду эвакуация осуществлялась машинами, также применялись транспортные самолеты, рассказал Надеин.

«Транспортный самолет — идеальная мишень, потому что он большой, тихоходный, невооруженный. В самолет помещаются 30 пассажиров. Самолеты летают не по одному, а целым караваном — порядка десяти. То есть 300 пассажиров. Их сопровождает звено истребителей — четыре боевых самолета», — объяснил историк.

Петр Пилютов командовал звеном истребителей. Они должны были сопровождать транспортные самолеты на большую землю. Но перед самым взлетом два истребителя были отправлены для сопровождения груза в Кронштадт.

«И остается два истребителя. В этом время начинается артобстрел и осколком повреждает шасси одного из истребителей. Он взлететь не может. Остается один самолет Петра Пилютова. Командир каравана решает взлетать, иначе их разбомбили бы на летном поле», — говорит Надеин.

Кто такой летчик пилютов. Смотреть фото Кто такой летчик пилютов. Смотреть картинку Кто такой летчик пилютов. Картинка про Кто такой летчик пилютов. Фото Кто такой летчик пилютов

Пилютов был очень опытным летчиком. Он четко понимал, что немцы пойдут на перехват, несмотря на то, что они знали, что в самолетах везут детей. В итоге так и случилось. Зная, что бой будет неравным, Пилютов не стал себя демонстрировать, а спрятался за облака.

Самолет Пилютова получил огромное количество попаданий. Решив, что задача выполнена, караван спасен, Пилютов, неожиданно для врагов, не выпуская шасси, осуществил ловкий маневр, посадив самолет на лед Ладожского озера. Немцы долго летали над ним и пытались добить.

От их пуль самолет Пилютова загорелся. Надеин добавил, что самолет Пилютова, затонувший в Ладоге, до сих пор пытаются разыскать. Сам Пилютов получил 32 ранения, к счастью, не смертельных. Позже летчика отвез в госпиталь проезжающий мимо крестьянин. Уже через месяц летчик вернулся в строй, получив звание Героя СССР за бой над Ладогой.

Ранее Надеин рассказал, как решительные действия маршала Советского Союза Георгия Жукова помогли сохранить Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

Источник

Долгий поединок летчика Пилютова

Недавно мне пришлось редактировать воспоминания Тамары Петровны Пилютовой, дочери легендарного летчика. Привожу интересные отрывки из нескольких глав.

Каждый день мы ходим по этой улице, и кроме того, что она названа именем знаменитого летчика Пилютова, ничего о нем не знаем. Или не хотим знать? А ведь это был отважный ас, мастер высшего пилотажа, надежный товарищ, замечательный человек. Если бы мы жили в одно время, многие из нас искали бы дружбу с ним.

Петр Андреевич Пилютов родился 23 октября 1906 года в селе Лучин Гомельского района, Белоруссия. Русский, происхождение из крестьян.
К началу Великой Отечественной войны этот отважный летчик-ас был награжден трижды: орденом Ленина за участие в спасении челюскинцев, медалью «За отвагу» и орденом «Красного знамени».

В небе асы: первая встреча

Война. Первая встреча с асом 1-го воздушного флота Германии произошла в конце ноября 1941 года. Четверка советских истребителей, возглавляемая заместителем командира 154-го авиаполка майором Пилютовым, патрулировала небо над «Дорогой жизни». На высоте в полторы тысячи метров группа Пилютова неожиданно была атакована четырьмя «мессершмиттами» последнего выпуска с более мощными моторами, да и скорость у «мессеров» была выше, чем у наших. Немцы обстреляли наших истребителей и быстро ушли в облака. В результате погиб один советский летчик, а грузовой самолет оказался подбит. Пилютов по радио приказал подбитому товарищу немедленно возвращаться на базу, а сам с ведомым ринулся на поиски врага. Он сумел отыскать «мессершмитты», причем вышел на них незаметно и стремительно атаковал вторую пару. От метких очередей Пилютова немецкий самолет загорелся сразу, а второго атаковал ведомый и сбил его. 3 декабря 1941 года Пилютова наградили вторым орденом Ленина.
Наши истребители подверглись атаке первой пары «мессершмиттов». То, что ведущий летчик немецкой группы – ас, Пилютов понял сразу. Это чувствовалось по всему: по технике пилотирования, по точности стрельбы, по осмотрительности, по реакции. Перед Пилютовым был пилот высшего класса. Он запомнил его бортовой номер – 19. А раз голова покрашена в желтый цвет, то и называть его стал «желтоносый». Противники друг друга стоили: атаковали поочередно, применяя все мыслимые и немыслимые фигуры высшего пилотажа. Тот бой закончился вничью. Израсходовав боеприпасы и топливо, оба ушли домой.

Из блокадного кольца: снова «желтоносый»

В это время за боем наблюдал колхозник из села Сумское, который приехал за дровами. Подойдя к летчику, неожиданный спаситель увидел, что наш пилот жив. Отвезли его в госпиталь морской авиации. Врач насчитал 23 осколка в теле, пулю в руке, констатировал обморожение рук и лица и обнаружил осколок в голове, который так и остался до конца его жизни.

Охота на «желтоносого»

Через 23 дня Пилютов досрочно выписался из госпиталя и прибыл в свою часть. Он спросил, летает ли еще «желтоносый». Ему ответили, что летает и сбивает летчиков, особенно молодых. О «желтоносом» асе уже ходили легенды. Пилютов попросил командира полка разрешить ему «свободную охоту на «желтоносого».
Вскоре над Дорогой жизни появились четыре истребителя фашистов во главе с «желтоносым». Пилютов передал по радио: «Желтоносый в воздухе!». Ведомый Пилютова, по-видимому, в это время отключил радио. Одна пара немцев отвернула и пошла выше, а другая прямо на Пилютова. Он успел отвернуться и взмыл вверх. Оглянувшись, увидел, что на хвосте ведомого повис «желтоносый» и сбил ведомого Пилютова. «Желтоносый» виртуозно взмыл круто в облака, а его ведомый не успел за ним. Пилютов тут же сбил ведомого «желтоносого». «Желтоносый» сообщил по радио: «Пилютов в воздухе!», и на Пилютова навалилась тройка МЕ-109 вместе с «желтоносым». Он дал по Пилютову две пулеметные очереди, но Пилютов успел от них скрыться в облаках. Он сообщил о «желтоносом», но наши советские самолеты не нашли их в облаках. Они ушли к себе домой.
По возвращении на аэродром состоялось совещание опытных летчиков у командира полка, который сообщил о приказе главнокомандующего 13-й воздушной армии Рыбальченко: сбить «желтоносого», молодых летчиков в воздух одних не выпускать – только со «стариками». Через три дня Пилютов вместе с Горбачевским вылетели двумя парами. Немцы заметили их, но почему-то не настраивались на атаку. Пилютов с ведомым стал набирать высоту, увлекая Горбачевского с ведомым.
Вдруг внизу пронеслись четыре «мессершмитта». Пилютов увидел «желтоносого». Он тут же сообщил по радио: «Желтоносый в воздухе! Беру его на себя! Горбачевский, прикрой нас!». Пилютов и Горбачевский зависли над замыкающей вражеской четверки, но появились еще три пары МЕ-109, и началась карусель. Бой длился 30 минут. Керосин кончался, но Пилютову никак не удавалось отколоть «желтоносого» от его ведомых. Он упорно держался в общем строю. У немцев тоже кончалось горючее, и они повернули на свой аэродром.

Через несколько дней они снова встретились. В этот раз Пилютов не пошел на сближение. Быстро отойдя в сторону, он набрал высоту. Зашел в облака и сквозь разрывы в них стал следить за «желтоносым». Тот в сопровождении трех ведомых спокойно барражировал в воздухе, выжидая очередную жертву. Не оставалось сомнения: никто из четверки фашистов не заметил советского самолета. И вот тогда-то Пилютов стремительно обрушился на «желтоносого» – из всех шести пулеметов! Фашист загорелся и вошел в пике – так яростно Пилютов атаковал немца! Внизу, на берегу Ладоги, объятый клубами черного дыма, горел сбитый «желтоносый». Так был побежден ас первого воздушного флота Германии.
Пилютов видел, как из горящего самолета немец выпрыгнул с парашютом, но это было на нашей территории. К нему уже бежали солдаты. Советские летчики не сбивали фашистских парашютистов. Так в начале 1942 года закончился самый долгий воздушный поединок.
За сбитого «желтоносого» Петр Андреевич Пилютов получил третий орден Ленина.

Отгремела война. Весной 1952 года Петра Андреевича Пилютова с группой летчиков послали в командировку. Их пригласили коллеги из ГДР. По прибытии они зашли в кафе пообедать. За соседним столиком немцы что-то праздновали. Летчики стали просить Пилютова рассказать о бое с шестью немецкими самолетами. Пилютов рассказал о бое с «желтоносым». Вдруг из-за соседнего стола встает немец с двумя бокалами вина и на ломаном русском языке произносит:
– Я хочу выпить за русского аса, который сбил меня!
Пилютов сразу же узнал «желтоносого»: ведь во время войны они знали друг друга в лицо. Пилютов встал, подошел к нему, ненависть вскипела в груди. Сразу вспомнил товарищей, которых сбил «желтоносый», вспомнил и детей, которых поливали свинцом фашистские самолеты. Он ответил немцу:
– Я никогда не буду пить с врагами!
Вернувшись домой, он больше никогда не соглашался на приглашения в эту страну: слишком свежа была память о войне и погибших товарищах.

Его последний полет состоялся 12 января 1955 года. Ни у кого из летчиков нет такого количества боевых вылетов – 8788!
В военном госпитале в ночь с 23 на 24 марта 1960 года Петр Андреевич скончался.
Похоронен Петр Андреевич Пилютов в Александро-Невской лавре около Свято-Троицкого собора.

Награды летчика Пилютова

Высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза 10. 02. 1943 г.

Ордена:
1. Ленина 21. 04. 1934 г.
2. Ленина 03. 12. 1941 г.
3. Ленина 10. 02. 1943 г.
4. Ленина 05. 11. 1954 г.
5. Красного Знамени 22. 02. 1941 г.
6. Красного Знамени 15. 03. 1942 г.
7. Красного Знамени 29. 06. 1949 г.
8. Красной Звезды 03. 11. 1944 г.
9. Красной Звезды 19. 04. 1954 г.
10. Крест Британской империи 19. 11. 1944 г.
11. Отечественной войны 1 степени 15. 06. 1945 г.

Медали:
1. «За отвагу» 10. 03. 1940 г.
2. «За Оборону Ленинграда» 22. 12. 1942 г.
3. «Золотая Звезда» 10. 02. 1943 г.
4. «За Победу» 09. 05. 1945 г.
5. «30 лет Советской Армии» 22. 02. 1948 г.
6. «250 лет Ленинграду» 30. 05. 1956 г.

Источник: Т.П. Пилютова. Летчик Пилютов. Жизненный путь моего отца. СПб, 2019

Источник

Кто такой летчик пилютов

Пилютов Пётр Андреевич – заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, капитан.

Родился 10 (23) декабря 1906 года в деревне Лучин ныне Рогачёвского района Гомельской области (Белоруссия) в крестьянской семье. Русский. Окончил неполную среднюю школу. С 1924 года – рабочий металлургического завода в городе Аша Челябинской области.

В Красной Армии с 1928 года. В 1932 году окончил военную школу авиационных техников, в 1935 году – Качинскую военную школу лётчиков. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. Участник спасения челюскинцев в 1934 году, боёв у озера Хасан в 1938 году, советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Заместитель командира 154-го истребительного авиаполка (39-я истребительная авиадивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан П.А.Пилютов в воздушном бою 17 декабря 1941 у Ладожского озера с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолёта и, несмотря на ранения, сумел посадить свой подбитый самолёт. К этому времени он совершил 170 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил шесть и в составе группы четыре самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество капитану Пилютову Петру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№885).

Всего за время войны П.А.Пилютов сбил 17 самолётов противника.

После войны продолжал службу в Вооружённых Силах СССР. С 1955 года полковник П.А.Пилютов – в запасе. Жил в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Умер 24 марта 1960 года. Похоронен в Александро-Невской Лавре (Коммунистическая площадка) в Санкт-Петербурге.

Награждён 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

В городе Аша Челябинской области имя Героя носит парк, а в Санкт-Петербурге – улица. Его имя выбито в музее-диораме «Прорыв блокады Ленинграда» в городе Кировске Ленинградской области. В городе Рогачёв Гомельской области на Аллее Героев в Пионерском парке установлен памятный знак П.А.Пилютову.

Кто такой летчик пилютов. Смотреть фото Кто такой летчик пилютов. Смотреть картинку Кто такой летчик пилютов. Картинка про Кто такой летчик пилютов. Фото Кто такой летчик пилютов

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

Источник

Кто такой летчик пилютов

Родился 10 (23) декабря 1906 года в деревне Лучин (ныне Рогачёвский район Гомельской области Республики Беларусь). В 1918 году семья переехала в Башкирию, в деревню Ржаново, что находилась в Иглинском районе. Там рос и учился до 5 класса, затем семья переехала в город Аша (Челябинская область), где закончил ещё 2 класса. С 1924 года работал молотобойцем на Ашинском металлургическом заводе. Затем перешёл на работу кузнецом, изучиль специальность слесаря-арматурщика, стал мастером. С ноября 1928 года в рядах Красной Армии, служил связистом в Куйбышеве. В 1930 году поступил в 1-ю военную авиационно-техническую школу. В марте 1932 года направлен в 40-ю авиационную эскадрилью на Дальний Восток (город Спасск), вскоре назначен техником звена.

В марте 1935 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков и вернулся на Дальний Восток. [Согласно историко-публицистической литературе, в 1936 году на разведчике Р-5 атаковал японский самолёт, нарушивший границу, и сбил его из курсового пулемёта. За эту победу награждён медалью «За отвагу». Однако, подтверждение этому факту в архивных документах не найдено.] Боевое крещение получил в период Советско-Японского конфликта на озере Хасан в 1938 году в составе 48-го ИАП, летал на И-15бис.

Участник Советско-Финляндской войны с 17 февраля по 13 марта 1940 года в должности помощника командира эскадрильи 145-го ИАП, летал на И-16. Совершил 12 боевых вылетов, сбитых самолётов противника не имел.

С июня 1941 года капитан П. А. Пилютов на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира эскадрильи 154-го ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 29-й Гвардейский ИАП). Летал на МиГ-3, «Киттихауке», Як-7.

17 декабря 1941 года заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан П. А. Пилютов в воздушном бою у Ладожского озера с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолёта. Несмотря на ранения, сумел посадить свой подбитый самолёт. К тому времени совершил 170 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника (в наградном листе говорится о 6 личных и 4 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 885).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *