Кто такой летчик пилютов
Пилютов Пётр Андреевич
С Июня 1941 года Капитан П. А. Пилютов на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 154-го ИАП ( 29-го Гвардейского ИАП ). 17 Декабря 1941 года заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка ( 39-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) Капитан П. А. Пилютов в воздушном бою у озера Ладожское с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолёта и, несмотря на ранение, сумел посадить свой подбитый самолёт. К этому времени совершил 170 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 6 и в составе группы 4 самолёта противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К МАю 1945 года Гвардии подполковник П. А. Пилютов сбил 17 самолётов противника. Пётр Пилютов родился в 1906 году, в глухой деревеньки Лучин. В 8 лет мальчик остался без матери. Отец, безземельный батрак, не мог один прокормить 4-х детей. Пришлось Пётру переехать на хутор к деду. Три года спустя свершилась революция.
Так авиационный механик Пётр Пилютов оказался в группе авиаторов, которой было поручено выполнить ответственное правительственное задание, связанное со спасением челюскинцев. Он работал авиационным механиком на самолёте старейшего полярного лётчика Василия Сергеевича Молокова. Их самолёт Р-5, выкрашенный в голубой цвет, стал поистине легендарным. Именно на этом самолёте Молоков вывез со льдины на материк 39 человек. Немалая заслуга в этом и Пётра Пилютова. Заключалась она не только в отличной подготовке машины к полётам. Закрепив под плоскостями ящики от грузовых прашютов, Пилютов создал 2 дополнительные кабины. И хотя пассажиры чувствовали себя в них не очень свободно, каждый предпочитал лететь в «пилютовской кабине», чем сидеть на весьма ненадёжной льдине. Молоков любил и ценил своего механика за светлую голову и золотые руки, за смекалку и мастерство. Опытный пилот очень скоро заметил неодолимую тягу Пилютова к лётной работе, и как ни тяжело было ему расставаться с ним, отправил его в Качинскую школу лётчиков. Самолёт Р-5. На такой машине П. А. Пилютов одержал первую победу. Великая Отечественная война застала Капитана П. А. Пилютова в Ленинграде, где он командовал группой лётчиков, осваивающих новый самолёт МиГ-3. Именно на этой машине Пётр и вступил в свой первый воздушный бой с немецкими лётчиками. Затем воевал в должности командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка. В Ноябре 1941 года ударили ранние морозы. Навигация на Ладоге закончилась, но коммуникация продолжала действовать. Через Ладожское озеро была проложена ледовая трасса, которая для защитников города стала Дорогой жизни, как назвали её ленинградцы. Противник подвергал Дорогу жизни непрерывным ударам. Днём и ночью над Ладогой не смолкал рёв моторов вражеских самолётов. Фугасные бомбы и артиллерийские снаряды взламывали лёд, вызывали потери в людях и автотранспорте. Самоотверженно, проявляя чудеса героизма, защищали её наши лётчики и зенитчики. Они надёжно контролировали воздушные подходы к ледовой трассе, решительно и смело отражали налёты самолётов противника. За период действия ладожской трассы советские лётчики совершили более 8000 боевых вылетов, провели 203 воздушных боя, в которых с обеих сторон участвовало свыше 1300 самолётов, уничтожили в воздухе и на земле около 100 вражеских машин. Ладога стала передним краем обороны Ленинграда, надёжной кормилицей жителей города. За 5 зимних месяцев через Ладожское озеро было доставлено в Ленинград 360 000 тонн продовольствия, топлива, горючего и боеприпасов. С конца Ноября 1941 года для сопровождения транспортных самолётов и прикрытия Ладожской трассы стали привлекаться лётчики 154-го авиаполка под командованием батальонного комиссара А. А. Матвеева и 286-го авиаполка Майора П. Н. Баранова. Советским лётчикам пришлось сразу включиться в напряжённую работу. 17 Декабря 1941 года Пётр Пилютов на истребителе Р-40 «Киттихаук» в одиночку вылетел на сопровождение 9 транспортных Ли-2, перевозивших из осаждённого Ленинграда на Большую землю женщин и детей. Конечно, транспортные самолёты, да ещё и с детьми, прыкрывались обычно группой истребителей, но в данном случае сложились непредвиденные обстоятельства. Ли-2 летели на предельно малой высоте, а охранявший их истребитель под самой кромкой облаков. Так лётчику удобнее было вести наблюдение, а самому оставаться менее заметным для противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество заместителю командира 154-го истребительного авиационного полка Капитану Пилютову Петру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» ( № 885 ). В 1944 году он окончил курсы усовершенствования командиров полков. Неизгладимое впечатление оставил у него Парад Победы на Красной площади, в котором Пилютов участвовал как посланец защитников ленинградского неба. После войны Пётр Андреевич продолжил службу в ВВС. При этом, трудящиеся Ленинграда единодушно избрали его депутатом Верховного Совета СССР. Депутатские обязанности приходилось совмещать с многотрудной армейской службой ( П. А. Пилютов тогда командовал авиационной частью ), и с учёбой: его полк получил новейшие по тому времени реактивные машины. Чтобы учить других, нужно было самому досконально освоить современные самолёты. А воли, настойчивости в учёбе ему было не занимать. Фронтовые раны всё же давали о себе знать и в 1955 году Гвардии полковник П. А. Пилютов ушёл в запас. Поселившись в Ленинграде, все свои силы и приобретенные за десятки лет службы знания отдавал он молодёжи. На общественных началах работал в городском клубе ДОСААФ, посещал школы, пионерские лагеря, проводил военнизированные игры. До последнего дня он, что называется, был на боевом посту. 24 Марта 1960 года готовился провести занятие в одной из школ по противохимической защите. Готовился, но не провёл: перестало биться сердце. * * * Историк Надеин рассказал о героическом бое летчика Пилютова над Ладогой Санкт-Петербург, 13 марта. Историк и режиссер Сергей Надеин раскрыл подробности подвига летчика Петра Пилютова, именем которого в Петербурге названа одна из улиц. Женщин и детей из блокадного Ленинграда в годы ВОВ эвакуировали судами через Ладогу, пока не закрылась навигация. По льду эвакуация осуществлялась машинами, также применялись транспортные самолеты, рассказал Надеин.
Петр Пилютов командовал звеном истребителей. Они должны были сопровождать транспортные самолеты на большую землю. Но перед самым взлетом два истребителя были отправлены для сопровождения груза в Кронштадт.
Пилютов был очень опытным летчиком. Он четко понимал, что немцы пойдут на перехват, несмотря на то, что они знали, что в самолетах везут детей. В итоге так и случилось. Зная, что бой будет неравным, Пилютов не стал себя демонстрировать, а спрятался за облака. Самолет Пилютова получил огромное количество попаданий. Решив, что задача выполнена, караван спасен, Пилютов, неожиданно для врагов, не выпуская шасси, осуществил ловкий маневр, посадив самолет на лед Ладожского озера. Немцы долго летали над ним и пытались добить. От их пуль самолет Пилютова загорелся. Надеин добавил, что самолет Пилютова, затонувший в Ладоге, до сих пор пытаются разыскать. Сам Пилютов получил 32 ранения, к счастью, не смертельных. Позже летчика отвез в госпиталь проезжающий мимо крестьянин. Уже через месяц летчик вернулся в строй, получив звание Героя СССР за бой над Ладогой. Ранее Надеин рассказал, как решительные действия маршала Советского Союза Георгия Жукова помогли сохранить Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Долгий поединок летчика ПилютоваНедавно мне пришлось редактировать воспоминания Тамары Петровны Пилютовой, дочери легендарного летчика. Привожу интересные отрывки из нескольких глав. Каждый день мы ходим по этой улице, и кроме того, что она названа именем знаменитого летчика Пилютова, ничего о нем не знаем. Или не хотим знать? А ведь это был отважный ас, мастер высшего пилотажа, надежный товарищ, замечательный человек. Если бы мы жили в одно время, многие из нас искали бы дружбу с ним. Петр Андреевич Пилютов родился 23 октября 1906 года в селе Лучин Гомельского района, Белоруссия. Русский, происхождение из крестьян. В небе асы: первая встреча Война. Первая встреча с асом 1-го воздушного флота Германии произошла в конце ноября 1941 года. Четверка советских истребителей, возглавляемая заместителем командира 154-го авиаполка майором Пилютовым, патрулировала небо над «Дорогой жизни». На высоте в полторы тысячи метров группа Пилютова неожиданно была атакована четырьмя «мессершмиттами» последнего выпуска с более мощными моторами, да и скорость у «мессеров» была выше, чем у наших. Немцы обстреляли наших истребителей и быстро ушли в облака. В результате погиб один советский летчик, а грузовой самолет оказался подбит. Пилютов по радио приказал подбитому товарищу немедленно возвращаться на базу, а сам с ведомым ринулся на поиски врага. Он сумел отыскать «мессершмитты», причем вышел на них незаметно и стремительно атаковал вторую пару. От метких очередей Пилютова немецкий самолет загорелся сразу, а второго атаковал ведомый и сбил его. 3 декабря 1941 года Пилютова наградили вторым орденом Ленина. Из блокадного кольца: снова «желтоносый» В это время за боем наблюдал колхозник из села Сумское, который приехал за дровами. Подойдя к летчику, неожиданный спаситель увидел, что наш пилот жив. Отвезли его в госпиталь морской авиации. Врач насчитал 23 осколка в теле, пулю в руке, констатировал обморожение рук и лица и обнаружил осколок в голове, который так и остался до конца его жизни. Охота на «желтоносого» Через 23 дня Пилютов досрочно выписался из госпиталя и прибыл в свою часть. Он спросил, летает ли еще «желтоносый». Ему ответили, что летает и сбивает летчиков, особенно молодых. О «желтоносом» асе уже ходили легенды. Пилютов попросил командира полка разрешить ему «свободную охоту на «желтоносого». Через несколько дней они снова встретились. В этот раз Пилютов не пошел на сближение. Быстро отойдя в сторону, он набрал высоту. Зашел в облака и сквозь разрывы в них стал следить за «желтоносым». Тот в сопровождении трех ведомых спокойно барражировал в воздухе, выжидая очередную жертву. Не оставалось сомнения: никто из четверки фашистов не заметил советского самолета. И вот тогда-то Пилютов стремительно обрушился на «желтоносого» – из всех шести пулеметов! Фашист загорелся и вошел в пике – так яростно Пилютов атаковал немца! Внизу, на берегу Ладоги, объятый клубами черного дыма, горел сбитый «желтоносый». Так был побежден ас первого воздушного флота Германии. Отгремела война. Весной 1952 года Петра Андреевича Пилютова с группой летчиков послали в командировку. Их пригласили коллеги из ГДР. По прибытии они зашли в кафе пообедать. За соседним столиком немцы что-то праздновали. Летчики стали просить Пилютова рассказать о бое с шестью немецкими самолетами. Пилютов рассказал о бое с «желтоносым». Вдруг из-за соседнего стола встает немец с двумя бокалами вина и на ломаном русском языке произносит: Его последний полет состоялся 12 января 1955 года. Ни у кого из летчиков нет такого количества боевых вылетов – 8788! Награды летчика Пилютова Высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза 10. 02. 1943 г. Ордена: Медали: Источник: Т.П. Пилютова. Летчик Пилютов. Жизненный путь моего отца. СПб, 2019 Кто такой летчик пилютовПилютов Пётр Андреевич – заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, капитан. Родился 10 (23) декабря 1906 года в деревне Лучин ныне Рогачёвского района Гомельской области (Белоруссия) в крестьянской семье. Русский. Окончил неполную среднюю школу. С 1924 года – рабочий металлургического завода в городе Аша Челябинской области. В Красной Армии с 1928 года. В 1932 году окончил военную школу авиационных техников, в 1935 году – Качинскую военную школу лётчиков. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. Участник спасения челюскинцев в 1934 году, боёв у озера Хасан в 1938 году, советско-финляндской войны 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Заместитель командира 154-го истребительного авиаполка (39-я истребительная авиадивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан П.А.Пилютов в воздушном бою 17 декабря 1941 у Ладожского озера с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолёта и, несмотря на ранения, сумел посадить свой подбитый самолёт. К этому времени он совершил 170 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил шесть и в составе группы четыре самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество капитану Пилютову Петру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№885). Всего за время войны П.А.Пилютов сбил 17 самолётов противника. После войны продолжал службу в Вооружённых Силах СССР. С 1955 года полковник П.А.Пилютов – в запасе. Жил в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Умер 24 марта 1960 года. Похоронен в Александро-Невской Лавре (Коммунистическая площадка) в Санкт-Петербурге. Награждён 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. В городе Аша Челябинской области имя Героя носит парк, а в Санкт-Петербурге – улица. Его имя выбито в музее-диораме «Прорыв блокады Ленинграда» в городе Кировске Ленинградской области. В городе Рогачёв Гомельской области на Аллее Героев в Пионерском парке установлен памятный знак П.А.Пилютову. Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011) Кто такой летчик пилютовРодился 10 (23) декабря 1906 года в деревне Лучин (ныне Рогачёвский район Гомельской области Республики Беларусь). В 1918 году семья переехала в Башкирию, в деревню Ржаново, что находилась в Иглинском районе. Там рос и учился до 5 класса, затем семья переехала в город Аша (Челябинская область), где закончил ещё 2 класса. С 1924 года работал молотобойцем на Ашинском металлургическом заводе. Затем перешёл на работу кузнецом, изучиль специальность слесаря-арматурщика, стал мастером. С ноября 1928 года в рядах Красной Армии, служил связистом в Куйбышеве. В 1930 году поступил в 1-ю военную авиационно-техническую школу. В марте 1932 года направлен в 40-ю авиационную эскадрилью на Дальний Восток (город Спасск), вскоре назначен техником звена. В марте 1935 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков и вернулся на Дальний Восток. [Согласно историко-публицистической литературе, в 1936 году на разведчике Р-5 атаковал японский самолёт, нарушивший границу, и сбил его из курсового пулемёта. За эту победу награждён медалью «За отвагу». Однако, подтверждение этому факту в архивных документах не найдено.] Боевое крещение получил в период Советско-Японского конфликта на озере Хасан в 1938 году в составе 48-го ИАП, летал на И-15бис. Участник Советско-Финляндской войны с 17 февраля по 13 марта 1940 года в должности помощника командира эскадрильи 145-го ИАП, летал на И-16. Совершил 12 боевых вылетов, сбитых самолётов противника не имел. С июня 1941 года капитан П. А. Пилютов на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира эскадрильи 154-го ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 29-й Гвардейский ИАП). Летал на МиГ-3, «Киттихауке», Як-7. 17 декабря 1941 года заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан П. А. Пилютов в воздушном бою у Ладожского озера с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолёта. Несмотря на ранения, сумел посадить свой подбитый самолёт. К тому времени совершил 170 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника (в наградном листе говорится о 6 личных и 4 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 885).
|