Кто такой левит в библии
ЛЕВИТ
Книга Левит заключает в себе подробное описание всех обрядовых форм ветхозаветной религии, в особенности системы жертвоприношений. Кроме богословского значения, она имеет и важный археологический интерес, знакомя со многими сторонами жизни и воззрений еврейского народа.
Книга Левит имеет почти исключительно законодательное содержание, будучи почти совершенно лишена повествовательно-исторического элемента: на всем ее протяжении сообщены лишь два, притом не имеющих существенной связи с целым содержанием всей книги, факта (смерть Надава и Авиуда после посвящения первосвященника и священников, Лев. 10:1-3, и казнь богохульника, Лев. 24:10-23); все же остальное содержание книги образует подробное развитие и непосредственное продолжение статей и постановлений закона, излагаемых во 2-ой части кн. Исход; всюду законодательство книги Левит представляется развитием и восполнением возвещенного с Синая откровения (25, 26, 46; 27, 34). Главная идея или цель книги (выраженная особенно ясно в Лев 24:11-12) состоит в образовании из Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном благодатном и нравственном общении с Богом. Этой цели служат находящиеся в кн. Левит постановления:
Таким образом идея святости и освящения — господствующая идея книги Левит, проникающая все намеченные отделы, связанные как исторически или хронологически, так и логически, развитием одного и того же принципа.
Помимо непосредственной задачи — освящения членов народа Божия во всех отправлениях религиозной и бытовой жизни, — законы книги Левит по преимуществу были «тенью и образом грядущих благ» (Евр 10:1) новозаветных.
Левиты
Из Википедии — свободной энциклопедии
Левиты (в широком смысле) разделялись на две степени. К первой степени относились священники (коэны), происходившие исключительно из потомков Аарона по прямой мужской линии. Они имели собственную иерархию (первосвященник, заместитель, ключники, казначеи и т. д.). Ко второй степени священства относятся те члены колена Левия, которые не являются потомками Аарона, и они называются «левитами» (в узком смысле).
На левитах лежали обязанности священнослужения: они охраняли порядок при богослужении, руководили народом при жертвоприношениях, исцеляли прокажённых, были музыкантами и пели псалмы, составляли почётную храмовую стражу.
Традиционно левиты занимались обучением народа закону Торы; в древности летописцы выходили преимущественно из левитов.
Храмовые жертвоприношения совершались коэнами, однако остальные левиты принимали участие в богослужении и были обязаны заботиться о содержании Скинии, а впоследствии — Храма. В эпоху Второго Храма левиты также закалывали и подготавливали животных для жертвоприношений.
При царе Давиде левитов насчитывалось около 38 000 человек возрастом от 30 лет и старше.
Из всех колен Израиля левиты были единственным коленом, которое не имело собственного удела, то есть территории для проживания колена, и жило среди других колен. Этим поначалу достигалось равномерное распределение священников и служителей по территории Израиля, так что к ним могло обращаться всё население страны.
В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня; потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой. Втор. 10:8, 9
Однако левитам были выделены земельные наделы в окрестностях различных городов, при этом каждый город должен был поддерживать своё священство десятинами и пожертвованиями. Эта повинность стала значительным фактором, вызвавшим восстание десяти северных колен после смерти Соломона (ок. 930 года до н. э.). Вождь этого восстания, Иеровоам, изгнал из нового царства Израиля всех левитов. Ок. 722 года до н. э. Северное Израильское царство было захвачено Ассирией, а население уведено в плен.
Левиты
Обстоятельства, при которых совершилось учреждение священников и левитов, подробно описаны в кн. Исход ( Исх.XXXII, 25–29 ). Когда Моисей сошел со скрижалями с горы Синай и увидел идолопоклонство евреев, совершаемое ими перед золотым тельцом, он встал в воротах стана, и сказал: Кто Господень, иди ко мне. На это призвание немедленно откликнулось колено Левия, колено из которого происходил он сам: и собрались к нему все сыны Левиины ( Исх. XXXII, 26 ), говорит свящ. бытописатель. Он приказал им начать немедленное поражение всех участвовавших в идолослужении перед золотым тельцом, и пало в тот день из народа около трех тысяч человек (ст. 28). При этом, конечно, не было сделано никакого намека на высокую награду, ожидавшую их за религиозную ревность; но вскоре затем, когда оказалось необходимым ввести определенное служение в Скинии и религиозное воспитание народа, колено Левиино нарочито было избрано на сие высокое дело.
В кн. Числ. подробно изображены все постановления как касательно их исчисления, так и относительно обязанностей, лежащих на них (гл. III). Все колено Левиино было отдано в распоряжение Аарона и его сыновей. Господь так сказал при сем Моисею: в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. И вот Я взял левитов из сынов Израильских, вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых. Левиты должны быть Мои ( Чис. III, 5–13 ). По особенному указанию Божию, они приведены были перед Скинию, при собрании всего народа, были омыты водою, очищены жертвами и по возложении на них рук со стороны прочих израильтян, переданы Аарону и Аароном представлены и посвящены Господу. Одно только семейство Аарона из колена Левиина было отделено для отправления священнических обязанностей; прочим же потомкам Левия, с трояким разделением их на гирсонян, мераритян, каафян, названных так по имени трех сыновей Левия, были назначены особенные должности и отведено отдельное место в стане (ст. 23–37).
Служение в Скинии производилось левитами поочередно. Городами убежища назначены пять из левитских и один из священнич. городов. На содержание левитам, освобожденным от исполнения других каких обязанностей, были назначены десятины со всех произведений, из которых, впрочем, они в свою очередь отдавали десятую часть священникам ( Чис. XVIII, 20–29 ).
По водворении евреев в земле Ханаанской и во времена Судей мы находим только случайные указания на левитов, именно до самого времени учреждения у евреев монархического образа правления. Но вот при торжественном восстановлении общественного богослужения, при Давиде, левиты снова являются с своим исключительно выдающимся церковным характером ( I Пар. XV, 2, 27 ). К концу царствования Давида численность левитов простиралась до 38000 человек, от тридцати лет и выше ( I Пар. XXIII, 3 ), и из них назначены для дела в Деме Господнем двадцать четыре тысячи, как свидетельствует о том свящ. историк II кн. Пар. ( II Пар.XXIII, 4 ).
Все они были разделены Давидом на особые чреды по именам сынов Левия: Гирсона, Каафа и Мерари, по тысяче в каждой чреде. Другая часть левитов была отделена, по словам священного историка, на то, чтобы провещевать на цитрах, псалтирях и кимвалах, и они были отчислены на дело своего служения, в количестве 288 человек ( II Пар.XXV, 7 ). Остальная часть левитов имела своей обязанностью отворять и затворять двери храма ( II Пар.XXVI, 1–19 ), охранять храм от входа в оный людей почему-либо нечистых ( II Пар. XXIII, 19 ). Шесть тысяч из них были назначены писцами и судьями ( I Пар. XXIII, 4 ). Остальные имели своей обязанностью смотреть за свящ. сокровищами ( I Пар. XXVI, 20–28 ). Таким образом, все колено Левиино тем или другим путем вообще было занято делами, или прямо относящимися к храму и богослужению, или определено к важнейшим делам гражданской администрации ( I Пар. XXVI:32 ; IIПар. XIX:11 ).
По разделении царства Израильского при Ровоаме левиты, жившие в пределах отпадших от него колен, оставили свои города и предградия и переселились в землю колен Иудина и Вениаминова. С сего времени мы опять встречаем в свящ. книгах Ветхого Завета только случайные указания на левитов. Когда вступал на престол какой-либо иудейский благочестивый царь, ревновавший об истинном богопочитании в своем царстве, то левиты всегда оказывались деятельными сотрудниками и помощниками его в этом святом деле ( II Пар. XIX:8–10, XXIX:12, 13 ).
Число возвратившихся левитов с Заровавелем из Вавилонского плена простиралось до 340 или 360 чел. ( I Езд. II, 40–42 ). Некоторые из них находились в плену, поженились на иноплеменницах, впрочем, по убеждению Ездры, расторгли свой незаконный брак ( I Езд. X, 23, 24 ).
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Библейские сюжеты: кто такие левиты?
Слово «левит» встречается в Священном Писании не только в Ветхом Завете. Так, например, когда Христос рассказывал притчу о добром самарянине, то упомянул среди тех, кто прошел мимо раненого человека, и левита. В Книге Деяний апостолов мы также читаем: Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов (Деян. 4: 36, 37). Чтобы лучше понимать эти библейские сюжеты, давайте разберемся, кем же были левиты.
Как появились левиты
Сделаем небольшой экскурс в текст Книги Исход. Итак, все мы, наверное, помним, как Моисей спустился с горы со скрижалями Откровения и увидел оставленный им народ поклоняющимся истукану. Чтобы прекратить это бесчинство, он призвал тех, кто считал себя верными Богу, и велел истребить беззаконников: И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень — иди ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины (Ср.: Исх. 32: 26).
Как видим, благочестием и религиозной ревностью отличилось всё колено Левия. В последующем, когда нужно было ввести служение в Скинии (по сути — священническое служение), для этой цели Сам Бог выбрал именно потомков Левия: Вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна, из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои, ибо все первенцы — Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь (Ср.: Чис. 3: 12, 13).
Позже левиты служили уже и в первом храме, а в их задачи входило и религиозное воспитание всего народа. При царе Давиде из левитов начали составляться хоры, прославлявшие Бога своим пением.
Как жили левиты?
Из потомков Левия было отделено одно семейство Аарона (брата Моисея), на которое возлагались священнические обязанности. Остальные левиты подразделялись на гирсонян, мераритян, каафян (такие названия они получили по именам сыновей Аарона). Каафяне следили за служебными сосудами и Ковчегом завета, а мераритяне и гирсоняне занимались остальными работами.
Служение левитов составляло 30 лет: от двадцатилетнего до пятидесятилетнего возраста.
У левитов, в отличие от других колен Израилевых, не было своих земель. По Божиему повелению о них заботился Сам Господь: Нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой (Втор. 10: 9). Таким образом, левитам отделяли для жительства отдельные города (например, в Ханаанской земле у них было 48 городов, из которых 13 принадлежало священникам). Народ отдавал десятину левитам, а те в свою очередь из этой десятины отделяли часть пожертвований священникам.
В Священном Писании левиты встречаются достаточно часто, теперь вы будете знать о них немного больше. А возвращаясь к притче Иисуса Христа о добром самарянине, мы теперь лучше понимаем всю ее глубину — ведь левит, будучи служителем Бога, уж точно должен был проявить милосердие к раненому. Но к сожалению, будучи религиозным по букве, он не был таковым по духу. Пусть эта притча будет для нас поучением.
Левиты
Левиты — 1) потомки Левия, родоначальника одного из двенадцати колен Израилевых, назначавшиеся в соответствии с законом, данным через Моисея Богом, на особое служение при скинии (храме), в помощь священникам — потомкам Аарона, происходившего из того же колена; 2) потомки Левия вообще.
Почему для служения при скинии были выбраны представители колена Левия?
Сам Моисей, вождь еврейского народа, и его брат Аарон, удостоившийся от Господа чести стать первым в истории Израиля первосвященником, происходили из колена Левия. Считается, что представители этого колена отличались особой верностью Богу.
Так, когда по случаю долгого отсутствия Моисея израильтяне создали себе золотого тельца и назвали его своим Богом ( Исх.32:4 ), на призыв возвратившегося с горы Моисея (где он постился, молился и получил скрижали от Бога) — «кто Господень, [иди] ко мне!» ( Исх.32:26 ) — откликнулись именно «все сыны Левиины» ( Исх.32:26 ).
Во время пребывания еврейского народа в пустыне Бог избрал их как бы Себе в собственность ( Чис.3:12 ), взамен всех первенцев Израилевых, которые, в свою очередь должны были бы «принадлежать» Господу как избавленные от того поражения, каким были истреблены первенцы в земле Египетской ( Чис.3:13 ).
Почему левиты не получили своего удела в обетованной земле?
Левиты и сами были уделом Божьим. Кроме того, о них говорится, что их частью, уделом был Сам Господь ( Чис.18:20 ). Все они были посвящены на особое служение Богу и в их задачу, по замыслу Божью, не входило владение, распоряжение и обработка особого удела на территории Обетованной земли.
Отсутствие возможности приобретать материальные блага за счёт использования собственного удела компенсировались специальным налогом, десятиной, который возлагался на представителей прочих колен. Десятина также именовалось уделом левитов ( Чис.18:24 ).
Несмотря на отсутствие у левитов особого земельного удела, в их собственность было передано 48 городов.