Кто такой лейтенант рябцев
Лейтенант Пётр Сергеевич Рябцев
Пётр Сергеевич Рябцев – летчик-истребитель, командир звена 123-го истребительного авиационного полка (10-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 4-й армии, Западный особый военный округ), совершил первый воздушный таран в годы Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года.
Петр Рябцев родился 16 января 1915 года на Донбассе*. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Работал электромонтёром.
В 1937** году с отличием окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в Западном особом военном округе. Член КПСС с 1940 года.
22 июня 1941 года в 10.00 командир звена истребительного авиаполка лейтенант Петр Рябцев с тремя лётчиками на самолетах И-153 вступили в воздушный бой с 8 истребителями противника Me-109 над городом Брест. Концу боя Рябцев израсходовал весь боезапас. Не считаясь с опасностью, повёл свой самолёт на “мессершмитт” и таранным ударом сбил его. Приземлился на парашюте.
Заместитель командира эскадрильи лейтенант П.С.Рябцев 31 июля 1941 года в районе аэродрома Едрово под Ленинградом на самолёте Як-1 (заводской №1919) вступил в бой с группой истребителей противника Me-109. В ходе боя на высоте 30 м его самолёт был атакован с разных направлений тремя “мессершмиттами” и сбит. Рябцев погиб.
6 мая 1965 года Пётр Сергеевич Рябцев награждён (посмертно) орденом Отечественной войны I степени.
Именем Пётра Сергеевича Рябцева названа улица в Бресте.
____________
*Большинство источников указывают как место рождения город Красный Луч Ворошиловградской области, однако встречаются упоминания местом рождения поселок (ныне город) Пертровское (подчиненного городскому совету Красного Луча) и Макеевка.
**Есть источник указывающий на 1934 год.
***Есть упоминания о командире звена капитане Мажаевом Н.П., под началом которого воевал Рябцев П.С.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Кто такой лейтенант рябцев
Родился 4 июня 1923 года в городе Борисов Минской области (Белоруссия) в семье рабочего. Белорус. Окончил 8 классов. Призван в армию в 1941 году после окончания курса обучения в Минском аэроклубе. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов, эвакуированную в июле 1941 года в Зерноград Ростовской области, а в ноябре 1941 года – в Туркмению.
На фронтах Великой Отечественной войны с марта 1943 года. Воевал на Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Сражался на Курской дуге, участник освобождения Белоруссии (в том числе городов Орша, Витебск, Борисов, Минск), Литвы, боёв на территории Восточной Пруссии и Германии. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-7.
К маю 1945 года М.Е.Рябцев совершил 147 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника, в том числе 11 истребителей FW-190 и три истребителя Ме-109.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии старшему лейтенанту Рябцеву Михаилу Евсеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6062).
После войны М.Е.Рябцев продолжал службу в Военно-воздушных силах. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. Служил в войсках противовоздушной обороны, освоил 18 типов самолётов, в том числе новейших реактивных истребителей.
С 1975 года полковник М.Е.Рябцев – в запасе. Жил в Москве. Работал в КБ П.О.Сухого. Умер 26 октября 1989 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 2).
Награждён орденом Ленина (27.06.1945), двумя орденами Красного Знамени (5.05.1944 и 5.04.1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (24.08.1944 и 11.03.1985), орденом Красной Звезды (21.07.1943), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.
Почётный гражданин Борисова.
Было решено с целью срыва дальнейших налётов разгромить авиационную группировку немецкой бомбардировочной авиации. Одной из крупных баз её сосредоточения являлся аэродром у деревни Сеща Брянской области. На бомбардировку этого аэродрома 8 июня вылетела большая группа пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2. Их сопровождали истребители 2-го гвардейского истребительного авиационного полка, в числе которых находился М.Е.Рябцев.
При подходе к цели на аэродроме Сеща было обнаружено около 90 вражеских бомбардировщиков, а также истребители FW-190, которые парами и четвёрками пытались противодействовать нанесению удара по аэродрому. Истребители прикрытия вступили с ними в бой. По наблюдению экипажей штурмовиков, в результате удара на аэродроме в общей сложности было уничтожено до 20 и повреждено до 15 самолетов противника. В свою очередь, истребители прикрытия доложили, что после удара на аэродроме они наблюдали 18 очагов пожара в районе стоянок самолетов и ангаров, а также сильные взрывы. При отходе от цели два FW-190 атаковали Пе-2 из состава второй группы 2-го бомбардировочного авиаполка. Ведущий группы прикрытия командир эскадрильи лейтенант Косолапов в паре с младшим лейтенантом Левченко вступили с ними в воздушный бой. Косолапов, сблизившись на 100–80 метров, после 5–6 очередей сбил один «фоккер». Второй «фоккер» пытался атаковать Косолапова, но был контратакован Левченко и вышел из боя.
Летом 1943 года на фронтовой аэродром прибыло 12 истребителей Ла-5. Они были построены на средства дружественного монгольского народа. Истребители были вручены эскадрилье 2-го гвардейского истребительного полка, которая получила наименование «Монгольский арат». В этой эскадрилье М.Е.Рябцев сражался до конца войны.
Летом 1943 года М.Е.Рябцев воевал над Курской дугой. С 12 июля по 10 августа лётчики 2-го гвардейского истребительного полка совершили 657 боевых вылетов и сбили в воздушных боях 66 самолётов противника. Только в Орловской операции лётчики эскадрильи в воздушных боях уничтожили 21 немецкий самолёт. С 14 июля по 28 августа М.Е.Рябцев сбил четыре самолёта противника (один бомбардировщик Не-111 и три истребителя – один Ме-109 и два FW-190).
За образцовое выполнение боевых задач при освобождении Орла и Белгорода полк был награждён орденом Красного Знамени.
Отличились гвардейцы и при освобождении Белоруссии. За период с 22 июня по 17 августа 1944 года они произвели около девятисот боевых вылетов и уничтожили пятьдесят немецких самолётов. Полку было присвоено наименование Оршанского.
В конце января и в начале февраля 1945 года лётчики дивизии уничтожили несколько десятков вражеских самолетов. Как отмечает командир 322-й дивизии А.Ф.Семёнов, особенно успешно действовали в это время майор Г. В. Диденко, капитаны В. И. Королев, Ф. М. Лебедев, В. В. Зайцев, А. И. Майоров, И. Т. Кошелев, старшие лейтенанты М. Е. Рябцев, П. А. Сомов, П. М. Непряхин, П. Я. Марченко, Г. И. Бессолицын, Н. Г. Марин, лейтенант Г. В.Уткин.
Подойдя к Зарау, летчики застали на земле не менее шестидесяти — семидесяти самолётов различных типов. Кроме того, над аэродромом кружила девятка Ю-87. Эскадрилья «Монгольский арат» сбросила бомбы на ближайшую стоянку, затем на бреющем полете прошла вдоль остальных стоянок, ведя огонь из пушек. На аэродроме сразу же возникло несколько очагов пожара. Развернувшись, истребители пошли на штурмовку вторично. Другая эскадрилья вступила в бой с вражескими самолётами и сбила три бомбардировщика и два истребителя.
В апреле 1945 года 322-я дивизия дивизии и все её полки были награждены орденами. Дивизии вручили орден Суворова 2-й степени, 2-му гвардейскому полку — орден Суворова 3-й степени.
16 апреля 1945 года во время Берлинской операции эскадрилья «Монгольский арат» произвела успешную штурмовку аэродрома, на котором вспыхнуло до десятка пожаров. Кроме того, эскадрилья провела над аэродромом воздушный бой с десятью «фокке-вульфами» и трёх из них уничтожила. Сама же вернулась без потерь и благополучно произвела посадку в сложных условиях. Не менее напряжёнными были и последующие дни наступления, когда наши наземные войска углубляли и расширяли прорыв вражеской обороны на главном направлении.
Особенно ожесточённые воздушные бои разгорелись в районе Коттбуса. Туда противник бросил крупные силы авиации, и обстановка складывалась иногда так, что нашим лётчикам приходилось быть в меньшинстве. Здесь опять блестяще проявила себя эскадрилья «Монгольский арат». Возглавляемая командиром эскадрильи капитаном И.Т.Кошелевым восьмёрка Ла-7 успешно провела воздушный бой против двенадцати «фокке-вульфов». Использовав преимущество в высоте и скорости, наши лётчики навязали противнику свою волю, заставили его действовать на вертикалях. В результате два вражеских самолёта были сбиты, остальные рассеялись.
25 апреля лётчики эскадрильи «Монгольский арат» штурмовали вражеский узел сопротивления.
В конце дня лётчики узнали, что берлинский гарнизон полностью прекратил сопротивление.
Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)
Могилы наших земляков: уроженец Борисова, Герой Советского Союза Михаил Евсеевич Рябцев
Троекуровское кладбище в Москве, открытое в 60-х годах прошлого века, изначально было задумано как филиал Новодевичьего некрополя. В первую очередь оно предназначалось для погребения видных политических и государственных деятелей, людей с особыми заслугами.
Среди захоронений Троекуровского кладбища есть могила уроженца Борисова, Героя Советского Союза Михаила Евсеевича Рябцева.
Лётчик-истребитель, почётный гражданин Борисова
Михаил Рябцев появился на свет 4 июня 1923 года. Мальчик учился в средней школе города Борисова, а после её окончания прошёл обучение в Минском аэроклубе. В 1941 году Михаил был призван в ряды Красной Армии. Командование приняло решение направить молодого человека в Черниговскую военную авиационную школу пилотов.
Это учебное заведение сформировалось в ноябре 1940-го года. Спустя полгода был укомплектован постоянный состав, который в июне 1941-го отправился на фронт. Школу эвакуировали в Ростовскую область, а после в Туркмению. На просторах этой республики базировалось пять аэродромов Черниговской ВШАП, где в сложных условиях день и ночь готовились пилоты для советской авиации.
Цветочные композиции выражают глубокое уважение почившему, его прижизненным заслугам.
Михаил Рябцев завершил обучение лётному делу осенью 1942 года и несколько месяцев нёс службу в запасном полку. Весной 1943-го он был приписан ко 2-му гвардейскому истребительному авиаполку, который входил в состав 2-й воздушной армии. Младший лейтенант Рябцев принял управление истребителем Ла-5, который был одним из тринадцати самолетов эскадрильи «Монгольский арат». Машины этой эскадрильи были построены на средства, собранные трудящимися Монголии. Лётчики-истребители 2-й воздушной армии первыми в мире стали использовать шоссейные дороги в качестве взлётно-посадочной полосы.
Летом 1943 года командование Красной Армии предприняло крупную воздушную операцию по установлению господства в воздухе. С этой целью пилоты 2-го ГИАП приняли участие в налётах на аэродромы противника на центральном и южном участке советско-германского фронта. Лейтенант Рябцев поднимался в воздух на боевое сопровождение пикирующих бомбардировщиков Пе-2.
Позже 2-я воздушная армия принимала участие в битве на Курской дуге, в ходе которой инициатива окончательно перешла на сторону Красной Армии. Далее было одно из крупнейших сражений в мировой истории — битва за Днепр. На фронте протяжённостью 750 километров советские войска форсировали могучую реку и полностью освободили левобережную Украину.
Зимой 1943-го и весной 1944 года войска 1-го Украинского фронта проводили операции по освобождению правобережной Украины, результатом которой стало формирование Сандомирского плацдарма. Именно с этой стратегической точки летом 1944 года началось общее наступление на территории оккупированной Польши, Чехословакии, а впоследствии Германии.
Михаил Рябцев также принимал участие в операции «Багратион», в ходе которой всего за два месяца была освобождена вся Беларусь, в том числе и родной город лётчика-истребителя. Летом 1944-го 2-й гвардейский истребительный авиаполк был награждён почётным наименованием «Оршанский».
После Победы Михаил Евсеевич остался в рядах Военно-Воздушных Сил. Учился в Военно-воздушной академии, которую окончил в 1955-м. Нёс службу в войсках противовоздушной обороны, освоив за двадцать лет 18 видов машин. В 1975-м году, в звании полковника вышел в запас. Однако Михаил Рябцев не оставил небо и работал в конструкторском бюро, которое было основано ещё одним нашим земляком, Павлом Осиповичем Сухим.
Скончался Михаил Евсеевич 26 октября 1986 года. Его заслуги были отмечены орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, рядом медалей. Михаил Рябцев стал почётным гражданином города Борисова.
Чёрная стела на престижном кладбище Москвы
Михаил Рябцев похоронен на 2-м участке Троекуровского кладбища. Место его захоронения огорожено невысоким бордюром из гранита тёмного цвета. Могила Героя Советского Союза обозначена прямоугольным цветником.
Над могилой Михаила Рябцева на невысоком пьедестале установлен памятник, представляющий собой прямоугольную стелу с наклонной верхней гранью. На мемориале из чёрного полированного гранита выгравирован портрет лётчика-истребителя с изображением Золотой Звезды Героя Советского Союза. Ниже вырезана надпись: «Герой Советского Союза/Рябцев/Михаил Евсеевич/4.VI.1923 — 26.X.1989».
Кто такой лейтенант рябцев
Командир звена 123-го истребительного авиационного полка (10-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 4-й армии, Западный особый военный округ) лейтенант Рябцев 22 июня 1941 года около 10 часов утра в составе четвёрки истребителей И-153 над Брестской крепостью вступил в бой с 8 истребителями Me-109.
Израсходовав весь боезапас, Рябцев таранным ударом сбил самолет противника. Приземлился на парашюте.
О Петре Сергеевиче Рябцеве рассказывает его внук заведующий студенческим клубом БелГУТа Борис Рябцев.
Петр Сергеевич Рябцев родился в 1915 году. После окончания 7 классов неполной средней школы и школы ФЗУ работал электромонтёром. С отличием окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в Западном особом военном округе.
Погиб 31 июля 1941 года в бою над аэродромом Едрово под Ленинградом. 6 мая 1965 года награждён орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно)..
Мемориальная доска Петру Сергеевичу Рябцеву установлена в микрорайоне Дубровка города Бреста на улице лейтенанта Рябцева.
Отрывок из книги Сергея Сергеевича Смирнова «Брестская крепость»
Героическая легенда, которую рассказали мне несколько лет назад
защитники крепости,
теперь превратилась в быль,
в боевой подвиг донбасского паренька Петра Рябцева.
Занимаясь розысками защитников Брестской крепости, встречаясь с участниками этой обороны, я столкнулся с любопытной историей, которая дотоле оставалась неизвестной и не была внесена в хронику Великой Отечественной войны.
Осенью 1954 года, когда я встретился в Ереване с Самвелом Матевосяном, он рассказал о воздушном бое, происходившем над Брестом в первый день войны, 22 июня 1941 года.
По словам Матевосяна, подвиг неизвестного пилота глубоко взволновал защитников крепости. Все они были уверены, что герой погиб, и отважный поступок его придал им новые силы в их невероятно трудной борьбе. Позднее, когда удалось разыскать многих других героев крепости, некоторые из них тоже оказались очевидцами этого воздушного боя и полностью подтвердили историю, рассказанную Матевосяном.
До этого считалось, что первый воздушный таран в Великой Отечественной войне совершил 27 июня 1941 года летчик-комсомолец Петр Харитонов на подступах к Ленинграду, за что он был удостоен звания Героя Советского Союза. А теперь выходило, что такой же таран был сделан еще в первый день войны, даже в самые первые ее часы, над Брестом. Было бы крайне важно установить имя неизвестного летчика. Но тогда я думал, что сделать это окажется невозможным.
В первый день войны в районе Бреста шли тяжелые бои, противник продвигался в глубь нашей территории, и казалось, что в таких условиях подвиг летчика, вернее всего, остался незамеченным и тем более вряд ли зарегистрирован в документах.
К счастью, я ошибся.
В клубном зале собрались курсанты, преподаватели, командиры. Я рассказал им о событиях в крепости и, так как тут сидели летчики, упомянул о воздушном таране в районе Бреста, выразив сожаление, что, вероятно, имени героя летчика нам никогда не удастся узнать.
По окончании вечера в клубном фойе ко мне подошел преподаватель училища майор Захарченко.
Я думаю, вы поймете, с каким нетерпением я стал его расспрашивать.
Накануне войны Захарченко, тогда еще лейтенант, служил в 123-м истребительном авиационном полку, который располагался на аэродромах близ Бреста и охранял воздушные границы в этом районе. На рассвете 22 июня 1941 года летчики приняли бой против воздушных сил врага.
Вот что записано в истории 123-го истребительного авиационного полка о воздушном таране над Брестом:
За этой первой записью следовали многие другие, и в них часто встречалось имя Рябцева. Как ни сухи и ни скудны были строки полковой хроники, все же они с уверенностью свидетельствовали, что Петр Рябцев был одним из самых активных и отважных летчиков своей части.
В конце июня полк был отозван с фронта в Москву и получил на вооружение новые Яки (самолеты конструкции А. С. Яковлева). Затем эскадрильям его поручили охранять воздушные подступы к Ленинграду, и Петр Рябцев оказался на аэродроме Едрово. Немецкие самолеты рвались к городу Ленина, в небе шли непрерывные бои, и молодой летчик в эти дни принял участие в десятках жарких воздушных схваток. 31 июля 1941 года Петр Сергеевич Рябцев героически погиб в бою над своим аэродромом.
Там же, в военном архиве, нашлось и личное дело лейтенанта Петра Рябцева. Вот что я узнал из него.
Петр Сергеевич Рябцев родился в 1915 году в большой рабочей семье, которая жила в заводском поселке Красный Луч в Донбассе.
Окончив семилетку, 16-летний комсомолец Петя Рябцев поступил в заводскую школу ФЗУ, а потом работал в цехе этого завода электромонтером. Когда комсомол призвал молодежь вступить в ряды Воздушного Флота, Петр Рябцев сразу же откликнулся на призыв. В 1934 году он становится курсантом авиационной школы и успешно заканчивает ее.
Это были лишь краткие, по-анкетному казенные сведения, но уже из них передо мной вставал образ юноши, смелого защитника Родины в годы войны. Летом 1957 года я рассказал о лейтенанте Петре Рябцеве и о его подвиге в очерке, который был напечатан «Комсомольской правдой». Я надеялся, что родные и друзья Петра Рябцева прочтут его и помогут нам узнать больше о герое. Так и случилось.
В тот день, когда был опубликован очерк, в редакцию позвонил главный инженер одной из крупных подмосковных строек Филипп Рябцев, родной брат Петра. А еще через две недели в газете появилась его статья. Это был рассказ о рабочей семье Рябцевых, вырастившей целое поколение молодых тружеников и воинов.
Глава этой семьи, Сергей Константинович Рябцев, 60 лет подряд проработал кузнецом в Донбассе на том же заводе. Он умер незадолго до того, как я начал искать следы его героически погибшего сына. А мать Петра Рябцева, Ирина Игнатьевна, была еще жива. Женщина, родившая десять и вырастившая девять сыновей, она награждена орденом Материнской славы 1-й степени и жила в заводском поселке вместе со старшими детьми.
Сергей Рябцев начал трудовой путь задолго до революции. Дружба с рабочими-большевиками привела его на дорогу революционной борьбы. Несколько раз он смело выступал перед хозяевами как защитник прав рабочих и пользовался любовью и уважением товарищей. В 1917 году, как только в Донбасс пришла Советская власть, Сергей Константинович Рябцев был избран первым председателем заводского комитета профсоюзов. А в 1924 году рабочие Донбасса послали его своим делегатом в Москву на похороны В. И. Ленина.
Человек, прошедший суровую жизненную школу, старый кузнец воспитал своих детей в духе лучших рабочих традиций, прививая им любовь к труду, преданность Родине и партии. Дружно жила эта большая семья.
И все девять сыновей прошли эту рабочую школу на заводе.
Трое братьев Рябцевых погибли в годы войны, защищая Родину. Федор был директором одного из ленинградских заводов и пал в 1941 году в народном ополчении под Можайском. Алексей, рядовой солдат-зенитчик, был убит под Гродно, а Петр погиб, охраняя воздушные подступы к Ленинграду.
Два месяца спустя Филипп Рябцев получил сообщение о гибели брата. Эту печальную весть получили также в Донбассе в семье Рябцевых, и тогда самый младший из братьев, Виктор, подал заявление в летную школу, стремясь занять место Петра в боевом строю. Его желание было удовлетворено. Он окончил авиационное училище и сражался на фронтах. На его личном боевом счету больше десяти сбитых фашистских самолетов. После войны Виктор Рябцев служил в авиации и летал на новейших реактивных машинах. Только недавно он вышел в отставку.
После опубликования статьи в «Комсомольской правде» и после того, как в январе 1958 года я выступил по Всесоюзному радио с рассказом о воздушном таране над Брестом, пришло несколько десятков писем. Мне писали родные и знакомые Петра Рябцева и просто радиослушатели и читатели. Взволнованное письмо, полное и материнской боли, и гордости за сына, прислала 74-летняя мать Петра Рябцева, Ирина Игнатьевна. Поделились воспоминаниями о герое друзья его детства, юности и бывшие боевые товарищи.
Но, конечно, самыми интересными были свидетельства участников того боя, в котором Петр Сергеевич Рябцев совершил воздушный таран. Вот что написано в письме, полученном из Ленинграда:
Жаль Петра Рябцева, что рано погиб, а еще больше жаль, что забыли о нем.
Петр Рябцев погиб 31 июля 1941 года при взлете в момент штурмового налета большой группы самолетов «Ме-110» на наш аэродром.
А вот как описывает памятный бой 22 июня 1941 года другой его участник, бывший лейтенант, а ныне полковник, Герой Советского Союза Георгий Жидов. Он описал его в газете «Советская авиация» 17 июля 1957 года.
Завязался напряженный бой. Атака следовала за атакой.
Наши летчики старались держаться вместе, чтобы можно было прикрывать друг друга. Бой продолжался 8-10 минут. Встретив упорное сопротивление советских летчиков, гитлеровцы решили пойти на хитрость. Четыре самолета «Ме-109» вошли в глубокий вираж, а четыре продолжали с нами бой. Кроме того, «Хе-113» атаковали нас сверху.
Рябцев Михаил Евсеевич
Родился 4 Июня 1923 года в городе Борисов Минской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов средней школы. В 1941 году окончил Минский аэроклуб, после чего был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу лётчиков. С Марта 1943 года сержант М. Е. Рябцев в действующей армии. Воевал на Степном, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Сражался на Курской дуге, участник освобождения Белоруссии (Орши, Витебска, Борисова, Минска), Литвы, боёв на территории Восточной Пруссии и Германии. К Маю 1945 года командир звена 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка (322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант М. Е. Рябцев совершил 147 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени; медалями. Рябцев видел, как испуганно забегали фашисты по аэродрому, как один за другим стали гаснуть огни, как побежали по полосе 2 «Фоккера». Ведущий группы Старший лейтенант Ф. Косолапов, чтобы не мешать работать бомбардировщикам, поднял истребители выше. Оттуда хорошо был виден весь аэродром и на нём горящие самолёты, и как свободно ходят над целью Пе-2. Косолапов оставил группу на Старшего лейтенанта А. Пушкина и с ведомым Левченко устремился в атаку на «Фоккеров». Через несколько секунд на земле горели ещё 2 вражеских самолёта. В один из осенних дней 1943 года в небе появились новенькие истребители. На их фюзеляжах было написано «Монгольский арат». В одиночку немецкие лётчики не решались приближаться к ним. Страх перед непонятной надписью усилился ещё больше, когда в первом же воздушном бою один из «Монгольских аратов» на высоте 8000 метров сбил «Хейнкель-111». И в дальнейшем Гвардии старший лейтенант М. Е. Рябцев не забывал о своей клятве. Он стал не только замечательным воздушным бойцом, но и одним из лучших воздушных разведчиков в своей дивизии.
|